токопроводящий клей какой выбрать
Состав и применение токопроводящего клея, лучшие марки и как сделать своими руками
В разработке электронных приборов и техники широко применяются токопроводящие клеи. Данные растворы обеспечивает надежное соединение внутренних компонентов, микросхем и прочих элементов. Существует большое количество разновидностей клея, отличающихся физическими свойствами и составом.
Описание и применение токопроводящего клея
Токопроводящий клей является универсальным средством, которое используется в различных отраслях машиностроения, производстве технических приборов, ремонте шлейфов электроники. Благодаря показателю термостойкости вещество подходит для монтажа систем обогрева и теплого пола.
Необходимые свойства электропроводного клея
Обязательным элементом в составе клея является порошкообразный никель либо мелкодисперсное серебро. В качестве альтернативы может использоваться измельченный палладий. Перечисленные компоненты придают составу характеристики электропроводности. Чем выше содержание элемента в веществе, тем лучше свойства токопроводности, но прочность соединения при этом снижается.
Для придания хорошей эластичности, не в ущерб другим характеристикам, в состав клея добавляют полимерное связующее. Компонент также обеспечивает надежное сцепление с поверхностью и понижает плотность. Любая разновидность токопроводящего клея должна иметь следующие свойства и особенности:
Как сделать электропроводящий клей
Изготовить токопроводящий клей можно своими руками в бытовых условиях. При возникновении потребности отремонтировать электроприборы или выполнить другую задачу с применением клеевого раствора потребуется только найти подходящие компоненты и правильно их смешать. В зависимости от конкретной цели эксплуатации клея необходимо определиться, какая требуется разновидность вещества, поскольку состав и способ изготовления разных вариантов имеет отличия.
Алюминиевый
Алюминий входит в категорию металлов, отличающихся легкостью, стойкостью к внешним факторам и высокой прочностью. Основным недостатком алюминия является отсутствие адгезивного свойства, поэтому его можно только приварить либо склеить.
В составе клеевого раствора для работы с алюминием должны присутствовать кислоты и щелочи, способные разрушить оксидную оболочку, повысить адгезию и обеспечить надежное сцепление.
Алюминиевый клей можно изготовить на основе эпоксидной смолы. Роль токопроводящего наполнителя будет играть алюминиевая пудра. Смолу тщательно перемешивают с пудрой до формирования густой консистенции. Непосредственно перед использованием получившийся состав смешивают с отвердителем в пропорциях 10:1.
Серебряный
Данная разновидность вещества изготавливается с помощью мелкодисперсного серебра, ацетона, простого лака для ногтей, порошкового графита и полимерного компонента (например, винилхлорид-винилацетата). Чтобы приготовить клей, необходимо:
Приготовленное вещество следует хранить в стеклянной емкости с герметично закрывающейся крышкой. Перед каждым применением клей тщательно размешивают. После нанесения на поверхность требуется около 15 минут для полного высыхания.
Графитовый
Изготовление графитовой разновидности клея с характеристикой электропроводности требует смешать порошковый графит с частицами серебра, по аналогии с производством серебряного клея. Отличием является составное полимерное связующее. Для графитового вещества связующее делают из нитроцеллюлозы, канифоли и ацетона. Смешав порошок и полимерное вещество, получают готовый к эксплуатации раствор.
Получить графит для изготовления клея можно из простого карандаша либо пальчиковой батарейки, оснащенной графитовым стержнем. Также компонент продается в ряде специализированных магазинов.
Выбор клея в магазине
На рынке представлено большое разнообразие клеевых растворов, обладающих свойством электропроводности. При выборе приходится отдать предпочтение хорошей проводимости либо клеящей способности и быстрому застыванию. Оптимальным вариантом является вещество, рекомендуемое для использования в машиностроительной области.
Производством токопроводящего клея занимается большое количество компаний, и не всегда именитые производители предлагают лучший товар. Чтобы найти подходящий вариант с учетом целей дальнейшего применения, стоит ознакомиться с распространенными разновидностями и учесть их характеристики и физические свойства.
