творчество какого русского писателя оказало значительное влияние на ранние произведения чехова
Чехов: биография, творчество и жизнь писателя
«Пушкин в прозе» — такую характеристику из уст Льва Толстого получил Чехов. Биография писателя отражает процесс формирования гуманистических идеалов творца, его глубокого лиризма и понимания душевных порывов человека. Остановлюсь на тех фактах, которые дали жизнь неповторимой чеховской манере.
Антон Чехов: детство и юность
О том, кто такой Чехов, большинство поклонников русской классики узнают при знакомстве с рассказами писателя. О самом себе писать не любил. Он говорил, что у него особенная болезнь — автобиографобия. Чехов — дипломированный медик и мастер колкостей — точно определил этим «диагнозом» свое отношение к славе. Поэтому будем вместе разбираться, кем был Чехов:
Отец писателя из рода крепостных выбился в купцы. Он поселился с женой Евгенией Морозовой на Полицейской улице в Таганроге. Антон Чехов (29.01.1860) — один из пятерых сыновей супругов. Также в семье была дочь.
Год рождения Чехова знаменателен — 1860 — год в преддверии отмены крепостного права и начала кардинальных изменений в российском обществе. Детей супруги Чеховы воспитывали в строгости: те вставали на рассвете, пели в церковном хоре, после уроков помогали отцу в бакалейной лавке. Антон Чехов в детстве обучился портновскому ремеслу.
Чехов учился в греческой гимназии Таганрога. Его увлекала литература и театр. Гимназист Чехов обладал разносторонними талантами: издавал юмористический журнал, рисовал карикатуры и делал подписи под ними, играл в домашних постановках в доме своего школьного друга Андрея Дросси. В гимназии его называли Антоша Чехонте. Это прозвище в дальнейшем стало псевдонимом писателя.
В шестнадцать лет Антон остался без средств к существованию, потому что отец разорился. Юноше пришлось давать частные уроки, чтобы окончить гимназический курс. В девятнадцать лет Антон Чехов поступил на отделение медицины в Московский университет.
Студент-медик Антон Чехов сблизился с заведующим лечебницы подмосковного Воскресенска и в 22 года получал практический опыт, помогая врачам принимать больных. В этой лечебнице Чехов практиковался как уездный врач после завершения университетского курса. Однако вскоре А.П. Чехов оставил медицину, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству.
Антон Чехов: творчество
Чехов, биография которого охватывает время испытаний русской литературой новых модерных форм и приемов, знаменит как мастер малой формы. Расскажу детальнее, как проявлял себя талант Антона Чехова:
По-настоящему талант Антона Павловича раскрылся в юмористической прозе — первые фельетоны он создал еще в гимназии. Штудирование медицинской литературы в Московском университете молодой Чехов сочетал с написанием рассказов, которые посылал в юмористические журналы Петербурга.
«Письмо ученому соседу» (1880) — первый опубликованный рассказ писателя. Чехов писал легко и быстро. В 1883 году он создал 120 рассказов, в 1885-м — 129. В первый период творчества он написал более 400 произведений.
Художественные тексты автора напоминали миниатюры: в них еще не было глубины образов. Автор отображал многообразие обывательской жизни в России («Толстый и тонкий», «Брожение умов», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и пр.). Антон Павлович Чехов издал сборники «Пестрые рассказы», «Сказки Мельпомены». За сборник «В сумерках» (1887) получил Пушкинскую премию.
Чехов, годы жизни которого пришлись на период кризиса гуманизма и христианского мировоззрения, остро ощущал потребность в глубоком и серьезном анализе происходящего в обществе и человеке.
Впечатления от путешествия по Украине, Крыму и Кавказу, которое состоялось в 1887 года, писатель передал в повести «Степь». Большие повествовательные формы изматывали писателя, поэтому он вернулся к рассказам и написал:
Писатель Чехов обличал тупого, сонного обывателя, показывал тусклую жизнь российского общества, исполненную невежества и жестокости.
Биография Чехова содержит интересный факт — поездка по Сахалину в 1890 г. Она дала богатый материал для творчества. Следующие пять лет жизни писатель посвятил написанию повести «Остров Сахалин».
А. Чехов проводил время в имении Мелихово под Москвой. Обострившийся туберкулез вынудил писателя в 1899 году продать все права на свои тексты. На полученный гонорар он купил землю в Ялте и построил дачу.
В 1890-х Антон Павлович заинтересовался драматургией. Вдохновленный постановкой МХАТ «Чайки», Чехов написал «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». Автор сражал зрителя тем, что мог за повседневностью рассмотреть трагедии людей. Он осуждал духовную спячку, малодушие, приверженность обыденности и пошлости.
Касался автор тем оскудения и гибели аристократии, нравственного перерождения интеллигентного человека. Автор создавал оригинальные женские характеры: его героини любвеобильны или идеалистичны, практичны или полностью оторваны от реальности.
Антон Павлович Чехов, биография которого охватывает период кардинального обновления эстетики, занял видное место в литературном процессе благодаря умению с помощью одной яркой детали создавать многоплановый образ.
Антон Чехов: личная жизнь, последние годы
Информация о Чехове будет неполной, если не коснемся вопросов его личной жизни. Писатель любил женщин и умел за ними ухаживать. Некоторые его романы длились десятилетиями, а некоторые протекали одновременно. Его отношения с дамами отразились в произведениях:
Писателя и Шаврову свела литература: пятнадцатилетняя девушка принесла маститому автору рукопись своего рассказа. Шаврова влюбилась сразу, но не призналась в своих чувствах писателю. В 20 вышла замуж, но, недовольная семейной жизнью, возобновила переписку с Чеховым.
В 1897 году она переехала в Москву, ушла от мужа и сбежала с Антоном Павловичем в Ялту. Вскоре они расстались. Елена стала моделью для образа героини рассказа «Дама с собачкой». За 12 лет романа Чехов написал ей 68 писем.
