транссибирская магистраль какие города входят
Список крупных городов Транссибирской железнодорожной магистрали
К счастью, наши путешествия по Транссибирской железной дороге — это не только сидение перед окном поезда и наблюдение за панорамными дикими пейзажами бескрайних просторов России, но ещё погружение в местную культуру, традиции во время остановок в крупных российских узлах и списка потрясающих аутентичных сибирских городов по пути Транссибирской железнодорожной магистрали.
Учитывая, что протяженность Транссибирской магистрали составляет более 9000 км, будьте уверены, что у вас будет возможность посетить несколько уникальных жемчужин, которые удивят, очаруют и завораживают. Читайте дальше на нашем сайте anonssmi.ru
Про список самых крупных городов Транссибирской железнодорожной магистрали
Вся транссибирская программа от Москвы до Владивостока поездом включает крупные города России, которые вы исследуете с профессиональными местными гидами, а потому насладитесь обширными обзорными экскурсиями и другими увлекательными, заранее запланированными мероприятиями. Однако можете выбрать более необычный маршрут и, помимо классической транссибирской программы, использовать этот шанс, чтобы открыть для себя также Монголию и Китай. Давайте подробнее рассмотрим города, которые можно исследовать во время путешествия по Транссибу. Ознакомьтесь со всеми направлениями вашего приключения:
1. Москва
Классическое путешествие по Транссибу начинается со столицы России, сверкающей Москвы, которую необходимо посетить, чтобы понять Россию, но именно поэтому её нельзя оставить без внимания во время поездки по всей необъятной нашей стране.
Здесь туристы начинают с её самых известных икон, такие как Красная площадь, собор Василия Блаженного, Кремль с красными стенами, Оружейная палата с уникальной коллекцией коронованных драгоценностей, а также погрузитесь в крупнейшее, самое известное хранилище русского искусства, так сказать, ощутите весь мир, — Третьяковскую галерею.
2. Казань
После осмотра достопримечательностей яркой Москвы путешественники продолжают путешествие на поезде со следующей остановкой — столице Республики Татарстан, захватывающей дух Казани, расположенной на слиянии европейской и азиатской культур, единственного, можно сказать, своего рода, потрясающего города.
Здесь появляется возможность открыть для себя великолепный Казанский Кремль, Храм всех религий и мечетей Кул-Шариф, а также отведать богатые местные блюда, но ещё, возможно, даже научиться их готовить.
3. Екатеринбург
Двигаясь вглубь страны, ближе к Уральским горам, ваше путешествие продолжается, открывая столицу Уральского региона — Екатеринбург.
Она оказалась местом трагической казни русской императорской семьи, но знаменито архитектурным ансамблем Расторгуевых — Домом Харитонова. Тут находится памятник Европа-Азия, где сможете оказаться в двух частях Земли сразу, одна нога в Европе, а другая в Азии.
4. Иркутск
Проведя день на борту «железнодорожного лайнера», одновременно наслаждаясь пейзажами русской тайги, перед вами откроется Иркутск — город, расположенный на берегу реки Ангары.
Помимо изучения сибирских жемчужин, таких как Знаменский монастырь и Польско-римская церковь Иркутска, у путешественников появляется возможность увидеть самое глубокое озеро мира, — великолепное озеро Байкал, расположенное в непосредственной близости от города. Так что, невероятные пейзажи, похожие на открытки, гарантированы на 100%!
Вы знали, историческое название Транссибирской железнодорожной магистрали — Великий Сибирский путь?
5. Озеро Байкал и деревня Листвянка
Если любите бескрайнюю красоту природы, дикие пейзажи и аутентичное наследие, деревня Листвянка станет незабываемой остановкой. Живописно расположенное на берегу знаменитого озера Байкал, некогда небольшое сибирское поселение теперь является крупным центром региона, ежегодно привлекающим все большее количество посетителей.
Дополняя многочисленные достопримечательности города, она ещё является одним из лучших мест, где можно полюбоваться крупнейшим пресноводным озером мира. Знаете ли вы, что оно также самое глубокое на земле?
6. Хабаровск
Ваше глубокое погружение в русскую культуру продолжится во время посещения Хабаровска, административного центра на реке Амур, недалеко от Японского моря и китайской границы.
Экскурсия по Хабаровску — это ваш шанс увидеть третий по высоте собор России, — Спасо-Преображенский собор, пересечь Амур по Хабаровскому мосту, а также полюбоваться живописными окрестностями города с Амурской скалы.
7. Владивосток
Конечная (или первая) остановка эпического путешествия на поезде из одного конца России в другой — это Владивосток, главный тихоокеанский порт России, расположенный ближе к США, чем к Москве!
Так называемая столица Дальнего Востока может похвастаться поразительной архитектурой, а список обязательных для посещения мест — Русский мост, Владивостокская крепость, остров Русский, но ещё смотровая площадка Орлиное гнездо, откуда открываются просто умопомрачительные панорамы.
Транссиб: от Москвы до самых до окраин
8. Улан-Батор
Путешественники, желающие обогатить свои впечатления, могут выбрать маршрут из Москвы в Монголию поездом. При этом варианте за Иркутском следует Улан-Батор, где путешествие по Транссибу уже становится поездкой по Трансмонголии.
Улан-Батор, расположенный высоко над уровнем моря, является самой холодной столицей мира. Одни из самых аутентичных достопримечательностей — буддийский монастырь Гандан, Черепашья скала и, конечно, храм Арьябал национального парка Горхи-Тэрэлдж.
9. Пекин
Если ваш дух приключений требует еще большего, учитывая, что России и Монголии все еще недостаточно, тогда можете продолжить путешествие, посетив Китай. Поменяв трансмонгольский поезд в Эрлиане, окажетесь внутри традиционного китайского поезда, который доставит вас, открыв столицу Поднебесной, Пекин, настоящую «золотую жилу» для любителей китайской культуры.
На повестке дня знаменитая площадь Тяньаньмэнь, Национальный музей Китая, культовый Храм Неба и Великая стена.
10. Санкт-Петербург
Прогуляйтесь по каналам великолепного Санкт-Петербурга, где на каждом шагу все гости культурной столицы России восхищаются её богатым наследием. Основанный Петром Великим, город может похвастаться не только великолепными памятниками, но ещё достойной внимания историей, как бывшая столица Российской империи.
Оживленный центр также известен, как Северная Венеция с великолепными дворцами, аутентичной архитектурой и более чем 340 мостами! Несмотря на то, что он не находится на первоначальном Транссибирском маршруте, Санкт-Петербург, несомненно, хотя бы, как завершающий этап такой интересной, долгой, потрясающей экскурсии, стоит посетить.
То, что никогда не рассказывали в школе — интересные факты о Транссибирской железнодорожной магистрали
История строительства Транссибирской магистрали
Транссибирская магистраль, Транссиб, или Великий Сибирский Путь (историческое название) – это рельсовый путь, соединяющий европейскую часть России с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) регионами.
Фактическая протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 километра и по этому показателю она является самой длинной на планете. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше — 9298 км и не совпадает с реальной.
Транссибирская магистраль проходит по территории двух частей света. На Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию – около 81%. Условной границей Европы и Азии принят 1778‑й километр магистрали.
В 1857 году генерал‑губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский официально озвучил вопрос о необходимости строительства железной дороги на сибирских окраинах России.
Однако правительство только к 1880‑м годам приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге. От помощи западных промышленников отказались, строить решили на свои средства и своими силами.
В 1887 году под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно‑Уссурийской железных дорог, которые к 90‑м годам XIX века в основном завершили свою работу.
В феврале 1891 года комитет министров признал возможным начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон – от Челябинска и Владивостока.
Началу работ по постройке Уссурийского участка Сибирской железной дороги император Александр III придавал смысл чрезвычайного события в жизни империи.
Официальной датой начала строительства Транссиба считается 31 мая (19 мая по старому стилю) 1891 года, когда наследник российского престола и будущий император Николай II заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре. Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс – Челябинск.
Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно-климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты.
Строительство Транссибирской магистрали потребовало огромных средств. По предварительным расчетам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, ее стоимость определялась в 350 миллионов рублей золотом. Чтобы ускорить и удешевить строительство, в 1891-1892 годах для Уссурийской линии и Западно‑Сибирской линии (от Челябинска до реки Обь) за основу взяли упрощенные технические условия – уменьшили ширину земляного полотна в насыпях, выемках и на горных участках, а также толщину балластного слоя, укладывали облегченные рельсы и укороченные шпалы, сократили количество шпал на один километр пути и др.
Наиболее острой и трудноразрешимой была проблема обеспечения строительства Транссибирской магистрали рабочей силой. Потребность в квалифицированных рабочих удовлетворялась вербовкой и переброской в Сибирь строителей из центра страны.
Значительную часть строителей составили ссыльные арестанты и солдаты. Пополнение рабочей силы также шло за счет привлечения сибирских крестьян и горожан и притока крестьян и мещан из европейской России.
Всего на сооружении Транссиба в 1891 году, в начале стройки, было 9,6 тысячи человек, в а 1895‑1896 годы, в разгар строительных работ, – 84‑89 тысяч человек, в 1904 году, на завершающем этапе – только 5,3 тысячи человек. На строительстве Амурской железной дороги в 1910 году работали 20 тысяч человек.
Многие работы производились вручную, орудия труда были самые примитивные – топор, пила, лопата, кайло и тачка. Несмотря на это, ежегодно прокладывалось около 500‑600 километров железнодорожного пути.
Смычка рельсов на протяжении Великого Сибирского пути произошла 3 ноября (21 октября по старому стилю) 1901 года, но регулярного движения поездов на всем протяжении магистрали в это время не существовало.
14 июля (1 июля по старому стилю) 1903 года ознаменовано вводом Великого Сибирского пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.
Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1904 года, а 29 октября (16 октября по старому стилю) 1905 года Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию.
18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года было завершено строительство на территории Российской империи, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту.
В 1990‑х – 2000‑х годах был проведен ряд мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок Транссиба.
В 2002 году завершена полная электрификация магистрали.
В настоящее время Транссибирская магистраль – мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информатизации и связи.
На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза – в европейские страны.
Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ.
По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.
Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Транссибирская железнодорожная магистраль – 128 лет Великому Пути. Начало, история, развитие и стоимость строительства. Транссиб на карте России со всеми городами.
«Поднявшись над Россией ввысь и окинув ее взором, можно увидеть голубые и стальные обручи, которые стягивают землю в единую и великую державу. Реки и жизненные дороги скрепляют и приближают ее пространства. И если реки — суть творения Бога, то железные дороги сотворены, хотя и по воле Всевышнего, человеческим разумом, волей и руками людей. И в этом чуде человеческого созидания Транссибирская магистраль — самое великое Рукотворение.» (В. Ганичев, писатель и общественный деятель)
В 2016 году мы отмечали 125 лет с начала официального строительства Транссибирской магистрали, которая изначально именовалась Великим Сибирским Путем. Проект по сложности и беспрецедентности сравним разве что с полетом человека в космос. Впрочем, именно так — как стратегическое, эпохальное и грандиозное событие — он и воспринимался современниками на момент строительства. Этот транспортный стержень по сути впервые собрал в единую сущность всю нашу огромную Державу, пересечение которой из конца в конец раньше занимало до нескольких месяцев. Сотни удаленных от каких бы то ни было дорог поселений Сибири получили доступ к бесперебойной трассе, не говоря уж о том, что наконец был создан сухопутный транспортный коридор от восточных морских портов до центральных городов европейской части России, причем проходящий полностью по территории нашей страны.
Удивительно, но и сегодня, как 125 лет назад, Транссибирская магистраль остается непревзойденных памятником технической мысли, трудолюбия и целеустремленности — это самая протяженная (9298, 2 км) в мире двухпутная железная дорога, причем полностью электрифицированная, а на некоторых участках пути поезда курсируют по ней с такими же временными интервалами, как в городском метро. По этим и многим другим показателям она по праву внесена и в книгу рекордов Гинесса.
Через какие города России проходит Транссибирская магистраль
Что же такое Транссибирская магистраль? Это крупнейшая железная дорога Евразии, сократившая время перемещения из Владивостока в Москву до 6 суток. Она проходит (исторический маршрут) через Рязань, Самару, Уфу, Златоуст, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток и соединяет, таким образом, западные, северные и южные порты России, а также железнодорожные выходы в Европу (, Мурманск, Новороссийск) с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).
Сегодня Транссиб представляет собой условно четыре ветки:
История строительства Транссибирской магистрали
Исторически Транссибом являлась только восточная часть магистрали от Южного Урала до Владивостока. Именно этот отрезок длиной порядка 7 000 км и был построен с 1891 по 1916 годы. Проект великой стройки был задуман еще при Александре III, который повелел своему наследнику воплотить его в жизнь «…приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений».
В 1891 будущий наследник престола Николай II лично отвез первую тачку балласта в полотно будущей дороги и принял участие в закладке первого камня железнодорожного вокзала во Владивостоке.
Всего через 10 лет (только вдумайтесь!) все рельсовые пути, кроме отрезков на речных переправах, уже были готовы и началась перевозка грузов и пассажиров. То есть в среднем рабочие прокладывали по 700 км в год, или по 1,9 км в день! А ведь условия работы были самыми что ни на есть тяжелыми — дорога прокладывалась в глуши, через леса, балки, скалы, полноводные сибирские реки, болота и слабые грунты, не существовало по сути и инфраструктуры для подвоза материалов. При этом строители были ограничены в средствах и одной из первостепенных задач, поставленных перед инженерами, была задача экономии.
Нельзя не сказать в этой связи чуть больше о самих талантливых инженерах, благодаря которым этот проект стал возможен, несмотря ни на какие климатические и финансовые ограничения. Профессия инженера путей сообщения была одной из наиболее престижных в дореволюционной России, ведь именно в этой сфере на тот момент воплощались все самые передовые разработки прогресса. Сегодня мы, пожалуй, могли бы провести аналогию с IT, робототехнкой и …
Но вернемся назад в прошлое. Институт корпуса инженеров путей сообщения, основанный в 1809 году, давал образование такого класса, что по курсовым проектам его студентов можно было немедленно строить без внесения правок и дополнений — настолько они были выверены, детально проработаны и технически грамотны. Сам император Николай I говорил: «Мы — инженеры», подразумевая, что именно в этой специальности в наиболее полной мере проявляются все творческие и аналитические качества русского народа. И нужно признать, эти люди действительно с честью выполнили свой профессиональный долг, (а, возможно, и превзошли его) и воплотили самые смелые чаяния своих современников — Транссиб останется вечным памятником их талантам.
«Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне».
Евгений Кнорре,
С 1901 по 1916 год уже проводились только вспомогательные работы — по возведению мостов и различных инженерных сооружений. Впрочем, их объем впечатляет не меньше, чем протяженность рельсового полотна. Только на первоначальном этапе на Транссибе было построено 87 крупных станций и локомотивных депо, более 1800 мелких станций и полустанков и около 11 тысяч инженерных сооружений: мостов, тоннелей, водопропускников, отбойных стенок.
Ровно 100 лет назад — в 1916 (то есть во время Первой Мировой войны и тотальной нехватки финансовых и людских ресурсов), был все же сдан в эксплуатацию сложнейший мостовой переход через Амур. Именно с этого момента начинается отсчет бесперебойного железнодорожного сообщения по всей протяженности Транссибирской магистрали, поэтому он считается датой окончательного завершения строительства.
Император понимал, что готовый участок Транссибирской магистрали — это только начало масштабного развития транспортной инфраструктуры страны. Ведь одной веткой охватить все ключевые точки просто невозможно. В стороне остались золотые прииски в районе Бодайбо, а также главная водная артерия Сибири — река Лена… Планам по строительству новой ветки в царской России не суждено было сбыться войны и революции. Так или иначе, проект все равно был реализован под названием БАМ ( магистраль) уже при советской власти. Эта стройка века заслуживает отдельного исследования — сейчас лишь обратим внимание на то, что она логически продолжает Транссиб и на сегодняшний день являет с ним единое целое.
Сейчас маршрут Транссиба заканчивается во Владивостоке, но уже в ближайших планах — сооружение моста или тоннеля на Сахалин. Утвержден и масштабный план модернизации Транссиба и БАМа на ближайшие годы. Так, общий объем инвестиций в проект до 2018 года составит 560 млрд рублей. Сюда входит и сооружение железной дороги до Магадана и к Беринговому проливу. Начались работы по реконструкции Транскорейской магистрали с выходом её на Транссиб и превращение последнего в Магистральный транспортный коридор.
Вот так — Империя сменилась Советами, прошли войны, революции, кризисы, былые достижения унаследовала уже Российская Федерация. Три разных уклада, а Великий Путь продолжает жить и развиваться независимо от того, какая идеология задает вектор в данный конкретный момент — и это еще одно подтверждение его непреходящего цивилизационного значения.
Интересные факты о Транссибирской магистрали 1
Итоги: Транссиб — гордость страны
Строительство Транссиба считается выдающимся событием в истории не только инженерной мысли, но и цивилизации в целом. В 1904 году журнал Scientific American назвал эту транспортную магистраль самым выдающимся техническим достижением рубежа веков. Великий Сибирский путь по сей день держит пальму первенства по протяженности, количеству станций и темпам сооружения среди всех железных дорог мира.
Во время строительства сотни решений были применены на практике «впервые»: более 1000 из них были официально запатентованы. Так, именно там впервые построили улучшенные притрассовые дороги с гравийным покрытием, именно там впервые соорудили тоннели в вечномерзлых грунтах…
Бесперебойное сообщение, возможность эксплуатации в любых погодных условиях, высокая скорость, а также особенности географического положения нашей страны, с ее необъятной широтой и тысячекилометровыми переходами между крупными городами и ресурсными базами привели к тому, что сразу по завершении строительства Транссиба, железные дороги стали основным транспортом страны.
А сам Транссиб в качестве крупнейшей евроазиатской транспортной артерии внес неоценимый вклад в усиление геополитической мощи Российской Империи и ее наследниц на мировой арене в целом.