Timelapse что это в фотоаппаратах
СОВЕТ ФОТОГРАФА. Таймлапсы
Дмитрий Моисеенко:
Съемка таймлапсов, или интервальная съемка, предназначена для того, чтобы за короткое время показать какое-либо длительное действие. Самыми распространенными сюжетами при съемке таймлапсов являются такие простые процессы, как движение облаков или небесных светил, заход солнца или раскрытие цветка, а может, даже постройка здания. То есть это такие процессы, когда после монтажа мы видим глобальные изменения.
Таймлапс — это фотография и видео в одном флаконе, то есть композиция, цвет, свет плюс прогресс действия в кадре. Зрелищным таймлапс делает интересная динамика сюжета: летящие облака, закат/восход, масштабное строительство, как зажигаются и гаснут окна в домах, автомобильное движение, гиперлапсы. Самые простые, статичные сюжеты, которыми заполнился Интернет, как только все увлеклись интервальной съемкой, зрителю уже приелись. Но на них можно тренироваться. Для своего именного вклада в жанр ищите новые или уникальные сюжеты. В поиске таких кадров я снимал, например, Млечный Путь, восходы и закаты с движущимися тенями и облаками, извержение вулкана.
В стандартных условиях я применяю установку М (manual — ручная экспозиция), но, когда очень резко меняется освещение, я использую режим А (режим приоритета диафрагмы). Это позволяет камере отслеживать режим освещенности и подстраивать выдержку под эти изменения. При съемке таймлапсов я всегда использую карточки максимального объема. И снимаю в формате RAW, который позволяет работать с балансом белого.
3) Функция интервальной съемки
Функция интервальной съемки встроена в фотоаппараты Nikon. Важно, что в новых фотоаппаратах Nikon появилась функция подавления мерцания. На камерах предыдущих поколений можно было заметить так называемое мерцание. Фотоаппарат каждый раз перед съемкой зажимал диафрагму до требуемого диаметра, и не всегда диафрагма зажималась на одно и то же расстояние. И получалось, что количество света, падающего на матрицу, немного различалось. Это незаметно на одиночных кадрах, но на видео это режет глаз. И в новейших камерах Nikon появилась функция, которая позволяет с этим бороться прямо в процессе съемки. Она называется «Выравнивание экспозиции» и находится в меню «Съемка с интервалом».
В этом режиме у нас есть возможность точнее обработать полученные RAW-файлы для создания таймлапса. Однако в камере Nikon есть еще один способ снимать таймлапс — режим «Центраферная видеосъемка». В данном случае на выходе мы получим сразу видеофайл с интервальной съемкой, а не отдельные кадры, как в режиме «Съемка с интервалом». Режим «Центраферная видеосъемка» выставляется в меню «Видеосъемка». В настройках нужно выбрать интервал между кадрами и длительность видеосъёмки.
При настройке экспозиции для съемки неба важно, чтобы светлая часть не была пересвечена. Из теней потом информацию получить можно, а из пересвеченных участков кадра такое не всегда возможно.
4) Порядок действий
Итак, мы пришли на съемку, установили штатив, что делаем дальше?
1. Проверяем наличие места на карточке и заряд батарейки.
2. Выставляем горизонт.
3. Настраиваем экспозицию и резкость, после чего переводим объектив в режим ручной фокусировки.
4. Отключаем все стабилизаторы изображения.
5. Выбираем функцию «Съемка с интервалом» и настраиваем ее параметры (интервал и количество снимков).
Когда мы сняли последовательность фотографий, нам надо получить из них видеоролик. Сначала я обрабатываю одну фотографию, а затем копирую все настройки на оставшиеся и экспортирую все кадры в JPEG. Обычно я собираю таймлапс в программе Adobe Photoshop. И далее в любой программе для видеомонтажа собираем видеоролик для нескольких таймлапсов.
Антон Ильин:
Говоря об интервальной съёмке или таймлапсах, следует отметить, что количество статей на эту тему зашкаливает, но все они, по сути, сводятся к одному: установите камеру на штатив (или специальный цифровой подиум для таймлапса), подберите заранее верную экспопару, рассчитайте нужное количество кадров и временной промежуток между ними (интервал), отключите автофокус, а затем полученный материал сведите в любой монтажной программе. Всё, таймлапс готов. Поэтому в этой статье я не буду описывать основы производства (все они весьма доступно прописаны в инструкции к камере), а постараюсь дать несколько советов, как улучшить вашу технику интервальной съёмки.
Все фотографы знают, что светофильтры созданы для того, чтобы улучшить изображение, но парадокс состоит в том, что немногие имеют их в наличии. Это всё равно что сказать: «Я знаю, что для бега нужны кроссовки, но я могу и в валенках». Ультрафиолетовый фильтр не только избавит вас от излишней «дымки» в солнечную погоду и добавит микроконтраст, но и защитит линзу вашего объектива от внешних воздействий. Поляризационный фильтр насытит картинку цветом и сделает небо синее, а облака — белее. И наконец, таинственный ND-фильтр позволит растянуть выдержку до значений 1\3—1\4 от времени интервала, что даст вам более плавное движение кадров и отсутствие строба (дерганого изображения).
2) Расчет интервала
Мало кто знает, что в фотоаппаратах Nikon есть два режима для таймлапса. Первый называется «Съемка с интервалом», им мы обычно и пользуемся. Второй же — «Центраферная видеосъемка» — это более щадящий режим для фотоаппарата, потому как съемка происходит с использованием электронного затвора, но его большой минус состоит в том, что на выходе мы получаем готовый видеофайл в формате, не предусматривающем какую-либо постобработку (например, избирательную цветокоррекцию). Лично я этот режим приспособил для пробной съемки. Именно он помогает понять: 5 секунд между снимками — это много или мало? Потому как если съемка чрезмерно или недостаточно ускорена, вся ваша творческая задумка идет рыжему наглому коту под хвост.
Нет смысла особо расписывать, что дрожание камеры при съёмке испортит результат всего сета, если даже всего один кадр получится смазанным или «неровным», при просмотре видео это сразу будет заметно — вот почему не все штативы одинаково полезны. Многие триподы можно дополнительно зафиксировать, привалив ножки большими камнями, вкопав их в землю при необходимости или повесив дополнительный груз на крюк в центре (например, канистру с водой). Для этого хорошо бы знать ТТХ штатива, а именно — его максимальную нагрузку, а также вес вашей камеры с объективом. Для наилучшего результата я также отстегиваю от фотоаппарата наплечный ремень, так как его дрожание на ветру может повлиять на конечный результат, так же как и бесцельные хождения вокруг камеры от нечего делать и лишние троганья ее руками.
Об этом лучше позаботиться заранее, выполнив проверку на пыль (RTFM — обязательно прогуглите, что это), так как убирать потом с десяток-другой черных точек на сете, состоящем из тысячи снимков, — это труд, по сравнению с которым Сизиф просто спортсмен. И здесь возможны варианты:
а) сдать камеру на чистку в сервисный центр;
б) продуть матрицу баллончиком сжатого воздуха или специальной грушей;
в) использовать чистящее средство + специальную шваброчку (не ватную палочку!);
г) вариант вата + спирт = прощай, матрица (только для смелых и богатых экспериментаторов).
5) То, о чем обычно не говорят
Должен вас предупредить, что съёмка таймлапсов — процедура весьма дорогостоящая. Для того чтобы получить всего 10 секунд интервального видео, вам понадобится сделать 250 кадров, а на 3,5-минутное видео и вовсе уйдет 5000 кадров. Что я хочу сказать: при среднем ресурсе камеры всего 100 тысяч снимков — это объём примерно пяти полных свадеб. То есть 20 таких роликов, и ваша камера может приказать долго жить. Я понимаю, что тема непопулярная, и вряд ли из кто-то фотографов вообще ее поднимал, но это основная причина, по которой я использую фулфрейм-камеру только для съёмки рассветов и закатов, а все остальное снимаю на вторую, более бюджетную, кропнутую камеру.
P. S. Если вы хотите научиться снимать таймлапс профессионально, то обязательно посмотрите фильм «Хронос» Рона Фрике — библию интервальной съемки.
Руслан Махмуд-Ахунов:
Таймлапс — видео, созданное из серии фотографий, снятых за длинный промежуток времени с определенным интервалом. Процессы на таком видео отображаются ускоренно. Популярные в Интернете таймлапсы о жизни крупных городов наглядно это демонстрируют. Таймлапс находится на стыке фото- и видеографии, поэтому является дополнительной возможностью для творчества.
Чтобы снять таймлапс, достаточно иметь фотоаппарат и штатив. Если в камере нет встроенной функции интервальной съемки, то понадобится пульт дистанционного управления с таймером.
