традиции каких английских писателей реалистов продолжает дж голсуорси в своем творчестве
Джон Голсуорси
Самобытность Голсуорси, желание следовать лучшим образцам мировой литературы впервые проявились в романе «Вилла Рубейн»(1900), в котором прослеживается глубокое увлечение автора Тургеневым, «буйным талантом», сумевшим, по мнению английского реалиста, «довести пропорции романа до совершенства, ввести принцип отбора материала и достигнуть того полного единства частей и целого, которое создает то, что мы называем произведением искусства». «Виллу Рубейн» можно считать и «большой повестью» (29 глав), ибо она невелика по объему. Тургеневское влияние чувствуется и в обилии экскурсов в прошлое, и во введении в повествование «вставных рассказов», и в постановке проблемы [249] «отцов» и «детей», которая у Голсуорси обрела социальный смысл и прозвучала как конфликт «верхов» и «низов».
Эпилог, посвященный семейной жизни Алоиза и Кристиан, написан в лирическом плане. Чувствуется смутная неудовлетворенность героев, приходят мысли о непрочности счастья, мучит вопрос о вечном недовольстве человека своим положением. Традиционный счастливый финал не снимает сложности настроений, драматических переживаний и многообразия [250] эмоциональной окраски. В произведении ощущается мастерство Голсуорси-романиста, умение создать динамичное повествование, внимание к слову, к речевой и психологической характеристике образов.
Сборник новелл «Человек из Девона» (1901) продолжает размышления автора над институтом собственности и примечателен тем, что включает в себя два рассказа, которые начинают повествование о клане Форсайтов: «Молчание» и «Спасение Форсайта».
Роман «Остров фарисеев» (1904) отразил сапфическое начало в творчестве Д. Голсуорси. Уже в его названии заключена метафора, олицетворяющая состояние английского общества: политиков и священнослужителей, людей искусства и науки. Правдоискатель Шелтон, выходец из высших кругов, после встречи с Ферраном, задевшим «молчавшую струну» в его душе, порывает со своим классом и отдает все силы разоблачению «стандартных лозунгов», выражающих то состояние, когда богатые живут за счет бедных, когда сильный попирает слабого, когда существуют трущобы и ночлежки, а «удар под ложечку» Индии, чья независимость была попрана англичанами, выдается за «великую» миссию Британии. Свои оценки Шелтон формулирует весьма резко и критично, но его мысли и действия все же не лишены наивности даже тогда, когда он тратит часть своего состояния на нужды бедняков. Герой Голсуорси постоянно сталкивается с наглым равнодушием фарисеев, которые не способны на милосердие.
«гипертрофия совести» у Шелтона, слишком скоротечно его прозрение, а сатирический настрой чересчур прямолинеен. Но роман, несомненно созданный в традициях лучших творений Диккенса и Теккерея, явился подступом к «Саге о Форсайтах». Эпиграф из Шекспира: «Так в обществе высоком повелось. «, которым Голсуорси предварил «Остров фарисеев», отражает суть всего созданного им позднее.
В 1906 г. был опубликован «Собственник», положивший начало форсайтовскому циклу, в который вошли романы «В петле» (1920), «Сдается в наем» (1921) и. две интерлюдии [251] «Последнее лето Форсайта» (1918) и «Пробуждение» (1920) /позднее была написана «Современная комедия», включавшая романы «Белая обезьяна», «Серебряная ложка», «Лебединая песня», а также интерлюдии «Идиллия» и «Встречи». Некоторые исследователи включают в «Сагу» трилогию «Последняя глава» и рассказ «Спасение Форсайта». Основную тему этих произведений автор определил как «набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников», т. е. на клан Форсайтов, чье родословное дерево, созданное Голсуорси, печатается в каждом английском издании «Саги».
«Форсайтской биржей»: здесь обсуждались все вопросы политики, в частности события англо-бурской войны, столь ненавистной самому писателю, сфера финансов, весь комплекс отношении семьи с внешним миром подвергался анализу, вызывал споры и даже душевные переживания. «Биржа» осудила молодого Джолиана, избравшего непрестижную профессию художника и женившегося на гувернантке, которая была к тому же иностранкой. Форсайты могли спокойно сетовать на превратности судьбы этого изгоя, ибо он перестал быть членом их клана и опасности для семьи не представлял.