«Контактол»
Выпускаемый под маркой «Контактол» клей является инновационной разработкой немецкого производителя Keller. Продукт предназначен для монтажа микросхем, ремонта дорожек на печатных платах, устранения дефектов на контактах в электроприборах. Вещество быстро схватывается, а через 5-7 часов происходит абсолютная полимеризация. Чтобы ускорить процесс застывания, допускается прогревать место обработки теплым воздухом.
Permatex
Клей марки Permatex представляет собой токопроводящий двухкомпонентный состав. Основное предназначение — восстановление нитей обогрева стекла. Преимуществом данной разновидности являются высокая устойчивость к температурным перепадам и влиянию ультрафиолетового излучения. Достигнуть наилучшего результата удается при использовании средства Permatex при окружающей температуре не менее 10 градусов.
Клей ТПК-Э применяется для склеивания алюминиевых изделий, нержавейки и углепластика между собой и в разных сочетаниях. Обработка раствором помогает обеспечить электросоединение с переходным сопротивлением. Благодаря консистенции и составу продукт отводит статические заряды от материала.
Forbo 615 Eurostar Lino EL
Токопроводящий клей «Форбо» практически не имеет запаха и имеет полупрозрачную консистенцию. Чаще всего вещество используется для проведения ремонтных работ, включая фиксацию ковровых покрытий, линолеума и других материалов на полу.
DoneDeal
Клей DoneDeal от американского производителя обладает хорошей адгезией к большинству материалов. Продукт отличается водостойкостью и подходит для ремонта водного транспорта. При соблюдении правил использования прочность клеевого шва по прочности превосходит прочность обрабатываемого материала.
Homakoll
Продукция Honakoll разработана специально для приклеивания рулонных напольных покрытий на тканевой либо ворсовой подоснове. Для раствора характерны следующие свойства:
MASTIX
Вещество бренда Mastix, также известное под наименованием холодная сварка, по ряду показателей превосходит аналогичную продукцию. Состав можно эксплуатировать при экстремально низких и высоких температурах без потери изначальных свойств. Чаще всего клей Mastix используется для соединения металлических изделий, также им заполняют трещины и различные отверстия. Под маркой Mastix выпускаются составы универсального назначения и предназначенные для использования в конкретных областях.
«ВолгаХимПром»
Токопроводящий клей «ВолгаХимПром» используется в качестве реставрационного и армирующего состава. После нанесения на поверхность средство полностью затвердевает за 30-50 минут в зависимости от толщины слоя. Продукция «ВолгаХимПром» подходит для применения в бытовых условиях и промышленных масштабах. Состав не оказывает негативного воздействия на кожный покров, дыхательные пути и слизистую оболочку, что делает его безопасным.
Особенности применения токопроводящего клея
При эксплуатации клея необходимо учитывать ряд особенностей. Основным моментом является быстрое засыхание раствора, поэтому после нанесения требуется сразу выполнить соединение деталей.
По составу вещество является безопасным для человека, и при попадании клея на открытые участки тела нужно только промыть кожу теплой водой с мылом. При контакте вещества с глазами потребуется оперативная профессиональная помощь.
Токопроводящий клей (часть 1). виды марок и требования. особенности
Как отремонтировать при помощи клея
Ремонт клемм можно осуществлять методом пайки или при помощи специального клеевого состава. Во втором случае рекомендуется выбрать токопроводящее вещество.
Для проведения процедуры стоит выполнить следующие действия:
Объем клея зависит от размеров дорожек обогревателя. Чтобы добиться качественного покрытия, стоит наносить минимум 2 слоя токопроводящего вещества.
Этапы применения
Применение токопроводящего клея проходит в несколько этапов:
Электрическая схема подключения обогревателя
Для успешной диагностики и ремонта системы обогрева заднего стекла автомобиля на профессиональном уровне необходимо знать электрическую схему подключения обогревателя и представлять принцип ее работы.
