ты учишься в какой то православной школе
Школа: православная или обычная?
Какую школу выбрать для своих детей? Выбор сегодня есть. Школы частные и государственные предлагают углубленное изучение любых предметов, разнообразные методики преподавания, индивидуальный подход к детям, кружки после уроков и многое другое. Но верующие родители обязательно задаются вопросом: а может, их детям будет лучше в православной школе?
Учеба как большая проблема
Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли получится: очень разные у каждого из нас дети, и одного рецепта для всех быть не может. Что хорошо или приемлемо для одного ребенка, может совсем не подойти другому. Поэтому нам, родителям, придется все равно самостоятельно решать: в какую именно школу, православную или обычную, лучше отвести сына или дочь. Я же лишь поделюсь своими размышлениями, родившимися в результате многочисленных попыток найти подходящее учебное заведение для своей дочери.
Итак, до тех пор, пока мы не перевели дочку в православную гимназию, отношения со школой у нее складывались непросто. Где бы она ни училась — а школ было три всего лишь за пять с половиной лет — проблем при обучении в каждой из них оказывалось так много, что приходилось подыскивать другое учебное заведение.
В престижной для нашего города гимназии дочери уже в первом классе пришлось несладко. Учиться на одни пятерки у нее не получалось, а именно за достижения в учебе уважала и ценила детей учительница. Не попавшим в отличники она, не скупясь, ежедневно ставила тройки и двойки, чем изо дня в день убивала желание учиться. Принцип ее работы, кстати, довольно распространенный в современной школе, был прост — больше требовать. А уж как эти требования будут выполняться — забота учеников и их родителей. Тогда стало понятно, почему большинство наших знакомых пользуются услугами репетиторов уже в начальной школе. Видимо, правы те, кто утверждает, что в первый класс ребенка надо вести, в первую очередь, к хорошему учителю, невзирая на статус школы.
Следующая школа была частная, в ней было очень хорошо, но для нас это «хорошо» продолжалось недолго. В отличие от распространенной в большинстве школ системы воспитания, которую условно можно назвать карательной (когда за каждым промахом следует наказание), здесь отдавали предпочтение поощрительной. Детей за любое достижение, пусть и небольшое, хвалили, давали призы. В начальных классах такой подход оправдывал себя. Но постепенно творческий подход педагогов сошел на нет. Когда стало понятно, что никакого резона учиться дальше в частной школе нет, мы перевели дочь в обычную общеобразовательную школу в центре города, недалеко от дома. Проблемы посыпались в шестом классе.
Выяснилось, что современные дети начинают подражать взрослым очень рано. Причем копируют они, как правило, то, что для православного человека является грехом. На фоне отсутствия в современной школе какой-либо системы воспитания и четких ограничений такая тенденция становится в нашем мире катастрофой.
Так в нашей семье постепенно вызрело решение перевести ребенка в православное учебное заведение, что мы и сделали.
В правильно окрашенном мире
Какие же очевидные плюсы учебы в православной школе можно отметить?
Самое главное, на мой взгляд, что в православном учебном заведении ребенок оказывается в правильной системе координат — в мире христианских ценностей и верно выстроенных ориентиров. Все в его жизни сразу встает с головы на ноги, если до этого было наоборот.
В православной школе дети, по крайней мере, стремятся хорошо учиться и относятся к учебе ответственно. К этому их подталкивает настрой педагогов, общая атмосфера, царящая в учебном заведении. В других школах у учеников часто формируются принципиально иные приоритеты — модная одежда, дорогие телефоны, развлечения, романтические отношения. Многие школьники постепенно и вовсе забывают, для чего они садятся за парту. Следствие этого — прогулы, низкая успеваемость и абсолютно равнодушное отношение к собственным успехам (а вернее — их отсутствию) в учебе. Так, в классе у дочери к шестому году обучения ударников просто не осталось: в двенадцать лет хорошо учиться — уже не модно.
