три толстяка в каком классе читают
Три толстяка — детская книга совсем не для детей…
Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!
То ли нам ее в школе не задавали к прочтению, то ли я «в тот день» болела, но книгу «Три толстяка» я, однозначно, в свое время не читала. Более того, я даже не смотрела одноименный фильм и такой же мультфильм, хоть и слышала об их существовании. (Я только писала статью в оправдание лишнего веса).
Нет, ну совсем я «дремучий лес», отрывки этого мультфильма я видела, но он не произвел на меня никакого впечатления и потому в его просмотр я особенно не углублялась. И вот знакомство с этим произведением стало для меня откровением. Причем, откровением неприятным.
Заставляя ребенка читать книгу, я постоянно сталкивалась с ее яростным сопротивлением этому процессу. Не скажу, что она вообще любит читать, но обычно сопротивление происходит как-то вяло, как бы в робких попытках отнекиваться. Получив достойный отпор, она покорно идет исполнять мамины указы. Но тут я видела, что ей это действительно в тягость. И я решила сама прочитать эту книгу, которая по своему жанру, как я поняла, относится к сказкам.
Сказки, по своей сути, хоть и заканчиваются всегда победой добра над злом, тем не менее, содержат в себе промежуточные элементы насилия и жестокости. Но сказка «Три толстяка», по-моему, превзошла все дозволенные нормативы, позволяющие отнести ее к разряду творчества для детей.
Как бы с одной стороны я понимаю, что современных детей мало чем испугаешь или удивишь, но мне кажется такое произведение должно быть интересно людям, изучающим, к примеру, риторику, как наглядное пособие применения аллегорий, метафор и эпитетов, но никак ученикам второго класса, пускай уже и закончившего его.
Когда я у дочери спросила, что она может рассказать о прочтенной книжке, каков будет ее отзыв о книге «Три толстяка», так она только и смогла, что вспомнить об испорченной кукле, даже близко не подозревая какой она вклад внесла в дело победы революции бедняков против класса богачей начала 20-го века.
Такая книга тем более могла бы быть и была интересной во времена цензуры, но не сейчас, когда пресловутой свободой слова не пользуется разве что ленивый. Да и в жизни не всегда все так однозначно, как пытается передать нам сказка.
А вы читали книгу Ю.Олеши «Три толстяка»?
Список же литературы на лето после третьего класса выглядит так:
Урок литературного чтения в 4-м классе. «Ю.Олеша. «Три Толстяка»
Предмет: литературное чтение по учебнику «В океане света» часть 2, авторов – Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., образовательная программа «Школа 2100».
Класс: 4
Тема урока: Ю. Олеша из книги «Три Толстяка». Кукла с хорошим аппетитом.
Цели урока: начать знакомство с творчеством Ю. Олеши, ознакомить учащихся с отрывком из сказки, отрабатывать навыки чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость, продолжить обучение элементарному анализу текста; развивать связную монологическую и диалогическую речь, память, творческое мышление, внимание, воображение, навыки самостоятельной работы с книгой; способствовать развитию читательской самостоятельности и активности учащихся, развивать читательский интерес, кругозор учащихся; воспитывать трудолюбие, усидчивость, ответственность дисциплинированность, настойчивость; развивать силу воли, умение преодолевать трудности, навыки культуры общения, интерес к литературе как к художественной культуре; желание познания неизвестного.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные, эвристические.
Психологический аспект: учет возрастных особенностей детей, создание благоприятного психо-эмоционального фона.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная работа, работа с текстом, индивидуальное и выборочное чтение.
Оборудование: портрет Ю. Олеши, роман-сказка «Три Толстяка», фотографии персонажей из сказки – Приложение 1 и Приложение 2, магнитофон, записи песен, компьютерная презентация.
