True peak limiter что это
TD310 Совет дня
Эдгар Ротермих (Edgar Rothermich) поднял по-настоящему очень важную для всех компьютерных музыкантов тему и начал серию статей, касающихся понятия «воспринимаемой громкости» микса и применения нового стандарта нормализации громкости Loudness Normalization. Предлагаем вашему вниманию заключительную, третью часть этой серии статей.
Logic Pro X: Нормализация громкости. Часть 3: Лоджиковский плагин Loudness Meter
Если вы сводите свой микс в приложении Logic (или в любой другой DAW), вы должны знать о Loudness Normalization (Нормализации громкости) — СЕРЬЕЗНО. Независимо от того, будет ли ваш микс воспроизводиться на радио или на сайте Spotify, либо вы загрузите его на свой канал YouTube или просто прослушаете его в своей медиатеке iTunes, это повлияет на ваш микс, и вы лучше знаете, как именно. В этой серии из трех частей я объясню все подробности. Часть 3: Лоджиковский плагин Loudness Meter.
Часть 1: В чем проблема?
Что такое Loudness (Громкость) и почему она приведет к серьезным проблемам с вашими миксами, если вы не понимаете некоторые основополагающие принципы (которые я объясняю в части 1).
Часть 2: Стандарты нормализации громкости
Никогда не используйте Peak Normalization (Пиковую нормализацию) в своем сводимом миксе, а вместо этого воспользуйтесь новым глобальным стандартом нормализации воспринимаемой громкости Loudness Normalization (разъяснения по которому я даю в части 2).
Часть 3: Лоджиковский плагин Loudness Meter
Инструкции о том, как использовать плагин Loudness Meter (Измеритель воспринимаемой громкости) приложения Logic и другие инструменты, чтобы избежать сюрпризов из-за нормализации громкости, когда вы позже услышите свои песни на iTunes, Spotify, YouTube и так далее (как я объясняю это в части 3).
Лоджиковский плагин Loudness Meter
Изучив все основы воспринимаемой громкости and ее измерения в частях 1 и 2 данной статьи, мы теперь хорошо подготовлены к рассмотрению собственного лоджиковского плагина Loudness Meter (Измеритель воспринимаемой громкости), чтобы увидеть, как использовать его в вашем миксе.
Loudness Metering (Измерение воспринимаемой громкости) впервые появилось в приложении Logic v10.2.1 как часть плагина MultiMeter, но в Logic Pro X версии 10.2.3 добавился новый измеритель Loudness Meter в качестве своего собственного плагина как составной части плагинов Audio Effects (Аудиоэффекты) ➊. Существует множество независимых приборов Loudness Meter (аппаратных и программных), от бесплатных до стоящих нескольких тысяч долларов, но пока они являются измерителями, совместимыми со стандартом EBU, они все делают почти то же самое, что и лоджиковский плагин Loudness Meter. У более дорогих есть только большее число модных наворотов и какая-то крутая графика для отображения измерений. Однако все они имеют одинаковые общие параметры и элементы управления.
Target Level (Целевой уровень)
Первым шагом при использовании измерителя громкости является установка «Target Level» («Целевой уровень») или «Target Loudness» («Целевая воспринимаемая громкость»), для обеспечения нормализации воспринимаемой громкости используется эталон воспринимаемой громкости системы (радиостанция, потоковая передача и так далее). Поскольку существуют разные стандарты, использующие различные значения для этого целевого уровня, вы должны знать, для чего вы микшируете или делаете мастеринг своей песни (или любого другого контента). Радио и телевидение используют более низкий целевой уровень –23 LUFS (Европа) или –24 LUFS (США), а сервисы потоковой передачи музыки используют более высокий целевой уровень –16 LUFS или –14 LUFS.
Плагин Loudness Meter приложения Logic Pro X позволяет установить целевой уровень на нужное вам эталонное значение.
➊ Momentary Loudness – M
На первом индикаторе слева отображается так называемая «Momentary Loudness» («Моментальная воспринимаемая громкость»), которая отображает громкость, подобно измерителю пикового уровня.
➌ Short-term Loudness – S
Второй индикатор отображает так называемую «Short-term Loudness» («Краткосрочную воспринимаемую громкость»), которая отображает воспринимаемую громкость, подобно измерителям RMS или VU.
➍ Integrated Loudness — I
Этому измерителю интегральной (средней) встроенной громкости сначала потребуется некоторое привыкание, поскольку вам нужно вручную запустить и остановить измерение.
➒ LU Range — LUR
Индикатор LU Range (Диапазон LU) имеет только цифровую индикацию внизу. Помните, что это не сырой динамический диапазон песни от самого низкого до самого высокого уровня. Вместо этого он измеряет среднюю динамику, «распределение статистической громкости, исключая экстремальные уровни».
Кнопки ➎ Start/Pause (Старт/Пауза) и ➏ Reset (Сброс)
Как уже упоминалось, эти две кнопки позволяют запускать и останавливать измерение интегральной (средней) громкости Integrated Loudness и диапазона LU Range.
➓ Vertical (Вертикально) или Horizontal (Горизонтально)
В меню View (Вид) в правом верхнем углу плагинного окна вы можете выбирать отображение плагина Loudness Meter либо по вертикали, либо по горизонтали.
Лоджиковский плагин MultiMeter
Плагин MultiMeter приложения Logic также оснащен встроенным измерителем воспринимаемой громкости. Пользовательский интерфейс немного отличается несколькими настройками, на которые вы должны обратить внимание.
True Peak Meter (Измеритель истинных пиков)
Как мы только что видели, сам плагин Loudness Meter не имеет измерителя уровня True Peak Level, поэтому вам всегда требуется открывать дополнительное плагинное окно для мониторинга истинных пиков True Peak (которые вам нужны). Стандарты ITU и AES определяют максимальный уровень True Peak –1dBTP (и –2dBTP для программ сжатия данных). Преимущество плагина MultiMeter заключается в том, что он отображает и Loudness Meter (Измеритель воспринимаемой громкости), и True Peak Meter (Измеритель истинных пиков).
Loudness Meter (Измеритель воспринимаемой громкости)
Раздел Loudness Meter немного отличается:
Опции просмотра
Меню View (Вид) ➐ в правом верхнем углу плагинного окна позволяет переключаться между тремя различными видами.
Другие измерители воспринимаемой громкости
В дополнение к встроенному в Logic (бесплатному) плагину Loudness Meter, имеется множество независимых измерителей воспринимаемой громкости, программных и аппаратных, от бесплатных до стоящих несколько тысяч долларов. Все они имеют одинаковые стандартные параметры, основанные на спецификациях стандарта EBU R128, но часто имеют дополнительные функции, программные настройки или сложную графику, такую как гистограммы (показывающие уровень с течением времени) или измерители, выполненные в виде радара (показывающие громкость с течением времени круговым способом).
Вот только несколько измерителей воспринимаемой громкости со ссылками на них, чтобы вы могли проверить, соответствуют ли они вашим потребностям и бюджету.
NuGen Audio VisLM 2
TC Electronic LM1n, LM2n, LM6n
Waves WLM Meter Plus
RTW Loudness Tools
Toneboosters EBU Meter
Плагин AURoundTripAAC
Стандарт EBU R128 определяет два эталона для максимально допустимого уровня True Peak (Истинный пик). Для файлов PCM это –1 dBTP, а для сжатого аудио (mp3, AAC и так далее) это –2 dBTP. Причиной этого дополнительного dB является природа алгоритмов сжатия данных, которые могут иметь некоторые «побочные эффекты», повторно градуирующие пиковые уровни.
Компания Apple предоставляет небольшую помощь в этом отношении с аудиоэффекторным плагином под названием AURoundTripAAC, расположенным в плагинном меню Audio FX ➤ Audio Units ➤ Apple ➤ AURoundTripAAC. Он имитирует то, что определенные алгоритмы сжатия данных делают с вашим миксом. Мало того, что он измеряет уровень сигнала после (имитируемого) кодирования в режиме реального времени, он также позволяет вам послушать, как ваш микс звучит «закодированно».
Имитация кодирования AAC + Loudness Meter
Если вы установите плагин Loudness Meter ➊ после плагина AURoundTripAAC ➋, вы можете измерять уровень воспринимаемой громкости и истинный пиковый уровень после «кодирования AAC».
Графический пользовательский интерфейс
Интерфейс плагина AURoundTripAAC довольно прост:
Вы можете оставить плагин в закодированном режиме, если хотите слышать «кодированный результат» во время микса, но обязательно включайте плагин в режим байпаса, когда вы делаете сведéние микса!
Я рассказываю о плагине более подробно в своей книге Logic Pro X – Tips, Tricks, Secrets #2 (Logic Pro X — Советы, трюки, секреты #2).
Пиковые измерители
Даже концентрируя все свое внимание на воспринимаемой громкости и динамике, не забывайте следить за пиковыми уровнями своей песни.
Плагин Level Meter
Устанавливайте плагин Level Meter (Измеритель уровня) на канале Stereo Output (Стереовыход) одним из последних плагинов (до или после плагина Loudness Meter) и всегда ставьте его в режим True Peak (Истинный пик) ➊. У плагина Level Meter есть свой желтый индикатор целевого уровня Target Level ➋, который вы можете установить на –1dBTP или –2dBTP в зависимости от стандарта, который вы производите.
Плагин Adaptive Limiter
Вот одна маленькая деталь, которую стоит упомянуть в отношении режима True Peak. Если вы используете лимитер на выходной канальной линейке, убедитесь, что он также использует True Peak Detection (Распознавание истинных пиков) ➌. Вы можете найти эту ценную функцию в множестве плагинов-лимитеров в настоящее время, включая собственный плагин приложения Logic — Adaptive Limiter (Адаптивный лимитер).
Иногда настройка называется Oversampling (Передискретизация), поскольку это — метод, используемый ей для отслеживания межсэмпловых пиков. Кстати, чем большую частоту дискретизации вы используете для своего проекта (например, 192 kHz), тем меньше будет проблем с межсэмпловыми пиками в целом.
iTunes
Если вы захотите проверить, что сделает Loudness Normalization (Нормализация воспринимаемой громкости) с вашим миксом при его проигрывании в контексте других песен, для проверки этого вы можете использовать свое приложение iTunes на компьютере Mac или iPhone.
Проверка звука
В настройках воспроизведения Preferences ➤ Playback в приложении iTunes ➍ и в Settings (Настройки) приложения Music (Музыка) на iOS ➎ имеется флажок Sound Check (Проверка звука), который активирует нормализацию воспринимаемой громкости для всех композиций в вашей медиатеке iTunes на целевом уровне –16 LUFS.
iTunes предположительно имеет Album Mode (Альбомный режим), использующий единую программную воспринимаемую громкость Program Loudness при воспроизведении песен альбома и переключающийся на индивидуальную программную воспринимаемую громкость, когда вы не находитесь в режиме прослушивания альбома или используете режим воспроизведения в случайном порядке (я сам еще не проверял это).
Интерактивный инструмент анализа и сравнения воспринимаемой громкости
Вот отличный, работающий в веб-браузере онлайн-инструмент, предназначенный для анализа треков относительно их воспринимаемой громкости и воспроизводящий их как с использованием, так и без использования Loudness Normalization, применяемой к ним.
Что общего у Metallica и пылесоса?
Война громкости
Печально известная «Война громкости» началась, когда музыкальные продюсеры и звукозаписывающие компании, а также продюсеры радио- и телерекламы пытались получить преимущество над своим конкурентом, используя феномен, при котором для слушателей более громкий аудиоматериал звучит лучше. Поскольку цифровой домен имеет точный максимальный допустимый уровень сигнала 0 dBFS, которому все должны были следовать, они пытались играть системой с помощью компрессоров и лимитеров для уменьшения общей динамики своих песен или рекламы. Воспринимаемая громкость песни (или любого аудиоматериала) усиливает звучание песни, имеющей меньшую динамику.
Как и в любой войне, были жертвы, и в этом случае это была хорошо звучащая музыка со здоровой динамикой и естественными переходными процессами. Вместо этого результатом стала сжатая динамика всего в несколько dB с высоким искажением, что привело к общему дерьмовому звуку (несмотря на то, что все создавалось на самом лучшем и самом дорогостоящем оборудовании). К сожалению, это не имело значения, пока продукт делал море денег с такими треками. Девизом было не «Давайте делать хорошо звучащую музыку», а вместо этого было «К краю искажений и дальше за него».
Не поймите меня неправильно, попытка создания музыкального стиля «стены-из-звука» это нормально, если ей движет намерение художника, а не парня из звукозаписывающей компании, который следит за мастеринговой сессией и дает указание звукорежиссеру сделать гиперкомпрессию трека только ради того, чтобы получить финансовое преимущество над продуктом конкурентов (помните, что именно по этой причине это и называется «музыкальным бизнесом»).
Динамический диапазон и звук пылесоса
Томас Лунд (Thomas Lund), инженер Genelec, выступил с отличным докладом о воспринимаемой громкости на недавней конвенции AES в Лос-Анджелесе, где он сравнил песню из альбома Metallica с записью пылесоса. Измерение показало, что звук пылесоса имел больший динамический диапазон, чем записанная «музыка» трека Metallica, сжатая до невыносимых 3dB!
Если вы слушаете типичную радиостанцию Top40, большинство станционных отбивок, объявлений и заполнений между песнями настолько сжаты с короткими музыкальными фрагментами музыки, а также с шумами и звуковыми эффектами, что звуковой результат часто похож на звук белого шума при 0 dB.
Остановить безумие
Наконец, это безумие заканчивается реализацией стандарта Loudness Normalization (Нормализация воспринимаемой громкости).
Песня Metallica и старая песня Van Halen могут быть обе нормализованы по пикам до 0dBFS, однако «супергромкая» песня Metallica со сплющенной динамикой 2 dB будет убавлена и будет звучать намного мягче, чем песня Van Halen с намного более здоровым динамическим диапазоном.
Loudness Normalization: новый и лучший мир
Где мы сейчас?
И, наконец, большой вопрос заключается в том, к какому программному воспринимаемому уровню (Program Level) мы должны стремиться в нашем измерителе Loudness Meter, когда мы микшируем свою песню или какой-либо другой материал? Из-за разных стандартов простого ответа на этот вопрос нет, поскольку это зависит от различных факторов. Вот лишь несколько соображений.
О мастеринге
Несколько соображений о процессе мастеринга.
Обзор стандартов
Общественные радио- и телевизионные станции во всем мире принимают уже региональные стандарты воспринимаемой громкости, и все больше коммерческих радиостанций следят за ними, чтобы улучшить согласованность на протяжении звучания всей программы. С частными компаниями дело обстоит несколько сложнее, поскольку они не только не всегда объявляют о принятии какого-либо конкретного стандарта, они часто тщательно отбирают конкретные процедуры и эталоны, изменяя или обновляя их на свое усмотрение. Как результат, все по-прежнему довольно запутанно, но определенно намного лучше, чем раньше, и это — несомненное улучшение, поскольку это именно то, куда направляется вся музыкальная индустрия.
Вот список некоторых из существующих стандартов (на июнь 2017 года). Следует иметь в виду, некоторые из цифр обнаружены пользователями, и отдельная реализация варьируется лишь в небольших пределах.
Прочие соображения
Вот несколько тем, которые я не затронул в этой статье, но они показывают, что нужно учитывать гораздо больше, когда речь заходит о предоставлении согласованной аудиопрограммы с использованием стандарта Loudness Normalization.
Последнее, но не менее важное
Теперь, с новым пониманием Loudness (Воспринимаемой громкости), будьте осторожны при чтении любой публикации о Loudness. «Loudness» не является новым термином, поэтому статьи могут говорить о громкости, используемой в более общих терминах или в контексте измерения приборами VU Meter или RMS Meter, а не в контексте новых стандартов нормализации воспринимаемой громкости Loudness Normalization.
Межсемпловые пики (ISP – Inter Sample Peaks) что это такое?
Для многих начинающих мастеринг-инженеров феномен межсемпловых пиков является чем-то пугающим и непонятным. Некоторые аудиофилы уверены, что межсемпловые пики – это одно из унизительных последствий так называемой «войны громкости» и вполне устранимая форма искажения сигнала. Другие же считают, что межсемпловые пики – явление настолько редкое и незаметное, что можно вообще не обращать на него никакого внимания.
Так что же скрывается за межсемпловыми пиками, и представляют ли они собой что-то важное и интересное для нас?
Пиковые уровни сигнала
Для того чтобы понять, что подразумевается под межсемпловым пиком, мы должны более внимательно изучить уровни сигнала в области цифровых данных и, в частности, сам процесс цифро-аналогового преобразования. Как нам всем известно, уровни сигнала в области цифровых данных представлены фиксированными рядами чисел, где самый громкий записываемый сигнал обозначается в виде 0dBFS (0dB Full Scale – «полная шкала»). Когда сигнал записывается на уровне, превышающем 0dBFS, мы получаем клиппированную волну с верхушками, срезанными на 0dBFS. Конечно, у большинства исходных цифровых записей остаётся большой хедрум, поскольку все инженеры стараются держаться подальше от страшного «цифрового перегиба».
Однако при сведении и мастеринге инженеры всё чаще и чаще поднимают конечные уровни сигналов до 0dBFS. В большинстве случаев громкость, присущая современной музыке, достигается путём агрессивного ограничения сигнала, которое напрямую воздействует на пиковые сигналы и сопровождается поднятием мастера до 0dBFS, однако при этом на слышимом уровне волна не клиппируется. В мире, где самое главное – это уровень, такой подход вполне оправдан, поскольку он гарантирует, что ваша песня будет такой же громкой (если не громче), чем песня конкурента. Но как этот подход влияет на качество звука?
Межсемпловые пики могут привезти к клиппингу “между” семплами
Ещё выше
Когда мы поднимаем мастера до 0dBFS, основная проблема заключается в том, что мы полагаем, будто уровни цифровых сигналов являются абсолютными, – другими словами, что ничто никогда не может превысить 0dBFS. Однако нам следует учитывать и ту часть пути прохождения сигнала, которая следует за созданием финального микса и настройкой уровней мастеров, – а именно, процесс цифро-аналогового преобразования. Поскольку не представляется возможным передать цифровой звук прямо в мозг человека, любая цифровая запись должна быть преобразована обратно в аналоговые сигналы перед тем, как мы услышим её. При этом цифро-аналоговые преобразователи используют форму восстанавливающего фильтра – закругляющего (или интерполирующего) ступенчатую цифровую волну и образующего сглаженный сигнал на выходе.
Как правило, при интерполяции восстанавливающие фильтры создают небольшие перепады между возможными уровнями выходного сигнала. Конечно, в большинстве случаев эти маленькие изменения уровня сигнала не имеют никакого значения для нашего динамического диапазона, но для сигналов, уровень которых приближается к 0dBFS, малейшие изменения могут стать большой проблемой. Характер этой проблемы может варьироваться в зависимости от типа преобразователя и устройств, следующих за ним. У профессионального ЦА преобразователя предусмотрен необходимый хедрум, но у дешёвых CD плееров хедрума для этих межсемпловых пиков нет. Одним словом, вы не будете слышать искажений в своём миксе, находясь в студии, но на дешёвом оборудовании пики могут звучать явно обрезанными.
Хотя проблема заключается не конкретно в части межсемплового пика, стоит также подумать о том, что происходит с миксами, которые были сведены очень быстро и сконвертированы с помощью аудиокодека в lossy-формат, например, mp3. Чтобы достичь желаемого сжатия данных, многие кодеки используют различные формы фильтрации для уменьшения количества аудиоинформации, при этом аудиокодеки, обеспечивающие сжатие с потерями, используют более жёсткую фильтрацию. При этой фильтрации, как и при использовании восстанавливающих фильтров в процессе ЦА преобразования, образуются определённые несоответствия уровней оригинального несжатого аудиофайла и конечной сжатой версии. Чем больше сжимаются данные, тем вероятнее появление искажений звука, что, в общем-то, вполне закономерно.
Функция True Peak Limiting в Maximizer от Ozone позволяет избежать межсемпловых пиков, анализируя уровни пиков и предупреждая межеспловый клиппинг
Работа с пиками
Плагин X-ISM от SSL моделирует поведение восстанавливающего ЦА фильтра и указывает на возможность появления межсемпловых пиков
Максимальный хедрум
Помимо возможности использования кодеков в реальном времени, Pro-Codec от Sonnox также позволяет определить нежелательные искажения сигнала до рендирования конечного файла. Конечно, при сжатии аудиоданных вы можете избежать нежелательного искажения путём увеличения хедрума или изменения объёма сжимаемых данных (при более высокой скорости передачи цифрового потока искажение уменьшается). Как и вышеупомянутый плагин X-ISM, Pro-Codec позволяет выбрать хедрум и, – по крайней мере, до некоторой степени, – объём ограничения сигнала, полагаясь не на интуицию, а на полученные данные, чтобы в дальнейшем не столкнуться с какими-то неожиданностями.
Помимо этого, также любопытно взглянуть на ряд новых продуктов, которые можно использовать для работы с межсемпловыми пиками. Например, Ozone от iZotope может функционировать в режиме обнаружения межсемпловых пиков (Intersample Detection mode) при использовании модуля Maximizer. При включении режима обнаружения межсемпловых пиков Maximizer эффективно ограничивает сигнал, принимая в расчёт уровни, полученные после ЦА преобразования, а не текущие уровни цифрового семпла. Вкратце можно сказать, что Maximizer представляет собой форму саморегулируемого ограничителя сигнала, использующего возможные уровни, что делает его простым, но эффективным инструментом для устранения межсемпловых пиков при сохранении максимальной громкости.
Допустимый хедрум
Всё больше и больше звукорежиссёров, музыкантов и слушателей понимают феномен межсемпловых пиков, и всё чаще при выборе звучания нашей музыки мы руководствуемся нужными для этого знаниями. Можно утверждать, что появление таких технологий, как «Mastered for iTunes», знаменует начало переосмысления отношения к громкости и сжатию данных. Таким образом, вполне возможно, что в будущем специалисты будут стремиться к меньшему искажению сигналов и будут чаще выбирать высокие скорости передачи цифрового потока, так что межсемпловые пики могут стать частью прошлого.
В этом видео от Fabfilter pro объясняются и исследуются межсемпловые пики:
Before we go any further, if you want to make better music in your home studio, then be sure to download your free home studio bundle here (EQ cheat sheet, compression cheat sheet, & vocal guide).
What is true peak in audio?
To understand what ‘true peak’ means, it helps to think about what happens to songs once they’ve left your DAW and have been released to the world. When releasing music for streaming, digital download, or CD, your songs exist as digital files. To hear those songs, the digital files need to be converted from digital to analog. The digital to analog conversion carried out by your phone, laptop, Bluetooth speaker, etc, can result in changes in the level of the audio as it converts the stepped digital samples to a smooth analog wave.
If you have a song that is mastered to peak at 0 dBFS, this could present a problem. That’s because the analog reconstruction of two consecutive digital samples peaking at 0 dBFS may result in an analog wave that peaks higher than either of the samples. This creates what is known as an ‘inter-sample peak‘. Some high-end audio equipment will have headroom to compensate. But the result on many consumer playback systems will be audible clipping.
Many meters detect only ‘sample peaks’, which represent the level of the highest digital sample. A true peak meter, however, is designed to indicate when inter-sample peaks are likely to occur. Similarly, a true peak limiter is designed to apply limiting based on when inter-sample peaks are likely to occur. We’ll talk more about both of those shortly.
dBTP for streaming
A useful way of checking to see if clipping is likely when your song is encoded to a data compressed format is to use a plugin like ‘Codec Toolbox‘ by Sonnox, or ‘Codec Preview‘ in Ozone. Such plugins allow you to audition different codecs and check for any potential clipping that might occur.