три мушкетера при каком короле
Людовик XIII
Людовик XIII
Цвет волос
Цвет глаз
Семья
Правление Марии Медичи [ ]
Вступил на престол в возрасте 8 лет после того, как был убит его отец — Генрих IV. Во время малолетства Людовика его мать Мария Медичи как регент отступила от политики мужа, заключив союз с Испанией и обручив короля с Анной Австрийской, дочерью Филиппа III. Это возбудило опасения гугенотов. Многие вельможи оставили двор и начали готовиться к войне, но двор 15 мая 1614 г. заключил с ними мир в Сент-Мену (Sainte-Ménehould). Брак с Анной осуществился лишь в 1615 году, но отношения Людовика с супругой не сложились, и он предпочитал проводить время в обществе своих миньонов Люиня и Сен-Мара, в которых молва видела любовников короля. Лишь в конце 1630-х годов отношения между Людовиком и Анной наладились, и в 1638 и 1640 родились их двое сыновей, будущие Людовик XIV и Филипп I Орлеанский.
Правление Ришелье [ ]
Портрет Людовика XIII в 1611 году по Пурбус, Франс Младший, (Палаццо Питти).
Благодаря множеству исторических романов (в первую очередь А. Дюма-отца), в обществе укрепился стереотип о «диктатуре» Ришелье и слабовольном короле, но многочисленные источники свидетельствуют об обратном. Никакого диктата кардинала не было. А отношения короля и его первого министра хотя и не были гладкими, но и не были такими, какими их описали Винье и Дюма. Внешняя политика короля с приходом кардинала Ришелье стала меняться, но это происходило постепенно. С точки зрения правительства, прежде всего требовалось навести порядок внутри страны, что подразумевало примирение (или же усмирение в зависимости от обстоятельств) противников сильной королевской власти, коими необязательно были исключительно гугеноты. Но именно последние оказались на острие меча кардинала, так как гугенотская партия решила воспользоваться внешней поддержкой в лице Испании и Англии. К концу 1620-х годов гугеноты были усмирены, а специальный королевский эдикт регулировал религиозные и политические права протестантов внутри страны. Одновременно правительство постаралось лишить гугенотов внешней поддержки (разгром английской эскадры под Ла-Рошелью и попытка урегулировать противоречия с Испанией). Для того, чтобы Испания была более сговорчивой, правительство Ришелье активизировало свою политику в Северной Италии. Французскому дому Неверов было обеспечено престолонаследие в Мантуе после Войны за мантуанское наследство (1628—1631).
Успех в войне с гугенотами, а также в Северной Италии не снимал с повестки дня другие вопросы. Внутри страны оставалось множество проблем, которые требовали для своего решения планомерных и многолетних усилий (реформа административного управления, налоговая реформа и др.). Правительство сталкивалось с противодействием как внутри страны (со стороны аристократии и крестьянства), так и вне её. Оппозиция при дворе пыталась не раз заручиться поддержкой внешних сил. Внутренняя оппозиция всё более лишалась значения. Людовик уничтожал замыслы, направленные против Ришелье со стороны принцев (в том числе своего брата, Гастона Орлеанского), вельмож и королевы-матери, и постоянно поддерживал своего министра, действовавшего на благо короля и Франции. Так, он дал полную свободу Ришелье против своего брата, герцога Гастона Орлеанского, во время заговора 1631 года и мятежа 1632 года. Практически этой поддержкой Ришелье и ограничивалось личное участие короля в делах управления.
После смерти Ришелье (1642) его место занял его ученик — кардинал Мазарини. Однако король пережил своего министра лишь на год. Людовик умер за несколько дней до победы при Рокруа.
В 1829 году в Париже на площади Вогезов Людовику XIII был поставлен памятник (конная статуя). Он был поставлен на месте памятника, возведённого ещё Ришелье в 1639 году, но разрушенного в 1792 году во время революции.