Комментарии: урок является первым из серии уроков по данному произведению, несет в себе ознакомительную функцию вхождения в произведение. Произведение революционного характера, необычен и его жанр – авантюрно-приключенческий роман – сказка, сложное для восприятия детей, но доступное им. Выставление отметок за урок не предполагается, так как прозвучат свободные высказывания детей, их мнения, личные впечатления. Будет использован прием становления рефлексивной самооценки учащихся. Этап проверки домашнего задания будет отсутствовать, так как не было задано учителем, работающим в данном классе. Урок проходит в виде путешествия в сказку, где учитель вводит ребят в произведение, знакомит с главными героями и строит дальнейшую работу по тексту, данному в учебнике. Эврика – открытие неизвестного автора-сказочника Ю. Олеши детьми. Домашнее задание будет состоять из поиска ответа на проблемный вопрос: почему читаемый отрывок из сказки «Три Толстяка» Ю. Олеши назван «Кукла с хорошим аппетитом», дочитав отрывок, дети сумеют найти ответ на поставленный вопрос.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой детей на успешную работу.
(Звучит фонограмма песни “В гостях у сказки”)
– Здравствуйте, дети! У нас сегодня необычное начало урока и урок будет необычным. Мы видим друг друга в первый раз, вы знаете, я немножко волнуюсь. Но я верю в себя, я верю в вас, у нас получится замечательный урок. Скажите про себя эту фразу (говорят), теперь скажите вслух (говорят), а я верю в вас. Приглашаю в путешествие!
II. Вводная беседа.
– Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей.
– Ребята, согласны ли вы с этими словами? (ответы детей)
– С кем водятся волшебники?
– Где можно встретить волшебников?
– Как вы понимаете пословицу: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок?”
– Каких писателей-сказочников знаете?
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке вы откроете для себя еще одного писателя-сказочника и узнаете о его замечательной сказке, известной всему миру. Это Юрий Карлович Олеша.
IV. Рассказ учителя об авторе и знакомство детей с произведением (заочное)
– Детство Ю.К. Олеши прошло в Одессе. Его отец – бедный польский дворянин, а мама – простая верующая женщина. Маленький Юрий с детства проявлял интерес к чтению. Писать стихи начал рано, еще учась в гимназии. По окончанию гимназии поступил в университет, получил профессию юриста. Позже переехал в Москву. Работал журналистом, писал стихи, статьи для журналов и газет, пьесы и сценарии. Писатель жил в очень сложное время, когда власть в стране принадлежала богачам и помещикам. Простому народу приходилось много работать, а жили люди впроголодь, в нищите. Рабочих обижали, не платили им деньги за труд. Писатель с сочувствием относился к простому народу, он и сам жил в нищите и не мог с этим мириться. Так возникла идея написать роман-сказку для детей “Три Толстяка”. Автор хотел рассказать, как тяжело живется рабочим и крестьянам. Как несправедливы и жестоки к ним богачи. И как народ борется с со злом и обманом. Эта сказка была переведена на 17 языков мира, она много раз переиздавалась, по ней сняты кинофильмы и мультфильмы. Я приглашаю вас в путешествие по Городу Трех Толстяков.
– Мы с вами прочитаем только отрывок из сказки, но чтобы понять, о чем идет речь, я расскажу вам о предшествующих этому событиях. (рассказ учителя по содержанию сказки, сопровождается показом фотографий героев)
V. Физпауза.
– Суок очень любит сочинять песенки и танцевать, давайте и мы вместе с ней отдохнем и потанцуем.
VI. Работа по тексту учебника.
а) чтение 1 части учителем или хорошо читающими детьми;
б) вопросы по содержанию, выборочное чтение;
– Как ждет наследник Тутти прибытия куклы? ( с волнением, с радостью, с нетерпением)
– Почему рядом с ним именно учитель географии? (зачитайте)
– Какова задача у учителя гимнастики? (подтвердите словами из текста)
– Для кого прибытие куклы было восхитительным? Почему?
в) чтение 2 части детьми по цепочке;
г) анализ прочитанного, упражнение в выразительном чтении;
– Что помогло Суок играть роль куклы? (она была цирковой артисткой)
– Каким чувством наполнена сцена появления Суок во дворце? (восторга, любования)
– Прочитайти выразительно описание куклы-Суок, передайте чтением восторг и восхищение, которые испытывает Тутти.
– Каким Суок увидела Тутти?
– Таким ли она его себе представляла?
