толстой детство какой герой понравился больше всего и почему
Кто их героев повестей «Детство» и «Отрочество» мне особенно симпатичен? Почему? (Толстой Лев Н.)
В повестях Л. Н. Толстого «Детство» и «Отрочество» имеется много различных героев. Некоторые из них мне нравятся, а некоторые нет. Но больше всего я полюбил главного героя, от имени которого ведётся повествование.
Существует множество причин, почему мне симпатичен Николенька Иртеньев. Но самая главная из них заключается в том, что я увидел в этом персонаже себя. Его черты характер и стремление разобраться в поступках окружающих людей и в себе самом очень похожи на мои. Это мне очень нравится. Читая повести и наблюдая за происходящими событиями, я переживал за Николеньку, как за самого себя.
Также этот мальчик понравился мне своим отношением к другим героям: Карлу Иванычу, Наталье Савишне, отцу и особенно маме.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Николенька Иртеньев настолько любил свою матушку, что, когда она умерла, он не мог поверить в это и даже не узнавал в бездыханном теле собственную мать. Воображение главного героя «рисовало картины, цветущие жизнью и счастьем». Он воображал свою маму только «живою, весёлою, улыбающеюся». Но всё же мальчик, хоть и с трудом, но принял ужасную действительность. Я бы тоже так сильно переживал, если бы попал в такую же страшную ситуацию.
Из-за всех вышеперечисленных причин мне симпатичен Николенька Иртеньев. Я бы никогда не подумал, что в своем детстве Лев Толстой был таким мальчиком. Он стал моим самым любимым героем из всех, которых я знал до прочтения повестей «Детство» и «Отрочество».
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72035
Толстой «Детство»: отзыв, содержание и главные герои повести
Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.
В чем «сила писателя» Толстого?
Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни – детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.
Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.
Одна из особенностей — Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, — «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте — чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную – трогательную и грациозную – очаровательность», — подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.
В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.
Кто главные герои повести?
Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.
В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч — человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.
В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.
Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в
О чем «Детство» Толстого?
В содержании произведения нет последовательного описания жизни героев. Скорее, это повествование о нескольких значительных эпизодах. В «Детстве» можно выделить три важных момента из жизни Николеньки.
Главная мысль
В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.
Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.
Семья Иртеньевых
Мальчику исполнилось два дня назад десять лет. Николенька просыпается от того, что Карл Иваныч ударил по мухе хлопушкой. Мальчика это очень рассердило. Он идет умываться и холодно и отчужденно анализирует поведение своего учителя. Даже его халат, и шапочка с кисточкой кажутся Николеньке противными. В обязанности учителя входит не только образование детей, но и их воспитание. Но ему это не в тягость, поскольку своей семьи него нет. И при всей строгости и требовательности, он очень любит детей. Вместе с братом Володей и Карлом Иванычем они идут здороваться с родителями.
В столовой ожидает мать, целует Николеньку и интересуется его самочувствием. После разговора с маменькой дети заходят в кабинет к отцу. Глядя на папеньку, отдающего распоряжения, и мать, разливающую чай, Николенька любуется ими и чувствует, как сильно любит их. Отец сообщает сыновьям, что уезжает в Москву и берет их с собой, чтобы они продолжили образование. Николенька очень проницателен и понимает, что добродушный старик-учитель будет за ненадобностью уволен. Ему искренне жаль Карла Иваныча. Это известие накладывает отпечаток на остаток дня мальчика.
Маменька всегда привечает странников и богомольцев. В обед, за отдельным столом подали еду юродивому Грише. Отцу Николеньки маменькина затея совсем не нравится, но он молчит. Отобедав, все мужчины семейства отправляются на охоту, после которой ребята на поляне резвятся. Николенька лобызает Катеньку, миленькую девочку гувернантки Мими, в плечико. Мальчик неравнодушен к ней уже давно, а старший брат насмехается над ним. Вечером семья собирается в гостиной, где маменька музицирует, а дети заняты рисованием. Учитель идет в кабинет к отцу и говорит, насколько сильно привязался к детям, что согласен их обучать бесплатно. Отец Николеньки – человек понимающий, он принимает решение взять старого учителя с собой в Москву.
Перед отъездом Николенька, главный герой «Детства» Толстого, вспоминает о Наталье Савишне. Пришла она еще работать к деду, который не дал ей благословения на замужество, а сослал на скотный двор. Не озлобилась няня, не надломилась, а перенесла всю свою нерастраченную любовь на хозяйскую дочку, маменьку Николеньки.
Вывод: чему учит?
Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.
Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.
Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми-нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий — раз-вязка, «последние грустные воспоминания».
Повесть «Детство», напечатанная в журнале Н. А. Некрасова «Современник», наряду с военными рассказами, сразу же при-несла Толстому известность и признание его таланта. Его замеча-тельный талант в изображении человеческой души, умение уви-деть и выразить словом тончайшие, часто противоречивые про-явления жизни как ребенка, так и взрослого, сказались уже в этих ранних произведениях. Тематика повести — становление личности ребенка под воздействием окружающей среды, отраже-ние его душевных переживаний.
Н.Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писа-теля, отметил его умение улавливать «диалектику души». Другая сильная черта, по мнению критика, — это «чистота нравствен-ного чувства». И действительно, эти черты обнаруживаются уже в ранней автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Объективное наблюдение над жизнью соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии при-сутствуют персонажи, прототипами которых послужили родствен-ники Толстого, близкие его семье люди, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духов-ный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характери-стика всех действующих лиц и их поступков ведется от лица маль-чика, он как бы все «пропускает через себя». И что интересно, хотя произведение написано уже зрелым человеком, события и поступки осмыслены с позиции ребенка.
С большой теплотой рассказывается в повести о няне Наталье Савишне. Ей посвящены самые проникновенные строки. Так, горе детей, теряющих свою мать, которое притворно разделяют съе-хавшиеся соседи, искренне и полно, просто и безмолвно разде-ляют крепостные. И чудесный образ Натальи Савишны в полной мере проявляется тогда, когда описывается общее горе. А Карл Иваныч, добрый старик-учитель! Ему приходилось терпеть мно-гое от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.
Особое место занимает в повести образ матери. Он явно проти-вопоставлен остальным, в нем — целостность любящего человека и чудесного характера. Материал с сайта
Одно из открытий молодого Толстого таково: каждый человек вмещает в себе от рождения все человеческие возможности — хорошие и дурные. Воспитание, среда, его собственная воля раз-вивают одно и вытесняют, а часто и истребляют другое. В слож-ном противоборстве растет и крепнет характер, и оно никогда не утихнет.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году.
Жанр: автобиографическая повесть. Рассказ ведется от лица Николая Иртеньева, взрослого человека, который вспоминает отдельные события и глубокие переживания своего детства.
Основная идея – основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию. Для знакомства с героями повести и основными событиями стоит прочитать краткое содержание «Детства» Толстого по главам.
Разлука с родным домом
Наступает утро, и мужчины семьи Иртеньевых собираются ехать в Москву. Николеньке очень грустно. Мальчик нежно расстается с маменькой и сестрицей, искренне прощается с дворней. Ребенок не сдерживает эмоций при расставании и плачет. Всю дорогу он предается детским воспоминаниям. В Москве братья живут в доме бабушки. Вместе с ними живет и их наставник Карл Иваныч. Ко дню рождения бабушки Николенька слагает стихи, от которых она в восторге. Поздравить ее приехала и княгиня Корнакова, которая говорит, что мальчик некрасив. Николенька глубоко переживает эти слова.
В разговоре с Иван Ивановичем бабушка обмолвилась, что отец Николеньки играет в карты и развлекается с женщинами. Мальчик нечаянно стал свидетелем этого нелестного отзыва. В «Детстве» Толстого видно, как в душе ребенка борются противоречивые чувства. В числе гостей и родители Сережи Ивина, с которым Николенька сразу сходится. Видит он среди гостей и Соню, и старается ей понравиться. Николенька танцует, но все замечают его неуклюжесть. Отец от этого раздражается, а ребенок очень хочет прижаться к матери. Но маменька далеко.