Голсуорси постоянно подгаживает нечто бесчеловечное, обнажает суть негативного влияния института собственности на человеческие души. Именно поэтому героиня романа пытается утвердить свою любовь, свободную от расчета и синонимичную Красоте.
При строительстве виллы Сомса подлинное искусство и его творец вступили в ожесточенный конфликт с собственничеством. Хотя Форсайты оценили художественные достоинства дома, созданного Босини в единстве архитектурного и природного начал, он постоянно напоминает им, что есть иная, непонятная жизнь, в которой истинные произведения искусства приносят радость и эстетическое наслаждение людям. Так, Творчество торжествует над стяжательством и жаждой денег, что, естественно, было воспринято Форсайтами как бунт.
Таким образом, Голсуорси приходит к обобщению распадающихся социальных отношений на фоне уходящей в прошлое [254] викторианской Англии, которая представлена в романе целой галереей типов, исторически конкретных национальных образов клана Форсайтов. Этот клан мог «служить блестящим образцом той особой социальной сплоченности и устойчивости, которая делает семью столь мощной социальной единицей и как бы символом одного общества в целом». «
В пьесе «Борьба» (1909) конфликт между богатыми и бедными выражен в столкновении рабочего лидера инженера Робертса и председателя совета директоров Энтони. Стачка, вызванная бесправным положением тружеников, заканчивается компромиссом, когда на смену старому поколению приходит молодое, способное более «гибко» угнетать. Социальной и нравственной проблематикой отмечены драмы «Джой» (1907), «Беглянка» (1909), «Правосудие» (1910), «Толпа» (1914) и др.
Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Джон Голсуорси (John Galsworthy, 1867-1933)
Джон Голсуорси (John Galsworthy, 1867-1933)
Эта тема звучит в его раннем романе «Вилла Рубейн» (Villa Rubein, 1900). В нем перед нами английская буржуазная семья, вся жизнь которой подчинена прочно укоренившимся традициям. Хранителем и верным последователем этих традиций выступает Николас Трефри. В нем живет характерный для людей его класса дух собственности. Ценность человека для Трефри определяется не его личными достоинствами, а размерами его состояния. И потому с таким недоверием и явной неприязнью относится он к художнику Гарцу, влюбленному в его племянницу Кристиан. Гарц талантлив, но беден. Он гордится своим плебейским происхождением. Гарц увлекает Кристиан своей энергией, целеустремленностью, готовностью посвятить себя делу борьбы с социальной несправедливостью. Участие Гарца в политической борьбе Голсуорси объясняет влиянием, которое оказало на молодого художника знакомство с русским политическим эмигрантом Гариным. Столкновение Гарца с миром Николаса Трефри составляет основу конфликта романа. В образах героев этого раннего произведения Голсуорси легко обнаружить те черты, которые в романе «Собственник» будут положены в основу образов Сомса Форсайта и архитектора Босини. В «Вилле Рубейн» мы встречаем и первое упоминание имени старого Джолиона Форсайта, компаньоном которого по чаеторговле является Николас Трефри.
Взгляд на человека и принципы изображения его в произведении искусства явились основным моментом, отразившим существо полемики Голсуорси с модернистами. В статье «Литература и жизнь» Голсуорси писал: «На вопрос, ради чего мы отдаемся искусству, есть только один верный ответ: ради большего блага и величия человека». Голсуорси стремился служить искусству «больших общечеловеческих и социальных проблем».
В эстетике и творчестве Голсуорси понятие реализма неразрывно связано с категорией характера. Условием полноценного романа он считает наличие в нем жизненно правдивого человеческого характера. Сам Голсуорси вошел в литературу как создатель замечательных по своей выразительности образов Форсайтов, явившихся «точным воспроизведением общества в миниатюре». Свое представление о романе Голсуорси связывал с его критической направленностью, с заложенными в нем началами обличения. Но вместе с тем от романа к роману идут поиски героя, утверждающего идеалы красоты и справедливости (Гарц в «Вилле Рубейн», Шелтон в «Острове фарисеев», Мортон и Кэрстин в романе «Фриленды», Ирэн и Босини в «Саге»).
