Tinkoff space что это
Обзор Virgin Galactic: космические туристы и спутники
Virgin Galactic (SPCE) — это аэрокосмическая компания в составе Virgin Group, основанная в 2004 году эксцентричным миллиардером Ричардом Брэнсоном.
Совместно с дочерней компанией The Spaceship Company Virgin Galactic работает над созданием космических аппаратов, которые предназначаются для запуска в суборбитальное пространство частных туристов и вывода на орбиту спутников. Над реализацией своей «космической Одиссеи» Virgin Galactic работает 17 лет и сейчас находится на завершающей стадии коммерциализации полетов человека в космос.
Тенденции и прогнозы, емкость рынка и основные игроки
В данный момент космический туризм ограничивается несколькими орбитальными полетами, выполненными американской Space Adventures. За последние два десятилетия компания перевезла на российских ракетах «Союз» всего лишь 7 туристов.
Космический туризм сегодня — это абсолютно свободная ниша. Bank of America ожидает рост ежегодной выручки всей космической индустрии на 230%: с 424 млрд в 2019 году до 1,4 трлн долларов к 2030 году. Индустрия космического туризма только зарождается, но она может стать мейнстримом по мере развития технологий, повышения безопасности и снижения стоимости. Кроме этого, космический туризм станет отправной точкой для развития высокоскоростных передвижений вокруг Земли.
Поскольку космические полеты — это индустрия с высоким порогом входа, сегодня существует всего лишь несколько коммерческих компаний, работающих над созданием суборбитальных космических транспортных средств. Наиболее значительных успехов добились Virgin Galactic и космическая компания Джеффа Безоса Blue Origin, которые планируют провести первые коммерческие полеты в ближайшем будущем.
Компания Илона Маска SpaceX достигла значительного прогресса в орбитальных космических полетах и сегодня работает над созданием огромной ракеты Starship вместимостью 100 пассажиров. Starship предназначена для суборбитальных полетов и позволит долететь из Нью-Йорка в Шанхай за 39 минут — вместо стандартных 15 часов на самолете.
Поскольку из трех ключевых игроков — Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX — для покупки на бирже доступны акции только Virgin Galactic, рассмотрим ее в нашем обзоре подробнее.
Как победить выгорание
Virgin Galactic и суборбитальный космический полет
Virgin Galactic разработала многоразовую космическую систему под названием SpaceShipTwo, предназначенную как для отправки туристов в космос, так и для гиперзвуковых двухточечных путешествий. Космическая система состоит из трех основных компонентов: реактивного самолета-носителя WhiteKnightTwo, одноименного космического корабля SpaceShipTwo и гибридного ракетного двигателя RocketMotorTwo.
Самолет-носитель предназначен для подъема космического корабля SpaceShipTwo на высоту 15 км. Эта концепция идеально подходит для небольших космических запусков по соображениям стоимости. После набора высоты SpaceShipTwo отсоединяется от самолета-носителя и с помощью гибридного ракетного двигателя осуществляет выход в космическое пространство со скоростью, в три с половиной раза превышающей скорость звука.
SpaceShipTwo — это многоразовый крылатый корабль, который способен доставлять в суборбитальное космическое пространство и возвращать на Землю шестерых туристов за раз или коммерческие грузы. Пассажиры Virgin Galactic не будут кружить вокруг Земли, как астронавты на борту Международной космической станции. Но им удастся испытать несколько минут невесомости и увидеть пейзажи Земли на фоне черноты космоса. После того как гравитация притянет космический корабль обратно к верхним слоям атмосферы, начнется спуск на Землю, который ничем не будет отличаться от приземления на обычном самолете.
Для вывода на орбиту спутников Virgin Galactic разработала орбитальную ракету-носитель LauncherOne, которая способна доставлять небольшие спутники весом до 227 кг на околоземную орбиту по исторически низким ценам. В качестве стартовой площадки компания эксплуатирует специально построенный космопорт Америка в Нью-Мексико.