Лидия — подруга сестры Чехова. Их роман напоминал игру: Мизинова то требовала к себе внимания, то убегала. Лика хотела стать его женой, но была Музой. Ее образ автор воплотил в главной героине пьесы «Чайка».
Двенадцатилетняя Нина — дочь владельца первого частного театра России — влюбилась в Чехова, которому было 27 лет, во время постановки драмы «Иванов».
Их роман разгорелся, когда ей исполнился 21 год. Нина приехала в Москву, чтобы поддержать драматурга во время премьеры «Чайки». Девушка родила Чехову дочь Татьяну, хотя писателю о беременности не сообщила, потому что у него начинался роман с Книппер. Таня стала врачом и жила во Франции.
Суть отношений Чехова и Книппер определяется фразой, которой писатель хотел начать свой роман о любви: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…». С актрисой Книппер Чехов встретился в 1898 году на репетиции «Чайки». Она стала его официальной женой. Пара ждала ребенка, но случился выкидыш. И у нее, и у него были романы, которые охладили их отношения.
Жизнь Чехова была яркой, но короткой. Путешествие по Сахалину подорвало его здоровье, обострился туберкулез. Ялтинский климат не спасал, поэтому в период обострения болезни в 1904 году писатель переехал на курорт в Баденвайлер, где 15 июля умер. Предвидя свою кончину, Чехов заказал шампанское и так попрощался с жизнью. Ушел тихо и осознанно.
Величайший талант Чехова оказал огромное влияние не только на развитие психологической прозы в России, но и в мире. Биография писателя раскроет секрет его умения видеть трагические диссонансы в обыденном, умение понимать душу человека.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Презентация по русской литературе на тему «А.П.Чехов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентацию на тему «Антон Павлович Чехов» Подготовила ученица 8 «А» класса Абаева Ирина.
Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
Ранние годы. Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре. Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.
Начало литературного пути. Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску. Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г. ). Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке. Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.
Интересные факты. Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте. В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха. Женой драматурга Чехова была артистка театра Ольга Леонардовна Книппер, которая пережила его на 55 лет. После смерти мужа по завещанию она получила дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей. У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
Вопросы к презентации. 1. В каком из вариантов указаны годы жизни Антона Павловича Чехова? 1860-1904 1860-1924 1861-1917 1872-1935 2. Кем был отец А. П. Чехова? Ремесленником; Чиновником; Купцом; Врачом. 3. На каком факультете учился Чехов в московском университете? На филологическом; На философском; На медицинском; На архитектурном. 4. В каком году впервые были изданы книгой рассказы Чехова? 1881 1884 1887 1893 5. Как назывался дебютный сборник Чехова? «Письмена Клио»; «Сны Аполлониды»; «Сказки Мельпомены»; «Дочери Мнемозины». 6. Творчество какого русского писателя оказало значительное влияние на ранние произведения Чехова? Грибоедова; Чернышевского; Достоевского; Толстого.
Вопросы к презентации. 7. В какой период были написаны произведения «В ссылке», «Палата № 6»? Во время поездки на Сахалин; В ранний период творчества; Когда писатель жил в Ялте; В последние годы жизни писателя. 8. Какие произведения Чехов назвал детскими «сказками о собачьей жизни»? «Чайка» и «Каштанка»; «Каштанка» и «Белолобый»; «Толстый и тонкий» и «Ванька»; «Дама с собачкой» и «Ионыч». 9. В каком году была впервые поставлена пьеса Чехова «Чайка»? 1891 1896 1899 1902 10. Почему Чехову пришлось переехать в Ялту? Писатель заболел туберкулезом; Чехова пригласили к себе родственники; Писателю предложили поработать редактором крупного издания; Чехов гостил в Ялте у А. Куприна. 11. Каким был наиболее популярный псевдоним Чехова? Антуан Чеховской; Антоша Чехонте; Антин Чешский; Антон Разин. 12. В какой стране умер Антон Павлович Чехов? В России; Во Франции; В Польше; В Германии.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Номер материала: ДБ-1057554
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чехов, Антон Павлович
Антон Павлович Чехов – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
Содержание
Биография
Ранние годы
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.
Начало литературного пути
Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску. Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.
Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.). Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.
Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.
Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.
Биография А.П. Чехова — очень кратко
Чехов Антон Павлович родился в 1860 году. При жизни носил много разных псевдонимов, чтобы скрывать свою настоящую фамилию.
Родом писатель был из Таганрога из семьи бакалейщиков.
1868 год ознаменовался для Чехова поступлением в греческую гимназию.
Антону приходилось не просто из-за разорения отца, потому что все долги легли на плечи молодого человека.
Обучаясь в Медицинском университете, Чехов начинает писать небольшие рассказы и публикует их в журналах.
Позднее, уже в 1884 году, практикуясь в качестве доктора, Чехов начинает писать ещё больше.
Он описывает события, связанные с образом жизни разных сословий — чиновников, мещан и других, существовавших в Российской империи.
Талант писателя был сразу замечен в писательских кругах.
Ему предложили забросить мелкие рассказы и начинать писать романы. Но Чехову такое предложение было не по душе.
За сборник «Сумерки» (1887 г.) Чехов награждается Пушкинской премией.
Весна и лето 1889 года вдохновляет Чехова на написание книги «Остров Сахалин». В это время писатель путешествует по всей Сибири до самого каторжного острова Сахалина.
Затем Чехов селится в Мелихово и работает над пьесами «Дядя Ваня», «Чайка», рассказом «Стрекоза». Здесь же он пишет больше сорока произведений.
Внезапно Чехов заболевает туберкулёзом и уезжать в Крым. Там в новом выстроенном доме он зазывает гостей. Многие уважающие его люди съезжаются в Ялту, чтобы быть вблизи от своего фаворита.
1901 год жизни Чехова связан с его бракосочетанием с актрисой, известной в то время, Ольгой Книппер. Но жить они были вынуждены по отдельности. Супруга проживала в Москве, сам писатель — в Ялте.
Путешествовать, однако, они отправлялись всегда вместе.
Однажды ночью 2 июля Чехов внезапно разболелся. В дом был вызван врач. Но, выпив шампанского, писатель скончался.
Проверить знания из школьной программы по литературе после прохождения творчества А.П. Чехова поможет данный ТЕСТ.
Леонид Громов. ЧЕХОВ И ЕГО ВЕЛИКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Каждый великий писатель является новатором, умеющим открывать и эстетически осваивать новое в жизни. Сама жизнь, показанная, как говорил Лев Толстой, с новой, необычной и полезной людям стороны, делает неповторимым художественное произведение.
Выдающиеся представители советской литературы, говоря о необходимости повышения писательского мастерства, подчеркивают значение литературного наследия прошлого. К. Федин недавно оказал: «Могут мне возразить, что по памятникам прошлого не научишься художественному мастерству, которого нам недостает в наши дни. Но ведь и без памятников не обойдешься. Все хорошее, что создано до сих пор советской литературой, опирается на достижения ее предшественников и отталкивается от них, чтобы развиваться дальше» ( К. А. Федин. Мысли о мастерстве. «Литературная газета» от 12 декабря 1958 г).
Нельзя определить место и роль великого писателя в истории литературы без изучения вопроса о генетических связях этого писателя с его предшественниками.
В классических статьях о Пушкине Белинский установил преемственную связь пушкинского творчества с предшествовавшей поэзией, делая при этом важное обобщение: гениальный поэт был вскормлен и воспитан творениями мастеров русской поэзии, но полученное им от предшественников наследство приумножил массой творчески приобретенного им самостоятельного материала. Так, по мысли критика, бывает у каждого таланта, «жизненно развивающегося».
Раскрывая содержание понятия «влияние», Белинский указывает, что влияние великих мастеров на их наследников проявляется двояко: влияние у бесталанного эпигона сказывается в холодно-бездушной подражательности, а у талантливого ученика возбуждает собственные силы.
Все эти ценные в теоретическом и историко-литературном отношении суждения и наблюдения великого русского критика проливают свет на историческую связь Чехова с классической литературой XIX века. Можно, перефразируя высказывание Белинского о Пушкине, сказать, что без Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Л. Толстого не было бы Чехова и что последний, будучи учеником и прямым наследником этих мастеров русской литературы, своей новаторской деятельностью значительно увеличил приобретенное наследство, обогатил русскую и мировую литературу.
Вопрос о связях Чехова с его великими предшественниками был поставлен еще в дореволюционной литературной критике. Такие авторы, как А. Измайлов, В. Сперанский, Н. Носков, А. Лисовский и др., говорили о традициях Пушкина, Гоголя, Щедрина, Тургенева и Л. Толстого в творчестве Чехова. В статьях этих критиков встречаются отдельные интересные наблюдения и ценные высказывания. Но буржуазные литературные критики в силу идеалистического мировоззрения и порочности методологического подхода к творчеству писателя one смогли раскрыть особенностей творчества Чехова и его связей с историческим развитием русской литературы.
Удивительно, что даже историк литературы П. Коган отрицал связь Чехова с предшественниками: «Он не был продолжателем традиций предшествующего поколения. Чехов оказался в оппозиции к старшему поколению. Он явился в литературу без традиций, без традиционных культов» ( П. Коган. Литературные направления и критика 80-х и 90-х годов. «История русской литературы 19 в.». Т. 5. 1911, стр. 81). А в 1929 году с подобным парадоксальным заявлением выступил известный чехововед Ю. Соболев: «Чехов не был завершителем классической русской литературы. На нем почти не сказались Гоголь, Тургенев, Толстой» ( Ю. Соболев. Чехов в современности. «Приазовский пролетарий» от 14 июля 1929 г).
Выключая Чехова из истории русского реализма, Соболев, стоя на порочной, компаративистской позиции, считал, что «компактность маленького рассказа» и «импрессионизм формы» возвращают Чехова к западно-европейской классике, к традициям Флобера и Мопассана. Бесспорно, что Чехов-художник, глубоко связанный с лучшими традициями русской литературы, развивался и в художественной атмосфере мировой литературы. Он высоко ценил творческие достижения Шекспира, Гете, Мопассана и других корифеев зарубежной литературы. В частности, Чехову была близка манера Мопассана как блестящего мастера короткого рассказа. Но, как правильно заметил еще в 1904 году проф. И. Гливенко ( И. Гливенко. Мопассан и Чехов. Киев, 1904), нельзя не видеть за внешним сходством художественных манер Чехова и Мопассана глубокого различия в идейно-философской направленности их произведений, обусловленного особенностями русского и зарубежного реализма XIX века.
И. Гливенко в сравнительном анализе философских воззрений и художественных методов Чехова и Мопассана правильно отметил: скорбь Чехова отличается от пессимизма, безнадежного настроения Мопассана; у Чехова в отличие от Мопассана эстетическое всегда органически переплетается с этическим; Чехов верит в лучшие силы человека, в светлые перспективы человеческого развития, у Мопассана такой веры нет. Интересна мысль Гливенко о влиянии на зрелого Мопассана русской классической школы. Вспомним восторженное высказывание Мопассана о «Смерти Ивана Ильича» Л. Толстого.
А. П. Чехов
Затронули тему «Чехов и Мопассан» Е. Ляцкий ( Е. Ляцкий. А. П. Чехов и его рассказы. «Вестник Европы» 1904, январь) и Волжский ( Волжский. Очерки о Чехове. СПБ, 1903).
Указанные авторы решали эту историко-литературную проблему в общем плане правильно, но их работы имеют крупный недочет-нет в них глубокого анализа своеобразия душевного, творческого и национального облика сравниваемых писателей, поэтому сопоставление часто носило поверхностный характер. Вопрос об идейно-художественных отношениях Чехова и Мопассана еще ждет своего глубокого исследователя.
В последние годы начата обстоятельная и глубокая разработка вопроса о традициях в творчестве Чехова.
Если дореволюционные авторы высказывали в самой общей форме положение, что творческий почерк раннего Чехова формировался под сильным воздействием Гоголя и (Щедрина, то советские литературоведы, подтверждая правильность этого положения, раскрыли в своих исследованиях содержание идейно-художественного влияния Гоголя и (Щедрина на Чехова и показали на отдельных примерах конкретное проявление влияния в произведениях Чехова. Советские авторы (М. Семанова, С. Баранов, Д. Заславский и др.) с достаточной полнотой и глубиной осветили вопрос о наследовании Чеховым гоголевских и щедринских традиций.
С. Баранов ( С. Баранов. А. П. Чехов и М. Е. Салтыков-Щедрин. «Сибирские огни», № 3, 1954) и Д. Заславский ( Д. Заславский. Чехов и Щедрин. Журн. «Огонек» № 28. 1954), говоря о роли (Шадрина в творческом развитии Чехова, конкретизировали вопрос о преемственной связи Чехова-сатирика с Салтыковым-Щедриным, обратили внимание на новаторскую разработку Чеховым «щедринских» тем-обличения российского либерализма, ренегатства буржуазной интеллигенции и пр.
Много уже сделано в изучении тургеневских традиций в творчестве Чехова. Еще в 1923 году А. Долинин написал содержательную работу, в которой сравнивал «Свидание» Тургенева с «Егерем» Чехова и высказал убедительную мысль о творческом использовании Чеховым тургеневской темы ( А. Долинин. Тургенев и Чехов. Сб. «Творческий путь Тургенева», 1923).
Г. Бялый установил творческую перекличку произведений Чехова «Агафья», «Егерь», «Художестве» и других с «Записками охотника» Тургенева ( Г. Бялый. «Записки охотника» и русская литература. Сб. «Записки охотника» Тургенева». Орел, 1955).
Интересно задумана работа М. Семаковой «Тургенев и Чехов» (опубликована первая часть) ( М. Семанова. Тургенев и Чехов. Ученые записки (Ленингр. пед. ин-т им. Герцена). Т. 134, 1957, стр. 177-223). Автор собрал и систематизировал материал, свидетельствующий о большом интересе Чехова к Тургеневу, показал разнообразные функции тургеневского материала и имени писателя в произведениях раннего и зрелого Чехова. В работе отмечается плодотворная роль Тургенева, его реалистических принципов в формировании эстетических воззрений Чехова; показано обогащение Чеховым гуманистических традиций Тургенева на новом жизненном материале. Сравнивая тургеневские и чеховские описания природы, М. Семанова сделала убедительный вывод: Чехов, отталкиваясь от прославленных пейзажей у Тургенева, выступил новатором в области литературного пейзажа.
Нельзя забывать, что Тургенев был настолько крупной фигурой в литературе и притом художественно многогранной, что он не мог не оказать большого влияния на формирование реалистического искусства Чехова, в том числе и на его своеобразный лирический стиль. Глубокую мысль Щедрин выразил в некрологе о Тургеневе: в русской литературе нет ни одного писателя, который не имел бы в Тургеневе учителя.
Начата углубленная работа по изучению сложной проблемы «Чехов и А. Толстой». Обследованы взаимооценки двух великих писателей, проведен сравнительный анализ отдельных произведений Чехова и Толстого, отмечены толстовские краски в некоторых чеховских рассказах и повестях.
Плодотворная работа советских литературоведов по изучению идейно-творческих связей Чехова с классиками русской литературы продолжается.
А через три года в повести «Дуэль» Чехов снова восторгается психологическим мастерством в «Анне Карениной». Во второй главе «Дуэли» читаем: «На этот раз Лаевскому больше всего не понравилась у Надежды Федоровны ее белая открытая шея и завитушки волос на затылке, и он вспомнил, что Анне Карениной, когда она разлюбила мужа, не нравились прежде всего его уши, и подумал: «Как это верно! Как верно!»
Совершенно недостаточно оказано и о Лермонтове как предшественнике Чехова; упоминается только лермонтовская проза, которой восхищался Чехов и приемы которой он использовал в своем творчестве. На наш взгляд, этого очень мало, чтобы характеризовать роль Лермонтова в творческом развитии Чехова. И о Лермонтове мы поговорим в дальнейшем более подробно.
Пожалуй, наиболее полно и всесторонне в литературе о Чехове освещено значение Тургенева в развитии реалистического искусства Чехова. Тут мы имеем ряд солидных работ, уточнивших и расширивших знания читателей и литературоведов по этому важному в опросу.
Думается, что основное сказано и об идейно-творческих отношениях Чехова и Щедрина.
Можно назвать еще некоторых художников слова, опыт которых в каком-либо плане или качестве нашел отражение в отдельных произведениях Чехова. Так, разрабатывая новаторски тему детства и проблему воспитания, создавая ряд замечательных рассказов о детях и для детей, Чехов обратил внимание на произведения тех русских писателей, которые проявляли большой творческий интерес к художественно-педагогической тематике и создали прекрасные детские образы. Здесь должны быть названы, кроме Л. Толстого и Достоевского, Герцен, Помяловский, Гл. Успенский, Некрасов ( О творческом контакте Чехова-«педагога» с этими писателями мы высказали ряд соображений в работе «Тема детства и проблема воспитания в творчестве Чехова». «Ученые записки» РГУ. Т. II. Вып. 5. 1957).
Вообще для литературного развития Чехова характерен широкий и разнообразный диапазон творческой учебы у предшественников и у современников.
Чехов-художник рано осознал всю глубину мудрой античной поговорки: poeta semper tiro (поэт всегда начинающий ).
Особенно интенсивно проходила творческая учеба Чехова во второй половине 80-х годов, в годы перелома, когда писатель полностью осознал ответственность своей литературной деятельности, когда он переходил, по его словам, в область «серьеза» и ставил перед собою новые, сложные задачи.