– Что вы узнали о наследнике Тутти из этой части текста?
VII. Обобщающая беседа.
– Случайно ли появилась во дворце живая кукла?
– О каких еще героях сказки узнали?
– Кто вам симпатичен, кто противен? Почему?
– Какого писателя-сказочника открыли для себя?
– Захотелось ли вам прочитать всю сказку?
– Все ли вам понятно по содержанию сказки?
– А у меня к вам есть вопрос, он будет являться вашим дом. заданием.
VIII. Домашнее задание.
– Почему отрывок из сказки, который мы начали читать называется “Кукла с хорошим аппетитом?”
– Дома вы прочитаете 3 и 4 часть и постараетесь найти ответ на этот вопрос.
IX. Рефлексия.
– Наше путешествие в Город Трех Толстяков сегодня подходит к концу.
– Ребята, за что вы можете похвалить своих одноклассников?
– Спасибо вам за урок, я желаю вам интересных путешествий по страницам книги Ю.Олеши «Три Толстяка».
Урок по литературному чтению «Три толстяка» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок-исследование по сказке «Три Толстяка» Ю. Олеши
Цель: Формирование навыков работы со сравнениями и применения их в речи.
— научить видеть в тексте сравнения
— познакомить учащихся со стилем Ю. Олеши
— научить работать со сравнениями в тексте;
— научить формулировать выводы, анализировать текст и грамотно излагать свои мысли;
— научить работе в группах
— научить слушать и слышать друг друга
— привить навык толерантного общения в коллективе.
Психологический настрой детей на успешную работу.
И не забывайте следовать золотому правилу:
«Что узнал на уроке – применяй в жизни»
(Фонограмма « В гостях у сказки» )
Сказка в гости к нам пришла,
В мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем,
Свои знания покажем.
-Но чаще всего сказки смело и весело врываются в мир нашего детства, учат вас разбираться в людях, помогают понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь.
— Я вам предлагаю отправиться в путешествие. А чтобы в дороге нам не было скучно, предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»
Как лететь с земли до звезд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает доктор наш (Гаспар)
Попал Просперо в меткий
Сидит в железной клетке
Как три пшеничные мешка
Три развалились (Толстяка!)
У них важнее нет забот,
Как только вырастить (живот!)
Эй, берегитесь, Толстяки:
Пришли последние (деньки!)
— Молодцы ребята! Вы наверно уже догадались о чем и о ком мы будем говорить на уроке?
— Мы отправляемся путешествовать по сказке Юрия Олеши «Три Толстяка». Эта сказка была переведена на 17 языков мира, она много раз переиздавалась, по ней сняты кинофильмы и мультфильмы. Я приглашаю вас в путешествие по Городу Трех Толстяков.
-О чём и о ком говорится в этой главе?
Три Толстяка» (1928 год написания), глава 9, «Кукла с хорошим аппетитом «- про девочку Суок, её друга гимнаста и канатоходца Тибула, оружейника Просперо, наследника престола Тутти и правителей выдуманной страны Трёх Толстяков.
-Он изображает их смелые и благородные поступки, рассказывает, как их любит весь народ, делает их внешне привлекательными.
-А что же отрицательные герои? Оказывается, Олеша делает так, что мы всё время над ними смеёмся, начиная с их наименования. Они смешно выглядят, оказываются в смешных ситуациях, даже сравнения, посвящённые им, смешны.- А зачем автору изображать отрицательных персонажей смешными? (Когда смешно – уже не страшно. Пусть Толстяки жестоки и им принадлежит власть – мы не воспринимаем их всерьёз и не боимся их.)
— Ребята, Юрий Карлович говорил «Я твердо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удается лучше, иногда хуже. Зачем этот дар — не знаю. Почему-то он нужен людям… Мне кажется, что я только называтель вещей. Даже не художник, а просто какой-то аптекарь, завертыватель порошков, скатыватель пилюль.»
— Кто знает, как называется слово или выражение, употребляемое в переносном значении? (Метафора)
— Юрия Олешу можно по праву назвать «королем метафор».
Его сказка наполнена сравнениями.
Мы с вами сейчас поучаствуем в состязании с автором
Белый как…., холодный как…., трусливый как…., хитрый как…, неповоротливый как…, плюётся как…., скользкий как…., упрямый как …, ловкий как…, устал как…;
Вывод группы : в разговорной речи мы, не замечая этого, часто используем сравнения. Н-р, когда сравниваются качества человека с животными .
-Что мы можем рассказать о сравнении!
-Соедините потерявшиеся части устойчивых сравнений (фразеологизмов).
Соедините потерявшиеся части сравнений устойчивых сравнений (фразеологизмов).
не видать как…, … кошка с собакой
мечется как…, ….своих ушей
нужен как…, … банный лист
пристал как…, …сквозь землю
провалиться как…, …сыр в масле
свалиться как …, ….в аптеке
чувствовать себя как…, …снег на голову
кататься как…, …угорелый
точно как…, …собаке пятая нога
Сравнения выражаются следующими способами:
как, словно, будто, точно, похоже .
-А вам их предстоит найти и прочитать.
— Каждой группе раздать карточки с номерами глав.
«Доктор Гаспар увидел на зеленом пространстве множество людей. Они бежали к городу. Они удирали. Издали люди казались разноцветными флажками. Гвардейцы на лошадях гнались за народом.
Доктор Гаспар подумал, что все это похоже на картинку волшебного фонаря. Солнце ярко светило, блестела зелень. Бомбы разрывались, как кусочки ваты; пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков. Лошади гарцевали, поднимались на дыбы и вертелись волчком» (глава 1).
«Пары вертелись. Их было так много и они так потели, что можно было подумать: варится какой-то пестрый и, должно быть, невкусный суп.
То кавалер, то дама, завертевшись в общей сутолоке, становились похожими либо на хвостатую репу, либо на лист капусты или еще на что-нибудь непонятное, цветное и причудливое, что можно найти в тарелке супа.
А Раздватрис исполнял в этом супе должность ложки. Тем более, что он был очень длинный, тонкий и изогнутый» (глава 12).
Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как яйцо в кипятке (глава 3).
Сердце его прыгало, как копейка в копилке (глава 4, о продавце воздушных шаров).
И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов.
Женщина уронила толстую кошку. Коша шлепнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.
Трубка прыгала у него в зубах, точно сук от порывов бури.
Для чего авторы используют сравнения?
Что помогли увидеть в тексте сравнения?
-Увидеть в обычном необычное
-Более красочно описать героев, эпизоды
-Чтобы посмеяться над героями, выставить их в комичном свете
-Более полно и неожиданно раскрыть образ литературного героя.
Проверка домашнего задания:
— А сейчас каждой группе предстоит справиться с последним заданием
Кроссворд «Герои сказки».
В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки – капитана дворцовой гвардии. (Бонавентура)
-Та, чьё имя значит: «вся жизнь». ( Суок )
-Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу. ( Ганимед )
-Имя доктора. ( Гаспар )
-Учитель танцев. ( Раздватрис )
-Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку. ( Просперо )
-Лошадь, на которой ездила Суок. ( Анра )
-Наследник Трёх Толстяков. ( Тутти )
-Силач из балаганчика «Троянский конь». ( Лапитуп )
-Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок. (Бризак)
-Кличка лучшего попугая из зверинца. ( Лаура )
VII. Обобщающая беседа.
– Захотелось ли вам прочитать всю сказку?
— Послушайте финальный отрывок из книги Олеши «Ни дня без строчки», который начинается со слов: «Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личик, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот.. Что же и в самом деле самое прекрасное из того, что я видел на земле?»
(отрывок поможет ребятам лучше понять автора. В нём Олеша говорит и о том, как часто люди невнимательны к тому, что их окружает.)
Власти Толстяков приходит конец. А на той дощечке, которую вручил отважной Суок умирающий создатель куклы, он раскрыл ей важную тайну: она сестра Тутти, в четыре года похищенная вместе с ним по приказу Толстяков и затем разлученная с братом. Тутти оставили во Дворце, а девочку отдали бродячему цирку в обмен на попугая редкой породы с длинной красной бородой.
Конспект урока по чтению на тему «Три Толстяка» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока
Студентки: Ляшко Анастасии Юрьевны
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: « Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4). «Простые высокие истины» (обобщение).»
Тип урока: закрепление
Дидактическая цель урока: изучить и выявить все особенности произведения.
-обучающая: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); отрабатывать навыки чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость, продолжить обучение элементарному анализу текста;
развивающая: видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; развивать связную монологическую и диалогическую речь, память, творческое мышление, внимание, воображение, навыки самостоятельной работы с книгой; способствовать развитию читательской самостоятельности и активности учащихся, развивать читательский интерес, кругозор учащихся; воспитывать трудолюбие, усидчивость, ответственность дисциплинированность, настойчивость; развивать силу воли, умение преодолевать трудности, навыки культуры общения, интерес к литературе как к художественной культуре; желание познания неизвестного.
-воспитательная самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
Планируемые результаты:
-Личностные: изучить биографию, произведения и взять для себя что-то хорошее.
-Метапредметные: ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
-Предметные: Изучить произведение и биографию.
Настрой на урок, проверка принадлежностей для урока.
Ι. Актуализация знаний.
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
. О риентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
В классе мы прочли 1 часть. А дома вы должны были прочитать до конца. Вы прочитали?
А сколько глав у нас в учебнике?
Ребята, у нас в учебнике всего лишь фрагмент этой сказки.
А что значит фрагмент? И вы представляете, что инсценировка этой сказки показана во многих странах мира.
О чем это говорит? Как вы думаете?
С произведением мы познакомились. Надо же узнать и об авторе?
Олеша Юрий Карлович (1899-1960), русский прозаик, драматург. Родился 19 февраля (3 марта) 1899.
Отец, обедневший польский дворянин, был чиновником. Родным языком был польский.
Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи.
Окончив гимназию, приехал в Москву.
Олеша работал в редакции железнодорожной газеты «Гудок» литературным правщиком-редактором.
Книга Ю. Олеши «Три Толстяка», созданная в период строительства социализма в молодой стране Советов, рассказывала о людях, которые, прогнав трёх толстяков, впервые вздохнули свободно, почувствовали себя счастливыми.
Истоки этой сказочной истории лежат в реальных событиях.
Работа с текстом сказки Ю. Олеши «Три Т олстяка».
У нас сегодня будет опрос по произведению 3 толстяка.
Но чтобы нам ее на отлично выполнить и пройти необходимо вспомнить саму сказку.
Прочтем выразительно на оценку первую часть.
– Как ждет наследник Тутти прибытия куклы? – Почему рядом с ним был учитель географии? – Зачем под террасой стоял учитель гимнастики – Прочитайте картину прибытия куклы. (стр. 115 последний абзац.) А как описает автор куклу? (найдите из текста.) стр. 115-116
Чтение и анализ 2-й части. О чем вторая часть? (встреча Суок и Тутти ).
– Почему Суок прекрасно играла роль куклы? – Каким Суок увидела наследника Тутти? Прочтем из учебника (стр. 117)– Таким ли она его себе представляла? (стр. 118) прочтем это из учебника.
Вспомним 3 часть. О чем она? (первое выступление)
Как пела Саук? А что она пела прочтем из учебника? Стр. 119 Кому адресована песенка? О чем она рассказывает? Кто были зрителями во время выступления Суок? (прочтем) стр.119 Боялась ли этих зрителей Суок? Сколько лет было Тутти?
Как меняется язык сказки с появлением 3 толстяков?(предложения короче, мало прилагательных больше глаголов.) Что было под глазом одного из толстяков?А какой синяк? Что доктор попросил у толстяков?Прочитайте выразительно сцену бегства секретаря? Стр. 122
Теперь вспомним последнюю часть.
В чем причина счастья Тутти? Как он ведет себя? Как вы думаете, зачем автор красочно описывает пирожные? А вам захотелось их попробовать? Легко ли Суок было попросить кусочек пирожного? (прочтем из текста стр. 124) Что ее сдерживало?
Как заканчивается 5 часть? Прочтем предложение.
Как вы думаете, может быть у этого мальчика железное сердце? Почему?
Мы сказали, что это всего лишь отрывок, но если вам будет интересно и вы все прочитает, то узнаете, что у мальчика живое сердце а не железное. Но Три Толстяка всё время внушали Тутти, что сердце у него железное и поэтому он должен быть жестоким и злым.
Вот мы все разобрали. Скажите, о чем эта сказка? О том, как мальчик возвращает куклу.
А смысл в чем заключается? Он не понимает, что она настоящая. Что ему с ней очень хорошо.
Узнай по прилагательному героя сказки: золотой (Тутти у него золотые волосы) розовая (Суок похожа на розовое облако) железный (Тутти у него железное сердце)
Назовите по именам всех героев.(Тутти суок гаспар Учитель географии гимнастики)
Рассмотрим картинки из фильма. И узнаем, по ним кто на них изображен.
Скажите, кто на ваш взгляд положительный герой, а кто отрицательный?
Библиотечный урок по сказке Ю.Олеши «Три толстяка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Библиотечный урок по сказке Ю.Олеши «Три толстяка»
. познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю.Олеши;
. разобрать литературоведческие термины «метафора», «стиль», «сравнение»;
.обсудить сказку «Три толстяка».
I .Вступительное слово библиотекаря
Здравствуйте, ребята! Сегодня на библиотечном уроке мы с вами знакомимся с интересным человеком, писателем с необычной фамилией – Олеша.
В качестве эпиграфа мы выбрали слова автора сказки «Три толстяка2» Юрия Олеши: «Очень мало было авторов, писавших сказки. Поэты этого рода – действительно редкое и удивительное явление. Здесь не может быть подделки, и здесь поэзия и выдумка первоклассны, здесь индивидуальность автора исключительна».
II . Биографическая справка
Юрий Карлович Олеша родился на Украине в городе Кировограде; его отец был польским дворянином. Он имел древние корни: его предки были очень именитыми, им полагался родовой герб: олень с золотой короной, надетой на шею. Своей родиной считал Одессу, именно там прошли его детство и юность. После окончания гимназии поступил в университет на юридический факультет. Проучившись два года, оставил учёбу. В начале 20-х годов переехал в Москву.
Свой знаменитый роман-сказку «Три толстяка» Олеша писал в перерывах между работой для газеты «Гудок». Жил он в то время в крохотной комнатке, писал, лёжа на полу, используя для этого рулон типографской бумаги.
Как говорил писатель, сказка является отражением гигантских событий в жизни общества. В романе происходят события, чрезвычайно похожие на те, очевидцем которых он был ( революция, Гражданская война, освобождение Одессы от оккупантов).Это, несомненно, политический роман, окрашенный сказочностью.
Юрий Олеша очень любил театр, и ему очень хотелось, чтобы сказка была театральной. Многие отрывки из сказки похожи на текст сценария, а многие – на описание циркового представления. Недаром «Три толстяка» стали и балетом, и пьесой, и кинофильмом.
Умер Олеша в Москве 10 мая 1960 года.
III . Работа с тестом сказки
— Ребята, давайте с вами посмотрим, какой жанр у произведения «Три толстяка»?
— Что характерно для сказки?
— Давайте обратим внимание на начало сказки: « Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле…». Если в книге нет ничего волшебного, почему это сказка?
— Писатель рассказывает о серьезных событиях – вооруженном восстании – так красочно, ярко, что нам не страшно, а весело. Сказочным делает роман его необыкновенная метафоричность.
МЕТАФОРА( от греческого metaphora – перенос) – иносказательное слово, основанное на отождествлении явлений жизни по сходству признаков, качеств, свойств. В основе метафор лежит одушевление, или олицетворение.
Следовательно, то, как написано это произведение, стиль изложения и делает его сказкой.
СТИЛЬ – единство образной системы, изобразительно-выразительных средств, творческих приемов, обусловленное единством идейного содержания.
А теперь давайте рассмотрим один из литературных приемов, называемый сравнение.
СРАВНЕНИЕ – образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. Этот прием широко используется в художественной речи. Он выявляет сходство, соответствия, параллели между природными явлениями и жизнью людей, между людьми.