После праздничного ужина танцы продолжились. Николенька танцует с Соней, и безмерно счастлив. Мальчик взволнован событиями этого дня и не может заснуть. Он делится переживаниями со своим братом Володей. Но тот его не понимает и не разделяет чувств Николеньки.
Другие персонажи
– мать, отец, брат Володя, сестра Любочка, бабушка.
– экономка, бескорыстно и нежно привязана к матери Николеньки и ко всей ее семье.
– домашний учитель. Добрый и любящий семью Иртеньевых человек.
. Жил в доме Иртеньевых.
– первая любовь Николеньки.
– объект насмешек ровесников.
Глава 1. Учитель Карл Иваныч
Глава 2. Maman
Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.
Главы 3-4. Папа. Классы
Придя к отцу поздороваться, дети услышали о том, что он решил забрать их с собой в Москву – учиться.
Николенька переживал из-за расставания со всеми близкими, кто был ему дорог.
Главы 5-6. Юродивый. Приготовления к охоте
В дом к Иртеньевым к обеду пришел юродивый Гриша, и глава семейства был недоволен пребыванием его в доме. В преддверии отъезда дети попросили отца взять их на предстоящую охоту.
После обеда вся семья выезжает на охоту.
Глава 7. Охота
Отец направляет Николеньку на одну из полян стеречь зайца. Гончие выгоняют зайца на мальчика, но тот в азарте упускает зверя и переживает из-за этого.
Глава 8-9. Игры. Что-то вроде первой любви
Охота окончилась, вся компания отдыхала в тени. Дети – Николенька, Володя, Любочка и дочь Мими Катенька – ушли играть в Робинзона. Николенька с нежностью наблюдал за каждым движением Катеньки, с чувством, похожим на первую любовь.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Главы 11-12. Занятия в кабинете и гостиной. Гриша
Вечером дома дети рисовали, мать играла на рояле. К ужину вышел Гриша. Дети захотели увидеть цепи, которые он носил на ногах, и пробрались в его комнату. Спрятавшись, они слушали молитвы вернувшегося странника, и их искренность поразила Николеньку.
Глава 13. Наталья Савишна
Глава 14-15. Разлука. Детство
Наутро после охоты семья Иртеньевых и вся прислуга собрались в гостиной, чтобы попрощаться. Николеньке было «грустно, больно и страшно» расставаться с матерью.
Глава 16. Стихи
Через месяц после переезда в Москву братья Иртеньевы, живущие с отцом в доме у бабушки, поздравляли ее с днем именин. Николенька написал для именинницы свои первые стихи, которые она с удовольствием прочитала во всеуслышание
Глава 17-18. Княгиня Корнакова. Князь Иван Иваныч
В дом начали съезжаться гости. Прибыла княгиня Корнакова. Николенька, узнав, что она, наказывает детей розгами, был глубоко потрясен.
Поздравить бабушку приехал и ее старинный друг князь Иван Иванович. Услышав их разговор, Николенька был глубоко взволнован: бабушка говорила, что его отец не ценит и не понимает свою жену.
Глава 19. Ивины
Приехали на именины братья Ивины, родственники Иртеньевых, и Иленька Грапп, сын бедного иностранца, знакомого бабушки. Николеньке очень нравился Сережа Ивин, он во всем хотел быть на него похожим. Во время общих игр Сережа очень обидел и унизил слабого и тихого Илью, и это оставило в душе Николеньки глубокий след.
Главы 20-21. Собираются гости. До мазурки
Главы 22-23. Мазурка. После мазурки
Николенька танцует мазурку с девочкой – княжной, сбивается и останавливается. Гости смотрят на него, и ему становится очень стыдно.
Главы 24. В постели
Вспоминая бал и думая о Соне, Николенька не может уснуть. Он признается Володе, что влюблен в Соню.
