то есть это какой союз
Значение словосочетания «то есть»
ТО́ ЕСТЬ (сокращенно т. е.), союз и частица.
2. частица (в сочетании с частицей „как“). Разг. Употребляется для выражения удивления, недоумения по поводу какого-л. вопроса или утверждения (обычно с повторением одного или нескольких слов из речи собеседника). — Скажи-ка мне, пожалуйста, как имя и звание твоему барину. Слуга со вздохом наклонил голову: — Не знаю. — То есть, как — не знаешь? — Его имя скрыто от меня. А. Н. Толстой, Граф Калиостро. [Оптимистенко:] Да не согласовано ваше путешествие! [Победоносиков:] То есть как это не согласовано? Маяковский, Баня.
3. частица. Разг. Усиливает эмоциональную выразительность слова или целого предложения, к которому относится; соответствует по значению словам: ну, ну просто, ну прямо. — Уф! — сказал он, выпуская из легких весь воздух. — То есть, вот как замучился! Едва сижу! Чехов, Ненастье. [Нил:] И черт меня дернул спросить ее… Дурак! То есть, положительно не могу я ничего скрыть. М. Горький, Мещане.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТО’ ЕСТЬ, (на письме обычно сокращается: т. е.). 1. пояснительный союз. Разъясняет и уточняет содержание предшествующего предложения или отдельного его члена, в знач. это значит, а именно. Я хотел бы начать мои записки с девятнадцатого сентября прошлого года, то есть ровно с того дня. Достоевский. Николай был одет по-дорожному, то есть штаны были всунуты в сапоги и старый сюртук туго-натуго подпоясан кушаком. Л. Толстой. || Разъясняет содержание предшествующего предложения или отдельного его члена, внося поправку, исправление в сказанное ранее, в знач. вернее, говоря более точно, более правильно. Я начинаю, то есть я хотел бы начать, мои записки с девятнадцатого сентября прошлого года. Достоевский. Я упал, то есть не упал, а поскользнулся. 2. частица. Придает усиленную эмоциональную выразительность значению слова, к к-рому относится, приблизительно в знач.: прямо, просто (простореч.). То есть каторжный труд — велосипеды теперь иметь. Зощенко. У меня в предмете был человек, то есть, я вам скажу, просто первый сорт. Тургенев.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
«То есть» как пишется, через дефис, слитно или раздельно?
«То есть» пишется раздельно в два слова как сочинительный составной союз или разговорная частица.
Определим, как пишется слово «то есть» или «тоесть», слитно или раздельно, если выясним часть речи и компоненты, из которых оно складывается.
В живой речи это слово произносится одним толчком воздуха, из-за чего создается впечатление, что это одно целое слово. А как на самом деле «то есть» пишется слитно или раздельно? Узнаем также, это слово пишется через дефис или нет.
Часть речи слова «то есть»
Чтобы понять, к какой части речи принадлежит интересующее нас слово, воспользуемся сообщением:
Я, кажется, немного припозднился, то есть опоздал всего на пару минут.
Слово «то есть» уточняет смысл предшествующего высказывания:
сообщение «Я, кажется, немного припозднился» равноценно смыслу последующего уточнения «опоздал всего на пару минут». Это разъяснение вводится в предложение с помощью слова «то есть», которое само по себе не имеет никакого лексического значения, не изменяется, а только выполняет роль связующего звена между двумя частями предложения. По этим грамматическим признакам можно понять, что это слово является служебной частью речи — союзом.
Этот сочинительный союз выполняет функцию разъяснения и имеет значение «это значит», «а именно». Его можно заменить словами «иначе говоря», «иными словами», «так сказать» и пр.
В тексте с его помощью поясняется и уточняется смыл предыдущего высказывания или значение отдельного члена предложения.
Известные русские художники часто изображали на своих картинах это дерево, то есть березу, как символ русской природы.
В разговорной речи это слово привносит некоторую эмоциональную окраску в высказывание. Тогда это служебная часть речи усилительная частица.
Вы не даёте нам никаких гарантий? То есть как?
