туалетная бумага какая лучше марка
9 лучших туалетных бумаг
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
К выбору средств гигиены каждый человек подходит с особой щепетильностью. Туалетная бумага используется чаще других товаров, поэтому она должна быть комфортной, мягкой, хорошо очищать, удобно отрываться, не раздражать кожу. Впервые такое средство начали использовать в древнем Китае. В середине XIX века была выпущена бумага в виде отдельных листков. А вот в рулонах она появилась в 1928 году благодаря немецкому разработчику Хансу Кленку. Через 15 лет свет увидела двухслойная бумага, которая обладала чрезвычайной мягкостью и плотностью. С конца XX века начали использовать влажные гигиенические средства. В сочетании с обычной туалетной бумагой получался идеальный результат очищения.
Как выбрать туалетную бумагу
Современный рынок уходовых товаров переполнен всевозможными видами бумаги. По каким критериям ее выбирать, вы узнаете в нашей статье.
Эксперты журнала Expertology, основываясь на результатах независимых исследований, учитывая количество продаж и отзывы реальных покупателей, составили рейтинг лучшей туалетной бумаги, которая отвечает требованиям комфорта и безопасности.
Рейтинг лучших туалетных бумаг
Номинация | место | наименование товара | цена |
Рейтинг лучших туалетных бумаг | 1 | Zewa «Just 1» | 166 ₽ |
2 | Papia, трехслойная | 95 ₽ | |
3 | Kleenex «Premium Comfort» | 284 ₽ | |
4 | Zewa «Deluxe Орхидея» | 108 ₽ | |
5 | Perfex «De luxe» | 157 ₽ | |
6 | Familia, двухслойная | 60 ₽ | |
7 | Эврика «Кризис» | 388 ₽ | |
Лучшая влажная туалетная бумага | 1 | Kleenex Clean Care | 104 ₽ |
2 | Zewa «Natural camomile» | 99 ₽ |
Zewa «Just 1»
Zewa – старейшая компания по производству предметов гигиены. Впервые в нашей стране ее товары появились в 1997 году. Сегодня продукцией марки пользуются миллионы россиян. Она постоянно расширяет ассортимент, улучшает качество, разрабатывает новые технологии. Just 1 – премиальная четырехслойная бумага, выпущенная в 2016 году. Именно ей достается первое место.
Бумага отличается повышенной плотностью и толщиной, лучше впитывает, поэтому иногда достаточно одного листка для ухода за телом. Уникальная мягкая зона создает ощущение комфорта. Бумага чисто белого цвета без аромата, поэтому подходит для особо чувствительных людей. Запатентованная разработка компании – смываемая втулка Aqua Tube. Она присутствует во всех бумагах Zewa. Потребители быстро оценили такое удобство, и ряды поклонников марки пополнились новыми покупателями.
Согласно отзывам бумага оправдывает свою стоимость. Размер листов стал больше, они удобнее, обладают высокой прочностью. Бумага не вызывает раздражений, фактура мягкая, нежная, уход деликатный. Благодаря вышеперечисленным свойствам снижен расход. Поэтому упаковки хватает на более длительное время по сравнению с другими видами бумаги.
Достоинства
Недостатки
Papia, трехслойная
Бренд появился на российском рынке три года назад, но уже занял лидирующие позиции по продажам предметов гигиены. Papia постоянно усовершенствуется, внедряет инновационные технологии производства, чтобы предложить покупателям продукцию, которая полностью соответствует мировым стандартам. Ее качество признано многими экспертами и независимыми научно-исследовательскими институтами.
Второе место рейтинга достается трехслойной бумаге, которая производится из 100% целлюлозы. Ее высокое качество делает продукт мягким и нежным, позволяет деликатно заботиться об интимных частях тела. Размер листов: 12*9,5 см. Они имеют тисненый рисунок в виде цветочного принта и надписи Papia. Бумага особой прочности, не расслаивается, отрывается строго по нанесенным линиям.
Продукт не ароматизирован, не окрашен. Подходит для людей, склонных к раздражениям. Пользователи поставили наивысший балл за качество бумаги, ее экономичное расходование, а также вполне приемлемую цену. Она комфортна в использовании, не рвется, имеет эстетически привлекательный внешний вид.
Достоинства
Недостатки
Kleenex Premium Comfort
Всемирно известный бренд был основан более 90 лет назад. Он максимально удовлетворяет потребность в качественных, комфортных, мягких предметах гигиены. Сегодня его продукцией пользуются потребители более чем в 150 странах мира. Туалетная бумага создается только из экологически безопасных материалов, которые деликатно заботятся о коже и придают ощущение максимальной свежести.
На третьем месте − Premium Comfort. Это премиальная многослойная бумага, которая имеет ширину рулона 0,95 см, длину 17,6 м, размер листов 126*96 мм. Она производится из высококачественной первичной целлюлозы по уникальной запатентованной технологии. Экстрамягкая, она дарит максимальный комфорт. Воздушное тиснение делает ее пышной.
Многие покупатели, попробовав эту бумагу, останавливают свой выбор именно на ней. Она деликатно очищает без появления раздражений. Ее особая поверхность очень пышная, листочки отрываются точно по линии. Высокая плотность и оптимальный размер позволяют минимизировать расход, а отсутствие ароматизаторов и красителей дают возможность использовать ее очень чувствительным людям и детям.
Достоинства
Недостатки
Zewa «Deluxe Орхидея»
Еще одна бумага известной марки Zewa вошла в наш рейтинг. Она создается из первичного целлюлозного волокна без вредных добавок, поэтому ее использование безопасно, а сама она считается экологически чистым продуктом. Как и все другие виды бумаг Deluxe имеет водорастворимую втулку, которая не требует особой утилизации, ее просто можно смыть в унитазе. Бумага трехслойная, размер листков рассчитан на комфортный гигиенический уход.
Текстура в виде подушечек хорошо впитывает загрязнения. Она мягкая, пышная. Плотность высокая, поэтому бумага не рвется и не расслаивается. Нежный запах королевской орхидеи в сочетании с розовым цветом делают уход более комфортным и приятным. Товар протестирован под контролем дерматологов и рекомендован ими к использованию.
Потребители отмечают биоразлагаемую втулку, нежную, но плотную текстуру бумаги. Она экономично используется, деликатно удаляет загрязнения, дарит ощущение чистоты и свежести. Аромат изысканный, очень приятный, но не интенсивный. Упаковка бумаги сразу привлекает внимание и дарит эстетическое удовольствие.
Достоинства
Недостатки
Perfex «De luxe»
Пятая строчка рейтинга достается трехслойной бумаге, которая выпускается крупнейшим европейским производителем средств гигиены. Мягкая поверхность дарит комфорт и свежесть. Бумага изготовлена из 100% целлюлозного волокна без использования красителей, является экологически безопасным продуктом. Дерматологи рекомендуют ее всем членам семьи и даже людям с высоким порогом чувствительности.
Рельефная текстура увеличивает скорость впитывания. Листы с интересными рисунками имеют оптимальный размер, они очень прочные, отрываются строго по штрихпунктирной линии. Бумага различается по ароматам. Есть 2 вида продукции: с ромашкой и персиком. Втулки плотные, бумага на них прочно фиксируется, не съезжает.
Согласно отзывам Perfex De luxe экономично расходуется. 1 рулона хватает на более длительное время по сравнению с подобной бумагой других производителей. Она очень нежная и мягкая, легко делится на листки, пахнет нежно, ненавязчиво. Бумага с интересным тиснением понравилась всем опрошенным, кто уже опробовал ее в деле.
Достоинства
Недостатки
Familia, двухслойная
Почетное место рейтинга занимает качественная двухслойная бумага, которая дарит ощущение чистоты и свежести и чувство невероятного комфорта. Она производится из целлюлозы, не ароматизирована, поэтому подходит для аллергиков и чувствительных людей. Поверхность выполнена в виде тисненого цветочного узора. Мягкая и воздушная, она одновременно прочная и толстая. Бумага не слоится, не рвется.
Листы имеют размер 9,5*12,5 см и отрываются строго по линии перфорации. Длина одного рулона составляет 16,9 метров. Количество листов – 141 штука. Текстура хорошо впитывает загрязнения. Благодаря такому свойству расход бумаги минимизирован. Цвет – белый.