Глава 25-26. Письмо. Что ожидало нас в деревне
Однажды – почти через полгода после бабушкиных именин – отец зашел к детям во время уроков с известием, что они едут в деревню, домой. Причиной отъезда явилось письмо от матери – она была тяжело больна. Дети застали мать уже без сознания, и в тот же день она умерла.
Глава 27. Горе
В день похорон Николенька прощается с матерью. Глядя на лицо, еще недавно красивое и нежное, мальчик осознал «горькую истину» смерти любимого человека, и душа его наполнилась отчаянием.
Глава 28. Последние грустные воспоминания
«Счастливая пора детства» закончилась для Николеньки. Прошло три дня, и все переехали в Москву. В опустевшем доме осталась только Наталья Савишна, но вскоре и она, заболев, умирает. Повзрослевший Иртеньев, приезжая в деревню, всегда посещает могилы матери и Натальи Савишны.
Письмо от маменьки
Так прошло полгода. Пришло письмо от матушки. Отец говорит детям, чтобы немедля собирались в деревню, но причину спешного отъезда не называет. Иртеньевы приезжают в деревню, и видят, что мать очень плоха и несколько дней не встает с постели. Вечером того же дня она умирает.
На похоронах Николенька подошел проститься с матерью. Мальчик видит, насколько сильно изменились черты родного лица, и с криком выбегает из комнаты. Через три дня они возвращаются в Москву. Наталья Савишна не оставляет опустевший дом и остается в деревне. От тоски она вскоре умирает, и няню хоронят недалеко от маменьки.
В чем особенность повести?
С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.
Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.
Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, — это детство Л. Н. Толстого.
Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» – поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.
История создания произведения
Повесть «Детство» М. Горького представляет собой первую часть автобиографической трилогии писателя. Впервые эта повесть была опубликована в 1913 году. Повесть Горький начинает писать, когда живет в Италии. В произведении он рассказывает о том, как прошло его детство в семье его деда Василия Каширина в Нижнем Новгороде.
Через три года М. Горький написал вторую часть трилогии «В людях», эта часть посвящена описанию тяжёлой доли рабочего люда. В 1922 году в свет выходит третья заключительная часть цикла – «Мои университеты».
Толстой «Детство» главные герои
В рассказе Толстой описывает своё детство через призму прошедших лет. Главные герои у Льва Николаевича очень колоритные, запоминающиеся. Главный герой Толстого “Детство” – Николенька – тонко чувствующий, ранимый, талантливый мальчик. Через его внутренний мир мы знакомимся с семьёй автора книги, с лучшими годами детства. В повести Толстого “Детство” герои – представители дворянства и простые люди очень ярко характеризуют эпоху и личный “мирок” будущего писателя. Характеристика героев повести поможет при изучении и анализе произведения, для читательского дневника или написания творческих работ.
Характеристика героев
Главные герои
Николенька Иртеньев
Отец Николая
Петр Александрович, дворянин. Умный, уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. Он не так мягок, как мать, и не так близок с сыном. Холодно относится к супруге, не ценит её. Умеет найти связи, подход, нравится людям. Супруга доверяет ему, чем он пользуется. В обществе его считают порядочным человеком. Пётр Александрович любит и ценит музыку, талант. Его нельзя назвать красивым, однако его манеры и внешность привлекательны. Он обаятельный человек. Семья и дети в его жизни не на первом месте.
Мать Николая
Добрая, мягкая женщина. Она очень трепетно относится к Коле, целует и ласкает его, он очень привязан к матери. Умна, образована. Живёт спокойно и мудро, очень привязана к экономке Наталье Савишне. Однажды, будучи в Москве, отец сообщает, что нужно вернуться в деревню. Дома они застают заболевшую мать, она умирает. Во время похорон Коля пугается лица матери, плачет и убегает.
Брат Володя и сестра Люба
Старшие дети относятся к младшему Коленьке без особой нежности. Они вместе проводят время, играют, но детские впечатления о них не ярки. Володя дразнит и упрекает колю за его “нежности”, склонность к чувствительности. Как мальчик, он тянется к брату, делится с ним секретами, но брат его не понимает.
