тигр в каком году выпустили

«Тигр» — самый опасный хищник Панцерваффе

тигр в каком году выпустили. userpic b8aed5875b3e527f42a67714ee848660d8d4e5d91bb72d816563a570a1eb680e. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-userpic b8aed5875b3e527f42a67714ee848660d8d4e5d91bb72d816563a570a1eb680e. картинка тигр в каком году выпустили. картинка userpic b8aed5875b3e527f42a67714ee848660d8d4e5d91bb72d816563a570a1eb680e

Необходимость в создании машины, способной выдерживать конкуренцию со средними и тяжёлыми танками противника, возникла у командования Вермахта после вторжения в Советский Союз. Адекватного ответа советским танкам КВ-1 и Т-34 у немцев не было, и шаткий паритет удерживался лишь за счёт “acht-acht” – 8,8-см зенитных орудий FlaK-18/36, устанавливаемых на прямую наводку.

тигр в каком году выпустили. tiger i 14504d730c5881bebc3ef1b0748e0112. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-tiger i 14504d730c5881bebc3ef1b0748e0112. картинка тигр в каком году выпустили. картинка tiger i 14504d730c5881bebc3ef1b0748e0112

Учитывая важность момента, Адольф Гитлер лично принял непосредственное участие в разработке задания для промышленности, выделяя три обязательных условия для новой машины: скорость, мощную броневую защиту и наличие орудия с высокой начальной скоростью снаряда. Из двух предоставленных на конкурс образцов выбор пал на изделие концерна Henschel – прототип будущего «Тигра». Выпуск нового серийного танка планировалось начать в июне 1942 года с тем, чтобы к лету 1943 года иметь в строю не менее 285-ти машин.

Henschel уже имел практические наработки в создании тяжёлого танка, поэтому работа продвигалась довольно быстро. Применив классическую схему с передним расположением трансмиссии и объединив её агрегаты с отделением управления, конструкторам удалось максимально увеличить объём боевого отсека. Это обеспечило комфортные условия для членов экипажа и рациональную компоновку основных узлов.

В работе был применён ряд новшеств и оригинальных идей. Управление 57-тонной машиной было удивительно удобным и простым. К примеру, рулевой усилитель позволял поворачивать штурвал, по выражению Отто Кариуса, «одним пальцем». Полуавтоматическая коробка Maybach имела восемь передач вперёд и четыре назад. Для их переключения следовало лишь перевести рычажок в нужное положение, и сервопривод автоматически, без участия водителя, включал нужную передачу.

Ходовая часть танка состояла из 24-х опорных катков, расположенных в четыре ряда на одну сторону в шахматном порядке. Опорные катки первых 799-ти «Тигров» имели резиновые бандажи, которые впоследствии, из-за их низкой надёжности, были заменены на стальные с внутренней амортизацией. Наружный ряд одинарных катков при этом был снят. Торсионная подвеска «Тигра» обеспечивала плавность хода и хорошее прицеливание при движении.

На «Тиграх» использовались два типа гусениц. Боевые, шириной в 725 мм, и транспортные — шириной в 520 мм, применявшиеся при перевозке машин по железной дороге, а также при их движении по дорогам с твёрдым покрытием.

На первых 250-ти машинах был установлен 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель Maybach HL 210Р30 мощностью 650 л.с. На всех последующих — Maybach HL 230Р45 мощностью 700 л.с. Для эксплуатации на африканском театре военных действий на корме танка монтировались воздушные фильтры.

В качестве топлива использовался этилированный бензин. Ёмкость четырёх бензобаков составляла 534 л, паспортный расход топлива на 100 км при движении по шоссе составлял 270 л, по бездорожью — 480 л, хотя, по свидетельству немецких танкистов, «Тигр» «съедал» больше горючего — до 6 л на 1 км.

Все танки оснащались радиостанцией FuG5, имевшей дальность действия до 6,4 км, а также телефоном и телеграфом.

Первоначально «Тигры» укомплектовывались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, впоследствии — монокулярным TZF9b. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемёт MG34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF2.

