у какого животного отсутствует хитиновый покров
ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: Подведем итоги Стр 134
Выполните задания
№ 1. Назовите признаки, по которым представителей членистоногих объединяют в один тип.
Признаки, по которым представителей членистоногих объединяют в один тип:
Наличие хитинового покрова, который выполняет роль наружного скелета;
Сложная голова с ротовыми органами;
Незамкнутая кровеносная система;
Наличие настоящих конечностей, которые служат для передвижения и захвата пищи;
Хорошо развитые органы чувств и нервная система.
№ 2. Укажите характерные признаки представителей классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.
Признаки класса Ракообразные:
Два отдела тела (брюшко и головогрудь);
Наличие хитинового покрова, поперечно-полосатых мышц;
5 пар ходильных лап;
Пара сложных глаз на подвижных стебельках;
Ротовой аппарат грызущего типа;
Дыхательная система представлена жабрами;
Выделительная система представлена двумя зелеными железами;
Незамкнутая кровеносная система, сердце пятиугольной формы.
Признаки класса Паукообразных:
Два отдела тела (головогрудь и брюшко);
Наличие хитинового покрова, поперечно-полосатых мышц;
4 пары ходильных ног;
4 пары простых глазков;
Ротовой аппарат сосущего типа, переваривание пищи наружное;
Дыхательная система – лёгочные мешки или трахеи;
Выделительная система представлена выделительными трубочками и почками.
Незамкнутая кровеносная система, сердце трубочковидное.
Признаки класса Насекомых:
Тело имеет три отдела (голова, грудь, брюшко);
Наличие хитинового покрова, поперечно-полосатых мускулов;
3 пары ходильных ног;
Пара сложных глаз и простые глазки;
Ротовой аппарат грызущего, сосущего или колюще-сосущего типа, сложные железы;
Органы дыхания – трахеи;
Выделительная система представлена выделительными трубочками и жировым телом.
Кровеносная система незамкнутая, сердце трубочковидное.
№ 3. Назовите промысловых ракообразных. Опишите их среду обитания.
К промысловым ракообразным относятся креветки, лангусты, крабы, омары. Среда их обитания разнообразна. Например, речные раки обитают в реках и озерах. Крабы живут только в морях и в некоторых пресных водоемах, а креветки – жители океанов и морей.
№ 4. Сравните нервную систему речного рака и паука-крестовика и назовите различия.
У речного рака и паука-крестовка нервная система узлового типа. Отличие состоит в том, что у рака она представлена окологлоточным нервным кольцом нервными узлами, которые образуют брюшную нервную цепочку.
У паука-крестовика нервная система представлена надглоточным узлом с пятью парами нервных узлов, которые образуют мозг. От мозга отходит нервная брюшная цепочка, а все ганглии соединены друг с другом.
№ 5. Установите взаимосвязь особенностей питания паука-крестовика и строения его пищеварительной системы.
№ 6. Охарактеризуйте черты приспособленности насекомых к полету.
Приспособленность насекомых к полету выражена в обтекаемой со всех сторон форме их тела, легких и прочных крыльях, малом общем весе.
№ 7. Сравните функции гемолимфы речного рака и майского жука.
Гемолимфа – это кровь, смешенная с лимфой (межтканевой жидкостью). Она бесцветная или со слегка зеленоватым оттенком. У речного рака кровеносная система по строению незамкнутая. Из сосудов гемолимфа изливается в промежутки между органами, где отдает в клетки питательные вещества и кислород, а забирает продукты обмена и углекислый газ. Далее гемолимфа благодаря работе сердца поступательными движениями по сосудам оправляется в жабры.
У майского жука, как и у всех насекомых, гемолимфа выполняет такую же функцию, что и кровь с лимфой у животных с замкнутой кровеносной системой.
№ 8. Охарактеризуйте особенности строения и функций систем внутренних органов членистоногих по сравнению с кольчатыми червями.