Что же можно сказать о других? Общение Джун с миром искусства основано на ее филантропической деятельности. Соме соединяет свой интерес к живописи, способность восхищаться полотнами Буше, Ватто, Тернера и Гойи с соображениями чисто коммерческого характера. «Его репутация коллекционера основана не на пустой эстетической прихоти, а на способности угадывать рыночную будущность картины». Конечно, его понимание картин не ограничивается знанием их цены, но все-таки и Соме является «посредником», «промежуточным звеном между художником и покупающей публикой». Он обладает способностью чувствовать и воспринимать красоту, но как истинный Форсайт стремится поработить ее,превратив в свою собственность.
Способный и умный от природы, Соме направляет всю свою энергию на накопление капитала. Ради этого он отказывается от государственной службы, предпочитая, как и его отец, практику присяжного поверенного. Соме поддерживает только деловые связи; у него нет друзей, и он не испытывает потребности духовного общения с кем бы то ни было, кроме Ирэн, всегда уклоняющейся от такого общения, остающейся недоступной и далекой. Собственническое начало подавляет человека в Сомсе, мешает раскрытию лучших свойств его личности. Но он неизменно безупречен в сфере своих деловых отношений. Его не поддающаяся никаким соблазнам профессиональная честность основана на природной осторожности и врожденном отвращении к риску.
что «деньги со всем, что можно на них купить, не приносят счастья». Все более мощное звучание приобретает в романе тема необратимости процессов, происходящих в истории общества и судьбах Форсайтов. Возникает образ движущегося времени и изменяющегося мира.
Говоря в «Предисловии» к «Саге» о том, что в его трилогии представлены «расцвет, упадок и гибель» викторианской эпохи, Голсуорси обращает внимание на то обстоятельство, что с каждым новым десятилетием положение Англии и Форсайтов становилось все хуже; если в 80-х годах XIX в. оно было «чересчур застывшим и прочным», то в 1920 г., когда весь клан снова собрался, чтобы благословить брак Флер с Майклом Монтом, положение Англии стало «чересчур расплывчатым и безысходным». Венчание правнучки «Гордого Доссета» с наследником девятого баронета знаменует то «смешение классов, которым поддерживается политическая устойчивость всякого государства». В этом браке деньги Форсайтов соединились с землей и титулом Монтов. Потомки «Гордого Доссета» пополнили ряды «высшего класса» Англии.
И все же описание церемонии венчания Флер и Майкла сопровождается нарастающими нотами тревоги и беспокойства. Ощущение «современного неупорядоченного положения дел в стране» как бы висит в воздухе.
«Современной комедии» рамки семейного романа расширяются, в поле зрения писателя входят сложные противоречия общественной жизни послевоенной Англии. Голсуорси ясно чувствует кризис буржуазного общества и передает атмосферу послевоенных лет. Меняется тон повествования. Лихорадочный темп жизни передается в быстро сменяющих друг друга картинах нравов. Голсуорси страшит неясное будущее, он ощущает под ногами колеблющуюся почву современной эпохи с ее переоценкой прежних ценностей, с ярко выраженным стремлением молодежи взять от жизни все возможное, с ее жаждой наслаждений.
Флер, Майкл не дорожат традициями своих отцов и дедов, в жизни ищут новых и острых ощущений, и эта постоянная погоня за развлечениями, отсутствие определенных занятий и идеалов, циничное отношение к окружающему опустошают их души.
«Современной комедии» проявляется стремление автора противопоставить современной Англии все лучшее, что было в старой форсайтовской Англии. Это обращение к прошлому в значительной мере объясняется боязнью будущего. Всеобщая забастовка 1926 г. изображена без сочувствия. Но при этом Голсуорси сознавал, что нельзя назвать социальную систему «действительно эволюционирующей, если она вызывает против себя такой огромный подъем революционного недовольства».
