у какого князя гайдн прослужил 30 лет
У какого князя гайдн прослужил 30 лет
Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать — урожденная Анна Мария Коллер — служила кухаркой.
Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.
Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Все это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.
Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клави-корде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от ее руководителя всего два урока!
Когда у Гайдна стал ломаться голос и он не смог больше петь в хоре, его бесцеремонно уволили. Для юноши началась самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений, а главное — непрерывного и упорного труда.
«Когда я, наконец, потерял свой голос, — пишет Гайдн в автобиографической заметке, — мне пришлось целых восемь лет едва перебиваться обучением юношества».
Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но все же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.
Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.
Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы «Кривой бес». Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751-1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех. «Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым». Смелый дебют молодого, еще мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принес ему популярность в демократических кругах и. весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в «шутовстве», «легкомыслии» и прочих фехах были позднее перенесены различными ревнителями «возвышенного» на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.
Последним этапом творческой юности Гайдна — перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь — были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы. Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.
Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днем и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские,, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем веселыми и жизнерадостными.
В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.
Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в фа мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приемов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению «веселой» церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.
Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрыленный вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет^ за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт до мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Мор-цин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье. Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но все же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создает свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.
Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.
Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и ее отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: «Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери». Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте — Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер — 32. Брак был заключен 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал. несчастным мужем на долгие десятилетия.
Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. «Ей было все равно, — выразился Гайдн однажды в старости, — кто ее муж — сапожник или артист». Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.
Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина — последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.
Йозеф Гайдн
«ОТЕЦ» СИМФОНИИ ЙОЗЕФ ГАЙДН
Этот композитор творил с надеждой на то, что его произведения помогут людям стать хотя бы немного счастливее и послужат им источником бодрости и вдохновения. С такими мыслями он приступал к своему любимому занятию. Йозеф Гайдн стал «отцом» симфонии, первооткрывателем других музыкальных жанров, он впервые написал на немецком языке светские оратории, а его мессы стали вершиной венской классической школы.
Сын каретного мастера
Йозеф Гайдн был удостоен многих почетных званий, стал членом музыкальных академий и обществ, а пришедшая к нему слава была заслуженной. Никто и предположить не мог, что сын каретного мастера из Австрии добьется таких почестей. Родился Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой австрийской деревне Рорау. Его отец не имел никакого музыкального образования, но самостоятельно освоил игру на арфе, неравнодушной к музыке была и мать будущего композитора. С раннего детства родители обнаружили у Йозефа хорошие вокальные данные и слух. Уже в пятилетнем возрасте он звонко подпевал отцу, а потом научился играть на скрипке и клавире и пришел в церковный хор исполнять мессы.
Дальновидный отец отправил малолетнего Йозефа в соседний городок к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. Тот обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там же Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами и научился играть на литаврах, сохранив на всю жизнь благодарность своему учителю.
Трудолюбие, упорство и природный красивый дискант сделали юного Йозефа известным в городе. Однажды туда приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы малолетних певчих. Йозеф Гайдн произвел на него впечатление и в 8 лет попал в хор крупнейшего собора Вены. Восемь лет молодой Гайдн постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже пытался сочинять духовные произведения для нескольких голосов.
Тяжелый хлеб
Самый сложный период для Гайдна начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, петь в разных церковных хорах, аккомпанировать певцам и играть в ансамблях. При этом молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению всего нового. Он брал уроки у композитора Николо Порпоры, а платил ему тем, что сам аккомпанировал его молодым ученикам. Гайдн штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочинял музыку разных жанров. А в 1951 году в одном из пригородных венских театров поставили зингшпиль Гайдна под названием «Хромой бес». В 1755 году у него появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Эти жанры в будущем станут важнейшими во всем творчестве композитора.
Странный союз Йозефа Гайдна
Приобретенная в Вене известность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф Гайдн написал первые пять симфоний. Кстати, за неполных два года работы у Морцина композитор успел связать себя брачными узами. 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года. Их семейный союз не стал счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной, она нисколько не ценила таланта мужа, сворачивала его рукописи в папильотки или использовала их вместо бумаги для выпечки. Но, к удивлению, их семейная жизнь в отсутствие любви, желанных детей и домашнего уюта продолжалась около 40 лет.
