Timss что это такое в образовании
TIMSS
Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное сопоставительное исследование качества и тенденций в математическом и естественнонаучном образовании. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Национальным координатором реализации исследования TIMSS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Цель:
Мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной в основную школу, а также выявление факторов, влияющих на качество математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе. Исследование спланировано таким образом, что его результаты позволяют отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся 4 классов становятся учащимися 8 класса.
Область оценивания:
В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики.
Периодичность проведения:
Цикл проведения исследования составляет 4 года. Исследование проводится с 1995 г. (1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г., 2011 г., 2015 г., 2019 г.)
Текущий цикл:
В первом полугодии 2018 года в Российской Федерации было проведено апробационное исследование TIMSS, в котором приняли участие более 1200 обучающихся 8 классов и более 1200 обучающихся 4 классов из 12 школ Новгородской области, 10 школ Брянской области и 10 школ Курской области, и начата обработка результатов апробационного исследования.
PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники из России
Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.
Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.
1. PIRLS — как школьники читают и понимают тексты
Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.
Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.
Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.
В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:
Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:
Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований — сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.
Как в PIRLS показывают себя школьники из России. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место. Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.
Комментарий эксперта к заданию: «Поиск ответа облегчен тем, что в вопросе и в ответе использованы одни и те же слова: „запасные носки“, „ноги могут промокнуть“. Читателю даже не приходится делать синонимические замены. Российских четвероклассников практически не затрудняет поиск в тексте ответа на вопрос в том случае, когда формулировки вопроса и ответа практически совпадают. Однако неопытных читателей может затруднить необходимость делать самые элементарные синонимические замены при сравнении словесной ткани вопроса и ответа. Найти в тексте ответ на вопрос гораздо легче, если не требуется переформулировать вопрос. В приведённом выше примере такие трудности испытывает около 10% десятилетних читателей во всех странах мира, в том числе и в России».
2. PISA — какой уровень знаний у учеников в средней школе
Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.
Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.
Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.
Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.
Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.
Как в PISA показывают себя школьники из России. К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.
Пример задания на математическую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется воспринять новую информацию — описание представленной реальной ситуации — и интерпретировать её геометрическую модель, чтобы вычислить длину дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет ⅙ часть длины окружности двери. Для решения нужно вспомнить (или посмотреть в списке формул) известную учащимся формулу длины окружности. Ответ в пределах от 103 до 105. […]. Подобных задач нет в российских учебниках. Слово „окружность“ не упоминается в тексте задания, и учащимя самим надо сообразить, что именно окружность, разделённая тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери».
Пример задания на читательскую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В этом задании школьнику нужно осмыслить и оценить информацию из текста».
3. TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки
Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.
Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.
Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.
В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.
Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.
Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил три большие проблемы российского школьного образования: большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.
Задание для 4-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение вписать равносторонний треугольник в окружность, разделённую на равные части. Требовалось не только увидеть, что окружность разделена на равные части, но и сообразить, что надо соединять отрезками каждую четвёртую точку, чтобы построить равносторонний треугольник, и описать способ соединения точек. Подобных заданий нет в учебниках. Практически все российские четвероклассники пытались решить это задание. Большинство справились с ним (верно выполнили его полностью 68%, верно построили, но не описали — 7%)».
Задание для 4-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется применить знание о взаимосвязи в природе на примере простых пищевых цепей: указать одну из причин, иллюстрирующих важную роль пауков в саду. Результат выполнения задания российскими школьниками самый высокий среди всех стран. Умение устанавливать взаимосвязи в природе является одним из требований ФГОС по предмету „Окружающий мир“ и достаточно эффективно формируется в процессе изучения естественнонаучной части этого предмета».
Задание для 8-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение выразить проценты в виде обыкновенной дроби или обратный перевод. Нетипичное задание, в котором надо сравнить стоимость одного и того же предмета при наличии скидки, выраженной в различных единицах — в процентах или дробью. Основное затруднение умногих учащихся объясняется тем, что первоначальная стоимость предмета не приводится. Второе затруднение — это перевод этих данных в проценты или в дроби (¾ — это 75%, значит, скидка — 25%). Неудивительно, что 14% российских учащихся не дали никакого ответа. Только учащиеся двух стран показали более высокие результаты: Республики Корея (62%) и Сингапура (76%)».
Задание для 8-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «Задание проверяет умение применять знание об избыточном давлении воды в водоносных слоях в простой практической ситуации. Высокие результаты выполнения этого задания российскими школьниками объясняются тем, что представление о давлении воды в водоносных слоях традиционно формируется в рамках изучения географии».