Голсуорси идеализирует старинную английскую аристократию, ее образ жизни и культуру, противопоставляет ее буржуазии. Семейство Черрелов, «связанных с родной землей глубокими корнями и чувством долга», он стремится представить опорой Англии. Однако иллюзорность этой попытки становится очевидной в результате реалистического изображения жизни нескольких поколений Черрелов. Глубоко симпатизируя своим героям, Голсуорси вместе с тем правдиво рисует процесс их постепенного оскудения и упадка, «не скрывает их сословной узости и ограниченности»[20].
Творчеству Голсуорси свойственны широкий эпический размах, значительность социально-психологических обобщений, мастерство и тонкая наблюдательность в изображении повседневной действительности, критицизм, сочетающийся с проникновенным лиризмом.
Е. Домбровская. Джон Голсуорси [История зарубежной литературы ХХ века: 1917-45, «Просвещение», 1984]
Параметры статьи
Джон Голсуорси был сыном известного лондонского адвоката. Он окончил привилегированную школу Харроу и юридический факультет Оксфордского университета.
Чтобы лучше изучить мореходное право, которое он хотел избрать своей профессией, Голсуорси свыше двух лет плавал на торговых кораблях и побывал в разных странах Южного архипелага, в Австралии и в США. Всю свою жизнь Голсуорси был страстным путешественником, в 1894 году он побывал и в России.
С 1897 года он стал печататься и оставил юриспруденцию. В 1906 году, когда появился роман «Собственник», Голсуорси добился признания, но официальная критика долго отказывалась зачислить его в ряды ведущих английских писателей. Только много лет спустя Голсуорси получил от ряда английских университетов почетное звание доктора литературы и искусств. Много сил отдавал Голсуорси борьбе за свободную печать и свободный театр. С 1919 года он стал председателем английского отделения международной организации либеральных писателей — «Пенклуба». Основной задачей своей общественной деятельности он считал объединение писателей против угрозы войны. Незадолго до смерти, в ноябре 1932 года, ему была присуждена Нобелевская премия. Голсуорси задолго до начала первой мировой войны предупреждал в своих статьях об опасности, нависшей над Европой. Первую мировую войну Голсуорси клеймил как преступление против человечества. Причину ее он видел в гонке вооружений. Он особенно возмущался воинственными призывами и шовинизмом Киплинга. В очерке «Урожай» и стихотворении «Долина теней» (1915) Голсуорси оплакивает погибших на войне и пострадавших от нее. Его возмущает лицемерие церковников, которые по обе стороны фронта призывают к убийствам и молятся о победе. До конца жизни писатель настаивал на необходимости предотвращения новой войны. Он отрицательно относился к походу английских интервентов против молодой Советской Республики.
Голсуорси был одним из первых и наиболее выдающимся представителем английского критического реализма XX века. Он был романистом, новеллистом, драматургом и критиком и во всех этих областях боролся за реализм, отстаивал его превосходство, осмеивал модные формалистические течения. Наиболее яркий и значительный след он оставил в области английского романа. Уже в первых его романах («Остров фарисеев»-1904, «Усадьба» — 1907, «Братство» — 1909, «Патриций» — 1911, «Фриленды» — 1915) поставлена проблема классового неравенства и классовой борьбы, созданы яркие образы лицемерных и бездушных носителей морали господствующих классов, намечены пути прозрения лучших представителей буржуазии и поместного дворянства. Выражение «остров фарисеев» стало нарицательным для определения Англии, точнее — ее правящей верхушки. Несколько особняком стоит роман Голсуорси «Темный цветок» (1913), посвященный анализу внезапного и всесильного чувства любви; в нем проявился глубокий психологизм писателя, его мастерство в раскрытии самых тонких и сложных переживаний человека. Так шла подготовка могучего таланта Голсуорси к созданию грандиозной эпопеи — «Саги о Форсайтах».
Одновременно с романами создаются пьесы Голсуорси, также остросоциальные, но написанные, в отличие от другого великого драматурга — Бернарда Шоу, в традиционно реалистической манере, без тяготения к эксцентриаде и парадоксу. Наиболее значительные пьесы «Борьба» (1909) и «Серебряная коробка» (1906).
Голсуорси был выдающимся критиком и литературоведом. Начиная со статьи «Смутные мысли об искусстве» (1911), он отстаивает реализм, говорит, что подлинный источник искусства — жизнь, требует от литератора реалистической полноты и глубокого критицизма. В 20-е годы он создает ряд литературно-критических статей («Силуэты шести писателей»-1924, «Еще четыре силуэта писателей» — 1928, предисловие к английскому переводу романа Л. Толстого «Анна Каренина» — 1928, и др.). Тургенев и Толстой были любимейшими писателями Голсуорси, постоянными спутниками его творчества. Тургенева он считал писателем, достигшим наивысшего искусства в создании романа и новеллы, ценил его «исключительную поэтичность», «гармонию целого». В Толстом его поражала верность жизни, могучий реализм, соединение реалистической правдивости с нравственными, этическими вопросами. Оба великих писателя оказали несомненное влияние на формирование творческого своеобразия Голсуорси.
Центральное место в творчестве Голсуорси занимают две трилогии — «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия».
Эпопея о Форсайтах представляет собой хронику класса и хронику семьи. Голсуорси представил широкое полотно действительности, показал развитие, подъем и упадок буржуазии от середины XIX века до 30-х годов XX века. За семейной хроникой кроется широкое обобщение.
Большое место занимает в творчестве Голсуорси и в эпопее о Форсайтах тема неудачного брака. Это — одна из основных проблем романа «Собственник». Голсуорси, как и Толстого, живо волновало положение женщины в семье. Но, кроме воздействия «Анны Карениной», источником драмы героев можно признать и личную жизнь Голсуорси, который многие годы страдал от того, что любимая им женщина была женой другого. Сказалось здесь и хорошее знание английских законов о браке и практике бракоразводных процессов.
Осуждение собственности во всех ее проявлениях — идея, положенная в основу всей эпопеи.
Имя «Форсайты» стало нарицательным, собирательной характеристикой высших кругов буржуазии, где собственность — цель всей жизни и помыслов. В уста «молодого» Джолиона Голсуорси вложил формулировку сущности форсайтизма как собирательного понятия собственничества. «Форсайт,- говорит он,- смотрит на вещи с практической… точки зрения, а практическая точка зрения покоится на чувстве собственности… Все мы, конечно, рабы собственности… но тот, кого я называю «Форсайтом», находится в безоговорочном рабстве… его хватка проявляется решительно во всем, будь то жена, дома, деньги, репутация… Форсайты… ни во что не верят, но умеют извлечь выгоду из всего… это посредники, коммерсанты, столпы общества, краеугольный камень нашей жизни с ее условностями…- в религии Форсайты представлены блестяще, в палате общин их может быть больше, чем где бы то ни было, про аристократию и говорить нечего».
В «Саге о Форсайтах» Голсуорси прослежены три поколения Форсайтов, ведущих род от «гордого Доссета», положившего основание их собственности и традициям. Старшие Форсайты выросли в эпоху подъема своего класса и выражают типичные черты викторианской буржуазии. Форсайты игнорируют всех, кто не принадлежит к избранной верхушке среднего класса. Это люди цельные. Цельность их характеров проистекает из социальной устойчивости класса. Хотя они и испытали страх в 1848 и отчасти в 1871 годах, но с тех пор, как им кажется, народ замолк, а богатства Форсайтов продолжают расти.
Уже в романе «Собственник» появляется персонаж, который в следующем романе станет символом собственности, — это Тимоти, младший из братьев. В прошлом издатель, наживший состояние на издании религиозно-моралистической литературы, он замкнулся, как улитка в раковине; одна цель владеет им — жить ради роста состояния, вложенного в процентные бумаги. С первого упоминания имени Тимоти Голсуорси характеризует его как символ. «Тимоти стал почти мифическим существом,- чем-то вроде символа гарантии, незримо таившейся в закоулках форсайтовской вселенной. Он не решился на такой неблагоразумный поступок, как женитьба, и не захотел обзаводиться детьми».