На службе у князя
Переломным в творческой жизни Йозефа Гайдна стал 1761 год, когда он подписал рабочий контракт с князем Паулем Эстергази. Долгих 30 лет композитор занимал пост придворного капельмейстера аристократического семейства. Князь с родственниками жил в Вене только зимой, а остальное время приводил в своей резиденции в городке Эйзенштадте или в поместье в Эстергази. Поэтому Йозефу пришлось на 6 лет уехать из столицы. Когда князь Пауль умер, его брат Николаус расширил капеллу до 16 человек. В родовом имении работало два театра: один предназначался для исполнения опер и драм, а второй – для кукольных представлений.
Конечно, положение Гайдна было сильно зависимым, но для того времени это считалось совершенно естественным. Композитор ценил свою теперь уже безбедную жизнь и всегда помнил о юношеских годах нужды. Иногда его охватывала хандра и желание скинуть с себя эти путы. По контракту Йозеф Гайдн был обязан сочинять те произведения, которые пожелает князь. Композитор не имел права их никому показывать, делать копии или писать для кого-то другого. Он должен был все время находиться вместе с Эстергази. Из-за этого Йозефу Гайдну так ни разу и не удалось побывать на родине классической музыки в Италии.
Но и у такой жизни была вторая сторона. Гайдн не испытывал материальных и бытовых трудностей, поэтому мог спокойно заниматься творчеством. Весь оркестр находился в его полном распоряжении, благодаря чему у композитора была прекрасная возможность для экспериментов и исполнения своих сочинений почти в любое время.
Поздняя любовь
замок-театр князя Эстергази
Четыре десятка лет Йозеф Гайдн посвятил симфонии. Он написал более сотни произведений в этом жанре. В театре князя Эстергази он поставил 90 опер. А в итальянской труппе этого театра композитор нашел и позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, специально для нее упрощал вокальные партии, прекрасно понимая ее возможности. Но Луиджа не принесла ему настоящего счастья – она была слишком корыстолюбива. Поэтому даже после смерти жены Гайдн благоразумно на ней не женился и даже в последнем варианте завещания уменьшил отведенную ей первоначально сумму вдвое, заметив при этом, что есть более нуждающиеся люди.
Слава и мужская дружба
Наконец настали времена, когда слава Йозефа Гайдна вышла за границы его родной Австрии. По заказу концертного общества Парижа он написал шесть симфоний, затем получил заказы из столицы Испании. Его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне, а конкурирующие антрепренеры Туманного Альбиона приглашали его на гастроли. Самым удивительным событием стало исполнение двух симфоний Йозефа Гайдна в Нью-Йорке.
В это же время жизнь великого композитора была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Нужно отметить, что их отношения никогда не омрачались ни малейшим соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как нужно создавать струнные квартеты, поэтому посвятил «папе Гайдну» несколько произведений. Сам же Йозеф считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.
Общеевропейский триумф
После 50-ти лет привычный уклад жизни Йозефа Гайдна резко поменялся. Он получил свободу, хотя продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками князя, и композитор уехал в Вену. В 1791 году его пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати других произведений. Гайдну предоставили в распоряжение один из лучших оркестров, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными. Вторые английские гастроли прошли с не меньшим успехом и оказались для него вершиной творчества. За две этих поездки в Англию композитор сочинил почти 280 произведений и стал доктором музыки Оксфордского университета – старейшего учебного заведения Англии. Король даже предложил композитору остаться в Лондоне, но тот отказался и вернулся в родную Австрию.
К тому времени на родине ему поставили первый прижизненный памятник недалеко от деревни Рорау, а в столице был организован вечер, на котором прозвучали новые симфонии Гайдна и фортепианный концерт в исполнении ученика маэстро – Бетховена. Впервые они встретились в Бонне, когда Гайдн ехал в Лондон. Поначалу занятия шли напряженно, но Вольфганг всегда относился к пожилому композитору с величайшим уважением, а затем посвятил ему фортепианные сонаты.
В последние годы Йозеф Гайдн увлекся хоровой музыкой. Этот интерес у него возник после посещения грандиозного фестиваля в честь Георга Фридриха Генделя, организованного в Вестминстерском соборе. Гайдн тогда создал несколько месс, а также оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Исполнением последней в Венском университете было отмечено 76-летие композитора.
Музыкальный протест
В начале 1809 года состояние здоровья маэстро совсем ухудшилось, он стал почти инвалидом. Неспокойными оказались и последние дни его жизни. Вена была захвачена войсками Наполеона, недалеко от дома Гайдна упало ядро снаряда и больному композитору пришлось успокаивать слуг. После капитуляции города Наполеон отдал приказ поставить возле дома Гайдна часового, чтобы никто не тревожил умирающего. В Вене до сих пор ходит легенда, что ослабленный композитор почти каждый день играл австрийский гимн в знак протеста против французских захватчиков.
