у каких стран есть самолет амфибия
Бе-200 и другие. Рынок тяжелых самолетов-амфибий
Важное место на международном рынке авиационной техники занимают самолеты-амфибии. Основная часть этой ниши приходится на легкую технику, но имеется спрос и на тяжелые амфибии с взлетной массой более 30-35 т. В настоящее время за контракты на подобные машины готовы бороться всего три страны – Россия, Япония и Китай. Две из них уже предлагают свои самолеты потенциальным заказчикам, а третья пока проводит испытания.
Российское лидерство
Фактическим лидером рынка тяжелых амфибий является российский самолет Бе-200 от ТАНТК им. Г.М. Бериева. Эта машина впервые взлетела в 1998 г. и с 2003-го производится серийно и находится в эксплуатации. Разработано несколько модификаций с разным оснащением и функциями. Бе-200 способны перевозить людей и грузы, участвовать в поисково-спасательных операциях и решать противопожарные задачи.
Самолет длиной 32 м с размахом крыла 32,7 м имеет максимальную взлетную массу от 41 до 43 т (с суши и с воды). Полезная нагрузка – 5 т или 43 пассажира. В фюзеляже имеются баки на 12 т для тушения пожаров. Имеется возможность приема воды на режиме глиссирования.
С начала двухтысячных годов ТАНТК им. Бериева получил несколько заказов на Бе-200 от отечественных и зарубежных организаций. Общие объемы таких контрактов не слишком велики, но и они выгодно отличаются на фоне других участников рынка. МЧС России приобрело 12 самолетов Бе-200ЧС; в 2017 г. появился заказ на 24 машины. Одну амфибию купило Минобороны для использования в авиации ВМФ. Ожидается появление нового контракта на большее количество техники.
Первым зарубежным заказчиком Бе-200 стало МЧС Азербайджана – в мае 2008 г. оно получило свой единственный самолет. В 2015 г. начался переговорный процесс по продаже четырех Бе-200ЧС государственным структурам Индонезии. В 2016 г. появился российско-китайский контракт на два самолета с опционом на вторую пару. В 2018 г. подписан контракт на 4 самолета и опцион на 6 для американской компании Seaplane Global Air Services. Тогда же появился чилийский заказ на 2 самолета и опцион на 5.
Впрочем, выполнение имеющихся заказов осложняется проблемами с поставкой двигателей. Украинские Д-434ТП теперь недоступны, а использование аналогов зарубежной разработки связано с определенными затруднениями. Однако такие проблемы находят решение – недавно первый Бе-200 новой постройки отправился служить в авиацию ВМФ.
Стоимость Бе-200 зависит от разных факторов. Так, шесть самолетов для Минобороны России по контракту 2013 г (впоследствии расторгнут по суду) стоили 8,4 млрд руб. – 1,4 млрд за самолет. «Американский» контракт на 10 машин на стадии переговоров оценивали в 3 млрд долл. или по 300 миллионов за каждую.
Таким образом, к настоящему времени построено менее 20 самолетов Бе-200, но имеются заказы на несколько десятков – в первую очередь, от отечественных ведомств. Тем не менее, ввиду малых размеров рынка, даже такие продажи позволяют говорить о мировом лидерстве.
Японские попытки
В 2003 г. японская компания ShinMaywa Industries впервые подняла в воздух гидросамолет US-2 – глубокую модернизацию предыдущего US-1, созданного еще в шестидесятых. Новая многоцелевая амфибия предназначалась для морской авиации Сил самообороны и должна была решать широкий круг задач – перевозить грузы, участвовать в поисково-спасательных операциях, тушить пожары и т.д. В 2007 г. первый самолет US-2 сдали флоту. Через несколько лет было получено разрешение на экспорт такой техники.
US-2 представляет собой четырехмоторный турбовинтовой самолет чуть больше российского Бе-200. Максимальная взлетная масса – 47-55 т. В зависимости от конфигурации, самолет может брать на борт до 20 пассажиров или 10-12 т груза. Противопожарная модификация получает баки на 15 т воды с возможностью забора на глиссировании.
Морские силы самообороны Японии заказали 14 новых самолетов. К настоящему времени сдана лишь половина, и строительство продолжается. Уже в начале прошлого десятилетия началось продвижение US-2 на мировом рынке. Первым заказчиком могла стать Индия – ей требовалось до 18 амфибий, за которые могли предложить 1,65 млрд долл. США (более 90 млн за самолет). В дальнейшем появился запрос на организацию лицензионного производства в Индии. Насколько известно, переговоры продолжаются до сих пор – и пока ни к чему не привели. Уже почти 10 лет Индия сохраняет статус выгодного, но все еще потенциального покупателя.
В 2015-16 гг. сообщалось об интересе к US-2 со стороны Индонезии. С тех пор новости на эту тему не поступали. По всей видимости, индонезийское руководство решило приобрести российские амфибии, и необходимость в японской технике пропала. Другим перспективным заказчиком из того же региона числится Таиланд. С 2016 г. ведутся переговоры, пока не имеющие реальных результатов.
Из-за подобных процессов первым зарубежным заказчиком US-2 может стать Греция. После пожаров 2018 г. греческие власти озаботились проблемой создания флота противопожарных самолетов, и проявили интерес к японской амфибии. Ведутся переговоры; необходимое количество самолетов не называлось, но указывалась цена – 82 млн долл. за ед. Как скоро появится контракт и начнутся поставки – неясно.
Таким образом, на самолеты ShinMaywa US-2 пока имеется лишь один твердый контракт, причем от собственных Сил самообороны. В ближайшем будущем (уже на протяжении нескольких лет) ожидаются новые заказы, теперь от зарубежных стран. Время покажет, оправданы ли надежды на их получение.
Китайские планы
В конце 2017 г. китайская корпорация Aviation Industry Corporation of China (AVIC) начала летные испытания перспективного гидросамолета AG600 «Цзяолун» («Водяной дракон»). Материалы по этому проекту ранее неоднократно демонстрировались на различных выставках и привлекали внимание потенциальных заказчиков. Вновь речь идет о тяжелой многоцелевой амфибии, способной работать в военной и гражданской авиации.
Первый полет AG600 с аэродрома состоялся 24 декабря 2017 г. В октябре 2018-го выполнили первые взлеты и посадки на воду. 26 июля 2020 г. «Водяной дракон» впервые взлетел с поверхности моря и затем совершил посадку. Подобные полеты приближают финал испытаний, после чего начнется строительство с поставкой готовой техники заказчикам.
По своим размерам четырехмоторный турбовинтовой AG600 превосходит российскую и японскую машину – размах крыла 38,8 м, длина 37 м. Максимальная взлетная масса достигает 53,5 т. Грузопассажирская кабина вмещает 50 человек или сопоставимый груз. Противопожарный вариант несет 12 т воды.
Гидросамолет AG600 все еще находится на стадии летных испытаний и не готов к эксплуатации. Однако заказчики уже заинтересовались им. AVIC сообщает о твердых контрактах на 17 самолетов. При этом заказчики и стоимость техники не называются. Также остаются неизвестными сроки завершения испытаний и начала серии.
Образцы для узкой ниши
В сфере тяжелых многоцелевых самолетов-амфибий наблюдается весьма интересная ситуация. Считается, что подобная техника представляет интерес для различных заказчиков – в этом качестве рассматриваются государственные и коммерческие организации, которым необходимы противопожарные, поисково-спасательные и транспортные самолеты, способные работать с воды. Учитывая подобные потребности рынка, некоторые авиастроительные организации разрабатывают такие проекты.
Однако, как показывает практика, эта ниша рынка не слишком велика, и в ней не приходится ожидать крупные контракты. Вероятно, именно по этой причине крупнейшие авиастроительные компании обходят вниманием тяжелые гидросамолеты. На рынке имеется всего три образца этого класса, и пока только Бе-200 может похвастать крупными заказами и достаточно большой серией.