Перед съемкой таймлапса выберите тему и идею видео, продумайте сцены и эпизоды, которые раскроют ваш замысел. Это не обязательно что-то сложное. Это может быть короткое видео-эссе о красивых местах в вашем городе или из путешествия.
2) Выбор объекта съемки
Когда вы определились с темой, выберите места съемки. Основное правило — наличие в кадре движущихся объектов (оживленная улица, восход солнца, пролетающие облака). У видеосъемки много общего с фотографией, а к таймлапсу это особенно относится, поэтому пользуйтесь правилами построения гармоничной композиции. И задайте себе вопрос: интересна ли будет та или иная сцена зрителю?
3) Рассчитываем интервал
Длительность каждого эпизода видео варьируется в пределах 5—10 секунд. Исходя из этого, рассчитаем, сколько фотографий требуется сделать. Для 10-секундного эпизода при частоте итогового видео 24 кадра в секунду требуется сделать 10*24 = 240 фотографий.
Если интервал между кадрами 1 секунда, то это займет около 5 минут. Соответственно, на видео ускоренно отобразится все, что произошло за эти пять минут. Но снимайте с запасом, чтобы не пропустить интересное действие. Например, в этом видео на 71-й секунде в кадре появляется радуга!
Пользуйтесь ручным режимом съемки. Всегда снимайте в формате RAW — это позволит вам использовать динамический диапазон вашей камеры по максимуму.
Для ускорения постпроцессинга отснятого материала пользуйтесь пакетной обработкой: обработайте первую фотографию, затем запишите коррекции в пресет или экшн и примените его к остальным фотографиям из этой серии.
Как снять крутой таймлапс и что это вообще такое
Содержание
Содержание
Наверняка вы обращали внимание на ролики, в которых продолжительные события показаны за несколько минут, а то и секунд. Такой стиль съемки получил название «таймлапс», и чаще всего это не просто ускоренное видео. Как снимать крутые таймлапсы и что для этого понадобится, вы узнаете из материала.
Некоторые процессы протекают настолько медленно, что мы не можем проследить динамику. Нам видно только состояние в конкретный момент. Например, движение минутной стрелки, восход солнца, рост растений. «Оживить» их позволит видео, ускоренное в несколько сотен раз или пара тысяч фотографий, сделанных с заданным интервалом и объединённых в один видеофайл. Он-то и будет называться таймлапсом.
Оборудование для съемки таймлапса
Для таймлапса подойдет большинство статичных планов с динамически движущимися объектами. В городской среде это могут быть облака, наземный и водный транспорт, поток людей. За городом прекрасно подойдет звездное небо, восход или закат солнца.
Техника записи таймлапса не самая простая. И, помимо терпения, она требует от фотографа определенного набора оборудования.
Камера с возможностью интервальной съемки. Самая главная составляющая. Интервальная съемка может быть реализована несколькими вариантами:
Питание. Съемка таймлапcа — процесс энергозатратный. Для получения 20-секундного ролика камера должна сделать минимум 500 кадров (25 к/c*20 с). Автономность беззеркальных камер находится в диапазоне от 350 до 850 кадров. Зеркальные камеры способны отснять до 1850 кадров от одной батареи. Но и этого хватит лишь на ролик продолжительностью чуть больше минуты.
Повысить автономность можно несколькими путями. Например, купить батарейную рукоять. Она увеличит автономность камеры вдвое, но стоит такой аксессуар недешево. Можно приобрести несколько запасных аккумуляторов и менять их по ходу съемки, но имеется большая вероятность того, что во время замены вы сместите камеру и испортите материал.
Лучший вариант для записи продолжительных роликов — портативный аккумулятор. Пауэрбанка на 20000 мА*ч хватит примерно на 8 часов съемки. Кроме того, аккумуляторы проще заменить без ущерба для материала.
Штатив. Камера должна быть хорошо зафиксирована, чтобы обеспечить стабильность общего плана. Подойдет любая неподвижная поверхность, например, лавочка или широкий поручень. Но штатив даст больше гибкости при настройке плана. Для улучшения устойчивости на штативах под центральной штангой предусмотрен крючок для утяжелителя.
Пульт. Как упоминалось выше, пульт необходим для настройки интервальной съемки на камере (для некоторых камер это единственный вариант). Достаточно удобный способ управления, который исключит тряску во время спуска затвора. Тем не менее, в современных системах актуальность пультов постепенно падает.
Электронные средства управления положением камеры. К ним относятся электронные головы для штативов, стедикамы, слайдеры. Чаще всего это дорогая профессиональная техника для людей, желающих получить новые впечатления от работы и расширить возможности съемки.
ФОТО ИЛИ ВИДЕО?
Съемка интервального видео
Преимущества:
Недостатки:
Съемка таймлапса на видео сильно ограничивает дальнейшие возможности редактирования материала. Как следствие, способ не получил популярность у профессионалов. Однако он будет удобен путешественникам и тем, у кого нет возможности или времени на дальнейшую обработку материала.
Съемка фото с последующим объединением в редакторе
Преимущества:
Съемка в RAW позволит создавать HDR-видео
Недостатки:
Материал после съемки требует дополнительной обработки
Для цветокоррекции и вывода конечного ролика в высоком разрешении требуется производительный компьютер
Большой вес исходного материала
Для новичка эти недостатки могут быть критичными. Но профессиональным фотографам они покажутся лишь небольшими компромиссами на пути к главной цели — контенту высокого качества.
Софт для обработки
Обработка материала происходит в два шага. Вначале редактируются фотографии, затем они объединяются в видеоредакторе. Для первого этапа необходима программа с возможностью пакетной обработки фото. С этим прекрасно справится любой raw-редактор. Им можно пользоваться, даже если снимали в jpeg. Наиболее популярными программами такого рода являются Adobe Lightroom, Capture One, Corel AfterShot Pro.
Для монтирования ролика подойдет почти любой видеоредактор. Экспортируйте кадры в программу. Перед расположением фотографий на линии таймкода задайте настройки так, чтобы каждое фото длилось ровно один кадр. В редакторе MAGIX Vegas Pro эти настройки находятся на вкладке «Редактирование (Editing)». Чтобы фотографии автоматически обрезались до соотношения проекта, установите галочку напротив пункта «Автоматически обрезать стопкадры, добавляемые в проект».
Некоторые редакторы позволяют добавлять фото как последовательность кадров. В таком случае, при импортировании фотографии автоматически объединятся в видео, которое останется только расположить на таймлайне.
Обязательно добавьте аудиодорожку с подходящим музыкальным сопровождением. Даже самый красивый видеоряд будет скучно смотреть без звука.
Как сделать таймлапс на камеру или смартфон — подробный гайд
Наверняка вы когда-нибудь видели ролики, где всевозможные продолжительные события происходят в считаные минуты или даже секунды. Такие видео называются таймлапсами и могут иметь любой сюжет — от распускающегося цветка до строительства небоскреба. Хотите научиться делать нечто подобное? В этой статье мы рассказываем как.
Что такое таймлапс
Таймлапс (Timelapse) — это своеобразный вид искусства, в основе которого лежит объединение множества кадров в один ролик. Если вы думали, что это просто видео в ускоренной перемотке, то сильно ошибались. Представьте, сколько гигабайт (или терабайт) в таком случае занимал бы таймлапс строительства в течение многих месяцев какого-нибудь здания. С технической точки зрения реализовать это было бы невозможно или как минимум крайне проблематично.
При правильном подходе съемка в режиме таймлапса вам станет доступна даже со смартфона или любительской зеркальной камеры. Что для этого нужно и какие нюансы стоит учитывать новичкам, сейчас расскажем.
Обязателен ли режим интервальной съемки, и что нужно для таймлапса
Первое и самое главное, что потребуется, — это фотокамера (или современный смартфон). Если вы только начинаете покорять новый режим съемки, можете использовать любой зеркальный или беззеркальный фотоаппарат. Некоторые модели имеют даже функцию интервальной съемки, но если ее нет — это не проблема.
Позаботьтесь о карте памяти достаточного объема. Снимков для таймлапса понадобится немало, и всех их нужно где-то сохранять. Возможности заменить карту памяти у вас не будет, так как фотоаппарат должен все время оставаться в неподвижном состоянии (хотя это дело техники). Также убедитесь, что заряда аккумулятора хватит, чтобы создать необходимое количество кадров.
Если в камере нет функции интервальной съемки, обзаведитесь программируемым пультом. Он будет автоматически спускать затвор с заданным временным промежутком (например, каждые 30 секунд). Покупать дорогой фирменный пульт не обязательно. Для нашей задачи вполне хватит недорогого китайского устройства (все зависит от бюджета).
Программы для таймлапса
Если вы используете вместо фотоаппарата смартфон, пульт вам не потребуется, но нужно будет установить приложение для интервальной съемки. Если у вас телефон на Android, ищите в Google Play следующие программы: Time Lapse Camera, Framelapse или Time Lapse. Пользователям iPhone можно посоветовать такие приложения, как Skyflow, Lapse It или OSnap.
Выбор подобного софта огромен, поэтому можете поискать и другие подходящие вам программы, ориентируясь на набор доступных функций, интерфейс и другие особенности.
Как сделать таймлапс из фото — настраиваем камеру правильно
Если в вашем фотоаппарате есть функция интервальной съемки, задача будет сильно упрощена. Вам нужно будет только надежно выставить штатив, выбрать композицию и навести фокус. В некоторых моделях камер есть даже возможность настройки времени запуска съемки. Это достаточно удобно, так как вы можете все заранее подготовить и оставить, а ночью или ранним утром камера сама начнет снимать. Что делать с настройками фотоаппарата:
Съемка таймлапса на «андроид» и айфон
В этом случае всё еще проще. Нужно только подобрать подходящее приложение и произвести необходимые настройки или же выбрать один из готовых пресетов (они есть в большинстве программ). Вручную можно включать или отключать функции шумоподавления и автофокусировки, регулировать выдержку, экспозицию, баланс белого и многое другое. Потренируйтесь перед тем, как запускать длительную съемку, чтобы не потратить время впустую.
Выбираем для таймлапса скорость съемки
Один из наиболее распространенных вопросов по таймлапсу связан с определением подходящего интервала съемки. Самая частая ошибка новичков — объекты на таймлапсе перемещаются резкими скачками. Такое бывает с динамичными сюжетами, где ездят автомобили или ходят люди. Причина скачков банальная: слишком большой интервал между кадрами и короткая выдержка.
Есть базовая формула, от которой следует отталкиваться. Выдержка должна быть вполовину меньше интервала между кадрами. К примеру, если вы снимаете с 4-секундной паузой, выставляйте выдержку на 2 секунды. Сам интервал при этом подбирается по скорости движущихся объектов:
Это очень примерные интервалы, от которых рекомендуем отталкиваться — подбирайте оптимальное время под каждые конкретные условия.
Как снимать таймлапс: пошаговая инструкция
Вообще все достаточно просто, но есть нюансы. Если будете действовать по нашему алгоритму, быстро во всем разберетесь:
Редактируем снимки и создаем таймлапс
Некоторые продвинутые камеры и многие приложения для смартфонов собирают таймлапсы автоматически, но не всегда результат оправдывает ожидания. Чтобы получить наилучшее качество, придется делать всё вручную. Для этого предлагаем использовать популярные графические редакторы:
1. Импортируем снимки в программу Adobe Lightroom и редактируем одно из изображений. Для этого лучше взять кадр из середины получившейся цепочки. Когда все необходимые параметры будут выставлены, копируем их на остальные снимки.
2. Экспортируем все изображения в формат JPEG с разрешением 1920 х 1080 точек (это Full HD).
3. Открываем Adobe Photoshop, выбираем на панели инструментов пункт Окно и меняем рабочую среду на Движение.
4. Выбираем в меню Файл => Открыть и находим папку, в которой размещены экспортированные снимки. Там выбираем первый кадр. Перед подтверждением открытия нажимаем кнопку Параметры и проверяем, чтобы возле пункта Последовательность изображений была галочка.
5. Устанавливаем нужную частоту кадров. Лучше использовать классический вариант — 25 в секунду.
6. Видео отобразится на шкале внизу экрана. Теперь можно запустить предварительный просмотр и оценить результат. В первый раз видео можно пройти рывками — это нормально, особенно для маломощных компьютеров.
7. Если результат устраивает, экспортируем последовательность снимков в видеоформат. Нажимаем для этого Файл => Экспорт => Рендеринг видео.
8. Придумываем имя для файла и определяем формат видео. Советуем выбрать H.264: он наиболее распространен. Частота кадров и разрешение будут зависеть от исходных снимков, которые были импортированы.
Процесс создания таймлапса из фото может показаться достаточно сложным и запутанным, особенно на этапе «сборки». Но, проделав всё это один или два раза, вы освоитесь и сможете повторять все действия едва ли не с закрытыми глазами.