В эти годы Чехов внимательно читает и перечитывает произведения русских и зарубежных писателей, о чем свидетельствуют прежде всего его письма, в которые обильно включены литературные цитаты и рассуждения Чехова о писателях и их творчестве.
Вдумчивое ознакомление с содержанием и стилем великих предшественников явилось для молодого писателя хорошей литературной школой.
Творческая учеба в этот период сказалась главным образом в общем повышении идейного и художественного уровня произведений Чехова, в совершенствовании писательского мастерства, в развитии самобытного творческого «почерка». Но следы учебы можно обнаружить и в конкретных чертах художественной ткани некоторых его произведений.
Есть в «Счастье» и прямо выраженная реминисценция из тургеневского рассказа:
Рисуя нищенское положение семьи Путохмна-вдовца, Чехов опирался на «фактуру» тех произведений Достоевского, где обездоленные герои находят единственный выход из своей нищенской жизни в пьянстве. Устами рассказчика-домовладельца Чехов описывает страшную историю жизни Путохина и его осиротевших детей:
«Представьте вы себе такую картину. Хмурое, петербургское утро глядит в эти тусклые окна. Около печки старуха поит детей чаем. Только старший внук Вася пьет из стакана, а остальным чай наливается прямо в блюдечки. Путохин сидит в своей комнате на кровати, на которой давно уже нет ни одеяла, ни подушек, и, запустив руки в волоса, тупо глядит себе под ноги. Он оборван, нечесан, болен. Вася в ужасе. Его пальто, прекрасное пальто, сшитое из суконного платья покойной матери, пальто на прекрасной, коленкоровой подкладке, пропито в кабаке. Путохин не слышит плача, но’ ему из его комнатки все видно. Когда, полчаса спустя, Вася, окутанный в бабушкину шаль, уходит в школу, он с лицом, которое я не берусь описать, выходит на улицу и идет за ним. Ему хочется окликнуть мальчика, утешить, попросить прощения, дать ему честное слово, призвать покойную мать в свидетели, но из груди вместо слов вырываются одни рыдания. Дойдя до городского училища, Вася, чтобы товарищи не сказали, что он похож на бабу, распутывает шаль и входит в училище в одной только куртке. А утром Вася не находит бабушкиной шали».
В этой чеховской картине с ее выразительными бытовыми и психологическими деталями проступают и краски Достоевского. В авторе «Старого дома» ощущается школа его великого предшественника.
«Самовар шипит и пускает пар. Из передней, задрав вверх хвосты, входят кошки, заспанные, меланхолические. Обе тетеньки и Марковна осторожно хлебают из блюдечек. В воздухе тишина и духота от печки. На лицах и в движениях лень, пресыщение, когда желудки до верха полны, а есть все-таки нужно. Старинные часы в зале сипло, точно простуженные, не бьют, а кашляют ровно десять раз. Проходит еще полчаса в тишине и спокойствии».
Гончаровская традиция помогла Чехову показать, как обломовщина в силу исторической инерции перекочевала из дореформенной крепостнической среды в мещанскую семью 80-х годов. Чехов, враг инертной, «бескрылой» жизни, опошляющей человека, увидел и осудил обломовскую инерцию в современной действительности.
Молодой Чехов, продолжая в рассказе «Накануне поста» гончаровскую традицию, солидаризировался с передовыми писателями своего времени (в частности, с Н. Щедриным), указавшими на крепостнические пережитки в пореформенной России.
«На пути», «святочный рассказ», как его назвал Чехов, был напечатан 25 декабря 1886 года в газете «Новое время».
Нужно заметить, что Чехов печатал почти ежегодно, особенно в 80-х годах, «святочные» рассказы в рождественских номерах газет и мелких журналов. В эти рассказы Чехов включал различное содержание, то пародируя мистические сюжеты «страшных» рассказов (например, в «Страшной ночи», 1884 г., описывается спиритический сеанс в ночь под рождество, гроб посередине комнаты и т. п.), то заполняя их юмористическим материалом («Восклицательный знак», 1885 г.), то разрабатывая сложные жизненные коллизии («На пути» и «Ванька», 1886 г., «Рассказ госпожи NN», 1887 г., «Сапожник и нечистая сила», 1888 г.).
Интерес Чехова к «святочному» жанру являлся не только данью бытовавшей в дореволюционной прессе традиции. Чехов-атеист, не раз заявлявший о том, что о« не верит в бога, вместе с тем находил своеобразную эстетику в церковной обрядности, в рождественских и пасхальных праздниках. Чехов писал Д. В. Григоровичу 24 декабря 1888 года: «Поздравляю Вас с Рождеством. Поэтический праздник. Жаль только, что на Руси народ беден и голоден, а то бы этот праздник с его снегом, белыми деревьями и морозом был бы на Руси самым красивым временем года». В рождественском номере «Петербургской газеты» 25 декабря 1886 года Чехов «апечатал рассказ «Ванька», где передает красоту зимнего праздника через восприятие своего девятилетнего героя. Ванька, ученик и батрак сапожника, «сирота несчастная», в ночь под рождество мечтательно вспоминает родную деревню, занесенную снегом, своего веселого деда, ходившего в лес за елкой для господ и бравшего с собой внука, красиво убранную елку у барышни Ольги Игнатьевны. А в Москве, сообщает Ванька деду, со звездою ребята не ходят.
И в другом святочном рассказе 1886 года «На пути» находим яркий рождественский колорит: зимняя ночь с метелью, с «дикой музыкой» сильного ветра, гнавшего крупные хлопья снега, празднично убранная трактирная комната с окнами, наполовину занесенными снегом, в которой на рассвете появились мальчишки, облепленные снегом, освещенные большой красной звездой, и хором, беспорядочно пели украинскую колядку.
Этот колорит напоминает поэтическую обстановку в гоголевской «Ночи перед Рождеством», где звучат украинские песни и колядки, где неожиданно поднялась метель и сильный ветер гнал «метущий снег», сквозь который не было видно дороги и который угрожал «залепить глаза, рот и уши пешеходам ».
Быть может, Чехов, создавая свой святочный рассказ,, еще раз перечитал гоголевскую «Ночь перед Рождеством», чтобы освежить свои впечатления и лишний раз полюбоваться мастерством изображения поэтической атмосферы зимнего праздника у Гоголя. Наводит на мысль об использовании Чеховым поэтического материала «Ночи перед. Рождеством» еще одна деталь. Гоголь, рисуя встречу Вакулы с Оксаной, поразившей его своей красотой, передает сильное впечатление Вакулы словами: «Как вкопанный, стоял кузнец на одном месте». Гоголевское сравнение Чехов использовал в своем рассказе дважды. Иловайская, прослушавшая исповедь Лихарева, «стояла перед ним, как вкопанная, и восторженно глядела ему в лицо». А в конце рассказа показано глубокое душевное переживание Лихарева после отъезда Иловайской: «Долго стоял он, как вкопанный, и глядел на след, оставленный полозьями».
Девушка увидела в Лихареве красоту человека, живущего большой, напряженной духовной жизнью. Высоко ценивший красоту души человека, Чехов прощает своему герою его неприспособленность к жизни, неспособность к действию (тут проявилась тоже тургеневская традиция оправдания «рудинетва»), хотя вообще Чехов не любил «мокриц» и «кисляйства» в русской интеллигенции.
В исканиях Лихарева есть и примета, характерная для интеллигента-восьмидесятника: он прошел через увлечение толстовством.
Психологически тонко разрабатывая тему незавершенной любви Лихарева и Иловайской, Чехов показывает зарождение в душе девушки чувства сильной, деятельной любви и тревожно-настороженное отношение к этому большому, взволновавшему его чувству у Лихарева, умудренного опытом и испытавшего ряд горьких разочарований в своей личной жизни.
Случайно встретившиеся на жизненном пути пожилой мужчина и молоденькая девушка пережили в течение короткого пребывания на постоялом дворе сильное и красивое человеческое чувство, духовно сблизившее их, но это так редко встречающееся чувство не получило завершения в дальнейшей личной жизни героев, оно было обречено судьбой на гибель.
В глубоко эмоциональной концовке рассказа прозвучал печальный финал интимно-лирического дуэта героев:
«. Тот подбежал к ней, но она ие сказала ему ни слова, а только взглянула на него сквозь длинные ресницы, на которых висли снежинки. Долго стоял он, как вкопанный, и глядел на след, оставленный полозьями. Снежинки жадно садились на его волосы, бороду, плечи. Скоро след от полозьев исчез, и сам он, покрытый снегом, стал походить на белый утес, но глаза его все еще искали чего-то в облаках снега».
Уехала Иловайская, «тучка золотая», ушла навсегда из жизни Лихарева, «старого утеса»; у девушки вся жизнь впереди, она, быть может, еще найдет большое чувство, а у пожилого Лихарева такой перспективы уже нет, и, вероятно, случайная встреча с Иловайской для него блеснула «улыбкою прощальною», оставив в душе навсегда глубокий след, как остался след в морщине одинокого старого утеса от умчавшейся рано утром тучки золотой.
Интересно отметить, что мысль Чехова о преимуществе музыки перед литературой в передаче сложных чувств и настроений человека совпадает с идентичной мыслью Чайковского в одном письме к фон Мекк. Композитор любил повторять слова Гейне: «Где кончаются слова, там начинается музыка».
Не кроется ли в таком глубоком понимании Чеховым ценности музыкального искусства причина его благоговейного отношения к Чайковскому, особенно умевшему передавать в музыкальных образах и мелодиях сложность и красоту человеческих чувств?
Красоту любви и «музыку» человеческого горя почувствовал в рассказе «На пути» композитор-лирик С. В. Рахманинов, написавший «Фантазию для оркестра», программой для которой, как сообщал автор в письме к Чехову, послужило содержание «На пути».
В создании музыкально-лирического произведения «На пути» сыграли определенную роль «Утес» Лермонтова и «Рудин» Тургенева.
Тургеневская цитата, органично включенная в интимно-лирический контекст, усилила выразительность, «музыкальность» сцены, помогла Чехову создать нужное настроение.
Можно установить традиционную связь с тургеневским стилем и чеховского «Рассказа госпожи NN» (1887).
«Я думаю, что в это время вспоминал он грозу, дождевые полосы, наш смех, мое тогдашнее лицо. Проводив его, я вернулась в кабинет и опять села на ковре перед камином. Красные уголья подернулись пеплом и стали потухать. Мороз еще сердитее застучал в окно, и ветер запел о чем-то в каминной трубе».
Лирика воспоминаний и сопровождающее ее печальное настроение в финале «Рассказа госпожи NN» напоминают эмоциональное содержание тургеневского стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», где звучит скорбная музыка, передающая безнадежность одинокого, старого человека.
Как хороши, как свежи были розы. »
Чехов, изображая в своем рассказе сложную психологическую и эмоциональную ситуацию, опирался на тургеневский опыт.
Трудно переоценить роль Лермонтова в творческом развитии Чехова, и надо только удивляться, как до сих пор исследователи не обратили должного внимания на эту сторону писательской биографии Чехова.
О большом интересе Чехова к Лермонтову-поэту и прозаику, о чеховской высокой оценке его творчества говорили современники Антона Павловича-Бунин, Лужский, Щукин и др. О том же свидетельствуют и письма Чехова, где находим много лермонтовского материала.
Посетив в 1884 году Новоиерусалимский монастырь, Чехов сообщает Лейкину, что в полумраке галерей и сводов он придумывает темы для «звуков сладких» (т. 13, стр. 98).
13 апреля 1886 года Чехов пишет Лейкину: «Сейчас лягу и буду читать Лермонтова» (т. 13, стр. 209). Нетрудно в этих словах почувствовать радость от сознания новой встречи с любимым поэтом.
О Военно-Грузинской дороге Чехов пишет: «Я никогда в жизни не видел ничего подобного. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный демоном, который влюблен в Тамару» (т. 14, стр. 146). Описывая горное ущелье с Тереком на дне, Чехов говорит: «Это Дарьяльское ущелье, или, выражаясь языком Лермонтова, теснины Дарьяла» (т. 14, стр. 148).
Сообщая А. С. Суворину (в ноябре 1888 г.) о начале работы над «Дуэлью», Чехов снова вспоминает Военно-Грузинскую дорогу, Казбек (т. 14, стр. 239).
Рассказывая Суворину о своих творческих исканиях, Чехов вспоминает слова Лермонтова: «Одним словом, а он, мятежный, бури ищет!» (т. 14, стр. 237).
О различных житейских «евзгодах и о «муках творчества» Чехов сообщает словами из стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно. » Вот одно из таких сообщений: «У меня работы по горло, но по обыкновению скучно и грустно» (т. 14, стр. 247). А в другом письме прославленные лермонтовские слова стоят в контексте, выражающем мысль о необходимости большой, творческой, вдохновенной жизни: «Мне Стасов симпатичен, хоть он и Мамай Экстазов. Что-то в нем есть такое, без чего в самом деле жить грустно и скучно» (т. 14, стр. 376).
Восторгаясь талантом Лермонтова, чрезвычайно самокритичный Чехов писал литератору П. А. Сергеенко: «Лермонтов умер 28 лет, а написал больше, чем оба мы с тобой вместе. Талант познается не только по качеству, но и по количеству им сделанного» (т. 14, стр. 325-326).
В одном письме Чехов с горечью признается, что среди его старых знакомых много «тех самых людей, про которых еще Лермонтов оказал:
И продали шпагу свою. » (т. 14, стр. 294).
Подавляющее большинство цитат из Лермонтова находим в письмах Чехова 1886-1889 годов. Думается, что это не случайное явление. Как раз в эти годы усиленной творческой учебы Чехова особенно интересовал Лермонтов.
Можно найти лермонтовский материал и в произведениях Чехова. В «Скучной истории» (1889) Чехов вложил в уста Михаила Федоровича, осуждавшего студентов, фразу из Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье».
В водевиле «Свадьба» (1889) мешанка Змеюкина, «задыхающаяся» в окружающей ее среде «противных скептиков», требует «атмосферы», «поэзии»: «Дайте мне поэзии! А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой.. Дайте мне бурю!»
Цитата из Лермонтова, произнесенная устами «мятежной» акушерки, ярко подчеркивает контраст между подлинной поэзией и стремлением мещанки к красивости: красота столкнулась с пошлостью.
Спустя 10 лет Чехов в пьесе «Три сестры» еще раз в контрастных целях использует прославленную лермонтовскую фразу, создавая образ офицера Соленого.
В систему образов пьесы «Три сестры» автор включил трагикомическую фигуру недалекого Соленого, думающего что он похож на Лермонтова, но, по словам Чехова из письма к Тихомирову, «он, конечно, не похож, смешно даже думать об этом» (т. 19, стр. 18). В образе Соленого Чехов осудил примитивное понимание сложного, мятежного характера Лермонтова и пошлое копирование провинциальным офицером внешнего облика и поведения знаменитого поручика Тенгинского полка.
На книге, подаренной любимому композитору, Чехов написал: «Петру Ильичу Чайковскому от будущего либреттиста». В замысле оперы «Бэла», который, к сожалению, остался незавершенным в силу ряда обстоятельств, проявились любовь Чехова и Чайковского к Лермонтову, творческое созвучие талантов писателя и композитора, открывших красоту и музыкальность лермонтовского повествования о Бэле, и тонкое чутье великого композитора, отгадавшего музыкально-эстетический вкус в молодом писателе.
Сближает молодого Чехова с Лермонтовым и характерный для их творчества мотив одиночества.
А. Н. Соколов раскрыл социально-историческую обусловленность этого мотива у Лермонтова: «Глубокое сожаление о несбывшихся надеждах и ощущение политического гнета усиливались у Лермонтова сознанием одиночества, на которое обречен деятель, не видящий вокруг себя соратников. В условиях жестокого террора, направленного против всех оппозиционных сил, подобные настроения были вполне естественны» ( А. Н. Соколов. М. Ю. Лермонтов. 1957, стр. 19). И мотив одиночества, встречающийся в произведениях Чехова, имеет социально-психологический «подтекст»: конфликт между высоким идеалом жизни у писателя и окружающей его низменной действительностью.
Одним из основных образов поэзии Лермонтова является сосна, одиноко стоящая на севере диком. Не навеян ли чеховский образ одинокого тополя-красавца в «Степи» лермонтовским образом одинокой сосны? Ощущается какое-то внутреннее родство этих двух образов.
Особый интерес к Лермонтову проявился у Чехова, как уже отмечалось, во второй половине 80-х годов, в пору напряженной идейной и творческой жизни писателя. Молодому Чехову Лермонтов оказался близким отдельными сторонами своего творчества и особенностями художественного метода.
Советские исследователи творчества Лермонтова (В. Асмус, Б. Эйхенбаум, А. Соколов и др.) установили огромный интерес поэта к вопросам философии, этики и своеобразное отражение философской проблематики, волновавшей Лермонтова, в художественном творчестве, медитативность его лирики.
Еще В. Г. Белинский отметил характерную особенность творчества Лермонтова: «Пафос поэзии Лермонтова заклкючается в нравственных вопросах о судьбе и правах челове-ческой личности» ( В. Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. VII, 1955, стр. 36).
Чехову-гуманисту, с его страстной думой о человеке, о счастье, с его глубоким интересом к этической проблематике, внутренно близка была поэзия Лермонтова, ее морально-гуманистический пафос.
То же «боренье дум», которое переживал в своей душе юноша Лермонтов, испытывал и молодой Чехов в годы перелома. Как «поэзия мысли» Лермонтова, в которую «просачивалась» философская дума автора, приобрела характер лирического дневника-исповеди, так и философские искания Чехова преломлялись в его «лирическом эпосе», в новом жанре лирико-философской повести.
Чехов пошел дальше своего великого предшественника в осмыслении жизни, искусства, в практическом использовании философии.
Чрезвычайно поучительной для молодого Чехова оказалась та особенность писательской манеры Лермонтова, о которой впервые сказал Белинский. Процитировав предисловие к роману «Герой нашего времени», Белинский писал: «Какая сжатость, краткость и, вместе с тем, многозначительность! Читая строки, читаешь и между строками; понимая ясно все сказанное автором, понимаешь еще и то, чего он не хотел говорить, опасаясь быть многоречивым» ( В. Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. V 1954, стр. 455).
Современный исследователь творчества Лермонтова Б. Эйхенбаум справедливо упрекал лермонтоведов в том, что они в научном изучении великого поэта утеряли ключ к чтению лермонтовского «художественного шифра», к чтению «между строками», к раскрытию «подтекста», составляющего «органическую и очень важную сторону его художественной системы» ( Б. Эйхенбаум. Литературная позиция Лермонтова. «Литературное наследство», 43-44. М. Ю. Лермонтов, I, 1941, стр. 86).
Мы считаем эти соображения Б. Эйхенбаума не только правильными, но и важными. Действительно, отдельные произведения Лермонтова представляют собою сложный художественный шифр, для раскрытия которого требуется умение читать «между строками» и понимать «подтекст». По существу, на необходимость такого прочтения лермонтовского текста указывал и сам писатель в предисловии к «Герою нашего времени».
Здесь уместно вспомнить историю изучения творчества Чехова. Исследователи долго терпели крах, пока не научились внимательно читать чеховские тексты как художественные «шифры».
Известно восторженное отношение Чехова к художественному языку Лермонтова. Восхищаясь «Таманью», он говорил о ней как об объекте литературной учебы.
Многогранным было влияние Лермонтова на творческую практику Чехова. Молодой писатель опирался в своих творческих исканиях на богатый художественный опыт Лермонтова, который был для Чехова-новатора одним из самых действенных традиционных источников. Философической содержательностью, подлинной поэтичностью, тонким психологизмом, красивой и благородной художественной формой, образным и «музыкальным» языком Лермонтов глубоко вошел в творческую лабораторию Чехова, помог ему оформить свой художественный стиль.
Огромную роль в идейно-художественном развитии Чехова сыграл В. Г. Белинский.
Во второй половине 80-х годов, в период интенсивной творческой учебы Чехова, демократическое и эстетическое сознание писателя испытывало сильное воздействие Белинского. Это сказалось и в письмах и в произведениях Чехова.
Многозначительной является одна запись Чехова: «Чем меньше действуют на преступника хорошие влияния (напр., чтение, Белинский), тем меньше надежды на его исправление» (т. 12, стр. 306). В этих словах выражен и автобиографический мотив: на своем собственном опыте Чехов убедился в большом влиянии чтения и Белинского на развитие лучших сторон человеческой натуры.
Одним из красноречивых фактов, свидетельствующим о большом интересе Чехова к Белинскому и его идеям, является бесцензурное, нелегальное издание письма Белинского к Гоголю, хранившееся в личной библиотеке Чехова ( Н. Сысоев. Чехов в Крыму (описание библиотеки). Крым-издат, 1954, стр. 112-113).
Известно, как высоко ценил Чехов демократическое движение 60-х годов, называя их «святым временем». Чехов, не поднявшись до революционно-демократического мировоззрения Белинского и великих шестидесятников, оставаясь на общедемократических позициях, все же освоил отдельные существенные стороны социальной философии Белинского, обогатил свое сознание многими идеями, выраженными в статьях великого русского критика. Под влиянием Белинского созревал демократический гуманизм Чехова, формировались его педагогические и эстетические взгляды.
Статьи Белинского, пронизанные «фантастической любовью к свободе и независимости человеческой личности» (так характеризовал Белинский свой гуманизм в письме к Боткину от 28 июня 1841 г.), питали гуманистический пафос Чехова-писателя.
Идеал «воспитанного человека», который выдвинул Чехов в 1886 году, находится в прямом родстве с идеалом «гуманного человека» у Белинского.
Мысль Белинского об исключительной ценности чувства человеческого достоинства, выраженная в его письме к Гоголю, где утверждается необходимость воспитания этого чувства в русском народе, стала лейтмотивом многих произведений Чехова.
В какой-то мере и постановка «женского вопроса» в творчестве Чехова навеяна Белинским, выступавшим в защиту человеческого достоинства женщины, ее прав на образование и общественную деятельность.
Белинский, возглавивший демократическое направление русской педагогической мысли, привлек пристальное внимание Чехова, интересовавшегося вопросами обучения и воспитания. Педагогические идеи Чехова, выраженные в его письмах, записных книжках и художественных произведениях, во многом близки педагогике Белинского.
Взгляды Белинского на детскую литературу нашли отражение в теории и практике Чехова как детского писателя.
Опираясь в своих творческих исканиях на эстетические принципы Белинского, Чехов развил отдельные положения классической эстетики русского реализма; используя свой художественный опыт, Чехов высказал ряд оригинальных суждений о литературном таланте, о соотношении объективного и субъективного в искусстве, о роли научного метода в художественном творчестве и др.
Утвердившись в своей художественной практике на реалистических позициях, творчески освоив великие традиции русской реалистической литературы, Чехов-новатор пошел дальше многих своих предшественников в искусстве правдивого изображения действительности, выработав новую художественную систему, построенную на «полифо-ничности» восприятия жизни, на многозначительном лаконизме, на психологических и философских «подтекстах», на богатой ассоциативности образов, на оригинальном сочетании объективной манеры с проникновенным лиризмом.