творческая биография лермонтова охватывает какой период

Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Биография Лермонтова.
Периодизация творчества Лермонтова

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА.

В основе первого подхода лежит мысль, что произведения до 1837 г. отличаются разной степенью и характером незрелости и представляют собой подготовительный этап к истинно художественному творчеству 1837–1841 гг. При всей справедливости этой мысли уязвимыми остаются два момента: не все произведения до 1837 г. попадают в категорию незрелых, кроме того, слабо учитывается этапность эволюции творчества Л. в контексте его биографии.

— середина 1832 гг.; середина 1832 — середина 1837 гг.; середина 1837 — середина 1841 гг. Этот подход базируется на учете следующих факторов: возраст, жизненные обстоятельства, творческая эволюция писателя. Первый период обычно называют «юношеским», что оправдано и в силу возраста, и в силу интенсивного поиска юным Л. своей индивидуальной творческой манеры. Юношеский период совпадает с учебой Л. в Московском университетском Благородном Пансионе (1828–1830), а затем на отделении словесности Московского университета (1830–1832), поэтому он может быть также назван «Московским» периодом. При этом целесообразно разделить 1832 г. на два временных отрезка, относящихся к двум последовательным периодам: главные события первого из них — увольнение из Моск. ун-та (с пометой «Consil. abeundi») и переезд в Санкт-Петербург 31 июля 1832 г.; второго — поступление в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (9 окт. 1832 г.). К началу осени 1832 г. относятся свидетельства биографического плана, позволяющие говорить о новом жизненном цикле Л., начавшемся после расставания с В. А. Лопухиной, конфидентная переписка с М. А. Лопухиной). Из переписки с последней явствует, что творческий поиск Л. претерпевает изменения: в письме к М. А. Лопухиной от 28 авг. 1832 г. Л. с горечью говорит о кризисе в работе над романом «Вадим»; к своему 18-летию Л. собирается оставить сочинительство, об этом свидетельствует письмо от М. А. Лопухиной от 12 окт. 1832 г.: «Вы хорошо сделаете, если пришлете, как Вы говорите, все, что Вы до сих пор написали; Вы можете быть уверены, что я честно сохраню присланное; и Вы же будете в восторге, найдя это когда-нибудь» [4].

«Петербургский», период охватывает 5 лет (середина 1832 — май 1837 гг.). Главные жизненные события периода: учеба в военной Школе (1832–1834), производство в корнеты (конец 1834), служба в лейб-гвардии Гусарском полку (1835 — февр. 1837), дело о непозволительных стихах (февр. — март 1837), отъезд из Петербурга, прибытие на Кавказ, в Пятигорск (март — май 1837). Самым драматичным событием в личной жизни Л. стало замужество В. А. Лопухиной. Именно оно определило особенности понимания и художественного изображения феномена любви в творчестве Л. до самого конца его писательской деятельности (май — июнь 1841). Значимыми в личном и творческом плане также были встречи с Е. А. Сушковой в 1834–1835 гг., сыгравшие важную в строительстве сюжета дальнейших прозаических произведений (отношения с Лизой Негуровой, игровая часть интриги с княжной Мери).

В творческом отношении Петербургский период отличает последовательный переход Л. от инерции романтического стиля к новому стилевому уровню, что означало включение опыта юношеского периода в процесс поиска полноты и совершенства художественного выражения своих писательских идей. Наиболее значительными произведениями были поэма «Хаджи Абрек» (1834) (совпавшая с поздним этапом работы над романом «Вадим»), «Боярин Орша» (1836), драмы «Маскарад» (1835), «Два брата» (1836) (последняя по художественным достоинствам заметно уступала «Маскараду», однако пролагала путь к началу нового периода в 1837 г.), незавершенные романы «Вадим» (работа остановлена в 1834 г.) и «Княгиня Лиговская» (1836–1838) (сюжетный потенциал романа был исчерпан к маю 1837 г.). Для появления лирики у поэта в Петербургский период не было лирического повода и вдохновения. Лирический паралич –1832 гг.) до 1836 г. — времени появления одухотворенных и целомудренных молитв, «Молитвы странника» (1836), «Молитвы» (1837) («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»).

