требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности

Кабинет Информатики

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года.

Новый ФГОС предусматривает обеспечение единства преемственности основных общеобразовательных программ, вариативности содержания образовательных программ общего образования и возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности.

Новый ФГОС устанавливает требования к структуре образовательной программы, личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, условиям реализации образовательной программы, в том числе материально-техническим, кадровым, психолого-педагогическим и финансовым.

Новый ФГОС включает в себя воспитательный компонент, предусматривающий актуальные приоритеты воспитания.

Новый стандарт вступает в силу с 31 мая 2021 года (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

На прохождение теста Вам предоставляется 45 минут и три попытки.
Для успешного прохождения необходимо ответить правильно на более 65% вопросов.

1. ФГОС включает в себя требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям реализации программ общего образования?

2. Вставьте пропущенное. ______ содержит требование о соотношении их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

3. Единые обязательные требования к результатам освоения программ общего образования реализуются во ФГОС на основе….

4. Вариативность содержания программ общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:

5. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов является формой вариативности содержания программ общего образования?

6. Исключите лишнее. ФГОС включает в себя следующие направления воспитательного процесса:

7. Исключите лишнее. Структура программы начального общего образования включает:

8. Выберите правильный ответ. Во ФГОС делается акцент на какие аспекты достижения обучающимися личностных результатов?

9. Исключите лишнее. Ключевые понятия, характеризующие достижение обучающимися личностных результатов:

10. Исключите лишнее. Метапредметные результаты во ФГОС включают:

11. Требования к предметным результатам сформулированы в какой форме?

12. ФГОС определяют минимум содержания общего образования?

13. Исключите лишнее. ФГОС устанавливает к…

14. ФГОС устанавливает требование о сопровождения участников образовательных отношений квалифицированными специалистами, в частности тьютором?

15. ФГОС предусматривает преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования?

16. ФГОС предусматривает личностное развитие обучающихся в том числе за счет становления их российской идентичности?

17. Содержание общего образования определяется программой общего образования, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно?

18. Образовательная организация разрабатывает программу общего образования в соответствии со ФГОС, а также с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ начального общего образования?

19. При реализации программы общего образования образовательная организация может применять модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов?

Источник

Тест «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №286 от 31 мая 2021 года»

требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности. y4323336eb6277c9831c2208672c4157. требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности фото. требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности-y4323336eb6277c9831c2208672c4157. картинка требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности. картинка y4323336eb6277c9831c2208672c4157

Ответы на вопросы теста « Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №286 от 31 мая 2021 года»

Вариативность содержания программ общего образования обеспечивается во ФГОС за счет выбора участниками

Разработка и реализация индивидуальных учебных планов является формой вариативности содержания программ общего образования? Да

Исключите лишнее. ФГОС включает в себя следующие направления воспитательного процесса научное воспитание (лишнее)

Исключите лишнее. Структура программы начального общего образования включает структурированный раздел (лишнее)

Выберите правильный ответ. Во ФГОС делается акцент на какие аспекты достижения обучающимися личностных результатов? Деятельностные

Исключите лишнее. Ключевые понятия, характеризующие достижение обучающимися личностных результатов Применение…(лишнее)

Исключите лишнее. Метапредметные результаты во ФГОС включают… универсальные учебные когнитивные действия (исключить)

Требования к предметным результатам сформулированы в какой форме? Деятельностной

ФГОС определяют минимум содержания общего образования? Да

Исключите лишнее. ФГОС устанавливает …профессиональные условия (лишнее)

ФГОС устанавливает требование о сопровождения участников образовательных отношений квалифицированными специалистами, в частности тьютором? Да

ФГОС предусматривает преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования? Нет

ФГОС предусматривает личностное развитие обучающихся, в том числе за счет становления их российской идентичности? Да

Содержание общего образования определяется программой общего образования, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно? Да

Образовательная организация разрабатывает программу общего образования в соответствии со ФГОС, а также с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ начального общего образования? Нет

При реализации программы общего образования образовательная организация может применять модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов? Да

Источник

Требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности

К предметным результатам освоения образовательных программ Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования»[2]. В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе.
Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.

требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности. %D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202014 07 14%20%D0%B2%2013.10.53. требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности фото. требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202014 07 14%20%D0%B2%2013.10.53. картинка требования к предметным результатам сформулированы в какой форме деятельности. картинка %D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202014 07 14%20%D0%B2%2013.10.53

Анализируя предметные результаты, необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе учебников учителю предлагаются материалы по диагностике школьной зрелости, результативности формирования универсальных и предметных учебных действий, в том числе и комплексные проверочные работы. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго года обучения. Поурочный балл не выставляется.

Методы контроля : метод «Портфолио»

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный.

Источник

ДЕТАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ КАК ПУТЬ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ

В статье освещается процесс детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям)

Аннотация. В статье освещается процесс детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), а также приводятся предложения и рекомендации экспертного и профессионального педагогического сообщества по улучшению качества результатов детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения.

Ключевые слова: федеральные государственные стандарты общего образования, детализация требований ФГОС общего образования, предметные результаты обучения, рекомендации по детализации, экспертное и профессиональное педагогическое сообщество.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Действующие ФГОС общего образования нацелены на использование системно-деятельностного подхода к обучению, ориентированы на предметные, метапредметные и личностные результаты, на развитие универсальных учебных действий. Набор универсальных учебных действий, позволяющий успешно разрешать бытовые и профессиональные ситуации, жизненные и профессиональные задачи, становится основным результатом обучения. В стандарте второго поколения акцент делается на воспитательной работе, о которой не упоминалось в предыдущей его версии. В стандарте второго поколения значимым является развитие у учащегося умения критически мыслить, видеть проблему, выдвигать и проверять гипотезы, находить рациональный способ ее разрешения; раскрывать в профессиональной деятельности свои задатки и способности. Повышается роль семьи и общественных институтов в развитии социализированной, духовно-нравственной, интеллектуальной личности.

Как рамочные документы, действующие ФГОС общего образования содержат достаточно обобщенные требования к содержанию образования. В связи с этим требования, предъявляемые к результатам обучения, могут трактоваться по-разному в различных общеобразовательных организациях. Разночтение основополагающих документов (ФГОС начального общего и основного общего образования) может привести к отсутствию равных возможностей в получении качественного образования, нарушению образовательного единства на территории Российской Федерации и невыполнению приоритетных задач системы образования.

Анализ действующих ФГОС общего образования [1; 2] свидетельствует, что основными сложностями, возникающими при реализации стандартов в образовательном процессе, являются: (1) сложности педагогов в самостоятельной разработке программ учебных предметов, программы формирования универсальных учебных действий, системы оценивания достижений результатов [3]; (2) недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности у педагогических работников, и, как следствие, сложности в организации проектной деятельности самих учащихся; (3) неоднозначная трактовка участниками образовательного процесса, экспертами и контрольно-надзорными органами в сфере образования содержания ФГОС общего образования; (4) расплывчатость формулировок предметных результатов по учебным предметам (предметным областям), и как следствие, невозможность оценить степень освоения учащимися предметного результата.

Разрешению проблем, связанных с применением положений ФГОС общего образования, посвящена данная статья. Актуальность этой статьи также обуславливается необходимостью представить широкой общественности научные наработки по совершенствованию положений ФГОС общего образования.

По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году осуществлялись научные работы, посвященные детализации требований ФГОС начального общего и основного общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).

Цель статьи – освещение процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), а также представление предложений и рекомендаций экспертного и профессионального педагогического сообщества по улучшению качества детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения.

Задачи проведения детализации требований к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы можно определить следующим образом:

Под детализацией требований ФГОС начального и основного общего образования к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) понимается деятельность по конкретизации и стандартизации требований к предметным результатам обучения и содержательной части предметных областей (учебных предметов).

Детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения проводилась по 16 предметным областям (учебным предметам), включая «Русский язык», «Обществознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования), «Технология», «Музыка», «Основы безопасной жизнедеятельности», «Математика и информатика», «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык», «Химия», «География» и «Экономика», «Физическая культура», «Физика», «Биология, экология», «История», «Литература».

Для проведения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ были созданы рабочие группы по соответствующим направлениям, в составе каждой принимало участие 10 экспертов, имеющих ученую степень в области педагогических или психологических наук и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет.

В своей деятельности рабочие группы руководствовались модельной методикой детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), разработанной в рамках подготовительных работ по проведению детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения.

Перед рабочими группами были поставлены следующие задачи:

Результатом проведения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ стала подготовка Проектов детализированных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по 16 учебным предметам.

Следствием работы по детализации требований ФГОС общего образования стало представление экспертами детализированных перечней требований к предметным результатам по каждому из 16 указанных выше направлений. Отметим необходимость и значимость проделанной работы по детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, поскольку полученные результаты могут служить отправными точками для дальнейшего усовершенствования положений ФГОС общего образования.

Проекты детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения были представлены на экспертное и профессиональное обсуждение, в котором приняли участие представители экспертного сообщества, члены региональных предметных ассоциаций педагогов, преподаватели общеобразовательных организаций, разработчики основных образовательных программ, представители органов государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, представители региональных институтов развития образования образовательных организаций, педагоги [4].

Представители экспертного и педагогического сообщества высказали ряд замечаний и предложений по возможному их усовершенствованию.

Все замечания и предложения, полученные в ходе обсуждения от экспертов целесообразно систематизировать на две группы – формальные и содержательные.

К первой группе следует отнести пожелания экспертов к форме представления результатов детализации требований ФГОС к предметным результатам обучения по 16 направлениям, а также к логике их изложения. Наиболее распространенными в этой группе замечаниями являются:

1) нарушение логики изложения материала содержательной части учебных предметов, отсутствие отдельных, необходимых с точки зрения актуальности изучения в современных условиях развития государства и общества, тематических блоков в содержательной части учебных предметов;

2) нарушение логики построения системы предметных результатов, отсутствие в ней отдельных предметных результатов;

3) чрезмерная широта формулировок предметных результатов, ведущая к неопределенности их понимания участниками образовательного процесса.

Вторую, содержательную, группу замечаний составляют пожелания экспертов по существу полученных результатов. К ним относятся:

1) общий характер сформированных тематических блоков содержательной части учебных предметов;

2) отсутствие корреляции предметных результатов и содержания учебного предмета;

3) общий характер предметных результатов, который не показывает степень изученности материала;

4) невозможность использования разработанных предметных результатов для диагностики знаний;

5) невозможность использования разработанных предметных результатов для разработки контрольно-измерительных материалов;

6) метапредметный характер отдельных предложенных результатов;

7) ограниченное использование междисциплинарного подхода при детализации требований ФГОС общего образования.

Остановимся на содержательной группе замечаний более подробно.

Одно из основных замечаний содержательного характера, высказанными экспертами, заключается в необходимости более широкого применения междисциплинарного подхода в процессе детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения, с целью включения тематических блоков, посвященных современным актуальным вопросам в жизни общества, в содержательную часть учебных предметов и предметных областей, и формирования соответствующих предметных результатов, достижение которых показывало бы уровень освоения материала учащимися.

По мнению экспертов, в содержательную часть учебных предметов и предметных областей целесообразно включить ряд актуальных тем, направленных на:

Обучение учащихся безопасному поведению в интернет-пространстве, профилактика интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде позволит сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования сети Интернет, защитит их от отрицательного воздействия информационного пространства.

Роль обучения семьеведению заключается в ознакомлении молодёжи с такими вопросами, как понятия брака и семьи, основные виды браков и типы семьи, социально-экономические, правовые, психолого-педагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы её функционирования. В результате обучения школьник получит знания о современном состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в российском обществе, сформирует ценностные семейные установки, которые помогут сформировать ценностное отношение к браку и в будущем создать крепкую семью.

Обучение антидопинговым вопросам позволит учащимся понять важность соблюдения принципов спортивных и иных видов состязаний, сформировать адекватное отношение к допингу как отрицательному явлению, будет способствовать предотвращению случаев употребления запрещенных средств среди школьников.

Воспитание у учащихся стремления вести здоровый образ жизни, в том числе повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД, направлено на формирование у учащихся мотивации сохранения жизни, формирование у них представлений о ее ценности. Как следствие обучения, у учащихся будут выработаны навыки безопасного и ответственного поведения, установки и навыки здорового образа жизни. Достижение указанных результатов учащимися будет способствовать снижению роста инфицирования ВИЧ/СПИД и распространению здоровых ориентиров в развитии российского общества.

По итогам обсуждений результатов детализации эксперты и профессиональное сообщество, кроме замечаний, представили ряд предложений и рекомендаций по совершенствованию содержательной части учебных предметов и предметных результатов. Как и замечания, предложения и рекомендации также целесообразно классифицировать на предложения и рекомендации к форме и к содержанию результатов детализации требований ФГОС к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям):

В частности, были предоставлены следующие предложения и рекомендации к форме результатов детализации:

1. Целесообразно выстроить детализированные требования к предметным результатам обучения согласно логике и последовательности отдельных тематических блоков содержательной части учебного предмета.

2. Рекомендуется изложить тематические блоки содержательной части учебного предмета в виде логичной системы, разделив их на равные части по смыслу и объему учебной информации.

3. Целесообразно конкретизировать, уточнить формулировки предметных результатов, сделав их краткими и емкими.

4. Необходимо изложить предметные результаты таким образом, чтобы они были просты, однозначны для понимания.

Перечислим предложения и рекомендации, представленные к содержанию результатов детализации:

1. Целесообразно сформулировать предметные результаты таким образом, чтобы они отражали содержание именно того учебного предмета, к которому разработаны.

2. Рекомендуется изложить предметные результаты таким образом, чтобы они имели свойство измеряемости, а именно: их можно было бы применить для диагностики знаний учащихся, а также для разработки контрольно-измерительных материалов.

3. Необходимо осуществить детализацию разработанных предметных результатов, т.е. максимально уточнить их содержательное наполнение.

4. Рекомендуется осуществить проверку разработанных предметных результатов с целью выявления и устранения результатов, которые ими не являются (метапредметных, личностных).

5. Целесообразно осуществить систематизацию предметных результатов по годам обучения и по тематическим блокам. Это позволит внести ясность и однозначность в вопросы достижения учащимся предметных результатов, а также будет способствовать тому, что и педагог, и учащийся (его родители) смогут самостоятельно понять, что требуется от учащегося. Кроме того, систематизация предметных результатов по тематическим блокам даст основания для применения тематического контроля в процессе обучения.

Благодаря предложениям и рекомендациям по итогам обсуждения результатов детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) процесс детализации выйдет на качественно более высокий уровень, проекты детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения будут доработаны и представлены к рассмотрению средствами массовой информации, широкой общественностью и научным сообществом.

Процесс детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) имеет большое значение для современной системы образования российского общества. Он направлен на решение проблем, связанных с неоднозначностью толкования положений ФГОС общего образования субъектами образовательных отношений.

Детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) – достаточно трудоемкий процесс и требует пристального внимания со стороны экспертного и профессионального педагогического сообщества, поскольку его результатом является корректировка положений ФГОС общего образования. От того насколько качественно будет проведена детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения, зависит эффективность действия стандартов, и, как следствие, успешное применение положений ФГОС общего образования общеобразовательными организациями и педагогами в образовательной деятельности.

Следует признать необходимость дальнейшего совершенствования разработанных проектов детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) с учетом предложений и рекомендаций, предоставленных экспертным и профессиональным педагогическим сообществом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *