у каких стран есть атомные подводные лодки
Что значит альянс Aukus для России и у каких стран есть атомные подводные лодки?
Великобритания, США и Австралия подписали историческое соглашение, которое позволит Австралии построить собственные атомные подводные лодки.
Какие страны имеют собственные атомные подводные лодки
В совместном заявлении премьер-министр Борис Джонсон, президент США Джо Байден и премьер-министр Австралии Скотт Моррисон подтвердили создание “нового трехстороннего оборонного партнерства».
Этот шаг рассматривается как метод противодействия растущей мощи Китая в Индо-Тихоокеанском регионе.
Премьер-министр заявил, что альянс, известный под аббревиатурой Aukus, будет работать “рука об руку для сохранения безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе”.
Официально Китай не упоминался в межконтинентальном брифинге, но часто упоминалась меняющаяся ситуация в регионе.
При этом г-н Джонсон заявил, что “Аукус не намерен быть враждебным по отношению к какой-либо другой державе”.
У каких стран есть атомные подводные лодки?
В настоящее время только шесть стран в мире располагают атомными подводными лодками: Великобритания, США, Китай, Россия, Индия и Франция.
США были первой страной, спроектировавшей, разработавшей и спустившей на воду первую в мире атомную подводную лодку » Наутилус» в 1954 году.
Советская АПЛ К-3 оказалась быстроходнее американской лодки, но была спущена на воду лишь в 1958 году. К слову тогда наши успехи побудили США поделиться своей технологией ядерного двигателя с Великобританией в соответствии с Соглашением между США и Великобританией о взаимной обороне 1958 года. И в настоящее время в Великобритании на боевом дежурстве находятся шесть атомных подводных лодок.
Франции пришлось проектировать АПЛ самостоятельно и первое боевое дежурство «Редутабль» начал нести лишь в 1969 году. В восьмидесятых годах прошлого века и Китай начал эксплуатировать атомные подводные лодки. Тогда как Индия в прошлом веке использовала в лизинг советские подлодки, а в 2012 году построила свои первые собственные.
Что такое альянс Аукус (Aukus) и каковы его цели?
Первой инициативой в рамках Aukus будет совместная работа трех союзников по обеспечению безопасности атомных подводных лодок для Королевского военно-морского флота Австралии – шаг, который увеличит возможности Запада в области безопасности в Тихом океане.
Ожидается, что начальный этап определения масштабов и перспектив внедрения подводных лодок займет 18 месяцев, и правительство Великобритании прогнозирует, что программа “создаст сотни высококвалифицированных научных и инженерных кадров” по всей стране, а также будет стимулировать инвестиции в высокотехнологичные сектора.
Отрицая, что этот шаг направлен против Китая, премьер-министр сказал: “Это просто отражает тесные отношения, которые у нас есть с Соединенными Штатами и Австралией, общие ценности, которые у нас есть, и тот абсолютный уровень доверия между нами, который позволяет нам пойти на этот экстраординарный уровень обмена ядерными технологиями так, как мы предлагаем сделать”.
Здесь стоит отметить, что Франция была возмущена созданием данного альянса. Ведь таким образом речь идет о потере сделки с Австралией на строительстве 12 подводных лодок, что лишит страну многомиллионных контрактов. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал это “ударом в спину”. Видимо Францию даже забыли предупредить о готовящемся к подписанию альянсе. Значит о стабильности в НАТО говорить не приходится.
Но будет ли для России хорошо это расшатанное партнерство НАТО? Не станет ли оно источником новых волнений и необдуманных поступков?
Для России же в плане географии австралийские лодки явно не страшны. Кроме разве что будущих перспектив оперативного блокирования Австралией большей части Антарктиды, богатой природными ресурсами и пресной водой и не принадлежащей ни одному государству.
Международная конвенция о Южном континенте подписана лишь третью государств мира. Да и часть их них не отказалась от своих территориальных претензий на всю Антарктиду. Так Великобритания не скрывает, что хотела бы вести добычу полезных ископаемых на шельфе. А «дружественная» ей Австралия и вовсе претендует почти на весь континент.
10 самых знаменитых атомных подлодок в мире. Почти все российские
Подводные лодки, и тем более атомные, стали олицетворением технологического прогресса: именно на судах для скрытного уничтожения городов и континентов впервые появляются самые современные разработки.
Тефлон, программно-вычислительные комплексы, компактные ядерные реакторы и малогабаритные ракеты. Список можно было бы продолжать бесконечно, если бы вся информация была доступна массам. Тем не менее, кое-что можно найти и на просторах сети.