У членистоногих пищеварительная система представлена ротовым аппаратом, который образован видоизменёнными членистыми конечностями. Передний отдел кишечника у них дифференцирован и включает глотку, пищевод и желудок. Печень есть только у насекомых, тогда как у кольчатых червей она вовсе отсутствует.
Разнятся также кровеносная, нервная и выделительная системы. У членистоногих трубчатое сердце, сильно развитый надглоточный ганглий, который образует мозг. У кольчатых червей функцию сердца выполняют пульсирующие участки сосудов. У членистоногих выделительная система выражена мальпигиевыми сосудами (пауки и насекомые) или зелеными железами (раки). У кольчатых червей она представлена метанефридиями.
Также все членистоногие являются раздельнополыми, тогда как среди кольчатых червей есть особи гермафродиты.
№ 9. Опишите роль насекомых в природе, в жизни человека.
Роль насекомых в природных сообществах огромна. Насекомые важнейшие опылители цветковых растений. Они служат пищей различным позвоночным (паукам, многоножкам), рыбам, амфибиям, рептилиям и зверям, даже некоторым насекомоядным растениям (росянке). Среди насекомых много санитаров, которые помогают перерабатывать органические остатки растений и животных. Почвенные насекомые и их личинки повышают плодородие почвы, перемешивая и удобряя её своими экскрементами. Велика роль насекомых в круговороте веществ в природе.
Стр. 134. Какие утверждения верны?
№ 1. Членистоногие имеют сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности и хитиновый покров.
№ 2. Хитиновый покров защищает тело от потери влаги.
№ 3. У членистоногих органы обоняния и осязания развиты плохо.
№ 4. Пчёлы имеют простые и сложные глаза, паук-крестовик — только простые.
№ 5. Большинство членистоногих раздельнополые.
№ 6. Членистоногие наиболее сходны по строению с плоскими червями.
№ 7. Органы выделения насекомых — мальпигиевы сосуды.
№ 8. Органы дыхания насекомых – лёгкие.
Стр. 134. Выберите все правильные ответы
№ 1. К типу Членистоногие относят:
Ответ: б.
№ 2. Паукообразные, в отличие от ракообразных,
а) обитают преимущественно в наземно-воздушной среде;
б) имеют лёгочное и трахейное дыхание;
в) имеют наружный скелет;
г) некоторые виды являются переносчиками тяжёлых заболеваний человека.
Ответ: б.
№ 3. Среди членистоногих насекомые – самая высокоорганизованная группа животных, так как
а) их тело разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко;
б) у них хорошо развиты органы чувств;
в) их нервная система включает надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюшную нервную цепочку;
г) они дышат с помощью легких.
Ответ: в.
№ 4. Насекомые связаны с другими живыми организмами, они:
а) распространят плоды и семена растений;
б) опыляют цветковые растения;
в) являются пищей для других животных;
г) наносят вред отдельным видам организмов.
Ответ: в.
Стр. 135. Вопросы для обсуждения
№ 1. У наземных членистоногих имеется особое образование – жировое тело. Какие функции оно выполняет?
Жировое тело – это образование неопределенной формы мезодермального типа, которое необходимо наземным членистоногим для накопления и синтеза резервных и транспортных веществ, а также выделения и целого ряда других функций.
№ 2. Что способствовало формированию разнообразия ракообразных в природе?
В первую очередь, разнообразию ракообразных способствовала их неприхотливость к условиям окружающей среды и быстрая приспосабливаемость. Они могут обитать в пресной и морской воде, в толще воды или на дне водоемов.
№ 3. Почему у насекомых различных отрядов имеются разнообразные ротовые аппараты?
Ротовые аппараты у разных видов насекомых являются результатом эволюционного развития и видоизменения парных конечностей. Исходным является грызущий ротовой аппарат, от которого в процессе эволюции и, исходя из условий окружающей среды обитания членистоногих, развилось множество других типов аппарата: трубчато-сосущий, колюще-сосущий, лижущий и т.д.
Стр. 135. Темы проектов
№ 1. Ракообразные – первичные членистоногие. Места их обитания.