Частица помогает выразить удивление, недоумение или возмущение говорящего.
Правописание слова «то есть»
Выяснив часть речи этого слова, теперь определим, как оно пишется слитно, раздельно, через дефис или нет.
Этому поможет выявление составляющих элементов союза или частицы.
Изначально эта служебная часть речи образовалась из указательного местоимения «то» и слова «есть», которое является формой настоящего времени глагола «быть». Исходя из этого, укажем, что «то есть» — это буквально значит «то существует», «то имеется». Местоимение и форма глагола «быть» сформировали составной сочинительный союз «то есть» или разговорную по стилистической окраске частицу.
Как видим, составляющие компоненты союза или частицы — это вполне самостоятельные слова. Для слитного или дефисного написания нет никаких оснований. Сделаем однозначный вывод.
Перед этим сочинительным союзом ставится запятая, если присоединяемое слово или конструкция находится в конце предложения, а в его середине пояснение с союзом выделяются с двух сторон запятыми.
Примеры
Моя тётушка взяла с собой в дорогу ридикюль, то есть старинную маленькую женскую сумочку.
Лицо девушки порозовело, то есть она явно волновалась, но тут же она взяла себя в руки и стала говорить довольно спокойно.
Сапропель, то есть иловые отложения озер и рек, обогащают почву прибрежной зоны.
Ты еще не собрал чемодан? То есть?
Ты ещё не знаешь результата этого матча? То есть как?
Поиск ответа
Всего найдено: 1140
Вопрос № 308697 |
Ответ справочной службы русского языка
2. Форма тащащий — от глагола II спряжения тащить. От глагола I спряжения таскать образуется действительное причастие настоящего времени таскающий (к основе тоска- прибавляется -ющ-).
Добрый день! Нужна ли запятая: Начальнику отдела бухгалтерского учета и финансирования – главному бухгалтеру Н.Г. Ивановой(,) организовать консультационную работу.
Ответ справочной службы русского языка
Если начальник отдела бухгалтерского учета и финансирования и главный бухгалтер — это две должности (соответственно, их названия являются однородными членами предложения), то вместо тире нужно поставить запятую, запятая в скобках не нужна. Если же нет ( то есть названия не выступают в качестве однородных членов), то никакие знаки не нужны.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, слово «инфлюенсер» (именно так встречается на большинстве ресурсов) верно писать через Э? ИнфлюЭнсер? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Это новое слово и для нашей орфографии ( то есть для удобства пишущих) желательно, чтобы оно, если останется в языке, подчинилось правилам. А правило таково.
В простых (не сложных) иноязычных словах буква е пишется после гласных букв и, е независимо от произношения — с [j] или без него, напр.: абитуриент [э], ариетта [э], аудиенция [э], градиент [э], диета [э] и [jэ], ингредиент [э], клиент [э] и [jэ], коэффициент [э], пациент [э], регредиент [э], реестр [э], реципиент [э], риелтор, симфониетта [э]. Пишется также е в словах проект и производных проектировать, проекция, проектный (нормативным считается произношение [э] без йотации), интервьюер, траектория, фаер, флаер («листовка»), фраер, ваер, вьюер, туер, буер, элюент. В остальных случаях, в том числе в начале корня в сложном слове, пишется буква э, напр.: инфлюэнция, пауэрлифтинг, полиэтилен, силуэт, статуэтка, тауэр, тетраэдр.
Здравствуйте, уважаемая Грамота! Пожалуйста, скажите, требуется ли запятая в таком заголовке: «Как ухаживать за собой и как это поможет вашему здоровью»
Ответ справочной службы русского языка
Если бы заголовок завершался вопросительным знаком, то по правилам пунктуации запятая была бы не нужна. На э то есть прямое указание в полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (М, 2006): «В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо запятая не ставится в следующих случаях: если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается интонация, а в побудительных предложениях могут быть и общие частицы». О том, что запятая не нужна в предложении-заголовке без вопросительного знака, в правилах не сказано, это лакуна кодификации. Нам представляется, что объединяющая интонация присуща и предложениям-заголовкам типа Кто виноват и что делать, поэтому в них запятая также не нужна. Заметим еще, что в каталоге Российской государственной библиотеки мы нашли около 10 книг с названием «Кто виноват и что делать» без вопросительного знака в конце, запятая перед союзом и ни в одном из них не стоит.
