то что надо марка какого магазина
«То, что надо!» в «О’КЕЙ»
В магазинах «О’КЕЙ» появилась новая собственная торговая марка «То, что надо!», объединившая самые востребованные продукты и товары повседневного спроса по доступным ценам.
Название бренда говорит само за себя, он объединяет те товары, которые нужны покупателям каждый день – теперь благодаря яркой упаковке их легко найти на полке.
«На основе единого дизайна и единого ценового позиционирования мы создали собственную марку, которая «собрала» под одним «зонтиком» товары повышенного спроса из самых разных категорий. – объясняет Михаил Ахмедов, руководитель дирекции, коммерческий департамент ГК «О’КЕЙ». – Отсутствие затрат на рекламу и продвижение бренда, минимальные расходы на логистику, а также прямые контракты с федеральными и местными производителями – все это позволило нам предложить покупателю оптимальное соотношение цены и качества».
Вся линейка оформлена в лаконичной, но хорошо заметной манере – в красно-зеленых тонах. Эта стилистика уже знакома покупателям «О’КЕЙ», однако теперь она используется как отличительный признак конкретной СТМ.
Востребованность марки оказалась крайне высокой, особой популярностью пользуются товары под маркой «То, что надо!» в тех категориях, где потребитель не видит смысла переплачивать за «бренды». К Новому году число позиций СТМ вырастет до 500, и в дальнейшем ее ассортимент будет также расширяться.
Бренд дня: «То, что надо!»
Розничная сеть продолжает создавать собственные торговые марки
Сеть гипермаркетов «О’кей» запустила новую собственную торговую марка «То, что надо!», объединившую востребованные продукты и товары повседневного спроса по доступным ценам. Как сообщили Sostav.ru в пресс-службе ритейлера, название и дизайн упаковки СТМ были разработаны внутри компании.
«На основе единого дизайна и единого ценового позиционирования мы создали собственную марку, которая «собрала» под одним «зонтиком» товары повышенного спроса из самых разных категорий. – объясняет Михаил Ахмедов, руководитель коммерческого департамента ГК «О’кей». – Отсутствие затрат на рекламу и продвижение бренда, минимальные расходы на логистику, а также прямые контракты с федеральными и местными производителями – все это позволило нам предложить покупателю оптимальное соотношение цены и качества».
По словам представителей бренда, название «То, что надо!» говорит само за себя; марка объединяет те товары, которые нужны покупателям каждый день. По мнению маркетологов, благодаря яркой упаковке марку будет легко найти на полке. Вся линейка оформлена в в красно-зеленых тонах, уже знакомых покупателям «О’КЕЙ». Однако, теперь стилистика используется как отличительный признак конкретной СТМ.
По словам представителей ритейлера, марка, недавно появившаяся на полках магазинов, оказалась востребованной. Особой популярностью пользуются товары под маркой «То, что надо!» в тех категориях, где потребитель не видит смысла переплачивать за «бренды». В «О’кей» обещают, что к Новому году число позиций СТМ вырастет до 500, и в дальнейшем ее ассортимент будет также расширяться.
Напомним, что в сентябре «О’кей групп» открыла сеть дискаунтеров «Да!», ассортимент которых более чем наполовину состоит из собственных торговых марок. До конца года в столице и на территории Московской области будет открыто около 35 магазинов под этим брендом.
Собственные торговые марки «О’Кей»
Первая собственная торговая марка появилась у ритейлера «О’Кей» в 2007 году. С тех пор ассортимент СТМ ежегодно расширяется и улучшается. Представители компании подчеркивают, что подавляющее большинство товаров СТМ (85%) производится в России.
