Tpr technique что это
Метод TPR
TPR (Total Physical Response), или метод полного физического реагирования был разработан американским психологом Дж. Ашером. Он стал популярным в 1970-х годах. Ученый решил помочь изучающим второй язык, как иностранный, сделать это как можно более эффективно и безболезненно. В основе лежит теория о двух полушариях мозга, где левая часть отвечает за логику и сознание, а правое — за интуицию и подсознание. Изучая язык по традиционным методикам, мы закладываем полученные знания в левое полушарие (механическое запоминание, повторение). Если же мы используем метод TPR, новые знания остаются в правом полушарии и, как результат, остаются с нами навсегда.
Изучение по данному методу сравнивается с освоением нами родного языка в детстве и называется принципом естественной последовательности освоения языка. Изначально ребенок «наслушивается» язык, его не заставляют говорить, затем он начинает понимать, что от него хотят, какие слова ассоциируются с какими предметами, он получает легкие команды от родителей. И только когда он внутренне готов, он начинает сам говорить. То есть для того чтобы говорить нужно очень много слушать изначально. Далее ребенка учат читать, а затем писать буквы, слова. И только в школе начинается грамматика языка. Все этапы освоения родного языка выдержанны в методе TPR. Лишь с той поправкой, что грамматику они не изучают.
Что же отсутствует в методе TPR по сравнению с традиционными методами?
Почему в этом методе не нужен перевод? – Так как каждое слово включено в сеть, которая связывает его с другими словами, легче учить слово в контексте и сразу знать его конкретное употребление. Перевод слова этой функции не выполняет.
Почему в данном методе не изучают правила? – Изучение правил ведет к освоению языка через левое полушарие, что противоречит данному методу. Ученик со временем начинает «чувствовать язык» и сказать неправильно что-либо для него будет неестественным (по аналогии с родным языком, мы ведь не всегда знаем правило, но говорим верно).
Предлагаю вам посмотреть фрагменты урока по методу TPR на примере испанского языка:
По мнению профессора, данный метод является эффективным, так как взрослые, осваивая второй язык, будут прогрессировать как дети, осваивая родной, поскольку они имеют возможность 1) слушать язык, 2) находятся в безопасной среде, 3) где их никто не принуждает говорить.
Какова же схема обучения и план уроков, построенных на данном методе?
Занятия могут проводиться как в группах, так и индивидуально. Но лучше, чтобы это была группа. На первых занятиях преподаватель вводит определенное количество команд, начиная с глаголов, а потом подключая существительные. Изначально используются только те предметы, которые окружают студентов в классе.
Схема ввода нового слова производится исключительно через команду:
Таких сетов, состоящих из команд, может быть довольно много в течение одного урока. В конце урока идет глобальное повторение.
После того, как все предметы в классе освоены, начинается использование картинок, абстрактных понятий (через ролевые игры), далее изучают целые истории, базируя лексику на временах. Только после примерно 20 часов занятий студенты начинают произносить вслух слова, давать команды друг другу. Еще через время они начинают читать тексты, затем учатся писать.
Бесспорно, метод TPR довольно интересный, необычный и достаточно эффективный на ранних этапах изучения иностранного языка. Но, как и у каждого метода, у него есть свои достоинства и недостатки.
Из достоинств можно назвать то, что через команды действительно легче учить слова, и они запоминаются. Сам урок проходит интересно и весело.
Из недостатков: данный метод не дает инструмент для самостоятельного развития. Изучая язык традиционно, мы учимся накладывать язык на сетку правил, и далее сами можем разобраться с грамматикой, используя теорию и упражнения и, как ни крути, достаточно хорошо запоминаем новый материал. И, конечно же, есть люди-логики, которым изучать язык традиционно намного легче. На мой взгляд, метод TPR не спасет от ошибок. Не зная правил и не пребывая в англоязычной среде постоянно, человек не может получить то самое «чувство языка». А узнать, как же сказать правильно, где и что нужно согласовать в предложении, не используя никаких теоретических источников. Также многих студентов пугает отсутствие учебников и домашних заданий.
Подводя итог, могу сказать, что метод TPR, безусловно, достоин внимания. Выбрав его, вам будет интересно изучать язык. Но если же вам необходимо выучить язык серьезно и в темпе, традиционные методы станут вашими лучшими помощниками. 🙂
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Метод TPR при обучении иностранному языку
Обучение иностранному языку — это комплексный процесс, включающий использование различных методик. Начнём с одного из самых «загадочных» методов, метода TPR (Total Physical Response) – это метод полного физического реагирования, он же метод активного использования языка жестов и действий. Он отлично подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов, поскольку он нацелен на восприятие через органы чувств.
История возникновения TPR
Метод TPR был разработан в 60-70х годах XX века американским профессором Джеймсом Ашером. Ашер наблюдал, как дети осваивают родной для них язык, и заметил, что поначалу дети воспринимают жесты и указания взрослых, а уже потом начинают говорить сами. В итоге профессор пришёл к выводу, что новые слова и фразы лучше всего запоминаются, если подкрепить их действиями.
Изначально данный метод предполагался для обучения взрослых, но сейчас он в основном используется для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Суть метода TPR
Запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций происходит с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Ученики изображают слово, повторяя за учителем. Например, преподаватель произносит «I’m sad». О значении выражения ребята должны догадаться, исходя из жестов и ситуации, перевод вслух не озвучивается.
TPR применяется для решения множества задач:
– отработка лексики, связанной с движениями (jump, swim, run) и частями тела (eye, head, mouth, nose);
– активизация временных конструкций (Every day I get up, I brush my hair, I wash my face);
– изучение фраз классного обихода и команд (Open your books, stand up, sit down);
– релаксация и смена деятельности во время физкультминутки.
Плюсы и минусы TPR
Как и у любого метода, у этого тоже есть свои минусы и плюсы. Сперва рассмотрим положительные стороны использования TPR:
+ Дети наиболее успешно запоминают весёлое и интересное, поэтому игры, повторение движений и постоянное проговаривание новых слов и фраз способствуют непроизвольному их запоминанию и дальнейшему употреблению в речи.
+ Задания на TPR могут выполнять функцию физпаузы, ведь они не дадут заскучать.
+ Благодаря этому методу можно разыграть практически любую песню, сказку, историю, и так она запомнится гораздо лучше без всякой зубрежки.
+ TPR применим даже в больших классах.
К сожалению, минусы у данного метода тоже есть:
– Преподавателю сложно физически проводить занятия, используя только TPR, поскольку приходится много двигаться вместе с детьми;
– Практически не подразумевается изучение грамматических правил и их объяснение, что для взрослого студента может оказаться барьером в овладении языком;
– Кроме того, данный метод не даёт инструментов для самостоятельного развития;
– Взрослым студентам трудно привыкнуть к обучению через TPR, поскольку многие из них являются логиками или просто привыкли к традиционным методам. Такие занятия больше подходят маленьким детям, так как их образное мышление лучше развито. Взрослым студентам следует готовить занятия по методу TPR лишь периодически.
Способы наиболее эффективного применения TPR
Благодаря содержанию изучаемого метод наиболее эффективен на начальном уровне обучения. Но и на более высоких уровнях его применение вполне уместно. Так он отлично подойдёт при изучении различных видов ходьбы (tiptoe, stumble, wobble) или глаголов «готовки» (grate, stir, whisk).
Очень эффективен метод TPR и при обучении студентов с дислексией, а также учеников, которые сталкиваются с трудностями при изучении иностранных языков с помощью традиционных методик.
Кроме того, данный метод отлично подходит студентам-кинестетикам, которым нужно всячески физически взаимодействовать с предметами на занятиях.
Не всё можно изучить с помощью TPR, да и при излишнем налегании он попросту приедается. Но в сочетании с другими методиками TPR способен внести элемент развлечения, сделать процесс усвоения новой информации максимально эффективным.
Метод TPR (total physical responceполное физическое реагирование) или активные уроки английского для детей
Екатерина Мухамедьярова
Метод TPR (total physical responceполное физическое реагирование) или активные уроки английского для детей
Немного истории
TPR (Total Physical Response или метод полного физического реагирования) появился в 60-70х годах прошлого века и с тех пор занял особое место в обучении английскому дошкольников и младших школьников, хотя изначально предназначался и для взрослых.
А появился он вот как: профессор психологии Джеймс Ашер, наблюдая за тем, как дети осваивают первый язык, заметил, что они проводят достаточно много времени, слушая речь взрослых и выполняя их команды, прежде, чем сами начинают говорить. Ашер сделал вывод, что слова или фразы лучше всего запоминаются, когда на них реагируют действиями.
Теория о полушариях
метод полного физического реагированияТакже, в основе теории Ашера лежит популярная в то время теория о полушариях мозга, согласно которой правое полушарие отвечает за образное мышление, интуицию и творчество, а также движения, а левое полушарие — за абстрактно-логическое мышление и языковые способности.
Ашер предположил, что нужно избегать изучения языка с помощью одного только левого полушария и стараться максимально задействовать правое — через движения и наглядные материалы.
Кстати, сейчас теория о полушариях уже не считается верной. Просканировав мозг более 1000 человек, ученые из университета Юты доказали, что оба полушария во время разных видов деятельности активны примерно одинаково. Тем не менее, с детьми метод TPR отлично работает и дело совсем не в полушариях.
Как работает метод TPR
По сути, метод TPR — это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд преподавателя. Например, на слово ball — мяч, дети изображают жест, как будто играя с мячом, на слово pen — ручка — делают вид, что пишут воображаемой ручкой и т. п.
Действительно, дети запоминают английские слова и фразы гораздо лучше, когда их изучение подкреплено жестами. Ведь у дошкольников и школьников 7-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому перевод не нужно и даже вредно использовать — пока еще не развито абстрактно-логическое мышление проводить параллели между русским и английским детям тяжело. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.
Первоначально, метод разрабатывался для разных возрастных категорий, но, по понятным причинам, прижился он только в обучении детей. Представьте себе взрослых с энтузиазмом выполняющих команды, которые дает преподаватель (ниже есть и такое видео — но, как вы понимаете, это скорее исключение). А вот для детей использование элементов TPR в сочетании с другими методами на уроках английского подходит превосходно.
Плюсы TPR в обучении детей:
У детей преобладает непроизвольное запоминание — лучше всего запоминается то, что весело и интересно. Поэтому им очень нравится играть роль учителя и отдавать команды, или изображать жестами слова, которые их одногруппники должны угадать, или играть в Simon says.
Детям требуется частая смена деятельности и включение заданий на TPR может играть роль физкультминуток (на YouTube много так называемых action songs, которые можно использовать, подбирая к теме урока).
С помощью TPR можно разыграть практически любую историю или песню из учебника и с жестами она запомнится гораздо лучше.
TPR можно применять даже в больших классах.
Когда следует применять TPR?
TPR можно применять для обучения и отработки множества вещей
Лексику, связанную с движениями (smile, chop, headache, wriggle)
Времена и аспекты глаголов (Every morning I clean my teeth, I make my bed, I eat breakfast)
Выражения классного обихода (Open your books)
Команды (Stand up, close you eyes)
Рассказы и истории
Зачем это применять в классе?
Это весело, ученикам нравится и вносит живость в урок. Это ускоряет темп работы и повышает настроение.
Это значительно повышает запоминаемость слов и фраз.
Это очень хорошо для учеников-кинестетиков, которым необходима физическая активность на уроке.
Это можно использовать как в больших так и в маленьких группах. Количество учеников не имеет особого значения, если учитель готов взять на себя роль ведущего, ученики последуют за ним.
Это прекрасно работает на смешанных классах разного уровня способностей. Физическое действие отлично доносит значение до ученика, поэтому все ученики без исключения способны понять и использовать изучаемый языковой материал (the target language).
Это не требует большой подготовки или множества материалов. Если вы точно знаете, что отрабатываете, на приготовление не уйдет много времени (хотя порепетировать не помещает).
Это очень эффективно с подростками и младшим возрастом.
Это задействует оба полушария головного мозга.
TPR в полной мере применим только на начальном уровне обучения, благодаря содержанию изучаемого. Однако и на более продвинутых уровнях его применение не исключается. Например, он отлично подойдет на высоких уровнях при обучении разным видам ходьбы (stumble,stagger,tiptoe) или глаголам по теме сooking verbs (whisk, stir, grate).
Не всему можно обучить с TPR, тем более, что при чрезмерном употреблении он приедается. Но в сочетании с другими методиками TPR способин оживить урок и внести элемент развлечения
Консультация для родителей «Уроки природоведения, или Шесть шагов на пути открытий» Мы, родители, так хотим, чтобы наши дети выросли гармонично развитыми людьми, имели широкий кругозор… Поэтому покупаем им разные книги,.
Активные технологии для инициативных детей. Приключенческая игра по произведениям К. И. Чуковского Идея Сталкиваются с различными заданиями (игры, загадки, кроссворды, творческие задания, спортивные эстафеты) создающие проблемы Придумывают,.
«Физическое воспитание детей в семье». Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы по теме «Физическое воспитание Детей в семье». 1. Считаете ли вы.
Конспект развлечения для детей 4–6 лет «Уроки Золотой Осени» Конспект развлечения для детей 4-6 лет по теме «Уроки Золотой Осени». Программное содержание: закрепить представления о приметах осени,.
Консультация для педагогов «Активные формы взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями» Выступление на педагогическом совете Консультация: «Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и родителей» Воспитатель: Я. Н. Каткова.
Консультация для родителей «Физическое развитие детей» Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической.
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей: «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.
Проект «Уроки доброты» для детей средней группы Вид: познавательный, социально-личностный, творческий, коллективный. Участники: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Спортивное — тематическое развлечение для детей «Уроки светофора» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеобразовательного вида №42 Уроки светофора Спортивное.
Активные игры по методике TPR (Total Physical Response)
Метод TPR используется в преподавании уже больше 30 лет. Его разработал американский профессор Джеймс Ашер. Методика ориентирована на запоминание новой лексики в процессе движения. Опираясь на теорию двух полушарий Ашер сделал вывод о том, что при использовании классических образовательных методик, правое (отвечающее за образное мышление) зачастую остается не задействованным. В процессе игры по методике TPR, напротив, наглядно-образное мышление выходит на первый план.
Ученики изображают слово, повторяя за преподавателем. Например, учитель произносит «I’m hungry». Перевод вслух не озвучивается, значение выражения ребята должны понять, исходя из жестов и ситуации.
Вот пример того, как дети реагируют на уже освоенные выражения — команды.
В чем плюсы этого метода?
— Во-первых, игры по методике TPR организовывают детей, и преподавателю уже не нужно думать о дисциплине: в процесс вовлекаются все учащиеся класса
— Во-вторых, ребята погружаются в языковую среду и, в результате, быстрее осваивают новые слова и выражения
— В-третьих, подобные activity совсем нетрудно организовать: метод довольно прост, но эффективен, его можно применять и в случае большого количества детей в группе, и в случае, если уровень языка учащихся различен
Какие игры можно использовать в классе?
1. Story time
Берем за основу популярную среди детской аудитории сказку/историю (обращайте внимание на возраст учеников). Детям дошкольного возраста нравятся фиксики и Лунтик. Для ребят постарше подойдут истории о волшебной лампе Алладина. Для самых маленьких подойдут простейшие истории о животных.
Вообще, использовать можно любые игрушки, которые есть под рукой. Преподаватель, в данном случае, выступает в роли аниматора. Он медленно рассказывает историю, повторяя фразы по нескольку раз, при этом подключая и детей. Они участвуют в процессе: придумывают имена героям, отвечают на вопросы по ходу сюжета. Тем самым, ребята учатся воспринимать речь на слух, привыкают к верным формулировкам вопросов.
2. Sing-sing
Дети любят петь, особенно хором. Музыка поднимает настроение и, благодаря песенкам, можно выучить новые слова. YouTube-каналы предлагают на выбор множество простых, но интересных песен: выбирайте, что душе угодно. Детям нравится, например, песенка про старого фермера Макдоналда.
В процессе прослушивания этой мелодии можно выучить лексику, связанную с названиями животных (cow, pig, dog и т. д). Можно включить песенку и показывать ребятам движения (они должны быть простыми: покачивания вправо-влево, повороты в разные стороны, хлопки). При этом необходимо пародировать звук, с которым ассоциируется то или иное животное («му» = корова, например).
3. My day
Используя методику TPR, можно выучить не только существительные, но и глаголы. Освоить их можно, сыграв в «my day» (everyday routines). Вначале учитель демонстрирует небольшой рассказ о своем дне. Вы произносите: «I wake up» (потягиваясь), «I brush my teeth», «I comb my hair» и т. д, сопровождая слова соответствующими жестами. Каждое выражение стоит озвучить и показать дважды, а затем, после нескольких команд, вновь вернуться к первой для закрепления. После групповой отработки новой лексики в движении, можно попросить нескольких ребят из группы рассказать о своем дне.
4. Guess who/what
Для игры понадобятся flash карточки. Учитель показывает картинку с животным, описывая его, например: «It’s big, black and white. What is it? It’s a cow» (название животного лучше написать на карточке, а потом изобразить звук, который издает корова). Затем преподаватель вновь спрашивает: «What is it?», и теперь дети отвечают самостоятельно.
После изучения 3-4 новых слов, начинается второй этап. Теперь дети должны изобразить животное, которое изображено на карточке, но учитель, при этом, старается их запутать. Например, в руках у вас карточка с тигром. Вы говорите: «This animal is black and orange. Is it a cow?» Дети хором говорят «No, it’s a tiger» и рычат, изображая тигренка.
5. Лепим снеговика
И заодно учим body parts. В преддверии Нового года можно слепить снеговика из ваты прямо в классе (в остальное время, снеговика можно заменить, скажем, на робота). Учитель говорит: «The snowman needs a head» (интонационный акцент делаем на последнем слове) и показывает на свое тело, чтобы дети поняли, что такое head. Наряду с body parts, в процессе игры закрепляются числительные.
Игры, которые можно организовать в рамках методики TPR, конечно, не ограничиваются вышеперечисленными. Вы можете придумывать, изменять и комбинировать activities по своему желанию. Можно строить уроки, основываясь только на эту методику (однако не забывайте о последовательности: нужно тщательно продумать все степы как отдельного урока, так и всего курса).
Подобные игры могут разнообразить любой курс: используйте их в качестве warm-up или небольших физкультминуток посреди урока. Кроме того, TPR предполагает обучение не только детей, но и взрослых. Попробуйте провести «Story time» на тему «Шерлок» с adult learners. Уверена, взрослые будут рады ненадолго погрузиться в детство и выучить новые выражения в процессе увлекательной игры.
Метод полного физического реагирования на уроках английского с детьми
Каждая возрастная группа учащихся имеет особые потребности при изучении английского языка. От учителя младших классов требуется не только хорошее знание методики, но и учет психологических особенностей студентов этого возраста.
Наблюдая за тем, как маленькие дети познают свой родной язык, можно заметить, что большинство воспроизводимых ими слов и выражений сопровождается жестами, мимикой, движениями. Родители, в свою очередь, также используют язык жестов, общаясь с маленькими детьми, при этом поясняя свои действия словами. Это природосообразный процесс овладения родным языком.
Сделать процесс изучения L2 идентичным познанию L1 — непростая задача. Но учитель в силах организовать такую деятельность на уроках, правильно применяя техники метода TPR (Total Physical Response) или метода Полного Физического реагирования.
Используя язык жестов и действий, мы можем познакомить маленьких студентов с новыми звуками, словами, фразами, грамматическими конструкциями, разыграть целую историю или диалог. Учитель может использовать приемы данного метода как в качестве warm-up или cool down, так и построить целый урок или серию уроков, где будут преобладать learning by doing activities.
Давайте посмотрим, как известный педагог и исследователь — Герберг Пухта применяет TPR при работе с группой young learners:
Выбор истории будет в какой-то мере зависеть от уровня студентов. Но вы также можете адаптировать любую из них под тему урока, изменяя структуру предложений, добавляя необходимый target vocabulary and grammar. Большинство предложений в историях — в повелительном наклонении, но есть и те, что демонстрируют определенные грамматические конструкции, что поможет вам познакомить учеников с новым грамматическим материалом через технику eliciting.
Работа с историями включает в себя несколько основных этапов:
К тому моменту, когда студенты уже запомнят историю и смогут ее воспроизвести, необходимо добавить visual and kinesthetic activities, чтобы закрепить полученную информацию, познакомить студентов со случаями использования ГК. Подробное руководство по работе с историями и разнообразие activities, представленных в книге, поможет сделать ваши уроки более эффективными.
Jolly Phonics — еще один пример пособия, в котором ученики усваивают и запоминают новую информацию через движения, в данном случае — это звуки и буквы английского языка. Дети знакомятся с каждым новым звуком в процессе развития сюжета истории, главный герой которой — Inky Mouse, который очень хочет научиться читать. Каждому звуку в истории соответствует определенное движение, которое закрепляется в памяти с помощью чантов, карточек, игр со словами. Выучив определенное количество звуков и движений, ребенок сможет синтезировать их в слова, как показывая движениями, так и на бумаге.
TPR можно применять для обучения и отработки множества вещей:
Метод полного физического реагирования прекрасно работает в смешанных классах. Так как физическое действие отлично доносит значение слова и фразы до ученика, все без исключения способны понять и использовать target vocabulary. Уроки с использованием приемов TPR проходят интересно и весело, подобные задания способны ускорить темп работы в классе и поднять настроение студентам и учителю. Дети, изучающие английский с TPR всегда более мотивированы и лучше запоминают материал. Наша коллега, преподающая английский детям в Китае, поделилась таким видео — на нем результат применения TPR метода с одной из учениц.
Как вы видите, TPR можно адаптировать для любой учебной ситуации на основе любого, интересного вам и вашим ученикам материала, вне зависимости от того, ведете ли вы уроки в классе или онлайн, просто используйте свое воображение.