На фотографии представлена типовая схема подключения обогревателя заднего стекла автомобиля в бортовую электропроводку. Рассмотрим принцип ее работы.
Питающее напряжение с плюсовой клеммы аккумулятора через замок зажигания, и предохранители подается на выключатель обогревателя и на 30 (или 87) силовой контакт реле. Отрицательный вывод аккумулятора соединен с корпусом автомобиля, один из выводов нагревателя стекла тоже соединен с корпусом. При нажатии на клавишу включения обогревателя, напряжение подается на обмотку реле, реле срабатывает, силовые контакты замыкаются и соединяют выводы реле 30 и 87 между собой. Ток поступает на обогреватель, протекает через группу параллельно соединенных нитей и через корпус автомобиля возвращается на отрицательный вывод аккумулятора.
Выявление места повреждения
Чтобы своевременно выявить наличие проблем, можно применять доступные методы.
Визуально
Причины поломки можно выявить визуально. Неисправность предохранителя покажет неработающий индикатор обогревателя заднего стекла в случае нажатия кнопки. Если индикатор горит, а нити обогрева не функционируют, можно заподозрить дефекты в реле. Потеря контактов в системе провоцирует замедленное отпотевание.
Если осмотр заднего стекла не помог выявить обрыв линии обогрева, стоит приступать к сложным процедурам.
Вольтметр
Для применения этого способа нужно взять вольтметр и активировать обогрев задних сидений. При этом один щуп рекомендуется поставить на массу машины, а второй – завернуть в фольгу. После этого стоит медленно двигаться по каждой линии, пока не будет достигнута середина. Стандартное напряжение должно составлять 5 Вольт. При более низком значении можно говорить о том, что область обрыва найдена. Повышение значения до 12 Вольт тоже означает обрыв.
Также существует и другой метод применения вольтметра. Для этого рекомендуется присоединить плюс к клемме к определенному контакту обогрева. Второй щуп стоит плавно перемещать по линии. Это обязательно делают со стороны расположения отрицательной клеммы. Снижение напряжения свидетельствует о зоне обрыва.
Омметр
Специалисты советуют применять обыкновенное устройство со стрелками. При включении прибора рекомендуется выбрать режим мега. Щупы стоит присоединить к выводу обогрева заднего стекла. В качестве элемента соединения применяют обыкновенную вату. Ее смачивают в дистиллированной воде. После этого рекомендуется провести по линии и оценить реакцию стрелки. Именно она покажет зону обрыва.
Виды токопроводящего клея Контактол
Контактол — инновационный продукт немецкого химического концерна Keller, который специализируется на изготовлении токо- и теплопроводящих клеевых составов по запатентованной рецептуре.
Клей этой марки предназначен для монтажа электронных деталей микросхем, восстановления дорожек на печатных платах, устранения разрывов на контактах.
На сегодняшний день клей Контактол доступен в трех вариантах исполнения:
Клей Контактол на серебре — однокомпонентная вязко-текучая токопроводящая композиция, предназначенная для создания электропроводящих коммуникаций на диэлектрических основаниях (стекле, текстолите и т.п.).
В качестве связующего элемента используются модифицированные смолы синтетического происхождения, токопроводящим наполнителем служит мелкодисперсный порошок чистого серебра (999 проба). Клей термоустойчив, обладает высокой покрывающей способностью, отличной влагостойкостью.
Удельное объемное сопротивление застывшего состава — 0,01 Ом на кубический сантиметр. Клей Контактол выпускается в колбочках объемом 2 грамма, стоит порядка 300 рублей.
Контактол Радио — полностью готовый к использованию однокомпонентный токопроводящий клей, предназначенный для создания токопроводящих коммуникаций на стекле, пластике и других диэлектрических основаниях.
В качестве связующей основы используются модифицированные смолы, за токопроводящие свойства отвечает мелкодисперсный графитовый порошок. Клей Контактол Радио выпускается в миниатюрных пластиковых колбах (2 грамма), стоит порядка 150 рублей.
