U000a что за символ

Всё (или почти всё) о пробеле

Как следует из заголовка, речь в статье пойдёт о неотъемлемой части любого русскоязычного (и не только) текста — о пробеле. Мы затронем историю пробела, виды пробелов, вопросы употребления пробела в веб-типографике.

История межсловного пробела

Межсловный пробел — сравнительно позднее изобретении в истории человеческой мысли. Глубоко история пробела изложена в книге Пола Санджера (Paul Saenger) «Space between Words: The Origins of Silent Reading», а также, несколько менее глубоко, в книге Иоганнеса Фридриха «История письма».

Также есть неплохая статья Антона Бизяева о пробелах и об их истории «В начале пробелов не было», которая была опубликована в 1997 году в журнале «Publish».

Вкратце, пробел появился достаточно поздно, в тех письменностях, где отсутствие разграничения слов приводило к сложности чтения (так называемое консонантное письмо, где записываются только согласные звуки). Однако в греческом и латыни, в которых записывали и гласные звуки, использование пробела было утеряно. Пол Санджер связывает это с тем, что чтение производилось вслух, что упрощало разграничение слов при восприятии текста.

Вновь пробел начал использоваться приблизительно в VII—IX вв. н. э., и эта традиция пришла из Ирландии, где у писцов и чтецов родным языком являлся древнеирландский, а религиозная литература записывалась на латыни. По-видимому, по этой причине монахи испытывали трудности с чтением вслух. Считается, что появление пробела плотно связано с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя. Примерами книг на латыни с межсловными пробелами являются памятники британской литературы: Евангелие из Дарроу (VII в.) и Келлская книга (VIII—IX вв.).

В глаголице и кириллице пробел также отсутствовал, и в привычном нам смысле используется только с XVII века.

До того, как человечество изобрело наборный шрифт, никакой особенной классификации межсловных пробелов не было — ставили писцы пробелы на глазок и ставили. Напомню (мы писали об этом в статье «Выключка по ширине»), что рукопись и ксиллография относятся к способам создания текстов без подвижности литер. Естественно, пробелы могли получаться различной ширины, так как пропуски делались вручную.

Пробелы в ручном наборе

Когда подвижность литер появилась (а произошло это с появлением наборных шрифтов), появились соответственно и вопросы — а как же ставить пробелы, чтобы соблюдалась выключка по ширине?

Технология ручного набора такова, что набранная строка полностью зажимается в верстатке и в гранке, и, соответственно, должна иметь ширину, практически точно равную ширине полосы (подробнее с технологией ручного набора можно познакомиться в одноимённой книге М. В. Шульмейстера).

Строка при ручном наборе набиралась из литер (брусков, на торце которых делались выпуклые зеркальные копии букв, отпечатывающиеся на бумаге), а межсловные пробелы создавались с помощью так называемых шпаций — брусков различной толщины, у которых на торце нет печатающей поверхности. Выглядит это примерно вот так. Шпации для каждого кегля шрифта, естественно, выпускались свои, и имели различную ширину. Например, для шрифта кегля 10 пунктов (стандартный кегль для большинства текстовых изданий) выпускались шпации шириной 10, 5, 4, 3, 2 и 1 пункт.

Шпации шириной в кегль назывались кегельными или круглыми. Шпации в половину кегельной назывались полукегельными или полукруглыми. Также существует название «тонкая шпация», под которой понимают шпации толщиной 1—2 пункта для шрифта кегля 8—12 пунктов. То есть, для шрифта кегля 10 пунктов тонкая шпация обычно составляет 2 пункта (соответственно, 1⁄5 кегельной). Однако, в связи с отсутствием точного определения тонкой шпации, в руководствах издателя, редактора и верстальщика обычно говорят не об отбивке на тонкую шпацию, а об отбивке на столько-то пунктов (считая, что кегль шрифта равен 10 пунктам).

Таким образом, нужно понимать, что в зависимости от кегля шрифта доля круглой шпации (треть, четверть и т. п.) может иметь разную ширину в пунктах, и наоборот.

Традиционная ширина межсловного пробела

Итак, разобравшись с тем, что такое круглая и полукруглая шпации, перейдём к принятой в российском наборе ширине собственно межсловного пробела.

Шульмейстер пишет (стр. 94), что при наборе строки между словами ставится полукруглая. Когда строка набрана до конца, в большинстве случаев её ширина оказывается либо меньше, либо больше ширины полосы набора. Поэтому верстальщику приходится изменять ширину пробелов, уменьшая её минимум до 1⁄4 круглой и увеличивая максимум до 3⁄4 круглой (соответственно, при наборе кеглем 10 пунктов межсловные пробелы могут варьироваться от 3 до 7 пунктов). Естественно, бывают нюансы, зависящие от формата издания, но мы их касаться не будем.

Однако, Шульмейстер оговаривается, что сам по себе межсловный пробел в полукруглую великоват, и использование стандартного пробела в 1⁄3 круглой является как более экономичным с точки зрения расхода бумаги, так зачастую и более красивым. Также использование межсловного пробела в полукруглую не рекомендуется для узких шрифтов.

С появлением строкоотливных машин пробелы стали делаться равномерными по ширине в пределах одной строки, а ширина межсловного пробела стала варьироваться около 1⁄3 круглой.

Компьютерный набор и веб-типографика

В настоящее время мы ограничены возможностями используемых шрифтов, и, естественно, набором символов в Unicode. Нужно помнить, что далеко не все шрифты содержат большинство пробельных Unicode-символов.

При переходе к компьютерным системам вёрстки был совершён переход от указания ширины шпаций в пунктах к указанию ширины шпаций в долях круглой, так как шрифты стали легко масштабироваться до любого кегля, а пробельные элементы должны были оставаться пропорциональными кеглю шрифта.

Символы пробела в Unicode

Использование различных пробелов

Поскольку ширина межсловного пробела фиксирована в шрифте и изменяется автоматически при выключке по ширине, использование других пробельных символов в качестве межсловных оправдано только при наборе печатных изданий, и только при наличии глубокого понимания, для чего это делается.

В обычной вёрстке для веба для разделения слов достаточно пользоваться обычными и неразрывными межсловными пробелами.

Вместе тем, по правилам русскоязычной типографики в ряде мест должна использоваться тонкая шпация (точнее, в справочниках написано о двухпунктовой шпации, но мы будем употреблять термин «тонкая шпация» как наиболее соответствующий и с точки зрения устоявшейся терминологии, и с точки зрения внешнего вида строки при наборе).

