тьма какой перевод лучше
Рейтинг озвучек сериалов
Если бы не существовало дубляжа, языковой барьер сделал бы многие творения зарубежной киноиндустрии труднодоступными для восприятия в других странах. Адекватный перевод, правильная эмоциональная подача передают смысловые задумки режиссеров и сценаристов, а также дополняют актерскую игру. Одна неточная реплика порой переворачивает восприятие всего фильма. В этой статье описывается топ-перечень компаний, которые делают лучшую озвучку иностранных сериалов.
Содержание:
↑ Рейтинг лучших студий озвучивания сериалов
В первой четверке хит-парада общественного мнения расположились LostFilm, Кубик в кубе, NewStudio и AlexFilm. Меткость переводов и приятные слуху голоса привлекают зрительские симпатии. Не отстают в рейтинге и популярные гоблинские версии, полные специфического юмора. Кураж бомбей просто бомбит шутками и остротами в ситкомах. Конечно, у всех студий есть свои «фишки» или изюминки, которые находят своих поклонников, но есть и отрицательные моменты, появляющиеся при озвучке сериалов на русском. Поэтому важно ознакомиться с каждым фирменным названием из этого рейтинга.
↑ Lostfilm
Второе имя и филиал самой известной студии на просторах всемирной паутины – «Kravec», по фамилии основателя. Когда-то Андрею Кравецу пришла в голову мысль об озвучке популярных в то время американских сериалов, еще не транслируемых на отечественном телевидении. А сегодня в двух городах – Петербурге и Москве – трудятся группы актеров, дублирующих фильмы для кинопроката и телевидения. Одноголосые и профессиональные многоголосые переводы lostfilm можно прочувствовать в таких многосерийных фильмах, как «Доктор Хаус», «Дневники вампиров» и «Остаться в живых».
↑ Кураж бамбей
Знаменитая «Теория большого взрыва» иначе, как без перевода и озвучки Дениса Колесникова, и не воспринимается. А началось все с шутки, которая превратилась в целый калейдоскоп озвученных серий. И то, что за всех персонажей говорит один человек, говорит много о его таланте. Хотя версия оригинального текста предлагается с некоторыми искривлениями, меткий юмор и фразы, ставшие крылатыми, заслужили любовь и уважение зрительской аудитории. Кроме того, в послужном списке Кураж Бамбей такие телесериалы, как «Майк и Молли», «Все ненавидят Криса», «Как я встретил вашу маму», которые дарят море хорошего настроения и разгружают после рабочего дня.
↑ Кубик в кубе
Эта релиз-группа занимается профессиональной двухголосной озвучкой иностранных сериалов и мультфильмов.
Внимание: здесь имеется пометка «18+»!
Кто-то ставит им в плюс ненормативную лексику, раздающуюся с экранов, кто-то – в минус. Многие зрители и не замечают того, что озвучивающих дублеров только двое. Скорость озвучки у них намного медленнее по сравнению с другими студиями, поэтому и число работ не так велико. Если крепкое словцо вас не коробит, то выбирайте для просмотра версии сериалов от «кубиков».
↑ Newstudio
Второй в рейтинге среди самых профессиональных релиз-групп является NewStudio. Качество их работ сопоставимо с лостфильмом: передается эмоциональная атмосфера, присутствует юмор и нужная подача. С 2014 года NewStudio сотрудничает с коллективом NovaFiLM и осуществляет многоголосную озвучку сериалов. На их сайте легко и просто можно скачать интересные серии, часть из которых имеет пометку с цензурой. Хотя русский мат среди перевода этой студии не так распространен, как у «кубика в кубе».
Отрицательная черта все же есть: реклама во время просмотра. Хотя она несильно отвлекает от фильма, сотрудничество с рекламодателем вынуждает студию начинать работу над переводом некоторых сериалов далеко после их премьеры: иногда сезоны просто пропускаются. Так, американский «Карточный домик» с Кевином Спейси был озвучен только с пятого сезона.