4. TALIS — как преподают учителя
Что и кого проверяют. Здесь проверяют уже не школьников, а учителей и директоров школ.
Когда проходит. Исследование проводится каждые пять лет — уже было в 2008 и 2013 годах, следующее планируется провести в 2018 году.
В TALIS нет никаких рейтингов преподавателей по странам. Исследователи делают выводы на основе опроса. Какие данные получают с помощью опроса? Особенности преподавания, убеждения и установки учителей, методы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях, контекст, в котором работают учителя и директора.
К примеру, в TALIS-2013 приняли участие 4000 учителей и 198 директоров из 14 регионов России. Кроме России, в в 2013 году в исследовании принимало участие ещё 37 стран, а в 2008 году — 24.
В отчёте о результатах TALIS-2013, который опубликован на сайте общероссийской системы оценки качества образования, так описывают российских преподавателей:
Что такое исследование TIMSS, где московские школьники заняли лидирующие позиции
На днях были объявлены итоги международного исследования качества образования по естествознанию и математике, где московские школьники показали очень высокие результаты. Что это за исследование и для чего оно вообще нужно, «Мелу» рассказала Елена Камзеева, начальник отдела Московского центра качества образования.
Что такое TIMSS и зачем его проводят
Исследование TIMSS — это международное сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования, которое проводит международная ассоциация IEA. Цель исследования — оценить уровень подготовки учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественным наукам, а также сравнить образовательные системы мира.
Исследование проводится с 1995 года каждые 4 года. В 2019 году прошел седьмой цикл исследования. В нем приняли участие 64 страны и 8 отдельных территорий/регионов, включая Москву, которая первый раз здесь выступала как самостоятельный субъект. Участниками от Москвы стали около 9 тысяч учащихся из 154 московских школ.
В рейтинге результатов четвероклассники Москвы заняли по естествознанию первую позицию (вместе с Сингапуром), а по математике получили пятый результат наряду с четвероклассниками Японии.
Учащиеся 8-х классов продемонстрировали четвертый результат по естественным наукам (биология, физика, химия, наука о Земле) и шестой результат по математике.
Высокие результаты показывают какие-то специальные, «одаренные» дети?
Нет, тут важно отметить высокую плотность результатов Москвы (у нас очень мало школьников с низкими результатами — всего 4%), минимальный порог математической и естественно-научной подготовки у нас преодолели 100% четвероклассников и почти все восьмиклассники (98–99%). В среднем по странам этот показатель составляет 85–87%.
Такие отличные результаты столичные школьники демонстрируют не впервые. По итогам международного исследования PISA 2018 года они входят в тройку лучших в мире по читательской грамотности, по математической — в пятерку, а по уровню естественно-научной грамотности — в шестерку. Кроме того, юные москвичи в мировых лидерах по компьютерной грамотности. Они заняли второе место в международном исследовании компьютерной и информационной грамотности ICILS 2018. А в 2016 году (напомню) были мировыми лидерами по читательской грамотности четвероклассников.
PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники из России
Серьезных успехов столичные школьники достигают благодаря тому, что в Москве всем учащимся обеспечены равные возможности для получения качественного образования.
Ежегодно увеличивается количество предпрофессиональных классов, открываются современные образовательные площадки и новые школы. Школы оснащены высокотехнологичным оборудованием.
По результатам исследования (анкетирования администрации школ) по обеспеченности ресурсами и кадрами для организации учебного процесса в 4-х классах школы Москвы находятся на втором месте в мире после Республики Корея, а в 8-х классах входят в тройку лидеров.
«Результаты TIMSS и московская образовательная практика опровергли устоявшиеся штампы о том, что к подростковому возрасту у детей появляется многообразие далеко не учебных интересов, и поэтому учебная мотивация пропадает. Источники успешности московских школьников в том, что система образования города предоставляет им разнообразие видов деятельности. При этом Москва за последние 10 лет, практически не провозглашая и не акцентируя это в лозунгах, пришла к деятельностной педагогике от вербальной и репродуктивной. Разумеется, для этого нужны были ресурсы, условия, воля. Ресурсы и условия — это реализация принципа интеграции основного и дополнительного образования. Я имею в виду бесчисленное разнообразие кружков, которые позволяют юным жителям столицы совершать пробы своих способностей и интересов, а это влечет за собой потребность в узнавании чего-то нового. И в итоге очень важно, что не исчезает то, с чем дети приходят в начальную школу, — жажда познания. Ну и самое главное — это изменение и качественный профессиональный рост гигантской когорты московских учителей».
Ефим Рачевский, директор московской школы № 548, народный учитель России
Как проходят такие исследования?