Основные правила использования пробелов будут описаны ниже, но в целом мы рекомендуем следующий принцип для использования при вёрстке для веба.

Использование только тонкой шпации из всего разнообразия пробельных элементов позволяет, во-первых, сохранить гармоничный вид набранного текста, а во-вторых, не перегружать автора публикации разнообразными правилами употребления шпаций различной дробной ширины.

Обработка пробелов браузерами и поисковиками

При подготовке материала статьи мы провели своеобразный эксперимент на специально подготовленной странице. Яндекс и Google справляются с нестандартными символами хорошо, заменяя при поиске все нестандартные пробельные элементы на обычные (мы считаем, что это — правильное поведение). То есть, они не делают разницы между текстами «два слова», «два слова», «два слова» и т. п.

Основные правила употребления пробелов

Итак, ещё раз подчеркнём, что во всех правилах, перечисленных ниже, тонкая шпация используется только в том случае, когда автор отметает риск использования посетителем сайта браузеров, неверно отображающих тонкую шпацию. К ним относятся некоторые браузеры в *nix (возможно, это связано со встроенными шрифтами), MSIE версии 6.0 и раньше, браузеры для Mac (ими можно пренебречь, так как ошибка рендеринга заключается только в ширине шпации), возможно — некоторые браузеры для мобильных телефонов и КПК.

В том случае, если использование таких браузеров вероятно, мы рекомендуем использовать вместо тонкой шпации обычный или неразрывный межсловный пробелы.

Далее мы опишем те правила расстановки пробелов, которые чаще всего, по нашим наблюдениям, нарушаются при вёрстке текстов. Более подробную информацию о правилах набора текстов можно почерпнуть, например, в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой.

Сокращения и символы

Числа и интервалы

Знаки препинания

Источник

Юникод: необходимый практический минимум для каждого разработчика

Юникод — это очень большой и сложный мир, ведь стандарт позволяет ни много ни мало представлять и работать в компьютере со всеми основными письменностями мира. Некоторые системы письма существуют уже более тысячи лет, причём многие из них развивались почти независимо друг от друга в разных уголках мира. Люди так много всего придумали и оно зачастую настолько непохоже друг на друга, что объединить всё это в единый стандарт было крайне непростой и амбициозной задачей.

Чтобы по-настоящему разобраться с Юникодом нужно хотя бы поверхностно представлять себе особенности всех письменностей, с которыми позволяет работать стандарт. Но так ли это нужно каждому разработчику? Мы скажем, что нет. Для использования Юникода в большинстве повседневных задач, достаточно владеть разумным минимумом сведений, а дальше углубляться в стандарт по мере необходимости.

В статье мы расскажем об основных принципах Юникода и осветим те важные практические вопросы, с которыми разработчики непременно столкнутся в своей повседневной работе.

Зачем понадобился Юникод?

До появления Юникода, почти повсеместно использовались однобайтные кодировки, в которых граница между самими символами, их представлением в памяти компьютера и отображением на экране была довольно условной. Если вы работали с тем или иным национальным языком, то в вашей системе были установлены соответствующие шрифты-кодировки, которые позволяли отрисовывать байты с диска на экране таким образом, чтобы они представляли смысл для пользователя.

Если вы распечатывали на принтере текстовый файл и на бумажной странице видели набор непонятных кракозябр, это означало, что в печатающее устройство не загружены соответствующие шрифты и оно интерпретирует байты не так, как вам бы этого хотелось.

У такого подхода в целом и однобайтовых кодировок в частности был ряд существенных недостатков:

Основные принципы Юникода

Все мы прекрасно понимаем, что компьютер ни о каких идеальных сущностях знать не знает, а оперирует битами и байтами. Но компьютерные системы пока создают люди, а не машины, и для нас с вами иногда бывает удобнее оперировать умозрительными концепциями, а затем уже переходить от абстрактного к конкретному.

Важно! Одним из центральных принципов в философии Юникода является чёткое разграничение между символами, их представлением в компьютере и их отображением на устройстве вывода.

Вводится понятие абстрактного юникод-символа, существующего исключительно в виде умозрительной концепции и договорённости между людьми, закреплённой стандартом. Каждому юникод-символу поставлено в соответствие неотрицательное целое число, именуемое его кодовой позицией (code point).

Так, например, юникод-символ U+041F — это заглавная кириллическая буква П. Существует несколько возможностей представления данного символа в памяти компьютера, ровно как и несколько тысяч способов отображения его на экране монитора. Но при этом П, оно и в Африке будет П или U+041F.

U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader

Это хорошо нам знакомая инкапсуляция или отделение интерфейса от реализации — концепция, отлично зарекомендовавшая себя в программировании.

Получается, что руководствуясь стандартом, любой текст можно закодировать в виде последовательности юникод-символов

записать на листочке, упаковать в конверт и переслать в любой конец Земли. Если там знают о существовании Юникода, то текст будет воспринят ими ровно так же, как и нами с вами. У них не будет ни малейших сомнений, что предпоследний символ — это именно кириллическая строчная е (U+0435), а не скажем латинская маленькая e (U+0065). Обратите внимание, что мы ни слова не сказали о байтовом представлении.

Хотя юникод-символы и называются символами, они далеко не всегда соответствуют символу в традиционно-наивном понимании, например букве, цифре, пунктуационному знаку или иероглифу. (Подробнее смотри под спойлером.)

Что такое символ, чем отличается графемный кластер (читай: воспринимаемое как единое целое изображение символа) от юникод-символа и от кодового кванта мы расскажем в следующий раз.

Кодовое пространство Юникода

Кодовое пространство Юникода состоит из 1 114 112 кодовых позиций в диапазоне от 0 до 10FFFF. Из них к девятой версии стандарта значения присвоены лишь 128 237. Часть пространства зарезервирована для частного использования и консорциум Юникода обещает никогда не присваивать значения позициям из этих специальный областей.

Ради удобства всё пространство поделено на 17 плоскостей (сейчас задействовано шесть их них). До недавнего времени было принято говорить, что скорее всего вам придётся столкнуться только с базовой многоязыковой плоскостью (Basic Multilingual Plane, BMP), включающей в себя юникод-символы от U+0000 до U+FFFF. (Забегая немного вперёд: символы из BMP представляются в UTF-16 двумя байтами, а не четырьмя). В 2016 году этот тезис уже вызывает сомнения. Так, например, популярные символы Эмодзи вполне могут встретиться в пользовательском сообщении и нужно уметь их корректно обрабатывать.