Первые 495 танков были оснащены приспособлением для подводного вождения, позволявшим преодолевать водоёмы глубиной до 4 метров. В войсках это новшество применения не нашло, и от него со временем отказались. В 1943 году 84 танка были переоборудованы в командирские — для размещения в башне дополнительного радиооборудования был уменьшен боекомплект и снят спаренный с пушкой пулемёт.

Полностью укомплектованный «Тигр» обходился Германии во внушительную сумму — 300 тысяч рейхсмарок. В целом, это была прекрасная машина, полностью отвечавшая требованиям времени и долгое время не имевшая на поле боя достойных конкурентов.

Тактико-технические данные «Tiger I» Ausf E

88-мм пушка KwK36 L/56, БК — 92 выстрела (осколочно-фугасные и бронебойные снаряды);

два пулемёта MG34 в башне и корпусе, БК — 4800 патронов

ИзготовительHenschel, Wegmann
Экипаж, чел5
Боевая масса, т57
Длина, м8,45
Ширина, м3,7
Высота, м2,93
ДвигательMaybach HL 120 P5
Коробка передачПолуавтоматическая (8 скоростей вперёд, 4 скорости назад)
Скорость, км/ч38
Запас хода, км140
РадиостанцияFuG5
Вооружение
Броня, мм/град.
башнялоб — 100/8, борт — 80/0, корма — 80/0, крыша/днище — 25/81-90
надстройкалоб — 100/10, борт — 80/0, корма — 25/90
корпуслоб — 100/24, борт — 60/0, корма — 80/8, крыша/днище — 25/90
маска пушки100-110/0

С учётом специфики использования нового танка, структура подразделений «Тигров» отличалась от общепринятой. Основу составили роты по 15 машин и батальоны — по 45. В экипажи набирались лучшие танкисты с боевым опытом, причём особое внимание уделялось подбору водителей. В мае 1942 года было начато формирование первого тяжёлого танкового батальона, в состав которого вошли 4 роты. Из них только две были танковыми, причём наряду с PzKpfw VI в их состав входили средние танки Pz.Kpfw.III.

Дебют

29 августа 1942 года 502-й тяжёлый танковый батальон выгрузился на станции Мга Ленинградской области и начал выдвижение на исходные позиции. Проблемы возникли практически сразу: у двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего из-за перегрева возник пожар в моторном отсеке. Тем не менее, в течение месяца машины были отремонтированы и участвовали в боях со 2-й ударной армией Волховского фронта. В январе 1943 года командование батальона направило в штаб 26-го армейского корпуса рапорт о безвозвратно утерянных «Тиграх»:

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250004 — оставлен экипажем после поломки двигателя и радиатора;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250005 — попадание снаряда в моторное отделение, танк сгорел;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250006 — попадание снаряда противотанкового орудия в башню, поломка трансмиссии, подорван 17 января;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250009 — застрял в болоте, оставлен экипажем;

Кроме того, в ходе боёв одна машина была захвачена советскими войсками.

Весьма показательны выдержки из «Отчёта по итогам боевых действий» 2-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона с оценкой танкистами боевых возможностей новых машин:

«Подразделения «Тигров» не должны использоваться в составе меньше роты, а танки Pz.VI и Pz.III — действовать порознь от них. «Тигры» должны использоваться в качестве тарана в ходе атаки и служить каркасом обороны. Существует вероятность, что перед подразделениями «Тигров» будут ставиться задачи, которые по плечу обычным частям. Это чревато чрезмерными нагрузками на ходовую часть и двигатели, а вследствие недостатка времени для ТО возникают поломки, приводящие к выходу танков из строя именно в тот момент, когда они более всего нужны. Подразделения «Тигров» должны быть резервом командования, находиться в полной боеготовности «под рукой» на главном участке обороны, действуя тогда, когда все остальные средства терпят неудачу….

Ни разу огонь 76,2-мм противотанковых пушек не пробивал «Тигры» и не приводил к серьёзным повреждениям. В одном случае командирская башенка была деформирована в результате попадания снаряда в её верхний край, в связи с чем разошёлся сварной шов, и лопнули внутренние болты….

Наилучшая дистанция для ведения огня — 1500 метров. Точное попадание при хорошо пристрелянном орудии обеспечено наверняка. Эффективность и пробивная способность 8,8-см пушки более чем удовлетворительна для любых целей…»

Восточный фронт

Большая часть «Тигров» использовалась на Восточном фронте. Именно на новую технику ставил Гитлер, планируя летнюю кампанию 1943 года. К лету роты «Тигров» входили в состав элитных мотострелковых дивизий «Великая Германия», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Дас Райх» и «Мёртвая голова». Наиболее массированно они использовались в операции «Цитадель», начавшейся 5 июля 1943 года. На северном фасе Курской дуги, на участке Центрального фронта действовал 505-й тяжёлый танковый батальон, в состав которого входило 45 танков «Тигр». В ходе боёв, по немецким данным, были безвозвратно потеряны три машины. В 503-м тяжёлом танковом батальоне, действовавшем на южном фасе в составе III танкового корпуса оперативной группы «Кемпф» к началу сражения имелось 42 «Тигра». Их потери составили четыре машины.

В сражении под Прохоровкой приняли участие «Тигры» II танкового корпуса СС в количестве 42-х машин. Ещё 15-ю «Тиграми» располагала мотострелковая дивизия «Великая Германия», которая наступала на Обояньском направлении. Таким образом, в Курской битве было задействовано 144 новых тяжёлых танка «Тигр», что составило 7,6% от общего количества всех немецких танков, задействованных в наступлении. В соответствии с немецкими источниками, в течение июля-августа 1943 года потери «Тигров» на Восточном фронте составили 73 танка, а к концу года — 274. В строй вернулись лишь 19 машин этого типа.

Западный вал

К началу высадки союзников в Нормандии немцы располагали 102-мя «Тиграми» в составе трёх тяжёлых танковых батальонов СС: 101-го, 102-го и 103-го. Во многом благодаря характеру местности и авиации союзников, контролировавшей воздушное пространство, больших успехов они здесь не добились. Пожалуй, единственным исключением может послужить танковый бой с участием Михаэля Виттмана 13 июня 1944 года в городке Виллер-Бокаж, где, по заявлению гитлеровской пропаганды, он лично уничтожил до 26-ти танков противника, что, однако, фактически не подтверждено. Дело в том, что в бою, помимо Виттмана, участвовали и другие «Тигры», а уничтоженная ими техника союзников включала в себя как танки, так и автомашины и бронетранспортёры.

Закат

На начало ноября 1944 года Германия располагала 317-ю «Тиграми» на Восточном фронте, 84-ю — на Западном и еще 36 танков находились в Италии. К 1 марта 1945 года из общего количества произведённых 1354-х машин в строю на всех фронтах оставалось всего 322 боеспособные единицы. Близился закат эпохи «Тигра» — самого опасного хищника на полях сражений Второй мировой войны.

Без сомнения, тяжёлый танк «Тигр» был выдающейся машиной своего времени — лучшим тяжёлым танком мира, преимущества которого намного превосходили имевшиеся конструктивные недостатки. За счёт своего мощного вооружения, надёжной бронезащиты и опытных экипажей PzKpfw VI вселял ужас в противника. При встрече с ним шансов уцелеть практически не оставалось, о чем свидетельствуют и советские ветераны-танкисты, и их бывшие союзники.

«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он навевал ужас всем своим видом», — вспоминает командир танка Т-34 Николай Дубровин. Командиру британского танка «Кромвель» капитану Пэту Дайесу «посчастливилось» встретиться на поле боя с «Тигром» Михаэля Виттмана:

Дошло до того, что вследствие упадка боевого духа своих войск, генерал Монтгомери наложил запрет на боевые донесения об успехах немецких танков. При обнаружении «Тигров» танкисты союзников с ними не связывались — авиации сообщались координаты противника, и на помощь прилетали истребители-бомбардировщики «Тайфун», которые устраняли проблему с помощью ракет.

Источники:

Издательство Яуза, Издательство Эксмо, Москва, 2006

2. «Фронтовая иллюстрация»: «Тигр» крупным планом».

3. Отто Кариус «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста».

Источник

TANKI-TUT.RU – вся бронетехника мира тут

Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, или “Тигр” – это первый немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны. Один из самых знаменитых танков Германии.

