Uat что это значит
UAT тестирование
Прежде чем продавать продукт целевым клиентам, нужно убедиться в том, что пользователи смогут работать с ним так, как этого хочется им. Для этого и пригодится пользовательское приемочное тестирование (User Acceptance Testing). Что это такое, когда и как его использовать — в нашей статье.
Что такое UAT
Это процесс, при котором группа людей изучает эффективность сервиса, его функционала. Другое название — бета-тестирование.
UAT нужен для того, чтобы:
понять, как ведет себя продукт в реальных условиях, соответствует ли результат задумке;
выявить, были ли добавлены все возможные функции;
проверить, есть ли ошибки, которые будут мешать пользователю.
Роль UAT
Тестирование — это одна из составных частей создания проекта. Разработчик продукта должен заострить внимание на каждом из рабочих этапов:
Иллюстрация показывает, что пользовательское тестирование контроля за соблюдением всех поставленных требований к проекту.
Типы пользовательского приемочного тестирования
UAT тестирование делится на виды:
На этапе альфа вместо пользователей продукт тестируют сотрудники и другие приближенные к проекту люди. Бета-тест — это следующий шаг, когда для проверки собирается группа потенциальных клиентов. Например, когда разработчики игр рассылают приглашения на тематические ресурсы, чтобы набрать людей.
Контрактное приемочное тестирование.
Используется для проверки: соответствует ли проект всем требованиям соглашения между всеми участниками. Чаще всего процесс необходим при работе с наемной командой разработчиков. Заказчику нужно убедиться, что подрядчик реализовал все задачи.
Законодательное приемочное тестирование.
Помогает удостовериться в том, что продукт не нарушает законы и соответствует всем нормам в пределах конкретной отрасли. Чаще всего проверка нужна для проектов в сфере здравоохранения и финансов.
Операционное приемочное тестирование.
Определяет эффективность процессов, которые происходят вне видимости клиента (внутри компании), но необходимы для реализации всех функций продукта. Этот тип помогает проанализировать сбор данных, защитные системы и так далее.
Тестирование по стратегии черного ящика.
Предназначен для изучения причинно-следственной связи между пользовательским взаимодействием с продуктом и результатом, который получается за счет этого. На этом этапе людям объясняют, для чего предназначен продукт, но как именно он работает они изучают самостоятельно.
Когда продукт готов к проведению UAT
Пользовательское тестирование нельзя начинать только по собственному желанию. Продукт должен быть готов к нему. Для этого соблюдаются некоторые условия:
Четко сформулировать бизнес-требования.
Требования излагаются в документах user acceptance testing, чтобы:
все стороны пришли к соглашению;
сформулировать, как разработчики видят продукт;
собрать информацию для следующих стадий работы;
описать, как продукт решит проблемы пользователей, удовлетворит потребности бизнеса и клиентов.
Продукт должен работать на максимум.
UAT testing не относится к функциональным тестам. Он не пригоден для поиска сбоев в работе, багов и ошибок. Вместо этого пользовательское тестирование нацелено на юзабилити — функционирует ли все таким образом, как это было задумано. Если на данный момент проект требует доработок, то он еще сырой для UAT.
Ошибки нужно регистрировать, исправлять и повторно тестировать.
При разработке продукта команда столкнется с проблемами. Для подготовки к пользовательскому тестированию их нужно не только исправлять, но и фиксировать в отдельном файле:
в чем была проблема;
подтверждение, что проводилось тестирование;
Такой метод создает прозрачную структуру и наглядность работы, которая удовлетворит все заинтересованные стороны.
Тестовая команда должна одобрить.
На этом этапе команда разработчиков и остальные стороны проекта подтверждают готовность к бета-запуску среди ограниченного круга пользователей.
Как провести пользовательское приемочное тестирование
User acceptance testing требует соблюдения правил:
План, требования и сроки.
Нужно подготовить план работ и ознакомить с ним все стороны, команду разработчиков. Рекомендуется в письме указать детали, сроки и цели тестирования, затем собрать конференцию с участниками, чтобы выделить основные моменты.
Всю информацию для теста нужно подготовить заранее, чтобы у пользователей не было проблем. В работе могут понадобится объемные таблицы данных, описание параметров.
Настройка тестируемой среды.