Здравствуйте. Является ли допустимым с точки зрения литературной нормы употребление слова «намазка» для обозначения кулинарного продукта, представляющего собой однородную массу (из овощей, мягкого сыра), предназначенную для намазывания, например, на ломтик хлеба (пример: хумус, тхина, овощная икра, творожная масса с зеленью и чесноком и т.п.)? Если сегодня стандарт ещё не сложился, каковы перспективы? Каковы возможные альтернативы для этого довольно употребимого варианта? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Слово намазка зафиксировано словарями русского литературного языка (см., например, здесь). Однако значение, приведенное Вами, пока не отмечается. Полагаем, что это вопрос времени. Слово намазка встает ряд слов с близкой словообразовательной структурой и значением, например: замазка, завертка, заедки, запивка и др. Слова этого ряда разговорные, то есть они входят в литературный язык, но воспринимаются как несколько сниженные.
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед как в таких выражениях: пиши как слышишь, пишите как говорите? И какое правило здесь применимо? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Обороты как слышишь и как говоришь по форме представляют собой неполные придаточные предложения. В составе сложного предложения придаточные обособляются. Подобные части не обособляются, если образуют цельные по смыслу выражения, то есть выражения, эквивалентные члену предложения (ср.: найду чем заняться = найду дело, сделать как следует = сделать хорошо, приходить когда вздумается = приходить в любое время). В справочниках по пунктуации обороты как слышишь и как говоришь в ряду цельных выражений не упоминаются и на письме обычно обособляются. Однако можно предположить, что в контексте у них появится фразеологически связанное значение, при котором обособление будет не нужно, например: Девочка талантлива, пишет как говорит ( то есть пишет легко, свободно).
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день, уважаемые специалисты Грамота.ру! Спасибо вам большое за присланный ответ на вопрос о том, какой знак следует поставить в предложении «Вузы ▬ участники проекта получат специальные гранты». Не могли бы вы пояснить правило выбора тире? Дело в том, что в новостях на сайте нам часто приходится использовать сочетание «вузы ▬ участники. «, при котором обычно имеются зависимые слова, например «вузы ▬ участники проекта», «вузы ▬ участники программы. «. Каким правилом следует руководствоваться в данном случае? Понятно, что если нет зависимых слов, то сочетание пишется через дефис, но если есть зависимые слова? Как сформулировать, почему именно тире, а не дефис? Пожалуйста, помогите, это очень важно, мы пишем в СМИ!
Ответ справочной службы русского языка
Согласно рекомендациям полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (параграф 154), в сочетаниях с приложением, если одна из частей содержит пробел ( то есть представляет собой сочетание слов), вместо дефиса должен употребляться знак тире.
Куда же все-таки падает ударение в слове «синопсис»? Какому словарю стоит верить? Почему в латинском варианте слова ударение падает на первый слог, в отличии от русского аналога, в котором большинство словарей указывают ударным второй слог? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Современные орфоэпические словари, например «Большой орфоэпический словарь русского языка» М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткина, H. Ф. Касаткиной, «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Н. А. Еськовой, рекомендуют произносить сино́псис.
Иностранные слова, входя в русский язык, осваиваются им, то есть подчиняются его законам. Так ударение в заимствованиях часто перемещается на середину слова. «Русская» норма произношения устанавливается не сразу, словари могут отражать постепенное движение от одного варианта произношения к другому.
Ответ справочной службы русского языка
Если слово веган в предложении выступает как обращение, то правилен первый вариант (например: Мы пойдем в ресторан. А ты, веган?). Если веган — сказуемое ( то есть вопрос задается, чтобы узнать, называет ли человек себя веганом), то правилен второй вариант.
Добрый день, уважаемая «Грамота»! У меня вот какой вопрос. Наблюдается полное разночтение (правильнее, разнописание) в словосочетании «спускоподъемные операции». Во всей специализированной (научной) литературе нет единообразия: то пишут с дефисом (спуско-подъемная операция), то слитно (спускоподъемная операция). Э то есть и нормативных актах федеральных ведомств, и в различных профессиональных словарях, я уж не говорю про научные издания и журналы. В общем, кто как хочет и как привык, так и пишет. Но как грамотнее, как правильно. Спасибо заранее!
Ответ справочной службы русского языка
Интересно, что в академическом орфографическом словаре фиксация тоже менялась.
«Орфографический словарь русского языка» с 1-го издания (1956) до 29-го издания (1991) фиксировал дефисное написание: спуско-подъемный.
Ставший его преемником «Русский орфографический словарь» РАН в 1-м издании (1999) зафиксировал слитное написание: спускоподъемный. Но уже с 2-го издания (2005) кодификаторы вернулись к дефисному написанию. И современная орфографическая норма по-прежнему спуско-подъемный.
спасибо, уважаемая Грамота, за ответ на вопрос №303644! но в том-то и дело, что во всех учебниках, включая и тот, на который вы даете ссылку в ответе, речь идет только об изменении гласной в корне слова, начинающемся на «и», и нигде нет информации насчет того, изменяется ли «и» на «ы» во второй приставке, следующей за приставкой, оканчивающейся на твердый согласный. По «аналогии закона» мне тоже кажется верным «ы», но все-таки правила я не вижу. На основании чего именно вы дали такой ответ? Есть ли эта самая «аналогия закона» в русской грамматике? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Вы правы, правило часто формулируется так, что под него нельзя подвести слова с двумя приставками типа подызносить. Однако академические правила ( то есть наиболее полные, детальные) учитывают данные слова. См. Полный академический справочник под ред. В. В. Лопатина, § 12, п. 2.
есть слово: «кривда», а прямда? «правда», а левда?
Ответ справочной службы русского языка
Окказиональные ( то есть единичные, авторские) употребления слов прямда и левда встречаются, но в язык эти слова, конечно, не вошли.
Добрый день! Как правильно писать HR? Я вывела вот такие нормы: • HR-бренд, HR-менеджер (сложное слово) • hr как сфера деятельности, сфера знаний (когда hr идет как самостоятельное слово) • HR как человек или департамент (когда HR идет как самостоятельное слово) Конкретно сейчас интересует написание HR-бренд и правило, на которое можно ссылаться.
Ответ справочной службы русского языка
Слово еще не зафиксировано нормативными словарями, то есть нормы его написания и употребления пока не установлены. Однако в русских текстах его уже записывают кириллицей: эйчар. Даже Викисловарь пока отмечает это слово как жаргонное.
ТО ЕСТЬ
Смотреть что такое ТО ЕСТЬ в других словарях:
ТО ЕСТЬ
то есть 1. союз 1) Употр. при присоединении члена предложения или части предложения, уточняющих, конкретизирующих, дополняющих или развивающих уже высказанную мысль; а именно, иными словами. 2) Употр. при присоединении слова или предложения, внося в предыдущее какую-л. оговорку или поправку. 2. частица разг. 1) Употр. при усилении эмоциональной выразительности высказывания; просто, прямо. 2) Употр. при выражении недоумения, удивления; что значит. 3. частица разг. Употр. при выяснении, уточнении того, о чем идет речь в предыдущем предложении.
ТО ЕСТЬ
ТО ЕСТЬ
• ТО ЕСТЬ•• [Invar]===== 1. [coord conj; introduces an appos] ⇒ stating sth. again using different words, reiterating sth. using a different formulati. смотреть
ТО ЕСТЬ
ТО ЕСТЬ
ТО ЕСТЬ. 1. Употребляется для установления тождества между двумя высказываниями, причём второе уточняет, конкретизирует первое. Болдухина хозяйничала п. смотреть
ТО ЕСТЬ
ТО ЕСТЬ
ТО ЕСТЬ
• иначе говоря vagyis• т.е. ti. tudniillik• уточняющий оборот в разговореilletve• azaz • helyesebben • tudniillik Синонимы: вернее, говоря другими сло. смотреть
ТО ЕСТЬ
c’est-à-dire (а именно); plutôt (вернее)я был там в среду, то есть пятого марта — j’y étais (или ai été) mercredi, c’est-à-dire le 5 marsСинонимы: вер. смотреть
ТО ЕСТЬ
ТО ЕСТЬ
• Subsequent heating processes would be inherently more likely to melt the upper layer; that is (to say),first few hundred kilometres below the surface. смотреть
ТО ЕСТЬ
•то есть•זֹאת אוֹמֶרֶת; דְהַיינוּ; מַשמָע שֶ-; יַענִי; כּלוֹמַר* * *דהיינוכלומרלאמורСинонимы: вернее, говоря другими словами, говоря иными словами, др. смотреть
ТО ЕСТЬ
das heißt (сокр. d.h.), das ist (сокр. d.i.); nämlich, und zwar (а именно)Синонимы: вернее, говоря другими словами, говоря иными словами, другими слов. смотреть
ТО ЕСТЬ
союз поясн. (сокр. т.е.) 1) (а именно, иными словами) cioe, ossia; vale a dire; in altre parole; ovvero; meglio 2) разг. (выражает удивление) то есть как это. — come sarebbe a dire?; ma come?! Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: вернее, говоря другими словами, говоря иными словами, другими словами, именно, иначе говоря, иными словами, как то, либо, лучше сказать, перефразируя, сиречь, так сказать, то бишь, тобишь, точнее сказать. смотреть
ТО ЕСТЬ
то есть (т. е.)Синонимы: вернее, говоря другими словами, говоря иными словами, другими словами, именно, иначе говоря, иными словами, как то, либо, луч. смотреть
ТО ЕСТЬ
yani* * *союзyaniСинонимы: вернее, говоря другими словами, говоря иными словами, другими словами, именно, иначе говоря, иными словами, как то, либо, л. смотреть
ТО ЕСТЬ
т’о есть (т. е.) Синонимы: вернее, говоря другими словами, говоря иными словами, другими словами, именно, иначе говоря, иными словами, как то, либо, л. смотреть
ТО ЕСТЬ
союз и частица Синонимы: вернее, говоря другими словами, говоря иными словами, другими словами, именно, иначе говоря, иными словами, как то, либо, лу. смотреть
ТО ЕСТЬ
ТО ЕСТЬ
то есть— namelyСинонимы: вернее, говоря другими словами, говоря иными словами, другими словами, именно, иначе говоря, иными словами, как то, либо, луч. смотреть
ТО ЕСТЬ
c’est-à-dire (а именно); plutôt (вернее) я был там в среду, то есть пятого марта — j’y étais (или ai été) mercredi, c’est-à-dire le 5 mars
ТО ЕСТЬ
ТО ЕСТЬ
то есть именно, как то, или, сиречь, иначе, иначе говоря, другими словами, как, перефразируя, говоря другими словами, вернее, так сказать, говоря иными словами, точнее сказать, лучше сказать, иными словами, то бишь
ТО ЕСТЬ
• a to• teda• tedy• to je• to jest• totiž• čili
ТО ЕСТЬ
1. to jest, to znaczy;2. a raczej, a właściwie, to znaczy;3. przepraszam;4. (no) po prostu;
ТО ЕСТЬ
Союз (yazıda ixtisarı: т. е.) 1. yə’ni; 2. daha doğrusu; я упал, то есть не упал, а поскользнулся mən yıxıldım, daha doğrusu yıxılmadım, sürüşdüm.
ТО ЕСТЬ
(lyh т.е.) konj toisin sanoen (ts.), se on (s.o.), nimittäin, eli
ТО ЕСТЬ
1.ягъни, дөресрәге 2.част.ничек инде; я не еду. то есть как это не едешь? мин бармыйм. ничек инде бармыйсың?
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.