Бе-200 ожидаемо попал в авиапарк двух российских министерств, а кроме того, ему удалось заинтересовать пять иностранных государств, одно из которых уже получило свою технику. Тем временем, японская амфибия US-2 пока поставляется только собственными Силам самообороны, а китайский AG600 еще не готов к передаче эксплуатантам.
Таким образом, российский Бе-200 занял лидирующее место в достаточно узком сегменте рынка многоцелевых гидросамолетов, производится с ограниченными темами и активно эксплуатируется. Два других самолета того же класса пока не смогли стать достойными конкурентами для него, хотя на них возлагаются большие надежды. Предпосылки для изменения такой ситуации пока отсутствуют. Конкуренция за контракты намечается – но пока не началась.
МЧС России заказало еще два самолёта-амфибии Бе-200ЧС
Как сообщило 29 декабря 2020 года информационное агенство «Интерфакс», Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заказало ещё два самолёта-амфибии Бе-200ЧС для тушения пожаров общей стоимостью 5,7 млрд рублей, следует из договора на госзакупках.
Cамолет-амфибия Бе-200ЧС авиации МЧС России (регистрационный номер RF-31370, заводской номер 76820002602, серийный номер 02-02 название «Евгений Преображенский», машина иркутской постройки 2006 года) во время практической тренировки на Командорских островах, 06.08.2020 (с) МЧС России
В договоре указано, что самолёты должны быть поставлены в базовом (пожарном) варианте и иметь возможность конвертации в спасательный, грузовой или пассажирский.
К настоящему моменту МЧС России получило 12 самолётов-амфибий Бе-200ЧС. В феврале 2019 года министерству был передан последний самолёт этого типа по госконтракту от 2011 года на 6 машин.
По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, из 12 находящихся на балансе МЧС самолётов Бе-200 «на крыле» только 7.
Комментарий bmpd. Таким образом, ЦБИТ МЧС России 25 декабря 2020 года заключила контракт с ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» (ТАНТК; входит в состав ПАО «ОАК») на поставку двух дополнительных самолетов Бе-200ЧС на сумму 5,7 млрд рублей. Сообщается, что для исполнения этого контракта до конца 2020 года завод должен был получить из федерального бюджета аванс в размере. 1,6 млрд руб. В 2021 году намечается выделить 2,6 млрд руб. и в 2022 году — 1,6 млрд руб.
Ранее МЧС России получило 12 самолетов Бе-200ЧС, в том числе шесть первых серийных Бе-200ЧС, построенных на Иркутском авиационном заводе (ПАО «Корпорация «Иркут»), которые были переданы с 2003 по 2011 годы; и шесть Бе-200ЧС (серийные номера с 303 по 308), построенных на ТАНТК им. Г.М. Бериева по Государственному контракту 2011 года и переданных с января 2017 и по февраль 2019 года. В 2017-2018 годах появлялись сообщения, что МЧС России ведет переговоры о возможности заказа еще шести самолетов Бе-200ЧС постройки ТАНТК им. Г.М. Бериева (видимо, имелась в виду реализация МЧС шести недостроенных самолетов аннулированного заказа Министерства обороны), однако в итоге пока что дело ограничилось заказом только двух дополнительных машин.
Земноводные самолеты: потомки летающих клиперов
После окончания Первой мировой войны разработкой летающих лодок или самолетов амфибий, способных взлетать, приземляться и приводняться, активно занимались европейские, американские и советские конструкторы. Например, в США несколько таких самолетов создал бывший русский конструктор Игорь Сикорский. Гидросамолеты выпускали фирмы Boeing, Douglas и Consolidated, а в СССР над ними трудились конструкторы Георгий Бериев и Андрей Туполев. «Летающие лодки» в межвоенный период выпускали даже в Польше и Югославии.
После Второй мировой войны данный класс самолетов начал стремительно вымирать, они проиграли конкурентную борьбу реактивным лайнерам, им перестали доверять функции патрулирующих. Одно время гидросамолеты использовались в качестве охотников на подводные лодки, но тоже в весьма ограниченном количестве. Однако до сих пор они остаются незаменимы в качестве пожарных самолетов: их уникальная способность набирать несколько тонн воды в процессе приводнения.
Bombardier CL-215/CL-415
Самое массовое на сегодняшний день семейство амфибий – канадские Bombardier CL-215/CL-415 — отличается простотой конструкции, невысокой ценой и хорошим сервисным сопровождением. Гидросамолет Bombardier CL-215 начал эксплуатироваться в конце шестидесятых годов прошлого века и сразу же показал себя очень надежной и неприхотливой машиной. Самолет был разработан фирмой Canadair, которая в 1986 году была поглощена компанией Bombardier, и с тех пор все амфибии выпускаются под этой маркой.
С 1994 года и по наше время производится улучшенная модификация Bombardier CL-415. Самолет получил доработанный планер и крылья, «стеклянную кабину» и более ёмкие баки, способные принять до 6,1 тонн воды. Максимальная взлетная масса составляет 19 тонн, длина – 19,8 метра, размах крыла – 28,6 метра, дальность полета – 2440 километров, максимальная скорость 360 км/ч. Самолет оснащается двумя турбовинтовыми двигателями Pratt-Whitney Canada PW 123AF совокупной мощностью 4760 л.с.
Bombardier CL-215/CL-415 широко использовались и в настоящее время эксплуатируются во многих странах мира, включая Канаду, США, Евросоюз, страны Африки и Юго-Восточной Азии. За годы производства выпущено около двухсот машин обеих модификаций, большая часть которых до сих пор несет службу.
Shin Maywa US-2
Неплохую амфибию разработала японская компания Shin Maywa Industries. Модель US-2 имеет хорошие рыночные перспективы: она подпадает под новые японские законы, разрешающие экспорт техники двойного назначения. Этот четырехмоторный гидросамолет был разработан на базе своего предшественника – Shin Maywa US-1, который пошел в серию в 1975 году. Несмотря на то, что силы Самообороны Японии в целом были довольны этим гидросамолетом, он все же имел ряд недостатков, которые было решено устранить путем модернизации.
Shin Maywa US-2 начал поступать на вооружение в 2009 году. Самолет может выпускаться в разных версиях: патрульной, поисково-спасательной, противолодочной и пожарной. От предшественника амфибия отличается улучшенными взлетно-техническими характеристиками, доработанным крылом и фюзеляжем, возросшей долей композитных материалов в конструкции, современными двигателями и авионикой. Длина самолета составляет 33,3 метра. Размах крыла – 33,2 метра. Максимальная взлетная масса – 47,7 тонн, дальность полета – 4700 километров, максимальная скорость 560 км/ч.
Четыре двигателя Rolls-Royce AE2100J, установленных на US-2, развивают совокупную мощность 13 700 л.с. Благодаря им японская амфибия считается одним из самых надежных самолетов среди гидропланов. Одно время шли переговоры о поставке этих амфибий ВМФ Индии, также интерес к ним проявил Таиланд.
Avic AG600
Ещё более интересный самолет AG600 разработан в Китае компанией Avic. Авиапром Поднебесной стремительно превращается в серьезного мирового игрока, и в настоящее время там созданы практически все типы самолетов, включая гидропланы. AG600 – самый большой гидросамолет в мире. Длина машины достигает почти 37 метров, размах крыла – 38,8 метра, максимальная взлетная масса – 53,3 тонны, в пожарном варианте самолет может брать во внутренние баки 12 тонн воды.
AG600 оснащается четырьмя турбовинтовыми двигателями совокупной мощностью 14 000 л.с., может разгоняться до 560 км/ч и способен преодолеть расстояние в 4500 километров. Несмотря на то, что полноразмерный макет самолета был показан ещё в 2013 году, его разработка заняла достаточно много времени. Сроки серийного производства постоянно сдвигались, и вместо 2015 года «китаец» впервые поднялся в воздух только в декабре 2017-го. В перспективе машина должна выйти и на внешние рынки. Учитывая традиционно невысокую стоимость китайской авиатехники, этот гидросамолет может иметь успех в странах Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки.
Бе-200
Особняком среди всех гидросамолетов стоит российский Бе-200. Во-первых, до появления китайского AG600 это была самая большая амфибия в мире. Во-вторых, это единственная амфибия, использующая турбовентиляторные двигатели. В-третьих, это самая быстрая амфибия, способная развивать «максималку» в 700 км/ч. Самолет может достаточно оперативно прибыть к месту пожара и сбросить на очаг возгорания 12 тонн воды. Не стоит лишний раз объяснять, что когда речь заходит о пожарах, иногда бывает дорога каждая минута.
Бе-200, как и многие постсоветские самолеты, пережил долгий и трудный процесс рождения. От первых эскизов, представленных в 1989 году, и до начала серийного производства в 2003 прошло немало времени. Его длина составляет 32 метра, размах крыла – 32,8 метра, максимальный взлетный вес – 41 тонна, дальность полета – 2100 километров. Самолет может использоваться как пожарный, пассажирский, способный перевезти 72 человека, медицинский, поисково-спасательный и противолодочный. В основном Бе-200 работает пожарным, борясь с огнем по всему миру. Несмотря на востребованность, из зарубежных заказчиков приобрести его решилось только МЧС Азербайджана. Определенный интерес проявляли и другие страны, включая США и Китай, но последний, судя по всему, будет «импортозамещаться» своим гидросамолетом.
Российский «Альтаир» и китайский «Водяной дракон»: крупнейшие в мире самолеты-амфибии
Telegram-канал «Крылья войны» рассказывает, зачем Китай построил самый большой гидросамолет в мире, и сравнивает его с российским аналогом.
Идея использовать водную поверхность для взлета-посадки пришла в голову конструкторам немногим позже полета братьев Райт. Так появились гидросамолеты. Их расцвет пришелся на межвоенный период — так называемый «Золотой век авиации». Но развитие реактивной авиации после Второй мировой войны привело к снижению интереса к гидросамолетам. Сегодня их чаще всего можно встретить в малой авиации. В зависимости от конструктивных особенностей выделяют три типа гидросамолетов: летающая лодка, поплавковый гидросамолет и самолет-амфибия. О последних и пойдет речь.
Китайский самолет-амфибия AG600
AG600 Jiaolong — самолет-амфибия китайской компании Aviation Industry Corporation of China. Предназначен для пожаротушения и спасательных операций. Программа по созданию самолета только близится к завершению, но уже сейчас ясно, что «Водяной дракон» будет самым крупным серийным гидросамолетом из всех ныне существующих. Разработка китайского самолета-амфибии официально стартовала в 2009 году. Для первого летного образца центроплан, среднюю, переднюю часть фюзеляжа, а также крыло собрали на предприятии AVIC Xi’an Aircraft Industry (Group) Company в Сиани, хвостовую часть фюзеляжа и хвостовое оперение — на AVIC Hanzhong Aviation Industry Group Company в Ханьчжуне, а выпуском мотогондол занималась китайская компания Flying North. Всего в создании нового китайского гидросамолета было задействовано около 150 научных центров и институтов и 70 китайских предприятий.
Разработанный инженерами Китайской авиастроительной корпорации, этот гидросамолет изначально предназначен для нужд гражданской авиации общего назначения. В настоящее время известно о двух основных модификациях гидросамолета AG600: поисково-спасательный вариант (способен принять на борт до 50 человек) и противопожарный для борьбы с крупными лесными пожарами (способен за 12 секунд взять на борт до 12 тонн воды). В будущем возможно создание и других модификаций, в том числе в интересах китайских военных.
Морской авиацией Народно-освободительной армии Китая самолет может использоваться для защиты интересов Пекина на море, к примеру при проведении патрульных операций в спорных районах Южно-Китайского моря. В настоящее время КНР проводит масштабные работы по искусственному превращению рифов в Южно-Китайском море в острова. Таким образом, Пекин рассчитывает объявить их частью своей суверенной территории, вокруг которой в радиусе 200 миль будет простираться исключительная экономическая зона Китая. Другие государства региона крайне болезненно воспринимают эту политику Китая, оспаривая правомочность данных действий. Официальный Пекин считает почти все острова, скалы и рифы в Южно-Китайском море своей суверенной территорией, с чем не согласны Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Тайвань и Филиппины. Позицию этих стран в споре с Китаем открыто поддерживают США.
Принимая во внимание политику, проводимую сегодня Китаем в отношении островов в Южно-Китайском море, в будущем вполне возможно использование AG600 в военных целях. После соответствующих незначительных изменений самолет-амфибию можно будет использовать в качестве противолодочного или патрульного, здесь пригодится способность самолета находиться в небе до 12 часов. Также его можно будет эффективно использовать для переброски военных грузов и военнослужащих на отдаленные базы или небольшие острова, не располагающие полноценными взлетно-посадочными полосами.
Кто такой Бе-200?
Бе-200 «Альтаир» — российский самолет-амфибия, разработанный ТАНКТ им. Г. М. Бериева. Ранее он производился на Иркутском авиационном заводе. Сейчас производство перенесено в Таганрог, Ростовская область.
Бе-200 — один из самых необычных многоцелевых самолетов. Он способен взлетать как с земли, так и с поверхности воды. Самолет — настоящий универсал: используется для тушения пожаров, в поисково-спасательных операциях, охраняет водные ресурсы, выполняет экологические миссии, а также перевозит пассажиров и грузы.
Самолет также принимал участие в МАКС-99, был показан министру МЧС Сергею Шойгу, который провел совещание по внедрению и эксплуатации самолета-амфибии Бе-200ЧС службами МЧС России. В 2000 году он участвовал в демонстрации российской авиационной техники для тушения пожаров руководству МЧС РФ во главе с первым заместителем министра Юрием Воробьевым и представителям потенциальных иностранных заказчиков из Израиля, Греции, Швейцарии, Франции.
В сентябре 2000 года Бе-200 демонстрировался на Третьей Международной выставке «Гидроавиасалон-2000», бесспорно став ее звездой. В дни работы выставки, 8 и 9 сентября, на нем установил 24 мировых рекорда в классах С-2 (гидросамолеты) и С-3 (самолеты-амфибии), по времени набора высоты 3000, 6000 и 9000 метров без груза и с коммерческой нагрузкой 1000, 2000 и 5000 кг. 23 октября 2001 года в Таганроге встречали многоцелевой самолет-амфибию Бе-200, вернувшийся домой после успешного участия в Международной морской и авиакосмической выставке LIMA’01 в Малайзии и Корейской аэрокосмической и оборонной выставке KADE’01 в Южной Корее.
Кроме базового варианта, разработаны и другие модификации «Альтаира». Транспортный Бе-200Т может использоваться как в грузовом, так и в грузопассажирском варианте (19 пассажиров). Грузовая кабина оборудована роликовыми дорожками и погрузочным тельфером, что обеспечивает погрузку-разгрузку без использования специального аэродромного оборудования.
Пассажирский Бе-210 сможет перевезти 72 пассажира. Также существует и административный ВИП-вариант. Интерьер такого самолета выполняется английской фирмой AIM Aviation. По желанию заказчика возможно создание и других специализированных вариантов «Альтаир», оптимизированных под конкретные задачи. При этом самолет может оснащаться двигателями зарубежного производства. В частности, прорабатывается вариант Бе-200РР с двигателями BR-715 фирмы Rolls-Royce Deutschland.
Патрульный Бе-200П проектирован для решения задачи ведения поиска в заданном районе кораблей и судов, их классификации и определения координат, ведения визуальной разведки орудий лова, документирования фактов нарушения установленного порядка морского промысла, высадки при приводнении самолета досмотровых групп на суда-нарушители без вызова пограничных кораблей, а в случае необходимости и поражения нарушителей государственной границы. Кроме того, амфибия была способна вести контроль за окружающей средой, загрязнениями водной поверхности, метеорологическими условиями и радиационной обстановкой, а также проводить ледовую разведку, участвовать в ликвидации разливов нефти, перевозить личный состав и грузы, десантировать небольшие группы парашютистов.
Число членов экипажа самолета могло меняться в зависимости от выполняемой задачи (максимально девять человек, из них два летчика). Для длительных патрульных полетов предусматривалась возможность размещения сменного экипажа в отсеке для отдыха.
14 июля 2020 года первый Бе-200 поступил на вооружение ВМФ РФ в 859-й Центр боевого применения морской авиации в Ейске. А 24 июля этот самолет принял участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. «Альтаир» может пригодиться морякам при проведении спасательных операций и охране водных районов, а в перспективе и для уничтожения подводных лодок противника. В дальнейшем Министерство обороны РФ планирует укомплектовать все флоты России данными самолетами.
Первый самолет-амфибия Бе-200 поставлен в морскую авиацию
14 июля в Ейске в 190 учебном смешанном авиационном полку на базе 859 ЦБП и ПЛС прошла встреча первого построенного самолета-амфибии Бе-200ЧС для Министерства обороны РФ. pic.twitter.com/2m8hFuqtFn
Сравнение гидросамолетов Бе-200 и AG600
Конструкция самолета Бе-200 — свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и убираемым в полете шасси. Оснащен двумя маршевыми двухконтурными турбореактивными двигателями ТРДД Д-436ТП с тягой 7500 кгс каждый. Максимальная взлетная масса составляет 41 тонну с суши, 37,9 тонны с воды и 43 тонны с глиссирования. Основные конструкционные материалы — коррозионностойкие алюминиевые и титановые сплавы, а также легированные стали. Экипаж — два пилота.
AG600 тоже представляет собой высокоплан, но, в отличие от Бе-200, у китайского самолета плоское крыло нулевой стреловидности. Также имеется Т-образное хвостовое оперение. Установлены турбовинтовые двигатели WJ-6 (китайская лицензионная версия советских моторов АИ-20) мощностью свыше 5000 л. с. Максимальный взлетный вес самолета превышает 53 тонны. Экипаж — три человека.
Самолет обладает внушительными размерами. Длина «Водяного дракона» превосходит Бе-200 почти на пять метров и составляет более 36 метров. Размах крыла машины — около 39 метров, а заявленная максимальная взлетная масса — 53,5 тонны. В китайских источниках встречалось упоминание о взлетной массе до 60 тонн. Все перечисленное делает AG600 самым большим современным гидросамолетом в мире. Максимальная скорость самолета — 570 км/ч, что на 130 км/ч меньше, чем у Бе-200. Максимальная скорость российского гидросамолета составляет 700 км/ч. А вот в дальности полета и максимальной высоте наш самолет уступает китайскому: дальность полета Бе-200 — 3100 км, а у AG600 — 5500 км. Максимальная высота, на которую может подняться «Водяной дракон», — 10 500 метров, а Бе-200 — 8100 метров. Оба самолета могут взять на борт 12 тонн воды.
Довольно странным инженерным решением выглядит устройство двигателей. В данном случае российский Бе-200 выглядит предпочтительнее для решения большого количества разноплановых задач, ведь двигатели самолета-амфибии РФ находятся над крылом. Это позволяет Бе-200 не «засасывать» воду, когда самолет садится на воду или взлетает.
AG600 превосходит российский самолет по размерам, дальности и высоте полета, но если брать во внимание прочие основные характеристики, то самолеты аналогичны друг другу. Оба могут взять на борт до 12 тонн воды. Пассажировместимость при эвакуации у китайской машины составляет 50 человек, у Бе-200 — 45 человек. Стоит сказать, что китайский гидросамолет сопоставим с «Альтаиром» и обе машины одного класса. Ниже приведена сравнительная таблица основных характеристик этих двух летательных аппаратов:
Летно-технические характеристики