В процессе проверок нужно подготовить среду: инсталлировать ПО, софт, настроить программу. Во время тестов может понадобится периодически возвращать продукт в исходное состояние. Чтобы не возникало проблем, пользователям нужно дать инструкции.
У пользователей всегда в доступе должны быть требования к системе, сопроводительные бумаги (даже «help»). Исходная информация позволит команде находить неточности и ошибки.
Контакты для сопровождения.
Пользователям нужно дать контакты лиц, ответственных за поддержку. Если они найдут ошибку, то должны знать, к кому им обращаться.
Участникам тестирования нужно объяснить, кто ответственен за:
требования к продуктам;
технические моменты, связанные с ПО;
вопросы по тестированию;
права, доступы, аккаунты;
установку софта и настройку тестируемой среды.
Нужно дать пользователям информацию о статусе тестирования: какие работы были проделаны, где будут задержки, какие ошибки выявлены. Так они смогут оценить общую картину и понять свою задачу.
Отчет и итоги пользовательского тестирования.
Пользователям нужно предоставить финальный отчет. Он должен показать, на что повлияла работа. В отчете указывают:
какие проблемы были выявлены, их оценка;
планы по исправлению недочетов;
этапы планируемой оптимизации и будущих тестов;
результат приема работы и последующие шаги: будет ли одобрена версия для выпуска, планируется ли доработка.
Дополнительное общение с пользователями.
Нужно наладить неформальное общение с участниками процесса. Это могут быть звонки с вопросами о том, как идет работа, есть ли трудности и даже простое «как дела».
Заключение
User acceptance testing — это емкий и важный процесс для подготовки проекта к выпуску. Следуя правилам, можно предоставить пользователям и заказчикам качественный, отлично протестированный и отлаженный продукт. Если тестирование крупное, можно подключить профессиональных тестировщиков.
Стенд для нагрузочного тестирования: от DEV до PROD
Содержание
Меня зовут Василий Кудрявцев, и вот уже 10 лет я занимаюсь нагрузочным тестированием, а из них последние 1,5 года – в компании РТЛабс.
И сегодня мы поговорим не об инструментах или общих подходах (для этого есть курсы – один из крупных веду я, а еще у многих есть коллеги-эксперты и тот самый чатик в телеге на 3400+ участников), а об области, которую обычно обходят стороной или собирают на коленке — тестовые стенды для нагрузочного тестирования.
Здесь, на Госуслугах, мы пока только конструируем мечту каждого нагрузочника — свой отдельный, выделенный, рабочий (!) тестовый стенд. Особенно это мечта актуальна для небольших продуктовых команд.
Тем не менее, за последний год мы увеличили количество проводимых тестов почти в 10 раз и команду раза в два. Где же мы проводим более 1000 нагрузочных тестов в год без отдельного стенда, спросите вы? Ответ: мы использовали все стенды по максимуму, под шум (крики) продуктовых команд! 🙂
Я попробовал обобщить личный опыт последних лет, успехи прорыва в результативности тестов и, соответственно, в повышении производительности, которого мы смогли достичь в компании за последнее время.
Договоримся о терминологии
НТ — нагрузочное тестирование, для меня это синоним тестирования производительности. В НТ входят всевозможные подвиды тестов, направленные на проверку показателей производительности системы: время отклика, пропускная способность, % успешных операций или доступность, утилизация ресурсов.
Максимальная производительность — уровень пропускной способности системы, после которого система перестаёт удовлетворять предъявленным к ней требованиям — по времени отклика, доступности, утилизации ресурсов.
Тест определения максимальной производительности — ступенчатое повышение нагрузки на систему до достижения этого самого уровня.
Как у нас организована нагрузка
Инструменты:
Протоколы – наиболее часто это REST-ы и web по http, бывают и скрипты нагрузки на БД / очереди
Запуск тестов в Jenkins
Мониторинг в Grafana + Clickhouse
Для мониторинга генераторов нагрузки — Prometheus
Redis и Postgres для хранения тестовых данных, FTP для больших файлов
В общем, всё как у взрослых людей. В следующих статьях расскажем об этом подробнее, если интересно. А сейчас едем дальше.