тигр в каком году выпустили. %D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-%D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80. картинка тигр в каком году выпустили. картинка %D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80

История создания

История знаменитого «Тигра» началась в 1937 году. Тогда у Вермахта не было тяжелых танков, в то время, как у французов был Char B1, а у русских – Т-35. При этом во Франции и Польше малоподвижные машины особенно были не нужны, так что требования к тяжелому танку составили весьма расплывчатые.

В 1937 году фирме «Хеншель и сын АГ» заказали разработать тяжелый 30-33-тонный танк прорыва, DW1. Главной задачей танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, так что на него решили поставить пушку с PzKpfw IV, 75-миллиметровую. Уже было готово шасси, но в 1938 неожиданно было приказано сворачивать работы и начать разрабатывать 65-тонный сверхтяжелый танк.

Вскоре создали два прототипа VK 6501, но в самом начале испытаний было приказано снова вернуться к DW1. В итоге к 1940-му был создан прототип DW2, 32-тонный, с 75-мм гаубицей. В 1941 прототип начали испытывать, и над танком прорыва стали работать еще и фирмы МАН, Даймлер-Бенц АГ и «Порше».

В ходе испытаний машине присвоили обозначение VK 3001 (Н). По форме танк был похож на PzKpfw IV, но с принципиально новой ходовой.

В 1941 танк уже собрались выпускать серийно, но на сцене возник советский Т-34, и немцы решили повременить. Проект VK 3001(H) отбросили, хотя созданные прототипы превратили в артиллерийские самоходки Рz Sfl V.

Конструкторы снова засели за чертежи, и вскоре новые проекты тяжелого танка были готовы. Фирма «Порше» предложила проект VK 3001 (Р), «Леопард», но он показался комиссии слишком сложным, так что его отклонили. Фирмам МАИ и Даймлер-Бенц АГ тоже не повезло – проекты посчитали слишком устаревшими. В итоге к марту 1942 Хеншель и сын АГ все-таки создали прототип, который соответствовал всем пожеланиям лично фюрера. На нем стояла отличная 88-мм зенитная пушка FlaK 36, которая успешно справлялась с чужими танками. В итоге проект VK 4501(H) был запущен в производство и получил имя «Тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

Кстати, практически сразу были начаты работы по его модернизации и создании «Королевского тигра», который появился только в 1944 году.

тигр в каком году выпустили. %D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80 1. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-%D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80 1. картинка тигр в каком году выпустили. картинка %D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80 1

ТТХ Тигра 1

Общая информация

Размеры

Бронирование

Вооружение

Подвижность

Модификации

Машины на базе танка Тигр

На базе «Тигра» было создано несколько достаточно знаменитых специальных машин:

Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

29 августа 1942 года несколько «Тигров» были выгружены в Ленинградской области на станции Мга и начали продвигаться на исходные позиции. Несколько танков были повреждены просто в ходе движения, но их быстро восстановили, и в течение месяца они несколько раз сталкивались со второй ударной армией Волховского фронта. Сначала «Тигры» часто подбивали, но позже они стали действовать успешнее, эффективно справляясь с танками врага.

тигр в каком году выпустили. %D0%A1 %D1%8D%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BC 1. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-%D0%A1 %D1%8D%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BC 1. картинка тигр в каком году выпустили. картинка %D0%A1 %D1%8D%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BC 1

Восточный фронт

Наиболее широко танки «Тигр» применялись на Восточном фронте – именно на них Гитлер делал основную ставку в кампании 1943 года. «Тигры» включили во все элитные мотострелковые дивизии и во многие другие части. Особенно массово они участвовали в операции «Цитадель», Курской битве. В ходе боев немцы потеряли несколько машин. Вообще на Восточном фронте к концу 1943 года немцы потеряли 274 Pz. VI, из которых отремонтировано было только 19 машин.

Запад

Когда союзники высадились в Нормандии, у немцев на том фронте было 102 «Тигра». Однако из-за особого рельефа и авиационной поддержки союзников танки оказались здесь не слишком эффективны. Исключением можно назвать только бой 13 июля 1944 в Виллер-Бокаже, где Михаэль Виттман уничтожил (по своим словам) 26 танков противником. Документально это, правда, не подтверждено, но в целом вражеских танков, автомашин и бронетранспортеров было повреждено и уничтожено много.

тигр в каком году выпустили. %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9. картинка тигр в каком году выпустили. картинка %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Конец войны

В ноябре 1944 у Германии было 317 «Тигров» на Восточном фронте, 84 – на Западном, и 36 в Италии. К первому марта 1945 всего осталось 322 боеспособных машины. Малое количество делало их уже не такими опасными, хотя при встрече с ним многие танкисты, в том числе советские, предпочитали по возможности отступать, так как он «навевал ужас всем своим видом» и часто был недосягаем для вражеских снарядов.

В Арденнской операции 1945 года именно на Тигров и их преемников, Королевских тигров, делало ставку немецкое командование.

Очень многие машины в конце войны были уничтожены своими же экипажами из-за того, что авиация «Союзников» разрушала мосты там, где отступал вермахт.

тигр в каком году выпустили. %D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B9 1. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B9 1. картинка тигр в каком году выпустили. картинка %D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B9 1

Танк в культуре

Танк «Тигр» достаточно широко представлен в различных играх, посвященных Второй мировой войне. Его можно встретить в онлайн-играх о танковых боях «World of Tanks» и «WarThunder».

“Тигры” также играет важную роль во многих советских и российских фильмах о Великой Отечественной войне. Правда, там под “тигры” зачастую “камуфлировалась” иная техника, нередко – более современная.

“Тигры” можно встретить и во многих зарубежных фильмах. Например в фильмах “Спасение рядового Райана”, “Ярость” и т.д.

Также танк встречается в стендовом моделизме – модели есть у фирм Taigen и Heng Long, и у российской фирмы «Звезда».

тигр в каком году выпустили. %D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0. картинка тигр в каком году выпустили. картинка %D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0

Память о танке

Несмотря на популярность танка, в музеях его сохранилось не так уж много. Одна машина, способная передвигаться самостоятельно, есть в Великобритании, в Танковом музее Бовингтона. В России посмотреть на «Тигра» можно в Кубинке. Еще один танк у нас стоит в подмосковном поселке Снегири, но качество очень плохое, машина вся во вмятинах и пробоинах. В США, на Абердинском испытательном полигоне танк срезан слева, чтобы получить доступ внутрь. А в Германии, в танковом музее Мунстера выставлен танк, собранный из разных частей подбитых машин.

тигр в каком году выпустили. %D0%92 %D0%91%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B5. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-%D0%92 %D0%91%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B5. картинка тигр в каком году выпустили. картинка %D0%92 %D0%91%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B5Тигр в Бовингтоне

Фото и видео

Источник

Тигр (танк)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Panzerkampfwagen VI Ausf.H — E, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель». Наряду с прототипом фирмы «Хеншель» руководству Рейха был представлен и проект Фердинанда Порше — VK4501 (P), но выбор военной комиссии пал на вариант «Хеншель».

Впервые танки «Тигр» приняли участие в боевых действиях 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться при взятии Харькова в феврале — марте 1943 года. Использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны.

Общее количество выпущенных машин, включая 10 Pz.Kpfw. VI Tiger (P) — 1355 единиц.

В ведомственной сквозной классификации бронетехники нацистской Германии танк получил обозначение Pz.Kpfw.VI Ausf.E. В марте 1943 года производственное обозначение изменили на Pz.Kpfw. Tiger, (одновременно для новой модификации «Тигр-II» ввели обозначение Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B). Приказом Гитлера в январе 1944 года танк был обозначен Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E. После принятия на вооружение танков Tiger II, неофициально также использовалось название Tiger I, с добавлением римской единицы. Производственная модификация была при этом только одна, хотя в конструкцию танка вносились небольшие изменения.

В советских документах танк «Тигр» обычно обозначался просто как T-6 или T-VI.

Источник

Немецкий танк Тигр 1 и Тигр 2: история создания, достоинства и недостатки, применение во Второй мировой войне

Стратегия блицкрига, разработанная в Германии перед Второй Мировой войной, не предусматривала применения тяжелых танков прорыва. Соответственно в данном направлении изначально не было точных предписаний и разработок. Такое положение дел сохранялось до столкновения с советскими танками.

Первые бои с КВ и Т-34, срыв стратегии блицкрига и столкновение с укрепленной обороной — все это показало слабую эффективность бывших на вооружении средних танков Panzerkampfwagen III и IV. Возникла необходимость срочной разработки более мощных машин.

Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger — немецкий тяжелый танк, применяемый Германией в период Второй Мировой. Разработан для борьбы с танками и противотанковыми средствами противника, а также для преодоления его линий обороны.

История создания танка «Тигр»

тигр в каком году выпустили. tigr 1. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-tigr 1. картинка тигр в каком году выпустили. картинка tigr 1

Первые разработки по созданию тяжелых танков в Германии относят к 1937 году. Исследованиям отводилась второстепенная роль, поскольку необходимости в машинах для прорыва не было. В данном контексте проекты носили теоретический или испытательный характер.

В 1939-41 г.г. Эрвин Адерс предпринял практические шаги по конструированию танков прорыва. Были собраны первые прототипы с использованием компонентов от PzKpfw IV. Данные образцы не позиционировались как тяжелые машины — их вес не должен был превышать 30 тонн, а толщина брони составила менее 50 мм.

Нападение на СССР показало слабость PzKpfw IV. По мере преодоления сложной обстановки первых месяцев и укрепления обороны советские войска все эффективнее противостояли танковым наступлениям и немецким штурмам.

С учетом данных факторов возникла практическая необходимость в тяжелых танках прорыва, способных соперничать с Т-34 и КВ. Попытка модернизировать имевшиеся машины не давала нужного результата, хотя и позволила улучшить ситуацию. Для Германии первостепенной задачей стала разработка аналога советского КВ.

Тигр 1

Техническое задание на разработку тяжелого танка поступило сразу в две фирмы — «Хеншель» и «Порше». Обе компании представили свои образцы ко дню рождения Гитлера в апреле 1942. Предпочтение было отдано разработкам Хеншеля.

В своем проекте Эрвин Адерс использовал традиционные разработки германского танкостроения, применяемые при конструировании PzKpfw IV. Подобное решение снижало производственную сложность новых танков. Также впервые для танков применялось шахматное расположение опорных катков.

Однако проект Тигр 1 «Хеншеля» фактически не имел башни, ее прототип находился на доработке. При этом предполагалось использовать орудие KwK 42 L/70 с калибром 75 мм, которое в 1942 уже не отвечало поставленным задачам. В данном контексте решено было позаимствовать башню у проекта «Порше». Именно данный гибрид двух фирм и стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger. В СССР он известен как танк Тигр, Т-6, Т-VI.

Тигр 2

тигр в каком году выпустили. korolevskij tigr. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-korolevskij tigr. картинка тигр в каком году выпустили. картинка korolevskij tigr

Задание на разработку танка с усиленным бронированием поступило в «Хеншель» и «Порше» уже в августе 1942. Акцент делался на угловом расположении листов по аналогии с Т-34, а также на более мощном орудии KwK 43 L/71 калибром 88 мм.

Проект «Хеншель» оказался более удачным и на этот раз. Прототип «Порше» отклонили в основном из-за сложной электрической трансмиссии. Последняя требовала большое количество меди и других материалов, которые у Германии были в дефиците.

Контракт на новый танк с «Хеншель» подписали в начале 1943. Однако Эрвину Адерсу предложили доработать проект и внести в него ряд конструктивных решений от параллельной разработки «Пантеры-II». Данный аспект затянул конструирование нового танка еще на несколько месяцев. Первый прототип собрали лишь в октябре 1943.

Новый проект стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Королевский тигр», «Тигр-II», Тигр 2. С учетом того, что «Порше» начал производство башен для своих танков до того, как его проект был отклонен, первые 50 «Королевских тигров» получили его башни. На последующие модели устанавливались башни Адерса с упрощенной компоновкой и увеличенной лобовой броней.

Устройство и конструкция боевого агрегата

тигр в каком году выпустили. ustrojstvo tigra. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-ustrojstvo tigra. картинка тигр в каком году выпустили. картинка ustrojstvo tigra

«Тигр» имеет стандартную компоновочную схему — управление и трансмиссия в передней части, боевое отделение в средней и мотор в задней. Устройство танка «Тигр» отличалось хорошей эргономикой, обеспечивая надежность и простоту управления и ведения боя.

Передний отсек

Отделение управление предназначалось для механика-водителя и стрелка-радиста. К элементам управления относят рулевое колесо, выполненное как у автомобиля, педали газа, сцепления и тормоза. Справа перед сиденьем имеется рычаг переключения передач и стояночный тормоз. Еще один такой же дополнительно был слева. За сиденьем аварийные рычаги управления.

В передней части корпуса имелся курсовой пулемет. Здесь же находились приборы внешней связи. Блоки радиостанции FuG-5 располагались рядом с сиденьем радиста. Устойчивая связь передачи и приема информации работала в пределах 6,4 км для телефона и 9,4 км телеграфом.

Для внутреннего общения применялись ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. Уязвимость данной системы дополнялась экспериментальными световыми сигналами, позволяющими командиру давать механику-водителю простые команды.

Средняя часть машины

Боевое отделение включало остальную часть экипажа, приборы наблюдения и наведения, боекомплект. Здесь располагались места командира, наводчика и заряжающего. Также имелся спаренный с орудием пулемет.

Слева от орудия располагался оптический прицел. Сначала это был бинокулярный TZF-9a фирмы Цейсс с 2,5-кратным увеличением. С апреля 1944 применялись монокулярные TZF-9b с диапазоном увеличения в 2,5-5 раз. Шкала прицеливания для орудия варьировалась в диапазоне 100-4000 м, для пулемета — от нуля до 1200 м.

Кормовая часть

В задней части танка располагался моторный отсек и топливные баки. Для защиты экипажа в случае подрыва последних между кормовой частью и боевым отделением имелась броневая перегородка.

Корпус и башня

Установка орудия калибра 88 мм определила конструктивные особенности корпуса «Тигра». Впервые ширина немецкого танка имела разные значения. Нижняя часть стала базовой, верхняя расширена спонсонами для установки нужного погона башни под предписанное орудие.

Почти все броневые листы корпуса стыкуются под углом, близкому к прямому. Лобовая броня имеет наклон в 80 градусов, на ней располагается курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя. Верхний лист расположен почти горизонтально, нижний — под углом 66 градусов. Все листы соединены стыками по методу «ласточкин хвост».

Башня танка расположена почти по центру с незначительным смещением к корме. В крыше имеется два люка и вентиляционное отверстие, закрываемое бронеколпаком с горизонтальными щелями. На поздних моделях появился перископ для заряжающего, а также мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на небольших дистанциях.

Технические характеристики

тигр в каком году выпустили. vnutrennyaya komponovka tigra. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-vnutrennyaya komponovka tigra. картинка тигр в каком году выпустили. картинка vnutrennyaya komponovka tigra

Изображение внутренней компоновки

У танка «Тигр» технические характеристики рассматриваются по первым моделям. «Королевский тигр», несмотря на возросшую мощь и броню, оказался неудачной разработкой ввиду низкой мощности двигателя, слишком большого веса и слабых ходовых качеств. Многие экипажи отмечали общую ненадежность данной разработки и частые поломки.

Подвеска и двигатель

Двигатель «Тигра» двенадцатицилиндровый, карбюраторный, бензиновый, от Maybach. Первые 250 танков имели моторы HL210 с мощностью 650 л. с. Последующие — HL230 на 700 л. с. Подвеска независимая, торсионная.

Моторное отделение имело собственную систему пожаротушения. Огнетушители располагались рядом с топливными насосами и карбюратором. Для охлаждения двигателя использовался водный радиатор и четыре вентилятора.

Ходовая часть и гусеницы

В основе ходовой части танка предусмотрено шахматное расположение катков. Диаметр большой, поддерживающих катков не имеется. Ведущее колесо находилось впереди, диаметр — 0,84 м. Для опорных катков предусматривался резиновый бандаж.