Третий (последний) период жизни и творчества Л. (май 1837–1841) является временем творческой зрелости и возрастающей степени художественного совершенства его произведений. По аналогии с предыдущими двумя, его можно назвать Кавказским периодом, хотя в эти годы Л. провел в Петербурге едва ли не в 2 раза больше времени, чем на Кавказе. Справедливее было бы именовать его Кавказско-Петербургским периодом, если бы не то обстоятельство, что он начинается и заканчивается на Кавказе, и это не простое обрамление – годы последнего периода поглощены кавказским содержанием, пронизаны общим духом, организуют единое пространство жизни. Примечателен и вектор перемещений Л.: уже нельзя сказать, что он ездит и возвращается с Кавказа в Петербург — Л., начиная с 1837 г. ездит и возвращается на Кавказ.

глубоких смыслов; все его произведения носят обобщающий характер, что обусловливает художественную преемственность и единство всей литературы Л. Зрелые, поздние работы Л. неизменно имеют произведения-корреляты в его раннем и среднем периодах творчестве: н-р: «Поле Бородина» (1830) — «Бородино» (1837); «Последний сын вольности» (1830) — «Песня про царя Ивана Васильевича…» (1837); эпизод с пленной турчанкой Зарой из «Вадима» (1832) — «Бэла» (1839); I–V редакции «Демона» (1829–1834) — VI–VIII редакции (1837–1839); незавершенные романы «Вадим» (1831–1834), «Княгиня Лиговская» (1836–1838) — законченный роман «Герой нашего времени» (1837–1841) (учитывая начало работы над текстами «Княжны Мери», «Тамани» и предисловие 1841г.) и др.

Возможна более подробная и дробная периодизация, н-р, разделение 1838–1839 гг. и 1840–1841 гг. или выделение произведений 1841 г. (повесть «Штосс» и даже лирику мая — июня) в качестве начала нового этапа творчества.

Источник

Периоды творчества Лермонтова

творческая биография лермонтова охватывает какой период. default avatar. творческая биография лермонтова охватывает какой период фото. творческая биография лермонтова охватывает какой период-default avatar. картинка творческая биография лермонтова охватывает какой период. картинка default avatar

творческая биография лермонтова охватывает какой период. crown3. творческая биография лермонтова охватывает какой период фото. творческая биография лермонтова охватывает какой период-crown3. картинка творческая биография лермонтова охватывает какой период. картинка crown3

Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский писатель, один из профессиональных деятелей поэтического мастерства. Творчество Михаила Лермонтова представляет собой целый стихотворный калейдоскоп, включающий в себя совершенно разные темы, мотивы, идеи и мысли, именно поэтому его принято делить на три самостоятельных, но связанных друг с другом, периода. Постараемся рассмотреть их более подробно.

Первый период – “юношеский” – включает в себя начальные попытки написания стихов и прозаических рассказов Лермонтовым и находится в диапазоне между 1828 годом и 1823. В это время поэт только начинает свой писательский путь, потому его произведения пропитаны относительно наивной, но пылкой и живой энергетикой. Первый период приходится на окончание обучения писателем Московского Благородного Пансиона и переезд в Петербург.

“Петербургским” периодом принято называть второй переломный этап творчества в 1823-1837 годах. Переехав в петербургскую квартиру, писатель вскоре женится на В. А. Лопухиной, вдохновение которой определило особенности любовной лирики Лермонтова до конца его короткой жизни. В это время пишутся такие произведения, как “Маскарад”, “Два брата”, “Молитвы”, “Хаджи Абрек” и другие.

Последний период – “кавказский” – приходится на 1837-1841 года – именно в это время Михаила Юрьевича Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ ввиду непозволительных стихотворений. Третий период отмечают как самый сильный и плодотворный период творчества писателя: здесь наблюдается поэтическая и прозаическая кульминация Лермонтова. Выходят в свет следующие произведения: “Поле Бородина”, “Бородино”, “Бэла”, “Герой нашего времени”, “Песня про царя Ивана Васильевича…”, “Последний сын вольности”.

Источник

Творческий путь Михаила Юрьевича Лермонтова

творческая биография лермонтова охватывает какой период. 300px %D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB %D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 %D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2. творческая биография лермонтова охватывает какой период фото. творческая биография лермонтова охватывает какой период-300px %D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB %D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 %D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2. картинка творческая биография лермонтова охватывает какой период. картинка 300px %D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB %D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 %D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2

Содержание

Биография Лермонтова [ править ]

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа 19 века.

Детство и образование [ править ]

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.

После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.

Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.

После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.

Учёба в Московском университете [ править ]

С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном».

Серьёзная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков.

Он не менее их уважал университет: «светлый храм науки» он называет «святым местом», описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма. Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком — знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский, что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться.

Главный герой — Владимир — воплощает самого автора; его устами поэт откровенно сознаётся в мучительном противоречии своей натуры. Владимир знает эгоизм и ничтожество людей — и всё-таки не может покинуть их общество: «когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне, — и это так тяжело!». Ещё важнее драма как выражение общественных идей поэта. Мужик рассказывает Владимиру и его другу, Белинскому — противникам крепостного права, — о жестокостях помещицы и о других крестьянских невзгодах. Рассказ приводит Владимира в гнев, вырывает у него крик: «О, моё отечество! Моё отечество!», — а Белинского заставляет оказать мужикам помощь.

Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах.

Они готовы были демонизм и разочарование его — счесть «драпировкой», «весёлый, непринуждённый вид» — признать истинно лермонтовским свойством, а жгучую «тоску» и «злость» его стихов — притворством и условным поэтическим маскарадом. Но именно поэзия и была искренним отголоском лермонтовских настроений. «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует», — писал он и отдавался творчеству, как единственному чистому и высокому наслаждению. «Свет», по его мнению, всё нивелирует и опошливает, сглаживает личные оттенки в характерах людей, вытравливает всякую оригинальность, приводит всех к одному уровню одушевлённого манекена. Принизив человека, «свет» приучает его быть счастливым именно в состоянии безличия и приниженности, наполняет его чувством самодовольства, убивает всякую возможность нравственного развития.

Лермонтов боится сам подвергнуться такой участи; более чем когда-либо он прячет свои задушевные думы от людей, вооружается насмешкой и презрением, подчас разыгрывает роль доброго малого или отчаянного искателя светских приключений. В уединении ему припоминаются кавказские впечатления — могучие и благородные, ни единой чертой не похожие на мелочи и немощи утончённого общества.

Он повторяет мечты поэтов прошлого века об естественном состоянии, свободном от «приличья цепей», от золота и почестей, от взаимной вражды людей. Он не может допустить, чтобы в нашу душу были вложены «неисполнимые желанья», чтобы мы тщетно искали «в себе и в мире совершенство». Его настроение — разочарование деятельных нравственных сил, разочарование в отрицательных явлениях общества, во имя очарования положительными задачами человеческого духа.

Эти мотивы вполне определились во время пребывания Лермонтова в московском университете, о котором он именно потому и сохранил память, как о «святом месте».

Прошение М. Ю. Лермонтова в правление Московского университета об увольнении из числа студентов. 1 июня 1832 г. Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.

Комментарии к «Воспоминаниям» П. Ф. Вистенгофа уточняют, что Лермонтов оставил Московский университет (подал заявление?) весной 1832 года. При этом из четырёх семестров его пребывания первый не состоялся из-за карантина по случаю эпидемии холеры, во втором семестре занятия не наладились отчасти из-за «маловской истории», и затем Лермонтов перевёлся на словесное отделение. Там, на репетициях экзаменов по риторике (П. В. Победоносцев), а также геральдике и нумизматике (М. С. Гастев) Лермонтов, обнаружив начитанность сверх программы и одновременно незнание лекционного материала, вступил в пререкания с экзаменаторами; после объяснения с администрацией возле его фамилии в списке студентов появилась помета: лат. consilium abeundi («посоветовано уйти»)[28].

Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Творчество поэта и вторая ссылка [ править ]

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.

Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад»(1835), “Боярин Орша”(1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.

“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.