Токопроводящий маркер Контактол — клей на основе поливинилхлоридной смолы и серебряного порошка. Предназначен для нанесения на платы электропроводных дорожек, перемычек и пр. Необычная форма выпуска токопроводящего клея существенно облегчает процесс нанесения состава на диэлектрические основания.
Достаточно немного помять тюбик и несколько раз встряхнуть, чтобы наполнитель равномерно распределился по смоле. Сразу после этого можно наносить на панель токопроводящий рисунок.
Он достаточно быстро схватывается, а через 5-10 часов (в зависимости от толщины клея) наступает полная полимеризация. Для ускорения застывания можно просушить место нанесения феном. Токопроводящий маркер выпускается в блистерной упаковке 7 гр., стоит порядка 600-700 рублей.
Признаки неисправности
Нити обогрева заднего стекла ломаются после завершения продолжительного срока эксплуатации автомобиля. Также к их поломке приводят механические повреждения. Как следствие, водитель сталкивается с отсутствием нагрева фрагмента стекла. Это провоцирует появление конденсата при существенных температурных колебаниях внутри салона и на улице. Это обычно происходит в зимнее время года.
Стоит учитывать, что запотевшее стекло существенно уменьшает видимость дороги. Как следствие, риск дорожно-транспортных происшествий увеличивается. Справиться с проблемой вполне можно своими руками. Для этого стоит воспользоваться специальным клеевым веществом или пастой
Чтобы своевременно выявить неисправность, стоит обращать внимание на некоторые признаки
О появлении дефекта в структуре нитей свидетельствует замедленное отпотевание стекла.
Горизонтальные полосы на стекле
При поражении системы обогрева стекло покрывается горизонтальными полосками запотевания. Также есть риск обледенения.
Система обогрева и функции
Функционирование обогревателя осуществляется за счет электроэнергии. Известно, что на лобовое стекло оказывают воздействие теплые потоки воздуха, для заднего необходимы специальные нагревающие элементы. Ни для кого не секрет, что внутренняя сторона заднего стекла оснащена металлическими дорожками, имеющими большое сопротивление электрическому току. Когда ток протекает по ленточкам, происходит выделение тепла и, соответственно, обогрев. Результат очевиден: прозрачное, сухое, нагретое стекло.
Повреждения системы обогрева
Как правило, водитель замечает повреждения в этой части авто, лишь когда постоянно потеет и не избавляется ото льда заднее стекло. После включения обогревателя в идеале через пару минут оно должно быть прозрачным и чистым, если же этого не произошло, значит, произошло повреждение или функционирование неполноценно. Среди повреждений работы системы следует выделить:
Медленное отпотевание стекла
Что бы ни случилось, главное, произвести правильный ремонт обогрева заднего стекла своими руками или с помощью специалиста.
Как определить места обрыва токопроводящей ленты
Чтобы выявить область обрыва, стоит использовать мультиметр – цифровой или стрелочный. Диагностику рекомендуется проводить в такой последовательности:
Выявить область повреждения металлической ленты несложно. При выполнении замеров горизонтального проводника при наличии сопротивления на дорожке будет сильно падать напряжение. Это значение даже может достигать 0. Если этого не наблюдается, можно судить о разрыве данного проводника. Точный участок удается определить по резкому скачку напряжения с 12 или меньшего параметра до 0 Вольт.