В ходе исследования школьники выполняют тесты и заполняют анкеты, дополнительно специальные анкеты заполняют учителя, администрация школы и родители (для четвероклассников).
Анкетирование позволяет понять, какие факторы влияют на результаты обучения: наличие у школ технических и учебных ресурсов, дисциплина в школе и технологии обучения, вовлеченность учащихся в учебный процесс и общее понимание роли наук, социально-экономическое положение семьи и дошкольная подготовка.
Равные условия соблюдаются как на уровне стран — участниц исследования, так и на уровне отдельных детей, принимающих участие в тестировании и анкетировании.
Международный центр с помощью специальных программ для каждой страны или территории/региона отбирает из общего списка школы для участия, затем случайным образом в этих школах отбирается класс для участия. Тестирование проходит в присутствии внешних наблюдателей и строго в соответствии с международной инструкцией. Обезличенные работы детей проверяются независимыми экспертами.
Как мы планируем работать с результатами исследования
Любые международные сравнительные исследования качества образования — это не соревнования, не Олимпийские игры… Эти исследования представляют собой очень важный инструмент, который позволяет сравнить образовательные системы мира и найти оптимальные пути их совершенствования/развития.
«Наших выпускников зовут в Google и Facebook, а мы боремся, чтобы они оставались в ИТМО»
Конечно, мы очень гордимся результатами наших учащихся, но пребывать в эйфории ни в коем случае не собираемся. По результатам исследования мы видим, где наши позиции недостаточно сильны. А значит, мы понимаем, в каком направлении двигаться (например, как развивать учебные программы), чтобы выпускники московских школ были востребованными специалистами в высокотехнологичном мире.
Наша главная задача — обеспечить качественное образование для всех московских школьников. На сегодня международные исследования подтверждают, что мы движемся в верном направлении.
Фото: Rido, Syda Productions / Shutterstock
TIMSS (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования)
Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное сопоставительное исследование качества и тенденций в математическом и естественно-научном образовании. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным центром проведения исследования TIMSS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики.
Циклы исследования TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015, 2019, 2023.
Краткая информационная справка об исследовании TIMSS (PDF, 1274 Kb)
Общее количество стран-участниц в исследовании TIMSS
Цикл исследования
Общее количество стран-участниц
TIMSS-1995
TIMSS-1999
TIMSS-2003
TIMSS-2007
TIMSS-2011
TIMSS-2015
TIMSS-2019
Количество стран-участниц в исследовании TIMSS
Цикл исследования
Класс
Общее количество
стран-участниц
TIMSS-1995*
TIMSS-1999
TIMSS-2003
TIMSS-2007
TIMSS-2011
TIMSS-2015
47 стран мира
(естественно-научная грамотность)
49 стран мира
(математическая грамотность)
* В исследовании TIMSS-1995 принимали участие учащиеся 7 и 8 классов.
Результаты Российской Федерации в исследовании TIMSS
Количество баллов РФ
(по 1000-балльной шкале)
Класс
Направление исследования
TIMSS-1995*
TIMSS-1999
TIMSS-2003
TIMSS-2007
TIMSS-2011
TIMSS-2015
TIMSS-2019
В России стартовало Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS
В апреле в российских школах проходит Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (TIMSS – Trends in International Mathematics and Science Study). Для участия в исследовании отобраны 590 образовательных организаций из 49 регионов России.
TIMSS охватывает учеников 4-х и 8-х классов и завершится до конца учебного года. Данное исследование пройдёт в 60 странах мира, итоговые результаты будут представлены в декабре 2020 года.
В соответствии с программой исследования изучаются образовательные результаты школьников по математике и предметам естественно-научного цикла. Кроме того, проводится анкетирование учителей, администраций школ, а также родителей учеников 4-х классов.
– Конкретные шаги по повышению качества общего образования, а именно данная цель обозначена перед страной как один из ключевых приоритетов, должны опираться на исследовательскую работу. В этом году мы развернули ряд научных исследований внутри страны, подключив к этому ведущие российские научные коллективы. Международные мониторинговые исследования, среди которых неизменно присутствует исследование TIMSS, еще одна важная точка опоры для нас. Участие позволит наглядно определить наши позиции и динамику, – отметила глава Минпросвещения России О.Ю. Васильева.
Исследование проходит в двух форматах: часть школьников, отобранных для исследования, пишут тест в тетрадях, часть – проходит тест на компьютере. На сайте www.centeroko.ru представлены типы заданий и элементы навигации, используемые в компьютерном тестировании.
Анализ полученных по результатам TIMSS данных позволит выявить факторы, влияющие на качество образования в России.