у каких стран нет отчества
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Зашел как то разговор про отчества и высказали такую мысль, что мол они есть только у нас и у некоторых других похожих славянских народов. Подумал и я действительно, ну украинцы, белорусы и т.д. Может еще словаки какие нибудь, больше на память ничего не приходило. А где еще в мире встретишь Имя, Фамилию и Отчество? Вы вот вспомните?
Вообще в дофамильный период именование по имени и отчеству служило целям более точной идентификации человека, то есть выполняло ту же социальную функцию, что и современные фамилии.
Употребление отчеств в том или ином виде свойственно многим культурам, но наиболее характерны среди тех народов, у которых фамилии появились совсем недавно, либо вообще отсутствуют как класс. На сегодня широкое распространение они получили в арабском, исландском, монгольском, восточнославянских и болгарском языках.
У греков, как у древних, так и у современных, отчество представляет собой имя отца в родительном падеже. У древних греков в повседневной жизни употреблялось только индивидуальное имя, но для официальных документов использовалось и отчество. Так, полное имя Демосфена — Демосфе́нес Демосфе́нус Пэаниэ́ус, то есть Демосфен сын Демосфена из филы Пэания.
У современных греков, как и у древних греков, отчество находится между именем и фамилией. В Греции замужняя женщина меняет отчество на отчество мужа. У советских греков отчества были по тому же принципу, что и у болгар. Например, Александр Никос Кандараки. В отдельных местностях Греции имя и отчество произносят слитно. Например, литературное имя Георгиос Константину Пападас в бытовой сфере звучит как Гиоргос Коста Пападас, а имя и отчество в слитном произношении как Гиоргокоста.
В нормандском языке использовались отчества в форме fils de Gérald («сын Джеральда»). От этой формы произошли многие современные английские фамилии, начинающиеся на fitz.
В арабском языке для обозначения отчества у мужчин используется частица ибн, означающая дословно сын (ибн Мухаммад = сын Мухаммада). У женщин отчество используется гораздо реже, в этом случае перед именем отца ставится частица бинт, буквально дочь.
Тот же принцип использовался и другими семитскими народами. Например, у евреев отчество образовывалось при помощи частицы бен или бар, что в переводе соответственно с иврита и арамейского также означает сын. Например, Шломо бен Давид — Шломо (Соломон) сын Давида, Шимон бар Йохай — Шимон сын Йохая.
В повседневном общении армянские отчества обычно не употребляются.
В древнескандинавском языке и его живущем наследнике — исландском языке люди по традиции не носят фамилий, их место занимают отчества. Исландский закон прямо запрещает брать фамилии: «Никто не должен брать себе фамилию в нашей стране».
Изредка встречается конструкция из двух отчеств, образованных от имени отца и имени деда (причём второе отчество выступает в родительном падеже), например Йоун Тоурссон Бьярнарсонар (Jón Þórsson Bjarnarsonar) — букв. Йоун, сын Тоура, сына Бьярни.
У вайнахов (чеченцев и ингушей) отчество предшествует имени — Хьамидан Ваха, Ваха Хамидович — так звучало бы на русском языке.
Тюркские отчества образуются с помощью слов оглы (улы, уулу) для сыновей и кызы (гызы) для дочерей (слова сын и дочь в притяжательной форме 3 лица единственного числа). Например, дети азербайджанца Салима по имени Мамед и Лейла будут зваться Мамед Салим-оглы и Лейла Салим-кызы.
У лиц незнатного происхождения фамилия могла отсутствовать, и в таких случаях отчество частично играло роль фамилии и позволяло различать людей. Так, у известного мореплавателя Виллема Баренца фамилии не было, Баренц (Barents, Barentsz) или Баренцзон (Barentszoon) — отчество, означавшее сын Барента.
Со временем, когда всё население Голландии приобрело фамилии, отчества практически вышли из употребления.