Сравнительно недавно ритейлер «О’Кей» начал глобальный перезапуск собственных торговых марок, направленный на увеличение их доли в общих продажах до «двузначных» чисел уже в 2017 году. В первую очередь, проект коснулся продуктовых категорий компании. Первым шагом стал запуск СТМ «То, что надо!» (ноябрь, 2015 г.) для продуктов и сопутствующих товаров в низком ценовом сегменте. Затем состоялся перезапуск линейки под брендом «О’Кей» в среднем ценовом сегменте (апрель, 2016 г.). Ассортимент обеих марок сегодня превышает 1000 товарных позиций.
В 2016 году настала очередь линейки СТМ среднего ценового сегмента, получившей название «О’Кей». В частности, начиная с 14 апреля 2016 года, в гипермаркетах и супермаркетах сети представлено более 150 наименований различных товаров в новом дизайне. В ближайшее время их число возрастёт в 4 раза — до 600. Ключевая СТМ выпускается под брендом «О’Кей» (одноименная с названием компании) — ориентирована на средний ценовой сегмент.
Генеральный директор ГК «О’КЕЙ» Хейго Кера: «Мы планируем повысить долю наших марок в общем товарообороте до 10% в ближайший год (2016—2017 гг.), в том числе увеличить долю ЧТМ в непродовольственных категориях. Учитывая важность этого направления и масштабность задач, мы приняли решение подчинить бизнес-блок ЧТМ отдельному коммерческому директору».
В 2017 году компания получила престижные награды за развитие СТМ. В рамках Private Label Awards 2017 на международной отраслевой выставке «Собственная Торговая Марка» (IPLS), которая прошла в Москве, «О’Кей» получила высшую награду в номинации «Лучшая СТМ непродовольственных товаров» в эконом-сегменте, а также признана лауреатом сразу в двух номинациях — «Лучшая СТМ в эконом-сегменте» и «Ответственный подход к СТМ». Ранее (в 2016 году) компания также была удостоена высокой оценки экспертов ритейла, став лауреатом премии в номинации «Лучшая собственная торговая марка в сегменте продуктов питания».
Коммерческий директор ГК «О’Кей» Милина Шевчикова Микулова (отвечает за разработку и реализацию стратегии группы по ЧТМ для гипермаркетов и супермаркетов. В зоне её ответственности — управление ассортиментом, производством, поставкой в магазины, ценовой политикой, позиционированием и продвижением частных марок, обеспечение контроля за их маржинальностью на плановой основе) подчеркнула, что в 2017 году компания продолжит большую работу по увеличению ассортимента СТМ и вводу наиболее интересных и востребованных позиций.
Основным приоритетом при разработке СТМ у «О’Кей» является обеспечение стабильного качества продуктов и непродовольственных товаров. Компания регулярно улучшает программу производственного контроля, проводя аудит производств, тотальную проверку качества продукции в независимых лабораториях, многочисленные дегустации. Кроме того, все марки проходят строгий отбор и соответствуют всем требованиям безопасности и гигиены. Компания не тратит много финансов на рекламу и продвижение бренда, что позволяет продавать товары СТМ по выгодным ценам. Подобный подход позволяет «О’Кей» не только обеспечивать высокую лояльность покупателей к маркам сети, но и постепенно увеличивать спрос в сегменте СТМ.
Представители сети отмечают, что все товары категории СТМ были созданы с учетом предпочтений потребителей и анализа спроса. Регулярные опросы покупателей и анализ их предпочтений позволяет сети гибко реагировать на изменения вкусов и желаний потребителей и соответствовать трендам.
Собственные торговые марки «О’Кей»:
1. «О’Кей». Под этой маркой выпускаются продукты питания и сопутствующие товары. В частности, покупатели смогут найти в этой категории СТМ как всевозможные специи, так и консервы, шампуни для волос, выпечку, предметы гигиены и так далее.
2. «То, что надо!». В данной категории покупатели найдут множество товаров бакалеи, снеки, готовые блюда и даже кухонную посуду. В целом, можно сказать, что данный бренд объединяет в себе наиболее востребованные продукты и товары повседневного спроса.
3. Emotion. Emotion Man, Emotion Lady, Emotion Kids — это торговые марки одежды для детей и взрослых, под которыми выпускается верхняя одежда, швейные и трикотажные изделия в стилях Сlassic и Сasual, а также нижнее белье.
4. 4home. Под этой собственной торговой маркой компания продает более 100 наименований бытовой техники и компьютерных аксессуаров.
5. Dominant. Марка ручных и электрических инструментов для дома.
О компании. Компания «О’Кей» открыла свой первый гипермаркет в Санкт-Петербурге в 2002 г. Основным торговым форматом компании является гипермаркет под брендом «О’Кей», супермаркеты под брендом «О’Кей» и дискаунтеры под брендом «Да!» усиливают основной формат. Интернет-магазин развивает новый канал продаж. На сегодняшний день у компании более 100 магазинов в крупнейших городах России – в Северо-Западном, Южном, Центральном, Уральском и Сибирском регионах.
Три ошибки в ассортименте, из-за которых магазины прогорают
В рознице на ассортименте держится буквально всё: от него зависит, придут ли к вам покупатели и сколько оставят денег. Есть трюки, которые позволят выжать максимум прибыли из ваших товаров, например, расчётливо снижать цены ради роста продаж. Но если у вас рушатся основы, трюки не помогут. Вместе с владельцем продуктового магазина в Химках разберём три основные ошибки в работе с ассортиментом.
1. Ориентироваться на большую торговую сеть
Никита, магазин «у дома» на проспекте Мельникова в Химках:
«Когда мы начинали заниматься магазином, изучили ассортимент сетей. Смотрели, какие группы товаров есть у них, и решали, нужны ли они нам. Но копировать ассортимент сетей нет смысла: у тебя в любом случае будет дороже. В магазине „у дома“ можно продать дешевле, чем в сети, только если ты хочешь избавиться от товаров, например, скоро срок годности истечёт».
Доля федеральных сетей на российском рынке ритейла растёт с каждым годом. У федералов есть не только гипермаркеты: крупные игроки открывают магазины формата «у дома» или скупают региональные сети. В итоге даже малому бизнесу приходится конкурировать с «Пятёрочками» и «Дикси».
Некоторые предприниматели смотрят на ассортимент в сетевом магазине и копируют его в надежде предложить часть товаров по более выгодной цене. Они исходят из такой логики: в небольшом магазине нет затрат на рекламную кампанию по телевизору и офис стратегов, значит, получится заложить маржу поменьше и продавать дешевле.
Но это ошибка: объёмы закупок федеральной сети несопоставимы с малым бизнесом в рознице. Сеть покупает товары по более выгодным ценам, и у них всегда будет дешевле. Если ваш ассортимент не отличается от «Пятёрочки», покупатель пойдёт туда, потому что потратит меньше денег на те же базовые товары.
Цены на молоко в магазине «у дома» на юго-западе Москвы: «Домик в деревне» 3,2% — 125 ₽ «Домик в деревне» 2,5% — 125 ₽ «Простоквашино» 3,2% — 130 ₽ «Простоквашино» 2,5% — 110 ₽
Цены на молоко в московском «Перекрёстке»: «Домик в деревне» 3,2% — 93 ₽ «Домик в деревне» 2,5% — 97 ₽ «Простоквашино» 3,2% — 95 ₽ «Простоквашино» 2,5% — 94 ₽
Цены на молоко в магазине «у дома» на юго-западе Москвы: «Домик в деревне» 3,2% — 125 ₽ «Домик в деревне» 2,5% — 125 ₽ «Простоквашино» 3,2% — 130 ₽ «Простоквашино» 2,5% — 110 ₽
Цены на молоко в московском «Перекрёстке»: «Домик в деревне» 3,2% — 93 ₽ «Домик в деревне» 2,5% — 97 ₽ «Простоквашино» 3,2% — 95 ₽ «Простоквашино» 2,5% — 94 ₽
Не нужно ориентироваться на торговую сеть: если ассортимент одинаковый, клиент пойдёт в сетевой магазин — там дешевле.