Текущее состояние проекта
Для того чтобы отправить первых клиентов в космос, Virgin Galactic осталось выполнить два успешных тестовых полета. Но с этим возникли трудности. В декабре 2020 года второй испытательный полет прервали после того, как бортовой компьютер корабля потерял связь с ракетным двигателем и прекратил его зажигание.
Для устранения возникших электромеханических помех компания перенесла очередной испытательный полет на май 2021 года. Если полет пройдет успешно, первые коммерческие рейсы можно ожидать в конце 2021 — начале 2022 года.
30 марта Virgin Galactic представила свой второй пилотируемый космический аппарат — SpaceShip III. Обновленный космолет спроектирован по модульному принципу, что позволит выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год. Первый тест нового корабля — сброс в воздухе с самолета-носителя и возвращение на землю — запланирован на лето. Компания не останавливается на достигнутом и уже работает над сборкой третьего корабля.
Стратегия развития
5 ноября 2020 года генеральный директор Virgin Galactic Майкл Колглейзер на пресс-конференции изложил долгосрочные цели, согласно которым компания планирует генерировать до миллиарда выручки в год с каждого эксплуатируемого космопорта. Для этого компания планирует осуществлять 400 полетов в год на каждом космопорте.
Исходя из заявленной способности космолета SpaceShip III выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год, можно сделать вывод, что в первые несколько лет на каждый космопорт будет приходиться один космолет. В дальнейшем компания планирует по три базовых корабля на каждый космопорт.
Точного количества космопортов, которые компания планирует эксплуатировать, менеджмент еще не назвал. Но, исходя из сообщений в прессе о наличии у Virgin Galactic подписанных соглашений об аренде аэропортовых территорий под космопорты с ОАЭ, Италией, Великобританией, Австралией, Швецией и другими странами, можно сделать вывод о намерении Virgin Galactic создать сеть космопортов по всему миру.
Это позволит компании осуществлять не только туристические полеты в космос, но также выйти на необъятный авиационный рынок и выполнять коммерческие сверхзвуковые пассажирские перевозки между континентами.
Финансовое состояние
Поскольку у Virgin Galactic отсутствует выручка, ее невозможно оценить с точки зрения фундаментального анализа. Для финансирования своей деятельности компания периодически выпускает и продает новые акции, тем самым размывая доли существующих акционеров.
Согласно отчетности за 2020 год, чистый убыток составил 273 млн долларов по сравнению с чистым убытком в 210,9 млн долларов в 2019 году. Основные статьи расходов — научные исследования и разработки в размере 158,8 млн долларов, а также административные расходы в размере 116,6 млн долларов.
На балансе компании находятся 665,9 млн долларов денежных средств и их эквивалентов, что достаточно для финансирования затрат компании на ближайшие 1,5—2 года. Общий долг незначительный — всего 27,5 млн долларов.
Прогноз выручки
В отчетности Virgin Galactic указано, что еще несколько лет назад более 600 человек забронировали туристический полет по цене от 200 до 250 тысяч долларов за место. После этого компания закрыла бронирование и намерена возобновить продажу билетов только после успешного завершения испытательных полетов. Исходя из целей компании генерировать миллиард в год при выполнении 400 рейсов для 2400 пассажиров, можно сделать вывод, что стоимость билета составит примерно 417 тысяч долларов. Таким образом, существующие мощности, представленные двумя космическими кораблями, позволят Virgin Galactic в течение нескольких лет увеличить выручку до 2 млрд долларов в год.
Основываясь на анализе имеющихся у компании броней, менеджмент прогнозирует, что ее целевая аудитория в сфере космического туризма представлена людьми с общим состоянием более 10 млн долларов. Согласно отчету Credit Suisse Research Institute о глобальном благосостоянии за 2019 год, в мире насчитывается около двух миллионов взрослых людей, подходящих под указанный критерий. Можно ожидать, что имеющийся портфель заказов и высокий спрос на космические полеты обеспечат Virgin Galactic низкие затраты на запуск и высокую валовую рентабельность.