Но мне кажется все эти примеры не совсем те отчества, которые есть в России. Это либо не употребляющиеся конструкции, либо совсем не полноценные приставки. Ну где вы еще услышите Иванов Иван Иванович и Сидоров Алексей Петрович, причем в обязательном порядке.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Отчества подлых, то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например: Иван Петров сын или, в более позднем варианте, Иван Петров; Фёдор Лукин сын — Фёдор Лукин. В определённый момент отчество могло стать наследственной фамилией, таким образом сын Ивана Петрова звался Василий Иванов сын Петров, его внук — Николай Васильев сын Петров и т. д.
По русским правилам, отчество всегда образуется от мужского имени — от имени отца. Однако известно несколько случаев, когда отчество образовывалось от имени матери: сын Галицкого князя Ярослава Осмомысла (ок. 1130—1187) и его любовницы Настасьи в народе получил прозвище Олег Настасьевич. Позже он унаследовал галицкий престол.
Кроме того, в России внебрачные дети мужчин-дворян и девушек-простолюдинок (служанок, крепостных…) нередко получали фамилию, образованную от имени матери (Катериненко, Ма́шин, Надеждин…) вместо фамилий, образованных от отчеств.
И по поводу первой фотки в посте: Жителя Серова Сергея М. теперь уважительно величают Веро — Викторовичем. Он добился от властей дополнения своего отчества именем матери. Сергей стал не Сергеем Викторовичем, а Сергеем Веро — Викторовичем. Так и в паспорте записано и в других его документах.
Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Зашел как то разговор про отчества и высказали такую мысль, что мол они есть только у нас и у некоторых других похожих славянских народов. Подумал и я действительно, ну украинцы, белорусы и т.д. Может еще словаки какие нибудь, больше на память ничего не приходило. А где еще в мире встретишь Имя, Фамилию и Отчество? Вы вот вспомните?
Вообще в дофамильный период именование по имени и отчеству служило целям более точной идентификации человека, то есть выполняло ту же социальную функцию, что и современные фамилии.
Употребление отчеств в том или ином виде свойственно многим культурам, но наиболее характерны среди тех народов, у которых фамилии появились совсем недавно, либо вообще отсутствуют как класс. На сегодня широкое распространение они получили в арабском, исландском, монгольском, восточнославянских и болгарском языках.
У греков, как у древних, так и у современных, отчество представляет собой имя отца в родительном падеже. У древних греков в повседневной жизни употреблялось только индивидуальное имя, но для официальных документов использовалось и отчество. Так, полное имя Демосфена — Демосфе́нес Демосфе́нус Пэаниэ́ус, то есть Демосфен сын Демосфена из филы Пэания.
У современных греков, как и у древних греков, отчество находится между именем и фамилией. В Греции замужняя женщина меняет отчество на отчество мужа. У советских греков отчества были по тому же принципу, что и у болгар. Например, Александр Никос Кандараки. В отдельных местностях Греции имя и отчество произносят слитно. Например, литературное имя Георгиос Константину Пападас в бытовой сфере звучит как Гиоргос Коста Пападас, а имя и отчество в слитном произношении как Гиоргокоста.
В нормандском языке использовались отчества в форме fils de Gérald («сын Джеральда»). От этой формы произошли многие современные английские фамилии, начинающиеся на fitz.
В арабском языке для обозначения отчества у мужчин используется частица ибн, означающая дословно сын (ибн Мухаммад = сын Мухаммада). У женщин отчество используется гораздо реже, в этом случае перед именем отца ставится частица бинт, буквально дочь.
Тот же принцип использовался и другими семитскими народами. Например, у евреев отчество образовывалось при помощи частицы бен или бар, что в переводе соответственно с иврита и арамейского также означает сын. Например, Шломо бен Давид — Шломо (Соломон) сын Давида, Шимон бар Йохай — Шимон сын Йохая.
В повседневном общении армянские отчества обычно не употребляются.
В древнескандинавском языке и его живущем наследнике — исландском языке люди по традиции не носят фамилий, их место занимают отчества. Исландский закон прямо запрещает брать фамилии: «Никто не должен брать себе фамилию в нашей стране».
Изредка встречается конструкция из двух отчеств, образованных от имени отца и имени деда (причём второе отчество выступает в родительном падеже), например Йоун Тоурссон Бьярнарсонар (Jón Þórsson Bjarnarsonar) — букв. Йоун, сын Тоура, сына Бьярни.
Учитывая, что население Исландии довольно малочисленное, и даже существует специальный сайт, где рекомендуется проверить, не является ли тот или иной объект отношений вашим каким-нибудь внезапным родственником. Т.е. вероятно, что если б там существовали фамилии, то разнообразием они б не отличались.
У вайнахов (чеченцев и ингушей) отчество предшествует имени — Хьамидан Ваха, Ваха Хамидович — так звучало бы на русском языке.
Тюркские отчества образуются с помощью слов оглы (улы, уулу) для сыновей и кызы (гызы) для дочерей (слова сын и дочь в притяжательной форме 3 лица единственного числа). Например, дети азербайджанца Салима по имени Мамед и Лейла будут зваться Мамед Салим-оглы и Лейла Салим-кызы.
У лиц незнатного происхождения фамилия могла отсутствовать, и в таких случаях отчество частично играло роль фамилии и позволяло различать людей. Так, у известного мореплавателя Виллема Баренца фамилии не было, Баренц (Barents, Barentsz) или Баренцзон (Barentszoon) — отчество, означавшее сын Барента.
Со временем, когда всё население Голландии приобрело фамилии, отчества практически вышли из употребления.
Некоторые сторонники не отчества, а матчества.
Но мне кажется все эти примеры не совсем те отчества, которые есть в России. Это либо не употребляющиеся конструкции, либо совсем не полноценные приставки. Ну где вы еще услышите Иванов Иван Иванович и Сидоров Алексей Петрович, причем в обязательном порядке.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Отчества подлых, то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например: Иван Петров сын или, в более позднем варианте, Иван Петров; Фёдор Лукин сын — Фёдор Лукин. В определённый момент отчество могло стать наследственной фамилией, таким образом сын Ивана Петрова звался Василий Иванов сын Петров, его внук — Николай Васильев сын Петров и т. д.
По русским правилам, отчество всегда образуется от мужского имени — от имени отца. Однако известно несколько случаев, когда отчество образовывалось от имени матери: сын Галицкого князя Ярослава Осмомысла (ок. 1130—1187) и его любовницы Настасьи в народе получил прозвище Олег Настасьевич. Позже он унаследовал галицкий престол.
Кроме того, в России внебрачные дети мужчин-дворян и девушек-простолюдинок (служанок, крепостных…) нередко получали фамилию, образованную от имени матери (Катериненко, Ма́шин, Надеждин…) вместо фамилий, образованных от отчеств.
И по поводу первой фотки в посте: Жителя Серова Сергея М. теперь уважительно величают Веро — Викторовичем. Он добился от властей дополнения своего отчества именем матери. Сергей стал не Сергеем Викторовичем, а Сергеем Веро — Викторовичем. Так и в паспорте записано и в других его документах.
У каких народов России до сих пор нет отчеств
Разные народы пользуются различными системами имянаречения, и ради исключения путаницы были придуманы прозвища, которые позднее превратились в фамилии. Многочисленные народы пошли дальше и ввели систему патронимов — отчеств.
Патронимы
Ближайшие аналоги русских отчеств следует искать у иных славянских народов, например – у болгар. У них, правда, используется более архаичная форма этого родового имени, которая оснащена окончаниями –ов/ова, что делает их предельно похожими на русские фамилии. Например, известнейшего болгарского поэта Вазова полностью следует называть: Иван Минчов Вазов. Вторая часть имени указывает на то, что его отца звали Минчо.
Однако случилось это по историческим меркам почти что вчера – в первой половине прошлого века. Часто происходило так, что у какого-то конкретного народа уже бытовала своя, укоренившаяся традиция патронимов, но она осознанно менялась на русский лад. Так, например, у некоторых народностей Дагестана (в частности – у даргинцев) бытовали свои оригинальные системы отчеств, но они были заменены.
Чаще всего без отчеств длительное время существовали те народности, которые в наибольшей мере удалены от крупных цивилизационных очагов: на Дальнем Востоке, на крайних северных осколках материка, в глубине сибирских лесов, в высоких горах.
Адыги
Буряты
Калмыки
В именник калмыков отчества проникали синхронно с их родственниками бурятами, в 30-е годы прошлого века. В целом, из всей совокупности монгольских народностей калмыки, пожалуй, являются самыми нетипичными. Это связано с нехарактерным для монголов регионом проживания (уж больно далек Дон от пустынной Монголии ) и довольно поздним временем становления.
До массового внедрения отчеств они оперировали сложной и самобытной системой обращений, которая опиралась на возраст: эгч (старшая сестра), ду куукн (младшая сестра), ах (старший брат) де кевун (младший брат) и аав (отец).
Коряки и чучки
Наиболее длинным оказался путь отчеств в языки народов Восточной Сибири: традиционно у коряков и чукчей использовалась одинарная система наименования. Это означает, что они использовали только имена, и не знали ни фамилий, ни отчеств. Как правило – их имена можно легко перевести на другие языки, т.е. эти жители Сибири называли своих детей в честь животных или природных явлений (например – было мужское имя Кайнын, что означает «медведь»).
Нанайцы
Часть народов «обросла» отчествами незадолго до Октябрьской революции. В частности, нанайцам отчества были присвоены имперскими властями еще в год первой в России переписи населения (1897), но не вызвали у них ровным счетом никаких теплых чувств. Поэтому усиленное насаждение патронимов среди представителей этого народа прошло уже в советские времена.
Эскимосы
Так у кого же сейчас нет отчеств?
В сущности, с точки зрения современного делопроизводства отчество не является необходимым атрибутом. И есть ряд людей, которые замечательно существуют в современной России и без них. Примечательно, что эти люди не объединены общностью какого-либо этнического происхождения. Правильней будет сказать, что в этих случаях культурные традиции зачастую играют менее значимую роль, что бюрократические процедуры.
Зачастую без отчеств живут те русские люди, которые ранее были подданными другой страны, система имянаречения которой не предполагает патронимов, а потом обратно приняли русское гражданство. В этом случае они наталкиваются на бюрократический барьер: у паспортистов нет прямого свидетельства отчества, а потому они могут его пропустить, оставив человека всего с двумя компонентами имени.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
У каких народов России нет отчества
Отчество – это та составляющая родового имени, которая приписывается ребёнку по имени его отца. Существуют народы, присваивающие в качестве патронима производные от имён дедушек и прадедушек, но вместе с тем есть этносы, в чьей антропонимической системе вообще отсутствует отчество. До 1932 года в СССР было немало народов, чья полная именная формула состояла не из трёх, а из двух элементов, но в результате трудоёмкой работы она подверглась инновационной стандартизации.
Эскимосы
Дмитрий Опарин в работе «Современные ономастические представления азиатских эскимосов» писал, что у представителей данного этноса до 1930-х годов не существовало отчеств.
Когда советская власть решила идентифицировать всех людей в стране по имени, отчеству и фамилии, эскимосам стали придумывать два недостающих звена именной цепочки.
Превратив, полученные при рождении национальные имена в фамилии, бюрократы стали раздавать эскимосам распространённые среди русских славянские, европейские и семитские имена, ставшие их личными антропонимами.
Отчества на первоначальном этапе решено было давать лишь тем немногим эскимосам, кто оставлял родной край с его традиционным образом жизни и вовлекался в советскую структуру с её требованием обращения друг к другу с использованием имени и отчества.
Так произошло с первой эскимосской девушкой, получившей среднее и высшее образование. У родившейся в 1934 году Айнаны в паспорте в графе «Отчество» значилась надпись «Безотчества». Пойдя в школу, она по воле учительницы стала Людмилой Айнана, а окончив Ленинградский педагогический институт, она была вынуждена обзавестись отчеством, остановив выбор на «Ивановна».
Так простая эскимоска Айнана превратилась для студентов, академического сообщества и незнакомых людей в Людмилу Ивановну Айнана.
Однако в обычной жизни, в кругу близких и родных председатель общества эскимосов Чукотки «Юпик» и автор учебников на эскимосском языке предпочитает зваться полученным при рождении именем Айнана.
