у какого художника нет картины с названием березовая роща
Левитан Берёзовая роща
Левитан задумал эту картину и начал работу над ней в Подмосковье, когда он проводил лето 1885 года на усадьбе Киселёвых «Бабкино», находящейся на реке Истре, недалеко от Нового Иерусалима. А заканчивал Левитан эту картину в 1889 году, будучи в Плёсе — небольшом городе, расположенном на правом берегу Волги, куда художник приезжал в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и где он создал многие известные картины.
В XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии, а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области. Плёсская берёзовая роща, которую выбрал Левитан, была расположена на окраине города, недалеко от кладбищенской церкви под названием Пустынка. Художник пришёл туда с картиной, начатой в Подмосковье, и в конце концов завершил её.От начала работы над картиной до её завершения прошли четыре года.
Художник столь тщательно работал над своей «Березовой рощей» неслучайно. В русской культуре береза играет особую роль. Еще с древнейших, языческих времен, для славян это дерево было важным для многочисленных обрядов. Береза символизировала благополучие, женское начало и здоровье. Художнику было отлично известно особенное отношение русского человека к белоствольной красавице, поэтому и работа не была для мастера простой.
Вся картина наполнена радостным светом, подвижные тени, мастерски переданные автором, рождают это игривое настроение картине. Интересно, что стволы деревьев рождают ассоциации с людьми на гулянье.
Используя прекрасное владение перспективой, автор как будто увлекает взгляд зрителя в глубину рощи, заставляя работать фантазию, сочинять некое «продолжение» сюжета.
Мастерски выполнены мельчайшие детали, которые делают картину необыкновенно реалистичной. Но главным в работе остается свет, он выступает главным героем сюжета, привнося в него отголоски древнего сакрального характера «счастливого» дерева славян
Искусствовед Владимир Петров писал:
«Интересно сравнить «Берёзовую рощу» Левитана с аналогичной картиной Архипа Куинджи, пользовавшейся тогда широкой известностью у русской публики («Берёзовая роща», 1879). Если Куинджи воспринимает свет солнца, как величественное, непостижимое, влекущее к себе человека физическое явление, то Левитан смотрит на мир, имея в основе отношения к природе некий психологический модуль человечности.
Берёзки являются в его картине не только сгустками света и цвета, зажжёнными потоком солнечных лучей, но и самыми веселыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу и живущими, как и все вокруг них, своей жизнью, душевно близкой художнику.»
А художник Борис Иогансон отмечал:
«Самый факт возможности работы над пейзажем, таким небольшим, в течение нескольких лет, с перерывами, снова возвращениями к этой теме и сохранением при такой длительной работе непосредственности ощущения и такой пленительной свежести самой живописи меня просто поверг в изумление, и до сих пор я не перестаю изумляться этому совершенству, этому бриллианту даже в творчестве Левитана.
На первый взгляд картина «Берёзовая роща» не пленяет нас какой-то особенной композицией, каким-то изыском композиционного порядка, но если мы всмотримся глубже и внимательнее, то увидим, что композиция необыкновенна, необычна. Всё представляется случайно увиденным, но на самом деле это очень продуманная, блестяще организованная и очень сложная композиция… »
ЧЕХОВ О ЛЕВИТАНЕ И БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ.
А ведь герои Чехова и тогда будут спорить: «Какие красивые деревья и какие, по сути, должны быть рядом с ними прекрасной жизни», «Обрезание» песни «Березовая роща близка к творческому методу» самого Чехова, который утверждал, что когда история уже написана, чтобы сделать ее лучше, нужно отбросить начало и конец.
Березовая роща
Описание картины «Березовая роща»
«Берёзовая роща» (1885-1889) считается одним из наиболее значительных «импрессионистских» шедевров Левитана.
Этот небольшой по размерам (50 на 29 см) пейзаж занял у Левитана целых четыре года, кочуя вместе с ним от одной важной пространственно-биографической вехи к другой. Он начал «Берёзовую рощу» в 1885-м в подмосковной усадьбе Бабкино на Истре, где в тесной компании семейства Чеховых и их друзей Киселевых Левитан провёл три плодотворных и нескучных лета, а заканчивал спустя четыре года уже в Плёсе – городе на Волге (почти случайно «открытом» Левитаном и его подругой Софьей Кувшинниковой по время речного путешествия), который станет целой эпохой в левитановской живописи.
Завершить «Берёзовую рощу» Левитан смог лишь оказавшись в Плёсе – городе, который художник прославит и который навсегда останется связанным с именем Левитана. Этот волжский городок стоит на холмах, покрытых белоствольными берёзовыми рощами. Одна из них, которая приглянулась Левитану, располагалась на окраине Плёса, недалеко от кладбищенской церкви. Здесь Левитан мог подолгу наблюдать игру солнечных бликов на берёзовых стволах, листве, молодой траве. В передаче вибрации цвета и световоздушной среды Левитан приближается к технике импрессионистов. Сродни их находкам и композиционное решение «Берёзовой рощи»: деревья у Левитана обрезаются краем холста. Подобный приём любим импрессионистами: это способствует «включённости» зрителя в происходящее на картине, создаёт эффект присутствия и ощущение спонтанности.
Помимо очевидных параллелей с импрессионистами (их работы Левитан увидит воочию чуть позже, когда побывает в Европе, и останется не то чтобы равнодушен – но воспримет в общем без особого восторга), «Берёзовая роща» вызывает почти обязательные ассоциации с еще тремя именами: Архип Куинджи, Камиль Коро и Антон Чехов.
Левитан и Куинджи: такие разные «Берёзовые рощи»
За четыре года до начала работы Левитана над «Берёзовой рощей», в 1881-м году, пейзажист-новатор Архип Куинджи выставил картину с таким же названием. И выбор мотива, и сам горизонтальный, слегка вытянутый формат обеих «Берёзовых рощ» сходны. В остальном же они разительно различны. Куинджи стремится к драматическим эффектам, сильным контрастам, а свет у него имеет величественную, непостижимую, космическую природу. Левитан в своей «Берёзовой роще» лиричнее и психологичнее. Куинджи работает с рациональной симметрией (ручей делит композицию пополам), Левитан при выборе ракурса добивается естественно-природной асимметрии. Куинджи работал по памяти – Левитан не мог завершить работу, не сверившись с природой.
Левитан и Коро: «бывают странные сближенья»
Чеховские параллели в «Берёзовой роще» Левитана
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История картины (Исаак Ильич Левитан.Берёзовая роща)
«Берёзовая роща» (1885-1889) считается одним из наиболее значительных «импрессионистских» шедевров Левитана.
Этот небольшой по размерам (50 на 29 см) пейзаж занял у Левитана целых четыре года, кочуя вместе с ним от одной важной пространственно-биографической вехи к другой. Он начал «Берёзовую рощу» в 1885-м в подмосковной усадьбе Бабкино на Истре, где в тесной компании семейства Чеховых и их друзей Киселевых Левитан провёл три плодотворных и нескучных лета, а заканчивал спустя четыре года уже в Плёсе – городе на Волге (почти случайно «открытом» Левитаном и его подругой Софьей Кувшинниковой по время речного путешествия), который станет целой эпохой в левитановской живописи.
Завершить «Берёзовую рощу» Левитан смог лишь оказавшись в Плёсе – городе, который художник прославит и который навсегда останется связанным с именем Левитана. Этот волжский городок стоит на холмах, покрытых белоствольными берёзовыми рощами. Одна из них, которая приглянулась Левитану, располагалась на окраине Плёса, недалеко от кладбищенской церкви. Здесь Левитан мог подолгу наблюдать игру солнечных бликов на берёзовых стволах, листве, молодой траве. В передаче вибрации цвета и световоздушной среды Левитан приближается к технике импрессионистов. Сродни их находкам и композиционное решение «Берёзовой рощи»: деревья у Левитана обрезаются краем холста. Подобный приём любим импрессионистами: это способствует «включённости» зрителя в происходящее на картине, создаёт эффект присутствия и ощущение спонтанности.
Помимо очевидных параллелей с импрессионистами (их работы Левитан увидит воочию чуть позже, когда побывает в Европе, и останется не то чтобы равнодушен – но воспримет в общем без особого восторга), «Берёзовая роща» вызывает почти обязательные ассоциации с еще тремя именами: Архип Куинджи, Камиль Коро и Антон Чехов.
Левитан и Куинджи: такие разные «Берёзовые рощи»
За четыре года до начала работы Левитана над «Берёзовой рощей», в 1881-м году, пейзажист-новатор Архип Куинджи выставил картину с таким же названием. И выбор мотива, и сам горизонтальный, слегка вытянутый формат обеих «Берёзовых рощ» сходны. В остальном же они разительно различны. Куинджи стремится к драматическим эффектам, сильным контрастам, а свет у него имеет величественную, непостижимую, космическую природу. Левитан в своей «Берёзовой роще» лиричнее и психологичнее. Куинджи работает с рациональной симметрией (ручей делит композицию пополам), Левитан при выборе ракурса добивается естественно-природной асимметрии. Куинджи работал по памяти – Левитан не мог завершить работу, не сверившись с природой.
Левитан и Коро: «бывают странные сближенья»
Чеховские параллели в «Берёзовой роще» Левитана
Рубрики: | Искусство/живопись Художники |
Метки: любимые художники левитан исаак ильич история картины анна вчерашняя
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
История создания
В 1880 году Куинджи окончательно прекратил сотрудничество с Обществом художников-передвижников. Этот разрыв оказал благотворное влияние на творчество живописца. В этот период он создал полотна, которые принесли ему настоящую славу:
Художник не перестает восхищаться яркими красками, солнечным светом, красотой окружающей природы. Картину «Березовая роща» Куинджи написал в 1879 году специально к VII Выставке художников-передвижников, но представил зрителям несколько позже.
Реакция на его произведение была неоднозначной. Некоторые критики усомнились в таланте живописца. Художника упрекали в безвкусице и большом количестве зеленого цвета на полотне, но у настоящих ценителей искусства она вызвала настоящее потрясение.
«Березовая роща» — картина, которой Куинджи очень гордился и считал одной из лучших. Береза стала любимым деревом живописца. Она не отпускала его все последующие годы.
Спустя несколько лет он написал пять работ на эту тему с похожими названиями. Две из них принято считать законченными, другие — являются поисками художника в стиле символизма.
Описание полотна
Изображение лесной опушки, известное зрителям по полотнам Левитана, Саврасова и Шишкина, использовал в своем творчестве и Архип Куинджи. «Березовая роща» — картина, в работе над которой мастер тщательно, почти с математической точностью, просчитал высоту деревьев, размер поляны и заднего плана. На полотне нет ничего спонтанного, оно представляет собой четко выверенную художественную мысль автора. Картину очень трудно назвать пленэрной работой. Об этом свидетельствуют многочисленные зарисовки и наброски, сделанные художником.
На полотне изображен яркий, сверкающий, солнечный день. На лесной поляне тихо и спокойно. Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи солнца. Они отбрасывают желтые блики на ровный ковер из травы. Картина сразу наполняет зрителя чувством умиротворения, радости и восторга. Художнику удалось вложить в простой пейзаж богатую гамму чувств
На переднем плане расположены белые березки. Солнечные блики движутся по стволам и переливаются в зеленеющей траве. Необыкновенная игра света и тени делает картину живой и наполняет трепетными чувствами.
Живописец, по сути, изобразил не березовую рощу, а небольшой фрагмент, уместившийся в раму. Зритель видит только стволы. Для художника неважно изображение кроны. Он считает, что воображение может дорисовать ее самостоятельно.
Главным является игра света. Он стремится передать, как освещение может изменить окружающее пространство. Кажется, что солнечные блики вплетены в тонкие березовые веточки. Живописец позволяет почувствовать дуновение теплого ветерка, услышать негромкое пение птиц и шелест листьев.
Для этого полотна Куинджи характерна некая декоративность. Она заметна в выверенном размещении березовых стволов. Они выглядят немного уплощенными. Художник не стремится передать движение. Картина лишена мелких деталей.
Около берез течет небольшая речка. Композиционно она делит изображение на две части. Чистая и прохладная вода контрастирует с летним жарким днем. Ее ровная зеркальная поверхность поросла ряской. Река постепенно уводит взгляд вглубь полотна, где виднеется лес.
Деревья вдали выглядят как сплошная темная стена, которая оттеняет цветовые контрасты. Такой прием позволяет подчеркнуть, что главное на картине находится на переднем плане прямо перед зрителем.
Вся красота пейзажа кроется в солнечном свете, заливающем поляну, и яркой зелени. Описание полотна можно использовать для рассказа или поиска идей для собственного сочинения в 5 классе.
Выразительные средства
Картина «Березовая роща» написана в жанре романтического пейзажа. Резкий контраст солнечного света и тени, тщательный выбор цветовой палитры, как и в других работах живописца, создают эффект необычного освещения.
Для работ Куинджи характерно особое, удивительное восприятие русской природы, которое становится своеобразным откровением. Особенностями работ Куинджи являются:
Эти особенности следует упомянуть в сообщении или тексте доклада о творчестве выдающегося живописца. Художник не изображает деревья полностью. Он дает лишь общую композицию. Куинджи не прорисовывает мелкие детали. Для него неважно изображение отдельных веточек и травинок. Важно создать настроение и вызвать чувства ликования, радости, восторга. Для этого он использует чистые яркие оттенки, позволяющие почти физически ощутить жаркий солнечный день.
Благодаря контрастам зритель не сразу замечает, что живописец использовал небольшое количество голубого, зеленого и белого цвета, сочетая темные тона со светлыми. Такой выбор сделал картину одновременно реалистичной и сказочной.
У многих современников Куинджи вызывало недоумение, как ему настолько реально удавалось воспроизвести свет. Мастер обладал невероятным даром использовать контраст и тщательно выбирать композицию. Именно поэтому его полотно отличается глубиной и чистотой. Темный фон позволяет воспринимать небольшой фрагмент бездонного голубого неба и светящиеся белые стволы.
Произведение оказывает необычное воздействие на зрителя. Его сюжет прост и понятен. С первых мгновений он становится родным и уютным. Картина словно открывает дверь в неизведанный сказочный мир, перемещающий зрителя на залитую ослепительными солнечными лучами поляну, позволяя насладиться простой незатейливой красотой родной природы летом.
Куинджи Архип Иванович. «Березовая роща» 1879
Куинджи Архип Иванович. «Березовая роща» 1879
«Березовая роща»
1879г
Холст, масло. 97 x 181 см
Государственная Третьяковская галерея
Картина притягивает и восхищает своей простотой, национальной самобытностью. Сюжет композиции с первых мгновений становится родным, по – домашнему уютным. Художник изобразил небольшую зеленую полянку, залитую солнечным светом. Поляну рассекает ручей, местами покрытый ряской. На одном из его берегов расположились сонные березки, подсвеченные солнцем и контрастирующие с темными очертаниями леса на заднем плане.
Картина завораживает своей легкостью, некой декоративностью: здесь почти нет деталей или акцентов. Все очень воздушно. Внимание привлекают лишь несколько ветвей березок, которые автор картины прорисовывает с большой любовью и реалистичностью.
Критики совершенно верно находят в композиции некий левитановский стиль: Куинджи, создавая «Березовую рощу», рассчитывает на воображение своего зрителя, дает ему лишь общую композицию, детали зритель додумывает сам.
Следует отметить также контрастность сочетаний: белоснежные, омытые светом березовые стволы оттенены темным, местами почти черным лесом, что изображен на дальнем плане.
Куиджи по праву считается «художником света»: полотно «Березовая роща» — лучшее тому доказательство. Тонкое сочетание света и тени, солнечные зайчики, скачущие по стволам деревьев и затемненная, восхищающая глубиной вода – все это передает привольность уголка рощи, лучезарность летнего дня.
Предварительно были сделаны многочисленные наброски. Все они объединены наличием березок на темном фоне
«Мастер света» — такое прозвище дали Куинджи другие художники. Так как для них всегда оставалось секретом его необычный талант изображать свет настолько реально, что, казалось, будто это не картина, а фотография. До сих пор много деятелей искусств в растерянности смотрят на картины и не понимают, как и чем можно передать свет луны или солнечные лучи, чтобы, глядя на них, жмуриться.
Произведение «Березовая роща» было написано в 1879 году. На полотне изображен яркий, лучезарный и, сверкающий солнечными лучами, день. Вокруг все спокойно и тихо, в душе селится некая неописуемая радость и восторг.
Так мастерски изображен уголок березового леса, поглощенного игрой «зайчиков», что невольно становишься свидетелем необычного представления – солнечные лучи вплетаются в висящие ветви берез и «катаются» на них, обдуваемые легким летним ветерком. И, кажется, что, если прислушаться, то можно услышать шелест листьев и пение птиц, стрекотание кузнечиков в высокой и мягкой траве. Наполненность контрастом зеленого цвета и его оттенков, позволяет ближе воспринять всю глубину и пышность березового леса.
Далее переносимся на ручей, который своим свежим и прохладным потоком уводит нас в глубину полотна, туда, где его уже не видать. Однако ощущение свежести и чистоты резко создает контраст между летним зноем и спасительной прохладой чистых вод ручья.
Чтобы придать лесу плотности и глубины, художник рисует на дальнем фоне картины темные силуэты, однако формы им конкретной не дает, что говорит о том, что самое важное здесь, перед глазами, раскинуто как на ладони.
Такой тонкости световых эффектов Куинджи добивается при помощи правильно подобранной композиции цвета и контраста. Ведь так тонко можно почувствовать свет, находясь во тьме. Поэтому и автор предпочитает сочетать темные тона со светлыми, чтобы одни на фоне других выделялись своей глубиной и чистотой. Темный лес даем нам возможность ярче воспринять голубое небо и почти светящиеся стволы берез.
Художник находится в восхищении от русских пейзажей, потому как именно русский лес полон мыслей и надежд, желаний и молитв, которые очень четко ощущаются, кода попадаешь в эту дивную природу.