Не стало Йозефа Гайдна 31 мая того же года. Через несколько лет потомки князя Эстергази решили перезахоронить маэстро в церкви города Эйзенштадт. Когда гроб вскрыли, под сохранившимся париком не обнаружили черепа. Оказалось, что друзья Гайдна его тайно изъяли перед погребением. До 1954 года череп находился в музее венского Общества любителей музыки и только в середине XX века был соединен с останками.
ФАКТЫ
Музыканты капеллы князя Эстергази часто подолгу оставались в разлуке со своими семьями. Однажды они обратились к Гайдну, чтобы тот озвучил князю их желание повидаться с родственниками. Маэстро придумал, как это сделать. Гости пришли послушать его новую симфонию. На пюпитрах были зажжены свечи и раскрыты ноты. После первых звуков, валторнист отыграл часть своей партии, сложил инструмент, потушил свечу и ушел. Один за другим так сделали все музыканты. Гости лишь недоуменно переглядывались. Настал момент, когда затих последний звук, и погасли все огни. Князь понял оригинальный намек Гайдна и дал возможность музыкантам отдохнуть от беспрерывного служения.
Большую часть жизни Йозеф Гайдн страдал от полипов в носу. Как-то раз его друг-хирург предложил удалить их и избавить композитора от мучений. Тот поначалу согласился, зашел в операционную, увидел нескольких санитаров-здоровяков, которым предстояло держать маэстро, настолько испугался, что с криками выбежал из помещения, так и оставшись с полипами.
Биография Йозеф Гайдн В капелле Эстерхази (Зарубежные композиторы)
В 1761 году молодой, но уже довольно известный в Вене композитор был приглашен богатым венгерским князем Эстерхази руководить капеллой. Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время в загородном дворце в Эстерхазе, провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижера).
В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых «Медведь», «Детская», «Школьный учитель».
Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения.
Это давало возможность исправлять все то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать — что получалось особенно удачным.
Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстерхази, непрерывно наводнявших его дворцы. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины — в Англии, Франции, России. Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия на то князя. А князь не любил отлучек «своего» капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор Особенно остро чувствовал свою зависимость. «Капельмейстер Я или капельдинер?» — с горечью восклицал он в письмах к своим друзьям.
Каким недолгим казалось ему время, если все же удавалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. Но такие встречи были чрезвычайно редки.
По преданию, однажды пребывание в летнем дворце затянулось до поздней осени. Наступили холода, а с ними и болезни.
Болотистая местность, окружавшая Эстерхазу, постоянно вызывала заболевания малярией. Измученные болезнями музыканты страдали и от разлуки со своими семьями. В летнее время видеться с родными им было запрещено. Князь не хотел ничего замечать. Тогда Гайдн своеобразно напомнил об этом нечуткому хозяину. Он написал симфонию, которая впоследствии получила название «Прощальной». Во время исполнения симфонии музыканты один за другим покидали оркестр и гасили свечи у своих пюпитров. В конце концов остались двое скрипачей (в том числе и сам Гайдн), которые, закончив произведение, тоже погасили свечи и ушли со, сцены. Намек был понят, и князь «милостиво» отдал распоряжение собираться в Эйзенштадт.
Зависимое положение слуги не позволяло Гайдну уйти со службы. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна еще ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Франц Йозеф Гайдн
Фото Все
Видео Все
Йозеф Гайдн Биография великого композитора Гайдна
Йозеф Гайдн — биография
Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, представлявший венскую классическую школу. Автор мелодий, на основе которых впоследствии написали гимны Германии и Австро-Венгрии.
Мир классической музыки настолько сложен, что его невозможно охватить с одного взгляда. Он условно делится на стили и эпохи, центральной из которых принято считать эпоху музыкального классицизма. С этим периодом связано три имени, которые известны каждому человеку, не зависимо от того, любит ли он классику или абсолютно к ней равнодушен. Гайдн, Моцарт, Бетховен – их творчество было связано с Веной 18-го века, поэтому стиль их музыки принято называть венским классицизмом, а их самих считают венскими классиками.
Йозеф Гайдн был самым старшим среди них, даже Моцарт звал его «папаша Гайдн». Еще говорят, что он «отец симфонии». Нельзя сказать, что до него никто не писал симфоний, писали, но только Гайдн довел ее до логического завершения, до классического совершенства. Благодаря ему симфония приобрела то звучание, которое очаровывает слушателей уже не одно столетие. Гайдн стал первым, кто усовершенствовал струнный квартет и клавирную сонату.