2. Зависеть от поставщика
Никита, магазин «у дома» на проспекте Мельникова в Химках:
«Всего у меня было 3000 товарных наименований, на полке постоянно не больше 1500, и где-то 40 поставщиков. Понятное дело, были „Пепсико“ и „Балтика“. Но я быстро понял, что надо всё время искать новых поставщиков уникальных или сезонных товаров. Он может привозить всего пять наименований — мороженое „Чистая линия“, например, — но на таких товарах больше зарабатываешь, чем на коле, и они запоминаются покупателям».
Когда небольшой магазин находит поставщика, который закрывает большинство потребностей, и решает закупаться только у него, он рискует попасть в зависимость. Если у поставщика что-то поменяется, магазину комфортнее подстроиться и тоже поменять ассортимент. В итоге продаётся не то, что нужно покупателю, а то, что удобно закупить.
Это чревато тем, что в магазине перестают развивать ассортимент: анализировать, почему какие-то товары продаются хорошо, а какие-то залежались на складе. Если не задумываться о потребностях покупателей, трендах, сезонности и полках конкурентов, ассортимент в магазине устареет или будет выстроен неравномерно. В итоге бизнес получит меньше денег.
Закупая товары, ориентируйтесь на клиентов и собственную стратегию развития ассортимента. Старайтесь набрать пул поставщиков: например, 10–20 для магазина на 500 товарных наименований.
3. Годами не менять ассортимент
Никита, магазин «у дома» на проспекте Мельникова в Химках:
«Ассортимент меняется постоянно, кроме базовых товаров. Часто экспериментировали с выпечкой, овощами-фруктами, мясом. Сезонные товары обязательно использовали: продажи мороженого увеличиваются в пять-десять раз летом. Можно пробовать игрушки продавать ближе к Новому году. Весной-летом я обращал внимание, например, что уже потеплело: можно сидеть на лавке и пить пиво по вечерам. Надо грузить в холодильники, в которых раньше было всё подряд, больше пива».
Ассортимент надоест покупателям, если он никогда не меняется. Клиенту будет интереснее сходить в магазин, где появляются новинки и сезонные товары. Представьте: вы зашли в «Продукты» возле дома, а там вокруг привычного «Чудо-йогурта» появилось несколько новых соседей — зарубежные марки, которых вы раньше никогда не видели. Раз появилось что-то новенькое — надо попробовать.
Ассортимент надо обновлять не только ради поддержания интереса: спрос всё время меняется, и, если вы не адаптируетесь, магазин теряет деньги. Например, накануне праздничных дней чаще покупают спиртное. Летом покупатели делают большой упор на напитки, а зимой больше едят хлеба, колбасы, молочной продукции. Чтобы не упустить выручку, часть ассортимента нужно менять.
Зафиксируйте 80% ассортимента — это базовые товары, которые нужны каждый день, — и старайтесь регулярно обновлять остальные 20%: следите за сезонным спросом, проводите эксперименты. Не забывайте не только добавлять новые товарные категории, но и увеличивать глубину в существующих: закупать новые вкусы, подарочные наборы, упаковки разного объёма.
Если ассортимент не меняется, клиенты теряют интерес, а магазин недополучает выручку. Добавляйте сезонные товары и удивляйте новинками.
Три главных ошибки небольшого магазина в работе с ассортиментом
1. Копировать ассортимент сетевого магазина. Если у вас одинаковый ассортимент, клиенты уйдут к сетям: там будет дешевле, потому что сети закупают оптом.
2. Зависеть от поставщика. Когда вы привыкаете покупать всё у одного поставщика, вы перестаёте думать о том, что хорошо продаётся и почему.
3. Не менять ассортимент. Адаптируйтесь под спрос: летом нужно мороженое, под Новый год — шампанское. Если у вас ничего не меняется, клиенты заскучают.
Если хотите находить новых поставщиков и обновлять ассортимент, то попробуйте сервис «на_полке». Это платформа, на которой торгуют 160 разных поставщиков: ищите новые товары и самые низкие цены, закупайте всё разом — и газировку, и консервы, и средство для мытья посуды.
Попробуйте
Пять типов товаров, которые должны быть в каждом магазине
Замечали, что в продуктовом магазине обычно можно купить мешки для мусора или шампунь? Это не еда, но они есть в продуктовом, потому что вам удобно их купить. От таких товаров все выигрывают: покупателю не надо никуда ходить, а магазин больше заработает. Чтобы дать клиентам больше возможностей оставить у вас деньги, попробуйте разложить ассортимент на роли.
Что такое роли
В ассортименте магазина у каждой категории товаров есть роль: одни товары зарабатывают много денег, другие привлекают новых покупателей, третьи — делают покупки более комфортным процессом. Если каких-то товаров не хватает и некому играть роль, то магазин теряет выручку.
В крупном бизнесе разработали правила для наполнения товарных ролей. Управляющие в супермаркетах знают, в каких пропорциях нужно собрать товары, чтобы у клиентов было больше возможностей оставить деньги в магазине. Если ассортимент собран по правилам, вы даже не заметите, как наберёте полную корзину, хотя пришли за хлебом и молоком.
Базовые товары приводят клиентов
Что делают: обеспечивают трафик, делают оборот
Доля в ассортименте: 40–50%
Пример: молоко, хлеб, яйца, макароны, пиво, соки
Базовые товары — это продукты, которые нужны большинству покупателей. Эти товары стоят на полках во всех продуктовых магазинах — и в «Ашане», и в подвальном магазинчике «Продукты». Ассортимент всегда одинаковый: батон, молоко «Вкуснотеево», пиво «Балтика», макароны с птичкой. Это обязательная часть ассортимента, без неё люди не придут в магазин.
Базовые товары обеспечивают половину оборота, но приносят мало прибыли. Покупатели сравнивают цены на хлеб, молоко и макароны в разных магазинах и так решают, куда ходить. Владельцы об этом знают, поэтому снижают цены на базовые товары, делают минимальную наценку. Если цена будет слишком высокая, то покупатели уйдут к конкурентам.
Базовые товары в московских магазинах: слева «Мираторг», справа — «Фасоль». Макароны, овсянка и лапша быстрого приготовления есть в любом продуктовом
Базовые товары в московских магазинах: слева «Мираторг», справа — «Фасоль». Макароны, овсянка и лапша быстрого приготовления есть в любом продуктовом
Приоритетные товары делают деньги
Что делают: увеличивают маржу
Доля в ассортименте: до 20%
Пример: мясо, сливки, крепкий алкоголь
Приоритетные товары — это товары известных брендов, на которые есть стабильный спрос, но они встречаются не во всех сетях. Например, газировку «Доктор Пеппер» многие знают и любят, её можно купить в «Перекрёстке», но её нет в «Пятёрочке». Это приоритетный товар.
На приоритетных товарах магазин зарабатывает. На них ставят высокую наценку, потому что покупатели менее чувствительны к ценам таких товаров. Во-первых, их нечасто встретишь, поэтому ценник не держат в голове. Во-вторых, покупатели готовы переплатить, если видят, что товар высокого качества. Например, если вы заметите в магазине красивый стейк, то не удивитесь тому, что он стоит втрое дороже полуфабрикатов.
«У нас получалось зарабатывать на фермерском мясе. Особенно летом, на мясе для шашлыков. Вкусное мясо, которое клёво выглядит, — это здорово, клиенты возвращались и хвалили. Я на таких товарах зарабатывал: можно сделать большую маржу, зарядить до 100% и не париться. В крупных сетях всё равно такого нет».
— Никита, продуктовый магазин «у дома» в Химках
В приоритетных категориях важно сделать максимальную глубину: представить много разных товаров внутри категории. Например, сливки всех процентных содержаний или десять вкусов газировки. Покупатель запомнит: мало того, что у вас редкий товар, так ещё и всех видов.
Идея в том, чтобы трафик, привлечённый базовым ассортиментом, обратил внимание на приоритетные товары. Так магазин делает деньги и максимизирует маржу. Допустим, к вам пришли за хлебом, но ещё купили нежирные сливки «Пармалат». Хлеб — базовый товар, у него небольшая маржа, а сливки — приоритетный, маржинальный товар.
Стейки и вино — приоритетные товары в московском «Мираторге»
Стейки и вино — приоритетные товары в московском «Мираторге»
Уникальные товары запоминаются
Что делают: создают имидж
Доля в ассортименте: 1–3%
Пример: фермерские овощи, экзотические фрукты
Уникальные товары — это то, чем вы отличаетесь от конкурентов, имиджевые продукты. В ассортименте их может быть немного, но они должны производить впечатление. Здесь владелец магазина может проявить креативность и экспериментировать.
«Товар-магнит — это тот, к которому подходят, щупают, но никогда не покупают. Он сделан для привлечения внимания. У нас долгое время на виду стояли очень дорогие фотоаппараты. Люди видели их, заходили и спрашивали: „О, а что это?“ А в продажах первое, что нужно сделать, — это заставить человека задать вопрос, проявить интерес».
— Максим Воробьёв, владелец сети фотолабораторий «Точка цвета»
Уникальным может быть и продукт, и сервис. Например, если кассир сложит продукты в пакеты или кто-то из сотрудников поможет донести сумки до машины, у покупателя сложится уникальный опыт, связанный с магазином. Сервис, как и ассортимент, помогает формировать имидж.
На уникальных товарах можно зарабатывать, если поставить цену выше рынка. Но на них всегда небольшой спрос, и доля уникальных товаров в обороте будет незначительной. Главная задача имиджевых товаров — произвести впечатление, поэтому будьте готовы, что они не принесут денег.
Экзотика в «Мираторге». Слева гуава, папайя и тамарилло, а справа кокос, гранадилла, питахайя, авокадо и манго. Одна папайя призывно разрезана пополам
Экзотика в «Мираторге». Слева гуава, папайя и тамарилло, а справа кокос, гранадилла, питахайя, авокадо и манго. Одна папайя призывно разрезана пополам
Сезонные товары заработают владельцу на отпуск
Что делают: временно увеличивают трафик и оборот
Доля в ассортименте: до 20% в сезон
Пример: гирлянды под Новый год, цветы на 8 Марта, куличи на Пасху
Сезонные товары — это те, которые специально вводятся под праздники или особый сезон. Например, к Пасхе добавляем куличи, к Первому сентября — тетради, дневники, канцелярию. В сезон таких товаров может быть очень много, до 20% ассортимента. Сезонные товары напоминают о том, что пора украсить ёлку, собрать ребёнка в школу или прикупить символический подарок коллеге, причём проще всего — у вас в магазине.
Сезонные товары работают как магнит для трафика, но на них тоже можно зарабатывать. Если в соседних магазинах нет тетрадок на Первое сентября, их можно ввести в ассортимент и поставить ценник выше рынка. Покупатели, которые захотят купить пару тетрадок, не поедут ради них в другой район или в канцелярский магазин, а просто купят у вас.
Новогодний набор в «Мираторге»: конфеты и шампанское. Это сезонные товары
Новогодний набор в «Мираторге»: конфеты и шампанское. Это сезонные товары
Удобные товары помогают купить всё в одном месте
Что делают: упрощают жизнь покупателям, повышают качество сервиса
Доля в ассортименте: 10%
Пример: мешки для мусора, бытовая химия
Удобные товары — это не наш ассортимент, но их нужно добавить, чтобы клиент мог купить всё в одном месте. Удобное в продуктовом магазине — это полезные мелочи, товары для дома, бытовая химия. Например, хотя бы один бренд мешков для мусора есть в большинстве продуктовых магазинов. Покупателю удобно взять мешки у вас: их всё равно придётся покупать, поэтому ходить в отдельный магазин нет смысла.
В удобных товарах не нужен глубокий ассортимент. Можно выставить на полку один бренд мешков для мусора, и он всё равно будет продаваться. Представьте: вы пришли в продуктовый магазин, увидели на полке мусорные мешки и вспомнили, что у вас они скоро закончатся. Вы вряд ли откажетесь от соблазна купить всё в одном месте, даже если на полке не тот бренд, который вы обычно берёте. Наоборот, вы купите мешки и похвалите себя за наблюдательность.
На удобные товары можно поставить цену чуть выше рынка: их всё равно купят, потому что в дополнительный магазин редко ходят ради мелочей. Например, порошок в продуктовом, как правило, стоит дороже, чем хозяйственном. Но для клиента выгоднее переплатить десять рублей за порошок, чем тратить время и силы на поход в ещё один магазин. Не стесняйтесь зарабатывать на удобных товарах: большинство клиентов готовы купить их по завышенной цене.
Уголок с удобными товарами в продуктовом магазине «Фасоль»: туалетная бумага, шампуни, дезодоранты
Уголок с удобными товарами в продуктовом магазине «Фасоль»: туалетная бумага, шампуни, дезодоранты
Если хотите находить поставщиков и обновлять ассортимент, то попробуйте сервис «на_полке». Это платформа, на которой торгуют 160 разных поставщиков: ищите новые товары и самые низкие цены, закупайте всё разом — и газировку, и консервы, и средство для мытья посуды.
Попробуйте
Подытожим
Базовые товары приводят в магазин покупателей и обеспечивают половину оборота. Но у базовых товаров низкая маржа: магазин на них почти не зарабатывает. Эти товары нужны, чтобы человек зашёл в магазин и увидел всё остальное: приоритетные, сезонные и уникальные товары.
Больше всего магазин зарабатывает на приоритетных товарах. Это качественные и редкие товары, на которые можно поставить большую наценку. Они работают в связке с базовыми и помогают максимизировать маржу: вы приходите в магазин за хлебом и молоком, а ещё решаете купить что-нибудь вкусненькое, что не везде есть.
Сезонные и удобные товары — это не всегда ваш ассортимент, даже необязательно продукты питания. Но на них магазин тоже зарабатывает: покупателям проще взять всё в одном месте, они даже готовы немного переплатить. Например, купить бытовую химию в продуктовом чуть дороже, чем в хозяйственном, но зато не тратить время на поход в другой магазин. Или взять бутылку шампанского на Новый год по пути к друзьям. Здорово, когда всё можно купить в одном месте.
Уникальные товары нужны, чтобы магазин отличался от конкурентов. Они производят впечатление и удивляют. Про уникальные товары клиенты спросят продавца, пошутят, покажут пальцем, даже если не будут покупать. Таких товаров может быть очень мало, но, если их нет в других магазинах, они будут привлекать людей и запомнятся покупателям.
Роль | Зачем нужны | Доля в ассортименте, % | Пример |
---|---|---|---|
Базовые | Обеспечивают трафик, делают оборот | 40–50 | молоко, хлеб, яйца, макароны, пиво, соки |
Приоритетные | Увеличивают маржу | до 20 | мясо, сливки, крепкий алкоголь |
Уникальные | Создают имидж, отличают от соседей | 1–3 | фермерские овощи, экзотические фрукты |
Сезонные | Временно увеличивают трафик и оборот | до 20 | куличи на Пасху |
Удобные | Помогают купить всё в одном месте | 10 | мешки для мусора и бытовая химия |
Если у вас Эвотор, попробуйте подключить товароучётную систему: она покажет, какие товары делают вам выручку, какие — прибыль, а какие пользуются самой большой популярностью у гостей.
Выбрать товароучётку >>