Ракообразные – это крупная группа членистоногих, к которым относятся такие животные, как омары, крабы, креветки, лангусты, криль, речной краб. Как и другие членистоногие, ракообразные имеют хитиновый экзоскелет, который ограничивает их рост. Поэтому периодически они его сбрасывают в процессе линьки до тех пор, пока особь не достигнет нужного размера.
От других членистоногих ракообразные отличаются наличием двуветвистых конечностей и особой формой личинки – науплиуса. Также у представителей этого вида есть две пары усиков, а дыхание осуществляется с помощью жабр.
Они освоили практически все типы водоемов. Некоторые ракообразные обитают в почве влажных тропических районов (рачки-бокоплавы) и на суше (мокрицы, крабоиды). И большинство из них является активно передвигающимися животными, хотя существуют и неподвижные виды, например, морские уточки или морские жёлуди.
№ 2. Распространение паукообразных, их роль в природе.
Распространены паукообразные повсеместно и являются преимущественно наземными обитателями. Однако среди, например, клещей, есть виды, которые населяют такие водоемы, как океаны и моря.
№ 3. Особенности строения органов зрения у членистоногих.
У членистоногих различают две категории органов зрения. Это сложные или фасеточные глаза и простые глаза или глазки. Фасеточным глазам приписывают возможность восприятия формы и движения предметов. Хотя строение их и строение простых глаз практически одинаково. Составные части их располагаются послойно. При этом наружные слои, которые представлены частью кутикулы и частью клеточных слоев, играют роль преломляющей среды. Чуть глубже располагается слой воспринимающих раздражение клеток, то есть, слой ретины или сетчатки.
№ 4. Усложнение организации насекомых.
Усложнение организации насекомых характеризуется:
Наличием трахейного дыхания;
Замкнутой кровеносной системой;
Наличием хитинового покрова;
Превращение с полным и неполным метаморфозом;
Рост тела, который сопровождается линькой.
№ 5. Использование насекомых в хозяйственной деятельности человека.
Многие насекомые приносят ценные продукты питания и сырье для промышленности, например мед. Все они являются хорошими опылителями, которые значительно повышают урожайность культурных и садовых растений. Некоторые виды представителей этого класса используются с целью биологических методов борьбы с вредителями фруктовых деревьев и овощных культур.
Глава 8
Общая характеристика типа Хордовые. Бесчерепные и рыбы
У какого животного отсутствует хитиновый покров
Выберите признаки, являющиеся общими для членистоногих и моллюсков. Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) лучевая симметрия тела
2) двусторонняя симметрия тела
3) трехслойное строение тела
4) сегментация тела
5) хитиновый покров
6) незамкнутая кровеносная система
Основные особенности строения моллюсков следующие: тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие). Под цифрами 1 — признак Кишечнополостных; 4 — Кольчатые черви и Членистоногие; 5 — Членистоногие.
Многие моллюски ассимметричные животные.
Да, это отмечено в примечании
Раковина (моллюска) секретируется мантией (некоторые группы, например голожаберные (Nudibranchia), её вторично лишены) и состоит в основном из хитина и конхиолина (белок, укреплённый карбонатом кальция).
* Периостракум — наружный тонкий слой, состоящий исключительно из белка — конхолина. Фактически, он представлен двумя плотно прилегающими друг к другу слоями.
* Остракум — средний слой раковины, состоит из кристаллических призм углекислого кальция (СaCO3) в обёртке из конхиолина. Структура его может быть весьма разнообразной.
* Гипостракум или перламутровый слой — внутренний слой раковины, состоит из пластин СaCO3, также обёрнутых конхиолином.
Нередко, особенно у высокоорганизованных брюхоногих моллюсков, перламутровый слой отсутствует; зато остракум в таких случаях может состоять из множества разных по структуре слоёв.
Углекислый кальций в составе раковины моллюсков может находиться в виде трёх модификаций:
* Арагонит (характерен для наиболее древних моллюсков; перламутровый слой всегда состоит только из арагонита)
* Кальцит (по-видимому, эта модификация — более позднее приобретение моллюсков)
* Ватерит (используется для репарации).
Хитиновый ПОКРОВ нельзя считать признаком сходства, хитиноподобное вещество, упомянутое в статье Википедии, есть не у всех Моллюсков, и не является покровом.
Двусторонняя симметрия тела обнаруживается не у всех моллюсков (это отмечено в примечании). Тем не менее, для вас это верный признак сходства.
Во всех организмах, вырабатывающих и использующих хитин, он находится не в чистом виде, а в комплексе с другими полисахаридами, и очень часто ассоциирован с белками.
В естественном виде хитины разных организмов несколько отличаются друг от друга по составу и свойствам.
Экзоскелет (раковина) моллюска выступает в качестве его покровной системы. Хитин, в числе прочих органических и минеральных веществ участвует в формировании экзоскелета, т.е. покрова. Почему это не может быть признаком сходства?
«Двусторонняя симметрия тела обнаруживается не у всех моллюсков (это отмечено в примечании). Тем не менее, для вас это верный признак сходства»
Для НАС — это не совсем верный признак, поэтому МЫ и прописали это к примечании.
Составители сайта, не являются составителями заданий, мы их только поясняем для Вас.
Тем не менее,если ВЫ спрашиваете лично моё мнение. я не считаю себя достаточно компетентной, чтобы спорить про состав органических соединений. но ни в одном учебнике для учащихся и в справочниках для подготовки к ЕГЭ не упоминается хитин в составе раковин Моллюсков.
Тест тематического контроля по теме «Членистоногие»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест тематического контроля по теме «Членистоногие»
В заданиях № 1 – 10 выберите ОДИН верный ответ и отметьте его в бланке ответов
1. Важнейшим систематическим признаком типа членистоногих является:
обитание в наземно-воздушной среде
сегментация тела и конечностей
наличие кровеносной системы
2. Признаком усложнения организации членистоногих по сравнению с кольчатыми червями является наличие у них:
брюшной нервной цепочки
основа наружного скелета членистоногих
пигмент в покрове членистоногих
орган дыхания паукообразных
4. Членистоногие, имеющие три пары ног, относятся к классу:
5. Дыхание пауков осуществляется при помощи:
трахей и лёгочных мешков
всей поверхности тела
Тест тематического контроля по теме «Членистоногие»
В заданиях № 1 – 10 выберите ОДИН верный ответ и отметьте его в бланке ответов
1. Основой для классификации насекомых является:
обитание в наземно-воздушной среде
количество крыльев и их строение
2. Признаком усложнения организации членистоногих по сравнению с кольчатыми червями является наличие у них:
брюшной нервной цепочки
3. Хитиновый покров выполняет роль наружного скелета, так как он:
предохраняет их тела от высыхания
служит местом прикрепления мышц
находится в полости тела
4. Членистоногие, имеющие четыре пары ног, относятся к классу:
5. Дыхание насекомых осуществляется при помощи:
трахей и лёгочных мешков
всей поверхности тела
7. Слуховой аппарат расположен на голенях передних ног у:
индивидуальное развитие особи
период в индивидуальном развитии особи
развитие особи из неоплодотворённого яйца
изменения в строении особи в течение индивидуального развития
9. У насекомых с неполным превращением отсутствует стадия развития:
10. Определите правильную последовательность развития бабочки капустной белянки:
1) яйцо → личинка → взрослое насекомое
2) яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое
3) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое
4) куколка → личинка → яйцо → взрослое насекомое
7. Слуховой аппарат расположен по бокам первого членика брюшка у:
8. Партеногенез – это:
индивидуальное развитие особи
период в индивидуальном развитии особи
развитие особи из неоплодотворённого яйца
изменения в строении особи в течение индивидуального развития
9. Насекомые с полным превращением линяют на стадии:
личинки, куколки, взрослого насекомого
10. Определите правильную последовательность развития майского жука:
1) яйцо → личинка → взрослое насекомое
2) яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое
3) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое
4) куколка → личинка → яйцо → взрослое насекомое
11. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит
А. Тело состоит из 2-х отделов: головогруди и брюшка
Б. Тело состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка
В. Большинство животных имеют крылья
Г. Крылья отсутствуют
Д. На голове 1 пара усиков
Е. На голове 2 пары усиков
Ж. Животные имеют 1 пару сложных глаз
З. Наряду со сложными глазами имеются простые
12. Продолжите аналогию. Вместо знака вопроса напишите слово ответ:
13. Дополни предложение. Вместо многоточия впишите слово.
У таракана тип ног …, тип ротового аппарата ….
14. Дополни предложение. Вместо многоточия впишите слово.
11. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит
А. Тело состоит из 2-х отделов: головогруди и брюшка
Б. Тело состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка
В. Брюшко членистое
Г. Брюшко нечленистое
Д. На голове 1 пара усиков
Ж. Развитие у большинства видов прямое
З. Развитие с полным или неполным превращением
12. Продолжите аналогию. Вместо знака вопроса напишите слово ответ:
13. Дополни предложение. Вместо многоточия впишите слово.
У жука-плавунца тип ног …, тип ротового аппарата ….
14. Дополни предложение. Вместо многоточия впишите слово.
15. Определите правильные и неправильные утверждения, и обведи кружком соответствующий вариант ответа:
Членистоногие наиболее сходны по строению с плоскими червями
Хитиновый покров не пропускает воду и газы
У насекомых замкнутая кровеносная система
Паутинные бородавки пауков – это видоизменённые конечности
Маска – это орган захвата добычи у личинки стрекозы
Куколки насекомых активно питаются
Насекомые, как и ракообразные, имеют крылья
Личинка саранчи похожа на взрослое насекомое
15. Определите правильные и неправильные утверждения, и обведи кружком соответствующий вариант ответа:
Членистоногие наиболее сходны по строению с кольчатыми червями
Хитиновый покров мягкий и эластичный
У водных насекомых развито жаберное дыхание
Вследствие малой подвижности головогруди, глаза у раков расположены на стебельках
При развитии с неполным превращении отсутствует стадия личинки
Гусеницы бабочек имеют грызущий ротовой аппарат
Пауки характеризуются внекишечным пищеварением
Личинка майского жука не похожа на взрослое насекомое
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: 41897032823
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по биологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по биологии
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Биологии».
Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
учебно-методический комплект по биологии Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред.проф.В.М.Константинова.-М.:Вентана-Граф,2014.
На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.
В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.
Распределение заданий по основным разделам
Подцарство Многоклеточные животные.
Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви
Развитие жизни на Земле
Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – 1 минута;
для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;
для заданий высокого уровня сложности – до 5 минут
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
2.За верное выполнение каждого из заданий В 1 –В 5 выставляется 2 балла.
3.За ответы на задания В 1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
4.За ответ на задания В 2 – В 5 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
5.Задания С 1 и С 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 28.
Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале
Отметка по 5-ной шкале
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.
Код проверяемых умений
Максимальный балл за выполнение
Общие сведения о мире животных
Зоология – наука о царстве Животных. Отличие животных от растений.
Строение тела животных
Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные
Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных
Подцарство Многоклеточные животные.
Особенности строения, жизнедеятельности и развития Кишечнополостных животных
Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских, круглых и кольчатых червей
Особенности строения, жизнедеятельности и развития моллюсков
Особенности строения, жизнедеятельности и развития Членистоногих
Особенности строения, жизнедеятельности и развития рыб.
Особенности строения, жизнедеятельности и развития земноводных.
Особенности строения, жизнедеятельности и развития пресмыкающихся.
Особенности строения, жизнедеятельности и развития птиц.
Развитие жизни на Земле
Историческое развитие животного мира
Особенности строения, жизнедеятельности и развития Членистоногих. Умение проводить множественный выбор
Особенности развития Хордовых животных. Умение устанавливать соответствие
Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских, круглых и кольчатых червей. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов
Особенности строения, жизнедеятельности и развития птиц. Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных
Особенности строения, Членистоногих. Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму
Особенности жизнедеятельности и развития рыб. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме
Особенности строения, жизнедеятельности Млекопитающих. Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии
признаки живых организмов (животных)
объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп)
изучать биологические объекты и процессы
описывать и объяснять результаты опытов
описывать биологические объекты
распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями
Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 7 класса
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 19 заданий.
Часть С включает 2 задания, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть А. При выполнении заданий А 1 – А 12 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
1) питаются готовыми органическими веществами
2) способны к фотосинтезу
3) не передвигаются
4) растут всю жизнь
3) эндоплазматическая сеть
2) амёба дизентерийная
3) амёба обыкновенная
1) наличие ротового отверстия
2) прикреплённый (сидячий) образ жизни
3) наличие раздельнополых особей
4) небольшое разнообразие клеток, образующих их тело
1) нервных клеток, образующих нервную сеть
2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями
3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов
4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки
1) плотный хитиновый покров
2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе
3) мягкое членистое тело
4) мягкое тело, не разделённое на членики
1) конечности рычажного типа
2) хитиновый скелет
3) одну пару усиков
1) приспособлены к наземному размножению и развитию
2) имеют две пары рычажных конечностей
3) помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание
4) имеют развитую нервную систему
1) мелкими земноводными
2) мелкими млекопитающими
4) летающими насекомыми
Часть В. При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания
1) имеют замкнутую кровеносную систему
2) тело разделено на голову, грудь и брюшко
3) дышат с помощью жабр
4) имеют фасеточные глаза
5) не имеют конечностей на брюшке
6) имеют клешни на концах ходильных конечностей
В 2 . Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
A) исполинский кенгуру
Б) травяная лягушка
В) гребенчатый тритон
Д) средиземноморская черепаха
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 3 . Вставьте в текст «Пищеварение у плоских червей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ
В 4 . Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря
2) поступление непереваренных продуктов в клоаку
3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны
4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка
В 5 . У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.
Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведённой выше классификации) у приведённого на рисунке животного.
A. Расчленённость тела:
1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников,
2) тело делится на несколько чётко различимых отделов (тагм).
Б. Количество крупных отделов (тагм):
2) две тагмы (головогрудь и брюшко),
3) три тагмы (голова, грудь и брюшко).
B. По количеству ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизменённые:
Г. По устройству глаз:
1) есть два сложных (фасеточных) глаза,
2) есть несколько простых глаз.
Д. По наличию крыльев:
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С 1 . Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:
1) Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью её жабр?
2) У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?
3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?
С 1 . Используя содержание текста «Приматы», ответьте на следующие вопросы.
1) Каково значение пальцев?
2) Какова особенность расположения ушных раковин у приматов?
3) Назовите один из признаков, по которому приматов относят к классу Млекопитающие?
Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные – обезьяны (в переводе слово «приматы» означает «первые»). Приматы – обитатели тропиков. Большинство из них живёт в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днём. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детёныши занимают подчинённое положение.
В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголённые ладони и подошвы стопы.
У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперёд. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают всё же сочные плоды.
Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своём местонахождении.
Часть А. При выполнении заданий А 1 – А 12 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1.Что сближает животных с растениями:
1) способность к фотосинтезу
2) питание готовыми органическими веществами
3) питание и дыхание
4) отсутствие хлоропластов
А2. Какой из перечисленных органоидов есть и в мышечных клетках пресноводной планарии, и в клетках стебля пшеницы?
1) клеточная стенка
4) центральная вакуоль
1) жидких продуктов жизнедеятельности
2) остатков непереваренной пищи
3) углекислого газа, образующегося при дыхании
4) ядовитых веществ, попавших в организм
1) известковый или роговой скелет
2) наружный слой кожно-мускульных клеток
3) стенки кишечной полости
4) промежуточные клетки
1) многощетинковых кольчатых червей
2) свободноживущих плоских червей
3) паразитических плоских червей
4) малощетинковых кольчатых червей
1) при помощи трахей
2) через всю поверхность тела
3) при помощи лёгочных мешков
1) усилении чувствительности органов боковой линии
2) защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей
3) снабжении чешуи питательными веществами
4) уменьшении трения тела рыбы о воду
1) наружное оплодотворение
2) разделение тела на голову, туловище и хвост
3) развитие с образованием личинки
4) внутреннее оплодотворение
1) мелкими земноводными
2) летающими насекомыми
3) насекомыми и их личинками
4) мелкими млекопитающими
Часть В. При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В 1 . Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда скорпионов. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) жаберное дыхание
3) гибкое брюшко, с ядовитой железой на конце
4) десять ходильных ног
5) незамкнутая кровеносная система
6) несегментированное тело
В 2 . Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Г) гребенчатый тритон
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 3 . Вставьте в текст «Дождевой червь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя дня этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Дождевые черви — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки и нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой.
В 4 . Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) откладка яиц и их насиживание самками
2) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
3) постройка гнёзд или ремонт ранее использованных
4) появление потомства и проявление заботы о нём
5) образование у яиц белочной и других оболочек
В 4 . У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.
Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведённой выше классификации) у приведённого на рисунке животного.
A. Расчленённость тела:
1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников,
2) тело делится на несколько чётко различимых отделов (тагм).
Б. Количество крупных отделов (тагм):
2) две тагмы (головогрудь и брюшко),
3) три тагмы (голова, грудь и брюшко).
B. По количеству ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизменённые:
Г. По устройству глаз:
1) есть два сложных (фасеточных) глаза,
2) есть несколько простых глаз.
Д. По наличию крыльев:
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С 1 . Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?
3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся относительно постоянной?
С 2 . Используя содержание текста «Амурский тигр», ответьте на следующие вопросы.
1) Где сосредоточен ареал амурского тигра?
2) В какое время суток наиболее активен амурский тигр?
3) Учитывая пищевую специализацию амурского тигра и его ареал, предположите, в каких случаях Амурский тигр может выходить к людям?
Амурский (уссурийский или дальневосточный) тигр — один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Занесён в Красную книгу. Ареал этого тигра сосредоточен в охраняемой зоне на юго-востоке России, по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском краях.
Амурский тигр по современным данным относится к наиболее крупным подвидам, шерсть гуще, чем у тигров, живущих в тёплых районах, а его окрас светлее. Основной окрас шерсти в зимнее время — оранжевый, живот белый. Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий от леденящего ветра при крайне низких температурах. Тело вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень короткие, так как обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.
Длина тела у самцов амурского тигра до кончика хвоста достигает 2,7-3,8 м, самки меньше. Нормальный взрослый самец тигра в среднем весит 180-200 кг при высоте в холке в 90-106 см. Тигр способен по снегу развивать скорость до 50 км/ч.
Тигры приветствуют друг друга особыми звуками, образующимися при энергичном выдыхании воздуха через нос и рот. Знаками выражения дружелюбия также являются прикосновения головами, мордами и даже трение боками.
Несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, тигру приходится много времени уделять охоте, поскольку успехом завершается только одна из 10 попыток. Тигр ползком подбирается к своей жертве, двигается при этом он особенным образом: выгнув спину и упираясь задними лапами в землю. Если попытка завершается неудачей, то тигр удаляется от потенциальной жертвы, так как повторно нападает редко. Убитую добычу тигр обычно тащит к воде, а перед сном прячет остатки трапезы. Специализация тигров — охота на крупных копытных животных, однако при случае они не брезгуют также рыбой, лягушками, птицами и мышами, едят и плоды растений. Суточная норма тигра — 9-10 кг мяса. Для благополучного существования одного тигра необходимо порядка 50-70 копытных в год. Продолжительность жизни амурского тигра около 15 лет.