Последняя дуэль [ править ]

Источник

Михаил Лермонтов

Великий русский поэт, драматург, классик русской литературы

творческая биография лермонтова охватывает какой период. l 3146. творческая биография лермонтова охватывает какой период фото. творческая биография лермонтова охватывает какой период-l 3146. картинка творческая биография лермонтова охватывает какой период. картинка l 3146

Михаил Лермонтов — великий русский поэт, драматург, классик русской литературы, мыслитель, художник, основоположник отечественного психологического романа, в котором присутствуют гражданские, философские и личные мотивы, отражающие духовную жизнь русского общества середины XIX столетия.

Талантливейшая литература Лермонтова ярко выражена в живописи, театре, кинематографе. А его стихи стали золотым фондом для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями.

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил 26 с небольшим лет, но за свою короткую жизнь он написал множество бессмертных творений — «Герой нашего времени», «Смерть Поэта», «Мцыри», «Тамара», «Бородино», «Пророк», «Кавказский пленник», «Парус» и многие другие.

Детство и происхождение Михаила Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве.

Известно, что род отца Лермонтова происходил из Шотландии. Утверждали, что его предком был почти мифический бард-пророк Томас Лермонт. В 1613 году один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг (Джордж) Лермонт (около 1596−1633 или 1634 года), был взят в плен войсками князя Дмитрия Пожарского при капитуляции польско-литовского гарнизона крепости Белая. В числе, так называемых «бельских немцев», Лермонт поступил на службу к царю Михаилу Фёдоровичу. В конце концов, Джордж Лермонт перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых.

Но роковая судьба все же настигла предка Лермонтова: в чине ротмистра русского рейтарского строя он погиб при осаде Смоленска.

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787−1831), перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой вышел в отставку в чине пехотного капитана. По воспоминаниям, собранным чембарским краеведом П.К. Шугаевым (1855−1917), он «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложён; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». У Юрия Петровича были сёстры, родные тётки Мишеля, как звали его сына близкие.

Мать Лермонтова — добрая, музыкально одаренная, но, к сожалению, болезненная женщина — умерла от чахотки, не дожив до 22 лет.

Трехлетний Миша согласно завещанию остался на попечении бабушки — Елизаветы Арсеньевой.

Елизавета Арсеньева была весьма деятельной и энергичной особой, но властной и строгой. Она обожала своего внука, но зятя недолюбливала. Поэтому Мишель рос в бабушкином имении в Пензенской губернии, в разлуке с отцом.

В детстве мальчик не отличался ни веселым нравом, ни крепким здоровьем, был одиноким и угрюмым ребенком. Усилиями бабушки он получил дома великолепное начальное образование: играл на пианино, флейте и скрипке, владел тремя языками, отлично рисовал, был силен в шахматах и математике. Для укрепления здоровья внука Елизавета возила его на кавказские Минеральные Воды. Свои чувства и восторг от этих поездок поэт позже выразил в стихах «Утес», «Кавказ», «Песнь Казбича», «Кинжал», «Черкесы» и других.

В 1827-м бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву с целью подготовки внука к поступлению в Университетский пансион. С сентября следующего года он начал учиться в этом заведении — одном из самых лучших в стране.

Но мальчик уже в детстве ощущал потребность сочинять стихи. Впрочем, кроме стихов, он написал несколько поэм, включая начальную редакцию «Демона», «Корсар», «Два брата». Он много читал. Любимыми писателями Лермонтова были Байрон, Шекспир и немецкий драматург Шиллер — Мишель читал их в подлиннике.

Из биографии Михаила Лермонтова на сайте «Узнай всё» известно, что в 16 лет юный поэт стал студентом Московского Университета, вначале учился на нравственно-политическом отделении, затем перевёлся на словесное. Этот период жизни стал вершиной раннего творчества Лермонтова. Он освоил множество литературных жанров, создавая элегии, песни, посвящения, драмы, включая известное произведение антикрепостнической направленности «Странный человек», а также мрачное и пророческое «Предсказание».

Юноша обладал поражающими окружающих способностями. Его сокурсник Виссарион Белинский восхищенно отмечал, что Михаил знал наизусть почти всего Байрона и Гете.

