триумфальная арка в россии в каких городах
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Триумфальные арки России
Триумфальные арки создавали в честь победителей или в честь каких-то важных событий.
Триумфальная арка в Благовещенске, Россия
Построена в 1891году по проекту архитектора И.Буковицкого в честь приезда будущего наследника престола Цесаревича Николая Романова – будущего Императора Николая II.
В 1928 году после сильного наводнения арка развалилась.
В 2005 году арку восстановили.
Николаевская триумфальная арка во Владивостоке, Россия
Построена в 1891 году в честь приезда в город цесаревича Николая как символ и оплот царской власти на берегу Тихого океана.
Снесена в июне 1927 г. по приказу Владивостокского окружного исполнительного комитета.
Восстановлена часовня-арка по фотографиям в 2003 году на улице Петра Великого во Владивостоке, Россия
Триумфальная арка в Воронеже, Россия
Построена в 1914 году в честь приезда в Воронеж императора Николая II
Снесены в 1917 году
Триумфальная арка в Грозном, Чечня, Россия
Построена в 2006 году к 30-летию президента Чечни Рамзана Кадырова
Триумфальная арка в станице Екатериноградской, КБР, Россия
Построена в 1785 году в честь основания здесь губернского города.
До 1847 года была надпись: «Дорога в Грузию» ( именно здесь начиналась Военно-Грузинская дорога)
Арка в Ингушетии (проект) Копия арки в Нальчике
Московские Триумфальные ворота в Иркутске, Россия
Строилась с 1811 по 1813 год по проекту архитектора Я. А. Кругликова в честь десятилетия восшествия на престол императора Александра I
Амурские ворота на спуске с Крестовой горы в Иркутске, Россия
Построены в 1858 году для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который возвращался с Амура после подписания Айгунского договора с Китайской Империей. По нему Россия получила левый берег Амура с рядом обширных территорий, была закреплена граница между двумя государствами.
Снесены в 1920 году из-за ветхости.
Бранденбургские ворота в Калининграде, Россия
Построены в Кёнигсберге в 1657 году на дороге, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).
Триумфальная арка «Курская дуга» в Курске, Россия
Построена в 2000 году по проекту архитектора Евгения Вучетича в честь победы советских войск в битве на Курской дуге в 1943 году
Александровская триумфальная арка (Царские ворота) в Краснодаре, Россия
Построена в 1888 году по проекту архитектора В.А.Филиппова в честь приезда в город императора Александра III с семьей.
Была демонтирована в 1928 году.
Восстановлена в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина
Триумфальная арка в Красноярске, Россия
Построена в 2003 году в честь 375-летия Красноярска
Триумфальные ворота у Парка Победы в Москве, Россия
Строилась с 1829 по 1834 год по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Триумфальные ворота (Красные ворота) в Москве, Россия
Построены в 1709 году по приказу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве
Красные ворота снесены в 1927 году, при расширении Садового кольца
Арка в Нальчике, КБР, Россия
Триумфальная арка (Северо-восточная) в Новочеркасске, Россия
Были построены две идентичные арки на западном и северо-восточном въезде в город
Арка «Старая Смоленская дорога» около Одинцово, Московская обл., Россия
Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек в Санкт-Петербурге, Россия
Строилась с1834 по 1838 год по проекту архитектора В. П. Стасова в память о героях Отечественной войны 1812 года.
Триумфальная арка Главного штаба в Санкт-Петербурге, Россия
Строилась с 1819 по 1829 год по проекту архитектора К. И. Росси как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года
Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, Россия
Строилась с1834 по 1838 год по проекту архитектора В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828-1829 годы).
Петровские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, Россия
построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини в честь освобождения берегов Невы.
Тифлисские триумфальные ворота в Ставрополе, Россия
Построены в 1841 году к 30-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
Разрушенны в 30-х годах ХХ века, восстановлены в 1998 году
Триумфальная арка в Улан-Удэ, Россия
Построена в 1891году по проекту архитектора в честь приезда будущего наследника престола Цесаревича Николая Романова – будущего Императора Николая II
Снесена в 1936 году
Восстановлена в 2006 году
Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям
Триумфальные арки России
Триумфальные арки России
Триумфальные арки создавали в честь победителей или в честь каких-то важных событий.
Триумфальная арка в Благовещенске, Россия
Построена в 1891году по проекту архитектора И.Буковицкого в честь приезда будущего наследника престола Цесаревича Николая Романова – будущего Императора Николая II.
В 1928 году после сильного наводнения арка развалилась.
В 2005 году арку восстановили.
Николаевская триумфальная арка во Владивостоке, Россия
Построена в 1891 году в честь приезда в город цесаревича Николая как символ и оплот царской власти на берегу Тихого океана.
Снесена в июне 1927 г. по приказу Владивостокского окружного исполнительного комитета.
Восстановлена часовня-арка по фотографиям в 2003 году на улице Петра Великого во Владивостоке, Россия
Триумфальная арка в Воронеже, Россия
Построена в 1914 году в честь приезда в Воронеж императора Николая II
Снесены в 1917 году
Триумфальная арка в Грозном, Чечня, Россия
Построена в 2006 году к 30-летию президента Чечни Рамзана Кадырова
Триумфальная арка в станице Екатериноградской, КБР, Россия
Построена в 1785 году в честь основания здесь губернского города.
До 1847 года была надпись: «Дорога в Грузию» ( именно здесь начиналась Военно-Грузинская дорога)
Арка в Ингушетии (проект) Копия арки в Нальчике
Московские Триумфальные ворота в Иркутске, Россия
Строилась с 1811 по 1813 год по проекту архитектора Я. А. Кругликова в честь десятилетия восшествия на престол императора Александра I
Амурские ворота на спуске с Крестовой горы в Иркутске, Россия
Построены в 1858 году для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который возвращался с Амура после подписания Айгунского договора с Китайской Империей. По нему Россия получила левый берег Амура с рядом обширных территорий, была закреплена граница между двумя государствами.
Снесены в 1920 году из-за ветхости.
Бранденбургские ворота в Калининграде, Россия
Построены в Кёнигсберге в 1657 году на дороге, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).
Триумфальная арка «Курская дуга» в Курске, Россия
Построена в 2000 году по проекту архитектора Евгения Вучетича в честь победы советских войск в битве на Курской дуге в 1943 году
Александровская триумфальная арка (Царские ворота) в Краснодаре, Россия
Построена в 1888 году по проекту архитектора В.А.Филиппова в честь приезда в город императора Александра III с семьей.
Была демонтирована в 1928 году.
Восстановлена в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина
Триумфальная арка в Красноярске, Россия
Построена в 2003 году в честь 375-летия Красноярска
Триумфальные ворота у Парка Победы в Москве, Россия
Строилась с 1829 по 1834 год по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Триумфальные ворота (Красные ворота) в Москве, Россия
Построены в 1709 году по приказу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве
Красные ворота снесены в 1927 году, при расширении Садового кольца
Арка в Нальчике, КБР, Россия
Триумфальная арка (Северо-восточная) в Новочеркасске, Россия
Были построены две идентичные арки на западном и северо-восточном въезде в город
Арка «Старая Смоленская дорога» около Одинцово, Московская обл., Россия
Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек в Санкт-Петербурге, Россия
Строилась с1834 по 1838 год по проекту архитектора В. П. Стасова в память о героях Отечественной войны 1812 года.
Триумфальная арка Главного штаба в Санкт-Петербурге, Россия
Строилась с 1819 по 1829 год по проекту архитектора К. И. Росси как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года
Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, Россия
Строилась с1834 по 1838 год по проекту архитектора В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828-1829 годы).
Петровские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, Россия
построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини в честь освобождения берегов Невы.
Тифлисские триумфальные ворота в Ставрополе, Россия
Построены в 1841 году к 30-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
Разрушенны в 30-х годах ХХ века, восстановлены в 1998 году
Триумфальная арка в Улан-Удэ, Россия
Построена в 1891году по проекту архитектора в честь приезда будущего наследника престола Цесаревича Николая Романова – будущего Императора Николая II
Триумфальная арка в россии в каких городах
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Триумфальные арки России
Триумфальная арка — это непременный атрибут и обязательное украшение практически любого большого города мира. Первыми триумфальные арки стали воздвигать еще древние римляне. Некоторые исследователи утверждают, что эта старинная архитектурная традиция имеет весьма интересную мифическую подоплеку: воины-победители, проходя через арку, как бы вновь преодолевали родовые пути и символически рождались вторично, как и положено героям.
Как бы то ни было, но эта древняя традиция приглянулась императору Петру Великому и в итоге прижилась и у нас. Триумфальных арок в русских городах много, и у каждой из них — своя история.
Лишь в 2000 году Курск обзавелся мемориальным комплексом с заслуженной триумфальной аркой. Она стала первой аркой во всем мире, посвященной победе над фашизмом. Тогдашний губернатор Александр Руцкой привлек к делу и московских метростроевцев, и работников питерского завода «Монументальная скульптура», и даже немцев, которые изготовили для строительства высококачественную асфальтобетонную смесь. Кстати, арка была торжественно открыта целых два раза: первый раз — для курян в преддверии 55-летия Победы, а второй — во время визита в Курск Владимира Путина.
Вторая арка, посвященная нашей победе во Второй мировой, появилась в 2003 году в Красноярске. Однако идею строительства в Красноярске ворот славы главе города Петру Пимашкову подали парижане. После путешествия в Париж вдохновленный мэр Красноярска дал отмашку на сооружение триумфальных ворот к 60-летию победы в Великой Отечественной. Расположение арки было выбрано не случайно: она возвысилась именно на той дороге, по которой уходили на фронт сибирские солдаты. Кстати, триумфальные арки в Красноярске возводили и ранее — в 1891 году к приезду цесаревича Николая Александровича и в 1899 году в честь открытия железнодорожного моста через Енисей, — однако до наших дней они не дожили.
История главной Триумфальной арки России — московской — поистине уникальна. Началась она еще в 1814 году, когда на площади Тверской заставы была воздвигнута деревянная Триумфальная арка, символизирующая победу русских войск над Наполеоном. Чуть позже царь Николай I решил, что деревянная арка недостаточно долговечна, и поручил архитектору Бове возвести каменные Триумфальные ворота. Масштабное строительство было завершено только в 1837 году. Арка простояла на площади Тверской заставы 102 года, а уже в советское время, в 1936 году, вдруг стала мешать движению автотранспорта на расширяющемся Ленинградском шоссе и была разобрана. В 1968 году памятник в честь победы 1812 года начал свою третью жизнь на новом месте — Кутузовском проспекте. Кстати, некоторые историки требуют вновь переместить арку, указывая на фактическую оплошность в выборе места: раньше она встречала воинов-освободителей, входившую в Москву через Тверскую заставу, а теперь она стоит на месте разгромного вступления в город армии Наполеона.
В Санкт-Петербурге сохранившихся триумфальных арок целых три. Это Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвская триумфальная арка и Московские Триумфальные ворота (на фото), сооруженные в честь окончания Русско-турецкой войны.
Свою Триумфальную арку Владивосток вернул сравнительно недавно — в 2003 году. Ворота были воздвигнуты в 1891 году в честь приезда в город Николая II. Он возвращался из кругосветного путешествия в Петербург и по пути заглянул во Владивосток, где к его приезду уже возвели монументальную арку. В советское время она была снесена, а ее открытие после восстановления приурочили к 135-летию со дня рождения Николая II и 85-летию гибели семьи последнего русского царя. Новая арка получилась скорее памятной, нежели триумфальной, и была названа аркой-часовней. Часовенка стала излюбленным местом молодоженов: пары, которые приходят сюда венчаться, получают благодать для всей дальнейшей семейной жизни от самого святого царя-страстотерпца Николая.
Последний российский император на пути из Японии побывал и в близлежащем Благовещенске, где также была воздвигнута арка в его честь. Она тоже была разрушена и восстановлена в 2005 году на том же историческом месте.
Триумфальная арка в столице Кубани возведена в честь другого российского самодержца — императора Александра III, который в 1888 году побывал в тогдашнем Екатеринодаре. В 1928 году местные органы советского Краснодара решили, что арка препятствует трамвайному движению, и снесли уникальный памятник. Чертежей и плана старой арки не сохранилось, поэтому восстанавливали по фотографиям и рассказам. Новая Александровская арка торжественно открылась в апреле 2008 года на улице Красной. Восстановлен уникальный памятник был во многом благодаря местным жителям: краснодарцы общими силам собрали два миллиона рублей на строительство.
Первое, что видит человек, въезжающий в Новочеркасск с запада или северо-востока, — это огромные Триумфальные арки. Их в городе две. Они были воздвигнуты в 1817 году и простояли до наших дней. В исторических документах записано, что это символ «величия вклада Донского казачества в борьбе с Наполеоном», однако историки считают, что атаман Платов возвел ворота в ожидании приезда Императора Александра I. Платов не знал, с какой стороны царь въедет в город, и соорудил сразу две арки — на разных въездах. Александр I приехал в Новочеркасск только через два года, когда знаменитый атаман уже умер. В советский период арки были запущены, с них сняли всю бронзовую отделку. Недавно памятники отреставрировали и установили красивую подсветку. Новочеркасские арки также пользуются спросом у брачующихся: считается, что если жених и невеста пройдут под аркой, их жизнь будет истинно царской.
Триумфальные «Царские ворота» в Улан-Удэ были вновь возведены к громкой дате — 340-летию столицы республики Бурятия. Первая арка была построена в 1891 году в честь приезда в Верхнеудинск (тогдашний Улан-Удэ) цесаревича Николая Александровича. Говорят, что в позабытый Богом Верхнеудинск цесаревич тогда попал случайно, изменив маршрут во время своего возвращения в Санкт-Петербург из Японии. Деревянная триумфальная арка была возведена очень быстро и стала первым памятным сооружением в городе. В 1936 году она была снесена, и лишь в 2006 году жители все-таки решились восстановить те самые царские ворота.
Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы
Триумфальные ворота на Тверской заставе
Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.
Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов [1].
В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.
В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества [2].
Беспокойная судьба памятника
В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов [2, 3].
В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.
Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…
Арки и ворота: взгляд в историю
Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.
Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.
Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.
Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).
Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок [4].
В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.
Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл
Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.
В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.
А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» [1].
Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.
Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии [2]. Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.
Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года [3]. А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.
Арки нового века: реставрация и реконструкции
Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Использованные источники