Также допустимо воспользоваться цифровым мультиметром. Его рекомендуется настроить на режим измерения сопротивления. Для выявления области разрыва отрицательный щуп устройства стоит подключить к фрагменту отрицательной шины
При этом положительным нужно осторожно водить по токопроводящей части горизонтальной ленты. Это делают до внезапного скачка в параметрах устройства
Разновидности токопроводящего клея, характеристика клеящего состава
Основой клея является полимер (синтетическая смола), от которого зависит вязкость. Чем она выше, тем лучше клей соединяется с обрабатываемой поверхностью. Проводником тока является тонкоизмельчённый до порошкообразного состояния металл (золото, серебро, никель, полладий). Для улучшения проводимых свойств и увеличения адгезивности наполнитель обрабатывается синтетическими жирными кислотами, что улучшает его активность в 10 раз. В зависимости от компонентов, обладающих способностью к проводимости тока, клей делится на следующие виды:
Полимерные связующие повышают адгезивность клея, т.е. его способность прочно скрепляться с различными поверхностями. Высокая эластичность не даёт ему растекаться по поверхности. Если необходимо увеличить вязкость клея, нужно дать ему отстояться. Частички металлического наполнителя осядут, а лишняя клеящая основа сверху убирается. От этой процедуры страдает адгезивность. Также полимеры дают возможность выдерживать температурные перепады, вибрацию, удары, поэтому клей применяется при ремонте электрики автомобилей.
Независимо от активного наполнителя, все токопроводящие клеи имеют низкую теплопроводность. Это означает температурную разницу на границе между склеиваемым поверхностям. Если она нежелательна, в клей добавляют определённые компоненты. Самая высокая теплопроводность у меди, она составляет 0,940×10-5 Вт/см, но самым распространённым наполнителем является оксид бериллия (0,142×10-5 Вт/см). Наиболее низкая теплопроводность у асбеста (0,0008×10-5 Вт/см ) и диоксида титана (0,014×10-5 Вт/см).
Обзор рекомендованных средств
Исправить поломку обогрева своими руками возможно несколькими вариантами: использовать уже укомплектованные наборы для починки либо самостоятельно подготовить все необходимые компоненты.
Специализированный набор для восстановления нитей обогрева стекла в автомобиле PERMATEX QUICK GRID.
В его состав входят:
Чтобы произвести ремонт с помощью комплекта PERMATEX следует:
Использование токопроводящего клея: ASTROhim, Контактол, Элеконт, DD6590.
Если повреждения коснулись контактов, то лучший способ это исправить – спайка с использованием токопроводящей пасты.
Кроме спайки, подойдет также специальный набор для ремонта контактов линии обогрева заднего стекла автомашины PERMATEX REAR WINDOW DEFFOGER. Он включает в себя емкость с электропроводящим веществом и материал, пропитанный катализатором. Реагент запускает реакцию отвердения клея.
Чтобы провести ремонт следует:
Неисправности обогревателя заднего стекла
На работоспособность обогревателя заднего стекла не обращают внимания, пока стекло не запотеет или не покроется инеем. После включения обогревателя вдруг обнаруживается, что через несколько минут стекло не стало прозрачным или видимость появилась только через часть стекла. В зависимости от внешнего проявления, даже без измерительных приборов, сразу можно сделать предположение о причине отказа.
Следует учесть, что обогреватель заднего стекла и зеркал заднего вида автомобиля возможно включить только при установке ключа зажигания в положение ON. В некоторых моделях автомобилей включение обогревателя возможно только при запущенном двигателе. Это сделано для исключения сильного разряда аккумулятора, так как обогреватель заднего стекла, в зависимости от модели автомобиля, потребляет ток от 10 А до 25 А. Для сравнения, одна автомобильная фара потребляет ток величиной всего 5 А.
Обогреватель не включается
Если индикатор на кнопке включения обогрева заднего стекла после нажатия на нее не светится, то вероятнее всего перегорел предохранитель или неисправна сама клавиша. Если индикатор светится, но, ни одна нить не греет, то причиной неисправности может быть реле или разъемы подключения обогревателя к электропроводке. В этом случае по документации на конкретную модель автомобиля необходимо определить место нахождения этих деталей и отказавшую заменить. Оперативно найти место установки реле не всегда представляется возможным, но есть способ проверить его исправность косвенным путем, о чем рассказано будет ниже.
Стекло медленно отпотевает
Иногда встречается случай, когда после включения обогревателя стекло отпотевает за время, значительно превышающее несколько минут. В таком случае, если на улице не очень большой мороз, причина может крыться в плохом контакте одного из разъемов электрической схемы. В результате сопротивление контакта увеличивается, ток ограничивается, и как следствие снижается мощность, выделяющаяся на нитях нагревателя стекла. Для проверки такой неисправности необходимо вольтметром постоянного тока (мультиметром или стрелочным тестером, включенных в режим измерения постоянного напряжения) измерять величину напряжения на входных клеммах обогревателя и аккумулятора. Напряжения не должны отличаться более чем на один вольт.
На стекле остаются горизонтальные полосы запотелости
И наконец, самый распространенный случай неисправности системы подогрева заднего стекла автомобиля, обрыв одной или нескольких нитей обогревателя нанесенных непосредственно на стекло. Этот вид неисправности сразу виден по горизонтальной полосе оставшейся запотелости на стекле после включения обогревателя.
Токопроводящие дорожки на заднем стекле обладают малой механической прочностью и при воздействии на них легко разрушаются. Поэтому запрещается удалять иней и наледь со стекла с помощью скребка. Допускается только протирка мягкой тканью. Также необходимо следить, чтобы при перевозке длинногабаритных вещей они не упирались в заднее стекло. Как правило, отдельные нити нагревателя перестают работать в результате их случайного механического разрушения. В зоне поврежденной нити после включения обогрева остаются полосы запотелости или инея.
При ремонте квартиры я перевозил в своем автомобиле напольные плинтуса и не заметил, как один из них уперся в заднее стекло. Через время, когда понадобилось отогреть заднее стекло, увидел результат своей невнимательности. Две полоски нагревателя, проходящие через середину стекла не грели, что существенно ухудшало обзор дороги. При визуальном осмотре на неработающих полосках было обнаружено по одному просвету шириной около 1 мм, как на фотографии. Встал вопрос о необходимости ремонта обогревателя заднего стекла.
Причины неисправностей нитей обогрева и чем это чревато
Сбои в работе обогрева заднего стекла возникают по целому ряду причин.
Неисправность в системе электрического оборудования транспортного средства
В первую очередь следует проверить предохранители. Если они исправны, тогда необходимо проверить кнопку, включающую обогрев, реле в системе питания, прозвонить контакты электропроводки. Сделать это можно мультиметром.
Часто контакты подгорают из-за скачков напряжения. Решить проблему можно заменой кнопки, реле, части поврежденной проводки.
При обрыве нитей стекло обогревается неравномерно и запотевает, ухудшая видимость
Облом в месте соединения клемм и обогрева стекла
Выполнение ремонта в такой ситуации является затруднительным. Придется паять, используя специальный припой и флюс. Также можно использовать специальные токопроводящие клеевые составы.
Облом проводов в косе
Очень часто переламываются провода в косе, которая идет в гофре от автомобиля к двери багажника. Необходимо раскрыть все провода, чтобы увидеть обломанные участки и заменить их.
Обрыв нитей накала
Чаще всего такая проблема возникает при демонтаже тонировки, а также при естественном износе.
Для обнаружения конкретного места разрыва следует использовать мультиметр. Также можно включать кнопку и тактильно искать место обрыва.
Процесс нанесения токопроводящего клеяЭто несложно, в точке нахождения неисправности не будет происходить нагрев стекла, участок окажется холодным.
При использовании мультиметра должно быть сопротивление в 2–5 Ом. Значение будет изменяться в месте обрыва, который обязательно необходимо промаркировать, чтобы не потерять из виду.
Где могут возникнуть проблемы
Главная проблема токопроводящих составов — это то, что ими сложно делать длинные дорожки. Они приспособлены для склеивания небольших участков, например, нитей накала авто, но непригодны для восстановления подводящих напряжение боковых шин. Это связано с тем, что клей очень быстро сохнет (марка Permatex, Мастикс). Выход из ситуации — клей в виде маркера, им удобно наносить тонкие клеевые линии. В отличие от тюбика и кисточки, такой способ нанесения позволяет приклеивать провода различной длины не опасаясь излишне быстрого засыхания клея.
