цвет модерн это какой
Модерн в интерьере — это, вероятно, самый сложный стиль в дизайне. Отдавая предпочтение именно ему, нужно готовиться к солидным финансовым тратам. Но результат обязательно порадует, так как реализация стиля в его полном варианте сделает из обычного жилого помещения произведение искусства. Стиль подойдет для оформления больших коттеджей и загородных домов, компактных квартир-студий и комнат с нестандартной архитектурной планировкой.
Модерн: появление и развитие
В переводе с латыни «модерн» означает «современный». Но относится это определение не к сегодняшнему дню, а к тому времени, когда он зародился и оформился. Расцвет модерна применительно к интерьеру пришёлся на последние годы 19 века, а просуществовал до начала Первой мировой войны. Но, несмотря на короткий «срок жизни», он сумел внести неординарный вклад в развитие дизайна интерьеров.
Конец 19 века — это бурный расцвет технической революции. Людям нужны были перемены, уход от классики и патриархальности в новое технологичное общество. Основа стиля — отрицание классики, а вместе с ней — общепринятых стандартов.
Прямые линии классических интерьеров сменились округлыми и плавными, мебель стала пластичной, а переход от одного предмета интерьера к другому — завуалированным. Разнообразная и богатая цветовая гамма полностью исключала яркие цвета, основными сделались приглушенные: коричневые, серо-зелёные, красноватые, все варианты пастельных оттенков. В оформлении повсеместно появились цветочные мотивы.
В развитие стиля внесли коррективы традиционные культуры разных стран. Так, в Австрии и сейчас доминирует декоративное направление модерна, конструктивный модерн развивался во Франции. На российский вариант значительно повлияли декоративно-прикладные народные ремесла. Но разделение условно: модерн включает столько вариантов и категорий и подвержен влиянию такого числа разнообразных культур, что грань между ним и эклектикой или ар-деко провести довольно сложно.
Особенности стиля модерн в интерьере
Материалы
Используется множество элементов из дерева с выраженной текстурой. Это не только напольное покрытие, но и отделка потолка, мебель, нестандартные деревянные элементы, например декор для светильников. Органично вписываются в интерьер гладкие стеновые панели, шпонированные благородной древесиной светлых оттенков. Полностью исключается плотная покраска, скрывающая текстуру. Основной материал для отделки — древесина экзотических и благородных пород, например:
Текстура древесины подчёркивается прозрачными покрытиями. Основное напольное покрытие, соответствующее стилю, — паркет: штучный, художественный, щитовой. Пол никогда не является акцентом в комнате, оформленной в стиле модерн. Любой вид паркета или ламината должен явно контрастировать с оформлением стен или же совпадать с ним по оттенку. Любая плитка и керамогранит не используются при проектировании дизайна интерьера из-за строгой геометрии элементов.
Оформление стен в заданном стиле — это панели с выраженным рельефом.
Дизайнеры рекомендуют использовать в оформлении металл и все виды текстиля Элементы художественной ковки с флористическими мотивами придают интерьеру респектабельность, текстиль же используется там, где без него обойтись нельзя. Это обивка мебели, портьеры, покрывала. Основное назначение текстиля как элемента интерьера — дополнять и уравновешивать цветовую палитру деревянных поверхностей.
Цветовые решения
Стиль модерн в интерьере — это всегда спокойная цветовая гамма. Характерно включение мягких оттенков: песочного, бежевого, цвета слоновой кости, персикового. Цвета отлично передают всю обтекаемость и плавность линий, к тому же делают помещение визуально просторнее. Чем нежнее и мягче будет выбрано цветовое решение, тем точнее удастся передать форму мебели.
Если потребуется дополнить цветовую палитру яркими цветовыми акцентами, лучше всего подойдут красные и жёлтые тёплые тона.
Мебель в интерьере модерн
Особенность мебели — её обязательная стилизация. Основной материал — тщательно обработанное дерево со стеклянными, бронзовыми, стальными декоративными вставками. Мягкая мебель, выдержанная в стиле модерн, имеет плавные, обтекаемые и часто весьма причудливые формы. Интересно смотрится, например, больший овальный стол с большой и тяжёлой столешницей и тонкими, фигурно изогнутыми стальными ножками.
В гостиной мягкая мебель чаще всего представлена комплектом из дивана и пары кресел из тёмного дерева. Одинаковая порода древесины в каждом элементе мебели принципиально важна. Обивка — тканевая, с любой фактурой, имеющей богатый и респектабельный вид. Цветовая гамма подбирается по цвету стен. Мягкая мебель всегда функциональна и компактна, фурнитура — надёжна, изящна, всегда от проверенных известных брендов, не вызывающая и не бросающаяся в глаза.
Освещение
В оформлении интерьеров характерен баланс между естественным и искусственным освещением. Солнечный свет используется максимально эффективно, окна часто оформляются как арки и украшаются витражными элементами.
Светильники не только решают практические задачи, освещая помещение, но и служат элементами декора. В дизайне часто используются настенные бра вычурной формы, а также сложные по форме торшеры, освещающие затемнённые места. Декоративные осветительные приборы могут быть изготовленными из фарфора, керамики, стекла, иметь металлические дополнения.
Декор
Модерн, как никакой другой стиль, позволяет экспериментировать с декором. Ориентироваться следует на затейливые природные мотивы и натуральные оттенки. В природе не существует строгой симметрии, поэтому важно стремиться заменять прямые контуры предметов плавными дугами. Приветствуется использование арок в дверных проёмах, барельефы и рельефные орнаменты на панелях стен, декорирование перил и перегородок.
Завершают образ предметы, не несущие функциональной нагрузки, служащие только для украшения. В заданном стиле найдется достойное место любому виду декора. Он никогда не будет здесь лишним. Цветовая гамма декоративных дополнений должна точно вписываться в общее оформление комнаты, а все декоративные предметы не должны выглядеть дёшево. Уместно и оригинально смотрятся:
Основные мотивы — растительные, цветочные. Современные дизайнеры предпочитают лилии и ирисы за изгибы лепестков. Второй популярный мотив — стрекозы и бабочки. Нередко в декорировании используется японская техника живописи и графики, гармонично вписывающаяся в стиль.
Такой разный модерн
Современное оформление жилых помещений в стиле модерн делится на несколько отдельных категорий:
Стиль модерн ч.2. Основные характеристики
Мы продолжаем наш разговор об одом из прекраснейших и интереснейших стилей. Первую чать публикации с фотографиями интерьеров в стиле модерн можно увидеть здесь:
Сегодня мы вычленим характерные черты стиля модерн.
Модерн часто называют манерным и декадентским, забывая, что он возник благодаря промышленной революции XIX века и в свое время считался чрезвычайно радикальным и прогрессивным.
Быстрому распространению модерна помогли всемирные выставки, и прежде всего грандиозная парижская 1900 года, которой Европа отмечала переход в новое столетие (на ней впервые были представлены, к примеру, озвученный фильм, эскалатор и дизельный двигатель! :)).
Именно Всемирные выставки, на которых разные страны представляли свои достижения, свою культуру в отстроенных специально для этого павильонах, являлись толчком к объединению искусства, науки. Можно сказать были первым шагом к созданию единого информационного пространства, к которому мы сейчас в эпоху интернета так привыкли. На эти выставки съезжались промышленники и художники из разных стран. Хотя. я немного отвлеклась, это уже немного другой разговор. А сейчас мы говорим про модерн как стиль в искусстве.
Кстати, вот так выглядел павильон России на Всемирной вытавке 1900 года в Париже:
Итак, продолжая начатый нами ранее разговор, можно вычленить некоторые особенности стиля модерн:
Прежде всего, для модерна характерны мягкие, тягучие, плавные линии, нарочитое избегание прямых углов. Линия в орнаменте приобретает так называемую форму «удара хлыста». Это, пожалуй, самая характерная особенность этого стиля.
Жители подводного царства, медузы, морские коньки, улитки, бабочки, стрекозы, всевозможные жуки-пауки переселяются в интерьеры, украшения, ткани.
Таинственные девы, нимфы и русалки поселяются даже на самых обыденных предметах.
Архитектура отступает от жестко заданной трезхвенной ордерной структуры классицизма и подчиняется только фантазии и мастерству архитектора. Формы как бы произрастают одна из другой, заимствуя этот принцип у растений. Этому способствовало строительство из железобетона (из кирпича и дерева сложно наладить массовое строительство зданий столь разнообразных и гибких форм).
Во многих интерьерах архитекторы того времени активно экспериментируют, нарочито избегая острых углов. Мы можем увидеть овальные окна, мягкие линии потолков и ниш, сложные изогнутые линии стен. Стремясь приблизить жилище человека в природе, архитекторы в некоторых случаях заходят так далеко, что создают жилые помещения, непривычные и неудобные для проживания человека.
Фасады домов спорят между собой в первенстве за красоту и оригинальность. (Как здесь не вспомнить знаменитый «Квартал раздора» в такой модернистской на местный манер Барселоне:)).
Мебель приобретает более легкий внешний вид и оригинальные формы. Она не расставляется четко по периметру комнаты, как это делалось в интерьерах классицизма, а свободно располагается по всему пространству комнат, встраивается в стены и ниши. Мебель производится целыми гарнитурами, коллекциями.
Появляются сложные мебельные конструкции, объединяющие себе, например, диван, придиваные тумбы, полки, зеркала. Можно сказать, что знакомые нам с детства «стенки» нашли свое рождение именно в это время.
Промышленное производство мебели и предметов интерьера способствовали тому, что мебели в помещениях становилось много, иногда избыточно много. Тоже можно сказать и о безделушках, интерьерных вещицах.
В противовес этому возникали течения, в которых художники, архитекторы, писатели, дизайнеры, ремесленники критиковали фабричные изделия, «ширпотреб», подчеркивая превосходство предметов личного производства. Еще у истоков модерна в конце XIX века сторонниками движения «Искусство ремесел» была предложена концепция, согласно которой искусство, дизайн и предметы не фабричного, а индивидуального, ремесленного производства могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни их создателей и потребителей. Надо заметить, что художники оказались правы, и в свое время именно «ширпотреб» вытеснит модерн с историчекой сцены. В обескровленной войнами и революциями Европе станет не до дорогого и штучного модерна.
Погружение в тайны психики и бессознательного (Фрейд, Юнг), изучение и терапевтическое использование гипноза и трансовых состояний.
В цвете модерн у меня ассоциируется со всеми оттенками синего. Мистического фиолетового, небесного серебряного. Все цвета водного и воздушного царств. Цвета увядших роз. Странное и неведомое.
Цветное стекло и витражи на окнах.
Парящие конструкции из металла и стекла
Кованные детали
Легкие конструкции-перегородки
Как я уже говорила выше, начало ХХ века это, прежде всего, эпохи технического прогресса. В архитектуре это использование железобетона, металлических конструкций, стекла, огромных окон, зеркал. Строительство железных дорог и железнодорожных вокзалов.
Какие красивые вокзалы в стиле модерн из стекла и бетона, с любовно обыгранными архитекторами опорными конструкциями из железа, стеклянными крышами.
Тема модерна неисчерпаема. Мы только обозначили основные моменты этого стиля. Впереди еще очень много интересного.
В следующей публикации мы, как я и обещала, поговорим о Шехтеле и одном из моих любимых зданий в Москве, особняке Рябушинского.