Коробка передач

Коробка передач двенадцатиступенчатая (8 передних и 4 задние), взаимодействовала с главным фрикционом и механизмом поворота. Относится к типу преселективных, на полуавтоматическом управлении. Благодаря КПП танк имел 16 радиусов поворота вперед и 8 назад, также мог вертеться вокруг своей оси.

Расход топлива

В качестве топлива использовался этилированный бензин OZ 74. Топливные баки рассчитаны на 530 л. Усредненный расход топлива составлял 80-100 литров на 100 км.

Максимальная скорость

Наибольшая скорость танка «Тигр» по шоссе — 44 км/ч, запас хода составлял 195 км. Машина отличалась хорошей проходимостью, могла преодолевать подъемы до 35 градусов. Высота преодолеваемого барьера — 0,8 м, ширина рва — 2,3 м, брод — 1,2 м.

Экипаж

Экипаж «Тигра» состоял из пяти человек — механик-водитель, стрелок-радист, командир, наводчик и заряжающий. Первые двое располагались в отделении управления, обеспечивая движение танка и связь с другими машинами. Остальные находились в боевом отделении.

Габариты и вес

По габаритам «Тигр» имел следующие технические характеристики:

Вооружение

тигр в каком году выпустили. tigr na vystavke. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-tigr na vystavke. картинка тигр в каком году выпустили. картинка tigr na vystavke

Сохранившийся экземпляр на выставке

Вооружение «Тигра» состояло из орудия и двух пулеметов — курсового и башенного, спаренного с орудием. Позднее появились мортирки, позволяющие создавать дымовую завесу или поражать ближайшую пехоту осколочными гранатами.

Пушка

Дальность поражения составляла 4 км, с появлением нового монокулярного прицела TZF 9b — 5 км. Боекомплект состоял из 92-94 снарядов. С 1945 этот показатель увеличен до 120 боеприпасов.

Пулеметы

«Тигры» имели два, реже три пулемета MG-34. На поздних моделях применялись его модификации — 34/40, 34/S, 34-41. Стрельба из курсового пулемета велась радистом, из спаренного — наводчиком. Дальность поражения — до 1200 м, общий боекомплект — 4500 патронов.

Дымовые гранатометы

Броневая защита

Для защиты танка применялась хромомолибденовая катаная броня с поверхностным закаливанием. Ее толщина имела следующие показатели:

Днище корпуса имело толщину в 28 мм, крыша первоначально 26 мм, в 1944 оба показателя усилились до 40. Лобовая броня башни — 100 миллиметров, борта и корма 80, наклоны нулевые. Маска орудия варьировалась от 90 до 200 мм.

Преимущества и недостатки «Тигра»

Среди преимуществ «Тигров» отмечают:

В большинстве случаев именно последний фактор оказывался решающим для исхода боя. По некоторым оценкам преимущества «Тигра» сделали его в 1942-43 годах сильнейшим танком в мире.

Однако у машины были и недостатки:

Данные факторы в значительной степени осложняли применение «Тигров». Для буксировки подбитых машин на ремонт требовалась специальная техника, что не всегда было удобно во фронтовой обстановке. А железнодорожная перевозка таких танков требовала по одному пустому вагону спереди и сзади для облегчения нагрузки.

Применение танка «Тигр» во Второй мировой войне

тигр в каком году выпустили. tigr s ehkipazhem. тигр в каком году выпустили фото. тигр в каком году выпустили-tigr s ehkipazhem. картинка тигр в каком году выпустили. картинка tigr s ehkipazhem

«Тигр» со своим экипажем

Концепция применения танков «Тигр» допускала их использование и в наступлении, и в обороне. Основная задача — борьба с танками, обеспечивая прорыв своих сил через линии укреплений или снижая способность к прорыву у противника.

Полноценное участие в боевых действиях относят к боям под Харьковом в феврале-марте 1943. Позже «Тигры» принимали участие в Курской битве, на африканском и итальянском фронтах. В 1944-45 годах танки активно использовались на восточном и западном фронте.

В ходе войны трофейные танки захватывались и другими частями на разных участках фронта. Однако активного применения такие машины не находили — отсутствие запасных частей, сложность ремонта и буксировки не позволяли возвращать подбитые машины в строй.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *