Trunc pascal что это
Уроки Паскаль
Для того чтобы в Паскаль можно было оперировать не только целыми числами, но и дробными существуют вещественные типы данных. Один из таких типов называется Real. В этом уроке мы рассмотрим 2 функции, которые производятся над дробными числами. Это функция Trunc, которая округляет дробное число до целого, отбрасывая дробную часть и функция Round, которая округляет дробное число до ближайшего целого.
В строке №7 присваиваем переменной «N» значение «4».
В строке №8 присваиваем переменной «A» значение 3,6. Учтите, что при записи дробного числа в программе между целой и дробной частью ставится точка (а не запятая как при обычной записи).
Строка №9. Здесь переменной вещественного типа B мы присваиваем значение переменной целого типа N. Фактически мы присвоили переменной «B» значение 4. Таким образом, получается, что в переменную типа Real можно записать значение переменной Integer (т.е. целое число). А вот записать вещественное число в переменную Integer нельзя. Если нам необходимо это сделать, то мы должны определить, что делать с дробной частью. И здесь есть 2 варианта.
Обратите внимание, на формат вывода на экран вещественных чисел. Паскаль выводит дробные числа на экран в виде числа с плавающей точкой (экспоненциальная форма). Эта запись является неудобной, поэтому для приведения ее к нормальному виду прибегают к форматированию. Для форматирования нужно в строке №10 (вывод на экран) сделать такие изменения: writeln(‘B=’,B:2:1). После переменной B мы через двоеточие записываем 2 числа. Первое число (в нашем случае «2») показывает, сколько всего знаков должно выводиться на экран, второе число («1») показывает количество знаков после запятой.
После внесения этих изменений в программу мы получим следующий результат:
Уроки Паскаль
Для того чтобы в Паскаль можно было оперировать не только целыми числами, но и дробными существуют вещественные типы данных. Один из таких типов называется Real. В этом уроке мы рассмотрим 2 функции, которые производятся над дробными числами. Это функция Trunc, которая округляет дробное число до целого, отбрасывая дробную часть и функция Round, которая округляет дробное число до ближайшего целого.
В строке №7 присваиваем переменной «N» значение «4».
В строке №8 присваиваем переменной «A» значение 3,6. Учтите, что при записи дробного числа в программе между целой и дробной частью ставится точка (а не запятая как при обычной записи).
Строка №9. Здесь переменной вещественного типа B мы присваиваем значение переменной целого типа N. Фактически мы присвоили переменной «B» значение 4. Таким образом, получается, что в переменную типа Real можно записать значение переменной Integer (т.е. целое число). А вот записать вещественное число в переменную Integer нельзя. Если нам необходимо это сделать, то мы должны определить, что делать с дробной частью. И здесь есть 2 варианта.
Обратите внимание, на формат вывода на экран вещественных чисел. Паскаль выводит дробные числа на экран в виде числа с плавающей точкой (экспоненциальная форма). Эта запись является неудобной, поэтому для приведения ее к нормальному виду прибегают к форматированию. Для форматирования нужно в строке №10 (вывод на экран) сделать такие изменения: writeln(‘B=’,B:2:1). После переменной B мы через двоеточие записываем 2 числа. Первое число (в нашем случае «2») показывает, сколько всего знаков должно выводиться на экран, второе число («1») показывает количество знаков после запятой.
После внесения этих изменений в программу мы получим следующий результат:
Стандартные функции языка Pascal
В программировании, как и в любой науке (хотя это и искусство также), с течением исторического времени накапливается опыт, методы решения различных задач. Решение многих задач является достаточно универсальным. Незачем каждый раз писать алгоритм для ее решения, если он уже был написан много лет назад и одобрен сообществом программистов. Такие алгоритмы оформляются в виде функций и модулей, а затем используются в программах, которые пишутся здесь и сейчас.
Функция или процедура может быть уже включена в сам язык программирования, а может входить в модуль, который требуется «подключить» к программе.
Ниже описаны стандартные (включенные в язык) функции языка программирования Паскаль.
Арифметические функции
Арифметические функции можно использовать только с величинами целого и вещественного типа.
Функция | Назначение | Тип результата |
abs (x) | абсолютное значение аргумента | совпадает с типом аргумента |
sqr (x) | квадрат аргумента | совпадает с типом аргумента |
sqrt (x) | квадратный корень аргумента | вещественный |
cos (x) | косинус аргумента | вещественный |
sin (x) | синус аргумента | вещественный |
arctan (x) | арктангенс аргумента | вещественный |
exp (x) | e x | вещественный |
ln (x) | натуральный логарифм | вещественный |
int (x) | целая часть числа | вещественный |
frac (x) | дробная часть числа | вещественный |
Функции преобразования типов
Эти функции предназначены для преобразования типов величин, например, символа в целое число, вещественного числа в целое и т.д.
Целые типы
Во Free Pascal определен ряд целых типов, различающихся между собой объемом отводимой под данные памяти. Чем больше памяти отводится, тем больший диапазон значений может принимать переменная данного типа.
На практике часто используется целочисленный тип integer, под который в зависимости от платформы отводится 2 или 4 байта.
Примеры часто используемых целых типов в Pascal
Тип | Диапазон допустимых значений | Отводимая память, в байтах |
---|---|---|
shortint | -128…127 | 1 |
integer | -32 768…32 767 | 2 |
longint | -2 147 483 648…2 147 483 647 | 4 |
byte | 0…255 | 1 |
word | 0…65 535 | 2 |
Переменные целого типа могут принимать только целые значения, попытка присвоения им вещественного числа приводит к ошибке.
Целочисленные переменные в программе описываются следующим образом:
Операции над целыми типами, дающие в результате значение целого типа:
Пример. Пусть a = 17, b = 5. Тогда a div b дает 3, a mod b дает 2 (остаток от деления).
Операции над операндами целого типа выполняются правильно только при условии, что результат и каждый операнд не меньше минимального (крайнего левого) и не больше максимального (крайнего правого) значений диапазона. Например, в Паскале существует константа maxint, в которой содержится максимально допустимое значение для типа integer. Тогда при выполнении операций в программе должны соблюдаться следующие условия:
Процедуры inc и dec изменяют значение переданной в них переменной, они ничего не возвращают в программу. Это их важное отличие от функций succ и pred.
Следующие функции принимают в качестве аргументов значения вещественного типа, а возвращают значения целого типа:
trunc(x) – отбрасывание десятичных знаков после точки;
round(x) – округление до целого.
Пример. Пусть x = 4.7389. Тогда trunc ( x ) дает 4, round ( x ) дает 5.
Вещественные числа
Вещественные, или действительные, числа — это, грубо говоря, и целые и дробные. Они, конечно, нередко возникают в задачах, но при работе с ними возникают серьезные проблемы, которые не в каждой книге по программированию будут описаны.
Как компьютер хранит вещественные числа?
(Если вы не поймете, что написано в этом разделе, это не очень страшно, но попробуйте понять.)
Вещественные числа, с которыми может иметь дело компьютер, могут быть как очень большими, так и очень маленькими. С другой стороны, вещественные числа в принципе невозможно хранить абсолютно точно, т.к. в них могут быть очень много знаков (даже бесконечно много) после запятой.
Еще более точно — компьютер хранит числа в двоичной системе счисления; все примеры выше сделаны в десятичной системе только для простоты.
Типы данных
Все современные компьютеры умеют работать со следующими тремя типами данных:
5000, занимает в памяти 10 байт, работает намного медленнее;
Эти типы поддерживаются процессором (т.е. процессор умеет выполнять команду «сложить два числа типа single» или «вычесть два числа типа extended» и т.п.). Поэтому эти типы присутствуют (возможно, с другими названиями) во всех существующих языках программирования.
В питоне нет простой возможности выбрать один из этих трех типов, по умолчанию доступен только тип double, причем в питоне он называется float (!).
Про вывод подробнее
Часто в наших задачах вы можете встретить фразу «выведите ответ с точностью до 5 знаков после запятой», или «с пятью верными знаками» и т.п. Такие фразы почти всегда обозначают, что ваш ответ должен содержать 5 верных цифр после запятой, но они не запрещают вам выводить больше цифр. Вы можете вывести хоть 20 цифр — если первые пять из них верные, то ответ будет зачтен. И наоборот, вы можете вывести меньше цифр — если невыведенные цифры — нули, то ответ тоже будет зачтен. Вообще, строго говоря, такая фраза в условии просто обозначает, что ваш ответ должен отличаться от верного не более чем на 1e-5.
Пример: если правильный ответ на задачу — 0.123456789, то вы можете вывести 0.12345, или 0.123459876, или даже 1.2345e-1 (т.к. это то же самое, что и 0.12345). А если правильный ответ — 0.10000023, то вы можете вывести 0.10000, 0.10000987 или даже просто 0.1 или 1e-001 (т.к. это то же самое, что и 0.10000).
В частности, это обозначает, что вы можете пользоваться стандартными функциями вывода (writeln и print) без каких-либо особых ухищрений; не надо округлять число, не надо форматировать вывод и т.д.
Вот если в задаче строго сказано «вывести ровно с 5 знаками после запятой», то это другое дело. Но на приличных олимпиадах такое бывает очень редко.
Полезные функции
Пример программы, используйющей эти функции:
Погрешности
Два правила работы с вещественными числами
Сначала напишу два главных правила работы с вещественными числами:
Ниже я разъясняю оба этих правила.
Необходимость использования eps
Как уже говорилось выше, компьютер не может хранить все цифры числа, он хранит только несколько первых значащих цифр. Поэтому, если, например, разделить 1 на 3, то получится не 0.33333. (бесконечно много цифр), а, например, 0.33333333 (только несколько первых цифр). Если потом умножить результат обратно на 3, то получится не ровно 1, а 0.99999999. (Аналогичный эффект есть на простых калькуляторах; на продвинутых калькуляторах он тоже есть, но проявляется сложнее.)
Поэтому если вы напишите, например, следующий код:
(для питона такой простой пример у меня подобрать пока не получилось, но в более сложных примерах есть аналогичные проблемы.) |
На самом деле все еще хуже: компьютер работает в двоичной системе счисления, поэтому даже числа, в которых в десятичной системе счисления конечное число цифр, в компьютере могут представляться неточно. Поэтому, например, сравнение if 0.3+0.6=0.9 тоже не сработает: если сложить 0.3 и 0.6, то получится не ровно 0.9, а слегка отличающее число (0.899999 или 0.900001 и т.п.)
(На питоне все тут проявляется еще ярче: print(0.3+0.6) выводит у меня 0.8999999999999999.)
Итак, погрешности, возникающие при любых вычислениях, — это основная проблема работы с вещественными числами. Поэтому если вам надо сравнить два вещественных числа, то надо учитывать, что, даже если на самом деле они должны быть равны, в программе они могут оказаться не равны.
Итак, именно поэтому
(Первое правило будет дальше 🙂 )
* за исключением случаев, когда вам не важно, что произойдет в случае точного равенства, см. ниже.
Выбор eps
Но обычно считают, что в «разумных» задачах все-таки такое eps существует, т.е. числа, которые должны быть равны, отличаются не очень сильно, а те, которые должны отличаться, отличаются намного сильнее. И eps выбирают где-нибудь посередине. (В частности, поэтому, как говорилось выше, не бывает так, что x=y-eps точно.) (В более сложных задачах может понадобиться применять более сложные техники, но мы их сейчас не будем обсуждать.)
Но бывают задачи, где так просто вычислить подходящее eps не получается. На самом деле таких задач большинство — как только вычисления у вас становятся сложнее чем сложить два числа, за погрешностями уже становится сложно уследить. Можно, конечно, применять какие-нибудь сложные техники, но обычно принято просто брать какое-нибудь eps порядка 1e-6..1e-10.
В частности, поэтому на олимпиадах очень не любят давать задачи, которые реально требуют вычислений с вещественными числами — никто, даже само жюри, не может быть уверено в том, что у них eps выбрано верно. Но иногда такие задачи все-таки дают, т.к. никуда не денешься.
Собственно, из этого и следует
В частности, в будущем вы заметите, что во многих задачах, которые, казалось бы, подразумевают вещественные входные данные (например, задачи на геометрию), входные данные тем не менее обычно целочисленны. Это сделано именно для того, чтобы можно было написать решение полностью в целых числах, и не иметь проблем с погрешностью. (Не всегда такое решение возможно, и уж тем более не всегда оно простое, но тем не менее.) Поэтому если вы можете написать такое решение, лучше написать именно его.
Дополнительный материал. «Грубые» задачи: когда eps не нужно
Так иногда бывает — когда вам все равно, в какую ветку if’а вы попадете, если два сравниваемых числа на самом деле равны между собой. В таком случае eps использовать не надо. Но каждый раз тщательно думайте: а правда ли все равно? Всегда лучше перестраховаться и написать eps (выше с eps тоже все работало бы), за исключением совсем уж простых случаев типа приведенного выше вычисления максимума.
Еще пример: считаем сумму положительных элементов массива
Еще пример, где уже eps необходим: определим, какое из двух чисел больше:
Вообще, тут полезно следующее понятие. Назовем задачу (или фрагмент кода) грубым, если ответ на задачу (или результат работы этого фрагмента) меняется не очень сильно (не скачком) при небольшом изменении входных данных, и негрубым в противоположном случае. (Понятие грубости пришло из физики.)
Тогда в задаче (фрагменте кода) eps нужен, если задача является негрубой: тогда существуют такие входные данные, которые вам важно отличить от очень близких им. Например, если надо определить, какое из двух чисел больше, то при входных данных «0.3 0.3» надо ответить «они равны», но при очень небольшом изменении входных данных, например, на «0.300001 0.3» ответ резко меняется: надо отвечать «первое больше».
Если же задача (или фрагмент кода) является грубым, то, скорее всего, в нем можно обойтись без eps : если вы чуть-чуть ошибетесь при вычислениях, ответ тоже изменится не очень сильно. Например, если вы вычисляете максимум из двух чисел, то на входных данных «0.3 0.3» ответ 0.3, а на входных данных «0.300001 0.3» ответ 0.300001, т.е. изменился не очень сильно.
Но, конечно, все приведенное выше рассуждение про грубые задачи — очень примерно, и в каждой задаче надо отдельно думать.