Людовик XIII — артист [ ]
Людовик был страстным любителем музыки. С трехлетнего возраста будущий король играл на лютне, считая её «королевой инструментов», а также на клавесине; виртуозно владел охотничьим рожком и пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы.
Он с детства начал учиться танцам и в 1610 году официально дебютировал в придворном «Балете Дофина». Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615 году в «Балете Мадам» выступил в роли Солнца.
Людовик XIII — автор куртуазных песен и многоголосных псалмов; музыка его также звучала в знаменитом «Мерлезонском балете» (1635), для которого он сочинил танцы («Simphonies»), придумал костюмы, и в котором сам исполнил несколько ролей.
Почему французы ненавидели королевских мушкетеров?
Королевские мушкетеры — личная гвардия короля Людовика XIII, увековеченная в легендарном произведении А. Дюма «Три мушкетера».
Верные друзья, благородные джентльмены и отчаянные храбрецы — именно такой образ мушкетера мы привыкли представлять. Однако, современники гвардейцев с нами бы решительно не согласились. Для простого человека встреча с мушкетером не сулила ничего хорошего.
О чем умолчал Дюма? Чем занималась королевская гвардия, и почему мушкетеры конфликтовали с солдатами кардинала Ришелье?
«Где упадет, там и смерть» (Девиз королевских мушкетеров)
Королевская гвардия — отборная воинская часть, созданная Генрихом IV в 1600 году. Свой внешний вид и имя рота получила спустя 22 года при наследнике Генриха Людовике XIII.
Подразделение насчитывало 107 человек и, официально, было предназначено для охраны монарха на конных прогулках. Впрочем, функции роты простирались далеко за пределы церемониальной службы.
Мушкетеры принимали активное участие во всех вооруженных конфликтах Франции, подавляли восстания, наказывали неугодных дворян и выполняли личные «щекотливые» королевские поручения.
Этакие универсальные солдаты, французский вариант опричников Ивана Грозного. Они были специально сформированы из наиболее верных дворян, чтобы «давить» всевластную французскую аристократию и защищать лидера от обиженных баронов.
Кроме того, дабы поддерживать себя в надлежащем виде, каждый мушкетер был обязан иметь слугу и богатый гардероб. Жили бойцы в съемных квартирах, за которые также платили из своего кармана.
Впрочем, материальные трудности с лихвой окупались «особенным» положением гвардии. Пользуясь абсолютным доверием короля, мушкетеры превратились в настоящих хозяев парижских улиц.
Владельцев съемных квартир, хозяев таверн и борделей, а также обычных горожан пробивала дрожь всякий раз, когда кто-то упоминал слово «мушкетер».
Периодически мушкетеры специально выходили в ночной город, чтобы поискать приключений и заколоть кого-нибудь на поединке.
Почему мушкетеры ненавидели гвардейцев кардинала Ришелье?
Кардинал Ришелье был главой французского правительства, первым министром Людовика XIII.
Вклад деятеля в развитие Франции сложно переоценить. Ришелье построил военный флот, прекратил религиозные гонения, заключил 74 торговых соглашения с иностранными державами, спровоцировал освоение будущей Канады, подчинил аристократию и выиграл англо-французскую войну.
Эти успехи принадлежат именно Ришелье — серому кардиналу, реальному главе государства. Разумеется, аристократы Ришелье не взлюбили и совершили несколько покушений на его жизнь.
После второго такого покушения в 1629 году у кардинала появилась собственная гвардия. Изначально она состояла из 80 человек, однако к 1642 году выросла до 420 бойцов.
В отличие от мушкетеров, этим гвардейцам платили хорошее жалование и вооружали за гос. счет — счет Ришелье. Служить в этой роте было не менее почетно.
Стоит ли говорить, что обделенных деньгами мушкетеров это выводило из себя. Кроме того, Ришелье не утруждал свою гвардию «грязными делами», они несли сугубо дворцовую службу. Подобные обстоятельства добавляли остроту в вечное соперничество элитных подразделений и способствовали регулярным дуэлям.
Стоит заметить, Александр Дюма в своем произведении вовсе не скрывал «тёмных» черт характера своих героев.
Актеры фильма «Д’артаньян и три мушкетера» (1979)
Портос — тщеславный обманщик и альфонс, находился на содержании 50-летней мещанки, старухи по меркам XVII века. Раз в неделю Портос убивал своих крепостных просто от скуки.
История с подвесками тоже далеко не однозначная. Супруга монарха Анна Австрийская влюбилась в английского герцога — вражеского шпиона.
Выходит, что главный злодей кардинал Ришелье, желавший уличить женщину в измене и предательстве, на самом деле, является французским патриотом, переживавшим за судьбу страны. А вот мушкетеры, помогавшие Анне — завербованные агенты и предатели.
Начитавшись романов, люди начинают думать, что Луи был безвольной марионеткой в руках великого кардинала Ришельё. Это не так! По жизни он был застенчивым человеком, который к тому же заикался, но порой мог продемонстрировать силу воли и безжалостность, даже по отношению к своим собственным слабостям. Именно Людовику XIII принадлежит высказывание: «Я не был бы королём, если бы позволял себе слабости частного человека».
Начитавшись романов, люди начинают думать, что Луи был безвольной марионеткой в руках великого кардинала Ришельё. Это не так! По жизни он был застенчивым человеком, который к тому же заикался, но порой мог продемонстрировать силу воли и безжалостность, даже по отношению к своим собственным слабостям. Именно Людовику XIII принадлежит высказывание: «Я не был бы королём, если бы позволял себе слабости частного человека».
В конце февраля 1643 года король вновь занемог. 3 апреля, с двух сторон поддерживаемый под руки, Луи совершает свою последнюю прогулку по резиденции Сен-Жермен. В отпущенные ему дни Людовик XIII успел утвердить состав регентского совета и подписать несколько указов, чтобы защитить своего наследника от «опасных замыслов» неблагонадёжных персон. В последних числах апреля король велит окрестить дофина. Крёстным отцом будущего Людовика XIV стал кардинал Мазарини.
В конце февраля 1643 года король вновь занемог. 3 апреля, с двух сторон поддерживаемый под руки, Луи совершает свою последнюю прогулку по резиденции Сен-Жермен. В отпущенные ему дни Людовик XIII успел утвердить состав регентского совета и подписать несколько указов, чтобы защитить своего наследника от «опасных замыслов» неблагонадёжных персон. В последних числах апреля король велит окрестить дофина. Крёстным отцом будущего Людовика XIV стал кардинал Мазарини.
Придворным казалось, что король слишком долго умирает. 41-летний монарх на смертном одре казался глубоким стариком. Любящий природу, уединение и болезненный, Луи обожал физические упражнения и охоту. Набожный католик и стыдливый по натуре, Луи не мог противиться своей страсти к мужчинам. Король с трудом переносил общество кардинала Ришильё, но высоко ценил его государственный талант.
Придворным казалось, что король слишком долго умирает. 41-летний монарх на смертном одре казался глубоким стариком. Любящий природу, уединение и болезненный, Луи обожал физические упражнения и охоту. Набожный католик и стыдливый по натуре, Луи не мог противиться своей страсти к мужчинам. Король с трудом переносил общество кардинала Ришильё, но высоко ценил его государственный талант.
Настоящая история гвардейцев кардинала и мушкетеров короля
Потребность в охране была вызвана отнюдь не паранойей кардинала. Своей деятельностью, направленной на искоренение оппозиционеров, врагов трона и протестантов, Ришелье нажил себе очень много врагов, то и дело устраивавших на него покушения.
Так или иначе, к 1642 г. отряд кардинала вырос до 420 чел. и включал в себя тяжелую, легкую конницу, а так же пехоту, тогда как рота королевских мушкетеров достигала лишь 150 человек.
Ришелье обеспечивал своих гвардейцев из своего кармана, жалование их было выше мушкетерского и выплачивалось стабильнее. В то время как мушкетерам короля от казны полагался только мушкет. Все остальное, включая обязательно серого коня (визитная карточка подразделения) и слугу-оруженосца, мушкетер покупал сам.
Примечательно, что в 1660 г. кардинал Мазарини подарил свое гвардейское подразделение королю Людовику XIV в честь его свадьбы. Так гвардейцы кардинала стали 2-й ротой королевских мушкетеров.
Граф Шарль д’Артаньян был действительно исторической личностью, и командовал королевскими мушкетерами с 1655 по 1673 г. При нем подразделение стало квартироваться в казармах в предместье Сен-Жермен (до этого мушкетеры жили на съемных квартирах), а так же получило славу по-настоящему элитной части.
С 1665 г. началась т.н. «война кружев» между двумя мушкетерскими ротами. Дело в том, что капитаном 2-й роты объявил себя сам король Людовик XIV, что породило противостояние в престиже, популярности и роскоши с 1-й ротой.
Кем были гвардейцы кардинала, чем они отличались от мушкетёров короля, и почему эти мушкетёры враждовали с гвардейцами?
Книги я трогать не буду, а вот по фильму пройдусь. Все помнят, как гвардейцы постоянно огребали мзды от мушкетёров, которых было всегда меньше. Но на самом деле, именно королевские мушкетёры всегда были в большинстве, что касается гвардейцев кардинала, то их было по сравнению с мушкетёрами мало.
Я скажу вам больше, если мушкетёры были типа спецназа, то гвардейцы кардинала считались неким элитным спецподразделением, типа Дельты американской. Они снабжались лучше, их выучка была на голову выше, соответственно, они и финансировались в разы лучше, чем мушкетёры.
Откуда же взялись эти самые гвардейцы кардинала, и правда ли, что они во главе со своим хозяином, кардиналом Ришелье, строили козни против короля Франции?
На самом деле, гвардейцы кардинала появились не только с ведома короля, Людовик XIII подарил 50 человек своих мушкетёров кардиналу Ришелье в знак благодарности. Ну, как подарил, мушкетёры были дворяне, никто дарить их права не имел, просто король приказал 50-ти своим мушкетёрам перейти на службу к кардиналу и охранять его.
Было это в 1626 году, когда кардинала Ришелье пытался уничтожить маркиз де Шале, так как кардинал мешал свергнуть короля с трона.
В общем получается, что гвардейцы кардинала – это те же мушкетёры короля, по крайней мере, изначально. Что же случилось потом, почему мушкетеры в последствии невзлюбили своих бывших товарищей?
А дело в том, что кардинал Ришелье был человеком целеустремлённым, и старался всё доводить до совершенства.
Своих мушкетёров, названных гвардией кардинала, он начал жёстко муштровать, обучать и так далее. Не сам, разумеется, а нанимать военных специалистов. Дабы бывшие мушкетёры не возмущались, их начали так финансировать и снабжать новейшим вооружением, что они просто не думали возмущаться.
А что же королевские мушкетёры? Они видели, что их соратники вдруг разбогатели, и стали завидовать тем. Всё это перерастало в оскорбления и дуэли. Потом гвардия кардинала увеличилась до 150 человек, причём Ришелье отбирал для себя лучших из лучших дворян.
Кстати, на счёт дуэлей – хотя они и запрещались, король сквозь пальцы смотрел на забавы своих мушкетёров, он считал, что дуэли поднимают воинский дух. А вот кардинал Ришелье дуэли не любил, и жёстко наказывал за них как своих гвардейцев, так и королевских мушкетёров.
Да, кстати, а вы знали, что конкретно королевских мушкетёров было всего 150 человек? А гвардия Ришелье в 1642 году достигла 420 человек, вот только именно гвардейцев кардинала было тоже около 150 человек – это были конные мушкетёры (гвардейцы). Остальные были пешими мушкетёрами (гвардейцами) и жандармами.
Кстати, все домыслы о том, что в королевские мушкетёры брали многих, а в гвардейцы кардинала только дворян, лишены основания, ведь Людовик XIII в 1622 году сам издал указ о том, что в королевские мушкетёры разрешено брать только дворян.
кардинал на такие мелочи внимания не обращал, ему нужны были лучшие воины, а не знатнейшие.
А вот мушкетёрам короля казна выдавала только мушкеты, остальным они закупались за свои деньги.
Перед тем, как отправиться в мир иной, Ришелье передал всю свою личную гвардию королю Франции, так что гвардейцы кардинала опять превратились в мушкетёров короля.
Три мушкетёра
«Три мушкетёра» (фр. Les trois mousquetaires) — историко-приключенческий роман Александра Дюма-отца (Дюмания), написанный в 1844 году в соавторстве с Огюстом Маке. Один из кодификаторов «романов плаща и шпаги» в истории, имеющий десятки экранизаций и театральных адаптаций, благодаря чему его смело можно назвать самым популярным творением Дюма.
Является частью «мушкетёрской трилогии» вместе с продолжениями «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или десять лет спустя» (последнее произведение в свою очередь тоже разбивают иногда на трилогию — собственно «Виконт де Бражелон» (первый том), «Луиза де Лавальер» (второй том) и «Человек в железной маске» (третий том)). Существует также авторский театральный приквел — пьеса «Юность мушкетёров» — и авторский вбоквел (сказка «Пьеро» позиционируется как шоу внутри шоу, рассказываемое Арамисом своему сыну от герцогини де Лонгвиль).
Содержание
Сюжет [ править ]
На дворе 1625 год. Молодой дворянин из Гаскони, д’Артаньян, отправляется в Париж за своей мечтой — стать мушкетёром короля. По дороге он наживает себе врагов в лице агентов могущественного кардинала Ришельё — Рошфора и роковой красавицы миледи Винтер. А в самом Париже он встречает троих мушкетёров — Атоса, Портоса и Арамиса — которые станут его друзьями на всю жизнь.
История вмешивается в сюжет — кодификатор. Несмотря на все старания, ключевые события истории герои не изменят: Бэкингема убьют, Карлу Первому срубят голову и так далее.
Персонажи [ править ]
Персонажей в романе великое множество. Это приводит к тому, что в его экранизациях царит троп «Два в одном и три в одном» (что зачастую аукается, если экранизируют всю трилогию — например, лорд Винтер, выкинутый из «Трёх мушкетёров» в советской экранизации, оказался сюжетообразующим в «Двадцать лет спустя», пришлось извращаться; о слугах вовсе молчу, про них забывают зачастую не только у нас, хотя опять же, в «Двадцать лет спустя» некоторые из них значительно поднимают уровень крутизны).
Что здесь есть [ править ]
про фехтование той эпохи
Адаптации [ править ]
Тропы, характерные для адаптаций [ править ]
Наиболее значимые экранизации [ править ]
Тысячи их, но автору статьи лень заниматься копипастой
«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978) и сиквелы [ править ]
Режиссёр — Юнгвальд-Хилькевич, д’Артаньян — Боярский. Единственная полная экранизация всей трилогии с мушкетёрами.
За четыре года до фильма уже была выпущена виниловая пластинка — именно из этого аудиоспектакля в фильм попали и многие песни, и некоторые фразы («Партию я не выиграл, а жизнь, кажется, уже проиграл»).
Дерусь семь раз я на неделе, Но лишь тогда, когда задели, Когда вы честь мою задели, Ведь, право, я не дуэлянт.
