транспорт какая отрасль экономики
Экономика транспортной отрасли
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «отрасль экономики»
Отрасль – это комплекс субъектов хозяйствования, занимающихся производством и сбытом однородной специфической продукции, выполняемой по однотипной технологии.
Основной национальной экономики является производство, которое состоит из подсистем по созданию, распределению, сбыту и конечному потреблению готовых благ. Структурно национальное хозяйство состоит из отраслей, которые складываются в ходе исторического, экономического и социального развития страны. Так же на специализацию влияет международное разделение труда. Это термин означает закрепленные за страной виды хозяйственной деятельности, позволяющей ей конкурировать на мировом рынке. Стране выгодно производить товар или услугу в том случае, если себестоимость их создания будет ниже рыночной цены в мире. В других ситуациях ей выгоднее импортировать блага из других государств.
Отраслевая структура состоит из секторов и групп. Выделяют:
Отдельно выделяют отрасли социально-культурной ориентации, среди которых можно выделить торговлю, связь, общественное питание, образование, здравоохранение, культуру, услуги ЖКХ и другое. Отрасль включает в себя производителей, создающих аналогичное благо, находящихся в конкурентной борьбе друг с другом за рынки сбыта и факторы производства. Важным условием является тот факт, что создание этого блага составляет большую часть оборота предприятия.
В экономике различают чистые отрасли, создающие монопродукт, хозяйственные отрасли, создающие отраслевой продукт, административные отрасли, относящиеся к какому-либо министерству.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности транспортной отрасли
Транспортная отрасль относится к третичному сектору экономики, то есть к сфере услуг. Она обслуживает материальное производство, осуществляя перевозки грузов и пассажиров. Так же отрасль включает в себя инфраструктуру, обеспечивающую передвижение транспортных средств.
Все транспортные средства классифицируются по следующим признакам:
Отдельную категорию представляют всевозможные виды грузового транспорта, задействованного в перевозках материальных ценностей. Большая часть приходится на морской транспорт до 67 процентов всех перевозимых грузов в мире. С его помощью взаимодействуют крупнейшие мировые производственные районы – Япония, Китай, США и Западная Европа. На втором месте идет железнодорожный транспорт. Его доля на протяжении двадцатого века уменьшилась почти в два раза и сегодня составляет не более 15%. Внутри стран и континентов грузы перемещаются преимущественно автомобильным транспортом.
Относительным новшеством в сфере транспортных услуг стало использование контейнерных перевозок. Они позволяют менять виды транспорта без нарушения тары. Так же увеличивается доля авиаперевозок, особенно в сфере купли-продажи скоропортящейся продукции, высокотехнологичных товаров.
Большая часть пассажиров планеты передвигается на автомобильном транспорте, далее идет железнодорожный и авиационный транспорт. Для сообщения между регионами стран, а также с соседними странами при наличии природных возможностей может применяться речной и морской транспорт. До сих пор сохранились и действуют формы вьючного и гужевого транспорта в горных районах и отдаленных уголках планеты.
Экономика транспортной отрасли
Основными видами транспорта, на которые приходится существенная доля грузовых и пассажирских перевозок, являются:
Самым экономичным видом транспорта остается водный. Создание и поддержание водных путей требует существенных инвестиций, но сама перевозка оказывается относительно недорогой. Водный транспорт выгоден для массовых перевозок сырья как в международной торговле, так и на внутренних рынках. В межконтинентальных перевозках у водного транспорта практически нет конкурентов, так как авиа услуги слишком дорогие. А вот доля пассажирских перевозок водным транспортом неуклонно снижается. Исключением остаются скоростные суда и суда на воздушной подушке.
Большая часть континентальных перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Он обеспечивает надежность и своевременность доставки. Основным преимуществом является возможность организации перевозки от двери к двери в четко назначенное время. Автомобильный транспорт выдерживает конкуренцию с железнодорожным, так как сокращает период груза в пути из-за отсутствия задержек на сортировках. Самое большое число автомобилей – это автомобили личного пользования. Общественный транспорт так же преимущественно состоит из автотранспортных средств.
Железнодорожный транспорт так же занимается перевозкой сырья и ценных пород. Он используется для доставки грузов в отдаленные районы, а также для снабжения производственных центров. Пассажирские перевозки часто являются убыточными, но в некоторых странах сохраняются в необходимом объеме.