Оценка компании
В данный момент капитализация компании составляет всего 5,46 млрд долларов и явно отражает недоверие инвесторов к будущему компании. Вероятно, причиной стали задержки испытательного полета и факты продажи акций основателем Ричардом Брэнсоном.
Но задержи испытательного полета вызваны необходимостью дополнительной настройки систем корабля. Исходя из технической сложности проекта, задержки и перенос сроков — это обычная практика. Компании Илона Маска SpaceX потребовалось 18 лет, прежде чем она осуществила первый пилотируемый запуск корабля Crew Dragon в космос.
Что касается продажи акций инсайдером, то вокруг этой темы уже сломано множество копий и неоднократно доказано, что факт продажи не значит абсолютно ничего. Марк Цукерберг, Джефф Безос, Билл Гейтс и Стив Джобс с момента выхода на биржу Facebook, Amazon, Microsoft и Apple регулярно продавали принадлежащие им пакеты акций. Но это не помешало этим компаниям процветать, расти в капитализации и стать лицом Америки.
Кроме этого, Ричард Брэнсон продал около 10% принадлежащих ему акций и, по данным Bloomberg, до сих пор владеет 24% акций Virgin Galactic.
Если в качестве базового прогноза взять рост выручки компании до 2 млрд долларов в течение следующих трех лет, то Virgin Galactic торгуется с форвардным трехлетним P / S 3,15. Учитывая отсутствие сопоставимых публичных конкурентов, можно провести аналогию с пионером в сфере электромобилей — компанией Tesla.
Если инвесторы аналогично оценят Virgin Galactic — P / S 20, то капитализация компании может вырасти до 40 млрд долларов, что предполагает потенциал роста в 630% на горизонте трех лет.
Вывод
Virgin Galactic находится в авангарде новой индустрии, которая откроет космос для широких масс и навсегда изменит мир. Покупка акций Virgin Galactic сегодня дает инвесторам возможность войти в компанию в самом начале истории ее роста. Сильная управленческая команда, которую возглавляет главный космический директор Джордж Уайтсайдс, проработавший до этого более 20 лет в NASA, внушает доверие.
Но следует помнить о рисках, таких как несчастные случаи со смертельным исходом. Это может снизить доверие к компании, привести к значительным компенсационным выплатам и банкротству компании.
Осторожно, SPAC. Продукт для венчурных инвестиций от «Тинькофф». Разбор Банки.ру
«Тинькофф Инвестиции» запустили продукт для инвестиций в модные фонды SPAC. Разбираемся, что внутри.
Что такое SPAC
Представьте себе публичную компанию, у которой единственный актив — деньги инвесторов. Это компания-«оболочка», или SPAC (Special-purpose acquisition company — специализированная компания по слияниям и поглощениям). Инвесторы покупают акции SPAC по фиксированной цене с расчетом на то, что акции вырастут, когда «оболочка» сольется с каким-нибудь быстрорастущим непубличным бизнесом. Если в течение двух лет слияния не происходит, инвесторам возвращают деньги, SPAC распускают.
До 2014 года непубличные компании в основном выходили на биржу непосредственно, через традиционные IPO. Но их доля в общем количестве новых размещений снижалась. С 2020 года большинство компаний в США выбирают выход на биржу через SPAC.
«В 2020 году SPAC привлекли больше средств, чем за всю предыдущую историю, — 73 миллиарда долларов — и опередили по этому показателю IPO, притом что объем IPO в прошлом году также был рекордным», — приводит цифры председатель правления ITI Capital Мария Панкова.
«В отличие от SPAC в классическом IPO очень маленькая аллокация», — обозначает разницу Александр Цукерман, начальник отдела интернет-трейдинга на международных рынках «БКС Мир инвестиций», имея в виду низкий процент удовлетворения заявки на покупку акций со стороны желающих поучаствовать в размещении. А еще возможен «локап» — временный запрет на продажу акций.