Старшие Форсайты по-своему порядочны, они честны в делах, берут узаконенные проценты, они еще не рвутся к авантюристическим предприятиям и барышам.
Так, Джемс, отец Сомса, недалекий по уму человек, преуспевающий адвокат, осторожно и честно ведет дела, но честность его относительная, буржуазная. Его помыслы сводятся к тому, как бы не прозевать, не пропустить случая и укрепить состояние. Жена, семья, дети — это его второе «я», его «собственность».
В образе старого Джолиона представлены лучшие черты буржуазии XIX века, те черты, которые были совершенно утеряны ею в монополистический период. Как последний из могикан старых полупатриархальных времен противопоставляется Джолион новой циничной и хищной буржуазии. В отличие от братьев он еще не утратил способности проявлять бескорыстные чувства. Вдумчивость, душевная мягкость, естественность выгодно отличают его. С этим связана природная тяга к прекрасному в жизни и искусстве, любовь к природе. Он меньший «собственник», чем братья. Перед смертью Джолион узнает настоящую радость преклонения перед красотой и умиротворенность. Рассказ «Последнее лето Форсайта» написан с лирической теплотой, очень поэтичен.
Крушение незыблемости форсайтизма символично связано со смертью старшего поколения.
Образ Сомса — центральная фигура двух трилогий. Герой показан и изнутри, и со стороны, глазами врагов и друзей, в мыслях, чувствах, поступках, в отношении к обществу, в отношении к искусству, истории, политике. Он человек умный, наблюдательный, но окостеневший в привитых ему понятиях, — типичный оплот консерватизма и буржуазной среды. Хотя Соме женился по любви на девушке без всякого состояния, он, в сущности, ничем не поступился во имя своей любви к Ирэн. Подобно тому как он, покупая картины, подсчитывает возможную выгоду от перепродажи, так и Ирэн оценивается им как приобретение.
Сомс — как собственник — не представляет себе, что у жены могут быть свои взгляды на вещи, своя воля, что для счастья нужна духовная близость. Он регламентирует ее жизнь и удовольствия. Всегда и всюду оберегает ее как свою собственность.
Голсуорси шаг за шагом развенчивает буржуазную веру во всемогущество денег. Он показывает иллюзорность счастья, которое покупается.
Во второй трилогии заметен рост симпатии автора к Сомсу. В этом проявилась идейная эволюция самого Голсуорси. Он подчеркивает положительные черты Сомса: его буржуазную порядочность, горячее отцовское чувство, интерес к живописи и тонкое ее понимание. Во внутреннем одиночестве Сомса и его обреченности Голсуорси прослеживает социальную закономерность кризиса буржуазного мира.
Собственническая психология проявляется и в образе Флер. Образ ее психологически сложен. Любовь к Джону проходит через всю ее молодость. Хотя она любит и страдает, в ее борьбе за Джона, кроме горячего, искреннего чувства, есть неуступчивость собственника, который не терпит препятствий на своем пути.
Эпиграф из «Ромео и Джульетты» к роману «Сдается в наем», акцентируя связь с шекспировской темой любви и родовой вражды, отнюдь не предрешает полного сходства ситуаций и образов. Трагедия Ромео и Джульетты в 20-х годах XX века мирно завершается благополучной свадьбой Флер с нелюбимым Майклом. Флер и Джон — не подлинные Ромео и Джульетта, а только их буржуазные эпигоны.
Собственница Флер терпит поражение дважды — когда в юности Джон отказался от нее ради своей матери и когда несколько лет спустя он порвал с Флер во имя семьи и порядка. Собственникам не удержать, не привязать к себе тех, кого они любят.
В какой-то, мере Голсуорси сочувствует Флер, ее лихорадочным поискам счастья. Самопожертвование Сомса отрезвляет ее и направляет на стезю семейных добродетелей.
В двух первых романах «Саги», отражающих викторианский период, Форсайтов, и Сомса в том числе, совершенно не интересует народ. Форсайты начинают видеть народ только после «Великой войны», т. е. первой мировой войны. Боязнь народа и его растущей революционности все более овладевает Форсайтами.
Основная черта их мировоззрения в «Современной комедии» осталась неизменной: они по-прежнему считают себя солью земли, богатство — критерием значимости человека. Характерны размышления Сомса, вызванные частным случаем: «Жить? Зачем? Разве большинству людей не лучше умереть?» При этом Соме имеет в виду людей без средств к жизни.
Охранительные тенденции, которые выступают уже в «Лебединой песне», пронизывают последнюю трилогию — «Конец главы». Голсуорси разделяет точку зрения буржуазных кругов, которые, напуганные забастовками и восстаниями 20-х годов, стали ориентироваться на консерваторов в надежде найти компромиссный выход.
В трилогии «Конец главы» Голсуорси «представил более старый тип семьи, с большими традициями и чувством ответственности, чем Форсайты». Его тенденция была при этом, по собственному признанию, не критическая, у него было стремление найти в дворянстве «что-нибудь положительное», так как с ним он связывает надежды на экономическое возрождение Англии.
Общее название трилогии указывает на ее подытоживающий характер, о том же говорит заглавие ее последнего романа — «Через реку». Реалистическое полотно трилогии противоречит во многом субъективным симпатиям автора, показ Англии 20-х годов убеждает, что господствующие классы морально деградировали, хотя не сдаются и борются за власть.
Через образ Майкла Монта в трех трилогиях, начиная с романа «Сдается в наем», Голсуорси раскрыл свои взгляды. Майкл — антагонист Форсайтов. Аристократ по рождению, человек, прошедший войну, он чужд классовой чопорности. В романе «Сдается в наем» Майкл выражает протест «потерянного поколения» против консервативных взглядов. Он скромен, чуток и доброжелателен к людям. Майклу присуще скептическое отношение к себе и общественному строю, он сам подсмеивается, над собственной деятельностью издателя, филантропа, депутата парламента и инициатора ликвидации лондонских трущоб.
В последней трилогии изменяется трактовка образа Флер, она стала образцовой, любящей матерью семейства, дамой-патронессой. Правда, Флер и ныне не забыла Джона, сердечная неудовлетворенность и тоска прорываются в ее разговоре с Динни. Но ее образ в «Конце главы» как-то обескровлен.
Эволюцию взглядов Голсуорси можно проследить и в построении образов Ирэн, Энн и Динни Черрел, положительных героинь его трилогий. В начале эпопеи Голсуорси раскрывал Ирэн как чужеродное начало в форсайтовской среде. Постепенно разница между Ирэн и Форсайтами все более стирается. Ее бунт против Сомса не стал выходом за пределы класса, ее непримиримость, неспособность забыть и простить роднят ее с Форсайтами.
Большой такт, сдержанность, благородство отличают образ Энн, жены Джона. Она красива, обаятельна, женственна; ей присущи душевная гармония, тонкость, деликатность, чувство такта. Победа Энн — победа добропорядочной семейной идиллии над страстями и подрывом семейных устоев. Джон остался с Энн, потому что ему дорога любовь Энн к традициям, потому что он сам хочет укрепить их, а не расшатать. И автор симпатизирует Энн и Джону. Некоторые черты Энн повторяются в образе Динни Черрел (героини трилогии «Конец главы»). Голсуорси оттенил еще большую гармоничность и собранность ее характера. Душевная гармония, прямота, лиричность, отсутствие себялюбия воплощены в ней. Она живо чувствует прекрасное. Она не избалована, не боится и не стыдится работы. Это новая женщина — самостоятельная, энергичная, не лишенная смелости суждений и поступков.
Характерна в романе «Цветущая пустыня» история любви Динви к Уилфриду Дезерту. Дезерт только что вернулся с Востока. Любовь их быстро и бурно развивается. Вскоре, когда обнаружилось, что он принял на Востоке магометанство, его подвергают остракизму. И хотя Динни готова его поддержать и идти с ним претив всех, Дезерт отказывается от борьбы и любимой девушки. А вскоре после того как приходит известие о гибели Дезерта в Сиаме, Динни выходит замуж за депутата Дорфорда. Твердолобый консерватор, он пользуется ее уважением как человек чести.
Хотя Голсуорси в образе своей положительной героини восхваляет консервативное мировоззрение, клановый дух, но и тут он сохраняет трезвое понимание действительности. И некоторая ирония сквозит в авторском тексте, в повествовании о заботах Динни и «счастливой» развязке, ее судьбы.
Элементы критицизма в этой трилогии сгущаются в истории бракоразводного процесса Клэр и травли великосветским обществам Уилфрида Дезерта. Но все это лишено прежней глубины и обобщающего значения первых трилогий. В образе Уилфрида Дезерта, знакомого нам уже по «Белой обезьяне», в последней трилогии выведен типичный представитель так называемого «потерянного поколения». Субъективно он одиноки несчастен. Пустыня его души ненадолго расцвела от любви к Динни, как показывает символический смысл заглавия («Цветущая пустыня»). Его трагедия — в его опустошенности.
Как мастер художественной прозы и стилист Голсуорси создал совершенно особую манеру повествования и характеристики героев. Проводя мысль, что человек создается средой, Голсуорси обстоятельно рисует этот фон типичной среды, где раскрывают себя герои. Поэтому жанровые сцены и интерьер занимают у него большое место. Голсуорси стремится достигнуть достоверности, называя даты, точные родственные связи, факты семейной хроники, улицы, номера домов, рисуя внешний и внутренний вид дома. Важную роль играет одежда, выражение лица, манеры героев, четко выделяются основные характерные мелочи и детали.
Двумя-тремя штрихами, деталями, мелкими фактами Голсуорси создает психологический портрет. Так, в доме Сомса Ирэн всегда сидит в уголке, в тени, она молчалива, ушла в себя, на первом плане доминирует Сомс. Золотые волосы и темные, какие-то таинственные глаза свидетельствуют о сложности и противоречивости ее характера, о сочетании в нем мягкости и непреклонности. В повседневных мелочах выявляется различие вкусов и характеров Сомса и Ирэн. Характерны эстетические ассоциации и сравнения, сопровождающие образы старого Джолиона, Ирэн, Флер, Динни. Очень важную психологическую функцию выполняют литературные образы, музыка и живопись. Перед первой встречей с сыном старый Джолион слушает оперу «Фиделио». Мотивы «Орфея» Глюка и Шопена подчеркивают настроение старого Джолиона в «Последнем лете…». Ирэн любит музыку Шопена, романсы о любви и природе. Молодому Джолиону, впервые увидевшему Иран в ботаническом саду, где она ждала Босини, ее лицо напоминает своей пассивностью и чистотой «Любовь небесную» Тициана. Образ Флер ассоциируется с «Виноградницей» во фреске Гойи «Сбор винограда». Падение этой картины во время пожара завершает крушение страсти Флер. Образ Динни ассоциируется с целомудренными, возвышенными женщинами Ботичелли.
Прямая речь героев, особенно диалог, играет важную роль в движении сюжета, раскрытии характеров. Каждого из героев отличает его стиль речи, характерный для его круга интересов лексикон; деловитость Форсайтов сказывается в их речах, полных терминов биржи и юридических формулировок. Внутренний монолог героев обычно переплетается с авторской речью и переходит в нее. Только внимательно вчитываясь, можно расчленить критическую авторскую точку зрения на героев и их самораскрытие. Сатиру Голсуорси оттеняет насмешливый, иронически окрашенный стиль. Ирония свойственна не только авторскому повествованию, но сквозит и в построении речи героев.
Голсуорси широко, с большим психологическим мастерством отобразил целую эпоху. Он внес выдающийся вклад в развитие английского литературного языка.
OCR: Aerius (ae-lib.narod.ru) 2004.
Источник: История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945. М.: Просвещение, 1984. 304 с. — С.: 125-170.