Воздушный транспорт является самым быстрым, но при этом самым дорогим перевозчиком. Чаще всего используется для пассажирских перевозок. Ему нет альтернатив в труднодоступных районах.
Таким образом, экономичность транспорта определяется скоростью перевозки, доступностью для транспорта места назначения доставки. Так же определяющим фактором может стать характеристика перевозимого блага.
1. Транспорт как отрасль экономики, его классификация.
Классификация видов транспорта:
По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский.
По назначению транспорт подразделяется на:
— транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и население;
В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:
— универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный;
— внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и заграницу);
— круглогодичный (железнодорожный, автомобильный, воздушный) и сезонный (внутренний водный).
По видам транспорт подразделяется на сухопутный, водный и воздушный. Особую группу составляет трубопроводный транспорт. Видом транспорта являются ленточные транспортеры, конвейеры.
Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.
2. Технико-экономические характеристики видов транспорта.
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.
• высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте;
• способность обеспечивать доставку «от двери до двери» без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования;
• высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния;
• широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки;
• необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров;
• возможность производить погрузку или выгрузку у любого цеха или склада;
• не требуют сложных погрузочных или разгрузочных устройств;
• легко приспосабливаются к местным дорожным и климатическим условиям.
• высокая себестоимость перевозок;
• высокий уровень загрязнения окружающей среды;
• низкий уровень производительности труда из-за малой средней грузоподъемности автомобильного транспорта.
• массовость перевозок и высокая провозная способность же¬лезных дорог;
• универсальность использования для перевозок различных гру¬зов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;
• регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
• возможность создания прямой связи между крупными пред¬приятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспече¬ние доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоя¬щих перевалок;
• по сравнению с водным транспортом, как правило, более ко¬роткий путь перевозки грузов (в среднем на 20%);
• сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравне¬нию с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.
• капиталоемкость сооружения железных дорог;
• ограниченное количество перевозчиков;
• значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах
• низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным
• глубоководные внутренние водные пути обладают большой провозной способностью;
• приспособленность к массовым перевозкам грузов и пассажиров;
• перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным пу¬тям обходятся в 2—3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам;
• удельные затраты энергии на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопро¬тивления движению судов (эта особенность присуща водному транспорту в целом);
• в соответствии с географическими особенностями речной транспорт работает преимущественно в мери¬диональном направлении, обеспечивая грузообмен между север¬ными и южными районами страны;
• речные перевозки носят сезонный характер и ограничены погодными условиями и иногда временем суток (так, например, скоростной пассажирский флот не эксплуатиру¬ется в ночное время);
• скорость доставки грузов речным транспортом, как правило, ниже по сравнению с другими видами транспорта.
• основной внешнеторговый транспорт;
• имеет широкие международные меж¬континентальные связи: морские суда посещают порты более 120 стран мира;
• практически не ограничена его линейная пропуск¬ная способность, что позволяет проектировать и строить транс¬портные средства большой грузоподъемности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ограничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения;
• незначителен удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта;
• перевозки морским транспортом в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя даль¬ность перевозок грузов составляет 3900 км, что намного выше, чем на других видах транспорта;
• более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок.
• зависимость от географических особенностей и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность навигационного периода);
• значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот.
• высокая скорость доставки пассажиров;
• маневренность в организации пассажирских перевозок,
• большая беспосадочная дальность по¬лета;
• зависимость от погодных условий;
• ограниченность габарита и веса перевозимых грузов.
• возможность повсеместной прокладки трубопроводов;
• массовость размеров перекачки;
• самая низкая себестоимость транспортировки;
• полная герметизация, что дает абсолютную сохранность качества и количества грузов; полная автоматизация операций по наливу, сливу и перекачке;
• меньшие капитальные первоначальные вложения;
• независимость от климатических условий,
• отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду при соответствующей изоляции и малочисленность обслуживающего персонала.
• узкая специализация по видам грузов.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Про основные отрасли транспорта
В прошлом для передвижения человека с места на место использовались немашинные источники энергии, то есть пешком, на лошадях, ослах и верблюдах, а также на ветряных судах и т. д. Наши нынешние отрасли транспорта можно разделить на 3 основные категории:
Конечно, существуют еще другие виды транспорта: вьючный, гужевой, трубопроводный, лифтовой, эскалаторный, воздухоплавательный, на воздушной подушке, фуникулерный. Однако, все эти отрасли транспорта являются эксклюзивными и не сильно объемны по значению и потреблению энергии.
Потребление энергии по отраслям
Наземный транспорт
Подавляющее большинство энергопотребления приходится на наземный транспорт. Только автомобильные перевозки потребляют в среднем 85% всей энергии, используемой транспортным сектором в развитых странах. Однако эта тенденция не является единообразной в самом секторе наземного транспорта, поскольку автомобильная отрасль транспорта потребует дополнительные потребности в энергии в течение последних 25 лет.
Несмотря на падение доли рынка, железнодорожный транспорт на основе 1 кг нефтяного эквивалента остается в четыре раза более эффективным для пассажирских перевозок и в два раза более эффективным для грузовых перевозок, чем автомобильный транспорт.
На долю железной дороги приходится 6% мирового спроса на энергоносители.
Морские перевозки
Морские перевозки составляют 90% трансграничной мировой торговли, измеряемой по объему. Природа водного транспорта и экономия на масштабе делают морские перевозки наиболее энергоэффективной отраслью транспорта, поскольку использует только 7% всей энергии, потребляемой транспортными средствами, что значительно ниже их вклада в мобильность товаров.
Воздушные перевозки
Воздушные перевозки играют важную роль в глобализации транспортных сетей. На долю авиационной промышленности приходится 8% потребляемой отрасли транспорта энергии. Воздушный транспорт имеет высокие уровни энергопотребления, связанные с высокими скоростями. Топливо является вторым по значимости бюджетом для авиатранспортной отрасли, составляя 13-20% от общих расходов. Это составляет около 1,2 млн баррелей в сутки. Технологические инновации, такие как более эффективные двигатели и улучшенная аэродинамика, привели к постоянному повышению энергоэффективности каждого нового поколения самолетов.
Отрасли воздушного транспорта обеспечивают перевозку пассажиров, грузов, почты и скоропортящихся грузов, включая все действующие аэропорты и летные поля, терминальные службы, а также конструкции воздушных судов.
На нужды транспорта используется 95 млн баррелей нефти в день, это железнодорожный состав длиной 3 800 км.
Мировое потребление нефти для транспортных целей увеличилось с 45% в 1973 году до 58% в 2004 году и до 65% в 2019 году. Эта тенденция может быть в значительной степени обусловлена увеличением использования легких транспортных средств, особенно в развивающихся странах. Прогноз энергопотребления по отраслям транспорта показывает, что легковые автомобили (в основном частные) являются сектором с наиболее высоким энергопотреблением, за которым следуют грузовые автомобили и воздушный транспорт.
Прогнозы предполагают, что мировых месторождений нефти будет достаточно для удовлетворения растущего спроса на нефтяное топливо для транспорта и что мировая экономика будет продолжать расти.
Производство и техническое обслуживание
Отрасли транспорта потребляют энергию разнообразно, в том числе и для обеспечения транспортных объектов.
Прогнозируемое потребление энергии транспортным сектором исчисляется Эксаджоулями (10 18 джоулей).
Типичный транспорт для перевозок
Транспортная промышленность участвует во всех видах автомобильных, морских и воздушных перевозок.
Типичный автомобиль — продукт автомобильной промышленности. Этот 2,0-литровый автомобиль мощностью 100 кВт может вместить 5-7 человек, а топливо бензин и расход составляет около 15 км на литр.
Автомобильная промышленность является отраслью, участвующей в автомобильных перевозках, но по существу также занимается проектированием, разработкой и производством (включая сборочные линии, автоматизацию и роботов) транспортных средств, железных дорог и дорожных сооружений.
Типичный пассажирский самолет, летящий в воздухе. Этот самолет летает в среднем диапазоне скоростей 700-800 км/час, что позволяет расходовать топливо примерно в 10-15 раз больше, чем расходует наземный транспорт. Топливо является вторым по величине расходом авиакомпании после стоимости рабочей силы.
Воздушная отрасль транспорта является главной индустрией путешествий по данным ассоциации воздушного транспорта. Однако топливо является вторым по величине расходом авиакомпании после стоимости рабочей силы.
Морские отрасли транспорта являются наиболее энергоэффективными, но топливо является важной составляющей эксплуатационных расходов судна. Большие танкеры или крупные перевозчики используются для транспортировки сырой нефти, сжиженного природного газа через океаны и континенты.