Наталья Савишна
Экономка в доме Иртеньевых. Ей около 80 лет. Она искренне любит всех членов семьи, обожает детей, проводит с ними много времени, терпеливо и с любовью. Вся её жизнь – служение другим людям, она трудолюбивая, умная, душевная женщина. Она не заводит своей семьи, даже получая вольную, остаётся работать у прежних хозяев. Искренняя любовь связывает её с матерью Николеньки, женщины очень близки, переносят все трудности вместе.
Карл Иванович
Учитель немецкого языка, истории. Он ухаживает за детьми, воспитывает их, ведёт занятия. Очень привязан к семье. Обижается, когда узнаёт, что его увольняют. Николенька переживает, что придётся расстаться с любимым учителем. Просится ехать в Москву и бесплатно смотреть за детьми. Николенька тоже очень привязан к Карлу Иванычу, даже больше, чем к собственному отцу. Учителя берут с собой, но в силу возраста, его обязанности меняются.
Сонечка
У бабушки в гостях Николай знакомится с девочкой – Валахиной Соней. Она очень нравится герою, дети танцуют и проводят вместе время. Николай настолько эмоционален и тронут событиями этого вечера, что признаётся брату в любви к Соне.
Второстепенные персонажи
Юродивый Гриша
Пожилой человек со “странностями”, его приглашают в дом, чтобы накормить. Дети с удивлением наблюдают за этим человеком. Позже они прячутся, и подслушивают молитвы Гриши, они искренни и просты. Это событие осталось ярким пятном в памяти мальчика Коли.
Л. Н. Толстой «Детство»: анализ произведения
История создания
Жанр и направление
Жанр произведения «Детство» можно отнести к автобиографической повести, как было сказано выше о детских впечатлениях автора.
Направление повести – реализм, поскольку та основана на действительной обстановке и нравах того времени – начала XIX столетия.
Композиция и конфликт
Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева.
В завязке произведения лежит перелом в жизни ребёнка – отъезд из дома в Москву;
Затем следует развитие действия – новая жизнь в доме бабушки.
В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя.
Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.
Смысл названия
Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.
Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».
Суть: о чём повесть?
Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в деревне в своём поместье. Николенька узнаёт, что для него настала пора серьёзного обучения, для которого они с братом должны переехать в Москву. Мальчик пылко любит мать и не желает разлуки, но смиряется с ней. Жизнь Николеньки тесно связана с домом, дворовыми людьми и гувернёром, и в процессе повествования вырисовываются их отдельные портреты. Также в повести рассказывается об отце главного героя и других людях из светского общества. В Москве Николенька получает новые впечатления и заводит новые знакомства. Его сильной симпатией пользуется бойкий мальчик Серёжа Ивин, затем её вытесняет пылкая влюблённость в Сонечку Валахину, очаровательную двенадцатилетнюю девочку.
Главные герои и их характеристика
Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, отпрыск графского рода. Он умён, раним, чувствителен, горячо привязан к родителям, особенно к матушке. Рядом с ним любимый учитель, брат, сестра. Николенька растёт в деревне, в окружении родных и близких людей, такое детство можно назвать идеальным.
С переездом в Москву, жизнь мальчика стала иной, расширился круг его общения. Он впервые влюбился в двенадцатилетнюю Сонечку Валахину. Николенька не очень прилежен в учении, но склонен к рассуждениям, к анализу чувств и мыслей. Он добр и совестлив, но характер его пока не утвердился, и под влиянием обаятельного друга может совершить низость.
Детство омрачается горем: смертью матери. Это событие ускорило взросление героя.
Папа (Пётр Александрович Иртеньев) — граф, отец Николеньки. В детстве он высоко ставил отца и не мог помыслить о критическом отношении к родителю. В повести рассказчик даёт его характеристику уже с точки зрения взрослого человека. Папа был умным, уверенным в себе, некрасивым, но обаятельным, и всем нравился.
Главным в жизни считал удовольствие и счастье, это и руководило его поступками. Две страсти всей жизни Петра Александровича — карты и женщины: выигрывал миллионы, имел связи с множеством женщин всех сословий. Герой лишь констатирует характер и особенности своего отца, но не осуждает. Чувствуется, что он гордится отцом и любит его.