Кодировки

Если мы хотим переслать текст через Интернет, то нам потребуется закодировать последовательность юникод-символов в виде последовательности байтов.

Стандарт Юникода включает в себя описание ряда юникод-кодировок, например UTF-8 и UTF-16BE/UTF-16LE, которые позволяют кодировать всё пространство кодовых позиций. Конвертация между этими кодировками может свободно осуществляться без потерь информации.

Также никто не отменял однобайтные кодировки, но они позволяют закодировать свой индивидуальный и очень узкий кусочек юникод-спектра — 256 или менее кодовых позиций. Для таких кодировок существуют и доступны всем желающим таблицы, где каждому значению единственного байта сопоставлен юникод-символ (см. например CP1251.TXT). Несмотря на ограничения, однобайтные кодировки оказываются весьма практичными, если речь идёт о работе с большим массивом моноязыковой текстовой информации.

Из юникод-кодировок самой распространённой в Интернете является UTF-8 (она завоевала пальму первенства в 2008 году), главным образом благодаря её экономичности и прозрачной совместимости с семибитной ASCII. Латинские и служебные символы, основные знаки препинания и цифры — т.е. все символы семибитной ASCII — кодируются в UTF-8 одним байтом, тем же, что и в ASCII. Символы многих основных письменностей, не считая некоторых более редких иероглифических знаков, представлены в ней двумя или тремя байтами. Самая большая из определённых стандартом кодовых позиций — 10FFFF — кодируется четырьмя байтами.

Обратите внимание, что UTF-8 — это кодировка с переменной длиной кода. Каждый юникод-символ в ней представляется последовательностью кодовых квантов с минимальной длиной в один квант. Число 8 означает битовую длину кодового кванта (code unit) — 8 бит. Для семейства кодировок UTF-16 размер кодового кванта составляет, соответственно, 16 бит. Для UTF-32 — 32 бита.

Если вы пересылаете по сети HTML-страницу с кириллическим текстом, то UTF-8 может дать весьма ощутимый выигрыш, т.к. вся разметка, а также JavaScript и CSS блоки будут эффективно кодироваться одним байтом. К примеру главная страница Хабра в UTF-8 занимает 139Кб, а в UTF-16 уже 256Кб. Для сравнения, если использовать win-1251 с потерей возможности сохранять некоторые символы, то размер, по сравнению с UTF-8, сократится всего на 11Кб до 128Кб.

Для хранения строковой информации в приложениях часто используются 16-битные юникод-кодировки в силу их простоты, а так же того факта, что символы основных мировых систем письма кодируются одним шестнадцатибитовым квантом. Так, например, Java для внутреннего представления строк успешно применяет UTF-16. Операционная система Windows внутри себя также использует UTF-16.

В любом случае, пока мы остаёмся в пространстве Юникода, не так уж и важно, как хранится строковая информация в рамках отдельного приложения. Если внутренний формат хранения позволяет корректно кодировать все миллион с лишним кодовых позиций и на границе приложения, например при чтении из файла или копировании в буфер обмена, не происходит потерь информации, то всё хорошо.

Для корректной интерпретации текста, прочитанного с диска или из сетевого сокета, необходимо сначала определить его кодировку. Это делается либо с использованием метаинформации, предоставленной пользователем, записанной в тексте или рядом с ним, либо определяется эвристически.

В сухом остатке

Информации много и имеет смысл привести краткую выжимку всего, что было написано выше:

Краткое замечание про кодирование

С термином кодирование может произойти некоторая путаница. В рамках Юникода кодирование происходит дважды. Первый раз кодируется набор символов Юникода (character set), в том смысле, что каждому юникод-символу ставится с соответствие кодовая позиция. В рамках этого процесса набор символов Юникода превращается в кодированный набор символов (coded character set). Второй раз последовательность юникод-символов преобразуется в строку байтов и этот процесс также называется кодирование.

В англоязычной терминологии существуют два разных глагола to code и to encode, но даже носители языка зачастую в них путаются. К тому же термин набор символов (character set или charset) используется в качестве синонима к термину кодированный набор символов (coded character set).

Всё это мы говорим к тому, что имеет смысл обращать внимание на контекст и различать ситуации, когда речь идёт о кодовой позиции абстрактного юникод-символа и когда речь идёт о его байтовом представлении.

Источник

Этот восхитительный Юникод

U000a что за символ. b88144f6adfaa57502bbd588f27d09a7. U000a что за символ фото. U000a что за символ-b88144f6adfaa57502bbd588f27d09a7. картинка U000a что за символ. картинка b88144f6adfaa57502bbd588f27d09a7

Перед вами обновляемый список самых замечательных «вкусностей» Юникода, а также пакетов и ресурсов

Юникод — это потрясающе! До его появления международная коммуникация была изнурительной: каждый определял свой отдельный расширенный набор символов в верхней половине ASCII (так называемые кодовые страницы). Это порождало конфликты. Просто подумайте, что немцам приходилось договариваться с корейцами, где чья кодовая страница. К счастью, появился Юникод и ввёл общий стандарт. Юникод 8.0 охватывает более 120 000 символов из более 129 письменностей. И современные, и древние, и до сих пор не расшифрованные. Юникод поддерживает текст слева направо и справа налево, наложение символов и включает самые разные культурные, политические, религиозные символы и эмодзи. Юникод потрясающе человечен, а его возможности сильно недооцениваются.

Содержание

Краткое введение

Какие символы входят в Стандарт Юникод?

Стандарт Юникод определяет коды для символов основных современных языков. Это европейские алфавитные письменности, ближневосточные письменности справа налево и многие письменности Азии.

Стандарт также содержит знаки пунктуации, диакритические знаки, математические символы, технические символы, стрелки, дингбаты, эмодзи и т. д. Он предоставляет коды для диакритических знаков, изменяющих знаки символов, такие как тильда (

). Они используются в сочетании с основными для представления акцентированных символов (например, ñ). В целом, Юникод версии 9.0 предоставляет коды для 128 172 символов из мировых алфавитов, наборов идеограмм и коллекций символов.

Большинство символов общего пользования помещаются в первые 64K кодовых точек, область кодового пространства, которая называется основной многоязычной плоскостью, или BMP для краткости. Есть ещё шестнадцать других дополнительных плоскостей, доступных для кодирования других символов, с более чем 850 000 неиспользуемых кодовых точек. Они могут пригодиться для добавления новых символов в будущие версии стандарта.

Стандарт Юникод также резервирует кодовые точки для частного использования. Вендоры или конечные пользователи могут назначать их в своих собственных системах для своих символов или использовать со специализированными шрифтами. На BMP находится 6400 кодовых точек для частного использования и ещё 131 068 дополнительных кодовых точек частного использования, если 6400 недостаточно для конкретных приложений.

Кодировки символов Юникода

Стандарты кодирования символов определяют не только идентичность каждого символа и его числовое значение или кодовую точку, но и то, как это значение представлено в битах.

Стандарт Юникод определяет три формы кодирования, которые позволяют передавать одни и те же данные: это байт, слово и двойное слово (то есть 8, 16 или 32 бит на единицу кода). Все три формы кодируют один и тот же общий набор символов и могут быть эффективно преобразованы друг в друга без потери данных. Консорциум Юникод полностью одобряет использование любой из этих форм кодирования в качестве согласованного способа реализации Стандарта Юникод.

UTF-8 популярен для HTML и подобных протоколов. UTF-8 — это способ преобразования всех символов Юникода в кодировку переменной байтовой длины. Его преимущество в том, что символы Юникода, соответствующие знакомому набору ASCII, имеют те же байтовые значения, что и ASCII, а символы Юникода, преобразованные в UTF-8, могут использоваться с большим количеством существующего программного обеспечения без серьёзной доработки ПО.

UTF-16 популярен во многих средах, где необходимо сбалансировать эффективный доступ к символам с экономичным хранением. Он достаточно компактен, и все часто используемые символы помещаются в один 16-битный кодовый блок, в то время как все остальные символы доступны через пары 16-битных кодовых блоков.

UTF-32 полезен там, где объём памяти не вызывает беспокойства, но требуется доступ к символам по единому коду фиксированной ширины. Здесь каждый символ Юникода кодируется в одном 32-разрядном кодовом блоке.

Все три формы кодирования требуют для каждого символа не более 4 байт (или 32 бит).

Поговорим о цифрах

Набор символов Юникода разделён на 17 основных сегментов (плоскостей), которые далее делятся на блоки. В каждой плоскости есть место для 65 536 (2 16 ) кодовых точек, что создаёт в сумме 1 114 112 кодовых точек. Есть две «плоскости частного использования» (№ 16 и № 17), которые выделяются для использования на усмотрение компаний/пользователей. В них 131 072 кодовые точки.

НазваниеДиапазон
1.Основная многоязычная плоскость(от U+0000 до U+FFFF)
2.Дополнительная многоязычная плоскость(от U+10000 до U+1FFFF)
3.Дополнительная идеографическая плоскость(от U+20000 до U+2FFFF)
4.Третичная идеографическая плоскость(от U+30000 до U+3FFFF)
5.Плоскость 5 (не используется)(от U+40000 до U+4FFFF)
6.Плоскость 6 (не используется)(от U+50000 до U+5FFFF)
7.Плоскость 7 (не используется)(от U+60000 до U+6FFFF)
8.Плоскость 8 (не используется)(от U+70000 до U+7FFFF)
9.Плоскость 9 (не используется)(от U+80000 до U+8FFFF)
10.Плоскость 10 (не используется)(от U+90000 до U+9FFFF)
11.Плоскость 11 (не используется)(от U+A0000 до U+AFFFF)
12.Плоскость 12 (не используется)(от U+B0000 до U+BFFFF)
13.Плоскость 13 (не используется)(от U+C0000 до U+CFFFF)
14.Плоскость 14 (не используется)(от U+D0000 до U+DFFFF)
15.Специализированная дополнительная плоскость(от U+E0000 до U+EFFFF)
16.Дополнительная область для частного использования — A(от U+F0000 до U+FFFFF)
17.Дополнительная область для частного использования — B(от U+100000 до U+10FFFF)

Первая плоскость называется основной многоязычной плоскостью или BMP. Она содержит кодовые точки от U+0000 до U+FFFF, то есть наиболее часто используемые символы. Остальные шестнадцать плоскостей (U+010000 → U+10FFFF) называются дополнительными или астральными.

Суррогатные пары UTF-16

Символы вне основной плоскости, как тетраграмматон, означающий центр (U+1D306), можно закодировать в UTF-16 только двумя 16-битными кодовыми единицами: 0xD834 0xDF06. Это называется суррогатной парой. Обратите внимание, что суррогатная пара представляет только один символ.

Первая кодовая единица суррогатной пары всегда находится в диапазоне от 0xD800 до 0xDBFF и называется верхней частью пары.

Вторая кодовая единица суррогатной пары всегда находится в диапазоне от 0xDC00 до 0xDFFF и называется нижней частью пары.

Суррогатная пара: представление одного абстрактного символа, состоящего из последовательности двух 16-разрядных кодовых единиц, где первое значение пары является верхней суррогатной кодовой единицей, а второе — нижней суррогатной кодовой единицей. Суррогатные пары используются только в UTF-16.

Вычисление суррогатных пар

Юникодовский символ «Куча дерьма» (U+1F4A9) в UTF-16 придётся кодировать как суррогатную пару, т. е. два суррогата. Чтобы преобразовать любую кодовую точку в суррогатную пару, используйте такой алгоритм (на JavaScript). Имейте в виду, что мы используем шестнадцатеричную нотацию.

U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader

Композиция и декомпозиция

Юникод включает в себя механизм для изменения формы символа, который значительно расширяет поддерживаемый набор глифов. Это касается комбинируемых диакритических знаков. Они вставляются после главного знака. На один и тот же знак можно наложить несколько комбинируемых диакритических знаков. Юникод также содержит предварительно составленные версии большинства таких комбинаций для нормального использования.

Некоторые последовательности символов также можно представить в виде одного символа, который называется предварительно составленным символом (precomposed character), он же составной символ (composite character). Например, символ [ü] можно закодировать как единственную кодовую точку U+00FC или как базовый символ U+0075 (u), за которым следует несамостоятельный знак U+0308 (¨). Стандарт Юникод кодирует составные символы для совместимости с установленными стандартами, такими как Latin 1, который включает в себя множество составных символов, таких как [ü] и [ñ].

Составные символы можно разложить для согласованности или анализа. Например, при сортировке имён по алфавиту символ [ü] можно разложить на [u], за которым следует несамостоятельный знак [¨]. После такой декомпозиции алгоритму проще работать с последовательностью символов. Это позволяет упростить сортировку в языках, где модификаторы символов не влияют на алфавитный порядок. Стандарт Юникод устанавливает порядок декомпозиции для всех составных символов. Он также определяет формы нормализации для обеспечения уникальных представлений символов.

Мифы о Юникоде

Из слайдов презентации Марка Дэвиса «Мифы Юникода».

Прикладные кодировки Юникода

Тип кодированияПример
Объект HTML (десятичный)U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader
Объект HTML (hex)U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader
Управляющий код URL%F0%9F%96%96
UTF-8 (hex)0xF0 0x9F 0x96 0x96 (f09f9696)
UTF-8 (бинарный)11110000:10011111:10010110:10010110
UTF-16/UTF-16BE (hex)0xD83D 0xDD96 (d83ddd96)
UTF-16LE (hex)0x3DD8 0x96DD (3dd896dd)
UTF-32/UTF-32BE (hex)0x0001F596 (0001f596)
UTF-32LE (hex)0x96F50100 (96f50100)
Восьмеричная управляющая последовательность\360\237\226\226

Исходный код

Тип кодированияПример
JavaScript\u1F596
JSON\u1F596
C\u1F596
C++\u1F596
Java\u1F596
Python\u1F596
Perl\x
Ruby\u
CSS\01F596

Список удивительных символов

U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader

Совместный доступ к документу может быстро превратить редактирование в письменную рэп-битву, ведущуюся все более запутанной расстановкой управляющих от U+202a до U+202e

Специальные символы

Консорциум Unicode опубликовал диаграмму общей пунктуации, где можете найти более подробную информацию.

СимволНазваниеОписание
‘’U+FEFF Неразрывный пробел нулевой ширины (Byte Order Mark — BOM)Обладает важным свойством однозначности при изменении порядка байтов. У него также нулевая ширина и невидимость. В неподходщем программном обеспечении (например, интерпретаторе PHP) это приводит к всевозможным примерам забавного поведения.
‘￯’‘\uFFEF’ Обратный BOMНе приравнивается к символу, кроме начала текста.
‘​’‘\u200B’ Неразрывное пространство нулевой шириныСимвол без внешнего вида и без эффекта, кроме предотвращения образования лигатур.
‘ ‘U+00A0 Неразрывный пробелЗаставляет соседние символы держаться вместе. Хорошо известен как в HTML.
‘­’U+00AD Мягкий дефисВ HTML работает как пространство нулевой ширины, но при встрече с концом строки (и только в этом случае) показывает дефис.
‘‍’U+200D Знак нулевой ширины (с объединением)Заставляет соединяться соседние символы (например, арабские символы или поддерживаемые эмодзи). Можно использовать для последовательно скомбинированных эмодзи.
‘⁠’U+2060 Соединитель словТо же самое, что и U+00A0, но совершенно невидимый. Хорошо подходит для @font-face в Twitter.
‘ ‘U+1680 Огам знак пробелаОтмечает пробел, который выглядит как тире. Отлично подходит, чтобы приблизить программистов к безумию: 1 + 2 === 3.
‘;’U+037E Греческий знак вопросаПохож на точку с запятой. Также забавный способ троллить разработчиков.
‘‭’U+202DИзменяет направление текста слева-направо.
‘‮’ ‭ ‭U+202EИзменяет направление текста справа-налево.
‘ꓸ’U+A4F8 Лису буква tone mya tiДвойник для точки.
‘ꓹ’U+A4F9 Лису буква tone na poДвойник для запятой.
‘ꓼ’U+A4FC Лису буква tone mya naДвойник для точки с запятой.
‘ꓽ’U+A4FD Лису буква tone mya jeuДвойник для двоеточия.
‘︀’Вариантные селекторы (от U+FE00 до U+FE0F и от U+E0100 до U+E01EF)Блок из 256 символов нулевой ширины, которые обладают свойством ID_Continue, то есть могут использоваться в именах переменных (не первая буква). Что делает их особенными, так это то, что над ними проходит курсор мыши, поскольку они объединяют символы, в отличие от большинства других символов нулевой ширины.
‘ᅟ’U+115F Заполнитель хангыль чхосонПо сути, заполняет пространство. Визуализируется как символ нулевой ширины (невидимый), если явно не поддерживается при визуализации. Обозначен как ID_Start
‘ᅠ’U+1160 Заполнитель чунсонВозможно, заполняет пространство? Визуализируется как символ нулевой ширины (невидимый), если явно не поддерживается при визуализации. Обозначен как ID_Start
‘ㅤ’U+3164 Заполнитель хангыльВ целом, заполняет пространство. Визуализируется как символ нулевой ширины (невидимый), если явно не поддерживается при визуализации. Обозначен как ID_Start

Подожди… что я только что прочитал?

Идентификаторы переменных могут включать пробелы!

U+3164 Заполнитель хангыль отображается в виде широкого пробела. Если символ явно не поддерживается в рендеринге, то отображается как полностью невидимый (и не занимает место, т. е. «нулевой ширины»). Это означает, что вы никогда не увидите уродливый символ замены символов (�).

Я пока не уверен, почему U+3164 указано вести себя таким образом. Интересно, что U+3164 был добавлен в Юникод в версии 1.1 (1993) — так что у специалистов Консорциума было много времени, чтобы его продумать. Во всяком случае, вот несколько примеров.

**Примечание:** я тестировал рендеринг U+3164 на Ubuntu и OS X со следующими параметрами: `node`, `php`, `ruby`, `python3.5`, `scala`, `vim`, `cat`, `chrome`+`github gist’. Atom — единственная система, которая терпит неудачу, (некорректно) отображая пустые поля. Мне ещё предстоит проверить код в Emacs и Sublime. Насколько я понимаю, Консорциум Юникод не будет переназначать или переименовывать символы или кодовые точки, но его можно убедить изменить свойства символов, таких как ID_Start и ID_Continue.

Модификаторы

Объединитель нулевой ширины (ZWJ) является непечатным символом в компьютерном наборе некоторых сложных шрифтов, таких как арабский или любой индийский шрифт. При помещении между двумя символами, которые в противном случае не были бы связаны, ZWJ заставляет их печататься в объединённой форме.

Разъединитель нулевой ширины (ZWNJ) — это непечатный символ в компьютерных наборах письменностей с лигатурами. При размещении между двумя символами, которые в противном случае были бы соединены в лигатуру, ZWNJ заставляет их печататься в их окончательной и первоначальной формах, соответственно. Действует как пробел, но используется в том случае, когда желательно удерживать слова рядом друг с другом или соединить слово с его морфемой.

Коллизии преобразований в верхнем регистре

СимволКодовая точкаРезультат
ß0x00DFSS
ı0x0131I
ſ0x017FS
0xFB00FF
0xFB01FI
0xFB02FL
0xFB03FFI
0xFB04FFL
0xFB05ST
0xFB06ST

Коллизии преобразований в нижнем регистре

Причуды и устранение неполадок

Сопоставления одного ко многим

Большинство нижеприведенных символов выражают свои сопоставления «один ко многим» в верхнем регистре, а другие в нижнем. В принципе, список можно разделить на две части.

Отличные пакеты и библиотеки

Эмодзи

Многообразие

Консорциум Unicode приложил огромные усилия для лучшего отражения человеческого многообразия (diversity), включая культурные практики. Вот отчёт Консорциума о многообразии.

Теперь доступны эмодзи для разных гендерных ситуаций, включая однополые семьи, держащиеся руки и поцелуи. Последний функционал — это составные последовательности эмодзи. Основные примеры:

Кодовые точкиРецептСочетание
U+1F469 U+200D U+2764 U+FE0F U+200D U+1F469 U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loaderU000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loaderU000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader
U+1F468 U+200D U+1F468 U+200D U+1F467 U+200D U+1F466U000a что за символ. 202e5fe3133e945ec0e11685583b6515. U000a что за символ фото. U000a что за символ-202e5fe3133e945ec0e11685583b6515. картинка U000a что за символ. картинка 202e5fe3133e945ec0e11685583b6515U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader

Кроме того, эмодзи теперь поддерживают модификаторы цвета кожи.

В Юникоде версии 8.0 (середина 2015 года) появилось пять символов-модификаторов символов для оттенков человеческой кожи. Эти символы основаны на шести оттенках по шкале Фицпатрика, признанного стандарта в дерматологии (в интернете много примеров этой шкалы, таких как FitzpatrickSkinType.pdf). Точные оттенки зависят от реализации.

КодНазваниеПримеры
U+1F3FBМодификатор эмодзи для шкалы Фицпатрика типы-1-2 U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loaderU000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader
U+1F3FCМодификатор эмодзи для шкалы Фицпатрика тип-3 U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loaderU000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader
U+1F3FDМодификатор эмодзи для шкалы Фицпатрика тип-4 U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loaderU000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader
U+1F3FEМодификатор эмодзи для шкалы Фицпатрика тип-5 U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loaderU000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader
U+1F3FFМодификатор эмодзи для шкалы Фицпатрика тип-6 U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loaderU000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader

Просто выбирайте нужный эмодзи, указав один из модификаторов цвета кожи \u<1F466>\u <1F3FE>.

U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader
+
U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader

U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader

U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader

Переменные и методы с креативными названиями

Примеры на JavaScript (ES6)

Обычно символы, обозначенные свойством ID_START, можно ставить в начале названия переменной. Символы, обозначенные свойством ID_CONTINUE, можно ставить после первого символа в имени переменной.

А вот некоторые юникодовские классы CSS от Дэвида Уолша.

Скрипт рекурсивного переименования тегов HTML

Если вы хотите переименовать все свои HTML-теги в нечто невидимое, вот скрипт, который вам нужен.

Только обратите внимание, что HTML поддерживает не все символы Юникода.

Вот что он поддерживает:

А вот некоторые результаты:

Шрифты Юникода

Ни один шрифт TrueType или OpenType не способен охватить все символы UTF-8, поскольку есть жёсткое ограничение на 65 535 символов в шрифте. Если у нас более 1,1 миллиона глифов UTF-8, то для полного покрытия придётся делать семейство шрифтов.

Дополнительные ресурсы

Более глубокое исследование самого Юникода

Общая карта

Карта основной многоязычной плоскости

Каждое нумерованное поле представляет собой 256 кодовых точек.

U000a что за символ. image loader. U000a что за символ фото. U000a что за символ-image loader. картинка U000a что за символ. картинка image loader

Китайские, японские и корейские (ККЯ) письменности объединены одним цветом как символы ККЯ (CJK). В процессе, который называется унификацией Хань, распознаются общие символы и составляется список «унифицированных идеограмм ККЯ».

Блоки Юникода

Стандарт Юникод объединяет группы символов в блоки. Вот полный список блоков по всем 17-ти плоскостям.