Но куда интересней отдельных деталей само существование кораблей для земного космоса, океана. Звездолёты, которые человечество смогло осилить, ничуть не менее удивительны, чем фантастические суда из научной фантастики.
Смотрите сами: эти самоходные небоскребы в композитной чешуе, готовые уничтожить человечество, добираются до самого дна, годами не заходят в порты и готовы удивлять самим своим существованием.
А вы знали о таких?
1. Подводный небоскреб-катамаран проекта 941 «Акула»
Шесть самых больших в мире подводных лодок, известных в СМИ под именем «Тайфун», были выпущены ЦКБМТ «Рубин» с 1981 по 1989 год, но в строю остался только один. «Девятиэтажная субмарина» оказалась слишком дорогой.
Самый вооруженный подводный корабль восьмидесятых одновременно и один из самых тихих, вопреки длине в 173 метра и высоте в 23 метра (9-этажный дом — «всего» 25-30 метров).
Снаружи «Акула» единый корабль, но внутри это катамаран: 2 прочных корпуса из титана внутри легкого обеспечили надежность конструкции и размещение 20 баллистических ракет залпового пуска, на которых приходилось 200 ядерных боеголовок.
Реакторы и торпедные аппараты так же дублированы в собственных изолированных отсеках. Вопреки размерам, у «Акул» рекордная плавучесть (40%), поэтому она легко ломает арктические льды до 2,5 метров.
Отличается эта АПЛ и комфортом размещения: моряки плавают в последней оставшейся на плаву ТК-208 «Дмитрий Донской» до полугода без перерыва, называя её «плавучим „Хилтоном“».
2. Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»
Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.
Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.
Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.
Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.
Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать.
3. Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»
Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».
Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».
Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.
Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.
Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.
4. «Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»
Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.
Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.
Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.
К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.
Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.
5. Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»
Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.
Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.
Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.
Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.
6. «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»
Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.
Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.
Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.
Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).
Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.
7. Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»
Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.
Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.
Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.
Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.
К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.
8. Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»
Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.
Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.
Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.
О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.
9. Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин
Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.
«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.
Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.
Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.
Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.
10. Подводные базы глубоководных аппаратов
О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.
Таких субмарин известно немного:
Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.
Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».
Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.
Почему так мало? Хочу ещё!
Данные об атомных подводных лодках даже ранних проектов засекречены по ряду направлений. Современные лодки и вовсе хранят свои тайны так, как не снилось нам, гражданским.
Тем не менее, при большом желании военные источники готовы поделиться разнообразными слухами. Что-то из них правда, что-то на поверку окажется дезинформацией для зарубежных спецслужб.
Да и охватить все технические детали в одном материале, к тому же описав их простым языком, практически невозможно. Или продолжить тему?
Вот только с чего начать? Рассказать о рекордах, технических достижениях? А может быть, посвятить следующий материал истории советских вычислительных машин, впервые появившихся как раз на подводных лодках?
Атомные подводные лодки стран мира
4. Атомные подводные лодки типа «Астьют» (Astute Class) (Великобритания)
29 узлов под водой
3. Атомные подводные лодки типа «Сивулф» (США)
Находится в эксплуатации
8 торпедных аппарата калибра 660 мм,
50 торпед, или 50 ракет, или 100 мин
до 50 ракет «Гарпун», «Томагавк» с запуском из торпедных аппаратов
2. Атомные подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (Akula II Class)
Параметры | Данные |
Единиц построено | 15 |
В эксплуатации | 9 |
Скорость хода | 12 узлов – узлов в надводном положении, 33 узла в подводном положении |
Автономность плавания | 100 дней |
Запас хода | Эффективно неограниченный |
Вооружение | Торпедные аппараты: 4 x 650 мм, 12 торпед, 4 x 533 мм, 28 торпед ракето-торпеды, крылатые ракеты РК-55 «Гранат», подводные ракеты вместо части торпед ПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет |
Экипаж | 73 человека |
Предельная глубина погружения | 600 метров |
Щука Б, существенно отличалась от подводных лодок проекта Щука. Она имела меньшую шумность на малом ходу и более современную электронику и вооружение. По параметрам скрытности на скорости 4-6 узлов, подводная лодка соответствует четвертому поколению.
1. Подводные лодки класса «Вирджиния» (Virginia Class) США
Австралия получит американские атомные подлодки. У каких стран они еще есть и какие?