Многие SPAC-компании торгуются значительно дороже (до 70%) их стоимости к сумме денег на счетах уже сразу после выхода на биржу. Инвесторы рассчитывают, что премия окупится при сделке (хотя не факт, что она состоится). При этом 20% акций такого фонда забирают по номинальной стоимости спонсоры (то есть первичные инвесторы, сформировавшие фонд под покупку других компаний, привлекавшие капитал до поисков целевой компании для приобретения и переговоров с ней). Это их вознаграждение за поиск потенциального объекта для поглощения.
«Не думаю, что SPAC удастся полностью заменить IPO. Да, для компаний, желающих стать публичными, пойти по пути SPAC проще, быстрее и дешевле. Но для инвесторов это фактически кот в мешке. IPO оценить крайне трудно — оценить SPAC попросту невозможно», — делится мнением основатель консалтинговой компании «Богатство» Владимир Верещак. И обозначает важный минус — слабое регулирование SPAC. Именно оно позволяет становиться публичными «не очень качественным» компаниям вплоть до мошенников.
Его коллега из ITI Capital напоминает про ажиотаж вокруг SPAC-компании Nikola, производителя электро- и водородных грузовых автомобилей. Ни один грузовик не произведен, и нет объективной информации о такой возможности в принципе, но акции Nikola после выхода на биржу через SPAC выросли в 8 раз. «Капитализация компании в моменте превышала 30 миллиардов долларов — дороже, чем Ford! Потом цены упали втрое, но и после коррекции компания без выручки, технологии и скандального увольнения CEO стоит 10 миллиардов долларов», — приводит пример Мария Панкова.
Тем не менее в условиях денежного изобилия на фондовых рынках идея SPAC нашла своих приверженцев. «Тинькофф Инвестиции» объявили, что уже на этой неделе дадут своим клиентам-«квалам» возможность инвестировать в SPAC на американском рынке. Предложение брокера ориентировано на премиальных клиентов с агрессивным риск-профилем.
На российском рынке это первое подобное предложение. В нем уже ограничен риск инвестора. Последний вносит менее 30% базовой цены акции и на 100% участвует в росте котировок торгуемого фонда с возможностью заработать до 200%, утверждают в «Тинькофф Инвестициях».
Под тикером RBAC
Основой для инструмента «Тинькофф» является SPAC RedBall Acquisition Corp., основанный в июне 2020 года и зарегистрированный на Каймановых Островах. В августе 2020-го он провел IPO, собрав около 575 млн долларов, торгуется на площадке NYSE под тикером RBAC.
Самые доходные акции за прошлый год
RedBall ищет объекты для поглощения в сфере спорта, СМИ и анализа данных, в частности профессиональных спортивных франшиз. За компанией стоит спонсирующая организация RedBird Capital Partners с активами в размере более 4 млрд долларов. Она известна своими вложениями в спортивные и медийные секторы, включая права на медиа, изображения игроков и премиум-услуги по организации прямых трансляций и организации мероприятий.
Но «Тинькофф Инвестиции» предлагают вкладываться не в сам SPAC, а только в опционную стратегию «кол-спред». Инвестор покупает кол-опцион на покупку акций SPAC со страйком 10 долларов и одновременно продает еще один кол-опцион, со страйком 30 долларов. Опцион — это договор между двумя инвесторами о выплате разницы между ценой базового актива (в данном случае акций RedBall) и ценой, указанной в договоре (страйк) на момент окончания действия договора (даты экспирации).
Когда придет время исполнения опционов, по первому опциону инвестор получит разницу между ценой акций и 10 долларами, а второй опцион исполнен не будет. Если же цена акции вырастет больше 30 долларов, то исполнится и второй опцион, и инвестор будет вынужден отдать разницу между ценой акций и 30 долларами покупателю второго опциона, вычтя ее из платежа, который получит от продавца первого опциона. Получается, что доход инвестора при такой стратегии ограничен в данном случае 20 долларами с каждой акции.
Общая цена опционной конструкции составила 24,9% от цены SPAC, или 24,9 доллара за опцион на десять акций RBAC. Исторически большая часть СПАКов показывала динамику в рамках этого кэпа в первый год, поясняет Дмитрий Ковалевский, руководитель отдела количественных исследований «Тинькофф Инвестиций».
Он приводит такие расчеты по стратегии с опционом.
Покупая эту опционную структуру, клиент платит «Тинькофф» премию за опцион, которая в дальнейшем не возвращается. Но на момент экспирации опциона клиент получает доход от роста стоимости бумаги вплоть до уровня второго страйка. То есть в случае, если стоимость акций SPAC будет выше или равна 30 долларам, клиент получит 200 долларов. А значит, с учетом премии заработает 175,1 доллара.
Максимальный убыток по такой стратегии ограничен стоимостью инструмента, то есть 24,9 доллара. Чтобы стратегия окупила себя, акция должна стоить хотя бы 12,5 доллара, тогда инвестор получит 12,5 — 10 долларов за каждую из десяти акций, лежащих в основе опциона. На 13.04.2021 ее цена составляла 10,01 доллара.
Какие риски?
По заявлениям представителей «Тинькофф Инвестиций», опционная стратегия выбрана, чтобы ограничить риски, которые несет инвестор при вложениях в SPAC.
Если предположить, что амбициозные планы RedBall по поглощению спортивной франшизы не будут реализованы до августа 2022 года, то обладатели опционной стратегии получат убыток 24,9 доллара плюс 1% комиссии брокера от суммы сделки.
Владимир Верещак считает это попыткой не только ограничить риски «инвестора», но и снизить порог входа (а может, и «вшить» дополнительные комиссии). «Используемая в продукте стратегия «бычий кол-спред» предполагает уплату премии за покупку одного кол-опциона и ее получение (в меньшем размере) за одновременную продажу другого. Таким образом, общая стоимость сделки уменьшается», — разбирает стратегию эксперт.
Он добавляет, что в опционе учтено и ограничение возможной прибыли: в данном случае не более 200%. Из этой суммы надо вычесть уплаченную чистую премию и брокерскую комиссию. Но при среднерыночном доходе в 7—8% в год в долларах США, возможно, инвесторам этого будет достаточно.
При всей заманчивости предложения, по мнению Алексея Дебелова, партнера FP Wealth Solutions, стоит помнить, что опционы ограничены по времени. «В отличие от акций, и при первоначальной неудаче досидеть до успеха, как в случае с Facebook, не получится», — отмечает он. Если на момент истечения срока опциона цена на акции будет ниже плановой, то этот дериватив сгорит по цене 0. Такой финал возможен с большей вероятностью, чем троекратный рост.
По словам Верещака, опционная стратегия на SPAC вызывает недоумение: «Мы докатились до приобретения права на покупку и продажу акций финансовой «оболочки» для еще не найденной компании, оценить которую будет крайне трудно даже на этапе IPO».
В качестве аналога Верещак приводит скачки, которые кажутся даже безопаснее с породистыми лошадьми в качестве актива. В опционах на компанию-«оболочку» и того нет. Он не сомневается, что продукт будет востребован у людей, ориентированных на большие быстрые заработки.
«Применение опционов даже лучше, чем покупка акций SPAC напрямую, — рассуждает Верещак. — SPAC не поддается оценке. Ладно бы речь шла о биржевом фонде, инвестирующем в разные SPAC, там хотя бы есть диверсификация. Но покупать одну «пустышку» слишком рискованно». Даже несмотря на возможность вернуть часть денег в случае расформирования RBAC, опционная стратегия не предполагает возврата денег. Зато она жестко ограничивает риски того, кто ее использует.
Шансы вырасти
Сам инструмент SPAC как вложение денег в создание нового «фонда» имеет право на жизнь, — рассуждает Алексей Дебелов. — Но инвестировать нужно, только если понимаешь, во что или в кого». Он отмечает, что в ситуации со SPAC важно понимать, что за команда менеджеров ведет компанию к сделке. Руководствоваться же только оптимизмом экспертов «Тинькофф Инвестиций» неразумно, считает Дебелов. «Квал» должен сам ответить для себя на вопрос, есть ли в этом SPAC специалисты мирового уровня по private equity инвестициям. Такое понимание становится ключевым при отсутствии актива, который этот SPAC хотел бы выкупить и который можно было бы оценить. «На длинном горизонте доходности венчурных и private equity фондов в среднем хуже, чем у рынка акций. Да и завышенные комиссии в такую структуру упаковать гораздо легче», — уточняет Дебелов.
Популярность SPAC в последние годы может сыграть злую шутку со спонсорами и инвесторами компаний-«пустышек». Компаний, подходящих для поглощения, может оказаться меньше, чем «оболочек» для них. Плюс ограниченные сроки на сделку — два года. В результате «спонсорам приходится или снижать планку требований к качеству таких компаний, или придется расформировывать SPAC по истечении срока», обозначает альтернативу Панкова.
Мария Панкова также предупреждает, что на этапе поиска цели цены на акции SPAC могут сильно колебаться. «Завышенные доходности и оценки 2020—2021 годов являются аномалией — и в SPAC, и в IPO. Это долго не продлится», — уверена она.
Самое страшное, что может произойти в нормальных рыночных условиях, — цена RedBall Acquisition Corp. на момент истечения срока опционов окажется ниже 10 долларов (либо спонсоры SPAC так и не смогут найти бизнес для покупки). «Убыток владельца продукта не превысит суммы чистой премии и брокерской комиссии. Не так уж много для квалифицированного инвестора, на счетах которого по-хорошему должно быть хотя бы 6 миллионов рублей», — поясняет Владимир Верещак.
Вместо резюме
В России пока ни один брокер не дает инвесторам участвовать в SPAC до его выхода на IPO, но квалифицированные инвесторы «Открытие Брокера» имеют доступ к некоторым SPAC, торгующимся на американском рынке.
На этой неделе «Тинькофф Инвестиции» также планируют предоставить своим квалифицированным инвесторам с агрессивным риск-профилем возможность вкладываться напрямую в SPAC, вышедшие на IPO. Линейка таких фондов уже будет без опционной конструкции.
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Тинькофф запустил биржевой фонд для инвестиций в SPAC
Investing.com — Управляющая компания «Тинькофф Капитал» запустила биржевой паевый инвестиционный фонд «Тинькофф Индекс SPAC», позволяющий инвестировать в SPAC-компании.
Special-purpose acquisition company (SPAC) — это котирующиеся на бирже компании-пустышки, не ведущие операционной деятельности, через слияние с которыми другие компании могут стать публичными, не проходя более сложную процедуру традиционного IPO.
Как сообщается на сайте Группы (MCX: TCSGDR ), новый фонд следует за индексом Tinkoff SPAC Total (PA: TOTF ) Return Index, который отслеживает стоимость портфеля из 40–50 крупнейших SPAC-компаний, торгующихся на биржах США.
«Инвестиции в фонд позволяют заработать на росте акций в момент, когда SPAC находит перспективную частную компанию для слияния», — отмечается в сообщении.
Как поясняют в компании, такой подход возможен благодаря правилам работы SPAC: до одобрения сделки по слиянию вложенные в SPAC деньги размещаются на специальных эскроу-счетах в ожидании решения акционеров.
Поскольку торговля бумагами SPAC-компаний сопряжена и с высокими рисками, Тинькофф намерен снижать риски, диверсифицируя инвестиции — фонд включает несколько десятков SPAC, отобранных аналитиками компании.
2020 год ознаменовался бумом SPAC-IPO. Выход на биржу таким путем предпочли космический холдинг Virgin Galactic (NYSE: SPCE ), производитель электрических грузовиков Nikola Corp (NASDAQ: NKLA ), игровая компания и платформа ставок на спорт DraftKings (NASDAQ: DKNG ).
В США есть и фонд, аналогичный новому «Тинькофф Индекс SPAC» — Defiance Next Gen SPAC Derived ETF.
Столь бурное увлечение SPAC вынудило Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) обратить на эти структуры более пристальное внимание.
Текст подготовила Александра Шнитникова
Аэрокосмическая компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic отложила первый коммерческий полет на четвертый квартал 2022 года. Компания сообщила, что изменила планы из-за того, что в октябре планирует начать работы по ремонту и усовершенствованию космического корабля и самолета-носителя VMS Eve.
В пресс-релизе Virgin Galactic пояснила, что в последнем испытании обнаружила «возможное снижение запаса прочности некоторых материалов». «Программа усовершенствования предназначена для дальнейшего увеличения запаса прочности, что позволит повысить надежность, долговечность и снизить требования к техническому обслуживанию при коммерческой эксплуатации», — отметила компания.
Представитель Virgin Galactic рассказал телеканалу CNBC, что этот процесс продлится от восьми до десяти месяцев и завершится в период с июня по август 2022 года. И только тогда корабль Unity сможет вновь подняться в космос. Ранее Virgin рассчитывала начать регулярные коммерческие полеты с космическими туристами в начале 2022 года, писал телеканал CNBC.
После окончания технических работ компания намерена завершить программу испытаний VMS Eve и космолета. Virgin Galactic планирует еще два тестовых полета — Unity 23 и Unity 24. Конкретные даты она пока не называет. Но известно, что компания проведет испытательный полет с экипажем из четырех человек, куда войдут два представителя итальянских ВВС. До этого предполагалось, что Virgin Galactic запустит первую коммерческую исследовательскую миссию с итальянскими ВВС в середине октября.
На Мосбирже объем торгов по компании Ричарда Брэнсона, напротив, вырос на 71%, до ₽189,24 млн (на 12:16 мск) против ₽110,29 млн по итогам 14 октября.
«Шансы на лидерство в отрасли у Virgin Galactic сомнительны»
«По моему мнению, шансы на лидерство в отрасли космического туризма у Ричарда Брэнсона были всегда крайне сомнительны. После переноса полетов возможность занять существенную долю рынка, потеснив Blue Origin и Space X, станет еще меньше», — уверен инвестиционный консультант финансовой группы «Финам» Сергей Хандохин.
Компания основателя Amazon миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin также интересуется космическим туризмом. Пассажирская капсула корабля New Shepard, который получил название в честь первого американского астронавта, совершившего суборбитальный полет Алана Шепарда, оснащена огромными иллюминаторами, чтобы туристам было удобнее наблюдать за тем, что происходит за бортом.
Первый пилотируемый полет с пассажирами на борту корабль New Shepard совершил в июле 2021 года, он продлился чуть больше десяти минут. Тогда на борту капсулы находился Безос. Второй раз New Shepard поднялся в космос в среду, 13 октября.
Стоит ли покупать акции сейчас
«Я бы держался в стороне от Virgin Galactic даже после такой просадки», — сказал «РБК Инвестициям» Сергей Хандохин. Он пояснил, что компания слаба почти по всем параметрам: от технологий до организации и маркетинга. К тому же, имеет мощных конкурентов в лице Илона Маска и Джеффа Безоса.
Иного мнения придерживается главный управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Никита Емельянов. «Те инвесторы, которые рассчитывают на долгосрочную историю, могут использовать текущее падение акций для того, чтобы покупать. Другое дело, что если полеты действительно настолько далеко переносятся, то каких-то триггеров для роста [акций] в ближайшее время не видно. И вполне возможно, что в отсутствие новостей мы будем видеть постепенное сползание акций все ниже и ниже».