у каких народов впервые появились сани
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
По брусчатке босиком. По брусчатке босиком на рассвете, только ты, только я – словно дети. Да.
Рамочка «Любовь. » Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации В.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История создания детских санок
Что может быть веселей, чем скатиться зимой со снежной горки на санках?
Санки, или сани, — это повозка без колёс на полозьях, скользящих по снегу. Сани возят лошади, олени, быки и даже собаки.
Слово «сани» происходит от «сань», что значит «змея». Ведь полозья имели сходство со змеёй. Сани также называли на Руси «возила», «дровни», «каптана» и «избушка».
История создания детских санок
История создания детских санок
Сани куда древнее, чем колесные повозки. Вначале были сани! Точнее, вначале была примитивная волокуша, потом повозку поставили на более узкие и гладкие полозья, что сделало скорость движения выше.
И только потом уже придумали колесо. Однако на Руси зачастую сани оставались любимцами и после изобретения колеса — ими пользовались и летом вплоть на начала 20-го века! Наверное, отдавая дань простоте и удобству конструкции, да и плавность хода у санок куда выше.
В болотистых местностях сани также имеют преимущества перед колесным транспортом — ведь дваление на санях распределяется равномернее, а значит, и завязнуть сложнее. Современные болотоходы ушли от колесных конструкций обратно к саням — они увеличивают
площадь опоры.
Сани были и остаются любимцами в России, где на добрых двух третях территории зима длится полгода или около того.
Кстати, из это вечной проблемы с погодой мудрые наши предки сделали забаву — катание на санях, запряженных тройкой и катание на санях с гор стали любимым народным развлечением, доступным всем — да и полезным.
Как теперь говорят, активность на свежем воздухе поднимает иммунитет. В древности об иммунитете не слыхали, но санки любили. И горки тоже.
И вот для этих самых катаний с гор и придумали небольшие сани, то есть — санки.
Классические детские санки хранят в себе форму и суть исконных русских саней.
Это потом уже придумали массу разновидностей санок для катания с горки, например, ватрушки и ледянки, усовершенствовали обычные санки практически до транспортного средства, добавив руль и подняв сиденье (снегокат), но все же детские санки ассоциируются у нас с деревянными, с гнутыми полозьями, саночками, на каких еще Кай катал Герду в сказке Андерсена «Снежная королева»
Эволюция детских санок — от решета и корежек до тюбингов
Сани, наряду с детскими санками, — это одно из самых первых средств передвижения. Когда-то для спуска с ледяных и снежных склонов применяли обычное решето, в наше время на помощь детям пришли новые технологии, которые позволили изобрести тюбинги — прочные надувные камеры.
Катание с горок — старинное развлечение для детей и взрослых
Как только приходили первые морозы и выпадал снег, на Руси начиналось время для активного зимнего отдыха. Гвоздем программы для детворы были катания с горки — веселое и экстремальное развлечение.
На чем катались в старину
Дети использовали подручные средства и специальные конструкции:
Проще говоря, ребята использовали все, что хорошо скользило по снежной или обледенелой поверхности.
Для детей из богатых и благородных семей делали специальные санки, украшая их декоративными элементами — резьбой и позолотой, создавая из саней настоящие произведения искусства. Впрочем, на их ходовые характеристики это точно не влияло.
Катание на санках как способ подготовить землю к весне
Взрослые не отступали от детворы. В старину катание с горок было не просто развлечением, а носило особый смысл, считалось, что во время скольжения люди будили землю и подготавливали ее к весне.
В народе считалось, что кто скатится со спуска дальше всех, у того будет хорошо сбиваться масло — для кого-то эта перспектива служила дополнительным мотивом и привносила в развлечение соревновательный дух.
Постепенно в продаже стали появляться уже фабричные санки. Хитом советского периода стали сани на алюминиевой основе и с платформой, выполненной из разноцветных деревянных плашек. Катились они хорошо, но имели жесткую конструкцию (хотя, смелых советских детей это нисколько не отпугивало).
Тюбинги — или как отвлечь ребенка зимой от смартфона
Для катания с горок современные дети используют ватрушки, они же тюбинги. Такое название получили санки в виде надувной камеры круглой формы с усиленным дном. Камера расположена в чехле из прочного материала, выдерживающего высокие нагрузки (некоторые участки дополнительно усиливаются).
Несколько «За» в пользу тюбингов
Почему именно ватрушки так полюбились детворе и родителям? На это есть объективные причины:
Отдельно нужно упомянуть такое преимущество тюбингов, как безопасность. Часто можно слышать мнение, что среди всех детских транспортных средств для спусков, это самый безопасный вариант.
Детские ватрушки имеют мягкую структуру и оснащаются удобными ручками, за которые можно держаться во время поездки. Если сравнить тюбинги с санками прошлых времен (взять хотя бы советские на жестком алюминиевом каркасе), их уровень безопасности не идет ни в какое сравнение.
Производители стали оснащать ватрушки ремнями безопасности, удобными сидениями, светоотражающими элементами (это не только красиво, но и безопасно, когда на улице начинает постепенно темнеть).
Можно ли кататься на тюбингах взрослым
Да, и они с удовольствием это делают. Специалисты рекомендуют именно взрослым проверять горку, прежде чем пускать на нее малыша (чтобы оценить скорость, качество склона и убедиться в безопасности).
Некоторые модели тюбингов выдерживают вес до 180 кг и справляются с сильными подпрыгиваниями, так что при желании родители всегда могут присоединиться к ребенку и весело провести время.
Производители улучшают ватрушки, используя армированные нитки в местах нахождения ручек (с целью их укрепления), прочную тентованную ткань для нижнего слоя, увеличивая глубину посадки и т. д.
Вместо заключения
Как итог, у современных детей есть отличный повод выйти из дома зимой, чтобы отвлечься от интернета и смартфона, активно отдохнуть на свежем воздухе, получить положительные эмоции.
Катание со снежных горок остается одной из любимых зимних забав у детей, и это хорошо.
История саней или Когда на Руси появились первые сани
Сани пришли к нам из древности, и с того времени мало что изменилось в их принципиальной конструкции. Да, внешне они менялись со временем и появлением новых материалов, но основные части конструкции по назначению не изменились. Полозы и сиденья в различных видах и с применением разных материалов остались неизменны.
Древний человек, живший в северных широтах, пораскинул умом и придумал удобное и быстрое средство передвижения по льду и снегу. На Руси санями пользовались издревле.
Тройка лошадей, звон колокольчиков под дугой, сани – самая известная черта русского быта. В древности сани называли возилами, каптанами и дровнями.
В летописях русские сани упоминаются с IX века. Зимой сани широко применялись не только в сельской местности для хозяйственных нужд, но и в городах. По устройству сани изготавливались открытые и закрытые, по предназначению – дорожные, крестьянские или городские.
По древней традиции сани использовались в свадебных торжествах. Невесту в церковь всегда везли на санях в зимнее время. В настоящее время эта традиция возрождается.
В летописях 1015 года впервые описано применение саней на похоронах. Сани использовались на похоронах знатных вельмож. Они были не только нужны как транспортное средство, но и являлись почётным видом передвижения.
Даже после того, как появились первые автомобили, выезд в санях считался более престижным. Не каждый человек на Руси мог пользоваться санями. Езда по городу в санях была привилегией богатых людей. Чем богаче был хозяин, тем красивее было убранство саней.
Россия поистине считается родиной саней.
С древних времён прослеживается терминология основных частей санок. Для скольжения по снегу или льду – полозья. Передки полозьев, загнутые к верху – головки. Для скрепления полозьев между собой вставлены поперечины – копылья.
Копылья скреплены возками, на копыльях установлены грядки. На грядках закреплён кузов. К головкам прикрепляются оглобли. Вот такое устройство классических русских саней.
Сани фигурируют во многих русских сказках и пословицах. Всё потому, что люди часто использовали сани в быту. Как в пословице, готовили сани с лета.
Сани встречаются также у многих народов, где снежные и морозные зимы. Индейцы Северной Америки до сих пор используют сани для перевозки домашнего скарба.
Жители Германии ещё в XVII веке развлекались катанием в санях. Сани, как средство весёлого катания, были распространены по всей западной Европе.
Сани украшали изысканными нарядами, и чем богаче был хозяин, тем изощрённой они выглядели на зависть другим. Однако, если убрать все наряды, резьбу и украшения, в итоге останутся классические сани на двух полозах.
В начале прошлого века сани стали и спортивным снарядом. Появились соревнования по скоростному спуску на санях по ледяному желобу. Сначала спортивные сани изготавливались из дерева, потом из стали.
Сейчас в соревнованиях применяются спортивные сани, выполненные из композитных материалов. Они очень лёгкие и развивают большую скорость.
История саней продолжается…
Статья подготовлена специально для сайта “Семейная фамилия”.
Перепечатка запрещена без указания ссылки на сайт.
Немного интересного о санках (3 фото)
Первые сани появились у народов Севера. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.
Собственно само слово «сани» является исконно русским. Уже позже его заимствовали в свои языки латыши, венгры, румыны. Лингвисты полагают, что слово образовано от старого термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, напоминающих очертаниями гигантскую змею или же к самим полозьям, имевшим удивительное сходство со змеей раньше. Существовали в русском языке также возила, дровни, каптана и избушка. В сущности, это те же сани.
Сани не всегда использовались для передвижения по снегу. Они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах ( так было в Древнем Египте). Связано это было с тем, что езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже.
Наиболее распространённым «двигателем» во все времена были животные: собаки, олени, лошади. А в XVII веке получили распространение сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по ледяным озёрам, их можно видеть на картинах того времени.
Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе: Голландии, Германии, Австрии,в Париже- замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля использовался, как каток и санный ипподром.
Традиции богато украшенных резьбой саней пошли с 16-17 веков, из дерева вырезались целые скульптурные группы, особенно популярны были мифологические фигуры, боги и обитатели воды: тритоны, дельфины
В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).
Первое известие об употреблении саней при похоронах на Руси появляется в летописях при описании похорон князя Владимира Святославича около 1015 года. Тело покойного везли до церкви в санях, и в храме при отпевании гроб с саней не снимали.
А еще раньше, в 980 году, летописи рассказывают историю смерти киевского князя Ярополка Святославовича, которого убийцы настигли раненого и закололи копьями сквозь полог саней. После этого случая навес из кож или шкур на санях важных особ стали заменять деревянной будкой.
Другие летописи также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи вплоть до конца ХVII века.
Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания. Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году. Рукописная копия.
Известно, что в XVII веке царь Алексей Михайлович летом отправился на богомолье в санях, которые везли восемь пар лошадей. Иностран¬ные послы вообще уверяли, что другого транспорта на Руси не знают. В народе также ходило поверье, что сани от Бога, а колесо – от черта.
До конца 17 века торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными.
С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.
В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем их снабдили тормозом, рулём и даже мотором
История санок
Возраст самых древних саней-находок относят к II тысячелетию до нашей эры.
Первые сани появились у народов Севера. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.
Собственно само слово «сани» является исконно русским. Уже позже его заимствовали в свои языки латыши, венгры, румыны. Лингвисты полагают, что слово образовано от старого термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, напоминающих очертаниями гигантскую змею или же к самим полозьям, имевшим удивительное сходство со змеей раньше. Существовали в русском языке также возила, дровни, каптана и избушка. В сущности, это те же сани.
Сани не всегда использовались для передвижения по снегу. Они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах ( так было в Древнем Египте). Связано это было с тем, что езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже.
Наиболее распространённым «двигателем» во все времена были животные: собаки, олени, лошади. А в XVII веке получили распространение сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по ледяным озёрам, их можно видеть на картинах того времени.
Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе: Голландии, Германии, Австрии,в Париже- замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля использовался, как каток и санный ипподром.
Франсуа Буше. Зима.1755.
сани, голландского происхождения,1682 резные золоченые.
Традиции богато украшенных резьбой саней пошли с 16-17 веков, из дерева вырезались целые скульптурные группы, особенно популярны были мифологические фигуры, боги и обитатели воды: тритоны, дельфины.
Диана-богиня охоты. Это сани 1760 г. были первоначально в собственности короля Вильгельма первого.
«сказочные сани» Людвига II
Нарядные, богато украшенные сани принимали участие в праздничных мероприятиях, таких как парады, маскарады.
Голландские сани- 1885
Некоторые сани являются выдающимися примерами традиций барокко и рококо в Европе.
В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).
Первое известие об употреблении саней при похоронах на Руси появляется в летописях при описании похорон князя Владимира Святославича около 1015 года. Тело покойного везли до церкви в санях, и в храме при отпевании гроб с саней не снимали.
А еще раньше, в 980 году, летописи рассказывают историю смерти киевского князя Ярополка Святославовича, которого убийцы настигли раненого и закололи копьями сквозь полог саней. После этого случая навес из кож или шкур на санях важных особ стали заменять деревянной будкой.
Другие летописи также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи вплоть до конца ХVII века.
Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания. Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году. Рукописная копия.
Известно, что в XVII веке царь Алексей Михайлович летом отправился на богомолье в санях, которые везли восемь пар лошадей. Иностран¬ные послы вообще уверяли, что другого транспорта на Руси не знают. В народе также ходило поверье, что сани от Бога, а колесо – от черта.
До конца 17 века торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными.
Сверчков Н. Николай I в санях. 1895
А это крестьянские сани.
Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.
Детские масленичные санки назывались в старину на Руси «чунки».
На таких саночках на масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщем весельем. В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней, являясь декоративным украшением.
С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.
В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем их снабдили тормозом, рулём и даже мотором.
Примерно такие санки были у меня в детстве.
И вот такие санки у моего восьмилетнего сына.