Володя и Любочка Иртеньевы — брат и сестра Николеньки. Они немного старше его, поэтому слегка снисходительны к младшему брату. Володя поддразнивает его и корит за излишнюю чувствительность. Н. по-мальчишески тянется к старшему брату, делится сокровенным, но не находит понимания. Володя, хотя и близок, но другого склада: более хладнокровный и рациональный.
Наталья Савишна — старая экономка Иртеневых, крепостная. В молодости она была нянькой maman, потом получила ключи от кладовой и служила исправно, радея о барском хозяйстве. Выйдя замуж maman, выдала вольную Наталье Савишне как благодарность за верную службу.
Этот документ совсем не обрадовал женщину. Оказалось, ей ничего не нужно для себя, только продолжать служить Наталье Николаевне и её семье. Рассказчик отмечает редкое любящее сердце Натальи Савишны, которая внесла много теплоты в его детство. Старушка недолго прожила после смерти своей любимицы. Терпеливо перенесла она болезнь и скончалось по-христиански: «с радостной улыбкой, произнося имя Божие».
Карл Иванович — учитель мальчиков Иртеньевых до отъезда в Москву, немец. Он любит своих воспитанников, особенно Николеньку, хотя ему и приходится часто наказывать его за плохое прилежание. Карл Иванович расстроен и обижен увольнением, он искренне привязан к семье Иртеньевых. Предстоящая разлука с ним огорчает Николеньку. Папа меняет своё решение и берёт учителя в Москву. Правда, обязанности у него там будут иные.
Катенька, Серёжа, Соня. Их Николенька любил за короткий период детства, каждого — по-разному. Катенька, дочь гувернантки в их доме, вызывала в нём нежность, нечто вроде первой любви. Очаровательному Серёже он хотел подражать, восхищался им, но Серёжа не был добр, и под его влиянием Н. поступил низко и жестоко, не заступившись за кроткого Иленьку Гарпа. Любовь к Соне — самое яркое чувство героя, из детства перешедшее в отрочество и юность.
Гриша — юродивый, человек пожилой. Его привечает maman, видя в нём человека особой духовности. Дети с любопытством наблюдают за ним. Спрятавшись, они слышат, как молится Гриша, очень просто и от души. Этот эпизод детства остался одним из ярких воспоминаний Николеньки.
Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.
Проблемы
Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.
Плохое влияние. Другой проблемой является плохое влияние, которое герой испытывает при переезде в город. Подражая во всём Серёже Ивину, Николенька автоматически разделяет его дурной поступок и даже не решается проявить сочувствие к обиженному мальчику Иленьке.
Неправильное поведение взрослых. Это явление также вырисовывается проблемой на жизненном пути главного героя. Отец при гостях выражает предпочтение старшему сыну, младшему же выражает некоторое пренебрежение и досаду, заставив мальчика переживать о том, что он некрасив и не ловок. Бабушка в течение праздничного вечера допускала насмешливые замечания в адрес Николеньки, смущая его. Такое отношение взрослых болезненно отзывалось на впечатлительном и нервном мальчике.
Проблема выбора правильного пути. Эта проблема имела своё начало в детском возрасте Николеньки. Он был вынужден принимать решения, склоняться на сторону добра или зла, определять своё отношение к тем или иным людям, к самому себе, задумываться о своих желаниях и побуждениях. Весь он пока состоит из вопросов – что он такое, и к чему он идёт?
Смысл
Основная мысль повести «Детство» выражается в желании автора показать важность детской поры в жизни человека. То, что он приобретает за этот короткий отрезок времени, останется с ним навсегда, будет определять его поступки и выбор пути.
Поэтому семья, близкие люди и всё, что окружает ребёнка, имеет огромное значение, о котором никогда нельзя забывать и которое не стоит обесценивать. Основная идея «Детства» выражается в том, как цепочка незначительных событий и слов формирует характер героя и определяет его судьбу.
Чему учит?
Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать.
Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.