Для каких поверхностей
Клей, имеющий в составе серебро, не совместим с такими материалами, как никель и алюминий. Хорошо совмещается с серебром, палладием, медью. Универсальной считается клеевая основа, содержащая никель. Она имеет хорошую адгезию, и прикрепляется практически к любой поверхности.
Токопроводный клей сохнет в течении 2 минут. Это быстро и удобно, но не всегда актуально. Что делать, когда клей быстро высыхает, а детали ещё не скреплены? Выбирайте клей в соответствии с тем, что он будет соединять. К примеру, клей Контактол Радио предназначен специально для проведения токопроводящих коммуникаций на диэлектриках. Он хорошо клеится к стеклу, металлу, пластику, сохраняя оптимальную токопроводность. Другая разновидность клея той же марки позволяет создавать контакты на любых разъёмах и делать шнуры без пайки. Ещё один вид клея помогает восстановить токопроводность нитей обогрева автомобильного стекла, благодаря чему заднее стекло не покрывается изморозью, создавая хороший обзор водителю. Они схожи по составу, но имеют разное сопротивление и теплопроводность.
Способы ремонта нитей нагревательного элемента
Существует несколько способов восстановления работоспособности греющей нити в домашних условиях.
С помощью токопроводящих паст и клеев
Второй способ аналогичен предыдущему. Но вместо фирменного набора применяют покупные токопроводящие клеи, например, «Элеконт», московского производителя. Клей наносится на место разрыва нити с перекрытием целой части нити по сантиметру с каждой стороны. Для получения аккуратного вида используется трафарет из изоленты или скотча. Для надежности клей наносится два раза. Между слоями токопроводящего клея желательно проложить отрезок залуженной медной проволочки диаметром 0,3-0,5 мм.
Бытует мнение, что токопроводящую пасту или клей для ремонта нитей нагревателя стекла можно изготовить самостоятельно, замешав краску или клей с опилками латуни в пропорции один к одному. Полученный состав через трафарет тонким слоем наносится на место обрыва нити в несколько слоев. Но надежность этой технологии не подтверждена практикой.
Гальваническим осаждением меди
Еще один способ – гальваническое осаждение меди. Метод ремонта нити нагревателя кажется привлекательным. Но из личной практики могу сказать, что надежность подобных покрытий в домашних условиях получается низкой. Так что я не решился воспользоваться этой технологией.
С помощью пайки мягким припоем
Широкое распространение получил механический способ восстановления целостности нитей обогревателя заднего стекла, методом пайки мягким припоем. Надежность этого способа проверена мною при ремонте нагревательных нитей заднего стекла в собственном автомобиле. Приведенная ниже пошаговая инструкция, написанная на основании моего опыта, позволит Вам без трудностей самостоятельно отремонтировать нить обогревателя всего за несколько минут практически без финансовых затрат.
По совету теоретиков из Интернета я допустил большую ошибку, попытался зачистить нить с помощью наждачной бумаги. В результате вместо разрыва нити шириной 1 мм получился разрыв величиной более 1 см. Лента нитки очень тонкая, всего с пару десятков микрон и стирается, даже самой мелкозернистой наждачной бумагой мгновенно. Нити нагревателя и так ничем не покрыты, и достаточно место пайки обезжирить с помощью лоскута, смоченного в спирте или ацетоне.
Если ширина разрыва нити менее 1 мм, то можно обойтись и без пайки дополнительного проводника. В моем случае ширина просвета была большой, и пришлось предварительно приготовить отрезок медной проволочки для перемычки. По одной нитке нагревателя протекает ток около 1 А. Исходя из этого, выбираем по провод сечением 0,17 мм2, что соответствует диаметру 0,45 мм. Длина медной перемычки должна быть равна ширине обрыва нити плюс 2 см. Перед пайкой, перемычку нужно обязательно залудить толстым слоем оловянно-свинцового припоя ПОС-61. Нитку нагревателя лудить не нужно.
Далее перемычка прижимается к нагревательной нитке и прогревается в течение одной секунды паяльником мощностью 12 Вт. Рука отводится в сторону. Перемычка должна держаться на нитке. Пробовать ее подергать для проверки качества пайки недопустимо, отвалится, и еще оторвет кусок нитки нагревателя. К сожалению, проверено опытным путем. В результате экспериментов перемычку в конечном итоге мне пришлось паять длиной 5 см.
После припайки одного конца перемычки, плотно к нитке прижимается второй и тоже прогревается паяльником. После окончания пайки, с целью удаления остатков кислотного флюса, стекло тщательно промывается водой.
В довершение для надежности, хотя это и не обязательно, я припаянную перемычку покрыл сверху прозрачным суперклеем «Момент» на основе цианакрилатов, термостойкость которого составляет около 70°С. Более этой температуры обогреватель не нагревается.
В результате время ремонта обрыва нити своими руками с учетом всех подготовительных работ составило не более десяти минут. Отремонтированные нити служат уже более трех лет.
Дополнительные советы и рекомендации
Сегодня известно много действенных составов, с помощью которых можно ремонтировать нити обогрева. В качестве основы допустимо воспользоваться клеем БФ-2 или БФ-6. Также разрешается использовать другие вещества, которые быстро сохнут. Нередко для этой цели применяют краску, эмаль, полимерную смолу. Чтобы сделать из перечисленных материалов токопроводящую пасту, в нее стоит добавить мелкую стружку. Получить это вещество удастся из мелкого напильника. Также можно взять латунь, алюминий или медь.
После соединения ингредиентов их рекомендуется нанести на подготовленную поверхность. Для этого стоит воспользоваться самодельным трафаретом. Его легко можно сделать при помощи изоленты. Также для этой цели допустимо применять строительный скотч. По эффективности самодельный клей не уступает готовым составам. Также допустимо проводить пайку области повреждения нити или отсоединения клеммы. Эту процедуру нельзя проводить, если дистанция между фрагментами нити превышает 2 миллиметра. Вначале применяют электрохимический способ.
При устранении поломок контактов пайка считается более результативным и надежным способом. Ее выполняют стандартным методом, который подразумевает применение флюса и припоя. Флюс стоит применять типа ФЦА. Он должен быть сделан на основе хлористого цинка. В качестве припоя применяют ПОС-18 или похожий.
Действенным методом ремонта считается нанесение электролитического покрытия. Для этой процедуры потребуется жидкость на основе медного купороса. К 100 миллилитрам воды рекомендуется добавить 2 небольшие ложки медного купороса. Также в состав допустимо ввести аккумуляторный электролит – всего несколько капель.
Помимо этого, потребуется подготовить провод из меди, сечение которого составляет от 6 квадратных миллиметров. Из провода делают прототип медной кисти. Затем зачищенный проводник, завернутый в ветошь и нить, следует подключить к источнику питания. Это делают обратным концом провода. При этом минус АКБ соединяют с кузовом. Кисточку следует смочить в электролитном растворе и тщательно поводить ею в области разрыва нити. Понемногу область обработки покроется медными частицами. Это происходит вследствие процесса электролиза.
Стоит учитывать, что прочности такого покрытия мало для большого тока. Потому этот участок необходимо дополнительно пропаять посредством медного провода
Важно понимать, что этот метод не применяют для восстановления больших разрывов
Для ремонта можно применять стальную стружку и клей. Для этого необходимо зачистить поверхность. Затем поместить магнит за стеклом. Он поможет сформировать гору из опилок. На нее стоит нанести клей БФ-2. После подсыхания используют закрепляющий слой клея. Использование клеевых составов для устранения поломок заднего стекла помогает добиться отличного эффекта
При этом важно правильно подобрать вещество и соблюдать технологию его нанесения
Производители клеящего средства
Клей для проведения тока выпускают такие производители, продукцию которых вы можете встретить на рынке:
Россия токопроводящий клей Контактол 2г