Австралия вступила в элитный клуб: теперь и Канберра получит атомные подводные лодки в свое распоряжение. Почему элитный? Всего у шести стран мира есть во флоте субмарины такого типа. Рассказываем, какие из них самые мощные.
Читайте «Хайтек» в
США, Великобритания и Австралия объявили о создании альянса безопасности, известного как AUKUS. Это акроним, образованный по составу участников Australia, United Kingdom, United States) — трёхсторонний оборонный альянс, образованный Австралией, Великобританией и США. Сообщение о создании опубликовано 15 сентября 2021 года. В рамках альянса военно-морской флот Австралии впервые получит возможность строить атомные подводные лодки.
Зачем нужен новый альянс?
Как реализуют новый проект?
Что явно привлекло внимание СМИ, так это соглашение о помощи Австралии в приобретении атомных подводных лодок. Пока неясно, будут ли они построены на австралийских берегах или отправлены из США. В любом случае, это второй раз в истории, когда США делятся подробностями о своих атомных подводных лодках. Первый был еще в 1958 году, когда Вашингтон поделился своими разработками с Лондоном.
Три страны потратят следующие 18 месяцев на проработку деталей реализации проекта. Особенно остро стоит вопрос расщепляющегося материала, необходимого для питания этих подводных лодок. Несмотря на то, что Австралия обладает крупнейшими в мире запасами урана и является одним из крупнейших производителей радиоактивных материалов, страна не использует ядерную энергию и даже подписала соглашение с США о том, чтобы не «обогащать» ее на своей земле. Так, президент США Джо Байден заявил, что Австралия не стремится к ядерному оружию, а будет использовать эту технологию только для силовых установок.
В чем особенность атомных подводных лодок?
Как отметили в ABC, атомные подводные лодки относительно тише, могут двигаться быстрее и даже преодолевать большие расстояния, при этом их гораздо сложнее обнаружить. Субмарины, которые получит Австралия, будут оснащены ракетами земля-воздух и крылатыми ракетами.
У каких стран еще есть атомные субмарины и какие?
В мире есть только шесть стран, у которых есть атомные подводные лодки — Россия, Китай, США, Великобритания, Франция и Индия. Самыми мощными субмаринами считаются российские (также советские) и американские.
После распада СССР технология строительства атомных подводных лодок осталась в России, хотя разрыв связей со смежными предприятиями и бедственное положение с финансированием в 1990-х годах привело к резкому сокращению темпов и объёмов строительства.
Россия и СССР
На сегодняшний день в России самые мощные подлодки — проектов 955 «Борей», 667БДРМ «Дельфин» и 885М «Ясень-М».
Подводные лодки проекта 955 «Борей» (955А «Борей-А») — серия российских стратегических атомных подводных лодок 4-го поколения, вооружённых 16 БРПЛ Р-30 «Булава». В период с 1996 по 2014 годы построено три подводных лодки проекта 955 «Борей», а с 2012 года началось строительство АПЛ по модернизированному проекту 955А «Борей-А», у которого изменились как внешний облик, так и характеристики в целом. В 2020 году первый корабль обновлённого проекта «Борей-А» «Князь Владимир» принят во флот. Всего запланировано строительство 10 подлодок.
Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ, и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева», Р-29РМУ2.1 «Лайнер».
Как отмечает издание The National Interest, лодки проекта 885М представляют самую большую угрозу США. Класс «Ясень» отличается большой скоростью, тихим ходом, мощными сенсорами и крылатыми ракетами 4-го поколения.
Головной атомный подводный крейсер базового проекта 885 (08850) «Ясень» К-560 «Северодвинск» в 2014 году вошёл в состав Северного флота ВС России, следующие корабли строятся по модернизированному проекту 885М (08851) «Ясень-М». Всего запланировано строительство девяти кораблей (1 «Ясень» и 8 «Ясень-М»), на июль 2021 года построено три корабля (2 в составе флота).
На сегодняшний день в США самыми мощными считаются подлодки проектов «Огайо» и «Колумбия».
Что в итоге?
Наличие атомных подводных лодок, конечно, усилит влияние Австралии (а, значит и США) в Тихоокеанском регионе. Однако эксперты отмечают: США, стремясь укрепиться в Азиатско-Тихоокеанском регионе, пошли на конфликт с Парижем и тем самым значительно подорвали доверие европейского союзника. Дело в том, что вступая в AUKUS, Австралия отказывается от контракта с французской Naval Group на поставку 12 подлодок. Это соглашение должно было стать самым дорогим в истории австралийского военно-морского флота, а французские СМИ называли его «контрактом века».