Заграница [ править ]
Теперь БАНАНОВЫЙ! [ править ]
Озвереть в адаптации [ править ]
«Три мушкетёра» в чужом творчестве [ править ]
Наиболее известные опубликованные фанфики/фан-сиквелы [ править ]
Отсылки [ править ]
Жил когда-то во Франции Шевалье д’Артаньян. Алые губы Констанции Нежно он целовал и напевал…
Трусов плодила Наша планета, Все же ей выпала честь, — Есть мушкетеры, Есть мушкетеры, Есть мушкетеры, Есть!
Летят мгновенья на часах. Я — Д’Артаньян, и на весах Любовь и долг, борьба, где шпаги довод весок. Один за всех — к чему ж тянуть? Нас не согнуть, так — в добрый путь, Иначе как же королева без подвесок!?
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
Les pays stéréotypés: Franglespagne
TV et bande dessinée
Миры | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
---|---|
Книги (русскоязычные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (на других языках) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |
Зарубежное неангло-американское искусство | ||
---|---|---|
Комплексные франшизы | Горец (Аргентина-Франция-Канада-Литва) • Звёздные врата (Франция-Канада) | |
Фольклор и переработки | Артуровский цикл (кельты, Британия) (Тристан и Изольда (кельты) • Бейбарс (Египет) • Беовульф (англосаксы) • Библия (древние евреи) • Гомер («Илиада» и «Одиссея», древние греки) • Вергилий («Буколики», «Георгики», «Энеида», древние римпляне) • Ка́левала (карелы и финны) • Манас (Киргизия) • Нартский эпос (Кавказ) • Песнь о Гайавате (индейцы оджибве и др.) • Песнь о Нибелунгах (германцы) • Песнь о Роланде (Франция) • Роман о Лисе (Франция) • Тысяча и одна ночь (арабы) • Эдда (Скандинавия) • Эпос о Гильгамеше (аккадцы и др. народы Месопотамии) Красная Шапочка (Le Petit Chaperon rouge, Rotkäppchen — западноевропейская сказка) | |
Литература и театр | ||
Кино (включая совместное с США и Британией производство) | Авалон (Япония-Польша) • Амели (Франция) • Артур и минипуты (Франция) • Балканский рубеж (Сербия совместно с Россией) • Бункер (Австрия-Германия-Италия-Россия) • Вера, обман и минимальная плата (Канада)• Вечный Зеро (Япония) • Кинотрилогия «Властелин колец» (Новая Зеландия) • Годзилла (Япония) • Господин Никто (Канада-Бельгия-Франция-Германия) • Дредд (ЮАР) • Железное небо (Финляндия-Германия-Австралия) • Железное небо: Грядущая раса (Финляндия-Германия) • За стенами (Франция-Бельгия) • Земляничная поляна (Швеция) • Зита и Гита (Индия) • Кибервойны (Сингапур) • Класс (Эстония) • Королевская битва (Япония) • Кровавые машины (Франция) • Лабиринт Фавна (Испания) • Ларго Винч (Начало • Заговор в Бирме) (Франция) • Леон (Франция) • Мученицы (Франция) • Нирвана (Италия-Франция) • Облачный атлас (Германия-Гонконг-Сингапур) • Олдбой (Южная Корея) • Паразиты (Южная Корея) • Плачущий убийца (Канада, по мотивам манги) • Подводная лодка (Германия) • Поезд в Пусан (Южная Корея) • Покажи мне любовь (Швеция-Дания) • Пришельцы (Франция и Ко) • Пятый элемент (Франция) • Район №9 (ЮАР) • Реальные упыри (Н. Зеландия) • Сайлент-Хилл (2) (Канада-Франция) • Сёстры Магдалины (Великобритания/Ирландия) • Счастливого Рождества, мистер Лоуренс (Япония, по роману южноафриканца) • Такси (Франция) • Укрощение строптивого (Италия) • Фантагиро (Италия) • Фантомас (Франция) • Хороший, плохой, долбанутый (Ю. Корея) • Хороший, плохой, злой (Италия-Испания-ФРГ) • Элизиум: Рай не на Земле (снят в США канадцем из ЮАР, который снял Район № 9) | |
Телесериалы | ||
Мультфильмы | ||
Мультсериалы | Cybersix (Япония, Канада, Франция) • ReBoot (Канада) • Usavich (Япония) • Wakfu (Франция) • W.I.T.C.H. (Италия)• Zig et Sharko (Франция) • Вуншпунш (Канада, Франция, Германия) • Клуб Винкс: Школа волшебниц (Италия) • Леди Баг и Супер-Кот (Франция-Ю. Корея) • Небесные рыцари (Канада) • Охотники на драконов (Франция-Китай) • Приключения Альфреда Квака (Нидерланды, Япония, ФРГ) • Рыжик и Ёжик (КНДР) • Семейка Тофу (Франция, Канада) • Страна троллей (Дания, Германия) • Табалуга (Австралия, Германия) • Долгие, долгие каникулы (Франция) | |
Музыка | ||
Древний мир. Средневековье | Троянская война (Гомер, «Илиада») • Гражданская война в Англии (Столпы Земли) • Греко-персидские войны (Анабасис • Саламин • 300 спартанцев) • Троецарствие (Одноимённый роман) • Гэмпэй (Повесть о доме Тайра) • Реконкиста («Песнь о моём Сиде» и экранизация • «Песнь о Роланде») • Крестовые походы (Царство Небесное • Medieval II: Total War: Kingdoms (Компания крестоносцев) • Assassin’s Creed I) • Ливонский поход на Русь (Александр Невский • Medieval II: Total War: Kingdoms (Тевтонская компания) • Столетняя война (Проклятые короли • «Thy Majestie», «Jeanne D’Arc» • Бесконечный Мир) • Намбокутё (Повесть о Великом Мире) • Сэнгоку (Игровая серия Total War — Сёгун и Сёгун 2) | |
Новое время | Тридцатилетняя война (Симплициссимус • Приключения капитана Алатристе • Sabaton, первая половина альбома «Carolus Rex») • Северная война («Полтава» Пушкина • Sabaton, вторая половина Carolus Rex • Тобол) • Семилетняя война (Гардемарины — III) • Американская революция (Сыны свободы) • Наполеоновские войны («Война и мир» (и несколько экранизаций) • Граф Монте-Кристо (завязка) • «Мёртвые души» (вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине») • Приключения королевского стрелка Шарпа • Пушкин, «Черногорцы» • М. Лермонтов, «Бородино») • Англо-американская война (Табу) • Гражданская война в США (Wildwood Boys • Джоси Уэйлс — человек вне закона • Хороший, плохой, злой • Рождение Нации) • Англо-бурская война (Капитан Сорвиголова • Р. Киплинг • «Человек с побелевшим лицом»/«Побелевший воин» («Архив Шерлока Холмса») • Оборона Дурацкого брода) | |
Первая мировая война | Киплинг • Похождения бравого солдата Швейка • Тихий Дон • Лоуренс Аравийский • Red Baron • Война в небе – 1917 • Sabaton • Ария • Battlefield 1 | |
Гражданская война в России | Бронепоезд 14-69 • Булгаков («Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных») • Кондуит и Швамбрания • Хождение по мукам • Тихий Дон • Белое солнце пустыни • Достояние республики • Кто заплатит за удачу? • Неуловимые мстители • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Чапаев • Адъютант его превосходительства • Assassin’s Creed Chronicles: Russia | |
Вторая мировая война и её последствия | Литература: Б. Васильев («А зори здесь тихие…» • «В списках не значился») • Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере») • Лев Кассиль («Великое противостояние» • «Улица младшего сына» • «Дорогие мои мальчишки») • В. Линна («Неизвестный солдат») • Б. Полевой («Повесть о настоящем человеке») • «Живые и мёртвые» • М. Шолохов («Судьба человека») • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Я. Пшимановский («Четыре танкиста и собака» (и его экранизация) • Стюарт Слейд («Изо всех сил») • А. Бек «Волоколамское шоссе»
|