Нанайцы
Не удастся обнаружить отчества и у престарелых представителей нанайского народа. Эти старожилы Хабаровского края на протяжении многих веков не видели надобности в таких идентификаторах как фамилия и отчество, прекрасно обходясь лишь личными именами.
В 1897 году в ходе Всероссийской переписи населения нанайцам были присвоены фамилии, а в период паспортизации 30-х годов XX века у некоторых из них появились и отчества.
В число тех, чья именная формула стала трехчленной, попали те, чьи отцы имели русские имена. Но позднее, отчества стали давать и тем, у кого родитель был носителем национального нанайского имени.
Однако эти нововведения никак не сказались на общении внутри нанайского сообщества, где, как и прежде, продолжают называть друг друга только по личным именам.
Тувинцы
В советскую эпоху фамилии и отчества появились и у тувинцев. До этого имя отца для них не имело никакого значения. Для персонификации людей с одинаковыми личными именами они использовали место его рождения или жительства. При знакомстве и в общении тувинцы пользовались лишь личным именем, а имя отца знал лишь ограниченный круг близких и родственников.
В наши дни при проставлении отчества в свидетельстве о рождении учитывается происхождение имени отца. Если оно имеет тувинские, тибетские, монгольские или санскритские корни, то по желанию родителей к имени отцу прибавляются слова «оглу» (сын) или «кызы» (дочь). В случае, если имя отца русское или иностранное, то отчество даётся по всем канонам орфографии русского языка.
Калмыки
Калмыки тоже стали обладателями отчеств только в 30-х годах XX века. До той поры их антропонимы состояли из личного имени и наследственной фамилии. После внедрения паспортов жителям Калмыкии начали образовывать патроним по примеру русской именной формы. Калмыки, проживавшие на Дону, предпочитали прибавлять к имени отца специальные суффиксы – инович и –иновна, в то время как основная часть этого народа использовала суффиксы –евич и –евна.
Примечательно, что женские и мужские отчества, которые образовываются от традиционных калмыцких имён, в русском языке склоняются по правилам русского языка, а в калмыцком – по нормам калмыцкой грамматики.
До введения отчеств местные жители для обращения к незнакомому лицу использовали в зависимости от возраста собеседника, их взаимоотношений и конкретной ситуации разные термины.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
У каких российских народов не существует отчеств
У разных народов существует разная система имянаречения, ее появление первоначально было обусловлено тем, что число имен ограничено, а путаницу при общении нужно было как-то исключить. Поэтому постепенно начинали возникать родовые прозвища, позже превратившиеся в фамилии, а некоторые этносы пошли еще дальше и внедрили систему отчеств.
Патронимы
В сущности, русское отчество — это частный вариант так называемого патронима, т.е. части имени, присваиваемого от отца. В разных культурах патронимы имеют разную степень распространения. В некоторых редчайших случаях, например, в Исландии, отчества используются вместо фамилий и являются единственным вариантом родового имени.
Ближайшие аналоги русских отчеств следует искать у иных славянских народов, например – у болгар. У них, правда, используется более архаичная форма этого родового имени, которая оснащена окончаниями –ов/ова, что делает их предельно похожими на русские фамилии. Например, известнейшего болгарского поэта Вазова полностью следует называть: Иван Минчов Вазов. Вторая часть имени указывает на то, что его отца звали Минчо.
По мере распространения влияния русских на сопредельные им народы, проживающие на территории России, последние усвоили традиционную тройную российскую систему имянаречения, т.е. личное имя, отчество и фамилию.
Однако случилось это по историческим меркам почти что вчера – в первой половине прошлого века. Часто происходило так, что у какого-то конкретного народа уже бытовала своя, укоренившаяся традиция патронимов, но она осознанно менялась на русский лад. Так, например, у некоторых народностей Дагестана (в частности – у даргинцев) бытовали свои оригинальные системы отчеств, но они были заменены.
Чаще всего без отчеств длительное время существовали те народности, которые в наибольшей мере удалены от крупных цивилизационных очагов: на Дальнем Востоке, на крайних северных осколках материка, в глубине сибирских лесов, в высоких горах.
Адыги
До 30-х годов XX века без отчеств обходились коренные жители республики Адыгея. Вернее, ранее у них бытовала система патронимов, но она, закостенев, превратилась в фамилии, а уже во времена Советской власти адыгейцы повторно вернулись к использованию отчества.
Буряты
Сложные отношения с отчествами сложились у монгольских народностей России. Всего у нас в стране есть два этноса, происхождение которых напрямую устойчиво отслеживается от древних хозяев степей – это калмыки и буряты. Примечательно, что в верхах бурятского общества традиция использования патронимов на российский манер возникла довольно рано – до революции, но это не коснулось девяти десятых бурятской бедноты. Они начали массово использовать патронимы только во времена массового их внедрения в годы правления большевиков.
Калмыки
В именник калмыков отчества проникали синхронно с их родственниками бурятами, в 30-е годы прошлого века. В целом, из всей совокупности монгольских народностей калмыки, пожалуй, являются самыми нетипичными. Это связано с нехарактерным для монголов регионом проживания (уж больно далек Дон от пустынной Монголии) и довольно поздним временем становления.
До массового внедрения отчеств они оперировали сложной и самобытной системой обращений, которая опиралась на возраст: эгч (старшая сестра), ду куукн (младшая сестра), ах (старший брат) де кевун (младший брат) и аав (отец).
Коряки и чучки
Наиболее длинным оказался путь отчеств в языки народов Восточной Сибири: традиционно у коряков и чукчей использовалась одинарная система наименования. Это означает, что они использовали только имена, и не знали ни фамилий, ни отчеств. Как правило – их имена можно легко перевести на другие языки, т.е. эти жители Сибири называли своих детей в честь животных или природных явлений (например – было мужское имя Кайнын, что означает «медведь»).
Нанайцы
Часть народов «обросла» отчествами незадолго до Октябрьской революции. В частности, нанайцам отчества были присвоены имперскими властями еще в год первой в России переписи населения (1897), но не вызвали у них ровным счетом никаких теплых чувств. Поэтому усиленное насаждение патронимов среди представителей этого народа прошло уже в советские времена.
Эскимосы
Живущие у студеных северных морей эскимосы выработали очень специфическую, странную и замысловатую культуру. Это утверждение в полной мере справедливо и по отношению к традиционному эскимосскому имянаречению. До недавних пор они не видели никакой непосредственной пользы в отчествах и фамилиях. Если вдуматься, это неудивительно. Так как традиционно они жили небольшими изолированными группами, а выбор имен был предельно велик, благодаря чему в их обществе не возникало путаницы. Любопытно, что из-за удаленности проживания эскимосов до них отчества «шли» существенно дольше, чем до других жителей России. Поэтому среди наших современников есть представители этого народа, которые еще застали старые традиции и при рождении получили только имя. Выдающийся отечественный исследователь Г.А. Меновщиков в своем труде «Личные имена азиатских эскимосов» фиксирует следующие традиционные эскимосские имена: Панаугйи (копье), Нанугйи (полярный медведь) и Тагйулон (зазубренное острие гарпуна для охоты на китов),
Так у кого же сейчас нет отчеств?
В сущности, с точки зрения современного делопроизводства отчество не является необходимым атрибутом. И есть ряд людей, которые замечательно существуют в современной России и без них. Примечательно, что эти люди не объединены общностью какого-либо этнического происхождения. Правильней будет сказать, что в этих случаях культурные традиции зачастую играют менее значимую роль, что бюрократические процедуры.
По понятным причинам отчеств может не быть у тех иностранцев, которые приняли русское подданство. После получения российского гражданства в паспорте у Жерара Депардье так и не появилось отчества, как и у Стивена Сигала.
Зачастую без отчеств живут те русские люди, которые ранее были подданными другой страны, система имянаречения которой не предполагает патронимов, а потом обратно приняли русское гражданство. В этом случае они наталкиваются на бюрократический барьер: у паспортистов нет прямого свидетельства отчества, а потому они могут его пропустить, оставив человека всего с двумя компонентами имени.