. Найдем в тексте приёмы сравнений:
. «легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье»;
. «Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах, с их жёнами, у которых юбки походили на розовые кусты; торговцев с графинами, лотками, мороженицами и жаровнями; тощих площадных актёров, зелёных, жёлтых и пёстрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла…»;
. «Кошка шлёпнулась, как сырое тесто»;
. «Гром запрыгал, как мяч, и покатился по ветру»;
. «Зоолог висит на суку, как выстиранная рубаха»;
. «Платье её затрепетало, точно крылья у пойманной бабочки».
Посмотрите, как одно и то же явление описывается по-разному:
. «Сердце его прыгало, как копейка в копилке»;
. «Сердце его забилось снизу вверх, как будто он не выучил урока»;
. «Сердце его прыгало, как яйцо в кипятке»;
. «Шпоры его походили на кометы».
.Какой цветок чаще всего упоминается в сказке?
Давайте найдем в тексте сказки сравнения со словом роза:
. «Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках»;
. « Железная роза в узоре решетки»;
. «Раны от пуль гвардейцев цвели на её шкуре розами»;
. « Розовые туфли с золотыми розами вместо пряжек»;
. «У одного из них под глазом темнел синяк в форме некрасивой розы…»
IV .ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
. Какое невероятное происшествие произошло на площади Суда?
( « Продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух»);
. Почему ТРИ ТОЛСТЯКА лишили наследника ТУТТИ общества детей и устроили зверинец?
(Они хотели, чтобы мальчик вырос жестоким и злым, чтобы у него развилось «железное сердце);
.Как воспитывали ТУТТИ?
( Он жил изолированно: не видел детей, не знал, что происходит в мире, его никогда не вывозили из дворца; людям, окружавшим ТУТТИ, было запрещено улыбаться, ТУТТИ никогда не слышал звонкого смеха; его воспитатели были стариками);
. Какая просьба была у доктора ГАСПАРА взамен на новую куклу для ТУТТИ?
( Он потребовал, чтобы всем пленникам даровали жизнь – казнь отменили, а плахи сожгли);
. Как ПРОСПЕР смог убежать из дворца ТРЕХ ТОЛСТЯКОВ?
(СУОК узнала, что в дворцовой кухне есть тайный ход, он спрятан под одной из кастрюлей);
.Почему СУОК не почувствовала отвращения, когда она увидела ТУТТИ?
( Она его представляла «отвратительным, чем-то вроде знатной старухи, только с длинным и тонким языком малинового цвета, всегда высунутым наружу». А он оказался обычным мальчиком);
. Почему ТУТТИ и СУОК( брат и сестра) были разлучены?
(ТРИ ТОЛСТЯКА хотели воспитать в наследнике жестокость, бессердечие. Они приказали ученому ТУБУ, чтобы он сделал для мальчика железное сердце, но он отказался, за что был посажен в клетку);
. Как переводятся имена ТУТТИ и СУОК?
.Угадайте героев по описанию:
. «Он был длинный, с маленькой круглой головой, с тонкими ножками – похожий не то на скрипку, не то на кузнечика».(УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ).
. « Голова, круглая рожа, похожая на чайник, расписанный маргаритками, торчала наружу… Поэт мог принять его за лебедя в белоснежном оперении, садовник – за мраморную статую, прачка – за гору мыльной пены, а шалун – за снежную бабу».
(ПРОДАВЕЦ ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ В ТОРТЕ);
. «Они ели больше всех. Один даже начал есть даже салфетку…оставив салфетку, тут же принялся жевать ухо, между прочим, оно имело вид вареника».
(ТРИ ТОЛСТЯКА).
. «Перед ней стоял худенький мальчик, похожий на злую девочку, мальчик, сероглазый и немного печальный, наклонивший растрепанную голову набок».
. «Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, вы бы сказали, что это шалунья, притворяющаяся скромницей».
Закончить мне бы хотелось одной забавной историей, произошедшей с писателем:
Действительно, читая книги Юрия Олеши, понимаешь, будто он существовал всегда, вечно, не мог не существовать.