Покупатели, которые привыкли экономить, но получать качественный товар, назвали бумагу Familia лучшей по соотношению этих параметров. Она нежная на ощупь, не вызывает раздражения, максимально очищает. Ей пользуются все домочадцы, включая маленьких детей. Втулка прочная, хорошо удерживает бумагу. Кроме всех достоинств она имеет доступную, экономически выгодную стоимость. Оценка от пользователей – «отлично».
Достоинства
Недостатки
Эврика «Кризис»
Завершает рейтинг многослойная бумага компании «Эврика». Она станет не только средством гигиены, но и прекрасным подарком всем тем, у кого есть чувство юмора. По всей длине можно прочесть цитаты из газет и разные крылатые фразы по поводу кризиса. Многим это заменит чтение книг и журналов, к которому они привыкли в туалетной комнате.
Бумага изготавливается из безопасных для здоровья материалов. Мягкая и приятная на ощупь, она не вызывает раздражений, подходит для применения всеми членами семьи. Ширина – 10,5 см. Каждый рулон упакован в прозрачную полиэтиленовую пленку.
Многие опрошенные отметили, что бумага станет своеобразным приколом и недорогим сувениром к любому торжеству. Цена 1 рулона − около 100 рублей. Покупатели посчитали эту стоимость высокой для ежедневных средств гигиены, но оценили находчивость производителя, который выпускает разнообразную туалетную бумагу с шутками и кроссвордами, и поставили ей высокий балл.
Достоинства
Недостатки
Лучшая влажная туалетная бумага
Влажная туалетная бумага достаточно недавно вошла в обиход россиян. Кто-то оценил этот товар, кому-то он без надобности. Бумага по виду напоминает обычные влажные салфетки, но размеры листов у нее больше и ее можно смывать в унитаз. Кроме перечисленных она обладает еще несомненными достоинствами: ее можно носить с собой в сумочке, уход более чистый и комфортный, приятный свежий запах. В наш рейтинг мы включили 2 влажные бумаги популярных производителей средств гигиены, которые уже получили наибольшее количество положительных отзывов от реальных потребителей и экспертов.
Kleenex Clean Care
Влажная бумага подходит для использования всей семьей, в том числе детьми старше 3 лет. Она деликатно и бережно очищает, дарит ощущение чистоты, свежести, комфорта. Бумага производится из безопасного нетканого материла. Он очень мягкий и приятный на ощупь. В составе пропитки нет спирта и других раздражающих компонентов, поэтому Clean Care подходит людям с чувствительной кожей.
Салфетки можно смывать в унитаз, они не засоряют канализационные трубы, биоразлагаются, как и обычная туалетная бумага. Листы легко достаются из упаковки, не склеиваются. Липкий клапан надежно фиксируется. Даже после многократного открывания он не теряет своих клейких свойств. Упаковку удобно брать с собой на работу, отдых, в длительные поездки.
Для использования дома потребитель имеет возможность приобрести салфетки в пластиковом блоке и просто заменять упаковки новыми. Опрошенные оценили качество продукта Kleenex. Листы имеют оптимальный размер, пропитка в меру влажная, расход минимальный. Используя Clean Care после обычной бумаги, можно добиться идеальной чистоты.
Достоинства
Недостатки
Zewa «Natural camomile»
Еще одна влажная бумага, включенная в наш рейтинг, достойна внимания покупателей. Она производится из безопасных материалов, мягкая и нежная на ощупь. В состав пропитывающего лосьона входит экстракт ромашки, который снижает риск появления раздражений, ухаживает за кожей. Бумага без аромата, поэтому подходит для чувствительных людей. Ее использование одобрено дерматологами.
Листы имеют оптимальный для гигиенического ухода размер. Они без труда достаются из упаковки поштучно. Клапан надежно фиксируется и предотвращает высыхание салфеток. Их можно смывать в унитаз без риска засора труб. Одна упаковка содержит 42 салфетки.
Мнение опрошенных единогласно: используя сухую и влажную бумагу Zewa, можно ощутить невероятный комфорт. Упаковка небольшая, ее удобно брать в поездки. Салфетки в меру плотные, не рвутся, экономично расходуются, долго остаются влажными. Их можно использовать и детям (начиная с 3-х летнего возраста), и взрослым.
Туалетная бумага
В наши дни туалетная бумага есть в каждом доме, причем разная: серая, белая, разноцветная, ароматизированная и без запаха, однослойная и даже четырехслойная. Казалось бы, живи и радуйся, но нет. Разнообразие рождает не только проблему выбора, но и потребность выяснить, а не проникло ли в царство гигиенической продукции некачественное и небезопасное изделие?
Благодаря проведенным исследованиям специалисты Роскачества опровергли потребительские мифы о том,
Результаты повторного исследования
По просьбам потребителей Роскачество продолжает отслеживать, меняется ли качество исследованных ранее товаров по прошествии нескольких лет. На этот раз повторно исследовали туалетную бумагу семи наиболее популярных у потребителей торговых марок: «Лилия», «Чистый дом», Familia, Kleenex, Papia, Pero, Zewa Deluxe.
Традиционно в ходе лабораторного тестирования эксперты оценили товары на соответствие как действующим нормам, так и требованиям опережающего стандарта Роскачества.
Из протестированных товаров туалетная бумага двух торговых марок подтвердила высокое качество – Zewa Deluxe и Papia.
Продукция трех торговых марок улучшила свои показатели. Так, в ранее проведенном исследовании у бумаги Pero был выявлен неустойчивый краситель. Нынешнее исследование показало, что этот недостаток устранен. Кроме того, в маркировке бумаги «Чистый дом», Kleenex и Pero не был указан номер партии товара, что является нарушением Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. После повторного исследования выяснилось, что производители провели работу над ошибками.
Однако показатель комфортности использования и у «Чистого дома», и у Kleenex по-прежнему оставляет желать лучшего: бумага недостаточно мягкая.
Продукция двух торговых марок стала хуже. Например, туалетная бумага Familia ранее соответствовала не только обязательным требованиям законодательства, но и опережающему стандарту Роскачества. В ходе повторного исследования было обнаружено, что ухудшились показатели комфортности использования этой бумаги, а именно степень ее мягкости не соответствовала опережающему стандарту.
По результатам проведенных ранее исследования и оценки производства туалетной бумаге Familia был присвоен российский Знак качества. Однако при повторном исследовании было выявлено несоответствие требованиям опережающего стандарта Роскачества. В связи с этим действие российского Знака качества для данной торговой марки приостановлено.
Теперь об аутсайдере нашего исследования – туалетной бумаге «Лилия». Недостатки остались теми же, что и в предыдущем исследовании: в маркировке не указана информация о длине рулона, бумага не соответствует опережающим требованиям Роскачества по комфортности использования и скорости растворения бумаги в воде. Более того, на этот раз эксперты обнаружили в бумаге энтеробактерии, что является нарушением Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Рейтинг продукции этой торговой марки обнулен.
– Микробиологические параметры, распространяемые на средства личной гигиены, действительно предполагают отсутствие энтеробактерий в анализируемом образце туалетной бумаги весом 10 г, но вместе с тем допускают общее наличие живых микроорганизмов (КОЕ) в количестве, не превышающем 1000 единиц.
Данный уровень микробной загрязненности применяется только для герметичных или полностью упакованных пачек туалетной бумаги. Обнаруженные энтеробактерии могли попасть на упакованную туалетную бумагу двумя путями: либо при производстве перед упаковкой бумага могла контактировать с грязными руками, либо через мелкие отверстия на упаковке, куда может попадать пыль и другие загрязнения. Обнаруженные энтеробактерии – это, судя по всему, известная всем кишечная палочка (Escherichia coli), безвредные штаммы которой являются частью нормальной микрофлоры кишечника человека. Потребителям следует иметь в виду, что сам факт наличия энтеробактерий в бумажной продукции подобного рода – не сигнал бедствия. Важнее другое: какое количество этих бактерий и их патогенность.
Итоги исследования обнародованы в рамках Всероссийского потребительского проекта «ТЕСТ», который выходит в эфир каждую субботу на канале «Россия 1».
О продукции
В 2019 году в рамках исследования Роскачества протестирована туалетная бумага 30 популярных у россиян торговых марок. Продукция была произведена в Москве, Новосибирске, Республике Коми и Республике Татарстан, Краснодарском крае, Ленинградской, Тамбовской и Ростовской областях. Кроме этого, в исследование вошли бренды из Германии, Италии, КНР и Франции. Продукция 17 торговых марок произведена по ГОСТу, 12 – по ТУ, и 2 торговые марки не указали данную информацию. Оценка проводилась по 64 показателям качества и безопасности. Исследовали бумагу из одного, двух, трех и четырех слоев, стоимостью от 5,40 до 106,77 рубля (за один рулон) на момент закупки.
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
Стандарт Российской системы качества объединил действующие требования ТР ТС 005/2011, Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), требования ГОСТа для изделий из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения (ГОСТ Р 52354-2005), а также установил для потенциальных претендентов на государственный Знак качества повышенные требования к содержанию хлора в изделии, сенсибилизирующей способности (способности вызывать аллергию), времени растворения бумаги в воде, эффективности перфорации, комфортности использования и внешнему виду. Требуемый уровень локализации продукции для присуждения Знака качества составляет не менее 80%.
Сейчас и представить сложно, что до 1969 года жители СССР использовали газету вместо туалетной бумаги. Да и после того как на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате (Ленинградская область) выпустили первую партию гигиенической продукции, производители натолкнулись на нулевой спрос: граждане не понимали, зачем тратить деньги на туалетную бумагу, если газета всегда под рукой. Понадобилось время, чтобы потребитель оценил преимущества продукции специального назначения и заменил периодику на всем знакомый сейчас рулон.
Один из существующих мифов о туалетной бумаге как раз связан с использованием газет не по их прямому назначению. Считается, например, что туалетная бумага серого цвета, произведенная из вторичного сырья – газет, книг, журналов, одним словом – из макулатуры, – содержит свинец и поэтому опасна для здоровья.
Свинец, хлор и другие опасные вещества в бумаге
Слово «макулатура» у большинства потребителей ассоциируется со старыми газетами, картоном и другими бумажными отходами. Неудивительно, что далекий от производственных тонкостей человек думает, что из этого бумажного хлама получается только серая, жесткая бумага, в которой к тому же содержится свинец, входящий в состав печатной краски.
На самом деле содержащую свинец печатную краску в нашей стране перестали использовать еще в конце 80-х годов прошлого века. Следовательно, сейчас найти печатную продукцию родом из 80-х, да еще и в промышленных объемах, практически невозможно. Поэтому свинец не может присутствовать в туалетной бумаге по определению.
Исследования, проведенные экспертами Роскачества, подтвердили это. Более того, в продукции всех тестируемых марок не обнаружен не только свинец, в ней нет также хлора и формальдегида. Отсутствуют и такие токсичные элементы, как мышьяк, хром, цинк. При этом хочется особенно подчеркнуть, что бумага из вторичного сырья (макулатуры) соответствует требованиям безопасности так же, как и продукция, изготовленная из первичного сырья (целлюлозы). Вывод: вся исследованная бумага безопасна.
Большинство добросовестных производителей стремятся к бесхлорной обработке первичного сырья. Они используют современные методы отбеливания по принципу ECF (Elemental Chlorine Free – то есть без элементарного хлора). Однако некоторые предприятия все же еще используют хлор, поэтому при покупке туалетной бумаги нужно искать в маркировке аббревиатуру PCF – она свидетельствует об отсутствии хлора в изделии.
На ведущих предприятиях используется глубокая многоступенчатая очистка («облагораживание») макулатуры. Глубокая очистка макулатуры бывает разных видов. На первом этапе проводится роспуск, сортировка, промывка и отделение более грубых, как правило, минеральных примесей. Затем с помощью горячей воды и флотации из вторичного бумажного волокна удаляются красители и наполнители. В качестве дополнительной очистки может использоваться технология химической отбелки, но в любом случае без использования хлора и хлорсодержащих агентов. Для этого применяют безопасные химические вещества, которые очищают массу от чернил и других пигментов, разрушая и выводя их из бумаги. В результате многоступенчатой очистки получается бумага с высокой белизной (до 80%), сопоставимой с белизной бумаги, полученной из 100%-ной целлюлозы.
В продукции всех исследованных Роскачеством торговых марок (причем как в самой дорогой – Lotus, 106,77 рубля за рулон, так и в самой дешевой – «Народной», 5,40 рубля за рулон) не было обнаружено никаких механических повреждений, складок, пятен, дыр и посторонних включений (песок, минеральные включения, кора), пятен от масла и подтеков грязной воды.
Цветная и ароматизированная могут вызывать аллергию
Среди товаров 30 исследованных торговых марок цветной, ароматизированной или с рисунком была следующая продукция:
Цветная и ароматизированная: Zewa Deluxe (3-слойная, светло-персикового цвета, с ароматом персика), DaySpa (2-слойная, цветная, с ароматом ромашки).
Цветная, без аромата: Lotus (3-слойная, светло-розовая), Pero Ultracolor (3-слойная, синяя), Plushe (2-слойная, розовая).
С рисунком и ароматизированная:Zewa Exclusive ultra soft (4-слойная, белая, с рисунком розового цвета, ароматизированная), Maneki (3-слойная, с бледно-голубым рисунком, с легким ароматом сакуры).
Эксперты Роскачества проверили всю бумагу на соответствие гигиеническим нормам. В результате выяснилось:
Вся тестируемая бумага, включая однослойную, не вызывает раздражения кожи и слизистой.
Используемые производителями красители и отдушки нетоксичны.
Интенсивность аромата (запаха) соответствует требованиям ГОСТа.
Комментирует Александр Каган, химик-технолог:
– Добросовестные производители наносят отдушку на втулку. При производстве втулки в нее вставляется форсунка, в которую подается ароматизатор. Следовательно, ароматизатор не попадает на само полотно. Кстати, как раз поэтому и запах у туалетной бумаги не очень устойчивый, так как у нее нет задачи парфюмирования тела, задача такой бумаги – чисто эстетическая, чтобы человеку было приятно ею пользоваться.
Однако продукция двух торговых марок – Lotus (3-слойная, светло-розовая, Франция) и Pero Ultracolor (3-слойная, синяя) – не прошла тестирование на оценку внешнего вида водной вытяжки. Согласно Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, во время проведения исследования жидкость, в которой проводилось тестирование, должна оставаться прозрачной, без мути, осадка и окраски. Продукция двух вышеупомянутых торговых марок окрасила воду в светло-розовый и синий цвета соответственно.
Комментирует Александр Каган, химик-технолог:
– При окрашивании бумаги используется очень небольшой процент красителя; кроме этого, в обязательном порядке добавляется закрепитель. Технология окрашивания бумаги схожа с той, по которой окрашивают хлопковые футболки. Кстати, и красители используются ровно того же класса, что и для одежды, то есть они безопасны.
Результаты исследования позволяют утверждать, что продукция большинства торговых марок соответствует гигиеническим требованиям. Она не вызывает раздражения и аллергии, краска нетоксичная и стойкая, то есть прошла тест на оценку внешнего вида водной вытяжки, за исключением продукции двух торговых марок.
Многослойная бумага впитывает лучше однослойной
Чтобы оценить этот показатель, специалисты Роскачества провели тест на капиллярную впитываемость – для однослойной, а также тест на поверхностную впитываемость – для многослойной бумаги (тест на поверхностную впитываемость для однослойной бумаги не проводится. – Прим. ред.).
ГОСТ не устанавливает нормативы капиллярной впитываемости для многослойной бумаги. Такой показатель нормируется только для однослойной бумаги (не менее 22 мм).
У всей однослойной бумаги высокая степень впитываемости, но лучший показатель у Veiro, которая за 10 минут впитала 70 мм (+/-1) воды (от нормированных 22 мм). Самыми скромными оказались показатели у торговых марок «Красная цена» – 46 мм (+/-1) и «Чистый дом» (47 мм), что по сравнению с нормированными 22 мм тоже отличный показатель.
Тестирование на капиллярную впитываемость для однослойной бумаги проводили так: один конец бумажной полоски закрепили в вертикальном положении, а другой погрузили в воду и через 10 минут измерили, на какую высоту поднялась жидкость.
Суть тестирования на поверхностную впитываемость для многослойной бумаги: специалисты измеряют, за сколько секунд (норматив – не более 5) многослойная (2-, 3- и 4-слойная) бумага сможет впитать определенное количество (0,01 мг) влаги.
Сразу же скажем, что продукция всех торговых марок успешно прошла этот тест. Но лучшей из лучших среди многослойной бумаги стала продукция торговой марки Maneki (3-слойная бумага), которая впитала воду за 0,2 с. У туалетной бумаги 17 торговых марок этот показатель равен 0,4 с, причем за это время впитывает воду и 2-слойная, и 3-слойная, и 4-слойная бумага. У продукции оставшихся пяти торговых марок такие показатели: «Лента» (2-слойная) – 0,8 с; Day Spa (2-слойная) – 1,0 с; «Мягкий знак» (2-слойная) – 1,9 с; Kleo ultra (3-слойная) – 2,4 с; «Лилия» (2-слойная) – 3,8 с.
Таким образом, исследование Роскачества опровергает миф о том, что многослойная бумага впитывает лучше однослойной. На самом деле с этой задачей прекрасно справляется как однослойная, так и многослойная бумага.
Мягкость = комфорт
Наверняка каждый хотя бы раз сталкивался в общественных местах с жесткой, даже колючей бумагой. Пользоваться такими, с позволения сказать, средствами гигиены неприятно и даже небезопасно.
Хирург Государственного научного центра колопроктологии, к. м. н. Шароф Ташимбекович Минбаев считает:
– Чем грубее бумага, тем больше шансов нанести микротравмы. Однако, как бы удивительно это ни звучало, многие попросту не умеют правильно пользоваться туалетной бумагой. Она предназначена не для вытирания, а для промокания. Многослойность, «пухлость» нужны для того, чтобы бумага хорошо впитывала.
Чтобы определить, насколько комфортно пользоваться той и или иной бумагой, эксперты провели осязательное тестирование на объемную и поверхностную мягкость. Для испытания использовали образцы одинакового размера (9±0,5 см по ширине и не менее 30 см по длине), без видимых дефектов, с линией перфорации или без нее.
По результатам испытания решали, насколько изделие комфортно в использовании. Оценка всех параметров проводилась по 5-балльной шкале.
Для потенциальных претендентов на государственный Знак качества установлены повышенные требования к комфортности использования – не менее четырех баллов, независимо от количества слоев туалетной бумаги.
По результатам исследования комфортности использования баллы распределились следующим образом:
5 баллов – у Zewa Exclusivenultra soft. По мнению специалистов, это очень мягкая туалетная бумага.
4 балла – у продукции 13 торговых марок. Причем мягкой оказалась не только 3-, но и 2-слойная бумага.
3 балла за комфортность – у продукции 12 торговых марок. В категорию средней жесткости попала как 1-слойная, так и 2-слойная бумага.
2 балла – у четырех торговых марок. Жесткой признана как 1-слойная, так и 2-слойная бумага, а именно: Б/Н (1 слой, серая, без перфорации и втулки, г. Воронеж); «Красная цена» (1 слой, серая), «Лилия» (2 слоя, белая), Туалетная бумага из Набережных Челнов (1 слой, серая).
Туалетная бумага Familia ранее соответствовала не только обязательным требованиям законодательства, но и опережающему стандарту Роскачества. В ходе повторного исследования было обнаружено, что ухудшились показатели комфортности использования этой бумаги, а именно степень ее мягкости не соответствует опережающему стандарту.
Растворяется в воде
Туалетная бумага должна хорошо растворяться в воде, чтобы не засорять канализацию. Специалисты Роскачества протестировали бумагу на растворимость. Оценка проводилась по 5-балльной шкале.
Быстрее всех с этой задачей справилась продукция Familia (бумага растворилась за 8 с), медленнее всех – туалетная бумага торговой марки «Лилия» – за 115 с, но это не считается нарушением, так как бумага «Лилия» выпускается по ТУ, как, кстати, и Familia.
Для производителей, претендующих на государственный Знак качества, Роскачество установило повышенные требования к времени растворения бумаги в воде – не более 30 секунд.
В ходе исследования выяснилось, что повышенным требованиям Роскачества по скорости растворения бумаги в воде соответствует продукция следующих марок: Б/Н (1 слой, г. Воронеж), Б/Н (1 слой, ООО «Вторресурсы»), «Красная цена» (1 слой), «Народная» (1 слой), Aster Perfetto (3 слоя), CleanOK (2 слоя), Familia (2 слоя), Kleenex (2 слоя), Lotus (3 слоя), Papia (3 слоя), Pero (3 слоя), Zewa Deluxe (3 слоя) и Zewa Exclusive ultra soft (4 слоя).
Эксперты проверили на растворяемость и втулку. Поскольку «смываемая втулка» была заявлена в маркировке лишь у продукции торговой марки Zewa, то и проверяли только эти изделия. Были получены такие результаты:
Zewa Deluxe: втулка растворилась за 5,5 секунды.
Zewa Exclusive ultra soft: втулка растворилась за 6,0 секунды.
Zewa плюс (2 слоя): втулка растворилась за 7,2 секунды.
(Продукция под торговой маркой Zewa, ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша» – единственная на российском рынке со смываемой втулкой. – Прим. ред.).
Ширина, площадь листа и длина рулона
Согласно ГОСТу, ширина рулона (листка) должна быть не менее 9 см, а минимальная площадь – 110 см². Однако производители могут от стандарта отклоняться согласно собственным ТУ в пределах норм безопасности использования гигиенического изделия.
Ширина бумаги 28 торговых марок соответствует или чуть больше нормированного размера. Меньше указанных в ГОСТе размеров оказалась продукция торговых марок «Народная» (8,2 см) и «Чистый дом» (8,3 см), но ее нельзя считать нарушителем, потому что продукция изготавливалась не по ГОСТу, а по ТУ.
Площадь листа меньше установленного минимума у двух торговых марок: «Лента» (109,2 см²) и Soft (106 см²). Однако и это нельзя считать нарушением, так как продукция выпускается по ТУ.
Длина рулона. Метраж туалетной бумаги не нормируется ГОСТом. Тем не менее длина должна указываться в маркировке, и, конечно же, реальный метраж должен соответствовать ей. Специалисты Роскачества проверили, действительно ли это так. Выяснилось, что из 30 протестированных торговых марок недостоверно указан метраж у продукции четырех торговых марок: Б/Н (ООО Вторресурсы, г. Казань) – в маркировке 35,5, а на самом деле – 33 м; «Народная» – в маркировке указано «минимум 40 м», в действительности оказалось 38 м; Aster Perfetto – заявлено 19,55 м в рулоне, на самом деле – 17,8; Kleenex – обещано 42, в реальности – 40 м.
Цена – качество
Четырехслойная туалетная бумага была представлена только торговой маркой Zewa (Zewa Exclusive ultra soft). Стоимость за рулон составила 42,00 рубля. Эта бумага соответствует не только ГОСТу, но и повышенным требованиям Роскачества. В рейтинге Роскачества именно эта продукция получила высшую оценку – 5 баллов.
Среди трехслойной самая дорогая – Lotus (106,77 рубля за рулон). При этом она не прошла тест на окрашивание. Относительно высокой цены следует сделать оговорку, что бумага была куплена в магазине не самой дешевой торговой сети «Азбука вкуса». Тем не менее в очередной раз подвергается сомнению утверждение, что высокая цена – своеобразный показатель качества изделия. В рейтинге Роскачества у продукции Lotus наименьший балл (2,425).
Самая дешевая среди трехслойной бумаги – Kleo ultra (24,05 рубля за рулон). Общая оценка в рейтинге – 4,5 балла.
Среди двухслойной: самая дорогая – Kleenex (31,25 рубля за рулон). Общий балл в рейтинге – 4,2. Следует отметить, что бумага торговой марки Familia стоит 19,6 рубля за рулон, при этом она входит в число продукции, которая соответствует не только ГОСТу, но и повышенным требованиям Роскачества. Общий балл в рейтинге – 4,9.
Самая дешевая из двухслойной бумаги – «Круглый год» (9,00 рубля за рулон), при этом общий балл в рейтинге Роскачества – 4,4 балла.
Среди однослойной самая дорогая – «Туалетная бумага из Набережных Челнов» и Veiro – 16,00 рубля за рулон. Баллы в общем рейтинге 4,1 и 4,7 соответственно; самая дешевая – «Народная» – 5,4 рубля за рулон. Балл в общем рейтинге – 4,1.
Не обошлось и без нарушений
Продукция двух торговых марок – Lotus и Pero Ultracolor – не прошла тестирование на оценку внешнего вида водной вытяжки, что является нарушением требований Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
В туалетной бумаге «Лилия» эксперты обнаружили в бумаге энтеробактерии, что является нарушением Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Рейтинг продукции этой торговой марки обнулен.