Но характер Мишеля даже в студенческие годы не изменился. Михаил Юрьевич был дерзок, все также необщителен, не имел друзей, в общества и кружки не вступал, а профессорам грубил.

В конце концов, Лермонтов вызвал очередное недовольство преподавателей пренебрежением к лекционному материалу при вольнодумстве и знаниях сверх утвержденной программы и в итоге ушел из вуза.

В 1832-м году Михаил уехал в Петербург, рассчитывая продолжить занятия в столичном университете. Однако там отказались принять его на 3-й курс (с учетом двух лет обучения в Москве). Он оскорбился и кардинально поменял планы — пошел в Школу гвардейских прапорщиков.

В тот период, гуляя у Финского залива, Лермонтов создал свое знаменитое произведение изящной словесности, ставшее его поэтическим кредо — «Парус».

Михаил был крайне недоволен двумя годами казарменной муштры в Школе прапорщиков. Кроме того, он страдал из-за запрета на чтение художественной литературы. Что касается учебы, то он был среди лучших учащихся, но держался вызывающе и независимо и продолжал заниматься творчеством.

Карьера Михаила Лермонтова

В 1834-м году 20-летний выпускник Школы начал службу в гвардейском Гусарском полку, располагавшемся в Царском Селе. Поэт ощутил свободу, окунулся в светскую жизнь столицы, работал над «Маскарадом», «Боярином Оршей», над романом «Вадим». Дебютом поэта в печати оказалось стихотворная повесть «Хаджи-Абрек». В 1835-м ее передал в издание «Библиотека для чтения» Николай Юрьев.

Арест Михаила Лермонтова и ссылки на Кавказ

В 1837 году страшным потрясением для Лермонтова стало сообщение о гибели Александра Пушкина. Свою великую скорбь он выразил в знаменитом стихотворении «Смерть поэта». Лермонтов как представитель прогрессивного русского общества в этом сочинении прямо указал на убийц.

Политическая острота и широкое распространение стихотворения вызвало беспокойство властей. Михаила взяли под арест. Сидя в камере, он написал сажей на оберточной бумаге: «Узника», «Молитву», «Желанье».

После суда, проходившего при участии Николая I, благодаря Жуковскому и светским связям бабушки, Лермонтов был избавлен от участи заключенного и отправлен в драгунский Нижегородский полк, охранявший Лезгинскую кордонную линию. На пути к месту назначения на Кавказ он остановился в Москве, готовящейся к празднованию 25-летнего юбилея Бородинской битвы, и написал «Бородино».

Михаил Юрьевич с детства полюбил Кавказ, когда ездил сюда с бабушкой. Восхищался природой, посещал Пятигорск, Тифлис. Читателям известно, что кавказские мотивы часто присутствуют во многих его литературных произведениях. Например, в знаменитом «Герое нашего времени», а также в картинах и зарисовках.

И снова только благодаря Жуковскому и связям Елизаветы Алексеевны в 1838-м году Лермонтов вернулся в Петербург, где вошел в число литературной элиты, включавшей Петра Вяземского, Николая Карамзина, Ивана Тургенева. Он часто посещал поэтические собрания, бывал в театре. Михаил Юрьевич печатал новые стихи в «Современнике» и в журнале «Отечественные записки».

Но дерзкий, задиристый характер Михаила постоянно приводил к ссорам и скандалам. В 1840-м году после ссоры с атташе французского посольства Эрнестом де Барантом и последовавшей дуэли поэт снова был сослан на Кавказ.

Новое назначение Михаил воспринял как должное: с отвагой участвовал во многих сражениях, включая битву на речке Валерик. Это сражение произошло 11 июля 1840 года. Оно велось в рамках российского завоевания Кавказа. Битва состоялась между войсками Российской Императорской армии и северокавказскими горцами во главе с наибом (наместником) Ахбердила Мухаммедом.

Этому событию Лермонтов посвятил одноименное стихотворение. В том же 1840 году был выпущен единственный прижизненный сборник сочинений Михаила Юрьевича, содержавший две поэмы из 36 написанных и 26 стихов из существовавших более четырех сотен.

«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова

Прослужив год, Лермонтов уехал в Петербург в отпуск. Здесь он вплотную занялся подготовкой к публикации «Демона», планировал издание собственного журнала. Он вообще мечтал уйти в отставку. Однако его прошение, как и представление командования к награде, было отклонено. Вместо этого в апреле ему вручили высочайшее предписание покинуть Петербург и следовать в свой полк на Кавказ. Да и бабушка считала, что на военной службе он скорее сделает карьеру, чем в литературе.

Однако Лермонтов давно уже задумывал написать роман. Мысли о романе посещали Михаила ещё в первое пребывание на Кавказе. Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость. Персонажи романа — княжна Мэри, Грушницкий, доктор Вернер были списаны с оригиналов еще 1837 году. Но последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики.

Первое издание произведения было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу после первого, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил 26 стихов и две поэмы — «Мцыри» и «Песню про купца Калашникова».

Личная жизнь Михаила Лермонтова

Михаил Лермонтов не был женат. Однако часто бывал влюбленным. Первый раз безответное чувство он испытал в 16 лет. Предметом его воздыханий была очаровательная Екатерина Сушкова, соседка по имению брата его бабушки Столыпина, которую в светском обществе называли на английский манер «Miss Black-Eyes» — за выразительные черные очи.

Следующей избранницей юного поэта стала Варвара Лопухина, с семьей которой он соседствовал в Москве. Девушка, первая встреча с которой состоялась в 1831 году, ответила поэту взаимностью, но её родители не дали согласия на брак, и судьбы молодых людей на время разошлись.

Затем у него были романтические отношения с Натальей, дочерью драматурга Федора Иванова. Возлюбленная, вначале ответившая на его чувства, вскоре предпочла ему другого, более богатого и опытного соперника. Он мучительно пережил их разрыв, посвятив своему «бесчувственному, холодному божеству» цикл из тридцати стихов, ключевой темой которых была проблема неверности.

Гибель Михаила Лермонтова

Пребывая на службе, Михаил продолжал творить. Во время болезни, которая приковала его к постели в Пятигорске, он написал стихи — «Спор», «Утес», «Листок».

Выздоравливая, он общался с приятелями по службе. Однако поэт часто впадал в язвительное настроение. Особенно доставалось его давнему партнеру по фехтованию в Школе юнкеров Николаю Мартынову, в адрес которого он отпускал ядовитые шутки.

На одном из вечеров в доме Верзилина произошла их последняя роковая стычка. Не выдержав насмешек, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Всерьез их ссору никто не воспринял, как и сам Михаил — он выстрелил вверх. Но обиженный противник не проявил ответное великодушие.

Грудная клетка Лермонтова оказалась пробита насквозь. Михаил Юрьевич скончался от кровопотери в тот же день, 27 июля 1841 года (15 июля по старому стилю), у подножия горы Машук. Могила литератора находилась на Пятигорском кладбище, пока его бабушка не добилась разрешения на перезахоронение в семейном склепе в Тарханах. На месте гибели поэта установлен памятник.

Один из известных исследователей творчества Лермонтова Ираклий Андронников писал об отношении к поэту как к личности окружающих его людей: «Н.П. Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, рассказывал: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти… Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков».

В своих воспоминаниях П.П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался о новости о гибели Лермонтова так: «Собаке — собачья смерть».

«Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах». Это прямо противоположное утверждение принадлежит князю Васильчикову, секунданту на последней — роковой — дуэли с Мартыновым.

«Все плакали, как малые дети», — рассказывал тот же Раевский, вспоминая час, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск.

«Вы думаете, все тогда плакали? — с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. — …Все радовались».

О творчестве Михаила Лермонтова

Наследие великого писателя изучалось многими литературоведами, поэты посвящали ему стихи. Михаил Лермонтов стал наряду с Пушкиным главным русским поэтом.

Как писал Андронников, «…есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это — его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть! Читая лирические стихи и бурные романтические поэмы, трагический «Маскарад» и одну из самых удивительных книг во всей мировой литературе — «Герой нашего времени» мы невольно вспоминаем, что сказал Пушкин о Байроне: «Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии».

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *