учащиеся какого возраста участвуют в международной программе по оценке качества обучения
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ PISA
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества образования, которое отвечает на вопрос: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получающие общее базовое образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года.
Результаты исследований публикуются каждые три года вместе с показателями, характеризующими системы образования разных стран. Эта информация позволяет странам-участницам сравнивать свои достижения с достижениями других стран и использовать результаты сравнения при определении политики в области школьного образования.
В международном исследовании участвуют многие страны мира. В первом исследовании PISA (2000 г.) принимали участие 32 страны, в 2015 –72 страны, в 2018 году планируют участвовать 82 страны.
В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника базовой школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях. В дальнейшем эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование PISA диагностирует подготовку молодежи ко «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых является проверка определенных учебными программами предметных знаний и умений в основном с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью.
Традиционно исследование проходит по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность».
Грамотность чтения – способность человека к пониманию письменных текстов, к использованию их содержания для развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучная грамотность – способность человека использовать естественнонаучные знания для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах; способность проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Весной 2018 года исследование PISA будет проходить в Республике Беларусь. В апреле-мае 2017 года состоялся пробный этап тестирования PISA, в котором приняли участие 66 учреждений образования. В ходе пробного этапа исследования PISA проведено тестирование компьютерной техники, осуществлена апробация заданий, представленных международными организаторами, и подготовка ответственных лиц для проведения основного исследования. Пробный этап показал, что технически и организационно Республика Беларусь готова к проведению основного этапа тестирования PISA.
В основном исследовании планируется участие около 6000 учащихся из 200–220 учреждений образования.
Международные исследования PISA
PISA
Международная программа по оценке
образовательных достижений учащихся.
Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области ведут изучение качества образования школьников.Вы хорошо знаете, что школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование, в последнем приняли участие школьники из 79 стран.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Проводится один раз в три года.
В 2021 году стартует исследование оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся по модели PISA (Programme for International Student Assessment). Ленинградская область вошла в число субъектов страны, где проверят знания школьников по международной программе. На основании совместного приказа Национальным центром исследования подготовлена выборка образовательных организаций по Ленинградской области, для участия в оценке по модели PISA. В число этих школ вошла и наша школа. Исследования будут проведены в середине марта 2021 года.
В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления: PISA-2012 – финансовая грамотность, PISA-2015 – решение проблем, PISA-2018 – глобальные компетенции. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволит выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Мониторинг качества образования PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная и финансовая грамотность, компьютерная грамотность.
Школьники будут выполнять задания в течение 120 минут на компьютерах + 30 мин на инструктаж и заполнение анкеты. Участникам запрещено пользоваться телефонами, фотографировать задания и передавать их. Проверять задания школьников будут эксперты федерального и международного уровня.
Общероссийская оценка по модели PISA-2021, Региональная оценка по модели PISA-2021
Приказы и распоряжения
Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся Открыть.
Письма
Оценка по модели PISA. Информационное письмо ученикам Открыть.
Оценка по модели PISA. Информационное письмо родителям Открыть.
Оценка по модели PISA. Информационное письмо учителям Открыть.
Методические рекомендации
Информация об исследовании от издательства «Просвещение» (актуально на 25.08.2020) Открыть.
Банк открытых заданий PISA
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач Открыть.
Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 |
Вариант 1 | Вариант 1 | Вариант 1 |
Вариант 2 | Вариант 2 | Вариант 2 |
Вариант 3 | Вариант 3 | Вариант 3 |
Вариант 4 | Вариант 4 | Вариант 4 |
Вариант 5 | Вариант 5 | Вариант 5 |
Вариант 6 | Вариант 6 | Вариант 6 |
Вариант 7 | Вариант 7 | Вариант 7 |
Вариант 8 | Вариант 8 | Вариант 8 |
Вариант 9 | Вариант 9 | Вариант 9 |
Вариант 10 | Вариант 10 | Вариант 10 |
Вариант 11 | Вариант 11 | Вариант 11 |
Вариант 12 | Вариант 12 | Вариант 12 |
Вариант 13 | Вариант 13 | |
Вариант 14 | Вариант 14 | |
Вариант 15 | Вариант 15 | |
Вариант 16 | Вариант 16 | |
Вариант 17 | Вариант 17 | |
Вариант 18 | ||
Вариант 19 | ||
Вариант 20 |
Онлайн-задания по читательской грамотности:
1. Задание «Куриный форум»
2. Задание «Рапануи»
3. Задание «Коровье молоко»
4. Задание «Предложения»
PISA-2012 Открыть.
PISA-2003 Открыть.
PISA-2000 Открыть.
PISA-2015 (архив заданий) Скачать.
Открытые интерактивные задания по естествознанию международного исследования PISA-2015:
1. Задание «Миграция птиц»
2. Задание «Бег в жаркую погоду»
3. Задание «Исследование склонов долины»
4. Задание «Метеороиды и кратеры»
5. Задание «Рациональное рыбоводство»
6. Задание «Зандар» (совместное решение проблем)
Полезные ссылки для всех участников образовательных отношений по вопросам подготовки к участию общероссийской, региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024
Методические рекомендации
Документы федерального уровня
Документы регионального уровня
Документы муниципального уровня
Документы школьного уровня
PISA — тест на компетентность
Международные тесты
Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.
«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»
Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.
А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
PISA и функциональная грамотность
В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.
Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.
Примеры заданий PISA разных лет:
Позиции России и мнения экспертов
Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.
Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.
Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.
А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.
Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.
Читайте другие материалы по теме:
К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.
Международная программа PISA
PISA (Programme for International Student Assessment) — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.
Программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD — Organization for Economic Cooperation and Development).
Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Выбор привлечения к исследованию именно 15-летних учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Программа осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР.
Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research — ACER). В консорциум также входят Национальный институт педагогических измерений Нидерландов (Netherlands National Institute for Educational Measurement — CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Национальный институт исследований в области образования Японии (National Institute for Educational Research, NIER), Вестат США (WESTAT).
Первое исследование PISA было проведено в 2000 году, в нем участвовало 32 государства, в 2003 году — 43, в 2006 — 57, а в 2009 — 65. Около 510 тысяч учащихся в 65 странах приняли участие в исследовании PISA-2012. Более 70 государств приняли решение участвовать в тесте PISA в 2015 году.
Россия принимала участие во всех пяти циклах программы PISA: в 2000, 2003, 2006, 2009 и 2012 годах. Результаты проведенных исследований стали предметом дополнительного анализа коллективов Российской академии образования, Федерального института развития образования, проектов Национального фонда подготовки кадров и Высшей школы экономики. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школы в форме ЕГЭ, при разработке государственных стандартов второго поколения, при разработке компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений.
Согласно тесту 2009 года, самые высокие результаты по читательской грамотности продемонстрировали учащиеся двух стран-членов ОЭСР — Южной Кореи (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты — 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий вошли Гонконг (Китай) — 533 балла и Сингапур — 526 баллов.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности по тесту 2009 года составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области заняли 43 место.
По результатам исследования математической грамотности, в 2009 году в лидеры вышли Шанхай, Сингапур, Гонконг, Корея, Тайвань и Финляндия. Из близких соседей России в группе лидеров — Германия, Эстония, Словения, Польша, Чехия.
Российские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР — 496), что соответствует 38 месту списка. Чуть выше расположились Литва и Латвия, чуть ниже — Греция и Хорватия.
В лидирующей группе по естественнонаучной грамотности в 2009 году оказались учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 575, Финляндии — 554 балла, Гонконга (Китая) — 547 баллов, Сингапура — 542 балла и Японии — 539 баллов.
Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 году статистически ниже среднего результата по странам ОЭСР и составляет 478 баллов (39 место). В соответствии с уровнями естественнонаучной грамотности исследования PISA, 78% российских учащихся достигли и превысили пороговый уровень (2-ой по международной шкале).
Данные по тесту PISA, который состоялся в 2012 году, будут опубликованы 3 декабря 2013 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
PISA-2021
Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство образования Новосибирской области ведут изучение качества образования школьников.
Вы хорошо знаете, что школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование, в последнем исследовании приняли участие школьники из 79 стран.
Задания PISA не похожи на стандартные школьные. Детям не нужно будет вставлять пропущенные буквы или определять части речи, исследовать функции или решать уравнения, применять формулы или воспроизводить законы. Им придется разобраться в том, стоит ли доверять информации из текста, что в тексте важно, а что просто является отвлекающим внимание фоном. Они должны будут рассчитать финансовые затраты на покупки или поездки и выбрать оптимальные варианты. Перед ними встанет необходимость разобраться в том, как объяснить происходящие явления.
Это все, конечно, потребует определенных предметных знаний, но эти знания нужно будет не пересказывать, не воспроизводить, а использовать.
Чтобы формулировки и структура заданий не были неожиданными для участников исследования, предлагаем познакомиться с примерами прошлых лет и попробовать выполнить их. Важно помнить, что все задания в ходе исследования выполняются в электронном формате. Попробуйте выполнить некоторые задания вместе ребенком.
В октябре-ноябре текущего года в 14 субъектах Российской Федерации будет проведено исследование «Региональная оценка по модели PISA» и в 43 субъектах – «Общероссийская оценка по модели PISA». Исследование проводится в компьютерной форме. На выполнение заданий отводится 2 часа. После исследования ученикам будет предложена анкета, ответы на вопросы которой могут занять примерно 30 минут. Вопросы анкеты касаются отношения учащихся к школе, их понимания будущего (образование и карьера), осведомленности о глобальных проблемах, существующих в мире, и т. д.
Обращаем ваше внимание, что по результатам исследования не принимаются решения, влияющие на судьбу ребенка (например, о переводе в следующий класс или получении аттестата)!