ты будешь его ждать до каких пор
Ты будешь его ждать до каких пор
В большом актовом зале широкоизвестного в Индии литературного общества Нагари Прачарани Сабха в городе Агре среди портретов маститых ученых и писателей, почтенных седовласых мужей, прославившихся своими трудами в области языка и литературы хинди, висит портрет средних лет человека с благородными чертами лица, высоким лбом, большими задумчивыми глазами, немного грустной застенчивой улыбкой. Это известный индийский писатель Рангея Рагхав. Большую часть своей короткой жизни он прожил в Агре, и жители этого города по праву гордятся своим земляком. Рангея Рагхав родился в 1923 году в небольшой деревушке Раджастхана неподалеку от города Бхаратпур. Отец будущего писателя, всесторонне образованный человек, стремился привить сыну с детских лет любовь к родному краю, интерес к его истории, литературе и искусству. После окончания начальной школы в Раджастхане будущий писатель отправляется в Агру. Там он поступает в университет на отделение истории и литературы, по окончании которого для продолжения образования едет в Бенгалию в Шантинекетан, где в университете Вишвабхарати — основанном Рабиндранатом Тагором, под руководством одного из его учеников известного ученого и писателя Хазарипрасада Двиведи пишет и успешно защищает докторскую диссертацию «Горакхнатх и его эпоха», посвященную одной из наименее изученных проблем истории своей родины — религиозно-реформаторским движениям Индии IX–X веков.
Молодой доктор философии не удовлетворяется изучением далекого прошлого своей родины, он чутко прислушивается к голосу нового времени, глубоко сочувствует бедственному положению своих соотечественников, смело протестует против колониального рабства.
В годы наивысшего подъема национально-освободительной борьбы индийского народа, завершившейся освобождением Индии от колониальной зависимости, Рангея Рагхав, стремясь глубже разобраться в окружающем, изучает марксистско-ленинскую теорию. Его глубоко потрясла страшная трагедия голода в Бенгалии в 1943 году, ставшего причиной гибели миллионов людей. С группой оказания помощи голодающим Рангея Рагхав отправляется в Бенгалию. По возвращении в Агру он пишет серию статей и репортажей, сразу привлекших внимание широких масс читателей, создает пьесу, которая с большим успехом ставилась коллективами Ассоциации индийского народного театра.
В первой половине 40-х годов происходит становление Рангея Рагхава как писателя. Диапазон его творческих интересов чрезвычайно широк и многообразен. Он пробует свои силы во всех литературных жанрах. Перу Рангея Рагхава принадлежит более ста тридцати книг, среди них романы, сборники рассказов и пьес, поэмы и поэтические сборники, исследования в области индийской истории и культуры, литературно-критические и общественно-политические работы.
Уже первый роман Рангея Рагхава «Игрушечные домики» (1941) привлек внимание индийской общественности к молодому писателю. В нем нарисована правдивая картина жизни индийского студенчества накануне освобождения Индии, показано, как пробуждается чувство национального самосознания среди индийских юношей и девушек, как они все более активно включаются в борьбу за независимость родины.
Острой социальной проблематикой отличаются многие романы Рангея Рагхава, вышедшие в свет в 40–50-е годы. В романе «Печальная обитель» (1946) Рангея Рагхав воссоздает полную драматизма атмосферу голода в Бенгалии. В романе «Господин» (1952) писатель рассказывает о том, как медленно меняется сознание людей, с каким трудом отказываются они от консервативных взглядов и убеждений. Подобные идеи развиваются также в романах «Ружье и вина» (1958), «Путь без остановки» (1957), «Прямые пути» (1957), в которых изображаются борьба передовой индийской интеллигенции против уродующих жизнь людей обветшалых общественных отношений, и в некоторых других романах, в которых, по словам индийского литературоведа Трибхувансинха, «воссоздаются впечатляющие картины реальной индийской действительности».
Рангея Рагхав известен также как один из создателей в литературе хинди жанра исторического и историко-фантастического романа. Писатель обращается, как правило, к тем периодам истории своей родины, которые меньше всего изучены учеными-историками. Он как бы стремится проникнуть в тайны прошлого, воссоздать недостающие звенья истории Индии. В романе «Одежда аскета» (1951) изображается Индия времен правления императора Харшивардхана (VII в. н. э.), объединившего разрозненные, враждовавшие между собой княжества в единое централизованное государство. В романе «Сын Деваки» (1954) Рангея Рагхав впервые в индийской прозе сделал попытку, отбросив религиозную оболочку, которой брахманы всегда обволакивали образ популярного в индийской мифологии Кришны, нарисовать его как народного героя древней Индии, борца за счастье обездоленных людей. В романе «Глаза Лакхмы» (1957) Рангея Рагхав создает живой, осязаемый облик великого индийского средневекового поэта Кабира.
Рангея Рагхав известен в литературе на языке хинди и как поэт, весьма разносторонний и своеобразный. Его поэма «Медхави» снискала ему репутацию поэта-философа, тонкого лирика, певца красоты индийской природы и человеческой души. И в то же время он является автором героической поэмы о Сталинградской битве — «Непобедимые руины» (1943), создателем многих патриотических, гражданских стихов, вошедших в сборники «Расплавленные камни» и «Светильник на дороге».
Весьма примечателен Рангея Рагхав и как поэт-переводчик. Широко известны его переводы Шекспира, отрывков из древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна», лирической поэмы «Облако-вестник», принадлежащей перу прославленного поэта и драматурга древней Индии Калидасы. И в то же время Рангея Рагхав является переводчиком на язык хинди «Левого марша» Маяковского, в котором ему средствами индийской поэзии удалось воссоздать могучий пафос нашей революции, всю атмосферу кипучей молодости нового века, характерную для поэзии Маяковского.
Все творчество Рангея Рагхава неразрывно связано с жизнью, с борьбой индийского народа за счастливое будущее. В своих стихах он воспевает мужественных борцов за мир, прославляет человека, разрывающего ненавистные цепи рабства, выходящего на дорогу к новой жизни; в своей пьесе «Последнее клеймо позора» он поднимает голос протеста против гнета португальских колонизаторов в Гоа, в речах он призывал братьев по перу самоотверженно служить творчеством своему народу.
Весьма интересны научные труды Р. Рагхава по истории и культуре Индии, наиболее известными из которых являются «Древняя индийская традиция и история» (1954), «Поэзия, реализм и прогресс» (1955), «Поэзия, искусство и шастры» (1956). В этих работах писатель стремится с материалистических позиций подойти к оценке культурных ценностей, созданных в Индии в различные исторические эпохи.
Характеристика Рангея Рагхава была бы неполной, если бы мы не упомянули еще об одном его призвании — призвании художника. Еще в юности, вернувшись из поездки в пораженную голодом Бенгалию, он создал серию зарисовок, получивших высокую оценку зрителей. Впоследствии он часто брался за карандаш или палитру и кисть, создавая иллюстрации к своим собственным произведениям. Наиболее удачными рисунками Рангея Рагхава являются его красочные иллюстрации к своему переводу на язык хинди поэмы «Облако-вестник».
Ты будешь его ждать до каких пор
В надвигавшихся сумерках зимнего дня стены беломраморного дворца казались сошедшими со страниц сказки. Последние лучи солнца коснулись благоухающих ююбовых[1], деревьев, легко заскользили по вершинам огромных ракит и тутовых деревьев и, наконец спустившись вниз, позолотили плотную завесу дорожной пыли, взметенной копытами проходившего стада. С полей повеяло холодом.
Шел тысяча девятьсот сорок девятый год. Болезнь, покрывшая мне ноги нарывами, перед которыми оказались бессильны снадобья городских хакимов[2], острые иглы хирургов и микстуры гомеопатов, забросила меня в глухую деревушку на попечение местного знахаря. Моего исцелителя звали Сукхрам. На шее у него болтались бусы, на голове гордо красовался высокий тюрбан, на руках позванивали стеклянные браслеты. Тайком от всей деревни он приносил из лесу травы, садился передо мной, дул на мои больные ноги, закатив глаза, кружил вокруг, прищелкивая пальцами, выкрикивая что-то гортанным голосом, а на седьмой день этой чертовщины он снял с моей ноги повязку и сказал: «Сегодня ты сможешь пойти со мной на прогулку, господин».
Он повел меня в сад, посередине которого возвышалось чудо из белого мрамора.
В притихшем старом саду умолк птичий гомон; темнота, казалось, поглощала все звуки. Лишь монотонное гудение храмовых колоколов, созывавших людей на молитву, да позвякивание колокольчиков возвращающегося стада нарушали тишину наступавшей ночи.
— Пора возвращаться, господин, — сказал Сукхрам.
— А что это там возвышается?
— Господин, ты же видишь, крепость.
— Сын того самого раджи, что воздвиг дворец.
— Какая она странная.
— Крепость не достроена.
Глаза Сукхрама увлажнились. Я был заинтригован.
— Как же это могло случиться, Сукхрам? И почему ты плачешь?
— Сам не знаю, господин! — Сукхрам вытер слезы и виновато улыбнулся. — Теперь времена не те. Раджи лишились власти, к чему говорить о них.
— Нет, нет, Сукхрам. — Во мне проснулось любопытство, и я стал просить Сукхрама рассказать.
Мою просьбу Сукхрам пропустил мимо ушей.
— Нога не болит при ходьбе? — поинтересовался он.
— Не болит. Завтра мы тоже пойдем гулять?
— Почему бы и нет, теперь ты станешь поправляться.
— Сукхрам, а там что? — показал я в сторону синей горы. От нее веяло тишиной и прохладой. Казалось, что спускающаяся с небес темнота сначала собирается на ее вершине, а потом порывы ветра разносят ее во все стороны.
— Время позднее, господин, — решительно сказал Сукхрам, — пора возвращаться.
Он видел, что я сгораю от любопытства, но вместо ответа просто оборвал разговор и ушел.
На третий день мы отправились в лес. Я обратил внимание на дым над вершинами деревьев.
— Там жгут костры. Это наш табор.
Мы подошли поближе. За деревьями ютились маленькие хижины, их было не более десятка. В вечернем сумраке они чуть заметно виднелись сквозь густую листву. Впереди чернел колодец. Я было направился к нему, но остановился, пораженный: к колодцу шла девушка лет тринадцати-четырнадцати. На ней были цветастая юбка и кофта с широким вырезом, открывавшим плечи. Я не мог отвести взгляда от ее прелестного нежно-розового лица, больших голубых глаз и золотистых волос. Ее нос был слегка вздернут, а на щеках пылал румянец. Она улыбнулась мне.
— Чанда? — послышался удивленный голос Сукхрама. — Почему ты не дома?
— Я пекла лепешки и вышла набрать воды.
Девушка была, видимо, дочерью Сукхрама, хотя всем своим обликом заметно отличалась от местных жителей. Только ее голос звучал так же резко и пронзительно, как и у всех в здешних краях.
Сукхрам закурил бири[3] и задумчиво поглядел в ту сторону, где у подножия горы стоял просторный дом, освещенный лунным светом.
— Что там за строение, Сукхрам?
За него ответила девушка:
— Это дак-бунгало[4], раньше туда приезжали знатные господа, но теперь их времена прошли, — сказала она и засмеялась. По лицу Сукхрама пробежала тень. В тот вечер он не произнес больше ни слова.
Я вернулся к себе, вернее, в дом друга, где поселился. За дружеским столом мои хозяева без конца рассуждали о том, что хотели бы отсюда уехать, что им надоела деревня. Они долго жаловались на деревенскую жизнь, но, в конце концов, пришли к выводу, что деревня все же лучше, чем город, и поэтому, несмотря ни на что, они останутся здесь. Потом заговорили о моей ноге. Вспомнили про Сукхрама, и я рассказал о встрече с его дочерью. Хозяин дома отложил хукку[5], вымыл руки в тазике и отодвинул его в сторону. Мой рассказ о встрече с Чандой его почему-то расстроил…
Ююба — невысокое дерево из семейства крушинковых (Zizyphus jujuba).
Научись ждать
Смотри, вот ты мне говоришь: «Я во что бы то ни стало хочу, чтобы мой ребенок изменился! Я хочу увидеть его другим, а потом готов и умереть!» Не знаю, увидишь ли ты его изменившимся прежде своей смерти. Вполне вероятно, что ты будешь наблюдать за его переменой из другого мира. Может быть, Господь хочет, чтобы ты терпел до последнего, и твое желание увидеть своего ребенка изменившимся еще при жизни, как ты этого хочешь, не осуществится. Однако его перемену увидит Господь. Нужно набраться терпения. Жди ответа на твою молитву. Ты обращался вчера к Богу с просьбой? Теперь надо ждать. Когда? Не беспокойся. Когда стрела твоей молитвы достанет до «сердца» Господа, и Бог умилосердится над тобой, тогда ты увидишь результат. Когда ты запустил стрелу молитвы? Вчера? Тогда подожди. Твоя стрела возносится к Богу. У Бога ни одна молитва не пропадает даром, ни одна молитва не остается без ответа. Наберись терпения и жди.
У Бога ни одна молитва не остается без ответа. Наберись терпения и жди
Некоторые ждут ответа на молитву незамедлительно. Ты молишься сегодня, а завтра уже хочешь видеть результат твоей молитвы? Может, так и произойдет. Но ты, когда берешь четки в руки, не жди моментального плода молитвы. Многие приезжают на Святую Гору, ходят с четками в руке и желают увидеть Бога уже после первого всенощного бдения. Хотят узреть нетварный свет уже после первой ночной молитвы. Так не бывает. Требуется много терпения и прилежания, надо все предоставить Богу, говоря: «Господи, когда Ты Сам этого захочешь, подай мне все полезное для меня. А я буду ждать». «Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою» (Пс 39: 1). Господь призрел на меня, воззрел, услышал, но прежде всего мне надо научиться ждать. Поверь, на самом деле ждать Бога и Его обетований доставляет большую радость.
Когда-нибудь Господь придет в твое сердце, и станешь ты кроток, как ягненок, и пить не будешь, и курить бросишь, и от прочих страстей избавишься, и станешь человеком новым. Надо терпеть и молиться
Знаешь, почему тебе надо ждать, подобно святому Аммону и другим святым? Потому что Тот, ради Кого ты так мужественно терпишь, не какой-нибудь «посторонний» (случайный) Бог, но Святый Божий, Бог из уст которого никогда не исходила ложь. Он всегда остается верен своим обещаниям и постоянен в Своей любви. Когда-нибудь Господь придет в твое сердце и поможет тебе, и станешь ты кроток, как ягненок, и не будешь испепеляться порывами гнева, и пить не будешь больше никогда, и курить бросишь, и от прочих страстей избавишься, и станешь человеком новым. Надо терпеть и молиться.
Нужно молиться и терпеливо ждать, чтобы и супруга наша изменилась к лучшему. Не спеши сразу все изменить к лучшему. Ошибки, которые допустила твоя супруга, не были совершены за один месяц. Это ошибки всей жизни. Слово «характер» (греч. «χαρασσω» («харасо») – начертываю, нацарапываю. – Прим. перев.) означает «начертание», поэтому он и называется характер. Характер формируется в нас с детского возраста и его невозможно изменить в один миг. Некоторые супруги ставят перед собой абсолютно неправильные задачи, говоря: «Если через год наши отношения не изменятся, разводимся». Да подожди ты! Чуть что, сразу разводиться. Потерпи немного.
– Да сколько же можно терпеть, отец? – спросишь ты.
– Надо потерпеть, сразу свой характер не изменишь.
Мне вспоминается один человек, который сел на диету. Лечащий врач ему сказал, что самые глубокие жировые отложения сжигаются труднее всего. Если человек соблюдает жесткую диету, то последние килограммы он сбрасывает намного труднее, чем первые. Знаешь, почему? Потому что эти жировые отложения в нашем организме формировались десятилетиями. Соблюдая диету, мы делаем следующее: возвращаемся назад и сжигаем старые жировые прослойки. Предположим, что у кого-то сегодня вес девяносто килограмм, и он хочет скинуть вес до восьмидесяти. Однако восемьдесят килограммов он весил много лет назад. Вот он уже весит девяносто один килограмм, затем девяносто пять. Чтобы ему вернуться обратно к восьмидесяти килограммам, нужно сделать большое усилие над собой, сжечь этот жир и вернуться назад, как когда-то давно. Конечно, это очень трудно.
Так и в случае с нашей душой, она, так сказать, обросла жиром. Наши страсти создали в нашей душе «жировую прослойку», от которой очень трудно избавиться.
Надо терпеть ради другого человека. Нужно создать немного «свободного места» в сердце другого человека, дать ему время подумать, принять решения, даже оставить его ненадолго, уйти, может быть, душевно. А если он не в силах будет больше оставаться, то тогда и телесно. Да, пусть она уйдет. Пусть пойдет ненадолго к своей маме или отцу, или ты сам уйди ненадолго и побудь где-нибудь один. Подумай, успокойся, приди в себя. От другого человека нельзя требовать любви, говоря: «Я хочу, чтобы ты ко мне хорошо относилась, чтобы ты меня уважала». Нет. Этого невозможно достичь давлением на другого, а только лишь уважая свободу супруга, это должно быть актом проявления свободы. Поэтому предоставь своей второй половине время, свободное пространство и имей терпение.
Один молодой человек мне поведал свою историю, которая очень меня взволновала: «Отец, от меня ушла моя любимая девушка, с которой мы были помолвлены несколько лет. Что я мог поделать? Я, конечно, очень хотел, чтобы она осталась, но разве можно требовать любви насильно? Разве можно говорить: “Полюби меня против своей воли, потому что я этого хочу”. И знаете, что я сделал? Я позволил ей уйти. А теперь сижу и жду, когда она вернется. Жду, любя ее. Жду, душевно страдая. Жду, молясь за нее».
Самая правильная реакция. И вот увидишь, как другой человек изменится. Если будет воля Божия и любовь, исходящая из глубин твоего сердца, будет истинной, и само терпение твое будет исполнено любви, тогда ты увидишь, что твой близкий человек, который ушел от тебя (твоя супруга, супруг, ребенок), нигде в другом месте не найдет такой нежной любви, как твоя, и вернется назад. Пусть идет куда хочет, может, человек даже вкусит различных других опытов, но нигде он не найдет ни такой сердечной любви, ни такого «качества» любви. Он сможет обрести только лишь жалкую подмену, льстивые слова, любовь, основанную на личной выгоде, и, разочаруясь, снова вернется к тебе. Лишь бы только, когда он вернулся, нашел тебя ждущим его. Ты будешь ждать?
Как красиво описано в «Одиссее» возвращение Одиссея домой! Когда он возвратился из двадцатилетнего похода, то нашел свою жену ждущей его. Как умилительно! Представьте, если бы Одиссей застал свою жену вышедшей замуж за одного из докучавших ей женихов, которые наблюдали за Пенелопой и только и ждали момента, чтобы взять ее в жены. Все эти годы ждала Пенелопа, ждал и Одиссей. Он терпел в продолжение всего похода. Его любовь и терпение были вознаграждены. Потому что здесь было явлено терпение, исполненное любви.
В евангельской притче о блудном сыне говорится, что его отец терпеливо ждал его. Он смотрел из окна, не вернулся ли сын, глаза его выражали любовь, доброту, тоску по сыну и огромное терпение. И вот произошло чудо.
Конечно, брат мой, терпение дается достаточно тяжело. Современная эпоха пропитана спешкой, мы все постоянно говорим: «Вот прямо здесь и сейчас!» Центры по изучению иностранных языков, медицинские учреждения для похудения, разнообразные учреждения в сфере обслуживания, все обещают нам быстрый и хороший результат. Даже кухонная техника сейчас помогает приготовить еду необычайно быстро – раз и готово. Микроволновые печи – две минуты и обед готов. Чего бы мы не коснулись, все делается со скоростью. Но вот грядет Господь и говорит нам: «Знаешь, все что ты делаешь, ты делаешь хорошо и быстро. Все это облегчает тебе жизнь. Однако душа твоя и сегодня, не смотря на все прошедшие столетия, нуждается в том, чтобы жить в ее первозданном ритме. Жить так, как ее изначально создал Бог. И это останется без изменений до скончания времен».
Возделывание своей души требует терпения. Надо ждать, пока не исполнятся обетования Господа на тебе. То, что Он обещал, сбудется непременно
Возделывание своей души также требует терпения. Надо ждать, пока не исполнятся обетования Господа на тебе. Господь обещал человеку множество обетований. И то, что Он обещал, сбудется непременно. Например, Он обещал нам, что «блаженны плачущие ныне». То есть тот, кто плачет в этой жизни, обязательно возрадуется.
Подожди, я постараюсь объяснить тебе это. Речь идет, конечно, вовсе не об эгоистичных, нервных слезах. Потому что многие из нас плачут по причине слабых нервов, когда ругаются и ссорятся, когда случаются недоразумения. Речь идет о смиренных слезах умиления или о слезах несправедливой обиды. Плакал ли ты когда-нибудь, будучи несправедливо обижен? Нет, потому что вышло недоразумение, был задет твой эгоизм, тебя объяло упрямство, потому что не вышло по-твоему. Нет. Плакать можно лишь в том случае, если тебя беспричинно обидели или ты страдаешь за правду. Плакал ли ты когда-нибудь, когда на тебя возводят клевету? Я знаю, кто так плакал – святой Нектарий. Сколько же раз он, возможно, плакал в своей келии в Эгине, постоянно слыша шипение клеветников вокруг себя!
Конечно, он не был бесчувственным. И сердце его не было каменным. Наверняка он плакал об этом. Был постоянно обижаем, терпел клевету. При жизни, к сожалению, он лишь в редкие моменты находил успокоение. Только после его успения Господь оправдал его. Александрийская Церковь принесла свои извинения за возведенную на святого клевету и за суровое с ним обращение. Святой ждал столько лет, и вот, Господь оправдал раба Своего. При его жизни, к сожалению, люди вместо отрадной чаши праведности напоили святого горькой чашей клеветы и скорбей. За исключением верующих, людей с простыми сердцами, которые его всегда любили. Святой Нектарий все терпел. Поэтому его назвали «святой мужества и терпения». Потому что святой терпел и не оправдывал себя. Подожди и ты. И увидишь, что в один прекрасный день твои слезы Господь превратит в блистающие алмазы.
Господь сказал, кто Мне последует, будет причастен к Раю еще при жизни. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14: 23), – говорит Господь. И ты говоришь: «Как это? Я ничего не чувствую». Но ждешь ли ты? Ждешь ли ты терпеливо? Сколько? Вероятно, много. Дни? Месяцы. Месяцы? Долгие десятилетия. Создай себе столько места для терпения, чтобы к тебе пришел Христос. Выдели для Него какое-нибудь постоянное место в своем сердце и не позволяй своему сердцу лукавить перед Христом, сегодня так, завтра по-другому.
Христос сказал в Евангелии, что тот, кто подобно птицам небесным или прекрасным детям вверит свою жизнь Богу, увидит над собой Промысл Божий, Его нежную заботу и защиту необоримую. «Я ему дам, – говорит Господь, – все необходимое: пищу, воду, одежду, даже красоту и все остальные земные блага».
Вверь Богу свою жизнь. И вот так, терпя, будешь видеть каждый день, что Господь печется о тебе, будешь удостоверяться, что ты все ближе к своему счастью
Ты же, однако, не имеешь терпения узреть сие чудо, и сверх этого что делаешь? Непрестанно тревожишься. Вот Господь говорит: «Чтобы ты узрел то, что Я тебе обещал, сними с себя свои одежды, портящие твое лицо. Я хочу украсить тебя, сделать тебя необычайно красивым, но как, каким образом Я могу тебя одеть в Свои одежды, когда ты постоянно одеваешься в свои ветхие, мирские, ложные? Сбрось с себя сначала стресс, чтобы Я смог дать тебе новое, красивое лицо, умиротворенное и спокойное. Сбрось с себя панику и чувство незащищенности, старящие тебя и портящие твое подлинное лицо, и оденься в ту одежду, которую Я тебе предлагаю». Какую? Это мир Христов, вера в Его всемогущество, упование на исполнение Его обетований. И знаешь, что сделай потом? Возьми и просто сядь спокойно, спокойно жди, пока не придет к тебе благодать Божия и не изменит тебя. Стань таким, каким тебя хочет видеть Господь, а потом ляг на кровать и мирно усни. И жди. Вверь Богу всю свою жизнь. И вот так, терпя, будешь видеть каждый день, что Господь печется о тебе. Просыпаясь с таким устроением каждый день, ты будешь удостоверяться, что ты все ближе к своему счастью. Если же ты на все будешь смотреть логически, то будешь вынужден сказать, что все это не делает тебя счастливым. Такая манера поведения будет держать тебя постоянно в подвешенном состоянии. Однако же то, что ты считаешь подвешенностью в воздухе, и есть самое непреложное состояние блаженства. Будь уверен, что то, что тебе кажется пустотой, на самом деле наполнит тебя и ты увидишь, как изменится твоя жизнь. «Не мсти врагам своим, – говорит Господь. – Предоставь это мне. Я поступлю с ними по справедливости. А ты делай свое дело». Какое? Люби врагов своих. Поступая так, ты соберешь на их главы разожженные угли. Но ты возразишь на это: «Я хочу видеть отмщение! Я хочу видеть, Господи, что Ты вмешался в мою жизнь. Я хочу видеть в своей жизни порядок и справедливость». На что Христос ответит тебе: «Оставь все как есть. И когда придет нужное время, Я вмешаюсь. Но и той душе, которая тебя обидела, Я хочу помочь осознать ее ошибку. Предоставь Мне суд».
«Не мсти врагам своим, – говорит Господь. – Предоставь это мне. Я поступлю с ними по справедливости. А ты делай свое дело». Какое? Люби врагов своих
Господь нам заповедал, чтобы мы молились так: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». «Господи, но разве только на сегодня? – говоришь ты. – А завтра? Завтра разве нам не нужен хлеб?»
Оставь это «завтра». Разве мы не переживаем каждый «сегодняшний» день? Запасись терпением и увидишь завтра силу Божию и предстательство. Не волнуйся о том, что будет послезавтра, через год или через шестьдесят, семьдесят лет. Пусть все происходит естественно. Наша жизнь требует терпения. Например, логика нам говорит: «Делай все сейчас. Спеши, двигайся, беги, иди застрахуй свое имущество и жизнь, предпринимай меры, ты теряешь контроль над жизнью». А что нам говорит Господь? «Нет. Не паникуй. Подожди. Научись ждать».
Скажи мне брат, выучил ли ты этот урок терпения в своей жизни? Подумай. Вспомни себя, когда тебе было восемнадцать, затем двадцать лет, потом сорок, затем шестьдесят. И вот теперь тебе уже семьдесят или даже восемьдесят. Смотри, как быстро пробежали эти годы. Когда ты был молодым, ты говорил: «Надо сначала подрасти. Вот когда я вырасту, посмотрим, как быстро проходит жизнь». И видишь, как она проходит? Очень быстро. И что надо делать? Надо ждать. Надо каждый день принимать со спокойствием, как от руки Господней. Каждой вещи свое время. Надо только, чтобы у тебя было для этого достаточно терпения. И ты ожидал Царствия Божьего. Жди, пока Господь Сам не расставит все по своим местам.
И святые желали смерти, но не как избавления от страданий, а как перехода в настоящую жизнь, в которой они будут рядом со Христом
Борьба твоя того стоит. Все скорби, которые ты несешь здесь с терпением, приготовляют тебе Царствие Небесное
Мы часто желаем смерти, потому что устали от жизни, потому что не имеем терпения, потому что не радуемся Божиим дарам. Нет, брат мой. В этой жизни мы должны утомиться. Многое должны пережить. Зачастую подвергнуться многим скорбям. В нашей жизни плач, воздыхание, болезни, потери имущества будут преобладать над смехом и весельем. Я в этом уверен. И ты мне говоришь об этом, и многие из нас. Но борьба твоя того стоит. Все скорби, которые ты несешь здесь с терпением, приготовляют тебе Царствие Небесное. «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8:18). Вот увидишь, то, что мы сейчас безропотно претерпеваем, есть ничто в свете блаженства будущего Царствия. Нас ожидает невероятно прекрасный мир счастья и радости от пребывания рядом с Богом. Все святые, удостоившиеся видеть Рай, восклицали: «Боже мой, если бы я знал, какая радость меня ожидает здесь, я бы никогда в жизни не оправдывался, а постоянно бы терпел, лишь бы быть причастником этого блаженства». Поэтому, брат, будем все терпеть. Чтобы наследовать Царствие Божие, в котором радость и счастье подлинные и не преходящие.
В какой-нибудь другой раз мы побеседуем о том, почему надо терпеть, вспомним некоторые причины и мысли, которые укрепят это терпение в нашем сердце. Потому что часто ты приходишь и плачешь, говоря: «Все! Я больше не могу. Не могу терпеть моего мужа, который выпивает. Не могу терпеть мою жену, которая не оставляет меня в покое и кричит целыми днями. Не могу больше видеть моего ребенка, который не слушает меня. Не могу терпеть моего преподавателя, который следит за мной. Не могу одного, не могу другого. Я больше не могу, у меня больше нет терпения! Моя нервная система устала. Я болен». И все же, мы можем еще немного потерпеть. И когда Господь увидит, что еще одна капля – и наша чаша переполнится, Он несомненно что-то предпримет и найдет решение.
Сегодня, однако, вы были очень терпеливы. Я вас немного утомил. Но такова тема терпения, что нуждается в терпении не только для того, чтобы ее опытно пройти, но и говорить о ней и слушать.