Детство
Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой деревушке Рорау (Австрия), практически на границе с Венгрией. Родители мальчика не имели никакого отношения к музыке. Отец трудился каретным мастером, мама была кухаркой. Но они очень любили музыку, отец в молодости сам научился играть на арфе, мама хорошо пела. Франц (хотя он сам себя никогда не называл этим именем) рос в многодетной семье. Всего у родителей было семнадцать детей. Жили бедно, но дружно. В их доме любили собираться соседи, попеть, поплясать, послушать игру на арфе хозяина дома.
Портрет Йозефа Гайдна в детстве
Маленький Йозеф больше всех унаследовал отцовские способности к музыке. В возрасте 5-ти лет он имел красивый звонкий голосок и отличное чувство ритма, охотно подпевал папе. Вскоре он самостоятельно научился играть на скрипке, а немного погодя пел в церковном хоре.
Родители мальчика проявили небывалую для их положения дальновидность. Они поняли, что у сына талант, и отправили мальчишку в соседний город, где проживал их родственник – Иоганн Матиас Франк. Он работал ректором школы, и преподавал своим ученикам не только математику и грамматику, но и учил их играть на скрипке и петь. Именно там Йозеф научился играть на духовых и струнных инструментах, за что был благодарен своему наставнику до самой смерти.
Йозеф рос трудолюбивым и упорным, а к тому же имел врожденный звонкий голос, по которому его узнавали в родном краю. Однажды их деревню посетил Георг фон Рейтер, известный композитор из Вены. Он приехал специально, чтобы отобрать лучших певцов для своей капеллы. Гайдн очень понравился именитому композитору, и он взял восьмилетнего мальчишку с собой. Два года Йозеф пел в крупнейшем соборе Вены, а кроме этого знакомился с тонкостями композиции и пробовал сочинять собственные духовные композиции.
Самым сложным периодом в биографии молодого музыканта стал 1749 год. Йозефу пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, он давал уроки, пел в церковном хоре, играл на струнных инструментах в составе разных ансамблей. Сложностей оказалось немало, но Гайдн никогда не впадал в уныние и стремился научиться чему-то новому.
Йозеф Гайдн в юности
Все, что удавалось заработать, молодой человек тратил на оплату уроков Николо Порпоры, известного композитора. Когда деньги заканчивались, Йозеф выступал аккомпаниатором других учеников композитора. Он был одержим музыкой, ему нравилось изучать книги по композиции, разбирать клавирные сонаты, сочинять разножанровую музыку. Йозеф мог без усталости заниматься до глубокой ночи.
Первую оперу Гайдна – «Хромой бес», в 1751 году поставил один пригородный венский театр. Спустя четыре года композитор стал автором первого струнного квартета, а в 1759 году представил на суд слушателей свою первую симфонию. Именно симфония стала самым важным жанром всего творчества Гайдна.
Творчество
Большие перемены в жизни ждали композитора в 1761 году. 1 мая того года он подписал договор с князем Эстергази, и все следующие тридцать лет служил у него в качестве придворного капельмейстера.
Князь Эстергази и его семья в Вене бывали только зимой, все остальное время проводили в своих основных резиденциях, расположенных в небольшом городишке Айзенштадт. На протяжении шести лет Йозеф жил в имении, ничуть не жалея за столичной суетой.
Йозеф Гайдн пишет музыку
Договор, подписанный Гайдном и Эстергази, имел одно условие – композитор должен был писать только ту музыку, которая требовалась для его сиятельства. Поэтому в ранних симфониях Йозефа участвует небольшой состав музыкантов, которых отдали ему в распоряжение. Но, по прошествии пары лет безупречной службы, князь пошел на уступки, и разрешил добавить в оркестр любые инструменты на усмотрение композитора.
Больше всего внимания Гайдн уделял своему любимому жанру – симфонии. В 60-70-е годы XVIII века он написал подряд несколько композиций — №44 (Траурная), №49 (Страсти), №45 (Прощальная).
Они стали отражением эмоционального отклика на новое литературное течение «Буря и натиск», зарождавшееся в те годы. Примечательно и то, что в эти годы Гайдн трудится и над созданием детских симфоний.
Вскоре имя австрийского композитора стало известным далеко за пределами австрийских границ, и парижское концертное общество заказало ему шесть симфоний. После того, как этот заказ был выполнен, он приступил к выполнению другого заказа, из Испании. Спустя некоторое время произведения Гайдна уже издавались в Лондоне и Неаполе.
Оркестр Йозефа Гайдна
Йозеф Гайдн был не только талантливым и популярным композитором, он умел дружить по-настоящему. Именно такая тесная дружба связывала его с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Они никогда не соперничали между собой, не завидовали, а радовались успехам друг друга. Вольфганг всегда говорил, что именно Гайдн научил его методике создания струнных квартетов. Впоследствии благодарный ученик посвятил своему учителю два произведения. А Гайдн в свою очередь видел в Моцарте величайшего композитора-современника.
Привычный образ жизни композитора поменялся после достижения им 50-летнего возраста. Он обрел долгожданную свободу от обязательств князю Эстергази, хотя наследники и продолжали считать его придворным капельмейстером. Потомки знатного рода распустили капеллу, и Гайдн вернулся в Вену.
В 1791 году Йозеф получил приглашение из Англии, куда его звали на гастроли. По условиям договора композитор должен был написать шесть симфоний и исполнить их именно в Лондоне. Кроме этого, ему предстояло написать оперу и двадцать произведений в дополнение ко всему. В распоряжении Франца Йозефа теперь был оркестр из четырех десятков музыкантов. В общей сложности он провел в Лондоне полтора года, и это время стало наивысшим триумфом его карьеры. Гастроли в Англии имели невероятный успех. За это время Гайдн написал почти триста произведений, получил степень доктора Оксфордского университета.
Личная жизнь
Благодаря популярности, приобретенной Гайдном в Вене, его взял к себе на работу граф Морцин. Для его капеллы композитор написал пять своих первых симфоний. Йозеф отработал у графа чуть меньше двух лет, но этого хватило, чтобы улучшить свое материальное состояние и устроить личную жизнь.
Гайдну было 28, когда он влюбился в младшую дочь придворного парикмахера, но девушка, неожиданно для всех, приняла монашеский постриг. Йозефа поразило это решение любимой до глубины души, он в порыве то ли злости, то ли разочарования, решил сделать предложение руки и сердца ее родной сестре – Марии Келлер, хоть она и была старше его на четыре года.
Йозеф Гайдн и Мария Келлер
Семейная жизнь не принесла счастья композитору. Супруга музыканта отличалась сварливостью и расточительностью. Мало того, она не признавала в муже гениального композитора, не дорожила его творчеством. Бывало такое, что рукопись Гайдна она использовала как бумагу для выпечки. Но, несмотря на отсутствие взаимопонимания и детей, супруги прожили в браке сорок лет.
Из Йозефа так и не получился любящий муж и отец, поэтому все эти годы он посвятил делу всей своей жизни – симфониям. Гайдн стал автором сотен музыкальных произведений, театр князя Эстергази поставил девяносто его опер.
И все же в жизни музыкального гения случилась поздняя любовь, которую он встретил именно в том театре. Ее звали Луиджа Польцелли, она была молодой неаполитанской певицей, сумевшей очаровать пожилого композитора. Йозеф страстно влюбился в девушку, приложил массу усилий, чтобы продлить с ней контракт, специально для нее писал упрощенные вокальные партии, с учетом ее возможностей.
Но и эти отношения не сделали Гайдна счастливыми. Надменность и корыстолюбие девушки было видно, что называется, невооруженным взглядом. Поэтому, когда композитор овдовел, он так и не сделал предложение Луиджи. В конце жизни, когда Йозеф составлял последний вариант своего завещания, он оставил ей сумму, в два раза меньше первоначальной.
Смерть
Большое впечатление произвел на Гайдна фестиваль Генделя, который прошел в Вестминстерском соборе. С тех пор он серьезно заинтересовался хоровой музыкой. В конце своей жизни композитор написал шесть месс и две оратории – «Сотворение мира» и «Времена года».
Сердце великого композитора остановилось 31 мая 1809 года в Вене, которую на то время оккупировали наполеоновские войска. По приказу самого Наполеона, которому доложили о смерти величайшего из композиторов, возле его дома был выставлен почетный караул. Хоронили Йозефа Гайдна 1 июня.
В 1820 году по приказу князя Эстергази останки Гайдна должны были перезахоронить на территории церкви Эйзенштадта. Интересно то, что когда вскрыли гроб, то вместо черепа увидели лишь парик композитора. Оказалось, сам череп был похищен с целью изучения особенностей его строения и для предотвращения его разрушения. И только 5 июня 1954 года, спустя более ста лет, череп и останки воссоединили.