↑ Alexfilm
Хорошая профессиональная озвучка популярных сериалов, мультфильмов и документальных фильмов входит в характеристику этой студии. Озвучивает она и зарубежные телепередачи, такие как «Top Gear» и «The Grand Tour». Состав группы: Дарья Бобылева, Евгения Тихонова, Петр Иващенко (Гланц), Александр Воронов, Александр Дасевич, Константин Погодаев, Алексей Шмелёв.
Однако, как и в newstudio, правила игры, точнее озвучки, здесь диктует рекламодатель. Главный двигатель торговли мелькает во время трансляции, и с этим приходится считаться. Таким образом, у студии относительно небольшой список озвученных сериалов.
↑ Baibaco
Все новинки попадают под звуковую обработку этой релиз-группы, которая явно лидирует по скорости среди других студий. Необычным названием эта группа обязана сурку: на украинском языке это звучит как «байбака». Основатель группы Алексей Кузнецов носил это прозвище, потому что ему нравились эти забавные зверьки. Фильмы о научной фантастике – основная стезя Baibaco. «Доктор Кто», «Звездные врата Вселенной», «Каприка» – эти и многие другие фильмы представлены русскому и украинскому зрителю на их родном языке.
Виды предлагаемой озвучки:
Какие же минусы у baibaco?
Важно отметить положительный момент: когда не терпится посмотреть новую серию, baibaco выручит.
↑ Гоблин
Создатель студии Дмитрий Пучков – фигура весьма медийная. Особый стиль гоблинской подачи оценил каждый, кто смотрел версии:
К Гоблину отношение публики двоякое: кто-то считает его переводы качественными и точными, восторгаясь приколами; остальные, напротив, критикуют за некорректность. Но равнодушных к его творчеству явно нет. К тому же, выражение «гоблинский перевод» давно уже укатилось от создателя, как сказочный Колобок, далеко в народ и стало обозначать «смешной».
↑ Амедиа
Лицензионный просмотр зарубежных сериалов возможен не только на каналах HBO, Hulu, Showtime, но и на стриминг-сервисе Амедиатеке. Переводы и озвучку сериалов для этого онлайн-кинотеатра производит студия Amedia. Все ценят высокое качество и профессионализм закадрового озвучивания или дубляжа этой студии, кстати, победившей в номинации лучшей озвучки на русский язык сериала «Игра престолов». Хотя она часто сотрудничает с SDI Media, Kravec и другими группами и заказывает озвучку у них, в этом случае в титрах появляется строка: «студия такая-то по заказу Amedia».
Здесь описаны только самые известные студии озвучивания, на самом деле их намного больше: есть из чего выбрать. Фильм уже прошел путь от создателей через озвучку для того, чтобы вы им насладились, не заморачиваясь над трудностями перевода. Осталось только включить телевизор или компьютер и расслабиться.
Какие сериалы Netflix нужно срочно озвучить по-русски
С чего вдруг такая тема, с учетом того, что я сам топлю за просмотр контента исключительно в оригинале? Ну, просто 2-го сентября все узнали новость о том, что Национальная Медиа Группа (НМГ) заключила контракт с Netflix, став оператором стриминг-гиганта в России. Теперь у Netflix до конца года должен появиться русский интерфейс, станет намного больше контента, создаваемого в России, и естественно увеличится число сериалов с русской озвучкой.
Сегодня мы решили рассказать о шести сериалах, которые есть на Netflix с русскими субтитрами, и которые срочно нужно локализировать.
Но сначала немного цифр
Само собой, для того, чтобы больше проникнуться сериалом, его лучше смотреть на языке оригинала. Трудно представить как можно получить удовольствие от игры МакКонахи, если смотреть «Настоящего детектива» в дубляже, но будем откровенны — в России процент людей, смотрящих контент в оригинале, ничтожно мал, и тема локализации всегда актуальна.
В этом году Netflix запустил функцию, с помощью которой пользователь видит какой фильм или сериал находится в топ в его стране. По состоянию на 14-е сентября, в тренде в России только у шести сериалов есть русский дубляже, а у четырёх («Люцифера», «Друзей», «Бумажного дома» и «Герцогини») есть только русские субтитры.
Процесс локализации позволит некоторым шоу появится в новых странах. Ни для кого же не секрет, что списки фильмов и шоу для каждой страны свои.
По статистике, самый большой выбор контента Netflix — в Великобритании. Хотя подписка там стоит дешевле, чем в Швейцарии, которая считается страной с самым дорогим тарифом — почти 11 евро (к слову, одна из самых дешевых подписок в мире в Бразилии, около 2-3 евро).
Что касается числа подписчиков у Netflix, то их больше всего в Штатах. По данным на июль 2020-го года — это почти 60 подписчиков. По оценкам, порядка 28% взрослого населения США подписано на Netflix. Этот показатель тоже влияет на количество локализированного контента.
Шесть сериалов Netflix для озвучки на русском языке
Понятно, что все сериалы из списка легко можно найти в интернете, в озвучке от разных студий, но НМГ должна будет, в первую очередь, обеспечить профессионализм при озвучке. Хотя, конечно, часто качество звука идёт в ущерб точности в трактовках и вообще переводов. Но, нельзя отрицать тот факт, что более уверенная озвучка может помочь взглянуть иначе даже на культовый сериал. Поэтому в нашем списке присутствуют не только новые проекты, но и давно знакомые, культовые вещи.
«Как продавать наркотики онлайн» ( 2 сезона, сериал ещё выходит)
Немецкий сериал, слоган которого можно перевести как «Вчера ботаник, сегодня босс», рассказывает историю парня по имени Мориц. Его девушка уходит от него к местному драгдиллеру, он расстроен, хочет её вернуть, и не находит способа лучше, чем начать свой наркобизнес. Вместе с другом, он запускает целую наркоимперию в формате онлайн, в надежде снова привлечь внимание девушки.
«Тьма» (3 сезона, сериал закрыт)
Ещё один немецкий сериал. «Тьма» — один из первых европейских сериалов, появившихся на Netflix, уже завершился, но до сих пор не имеет российского дубляжа. Речь в этой запутанной истории идёт про жизнь в небольшом городке, где всё по-началу, вроде бы, и хорошо, но на деле всё вокруг оказывается странной и порой непонятной историей, где главных персонажем являются не люди, а время. Ещё на старте сериал впечатлил критиков, а зрителей разделил на два лагеря: тех, кто обожает всего хитросплетения, и тех, кто не любит сериал за это, но всё равно смотрит его.
Главное, помните, что если не любите, когда вам «делают мозг», подумайте дважды. Для начала, может сходить на «Довод» Кристофера Нолана, чтобы понять «как у вас со временем». В любом случае стоит признать, сериал очень красивый.
«Во все тяжкие» (5 сезонов, сериал закрыт)
Культовый сериал Винса Гиллигана завершился 7 лет назад, но до сих пор не имеет русского дубляжа на Netflix. Историю про легендарных барыг Уолтера и Джесси многие знают наизусть, а сам сериал был переведён всеми пиратскими студями. Но новая версия перевода смогла бы стать хорошим поводом, чтобы пересмотреть этот эпохальный сериал (или привлечь тех, кто так его ещё и не видел).
Стоит ли начинать смотреть сериал в 2020-м году? Скажу просто: его стоит пересмотреть в 2020-м. Масштаб происходящего и поразительная искренность, которую излучают местами не слишком хорошие люди, позволяют назвать это эталоном криминальной драмы и внести в список главных тв-премьер 21-го века.
«Бумажный дом» (4 сезона, сериал ещё выходит)
Абсолютный хит из Испании. Авторы уже успели выпустить 5 сезонов, но должное внимание на него обратили только в 2020-м году. В соцсетях начали появляться восторженные отзывы, сообщества, посвященные истории ограбления монетного двора, приобрели значительное количество подписчиков, а сарафану из постоянных советов друг другу нет конца и края. Но этого всё ещё недостаточно, чтобы на Netflix появилась русская озвучка. Хотя не исключаем, что скоро это изменится.
«Видоизмененный углерод» (2 сезона, сериал закрыт)
Оригинальный фантастический сериал Netflix, успевший за два сезона сменить главного актера, нахвататься сравнений с «Бегущим по лезвию», получить фан-базу и закрыться, продолжает висеть на стриминг-сервисе только с русскими субтитрами. Загипнотизировав зрителями своими неоновыми буквами и футуристичными декорациями, сериал может привлечь куда большую аудиторию, заимев многоголосный профессиональный перевод.
При этом, всех этих неоновых красот недостаточно, чтобы сериал вам понравится. Все происходящее расстраивает банальностью и скукой, а главный герой невзрачный и неинтересный. Что в первом сезоне, что во втором.
«Сорвиголова» (3 сезона, сериал закрыт)
Сериал, давший старт супергеройской вселенной на Netflix, был закрыт довольно неожиданно. Создатели успели влюбить зрителей в главного героя, ввести туда многих культовых персонажей из истории Сорвиголовы, и задать планку по подаче и съёмке файтингов в сериалах, снимая многое одним кадром. Все эти вещи на Netflix можно посмотреть только с субтитрами, что удивляет, с учётом того, что сериал закрылся аж 2 года назад.
Если вы еще не добрались до него, то самое время. Здесь отличный файтинг, местами снятый действительно по-новому. Плюс, множество отсылок и каноничных персонажей, которые смогут порадовать фанатов.
Надеюсь, НМГ пойдёт именно по этому пути.
От редакции MyShows: «Это статья из рассылки для сериаломанов Telescope. Подписывайтесь, чтобы раз в неделю получать письмо».
«Тьма» — сериал-феномен Netflix, который ошибочно сравнивают с «Очень странными делами». Рассказываем, почему он заслуживает внимания
Кажется, нет более негостеприимного к пересказу художественного произведения, чем «Тьма». Резюмировать все, как правило, родословные, перипетии трех сезонов можно с помощью таблички Excel, генеалогического — на запутанный манер древнегреческих богов — древа, картой детектива с фотографиями и красными нитями, как угодно схематически — только не с помощью слов.
И все же со скрипом, спотыкаясь, скажем несколько слов о сюжете и напомним о первых двух сезонах. В небольшом немецком городке Винден дует нездешним сквозняком: он застревает в странной временной петле, подростки пропадают в 1986 году, а их совсем не тронутые разложением тела находят в 2019-м, под пещерами открывается червоточина, позволяющая переноситься на 33 года вперед или назад, а во всем происходящем как-то замешано дело о скрытии радиоактивных веществ местной АЭС. Четыре семейства: Нильсенов, Допплеров, Тидеманнов и Канвальдов — пытаются разобраться в пропаже детей и временных изломах и через пещеру попадают то в 1953, то в постапокалиптичный 2053 год. И так нажористая, сложноперевариваемая фактура усложняется количеством героев и их ипостасями: несколько персонажей застревают в прошлом, доживают до года, когда родились их первоначальные «я», и живут с ними параллельно (бывает, что буквально через улицу). Так, в одном временном отрезке могли пересекаться, скажем, три Канвальда.
Один из главных героев — 17-летний Йонас Канвальд — встречает свою взрослую версию, а потом еще более пожилую, путешествующие между временными пластами. Они предупреждают его о надвигающемся апокалипсисе, вызванном червоточиной. Первый сезон «Тьмы» умело петлял между тремя таймлайнами, а различных версий героев из прошлого или будущего показали не так уж много. Другое дело — второй сезон. Временных отрезков стало пять, героев — еще больше, к тому же сценаристы решили поиграть не только со временем, но и с пространством. Так, в финальном эпизоде выяснилось, что есть параллельная, почти идентичная реальность, в которой Винден также разрывает от временных аномалий — таким образом, всех героев можно помножить на два.
Вообще в случае «Тьмы» математика кажется наиболее продуктивным инструментарием: пять временных отрезков второго сезона в новом сменились на 24 (!); таймтревеллеров — учитывая как персонажей их постаревшие и юные версии, причем в разных измерениях, — чуть больше сотни. Представители семей Нильсенов, Канвальдов, Тидеманнов и Допплеров пугали не столько количеством, сколько океаническим числом взаимоотношений между друг другом. Кто-то застревал в прошлом, не мог вернуться обратно и рано или поздно заводил отношения — от незнания, как правило, инцестуозные и запускающие цепочку сращивания всех четырех кланов. Будет странно: сосед Йонаса, маленький Миккель, из 2019-го попадает в 1986 год, мужает, берет имя Майкл Канвальд и женится на Ханне. Так рождается Йонас, который, в свою очередь, влюблен в свою погодку Марту, сестру Миккеля/Майкла — по сути, свою тетю. При этом уже взрослый Майкл сосуществует с маленьким Миккелем, родившимся чуть позже его Йонаса, — да, а таких вот межвременных связей будет еще много, но кто сказал, что будет легко? В третьем сезоне дошло до того, что одна из героинь становится матерью собственной матери — дальше ни слова, чтобы не испортить сюрприз.
Надо сказать, что в финальном сезоне «Тьма» предлагает наконец разобраться в этой квантовой родословной. Рыться в межвременно-пространственных фотоальбомах, копаться в семейных архивах было чуть ли не интереснее, чем смотреть, казалось бы, на магистральный сюжет всего сериала — о том, как немецкий городишко Винден превращается в эпицентр апокалипсиса. Чуть ли не каждый эпизод оказывался очередным раскрытием, кто кому кто; каждая близость — древнегреческим грехом; каждая попытка повернуть все вспять — новыми связями.
«Тьма», как может показаться в пересказе, могла как минимум распугать зрителей многогранностью конструкции, как максимум — обернуться путешествующим во времени колумбийским сериалом или семейной сагой вроде «Ста лет одиночества» Маркеса и «Будденброков» Томаса Манна, соскользнувшими в кротовую нору. И здесь самое время отсалютовать шоураннерам и сценаристам сериала Янтье Фризе и Барану бо Одару. «Тьма» из тех редких проектов, что прописывают заранее одним — то ли на 1200, то ли на 1500 страниц — сценарием, византийская сложность которого заключалась не только в прорисовке сотни персонажей, но и в динамике взаимоотношений каждого с каждым.
То, что все сезоны писались сразу, чувствуется хотя бы по тому, что какая-то разгадка финальных серий ретроспективно отсылает к самым-самым первым, где на них только намекают — каждая деталь, оброненная в финале, была подхвачена и объяснена в начале, и наоборот. Фризе и бо Одар знают что-то такое о самой эссенции времени и работе с ней, чего не знаем мы. Так переноситься в будущее и назад, так собирать состоящий из зеркал конструктор — шоураннеры «Тьмы» способны пристыдить почти любых коллег по цеху и потеснить излишне популярные фигуры.
И это повод сказать, что нетфликсовский зритель созрел. Казалось бы, невероятно переусложненная конструкция, 24 (ну где такое видано!) таймлайна, истеричные перепрыжки между ними, дядя, который брат отца, который внук того-то, —смотреть такое могут либо квантовые физики, либо искусственный интеллект. И все же многие готовы были брать мысленные ручку и А4, чертить таблицу, собирать пазл родословной на равных правах с ничего не ведающими героями. Да, еще раз поражаться закрученности сюжета и испытывать головокружения — именно множественные, которые, как писал немецкий писатель В. Г. Зебальд, настигают одно за другим.
«Тьма» ставит — только чуть иначе — те же вопросы, что и недавние «Разрабы» Алекса Гарленда, о том, есть ли у нас выбор, воля, насколько человеческие поступки предопределены вселенной. Путешественники во времени возвращаются в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу, но сами же ее и запускают. Каждый шаг в сторону от апокалипсиса делает его все ближе, а парадокс временной петли заключается в том, что герои проживают события сериала уже несколько раз. Возникал очень русский вопрос: «Петлей ли я запрогроммирован или право имею?» Как и «Донни Дарко» — еще один знаковый фильм о путешествиях во времени и детерминированности судьбы, — финальный эпизод «Тьмы» разрешает вопрос: если есть любовь, то сквозь пространство и время; если есть воля, то вопреки алгоритмам вселенной.
Все это — а еще редкое нынче умение привязать зрителя сразу к полусотне персонажей — выглядит как заявка: сериал о временных катаклизмах сам стал аномалией, всего за три сезона добившись репутации, обычно приберегаемой для авторитетных покойников. «Тьма» — лучшее, что было с Netflix, одно из самых важных переживаний последних лет. Казалось бы, сериал походит на лопнувший от перенапряжения калейдоскоп: квантовая физика, десятки любовных историй, семейная сага совсем уже на грани фола — почти все персонажи здесь друг другу родственники. Слишком плотная фактура — любые менее проворные сценаристы искололи бы пальцы, но у Фризе и бо Одара получается тонкое кружево. Все мы помним правило путешественника во времени: ничего никогда не менять в прошлом или будущем — особенно в мире «Тьмы», ведь там и без того все идеально.
Развеять «Тьму»: рассказываем, как устроен популярный фантастический сериал
Все, что нужно знать про «Тьму» (максимально коротко)
Общие впечатления от «Тьмы» можно оформить с помощью этой сцены из фильма «Назад в будущее-2», который неоднократно упоминается и цитируется в сериале:
Сюжет
Сюжет «Тьмы» — это временная петля, которую можно разматывать до бесконечности. Чтобы разобраться в хитросплетениях сериала, нужно приложить немало усилий. Дополнительную сложность создают актеры — пока их всех запомнишь в лицо (и кто кому кем приходится), закончится первый сезон. Во многом это связано с тем, что персонажей играют не очень известные артисты — если бы это были звезды, то, наверное, было бы попроще. Чтобы не запутаться в родственных связях главных героев, мы составили подробную галерею персонажей сериала.
Действующие лица
Референсы
Несмотря на то что «Тьма» — дико самобытный проект, она не существует в вакууме: для удобства ее сравнивают и будут сравнивать с другими сериалами, потому что наш мозг привык мыслить референсами.
Итак, «Тьма» похожа на «Твин Пикс», потому что ее действие тоже происходит в маленьком городке (Виндене), в лесу которого творится всякая чертовщина, а школьники торгуют наркотиками.
Также «Тьма» похожа на «Очень странные дела», потому что тут есть пропавший мальчик, а по жанру это фантастика, часть событий которой разворачивается в уже набившие оскомину разнузданные 1980-е (хотя справедливости ради заметим, что немецкое шоу не испытывает отчаянной ностальгии по той эпохе и не пытается обильно цитировать киноклассику).
Еще «Тьма» похожа на отечественный сериал «Чернобыль: Зона отчуждения», потому что здесь тоже есть подростки, АЭС, путешествия по времени. Прыжки во времени также роднят «Тьму» с «Лостом», а еще большое количество загадок и, конечно же, люк (в «Остаться в живых» в нем сидел Десмонд Хьюм, в «Тьме» это проходной двор).
Единственный минус «Тьмы» — она иногда бывает чуть нудновата из‑за топтания сюжета на месте (особенно в середине сезона), но это вообще беда многих нетфликсовских сериалов, которые часто проседают на экваторе.
Путешествия во времени
До этого, кажется, не было кино, в котором бы пять таймлайнов влияли друг на друга. Безусловный прорыв «Тьмы» — это ее беспрецедентная витиеватая структура, в которой легко потеряться. Что же до напрашивающегося вопроса, почему герои не узнают друг друга во всех этих таймлайнах, то на него уже ответили создатели трилогии «Назад в будущее»: «А вы бы узнали своего одноклассника 25 лет спустя?»
Еще зев лесной пещеры во «Тьме» жутко похож на Красную комнату из «Твин Пикса», так как это тоже место, в котором можно повстречать своего двойника. Но есть и отличия. Например, для создания магической атмосферы американец Линч обращался к британской мифологии (вход в Вигвамы у него был расположен в Гластонбери Гроув, мистическом двойнике Гластонберийской рощи: по легенде там захоронен король Артур, который томится на острове Авалон, совсем как агент Купер в Красной комнате, чтобы воспрянуть ото сна в час великой нужды). Создателям «Тьмы» так далеко ходить не нужно, ведь у них под рукой есть родной фольклор. Лес в сериале — это тот самый метафизический der Wald из сказок братьев Гримм, по которому не привыкать блуждать немецким детям.
Градообразующим предприятием Виндена выступает не лесопилка, как в «Твин Пиксе», а атомная электростанция, которая хранит немало секретов и, разумеется, связана с временной аномалией (если переходы в пещере — это своего рода метафора кротовых нор, то сама АЭС — воплощенный страх немцев перед «мирным атомом» : Германия с 70-х годов ведет общественную борьбу с ядерной энергетикой). Неслучайно, кстати, часть действия сериала происходит в 1986 году — после чернобыльской катастрофы. Напоминанием о ней служат не только кислотные дожди, но и ощущение, что мир уже никогда не будет прежним.
Эта экзистенциальная обреченность роднит «Тьму» уже не с «Чернобылем: Зоной отчуждения», а с драмой «Чернобыль» от HBO, который срифмовал падение советской империи с аварией на АЭС. Не только время, но и радиация выступает во «Тьме» в роли древнегреческого рока, который облучает и программирует несколько поколений отцов и детей на совершение одних и тех же ошибок. Также радиоактивные отходы играют немаловажную роль в случившемся во вселенной сериала апокалипсисе.
Вечное возвращение
«Тьма» — это больше чем просто сайфай-сериал; это «пламенеющий романтизм и экранизация самых завиральных концепций Ницше», в частности, его основополагающего концепта философии жизни «вечное возвращение». Суть его сводится к тому, что время в его бесконечном течении в определенные периоды должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей: «Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении — высшая точка мышления».
Идея вечного возвращения выражается в принятии жизни такой, какая она есть, со всей ее болью, страданиями, муками и бессмысленностью. Поэтому попытки героев «Тьмы» изменить прошлое или будущее приводят к новым и новым трагедиям. По Ницше сверхчеловек — это тот, кто понял, что уготованную ему судьбу не изменить и надо быть довольным моментом. Впрочем, философия сериала не ограничивается только ницшеанской афористичностью. Она также густо замешана на идеях Шопенгауэра и теософского, магикооккультного учения герметизма.
Сакральное число во вселенной «Тьмы» (в «Лосте» им, например, было 42). Согласно мифологии сериала существует так называемый 33-летний лунно-солнечный цикл (этот календарь в свое время был предложен Омаром Хайямом). Сначала о нем упоминает Шарлотта Допплер, которая говорит, что «календари ошибаются — год длится не 365 дней, люди всегда живут в рассинхроне, но каждые 33 года все возвращается на свои места: звезды, планеты, вся Вселенная».
Потом о нем рассказывает часовщик Х.Г.Таннхаус, чья книга «Путешествие сквозь время» является настольной для некоторых героев сериала: «Каждые 33 года лунный цикл синхронизируется с солнечным. Число 33 — это нечто большое. Мы повсюду его встречаем: Иисус совершил 33 чуда (и был распят в 33 года), есть 33 ангельских литания (молитва, просьба. — Прим. ред.), у Данте 33 песни о чистилище и 33 — о рае».
Впоследствии авторы «Тьмы» рифмуют эту нумерологическую концепцию с «вечным возвращением» Ницше: у них временной разрыв между пятью таймлайнами составляет как раз 33 года.
Предопределение
«Тьма» могла называться так же, как майндфак-сайфай братьев Спириг — «Предопределение» (в российском прокате «Патруль времени»), ведь она тоже исследует концепцию причинного детерминизма, фатализма и свободы воли.
Есть ли у человека выбор? Или все предрешено? С точки зрения детерминизма — да, ничего изменить нельзя. Но если это так, то зачем бороться? На этот вопрос и предстоит ответить героям сериала, если они раньше не сойдут с ума от шокирующей правды о самих себя (так, если в «Предопределении» протагонист в исполнении Итана Хоука выяснял, что он — спойлер! — сам себе и мать, и отец, и сын, то в «Тьме» есть не менее захватывающий причинно-следственный парадокс: одна из героинь узнает, что ее дочь — это одновременно ее же мать).
Главный фокус
В самом начале сериала, когда Миккель Нильсен (в будущем Михаэль Канвальд) показывал своему отцу Ульриху фокус, он говорил, что «Суть не в том, как; суть в том, когда!» Эта максима два сезона объясняла «Тьму»: внимательно смотрите за руками шоураннеров, сейчас они вас закружат в очередной временной петле.