Еще один несомненный плюс обучения в православной школе заключается в том, что детей все же воспитывают, во всяком случае, стараются это делать. Иначе, наверное, и быть не может — тогда потеряет смысл статус православного учебного заведения. Понятно, что воспитание — процесс непростой, и результата можно ждать только при совмещении усилий родителей и учителей. Но само понимание, что хороший ученик должен быть еще и хорошим человеком, в коллективе педагогов есть, такое же отношение к себе самим формируется и у детей. В обычной школе весь воспитательный процесс, как правило, сводится к поддержанию хоть какой-то видимости дисциплины в школе. Да и о каком воспитании может идти речь, когда в обществе размыты все представления о нравственных нормах…
Что еще немаловажно: православное окружение избавит ребенка от того отрицательного влияния извне, которого не избежать в обычной школе. Для наглядности приведу только один пример. Объяснить дочери, что не стоит идти на праздник Хэллоуин и соответственно для этого наряжаться, было сложно. Тем более, что учительница обязала всех прийти. Но такими, казалось бы, мелочами пропитано все: учеба, внешкольные дела, общение между детьми. И в атмосфере чуждых православному (да и просто здравомыслящему) человеку ценностей у ребенка, к сожалению, формируется мировоззрение, вкус. Для детской личности очень важно, в кругу людей с какими жизненными приоритетами, эстетическими пристрастиями она будет развиваться. Можно, конечно, в противовес этому мнению рассуждать о главенствующей роли семьи в воспитании. Но все-таки в учебном заведении ребенок проводит как минимум половину дня, и недооценивать влияние школьной среды все же неправильно. Именно здесь он будет обретать навыки общения со сверстниками, здесь сформируется его привычка поступать так или иначе в определенных ситуациях. Среди одноклассников, учеников своей школы подросток будет искать авторитеты, фигуры для подражания. Это естественно, так дети чему-то учатся, взрослеют. Важно только, чтобы авторитеты были настоящие.
Безусловно, у ребенка должно быть свое мнение, и он должен уметь поступать в соответствии с христианскими ценностями. Но все же это требования к уже сформировавшейся личности. Противопоставить себя всему классу — очень трудно, это тяжелый груз для детских плеч.
К тому же дети просто не способны зачастую отличить белое от черного. И в нашей семье в какой-то момент вся жизнь превратилась в нескончаемую борьбу с вредным влиянием. Но силы, брошенные на эту «войну», можно потратить с большей пользой. Совместное обсуждение прочитанных книг, прогулки все же лучше, чем, например, постоянные разговоры о том, что нельзя изо дня в день не готовить уроки просто потому, что их «не учит никто в классе».
В правильные тона, на мой взгляд, окрашивает бытие ребенка возможность жить в соответствии с церковным календарем — поститься, бывать на праздничных богослужениях в будни. Все это реально только в православном учебном заведении, в обычной школе — сопряжено с большими трудностями.
Внутренний комфорт
Стоит сказать и о том, что православному ребенку намного комфортней среди верующих детей, как и любому человеку приятней находиться среди единомышленников. И тут можно вспомнить про очень простой прием — примерить чужую жизнь на себя. Вот нам, взрослым, хотелось бы много лет провести рядом с людьми, которые не только не разделяют очень важных для нас ценностей, убеждений, но зачастую даже не подозревают об их существовании? Между тем школьные годы — большой отрезок жизни, очень важный. Стоит ли все это время жить в напряжении, пытаясь как-то приспособиться к чуждой атмосфере?
Выбрав для дочери православную гимназию, мы пока еще ни разу об этом не пожалели. Появилось ощущение, что наша девочка наконец-то оказалась на своем месте.
Конечно, если ребенку нужны углубленные знания по определенным предметам, то допускаю, что получать их лучше в специализированном учебном заведении. Хотя, если есть такая возможность, в старших классах для подготовки к поступлению в вуз всегда можно воспользоваться услугами репетиторов. Пока же, на мой взгляд, куда важнее дать ребенку базовые знания и при этом правильно его сориентировать, привить элементарные представления о том, что хорошо, а что плохо, к чему нужно стремиться в жизни, а от чего лучше бежать, как от огня. Для этого важно, чтобы он учился в соответствующей этим целям среде. И очень хочется, чтобы дети за годы учебы прониклись жизнью Церкви (а для этого у них есть и дополнительная возможность — мальчики алтарничают, девочки поют на клиросе) и по-настоящему ее полюбили.
Где бы в силу нашего выбора ни получали образование дети, у нас, родителей, всегда есть возможность растить их христианами. Но в некоторых обстоятельствах это сложней сделать, а в некоторых чуть легче. И православное учебное заведение, на мой взгляд, — очень хороший способ открыть для ребенка необъятный мир Православия и при этом избавить и себя, и его от ненужных трудностей.
ПРАВОСЛАВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ
Как найти взаимопонимание?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Советы батюшки
Протоиерей Лев Большаков, настоятель Успенского храма, г. Кондопога, Карелия:
Веру не надо специально ни скрывать, ни афишировать. Надо просто быть человеком. Если ребенок, да и взрослый, не декларирует свою веру — это не значит, что он ее скрывает, ведь он живет ею. И его вера очевидно сказывается в его повседневной жизни: честен он или подл, ябеда или хороший товарищ, боится признаться в каком-то проступке или нет, лезет ли первым в драку или старается выйти из конфликта мирным путем… Внешние декларации, может быть, и были нужны когда-то раньше, когда христиане ставили перед собой определенную миссионерскую задачу, причем это могло быть некоей жертвой. И не декларацией это можно было назвать, а свидетельством своей веры. Но по каким-то житейским поводам учительствовать, поучать, осуждать — нельзя. Часто люди, которые так себя ведут — и дети, и взрослые — таким образом реализуют свое желание выставиться, отличиться от всех. Этому может способствовать какая-то конфликтная обстановка в семье, пример родителей… Если бы мы силой своей веры могли бы жить так, что вокруг нас людям хорошо, хотя бы даже просто удобно, то это было бы гораздо более по-христиански, чем перекреститься перед выходом к доске.
В моем классе училась девочка Лена. Она пришла к нам в третьем классе и сразу же обратила на себя внимание. Когда ее вызывали, то, прежде чем выйти к доске, она крестилась. Сначала многие смеялись, потом привыкли: в конце концов, ну крестится и крестится, имеет право. Но в классе ее невзлюбили, ведь она все время поучала нас, что правильно с точки зрения Бога, что неправильно. Подсказывать на уроке — неправильно, Бог накажет. Я не хочу сказать, что у нас все списывали, но никому (хотя, наверное, половина были православными) не приходило в голову поминать при этом Бога.
Однажды Лена поссорилась с Ильгизом, который принес в школу шпаргалки. Она обозвала его «поганой нехристью». В итоге до самого конца девятого класса она так и не нашла себе ни одной подруги. Даже за партой с ней никто не хотел сидеть. Ее дразнили, рисовали ей на тетрадках могилку с крестиком, обзывали монашкой, а потом вообще перестали с ней общаться.
В девятом классе она написала сочинение о том, как ее травят за веру. Но вера тут была ни при чем. Никто не против, если человек верит в Бога, — это дело личное. Но если ты поучаешь других, как жить, угрожаешь Божьим наказанием, то тебе нужно подумать, прав ли ты в отношении к окружающим, у которых вряд ли прибавится уважения к Богу.
Мой одноклассник был верующим. Сначала я и не знал, что Олег верит в Бога, ведь он ничем от нас внешне не отличался. Я не видел у него крестика, он при нас никогда не молился и вроде постов не соблюдал.
Однажды он заболел. И хотя мы не были друзьями, учительница поручила мне сходить его проведать. У него дома я увидел иконы и горящую у икон лампадку. Сперва я даже решил, что он живет в одной комнате с бабушкой. Но оказалось, что это его комната и его иконы, что он верующий, ходит в церковь, причащается. Я тогда спросил его, почему же в школе никто не знает об этом? А он ответил, что не хочет это афишировать, ведь это личное дело каждого — верить или не верить; что пост он соблюдает, но если в школе во время поста кто-то угостит конфетой (так бывало), он считает правильным конфету взять, а не ссылаться на пост. Ведь если он станет говорить своему православному однокласснику про пост, то получится, что он упрекает человека в несоблюдении поста.
Не знаю, правильно он поступал или нет, но я после этого к верующим стал относиться с уважением. А потом мы с Олегом даже подружились.
Протоиерей Алексий Уминский: Подросток не хочет быть архаичным, он хочет быть настоящим
Светски одеты, контактны и требовательны
— За последние 10 лет изменились ли родители и дети, которые приходят в православные гимназии?
— Да, и сильно. Сегодня все родители встроены в светское общество. Если мы вспомним тех родителей, которые приходили в школу 20 лет назад, то это почти всегда были бородатые мужчины и женщины в платках. Внешняя форма православности, ощущение некой отделенности от мира в 90-х годах была наиболее сильной.
Современные родители светски одеты, приезжают на хороших машинах, часто обладают престижными профессиями в бизнесе, политике, экономике, культуре. Это полноценные члены светского общества, они не выделяют себя специальным образом. Людей «православного дресс-кода» стало гораздо меньше. Тем не менее, это семьи, которые ходят в храм, живут христианской жизнью.
И дети, и родители сегодня более контактны. Они больше настроены на активное взаимодействие – на общие дела, поездки, на работу в школе, на помощь учителю.
Еще 10 лет назад родители все боялись, что с ними что-нибудь сделают – я помню эти бучи по поводу сбора персональных данных, идентификационных номеров – жуть же! У всех уже интернет, у многих смартфоны – и на школьных собраниях они устраивают дискуссии о том, что кто-то может воспользоваться их данными. Сейчас, конечно, этого гораздо меньше.
Конечно, родители стали более требовательны. И если раньше они были настроены на воспитание, то сегодня гораздо больше они настроены именно на образование.
— Можно ли сказать, что сегодня православные школы – это качественное образование? Правда ли что православная – значит сильная и хорошая? Когда говорят «классическое образование», «традиционное образование» — что хотят этим подчеркнуть?
— Да, православные школы – это вполне качественное образование, и такими словами его могут обозначать. Все школы проходят аккредитации, дети сдают ЕГЭ наравне со всеми, поэтому приходится соответствовать государственному стандарту. Не скажу за все школы, но в большинстве своем – это нормальный и высокий уровень образования.
— Есть ли с внешней стороны какое-то неприятие по отношению к православным школам, заблуждения?
— Дело в том, что православные школы себя достаточно хорошо зарекомендовали. Они дают хорошее образование и с точки зрения дисциплины и внутренней жизни они гораздо лучше наполнены, насыщены.
За границей, за рубежом самые престижные школы – это католические школы. Чтобы попасть туда, нужно пройти большой конкурс, обучение там недешево, и, хотя приоритет при поступлении для христиан там очевиден, родители из богатых светских семей тоже стараются отдать туда своих детей.
У меня есть прихожане, которые сейчас живут в Англии, ребенок у них скоро идет в первый класс, и они попросили меня, чтобы я написал рекомендацию для английской католической школы – им сказали, что там это очень важно. А в школу огромные очереди, но они живут в этом районе и надеются туда попасть.
— В целом вы рекомендуете поступать в православную школу? Есть ли дети, семьи, которым это вообще не подходит?
— Своим прихожанам, которые хотят поступить в нашу гимназию, рекомендую. Но обычно я всегда стараюсь оценить, сможет ли ребенок учиться в такой школе. Потому что учеба в маленькой школе с маленькими классами не означает, что ребенку там будет хорошо, и иногда один ребенок может создать огромную проблему для класса, для школы – и с этим ничего не сделаешь.
У огромной школы большой механизм, она живет совсем другой жизнью, и ребенок там включается в жизнь коллектива по другим психологическим законам. Учителю, который работает в классе с большим количеством детей, гораздо проще. Чем меньше детей в классе, тем больше напряжение учителя, тем больше внимания он уделяет каждому.
Но и ребенку там сложнее, потому что ему уделяется гораздо больше внимания, он проявляет во время урока гораздо больше активности, он больше устает.
Поэтому, если ребенок не дорос до школы, лучше подождать, если у него есть поведенческие, психологические проблемы — значит, их надо сначала решить.
Фото: Vk / Татарстанская митрополия
С детьми можно все обсуждать, но только тактично и честно
— Духовник школы – что это за должность? Нужен ли он, если, допустим, у ребенка уже есть близкий ему священник?
— Нужно различать духовника школы и духовного наставника, руководителя в жизни человека. Духовник гимназии таковым не является.
И вообще, это не проблема ребенка – иметь духовного руководителя. Это проблема взрослого человека, который по-настоящему и всерьез осознал для себя необходимость духовной жизни. И тогда у него может появиться духовный наставник, серьезный, опытный духовник, который может ему помогать на его духовном пути.
А школа в духовном воспитании ребенка занимает вторичное место по отношению к родителям.
И роль духовника гимназии – это, наверное, концептуализация внутренней жизни школы, понимание того, что должно школу наполнять эдаким «духовным контентом», какие полезные тематические мероприятия должны в этой школе проходить – паломничества, вечера, праздники. Это и организация литургической жизни детей и учителей, решение дисциплинарных вопросов, решение конфликтов. Это и помощь семьям в решении каких-то вопросов христианской педагогики, если духовник школы что-то в этом понимает.
Счастье, если духовником школы является священник с педагогическим образованием. А если это непонятно откуда взявшийся человек, кем-то сверху назначенный, который просто будет строить детей налево-направо, как комиссар или комбат, это не принесет ощутимого смысла.
— Как стоит обсуждать с детьми нравственные проблемы? Нужно ли это делать в школе, или это все же прерогатива семьи?
— Конечно, и в школе надо, потому что там дети совершают какие-то проступки, у них могут быть проблемы поведения, в классах бывают серьезные конфликты, дети могут бойкотировать какого-то ученика, смеяться над ним — все, что бывает в обычных школах, происходит и в православных. Дети есть дети, и свои проблемы они часто решают пещерным образом, а не христианским.
— Не бывает ли часто в таких беседах о поведении перекосов, снобизма, бестактности? Например, бывшие выпускники православных гимназий, которые сегодня — уже родители подростков, рассказывают о бесконечных беседах про целомудрие, которые вызывали лишь иронию и раздражение.
— Я не могу сказать за всех, ведь православные школы – они, как правило, авторские. Как они были созданиями педагогов или священников, которые их разрабатывали и вкладывали в них какое-то свое понимание школы, такими они и остаются.
Конечно, государство требует стандартизации, и все православные школы в него включены, и закон об образовании в равной степени действует и для православных гимназий, но все же каждая школа имеет свои особенности, в том числе в том, что и как нужно обсуждать с детьми.
С детьми можно все обсуждать, просто надо делать это тактично и честно. Когда взрослый человек, учитель с подростками достаточно откровенен и уважает их достоинство, то можно обо всем говорить.
— Когда, выходя из православной школы, люди говорят: «Больше никогда. Ни за что! Это был кошмар!». Почему так происходит? Что им не так? Знакомы ли вам такие случаи?
— Конечно, бывают случаи, когда люди выходят из школы с обидой на нее. Такое часто бывает, когда люди учились в школе без всякого желания и явно с протестом. Но это была в основном ошибка их родителей, которые хотели, чтобы ребенок во что бы то ни стало учился в этой школе, а ребенку это было невыносимо тяжело, его тошнило от этого, не нравилось – и, конечно, он выходил из школы с чувством облегчения.
Но нельзя сказать, что это особенность православных школ — такое может быть в любой школе, где ребенку было некомфортно, где его не приняли, не поняли, где он оказался не на своем месте.
— Бывает же, что родитель питает некую иллюзию: «Я отдал ребенка в православную школу, у него там проблем быть не может». Если есть трудности с поведением, или травля, прессинг в православной школе – для ребенка, его психики, последующей духовной жизни это хуже, чем, если бы это происходило в обычной?
— Педагогические приемы одни и те же, но у ребенка в православной школе должно быть больше способов к разрешению конфликтов. Должна быть создана обстановка, в которой эти проблемы проще решать.
Инструментарий у христиан больше – молиться, прощать, каяться, быть понятым, быть прощенным.
А на деле бывает по-разному. Потому что когда вступает другая сторона христианского образа жизни – внешняя – включаются такие оценки: «Это грех», «Это нарушение евангельской нормы». И если для ребенка в обычной школе шалость – это просто нарушение дисциплины, то здесь тебя могут обвинить в грехе, в богоборчестве, в богохульстве. И мера ответственности тоже может вырасти в этом направлении.
И если в школе задана такая ригористически-фарисейская форма решения конфликтов, то для ребенка это может стать катастрофой. Потому что в обычной школе такие вещи решаются на уровне дисциплины, а в христианской школе это могут решать на уровне духовной проблемы, а она таковой может не являться.
Фото: Vk / Татарстанская митрополия
Подростку не хочется быть архаичным, ему хочется быть настоящим
— Несколько лет назад вы рассуждали о том, что верующие дети в светской школе – в каком-то смысле мученики, если они стараются вести себя по-христиански, а, с другой стороны, православная школа создает для ребенка тепличные условия, когда он в среде себе подобных не учится защищать веру. Что вы думаете об этом сегодня?
— Возможно, я не очень хорошо себе представляют сегодняшнюю атмосферу в светской школе, я не сталкивался очень давно со светским образованием. У моих близких друзей-христиан большинство детей учатся в светских школах, и я не слышал за это время о каких-либо проблемах, связанных с вероисповеданием, жалоб на притеснения.
Лишь однажды мне пришлось слушать жалобу мамы на то, что к ее дочери в очень грубой форме приставали мальчики, и девочка в ужасе попросила перевести ее в другую школу. Но это, вероятно, была проблема конкретной школы.
А в остальном я не могу сказать, что дети-христиане в светских школах — это мученики, исповедники, и им приходится свою веру особым образом защищать.
А вот вторая проблема остается актуальной. Православная школа – это среда в каком-то смысле искусственно создаваемая и поддерживаемая. Это закрытые школы со своим внутренним уставом, традициями, с серьезно обозначенной дисциплиной — конечно, именно требованиями к этой дисциплине, сама-то дисциплина в светской и религиозной школе может не отличаться.
Православные дети научились обходить эти высокие требования и, к сожалению, в христианских школах образ поведения детей не сильно отличается от того, что бывает в обычных.
Дети легко снимают с себя внешнюю христианскую форму и превращаются в обычных детей: так же ругаются матом, так же курят втихомолку, старшие покупают себе пиво, смотрят и размещают у себя на страничках в социальных сетях непристойные вещи – это все бывает.
Это стало гораздо более очевидным, чем было еще 10 лет назад – размывание, секуляризация сознания семей и детей, подростков, которые живут сегодня в очень открытом информационном пространстве. Они все видят, все знают, общаются со своими сверстниками из разных семей – и вне школы часто не ведут себя по-христиански.
— То есть, между детьми из православной и светской школ в плане поведения разницы особой нет? Почему так получается?
— Одна из причин уже названа – это очень сильная информационная открытость. Другая причина — это желание подростка в этом обществе быть своим, не выпасть в полосу отчуждения.
Третье – это внутреннее непонимание веры, которую родители часто передают своим детям не как веру, а как способ религиозного поведения. Они думают, что если дети будут воспитываться в православных гимназиях, и им там будут передавать тот же способ религиозного поведения, то дети будут воспитываться в православной вере – но нет. Ничего подобного. Потому что смысл веры и свой собственный опыт веры родители и сами для себя не очень-то стараются формулировать, и потому не могут это передать детям.
А дети приходят в школу как в школу, для них часто предмет Закона Божия остается лишь школьным предметом. И это большое счастье, если у детей есть учитель, который может на этом уроке говорить с ними откровенно, по-настоящему серьезно. Ведь школа – это именно атмосфера, которая в большей степени важна, и дети подспудно учатся вере, смотря, как ведут себя с ними учителя, как они ладят между собой…
Протоиерей Алексий Уминский
— Тогда выходит, что и в светской школе можно создать христианскую атмосферу?
— Конечно, если учитель – христианин, он и в светской школе может послужить примером своим детям, чем он и должен заниматься. На всяком месте, где бы христианин ни находился, он должен об этом свидетельствовать.
Но родители часто думают, что передача веры – это передача образа внешнего поведения. И это огромная ошибка, особенно сейчас, в XXI веке. Чем дальше мы живем, тем больше внешний образ христианина отдаляется от способа миропознания и часто выглядит нелепым и очень архаичным.
И эта архаичность для подростка – проблема. Ему не хочется быть архаичным, ему не хочется быть осмеянным, ему хочется быть настоящим. И, конечно, он будет сбрасывать с себя эту навязанную ему архаику, тем более, если она не представляется ему чем-то необходимым.
— Так какая проблема современных детей-христиан – самая острая?
— Для меня самая главная проблема – в том, что дети не понимают, в чем смысл их жизни, в чем смысл их веры. Они этими вопросами вообще не задаются.
Они живут в контексте христианской жизни и поэтому думают, что они – уже христиане. Или даже не думают об этом, а просто считают, что это так и должно быть.
И когда они встречаются с какой-то реальной проблемой, они ее не могут решить по-христиански. Им это не приходит в голову — они просто не знают, как это делается.
— Можно ли этому научить в школе?
— Наверное, да, но надо понимать, что вере учит не способ религиозного поведения, не то, как на молитву выстраиваются, как раньше в светских школах строились на пионерскую линейку, не то, что в определенные дни дети исповедуются школьному духовнику, как это заведено в некоторых православных гимназиях.
А когда люди, которые здесь и сейчас с тобой разговаривают, тебя за собой ведут – решают твои проблемы, конфликты по-христиански, к твоим ошибкам, которые ты естественно делаешь как ребенок, относятся по-христиански. И вся школьная атмосфера является свидетельством христианских отношений.