3+ регулярно нагружаемые крупные системы:
Единый портал государственных услуг (ЕПГУ)
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ, шина данных)
…и еще с десяток периодически нагружаемых прикладных систем и сервисов
Основные типы тестов:
Проверка стабильной нагрузки — короткий тест с заданным tps
Стресс-тесты — проверка работы под большой нагрузкой в течение короткого времени
Классическая максимальная производительность
Команда инженеров:
1 лид и 4 нагрузочника разного опыта и происхождения, со средним опытом в НТ =
Вернемся к нагрузочным стендам
Разделим типы стендов на несколько категорий и поймём, что же можно на них тестировать и какие риски / ограничения нужно держать в уме:
DEV — стенд разработки
UAT — стенд регрессионного функционального тестирования
LT — отдельный стенд нагрузочного тестирования
PROD — стенд на базе инфраструктуры Продуктивного контура
Каждый опишем с нескольких сторон по такой схеме:
Summary — короткое резюме от меня
Жиза — как мы используем этот стенд
Что можно — какие тесты можно проводить
Команда — кто здесь понадобится нагрузочнику, насколько самостоятельно выполнение тестов
Advice — совет напоследок обзора стенда
Summary: Отличное место для нагрузки пилотных решений или новых микросервисов, но задержаться на нём для исследований бывает сложно. Особенно, если архитектура монолитная.
Жиза: Не самый активный стенд именно для нагрузки, но супер-массовые новые сервисы сначала тестим здесь — социальные выплаты, сервисы для выборов, онлайн-запись в школы. Конечно же, в микросервисах, особенно часто в кубере. Здесь не проверить какой-нибудь scaling, но 50-70% проблем на данном стенде мы закрывали, хоть пользовались им не так часто, как стоило бы.
Отступление в рамках темы
Отдельного внимания здесь в описании DEV заслуживает наше детище для Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Изначально мы планировали собрать стенд LT, но заказчики-разработчики пожелали проверять новые решения и тюнинг/рефакторинг старых здесь и сейчас. У нас вышел эдакий Монстр, которого мы прозвали DEV-LT! По необходимости могли и мощностей накинуть для достижения нужных цифр, но и не ждали отлаженных новых релизов и прочих pipeline-ов для проверки разных гипотез.
В итоге за пару месяцев мы протестили отказоустойчивость при отключении разных сервисов системы, протюнили с десяток компонент и повысили общую производительность системы раза в три (с учётом пост-тестов на других стендах, конечно же). Это был суровый марафон, но глаза горели у всех!
Что можно: стресс-тесты и общая максимальная производительность всего комплекса здесь бессмысленны. Только точечный тюнинг и проверка отдельных компонентов тестами со стабильными потоками (количество открытых соединений / thread-ов) или подачей стабильной нагрузки.
Команда: Если времени мало, то практически в онлайне с разработчиком. Если побольше — в режиме чатика. Очень удобно поработать devops-ом: сделать «кнопку» для разработчика и дать ему «пофрустрировать» самому до желаемого результата. Не забудьте про мониторинг, чтобы он получал удовольствие! Главное вовремя остановить, не доводить до уровня «хочу 100к tps выжать, 12 ночи всего, запускаю ещё тест!»
Pros and cons:
+ экономит время тюнинга на поздних этапах, что особенно актуально для багов по производительности (все мы знаем, они бывают ОЧЕНЬ дорогими)
+ можно запускать «на коленке» и получать реальный value
– не подходит для основательных выводов по максималке / не применить к PROD — нужны дополнительные тесты на других контурах
– стенд обычно шаток и разработчики любят его ломать, а иногда его потом сложно восстановить
– сложно с тестированием интеграций, DEV, как правило, изолирован
Advice: Совет подойдёт и для других стендов — «одно изменение за раз!». Разработчики любят побежать азартно вперёд, и применить много «оптимизаций» между тестами за один раз. Потом приходится часто искать, что именно улучшило или ухудшило производительность. Поэтому лучше стараться делать одно улучшение/изменение за раз и оценивать тестом, хотя бы коротким.
UAT (стенд регрессионного функционального тестирования) — относительно стабильный контур по сборкам, но слабый по железу
Жиза: С этого стенда мы начинали в РТЛабс проводить регулярное НТ — в данном случае проверка релизов на не-ухудшение производительности. В частности, на небольшом железе мы сравниваем «выдерживание» ступени стабильной нагрузки по основным показателям производительности. Дефектов обычно находится не так много, как хотелось бы, потому что у этого стенда всегда много «но» по сравнению с PROD. И это несмотря на то, что по конфигурации компонентов он к нему ближе, чем любой другой.
Что можно: Лучше проводить тесты стабильной нагрузки 10-60 минут. Длительность зависит от вашей ступени стабильной нагрузки, за которую вы сможете адекватно оценить показатели производительности. Если у вас быстрая система с 100-500+ tps и временем отклика в пределах секунды (шина данных, например), то хватит и коротких тестов. Если что-то пользовательское с множеством сценариев — лучше погонять подольше и заодно оценить надежность.
Команда: Как правило, лучший друг нагрузочника — это функциональщик. В данном случае вдвойне, так как это его стенд! Он подскажет, когда и сборка более-менее стабильна и когда можно поломать стенд тестами. С дефектами тут сложнее, чем на DEV — у нас по крайней мере были наводки и на инфраструктурные сбои, а разбор может быть не таким быстрым, как хотелось бы.
Pros and cons:
+ хороший стенд для старта нагрузочного тестирования в плане стабильности и отладки (в том числе на новых готовящихся версиях системы). И для того, чтобы потом куда-то переезжать с тестами на другие стенды
+ обычно неплохая поддержка со стороны ФТ и сопровождения, так как релизы должны ехать в PROD без простоев. А вы, в том числе, занимаете время подготовки релиза 🙂
– придётся выбирать время для тестов, чтобы не мешать ФТ
– сильную нагрузку целиком на систему не подать ввиду слабости стенда по железу, то есть сложно оценить максимальную производительность в целом
Advice: Не убивайте стенд, пожалейте функциональщиков! Не только проведением нагрузки днём, но и забиванием БД тестовыми или созданными в тестах данными. Проработайте процедуры очистки.
LT (отдельный стенд нагрузочного тестирования)
На какой хватит средств какой построите, такой и будет! Но в любом случае он лучше остальных стендов, потому что СВОЙ.
Summary: Здесь всё понятно — идеальный стенд практически для любых целей НТ. Не надо сидеть по ночам / ждать пока он освободится (в пределах одной тестируемой системы, конечно). В некоторых банках даже построили интеграционные стенды НТ. Правда пока я не видел стенд, выдерживающий 100% нагрузку по профилю с Прода, со всех каналов-систем.
Жиза: Выше я рассказывал о том, как мы применяем стенд DEV-LT. Пока мы видим неплохую пользу в совмещении целей для этого контура с учетом имеющейся инфраструктуры PROD для больших тестов (об этом ниже).
Из опыта других компаний могу сказать, что отдельный контур это действительно долго, дорого и замечательно. Причём для стабильного стенда крупной системы «долго» — это скорее всего минимум год, а «дорого» — не только закупка оборудования, но ещё и отдельная команда админов разного профиля. Ведь у вас небольшой PROD, а значит нужны инженеры СПО, ППО, DBA и т.д.
При этом на других стендах можно и нужно ловить 80-90% проблем. Это значит, что в микросервисной архитектуре огромные стенды становятся всё менее полезными.
Что можно: ВСЁ. Ну, правда. Интеграционные нагрузочные тесты можно проводить с эмуляторами, хорошо идут регрессионные тесты, стресс-тест/максималка/надежность/отказоустойчивость и любые другие, которые вы ещё себе придумаете между релизами.
Команда: Если хотите работать эффективно, а не чинить стенд неделями, когда ребята с PROD / тестовых контуров смогут уделить вам время, то только отдельная команда. Если стенд небольшой, можно не выделять отдельно системных администраторов / DBA на задачи одного этого стенда. Но инженеры ППО точно нужны — системы нужно и поднимать с нуля и поддерживать (поднимать) после регулярных тестов и релизов, которые будут их ломать.
Pros and cons:
+ подходит для всех нужных нагрузочных тестов (с интеграционным НТ может быть сложно, но возможно!)
+ не нужно ждать очередь на стенд, есть время для улучшений / экспериментов
+ можно готовить нужные наборы тестовых данных, тестировать объемы
– дорого и долго — и по подготовке железа, и в поддержке
– команде сопровождения нужно долго набираться опыта
– бывает сложно отслеживать все изменения на PROD / тестовых контурах, чтобы тестовый стенд НТ был актуален
Advice: Не надейтесь, что стенд НТ взлетит быстро, особенно если команда собирается с нуля. Исключения — небольшие и простые системы, по ним и PROD просто и быстро собрать.
И раз уж у вас отдельный стенд — пробивайте получение копии БД с PROD (урезанной, обезличенной), это повысит качество тестирования.
Ещё совет— не делайте прогнозирование / домножение результатов, полученных на стенде НТ, для PROD, если у вас LT сильно меньше по ресурсам. Горизонтальное масштабирование — непростая штука. Да простят меня мастера-архитекторы – иногда позволяю себе «умножить на 2» производительность, полученную на стенде НТ, который в 2 раза слабее Прода по ресурсам, при микросервисной архитектуре и не загруженности всех узлов по метрикам серверов. Можно предположить, что на Прод будет не хуже.
Сравнение производительности простой web-ки на node.js при увеличении ресурсов машины в 2 раза.
Как-то студенты курса по НТ проводили простой эксперимент по оценке влияния повышения ресурсов сервера, на котором крутилась простая веб-страничка c node.js под капотом, практически ничего не делающая. Результат налицо. Теперь храню эту картинку и показываю всем, кто любит «умножать на 10».
PROD (стенд на базе инфраструктуры Продуктивного контура) – опасно, но крайне эффективно
Жиза: Чтобы быть уверенными в высокой доступности новых, серьёзных по нагрузке сервисов, финальные тесты мы проводим здесь. Особенно это актуально, когда у нас мало времени, например, при запуске срочных выплат населению страны последних пары лет.
Пользователи Госуслуг засыпают, а мы собираемся на ночной zoom и аккуратно тестируем на PROD-инфраструктуре. Тюним на месте, записываем изменения конфигов «на лету» себе в тикеты «на утро». Отдельно заказываем новые VM туда, где понимаем, что не успеем дотюниться до запуска сервиса.
Конечно, для этого нужна аккуратная и дотошная подготовка скриптов для очистки мусора после тестов и выверенный чёткий план тестирования с автоматизацией запуска тестов.
Что можно: Конечно, не всё. В первую очередь это стресс-тесты — короткие, точные, до первых узких мест, чтобы затем произвести тюнинг. Можно сразу в онлайне, чтобы не уходить потом на ещё одни работы. Не получится использовать инфраструктуру PROD, если у вас интенсивная пользовательская нагрузка 24/7 и нет микросервисов, которые вы можете изолировать от влияния на пользователей на 99%+.
Для тех, кто по каким-то причинам не хочет в этом участвовать, есть отличный аргумент — или мы сейчас проконтролируем что будет, или будем смотреть на это в онлайне, на живых пользователях и чинить, теряя SLA.
Pros and cons:
+ не только НТ, но и тренировка для команды
+ в нехватке времени можно тюнить на лету (конечно, сохраняя улучшения в репозиториях)
– требуется хорошая подготовка плана и скриптов очистки
– не для каждого сервиса возможно НТ на инфраструктуре PROD
Advice: Все же помнят хорошую практику: всё что выкатывается на PROD должно тестироваться? Это же касается и ваших скриптов НТ, тестовых данных, скриптов очистки от мусора после НТ. Всё должно быть протестировано на младших контурах, считайте, что это такой же релиз.
Ну и конечно, так как НТ на PROD — это часто ночные работы, не замучайте команду в ночь перед запуском важных сервисов. Если не успеваете, лучше ребятам поспать ночь и с утра уже готовиться к проблемам на PROD, быстрее будут реагировать.
Во всём нужна мера, потому что, как говорил один мой знакомый менеджер: «Работа отнимает всё отведенное на неё время».
Вместо заключения
Как видите, у каждого стенда НТ найдутся свои нюансы, а главное – своя польза. Уже давно прошли те времена, когда подрядчик требовал нагрузочный стенд, а заказчик закупал его месяцами, тратя огромные деньги. С новыми средствами НТ и микросервисной архитектурой тесты можно проводить на разных этапах и на разных стендах достаточно быстро.
Я бы описал рекомендованный путь становления процессов НТ в компании по части стендов так:
UAT – отсюда можно стартовать регрессионное НТ
DEV – для новых сервисов, которые будут нагружены
PROD – когда отдельного стенда НТ нет, а ожидается новая большая нагрузка
LT – когда уже научитесь тестировать, поймете систему и действительно сможете использовать дорогое удовольствие с пользой
Конечно, эти стенды у вас могут называться по-другому, типы тестов тоже. Я старался использовать плюс-минус общепринятые понятия. На закрепление терминологии не претендую.
Пишите в комментариях про ваш опыт использования тестовых стендов для НТ. Буду рад почерпнуть что-то новое, в том числе по поводу плюсов и минусов каждого.
Uat что это значит
Пользовательское приемочное тестирование (UAT) — это тип тестирования, выполняемый конечным пользователем или клиентом для проверки / принятия системы программного обеспечения перед перемещением приложения в производственную среду. UAT выполняется на заключительном этапе тестирования после выполнения функциональных, интеграционных и системных испытаний.
Основной целью UAT является проверка сквозного бизнес-потока. Он не фокусируется на косметических ошибках, орфографических ошибках или тестировании системы. Приемочное тестирование пользователя выполняется в отдельной среде тестирования с настройкой данных, аналогичных производственным. Это своего рода тестирование черного ящика, в котором будут участвовать два или более конечных пользователя. Полная форма UAT — это приемочные испытания.
Кто выполняет UAT?
Необходимость приемочного тестирования:
После того, как программное обеспечение прошло модульное, интеграционное и системное тестирование, необходимость приемочного тестирования может показаться излишней. Но приемочные испытания необходимы, потому что
Приемочные испытания и V-модель
В VModel приемочное тестирование пользователя соответствует фазе требований жизненного цикла разработки программного обеспечения (SDLC).
Предварительные условия приемочного тестирования:
Ниже приведены критерии входа для приемочного тестирования:
Как сделать UAT-тестирование
UAT выполняется предполагаемыми пользователями системы или программного обеспечения. Этот тип тестирования программного обеспечения обычно проводится на клиентском компьютере, который называется бета-тестированием. Как только критерии входа для UAT удовлетворены, тестировщикам необходимо выполнить следующие задачи:
Шаг 1) Анализ бизнес-требований
Одним из наиболее важных действий в UAT является выявление и разработка сценариев тестирования. Эти тестовые сценарии получены из следующих документов:
Шаг 2) Создание плана UAT:
Шаг 3) Определите тестовые сценарии и тестовые случаи:
Определите сценарии тестирования в отношении бизнес-процесса высокого уровня и создайте контрольные примеры с четкими шагами тестирования. Тестовые случаи должны в достаточной степени охватывать большинство сценариев UAT. Бизнес-прецеденты являются входными данными для создания тестовых случаев.
Шаг 4) Подготовка тестовых данных:
Шаг 5) Запустите и запишите результаты:
Выполните тестовые случаи и сообщите об ошибках, если таковые имеются. Повторно проверьте ошибки, как только исправлены. Инструменты управления тестами могут быть использованы для выполнения.
Шаг 6) Подтверждение достигнутых бизнес-целей:
Бизнес-аналитики или UAT-тестеры должны отправить подпись после тестирования UAT. После подписания товар годится для производства. Результатами тестирования UAT являются План тестирования, Сценарии и сценарии тестирования UAT, Результаты испытаний и Журнал дефектов.
Критерии выхода по UAT:
Перед переходом в производство необходимо учитывать следующее:
Качества тестеров UAT:
Тестировщик или бизнес-аналитик или специалист по предмету Эксперты, которые понимают бизнес-требования или процессы, могут подготовить тест и данные, которые являются реалистичными для бизнеса.
Лучшие практики:
Для достижения успеха UAT необходимо учитывать следующие моменты:
UAT Инструменты
На рынке существует несколько инструментов, используемых для приемочного тестирования Пользователем, и некоторые из них перечислены для справки:
Фитнес-инструмент: это Java- инструмент, используемый в качестве движка для тестирования. Легко создавать тесты и записывать результаты в таблицу. Пользователи инструмента вводят форматированный ввод и тесты создаются автоматически. Затем выполняются тесты, и результат возвращается пользователю.
Watir : Это инструментарий, используемый для автоматизации браузерных тестов во время приемочного тестирования. Ruby — это язык программирования, используемый для межпроцессного взаимодействия между ruby и Internet Explorer.