тинторетто картины в каком городе
Тинторетто — художник, творивший не ради денег: биография и лучшие картины
Тинторетто (Tintoretto; родился 1518 или 1519 г. — умер 31 мая 1594 г.) — великий итальянский художник XVI века, автор многочисленных картин исторического жанра, один из величайших представителей Венецианской школы живописи. Его настоящее имя — Якопо Робусти (Jacopo Robusti), а прозвище Тинторетто (с итальянского — «маленький красильщик») выдающийся гений искусства получил еще в детстве по профессии отца — красильщика тканей.
Тинторетто, в первую очередь, знаменит картинами на религиозную тематику, но он также создавал произведения батального, портретного и мифологического жанров. Многие работы художника сочетают в себе черты искусства позднего Возрождения и раннего маньеризма.
Биография Тинторетто
Тинторетто появился на свет в 1518 или 1519 году в Венеции, он был старшим ребенком в многодетной семье ремесленника. Точная дата рождения великого мастера неизвестна, на этот счет не сохранилось подлинных документов.
Мальчик с детства проявил интерес к рисованию, а отец с пониманием отнесся к увлечению сына. В 1533 году родители юного Якопо отдали его на обучение к Тициану (Tiziano), но Тинторетто провел в мастерской великого венецианца только 10 дней. По неизвестной причине Тициан не захотел заниматься с новым учеником и тому пришлось удалиться.
История не сохранила никаких других сведений об обучении Тинторетто живописи. Был ли он гениальным самоучкой или ему удалось получить полноценное образование — неизвестно. Но уже в 1539 году будущий гений профессионально расписывал фасады зданий в родной Венеции, а вскоре начал создавать и картины. К сожалению, работы начального периода творчества не сохранились до наших дней.
Первый успех пришел к Тинторетто в 1548 году. Его картина «Чудо святого Марка», написанная для церковного братства, вызвала оживленные споры среди горожан и пробудила интерес к творчеству молодого художника. С этого момента у Тинторетто появились постоянные заказчики, главным образом — представители церкви и члены религиозных братств. Для них художник писал картины на популярные темы Ветхого и Нового Заветов.
Кроме того, Тинторетто много сил отдавал созданию настенных росписей для венецианских храмов. Периодически он получал заказы на написание портретов городских вельмож и произведений мифологического жанра.
В 50-х годах XVI века художник женился на Фаустине де Вескови и прожил с ней всю оставшуюся жизнь. Тинторетто не любил путешествовать и почти не покидал пределы Венеции, за исключением двух поездок в Рим и Мантую. С годами художник стал главой большого семейства, у него было 8 детей, двое из которых (сын Доменико и дочь Мариэтта) с детства помогали отцу и впоследствии тоже стали живописцами.
Тинторетто, по свидетельству современников, вел скромную жизнь и никогда не стремился разбогатеть. Существует множество сведений о том, что художник часто писал картины за минимальную плату. Он получал огромное моральное удовольствие от своей работы, но не умел пользоваться своим талантом для зарабатывания денег.
В 1576 году умер Тициан, и местные жители признали Тинторетто лучшим художником Венеции. Великий живописец продолжал усердно работать в своей мастерской до самой смерти. Он навсегда покинул этот мир 31 мая 1594 года и был похоронен с почестями в родном городе.
Самые известные картины Тинторетто
Многие картины и росписи Тинторетто в наши дни украшают внутреннее убранство храмов Венеции. Значительная часть его работ также находится в коллекциях музеев и частных лиц. Наиболее известны во всем мире следующие произведения художника:
Посетители портала Very Important Lot всегда могут принять участие в аукционах искусства и приобрести предметы антиквариата. Наш сайт также дарит уникальную возможность всем желающим напрямую купить картины, рисунки, скульптуры и иконы у современных художников.
Рисование.ру
Тинторетто
Свободная манера письма, динамика и живость сюжетов, отличавшие картины Тинторетто, роднят этого мастера позднего Возрождения с художниками второй половины XIX столетия.
Тинторетто. Картины художника
Тинторетто. Происхождение Млечного Пути
1575-1580 гг. Национальная галерея, Лондон
Картина «Происхождение Млечного Пути» — иллюстрация к легенде о том, как Зевс, желая сделать своего сына Геракла бессмертным, приложил его к груди своей спящей супруги Геры. Младенец принялся сосать божественное молоко с таким аппетитом, что несколько капель пролились и обратились в звезды, образовавшие Млечный Путь.
Тинторетто. Тайная вечеря
1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Художник несколько приземляет известнейший религиозный сюжет, располагая на первом плане беседующих слуг, блюда с фруктами, упитанного рыжего кота, который с любопытством заглядывает в корзину с провиантом. В подобном бытописании — корни реализма, которые «прорастут» и будут доминировать в искусстве последующих столетий.
Тинторетто. Похищение Елены
Ок. 1578 г. Музей Прадо, Мадрид
Подобно многим мастерам Средневековья и Ренессанса, Тинторетто облачает персонажей греческого мифа в современные самому художнику одеяния и переносит их в антураж XVI столетия. Похищение Парисом супруги спартанского царя Менелая мастер представляет в виде эпичной морской битвы (что вскоре дало возможность искусствоведам дать полотну «альтернативное» название — «Битва при Лепанто»). Художник виртуозно выстраивает на картине иллюзию огромного морского пространства, заполненного кораблями и сражающимися воинами, заливая светом второй план и «затеняя» ближайшие к зрителю фигуры.
Тинторетто. Страшный суд
1560-1562 гг. Церковь Мадонна дель Орто. Венеция
В ранних работах мастера прослеживается невероятное внимание к мелким деталям, он любовно выписывает складки одежды, лепестки цветов, украшения. Но позднее переходит к иной технике, за которую искусствоведы называют его в шутку «Тинторетто-импрессионист»: широкие мазки, кажущаяся небрежность, впрочем, не отменяющая виртуозности. «Страшный суд», очень сложный по композиции, относится к более раннему периоду.
Триумф Тинторетто в родной Венеции
500-летие одного из величайших художников XVI века его родной город отмечает с невиданным размахом
Якопо Робусти (около 1519 — 1594), получивший прозвище Тинторетто (от ит. tintoretto — «маленький красильщик», поскольку был сыном красильщика тканей), — самый венецианский художник XVI века. За 75 лет своей жизни он лишь раз уезжал из родного города, посетив Рим, где на него произвел сильнейшее впечатление сикстинский потолок Микеланджело. Большинство произведений Тинторетто никогда не покидало церкви Венеции, для которых он в основном и работал, только к концу жизни начав получать заказы и на оформление дворцов. Самый грандиозный из реализованных Тинторетто замыслов — живописный цикл для венецианского братства Скуола Сан-Рокко, над которым он работал более 20 лет, начиная с 1565 года.
«Праздновать 500-летие Тинторетто, несомненно, надо только в Венеции», — говорит Фредерик Илчман, признанный в мире специалист по венецианскому искусству XVI века и сокуратор выставки «Тинторетто 1519–1594» во Дворце дожей, беспрецедентной по количеству произведений мастера, приехавших буквально со всего мира. Из Национальной галереи, Королевской коллекции, Музея Виктории и Альберта и Галереи Курто в Лондоне; свои сокровища прислали музеи Берлина, Дрездена, Парижа, Лиона, Праги, Оттерло, Гента, Роттердама, Нью-Йорка, Филадельфии и Чикаго. Из мадридского Прадо привезли целых пять полотен, включая такие, как «Иосиф и жена Потифара» (ок. 1555), «Юдифь» (1552–1555) и достигающее трех метров в длину «Похищение Елены» (1578); из Музея истории искусств в Вене приехала картина «Сусанна и старцы» (ок. 1555 – 1556); из Государственных музеев Берлина — «Портрет Джованни Мочениго». Всего в экспозиции 50 картин Тинторетто и 20 его рисунков. И все это выставлено в окружении его знаменитых живописных циклов, выполненных для Дворца дожей в 1564–1592 годах и представленных по случаю в их оригинальной развеске. Последний раз выставка, посвященная Тинторетто, проходила в этих залах 80 лет назад.
Подготовленная Фондом муниципальных музеев Венеции во главе с Габриеллой Белли совместно с Национальной галереей в Вашингтоне, Фредериком Илчманом, историком искусств Робертом Эколсом и еще целой международной командой ведущих специалистов, выставка во Дворце дожей впечатляет не только количеством шедевров, но и размахом, учитывая и то, что экспозиций две, — параллельно в Галереях Академии подготовлена выставка «Ранний Тинторетто», посвященная первым десяти годам творчества мастера.
Помимо двух этих выставок, при поддержке мэрии города и Патриаршей курии подготовлена и большая программа празднования юбилея по всей Венеции. Вышел и специальный путеводитель с программой мероприятий в разных точках города с церквями, где есть работы Тинторетто.
Он подготовлен и издан фондом Save Venice Inc., возглавляемым Илчманом. Пока два года шла работа над выставками, этот фонд также восстановил с и профинансировал реставрацию 18 произведений Тинторетто из разных музеев и церквей, включая великолепные монументальные полотна во Дворце дожей, украшающие его Квадратный атриум, залы Инквизиторов и Антиколледжо.
С Тинторетто у историков искусств до сих пор больше вопросов, чем ответов. О нем осталось очень мало документально подтвержденных сведений, к тому же он был весьма плодовит и держал огромную мастерскую. Так что определить, что принадлежит кисти самого Тинторетто, а что — его помощников, потребовало у Эколса и Илчмана 30 лет кропотливых исследований, подытоженных к выставке мастера в Прадо в 2007 году полным каталогом его авторских произведений («Тинторетто: художник ренессансной Венеции», издательство Yale University Press).
Особенно много вопросов к раннему творчеству Тинторетто. Если верить его первому биографу, венецианцу Карло Ридольфи, молодой Тинторетто поступил помощником в мастерскую Тициана, но спустя несколько дней был уволен мэтром, разглядевшим в своем подмастерье опасного конкурента.
Судя по ранним произведениям Тинотретто, на него, помимо Тициана, оказали влияние и другие венецианцы — Андреа Скьявоне, Парис Бордоне и Бонифацио Веронезе. «На сегодня нет ни одной документально подтвержденной ранней работы Тинторетто, — говорит Эколс, который с Илчманом участвовал в подготовке и выставки в Академии. — Поэтому при определении его авторства мы вынуждены были опираться на визуальные сравнения».
То же самое отчасти предстоит и посетителям выставки в Галерее Академии. В нее включены 26 полотен молодого Тинторетто, датируемых с 1538 года, к которому относится первое упоминание о нем как о художнике, а также произведения (картины, рисунки, гравюры) его современников, работавших в те же 1530–1540-е годы, — Тициана, Джорджо Вазари, Якопо Бассано, Джузеппе Сальвиати и других. При этом произведения самого Тинторетто в экспозиции было решено все же сгруппировать отдельно, поскольку его ранний стиль, несмотря на очевидное влияние живописи старших мэтров венецианской школы, по мнению Паолы Марини, директора Академии, «уже очень сильно выбивается из нее».
Центральный экспонат на выставке в Галереях Академии — «Чудо святого Марка» (1548) из ее же собрания, первое зрелое произведение 30-летнего Тинторетто. По разным свидетельствам, оно шокировало современников необычными ракурсами фигур, утрированной динамикой композиции, резкими светотеневыми эффектами, ставшими отныне манерой художника. Благодаря именно «Чуду святого Марка» Тинторетто стал, по словам Роберта Эколса, «суперзвездой авангарда».
Выставка во Дворце дожей начинается как раз с этого поворотного момента, с середины 1540-х годов, когда Тинторетто обрел свой стиль, и представляет зрелое и позднее творчество мастера. В экспозицию также включены наброски к картинам и инфракрасная съемка отдельных полотен в ходе реставрации. «Дело в том, что те же современники Тинторетто считали его манеру письма слишком радикальной и даже уродливой.
Мы же хотели показать, что Тинторетто был добросовестным мастером и работал крайне методично», — объясняет Илчман.
Отдельно на выставке собраны портреты Тинторетто, до сегодняшнего дня недостаточно оцененные. «Это очень тонкие портреты», — говорит Эколс и считает, что век спустя именно они оказали влияние на Веласкеса и Рембрандта как портретистов. Здесь и два автопортрета Тинторетто: молодого, в расцвете сил (1546–1548, Филадельфийский художественный музей), и уже на закате жизни, с усталым грустным взглядом (1588, Лувр).
«Они очень много могут рассказать о Тинторетто как человеке», — говорит Илчман, считая эти автопортреты важной частью наследия великого художника, искусство которого «выдержало испытание временем, чтобы вернуться с триумфом в родную Венецию».
В марте следующего года две венецианские выставки Тинторетто объединятся в одну большую экспозицию в залах Национальной художественной галереи в Вашингтоне.
Дворец дожей
Тинторетто. 1519–1594
До 6 января 2019
Галереи Академии
Ранний Тинторетто
До 6 января 2019
Тинторетто. В чем гениальность художника
Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто.
Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).
Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью.
Тинторетто – маркетолог
Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.
Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.
Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.
А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.
Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».
И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.
Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане
Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.
А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:
Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея
То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.
Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.
Картины, принесшие славу
Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.
Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.
При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.
Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта
Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.
У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.
В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.
Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция
Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.
Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.
Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.
Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция
Тинторетто напористый
Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.
Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.
Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция
Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.
Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.
Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.
Тинторетто магический
У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.
Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.
Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.
Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.
Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция
Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.
Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.
Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.
Тинторетто – импрессионист
Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.
Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.
Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена
В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».
Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.
Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция
Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.
Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.
Последний шедевр
Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.
В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.
А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.
Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.
Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Тинторетто в России
Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II.
Подведем итог
Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.
Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.
Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.
Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США