троцкий персонаж какого произведения
ТРОЦКИЙ
Т. — автор большого числа публицистических работ, в том числе двухтомной художественной автобиографии «Моя жизнь» (1930), а также книг «Уроки Октября» (1924), «Литература и революция» (1923), двухтомной политической биографии «Сталин» (1940), трехтомника «Как вооружалась революция» (1923-1925) и др. Общий объем публицистического наследия Т. превышает 80 томов.
Булгакова привлекала незаурядная личность Т. — главного военного вождя большевиков во время гражданской войны, против которых будущему автору «Белой гвардии» довелось воевать несколько месяцев в качестве военного врача Вооруженных сил Юга России на Северном Кавказе. В дневнике «Под пятой» писатель откликнулся на временное отстранение Т. по болезни от исполнения должностных обязанностей, расценив это как поражение председателя Реввоенсовета в борьбе за власть. 8 января 1924 г. публикацию в газетах соответствующего бюллетеня Булгаков прокомментировал однозначно: «Итак, 8-го января 1924 г. Троцкого выставили. Что будет с Россией, знает один Бог. Пусть он ей поможет». Очевидно, он считал победу Т. меньшим злом по сравнению с приходом к власти Сталина и тесно блокировавшихся с ним в тот период Г. Е. Зиновьева (Радомышельского-Апфельбаума) (1883-1936) и Л. Б. Каменева (Розенфельда) (1883-1936), женатого, кстати сказать, на сестре Т. Ольге. Вместе с тем писатель не разделял распространенного мнения, что столкновение Т. с остальными членами Политбюро может привести к вооруженному противоборству и массовым беспорядкам. В записи, сделанной в ночь с 20 на 21 декабря 1924 г., Булгаков назвал самым главным событием последних двух месяцев «раскол в партии, вызванный книгой Троцкого «Уроки Октября», дружное нападение на него всех главарей партии во главе с Зиновьевым, ссылка Троцкого под предлогом болезни на юг и после этого — затишье. Надежды белой эмиграции и внутренних контрреволюционеров на то, что история с троцкизмом и ленинизмом приведет к кровавым столкновениям или перевороту внутри партии, конечно, как я и предполагал, не оправдались. Троцкого съели, и больше ничего. Анекдот:
— Лев Давидыч, как ваше здоровье?
— Не знаю, я еще не читал сегодняшних газет. (Намек на бюллетень о его здоровье, составленный в совершенно смехотворных тонах)». Следует отметить что и в анекдоте, и в основном тексте записи есть некоторое сочувствие Т. Противники председателя Реввоенсовета названы «главарями», которые «съели» своего товарища по партии.
В ранней редакции пьесы «Дни Турбиных», создававшейся в 1925 г., Мышлаевский посреди застолья предлагает выпить за здоровье Т., потому что он «симпатичный», а в финале вполне трезво говорит: «Троцкий. Великолепная личность. Очень рад. Я бы с ним познакомился и корпусным командиром назначил бы. » Премьера «Дней Турбиных» происходила в октябре 1926 г., когда Т. уже официально оказался в опале, и всякое упоминание его имени в положительном контексте в мхатовской пьесе оказалось невозможным. Для Булгакова Т. — противник, но противник во многом достойный уважения. Не исключено, что писателю довелось слышать выступление Т. в Киеве летом 1919 г. Знаменитый хореограф Серж Лифарь (1905-1986), учившийся тогда в Киевской школе младших командиров, описал эту речь и события с ней, связанные, в «Мемуарах Икара» (1983): «Неожиданно объявили о прибытии в Киев пресловутого «Красного Наполеона» — Троцкого, знаменитого изобретателя «перманентной революции». На площади Софийского собора он намеревался выступить с пространной речью перед молодыми курсантами Красной Армии, с тем чтобы воодушевить их и мобилизовать все силы на борьбу с белыми.
Будучи в первых рядах, мы должны были выслушать эту скучную речь. Однако большинство преподавателей. оставались до глубины души преданными старому режиму. Созрел заговор. Нам предстояло пробраться в первый ряд, встать в нескольких шагах от оратора и совершить покушение — бросить в него гранату. Набрали добровольцев. Я оказался среди них, так как прочно впитал идеалы верности олицетворявшему Россию царю, чье чудовищное убийство и уничтожение всей его семьи привело нас в глубочайшее смятение. Решено было бросить жребий среди добровольцев, дабы назначить исполнителя казни. Жребий мог пасть на меня, но этого не произошло. Он выпал на долю одного из моих товарищей. Может быть, ловкие привлекательные аргументы оратора взволновали его, или остановил страх за собственную судьбу, ожидавшую его в связи с поступком, который он намеревался совершить, но он воздержался от выполнения обещания, так и не вытащив гранату из кармана». Возможно, Булгаков был в тот день на Софийской площади и внимал «ловким привлекательным аргументам» Т., незаурядного оратора, сумевшего, очевидно, даже потенциального террориста убедить отказаться от своего намерения. Во всяком случае, в последнем булгаковском романе «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри называет «добрым человеком» прокуратора Понтия Пилата, у которого репутация «свирепого чудовища», и хладнокровного палача кентуриона Марка Крысобоя, причем в ранней редакции Марк был назван не просто добрым, а «симпатичным». Вероятно, вольно или невольно Булгаков отразил в этом образе и свои впечатления от «зловещей фигуры Троцкого», как писал он в 1919 г. в фельетоне «Грядущие перспективы». Несомненно, автор «Мастера и Маргариты» был убежден, что начатки добра могут сохраняться у самых жестоких с виду людей, в том числе и у прославившегося в годы гражданской войны своей беспощадностью Т. Показательно, что Марк Крысобой выполняет функции военного командира при верховном правителе Иудеи Понтии Пилате — фактически ту же роль, что играл Т. при Ленине. Интересно, что Ленин послужил одним из прототипов Воланда, функционально тождественного Понтию Пилату. Подчеркнем и то, что в белой армии именно Т. считали главным архитектором побед красных и испытывали чувства ненависти и уважения одновременно. Интересно, что Т. вполне позитивно изображен в миниатюре «Четыре портрета» из фельетона «Московские сцены», зато в «Белой гвардии» он уподоблен ангелу-губителю Аваддону-Аполлиону из Апокалипсиса. В «Мастере и Маргарите» Аваддон превратился в демона войны Абадонну, в котором, вероятно, также отразился Т. В варианте окончания «Белой гвардии», не увидевшем свет из-за закрытия журнала «Россия», возможно, отразились впечатления от митинга на Софийской площади, где выступал Т.: «- Поздравляю вас, товарищи, — мгновенно изобразил Николка оратора на митинге, — таперича наши идут: Троцкий, Луначарский и прочие, — он заложил руку за борт блузы и оттопырил левую ногу. — Прр-авильно, — ответил он сам себе от имени невидимой толпы, а затем зажал рот руками и изобразил как солдаты на площади кричат «ура».
Шервинский ткнул пальцами в клавиши.
В ответ оратору заиграл духовой оркестр. Иллюзия получилась настолько полная, что Елена вначале подавилась смехом, а потом пришла в ужас.
— Вы с ума сошли оба. Петлюровцы на улице!
— Уааа! Долой Петлю. ап! — Елена бросилась к Николке и зажала ему рот».
Для героев «Белой гвардии», как и для самого Булгакова, Т. нес хоть какой-то, пусть жестокий, но порядок, по сравнению со стихийной разнузданностью войск С. В. Петлюры, чья фамилия здесь превращается в зловещую «петлю».
Олицетворением нового порядка выступает Т. и в «Четырех портретах».
Впечатление, что в письме от 28 марта 1930 г. есть заочный спор с Т., усиливается, если прочесть следующие рассуждения из статьи «Об интеллигенции», включенной в сборник «Литература и революция». Т. утверждал, что в годы реакции «не любили Салтыкова. Это не простой вопрос изменчивых литературных вкусов, а нравственная характеристика эпохи. Образы негодяя — «властителя дум современности», торжествующей свиньи и «либерала применительно к подлости» были невыносимы для эпохи, которая меныпиковщину (по имени популярного реакционного журналиста газеты «Новое время» М. О. Меньшикова (1859-1918), впоследствии расстрелянного большевиками по обвинению в антисемитизме. — Б. С.) дополнила веховщиной (от названия известного сборника статей русских религиозных философов «Вехи» (1909). — Б. С.) «. Тут же Т. резко критиковал мысль о русской интеллигенции как главной пружине исторического развития:
«— Смотрите, — говорят, — какой мы народ: особенный, избранный. То есть народ-то наш, собственно, если до конца договаривать, дикарь: рук не моет и ковшей не полощет, да зато уж интеллигенция за него распялась. не живет, а горит — полтора столетия подряд. Интеллигенция переживает культурные эпохи — за народ. Интеллигенция выбирает пути развития — для народа. Где же происходит вся эта титаническая работа? Да в воображении той же самой интеллигенции!» Булгаков же в письме правительству от 28 марта 1930 г. одной из главных черт своего творчества назвал «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».
В статье под парадоксальным и броским названием «Попрание силлогизма», вошедшей в книгу «Литература и революция», Т. утверждал: «Революционное XVIII столетие стремилось установить царство силлогизма. Наши «60-е годы» тоже проникнуты были духом рационализма. Воинственный силлогизм в обоих случаях был отрицанием неразумных идей и учреждений. Рационализм не согласен и не способен считаться со слепой инерцией, заложенной в исторические факты. Он хочет все проверить разумом и перестроить. А так как далеко не у всех общественных учреждений логически сведены концы с концами, то силлогизм не может не представляться им крайне беспокойным и подозрительным субъектом. Цензура и есть ведь не что иное, как инспекция над силлогизмом. Диалектика не отметает силлогизма, наоборот, она усыновляет его. Она дает ему плоть и кровь, и вооружает его крыльями — для подъема и спуска». Здесь вспоминается диалог Воланда и Бегемота перед Великим балом у сатаны. Кот-оборотень, любимый шут «князя тьмы», считает, что его речи представляют собой «вереницу прочно упакованных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель». Махинацию же с королем во время неудачно складывающейся шахматной партии с Воландом хитрый кот проделывает благодаря тому, что внимание присутствовавших было отвлечено шумом крыльев якобы разлетевшихся попугаев. Эти невидимые крылья — как бы пародия на слова Т. о марксизме, вооружающем силлогизм крыльями.
Слова сатаны, обращенные к Бегемоту: «на кой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов» и «партия его в безнадежном положении», равно как и ответ кота: «Положение серьезное, но отнюдь не безнадежное, больше того: я вполне уверен в конечной победе», — возможно, высмеивают попытки большевиков одурманить нищий народ сказками о коммунистическом рае после победы мировой революции и пародируют постоянно высказывавшуюся Т. уверенность в конечной победе, несмотря на очевидную (для Булгакова — уже в 1924 г.) безнадежность положения группы Т. во Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) и международном коммунистическом движении. Писатель здесь пародировал не только веру в социалистическую утопию и торжество всемирной пролетарской революции, свойственную Т. до конца его дней, но и вообще присущее марксистам стремление свести все проявления живой жизни к цепочке силлогизмов.
В «Мастере и Маргарите» есть еще одна перекличка с «Литературой и революцией». Т. приводит слова великого русского поэта Александра Блока (1880-1921), почерпнутые из воспоминаний поэтессы Надежды Павлович (1895-1980): «Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером. Мастер тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе», и следующим образом их комментирует: «Большевики мешают чувствовать себя мастером, ибо мастеру надо иметь ось, органическую, бесспорную, в себе, а большевики главную-то ось и передвинули. Никто из попутчиков революции — а попутчиком был и Блок, и попутчики составляют ныне очень важный отряд русской литературы — не несет стержня в себе, и именно поэтому мы имеем только подготовительный период новой литературы, только этюды, наброски и пробы пера — законченное мастерство, с уверенным стержнем в себе, еще впереди». В таком же положении, как и Блок, оказывается булгаковский Мастер. Автору романа о Понтии Пилате общество отказывает в признании, и выпавшие на его долю испытания в конце концов ломают внутренний стержень главного героя «Мастера и Маргариты». Вновь обрести этот стержень он может лишь в последнем приюте Воланда. Сам Булгаков, хотя и наделил Мастера многими чертами своей судьбы, внутренний творческий стержень сохранил на всю жизнь и, по справедливому замечанию враждебной ему критики, выступал в советской литературе как писатель, «не рядящийся даже в попутнические цвета» (эту цитату из статьи главы РАППа Л. Л. Авербаха (1903-1939) в письме к Правительству от 28 марта 1930 г. автор выделил крупным шрифтом). Стержнем была любовь к свободе, стремление говорить правду и проповедовать гуманизм, что и отразилось в этическом идеале, выдвигаемом Иешуа Га-Ноцри.
Булгаков не принимал у Т. классового подхода к литературе и жизни и веры в грядущее торжество и благотворное значение мировой социалистической революции, его центральной идеи, что «единственным хозяином должен стать коллективный человек», пределы могущества которого «определяются лишь познанием естественных сил и умением использовать их». В образе председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича Берлиоза, гибнущего в результате несчастного случая от рук комсомолки-вагоновожатой, а не по вине белогвардейцев или интервентов, как раз и спародирована безосновательная уверенность в грядущем всемогуществе социалистического «коллективного человека», в его способности познать и использовать силы природы и перестроить общество по заранее намеченному плану. Другой образец «нового человека» — Полиграф Полиграфович Шариков из повести «Собачье сердце», жуткий гибрид доброго пса и хулигана-пролетария, которого приходится силой возвращать в первобытное собачье состояние, ибо в человеческом облике он грозит погубить как своего создателя профессора Преображенского, так и натравившего его на Преображенского председателя домкома Швондера.
Все же одну мысль автора «Литературы и революции» Булгаков, вероятно, хоть и с оговорками, но принимал. Т. отрицал противопоставление буржуазной и пролетарской культур и утверждал, что «исторический смысл и нравственное величие пролетарской революции в том, что она залагает основы внеклассовой, первой подлинно человеческой культуры». Автор «Мастера и Маргариты» был безусловным приверженцем такой культуры, но явно полагал, что она существовала задолго до 1917 г. и для ее рождения совсем не требовалась «пролетарская революция». Вероятно, было близко Булгакову и утверждение Т., содержащееся в третьем томе сборника «Как вооружалась революция»: «Наше несчастье, что страна безграмотная, и, конечно, годы и годы понадобятся пока исчезнет безграмотность, и русский трудовой человек приобщится к культуре». Председатель Реввоенсовета признавал существование русской национальной культуры, рассматривая Красную Армию и коммунистическую Советскую власть «национальным выражением русского народа в настоящем фазисе развития». Булгаков в письме от 28 марта 1930 г. указывал на «страшные черты моего народа», запечатлел отсталость и незатронутость культурой русского мужика в «Записках юного врача» и в том же письме правительству утверждал себя продолжателем русской культурной традиции, подчеркивая в своем творчестве «изображение интел-лигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»«. Не исключено, что именно своеобразная приверженность Т. к национальной культуре, пусть и в совсем иной, чем автор «Белой гвардии» форме, предопределила заинтересованное отношение и даже определенную симпатию к нему со стороны Булгакова. Вероятно, для писателя в образе Т. навсегда слились апокалиптический ангел — губитель белого воинства, яркий оратор и публицист и толковый администратор, пытавшийся упорядочить советскую власть и совместить ее с русской национальной культурой.
Новое в блогах
ДЕМОН РЕВОЛЮЦИИ ЛЕВ ТРОЦКИЙ
Прочитать в нормальном формате можно по ссылке
ссылка на www.liveinternet.ru
МУЗЕЙ ЛЬВА ТРОЦКОГО В МЕХИКО
Музей Льва Троцкого в Мехико я посетил 24.04.2018
https://www.youtube.com/watch?v=bNr_2jPTsJU
НА КРЕЙСЕРЕ АВРОРА О РЕВОЛЮЦИИ
Мнение посетителей музея на крейсере АВРОРА о революции
https://www.youtube.com/watch?v=Xc3Sfqr_gS0&feature=youtu.be
КТО ВИНОВАТ В РЕВОЛЮЦИИ
Мнения посетителей музея политической истории России в Петербурге
https://www.youtube.com/watch?v=XKygN5MUWeM&feature=youtu.be
ИСТОРИКИ ОБ УРОКАХ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Учёные-историки об уроках русской революции 1917 года на конференции «Революция 1917 года в России: события и концепции, последствия и память» 11 мая 1917 года в Петербурге
https://www.youtube.com/watch?v=me2eCQNTygI&feature=youtu.be
ДИСКУССИИ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Дискуссия о революции 1917 года на конференции «Революция 1917 года в России: события и концепции, последствия и память» 11 мая в Петербурге.
https://www.youtube.com/watch?v=qXh1b6NM3nQ&feature=youtu.be
РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ
23 февраля 2017 года устроили реконструкцию революции 1917 года в Санкт-Петербурге.
https://www.youtube.com/watch?v=Cj4YbUCwXl4&feature=youtu.be
Сергей Доброход # написал комментарий 7 ноября 2020, 10:02 Кофырин, может и хорошо, что из тебя не вышел историк, потому-что из тебя вышел достойный либераст-болтун.
Всех со 103 годовщиной Великой Октябрьской Социалистической Революции.
Лев Троцкий — революция и смерть
Лев Давидович Троцкий — российский революционный деятель XX века, идеолог троцкизма — одного из течений марксизма. Дважды ссыльный при монархическом строе, лишённый всех гражданских прав в 1905 году. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 года, один из создателей Красной армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член его Исполкома.
Лев Троцкий (настоящее имя Лейба Бронштейн) родился 7 ноября 1879 года в семье богатых землевладельцев-арендаторов. В 1889 году родители отправили его учиться в Одессу к двоюродному брату, владельцу типографии и научного издательства Моисею Шницеру. Троцкий был первым учеником в школе. Увлекался рисованием, литературой, сочинял стихи, переводил басни Крылова с русского на украинский язык, участвовал в издании школьного рукописного журнала.
Революционную пропаганду начал вести уже в 17 лет, вступив в революционный кружок в Николаеве. 28 января 1898 года он был впервые арестован и провел в тюрьме два года, именно тогда приобщившись к идеям марксизма. Во время следствия изучал по Евангелиям английский, немецкий, французский и итальянский языки, читал труды Маркса, познакомился c работами Ленина.
Лейба Бронштейн в возрасте девяти лет, Одесса
За год до того, как впервые попасть в тюрьму, Троцкий вступил в «Южнорусский рабочий союз». Одним из его руководителей была Александра Соколовская, которая стала женой Троцкого в 1898 году. Вместе они отправились в ссылку в Иркутскую губернию, где Троцкий связался с агентами «Искры», а скоро начал сотрудничать с ними, получив прозвище «Перо» за склонность к писательству.
Именно в ссылке обнаружилось, что Троцкий страдает эпилепсией, унаследованной от матери. Он часто терял сознание и постоянно должен был находиться под наблюдением врачей.
Троцкий уехал в Лондон, где тогда находился и Владимир Ленин. Молодой марксист быстро приобрел известность, выступая с докладами на собраниях эмигрантов. Он был крайне красноречив, амбициозен и образован, все без исключения считали его потрясающим оратором. Тогда же за поддержку Ленина его прозвали «ленинской дубинкой», тогда как сам Троцкий часто критически относился к организационным планам Ленина.
В 1904 году между большевиками и меньшевиками начались серьезные разногласия. К тому времени Троцкий зарекомендовал себя как последователь «перманентной революции», отошел от меньшевиков и женился во второй раз на Наталье Седовой (брак не был зарегистрирован, но вместе супруги прожили до смерти Троцкого). В 1905 году они вместе нелегально возвращаются в Россию, где Троцкий становится одним из создателей Петербургского совета рабочих депутатов. 3 декабря он был арестован и в рамках громкого судебного процесса был осужден на вечную ссылку в Сибирь с лишением всех гражданских прав, но бежал по пути в Салехард.
Раскол между меньшевиками и большевиками назревал, поддерживаемый Лениным, который в 1912 году на пражской конференции РСДРП объявил о выделении фракции большевиков в самостоятельную партию. Троцкий продолжал выступать за объединение партии, организовав «Августовский блок», который большевики проигнорировали. Это охладило стремление Троцкого к перемирию, он предпочел отойти в сторону.
В то время в Вене он выпускал газету «Правда», которая закончила свое существование после появления большевистской газеты с таким же названием, за что Троцкий даже назвал Ленина «паразитом». Во время Первой мировой войны он заявлял о своих пацифистских взглядах, за что в 1916 году был выслан из Франции. Так как в Европе его отказались принимать как «опасного анархиста», Троцкий был отправлен в Нью-Йорк. Город произвел на него огромное впечатление, а США он назвал «кузницей, где будет выковываться судьба человечества»
В 1917 году после Февральской революции, Троцкий вместе с семьей попытался попасть в Россию, но был снят с корабля и отправлен в концлагерь для интернированных моряков. Причиной этого стало отсутствие у революционера документов. Однако вскоре он был освобожден по письменному запросу Временного правительства как заслуженный борец с царизмом. Троцкий критиковал Временное правительство, поэтому вскоре стал неформальным лидером «межрайонцев», за что был обвинен в шпионаже. Его влияние на массы было огромным, так он сыграл особую роль в переходе на сторону большевиков солдат стремительно разлагавшегося Петроградского гарнизона, что имело большое значение в революции. В июле 1917 года «межрайонцы» объединились с большевиками, а Троцкий вскоре вышел из тюрьмы, где находился по обвинению в шпионаже.
Пока Ленин находился в Финляндии, Троцкий фактически стал лидером большевиков. В сентябре 1917 года он Возглавил Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, а также стал делегатом II Съезда Советов и Учредительного собрания. В октябре был сформирован ВРК (военно-революционный комитет), состоявший преимущественно из большевиков. Именно комитет занимался вооруженной подготовкой революции: уже 16 октября красногвардейцы получили пять тысяч винтовок; среди колеблющихся проводились митинги, на которых снова проявился блестящий ораторский талант Троцкого. Фактически он был одним из главных руководителей Октябрьской революции.
Лев Троцкий, Владимир Ленин, Лев Каменев
«Восстание народных масс не нуждается в оправдании. То, что произошло, — это восстание, а не заговор. Мы закаляли революционную энергию петербургских рабочих и солдат. Мы открыто ковали волю масс на восстание, а не на заговор».
Чтобы улучшить ситуацию, он заявил, что правительство займет промежуточную позицию «ни мира, ни войны: договора не подписываем, войну прекращаем, а армию демобилизуем». Германия отказалась терпеть такую позицию и объявила о наступлении. К этому времени армии фактически не существовало. Троцкий признал провал своей политики и подал в отставку с поста наркоминдела.
Лев Троцкий с женой Натальей Седовой и сыном Львом Седовым
14 марта 1918 года Троцкий назначается на пост наркома по военным делам, 28 марта на пост председателя Высшего военного совета, в апреле – военного комиссара по морским делам и 6 сентября – председателя революционного военного совета РСФСР. Тогда же начинается формирование регулярной армии. Троцкий стал фактически ее первым главнокомандующим. В августе 1918 года начинаются регулярные поездки Троцкого на фронт. Несколько раз Троцкий, рискуя жизнью, выступает даже перед дезертирами. Но практика показала, что армия не дееспособна, Троцкий вынужден поддержать ее реорганизацию, постепенно восстановив единоначалие, знаки отличия, мобилизацию, единую форму, воинские приветствия и награды.
В 1922 году генеральным секретарем партии большевиков избирается Иосиф Сталин, взгляды которого не совпадали с взглядами Троцкого. Сталина поддерживали Зиновьев и Каменев, которые считали, что возвышение Троцкого грозит антисемитскими нападками на советский режим, осуждали его за фракционность.
В 1924 году умирает Ленин. Сталин воспользовался отсутствием Троцкого в Москве, чтобы выдвинуть себя в качестве «наследника» и упрочить свои позиции.
В 1926 году Троцкий объединился с Зиновьевым и Каменевым, против которых начал выступать Сталин. Однако это ему не помогло и вскоре последовало исключение из партии, депортация в Алма-Ату, а затем в Турцию.
Победу Гитлера в феврале 1933 года Троцкий расценил как крупнейшее поражение международного рабочего движения. Он сделал вывод, что Коминтерн оказался недееспособным из-за открыто контрреволюционной политики Сталина и призвал к созданию IV Интернационала.
В 1933 году Троцкому было предоставлено тайное убежище во Франции, которое вскоре раскрыли нацисты. Троцкий уезжает в Норвегию, где пишет свой самый значительный труд «Преданная революция». В 1936 году на показательном процессе в Москве Сталин назвал Троцкого агентом Гитлера. Троцкого высылают из Норвегии. Единственной страной, предоставившей революционеру убежище, стала Мексика: он поселился в доме художника Диего Риверы, затем на укрепленной и тщательно охраняемой вилле в предместье Мехико — в городе Койокан.
После выступлений Сталина в Мексике была организована Международная объединенная комиссия по расследованию московских процессов. Комиссия пришла к выводу, что обвинения носили клеветнический характер и Троцкий не виновен.
Советские спецслужбы держали Троцкого под пристальным наблюдением, имея агентов среди его сподвижников. В 1938 году при загадочных обстоятельствах в Париже в больнице после операции умер его самый близкий соратник — старший сын Лев Седов. Были арестованы и впоследствии расстреляны его первая жена и его младший сын Сергей Седов.
Лев Троцкий был убит ледорубом в своем доме под Мехико 24 августа 1940 года. Исполнителем был агент НКВД испанский республиканец Рамон Меркадер (на фото), внедрившийся в окружение Троцкого под именем канадского журналиста Фрэнка Джексона.
За убийство Меркадер получил 20 лет тюрьмы. После освобождения в 1960 году эмигрировал в СССР, где ему было присвоено звание Героя Советского Союза. По некоторым оценкам убийство Троцкого обошлось НКВД примерно в пять миллионов долларов.
Ледоруб, которым был убит Троцкий
Из завещания Льва Троцкого: «Мне незачем еще раз здесь опровергать глупую и подлую клевету Сталина и его агентуры: на моей революционной чести нет ни одного пятна. Ни прямо ни косвенно я никогда не входил ни в какие закулисные соглашения или хотя бы переговоры с врагами рабочего класса. Тысячи противников Сталина погибли жертвами подобных же ложных обвинений.
Сорок три года своей сознательной жизни я оставался революционером, из них сорок два я боролся под знаменем марксизма. Если бы мне пришлось начать сначала, я постарался бы, разумеется, избежать тех или других ошибок, но общее направление моей жизни осталось бы неизменным. Я вижу ярко-зеленую полосу травы под стеной, чистое голубое небо над стеной и солнечный свет везде. Жизнь прекрасна. Пусть грядущие поколения очистят ее от зла, гнета, насилия и наслаждаются ею вполне»