НазваниеОтДо# кодовых точек
Основная латиницаU+0000U+007F128
Дополнение к латинице — 1U+0080U+00FF128
Расширенная латиница — AU+0100U+017F128
Расширенная латиница — BU+0180U+024F208
Расширения МФАU+0250U+02AF96
Модификаторы буквU+02B0U+02FF80
Комбинируемые диакритические знакиU+0300U+036F112
Греческое и коптское письмоU+0370U+03FF135
КириллицаU+0400U+04FF256
Дополнение к кириллицеU+0500U+052F48
Армянское письмоU+0530U+058F89
Еврейское письмоU+0590U+05FF87
Арабское письмоU+0600U+06FF255
Сирийское письмоU+0700U+074F77
Дополнение к арабскому письмуU+0750U+077F48
ТанаU+0780U+07BF50
НкоU+07C0U+07FF59
Самаритянское письмоU+0800U+083F61
Мандейское письмоU+0840U+085F29
Расширенное арабское письмо — AU+08A0U+08FF50
ДевангариU+0900U+097F128
Бенгальское письмоU+0980U+09FF93
ГурмукхиU+0A00U+0A7F79
ГуджаратиU+0A80U+0AFF85
ОрияU+0B00U+0B7F90
Тамильское письмоU+0B80U+0BFF72
ТелугуU+0C00U+0C7F96
КаннадаU+0C80U+0CFF87
МалаяламU+0D00U+0D7F100
Сингальское письмоU+0D80U+0DFF90
Тайское письмоU+0E00U+0E7F87
Лаосское письмоU+0E80U+0EFF67
Тибетское письмоU+0F00U+0FFF211
Бирманское письмоU+1000U+109F160
Грузинское письмоU+10A0U+10FF88
Элементы хангыляU+1100U+11FF256
Эфиопское письмоU+1200U+137F358
Дополнение к эфиопскому письмуU+1380U+139F26
ЧерокиU+13A0U+13FF92
Канадское слоговое письмоU+1400U+167F640
Огамическое письмоU+1680U+169F29
РуныU+16A0U+16FF89
БайбайинU+1700U+171F20
ХанунооU+1720U+173F23
БухидU+1740U+175F20
ТагбанваU+1760U+177F18
Кхмерское письмоU+1780U+17FF114
Старомонгольское письмоU+1800U+18AF156
Расширенное канадское слоговое письмоU+18B0U+18FF70
ЛимбуU+1900U+194F68
ЛыU+1950U+197F35
НыаU+1980U+19DF83
Кхмерские символыU+19E0U+19FF32
ЛонтараU+1A00U+1A1F30
ЛаннаU+1A20U+1AAF127
Расширенные комбинируемые диакритические знакиU+1AB0U+1AFF15
Балийское письмоU+1B00U+1B7F121
Сунданское письмоU+1B80U+1BBF64
Батакское письмоU+1BC0U+1BFF56
ЛепчаU+1C00U+1C4F74
Ол-чикиU+1C50U+1C7F48
Дополнение к сунданскому письмуU+1CC0U+1CCF8
Расширения ВедыU+1CD0U+1CFF41
Фонетические расширенияU+1D00U+1D7F128
Дополнение к фонетическим расширениямU+1D80U+1DBF64
U+1DFF Дополнение к комбинируемым диакритическим знакамU+1DC0U+1DFF58
Дополнительная расширенная латиницаU+1E00U+1EFF256
Расширенное греческое письмоU+1F00U+1FFF233
Основная пунктуацияU+2000U+206F111
Надстрочные и подстрочные знакиU+2070U+209F42
Знаки валютU+20A0U+20CF31
Комбинируемые диакритические знаки для символовU+20D0U+20FF33
Буквоподобные символыU+2100U+214F80
Числовые формыU+2150U+218F60
СтрелкиU+2190U+21FF112
Математические операторыU+2200U+22FF256
Разные технические знакиU+2300U+23FF251
Пиктограммы управляющих символовU+2400U+243F39
Оптическое распознавание символовU+2440U+245F11
Обрамлённые буквы и цифрыU+2460U+24FF160
ПсевдографикаU+2500U+257F128
Блочные элементыU+2580U+259F32
Геометрические фигурыU+25A0U+25FF96
Разные символыU+2600U+26FF256
DingbatsU+2700U+27BF192
Разные математические символы — AU+27C0U+27EF48
Дополнительные стрелки — AU+27F0U+27FF16
Шрифт БрайляU+2800U+28FF256
Дополнительные стрелки — BU+2900U+297F128
Разные математические символы — BU+2980U+29FF128
Дополнительные математические операторыU+2A00U+2AFF256
Разные символы и стрелкиU+2B00U+2BFF206
ГлаголицаU+2C00U+2C5F94
Расширенная латиница — CU+2C60U+2C7F32
Коптское письмоU+2C80U+2CFF123
Дополнение к грузинскому письмуU+2D00U+2D2F40
Древнеливийское письмоU+2D30U+2D7F59
Расширенное эфиопское письмоU+2D80U+2DDF79
Расширенная кириллица — AU+2DE0U+2DFF32
Дополнительная пунктуацияU+2E00U+2E7F67
Дополнение к ключам ККЯU+2E80U+2EFF115
Ключи КансиU+2F00U+2FDF214
Идеографические пояснительные символыU+2FF0U+2FFF12
Символы и пунктуация ККЯU+3000U+303F64
ХираганаU+3040U+309F93
КатаканаU+30A0U+30FF96
Чжуинь фухаоU+3100U+312F41
Совместимые элементы хангыляU+3130U+318F94
КамбунU+3190U+319F16
Расширенное чжуинь фухаоU+31A0U+31BF27
Черты ККЯU+31C0U+31EF36
Фонетические расширения катаканыU+31F0U+31FF16
Обрамлённые буквы и месяцы ККЯU+3200U+32FF254
Совместимые элементы ККЯU+3300U+33FF256
Унифицированные идеограммы ККЯ — расширение AU+3400U+4DBF6191
Гексаграммы «Книги Перемен»U+4DC0U+4DFF64
Унифицированные идеограммы ККЯU+4E00U+9FFF20941
Слоговое письмо иU+A000U+A48F1165
Ключи письма иU+A490U+A4CF55
ЛисуU+A4D0U+A4FF48
ВаиU+A500U+A63F300
Расширенная кириллица — BU+A640U+A69F96
БамумU+A6A0U+A6FF88
Символы изменения тонаU+A700U+A71F32
Расширенная латиница — DU+A720U+A7FF159
Силхетское нагариU+A800U+A82F44
Общеиндийские числовые формыU+A830U+A83F10
Монгольское квадратное письмоU+A840U+A87F56
СаураштраU+A880U+A8DF81
Расширенное деванагариU+A8E0U+A8FF30
Кая-лиU+A900U+A92F48
РеджангU+A930U+A95F37
Расширенные элементы хангыля — AU+A960U+A97F29
Яванское письмоU+A980U+A9DF91
Расширенное бирманское письмо — BU+A9E0U+A9FF31
Чамское письмоU+AA00U+AA5F83
Расширенное бирманское письмо — AU+AA60U+AA7F32
Тай-вьетU+AA80U+AADF72
Расширения манипуриU+AAE0U+AAFF23
Расширенное эфиопское письмо — AU+AB00U+AB2F32
Расширенная латиница — EU+AB30U+AB6F54
Дополнение к черокиU+AB70U+ABBF80
МанипуриU+ABC0U+ABFF56
Слоговое письмо хангыляU+AC00U+D7AF2
Расширенные элементы хангыля — BU+D7B0U+D7FF72
Верхняя часть суррогатных парU+D800U+DB7F2
Верхняя часть суррогатных пар для частного использованияU+DB80U+DBFF2
Нижняя часть суррогатных парU+DC00U+DFFF2
Область для частного использованияU+E000U+F8FF2
Совместимые идеограммы ККЯU+F900U+FAFF472
Алфавитные формы представленияU+FB00U+FB4F58
Арабские формы представления — AU+FB50U+FDFF643
Вариантные селекторыU+FE00U+FE0F16
Вертикальные формыU+FE10U+FE1F10
Комбинируемые полузнакиU+FE20U+FE2F16
Совместимые формы ККЯU+FE30U+FE4F32
Малые вариантные формыU+FE50U+FE6F26
Арабские формы представления — BU+FE70U+FEFF141
Полуширинные и полноширинные формыU+FF00U+FFEF225
Специальные символыU+FFF0U+FFFF7
Слоги линейного письма БU+10000U+1007F88
Идеограммы линейного письма БU+10080U+100FF123
Эгейские цифрыU+10100U+1013F57
Древнегреческие цифрыU+10140U+1018F77
Древние символыU+10190U+101CF13
Фестский дискU+101D0U+101FF46
Ликийское письмоU+10280U+1029F29
Карийское письмоU+102A0U+102DF49
Коптские цифры епактыU+102E0U+102FF28
Древнеиталийское письмоU+10300U+1032F36
Готское письмоU+10330U+1034F27
Древнепермское письмоU+10350U+1037F43
Угаритское письмоU+10380U+1039F31
Древнеперсидское письмоU+103A0U+103DF50
Дезеретское письмоU+10400U+1044F80
Алфавит ШоуU+10450U+1047F48
Сомалийское письмоU+10480U+104AF40
Эльбасанское письмоU+10500U+1052F40
Агванское письмоU+10530U+1056F53
Линейное письмо АU+10600U+1077F341
Кипрское письмоU+10800U+1083F55
Имперское арамейское письмоU+10840U+1085F31
Пальмирское письмоU+10860U+1087F32
Набатейское письмоU+10880U+108AF40
ХатранU+108E0U+108FF26
Финикийское письмоU+10900U+1091F29
Лидийское письмоU+10920U+1093F27
Мероитские иероглифыU+10980U+1099F32
Мероитский курсивU+109A0U+109FF90
КхароштхиU+10A00U+10A5F65
Древнее южноаравийское письмоU+10A60U+10A7F32
Древнее северноаравийское письмоU+10A80U+10A9F32
Манихейское письмоU+10AC0U+10AFF51
Авестийское письмоU+10B00U+10B3F61
Парфянское эпиграфическое письмоU+10B40U+10B5F30
Пахлевийское эпиграфическое письмоU+10B60U+10B7F27
Псалтирь пахлевиU+10B80U+10BAF29
Древнетюркское руническое письмоU+10C00U+10C4F73
Венгерские руныU+10C80U+10CFF108
Цифры румиU+10E60U+10E7F31
БрахмиU+11000U+1107F109
КайтхиU+11080U+110CF66
Соранг-сомпенгU+110D0U+110FF35
ЧакмаU+11100U+1114F67
МахаджаниU+11150U+1117F39
ШарадаU+11180U+111DF94
Сингальские архаические цифрыU+111E0U+111FF20
ХоджикиU+11200U+1124F61
МултаниU+11280U+112AF38
ХудабадиU+112B0U+112FF69
ГрантхаU+11300U+1137F85
ТирхутаU+11480U+114DF82
СиддхаматрикаU+11580U+115FF92
МодиU+11600U+1165F79
ТакриU+11680U+116CF66
АхомU+11700U+1173F57
Варанг-кшитиU+118A0U+118FF84
По Чин ХоU+11AC0U+11AFF57
КлинописьU+12000U+123FF922
Клинописные цифры и пунктуацияU+12400U+1247F116
Раннединастическая клинописьU+12480U+1254F196
Египетские иероглифыU+13000U+1342F1071
Анатолийские иероглифыU+14400U+1467F583
Дополнение к бамумуU+16800U+16A3F569
МроU+16A40U+16A6F43
БассаU+16AD0U+16AFF36
ПахауU+16B00U+16B8F127
МяоU+16F00U+16F9F133
Дополнение к канеU+1B000U+1B0FF2
Стенография ДюплойеU+1BC00U+1BC9F143
Форматирующие символы стенографииU+1BCA0U+1BCAF4
Византийские музыкальные символыU+1D000U+1D0FF246
Музыкальные символыU+1D100U+1D1FF231
Древнегреческая нотописьU+1D200U+1D24F70
Символы «Канона великого сокровенного»U+1D300U+1D35F87
Цифры счётных палочекU+1D360U+1D37F18
Математические буквы и цифрыU+1D400U+1D7FF996
SignWritingU+1D800U+1DAAF672
КикакуиU+1E800U+1E8DF213
Арабские математические алфавитные символыU+1EE00U+1EEFF143
Кости для маджонгаU+1F000U+1F02F44
Кости для доминоU+1F030U+1F09F100
Игральные картыU+1F0A0U+1F0FF82
Дополнение к обрамлённым буквам и цифрамU+1F100U+1F1FF173
Дополнение к обрамлённым идеографическим символамU+1F200U+1F2FF57
Разные символы и пиктограммыU+1F300U+1F5FF766
ЭмотиконыU+1F600U+1F64F80
Орнаментные символыU+1F650U+1F67F48
Транспортные и картографические символыU+1F680U+1F6FF98
Алхимические символыU+1F700U+1F77F116
Расширенные геометрические фигурыU+1F780U+1F7FF85
Дополнительные стрелки — CU+1F800U+1F8FF148
Дополнительные символы и пиктограммыU+1F900U+1F9FF15
Унифицированные идеограммы ККЯ — расширение BU+20000U+2A6DF42676
Унифицированные идеограммы ККЯ — расширение CU+2A700U+2B73F60
Унифицированные идеограммы ККЯ — расширение DU+2B740U+2B81F27
Унифицированные идеограммы ККЯ — расширение EU+2B820U+2CEAF2
Дополнение к совместимым иероглифам ККЯU+2F800U+2FA1F542
TagsU+E0000U+E007F97
Дополнение к вариантным селекторамU+E0100U+E01EF240
Дополнительная область для частного использования — AU+F0000U+FFFFF4
Дополнительная область для частного использования — BU+100000U+10FFFF4

Принципы Стандарта Юникод

Стандарт Юникод устанавливает следующие фундаментальные принципы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *