учебная практика входит в какую часть программы
Учебная практика входит в какую часть программы
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования”
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364) и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2003 г., регистрационный № 4617).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 27 ноября 2015 г. № 1383
Положение
о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383)
2. Программа практики разрабатывается с учетом требований, установленных пунктом 3 настоящего Положения, утверждается организацией и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию стандартов.
3. Программа практики включает в себя:
указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;
перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
указание места практики в структуре образовательной программы;
указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;
указание форм отчетности по практике;
фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;
перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.
4. Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
6. Если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно проводится преддипломная практика.
7. Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.
Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Конкретный тип учебной и производственной практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией в соответствии с ФГОС ВО.
9. Способы проведения практики:
Стационарной является практика, которая проводится в организации либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположена организация.
Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположена организация. Выездная производственная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.
Конкретный способ проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.
10. Практика проводится в следующих формах:
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
11. Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначается руководитель (руководители) практики от организации из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данной организации.
12. Руководитель практики от организации:
составляет рабочий график (план) проведения практики;
разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
13. Руководитель практики от профильной организации:
согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
предоставляет рабочие места обучающимся;
обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
14. При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.
15. При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.
16. Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.
17. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
18. Обучающиеся в период прохождения практики:
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики;
соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
19. Результаты прохождения практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном организацией.
20. При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
21. Особенности организации практики лиц, обучающихся по ОПОП ВО в области медицинского или фармацевтического образования, в области искусств и в области физической культуры и спорта, определяются в соответствии с частью 8 статьи 82, частями 19 и 20 статьи 83 и частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»**.
22. При проведении выездных производственных практик обучающихся порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом организации.
При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
* Часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).
Обзор документа
Утверждено новое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (ОПОП ВО).
Это обусловлено пересмотром Закона об образовании.
Установлены требования к содержанию программы практики. Она утверждается учебным заведением и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию образовательных стандартов.
Так, в программе указываются вид практики, способ и формы ее проведения, перечень планируемых результатов обучения, перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», формы отчетности по практике.
Выделяют учебную и производственную практику, в том числе преддипломную.
Прописаны полномочия руководителя практики.
Разрешается проходить практику по месту своей трудовой деятельности, если последняя соответствует требованиям к содержанию практики.
Порядок оплаты проезда к месту проведения выездной производственной практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту ее прохождения и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации.
При прохождении стационарной практики проезд к месту ее проведения и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
Прежнее положение 2003 г. признано утратившим силу.
Практическая подготовка с 2020 года
Нам пришел вопрос от клиента:
«Специалистов избыток, а не хватает » — так можно кратко охарактеризовать ситуацию на рынке труда.
Причина в том, что образовательная система до сих пор развивается в стороне от производства и бизнеса. В итоге выпускники получают знания, которые им не понадобятся, а работодатели безуспешно ждут готовых высококвалифицированных специалистов.
Два года назад в Госдуме начала работу группа по трудовому воспитанию обучающихся. Ее цель — решить вопрос нехватки профессионалов на кадровом рынке.
Результатом деятельности группы стал законопроект, который вводит в систему образования понятие «практической подготовки».
Нормативная база практической подготовки
На данный момент принято три документа, которые регламентируют понятие практической подготовки и порядок её организации:
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Также есть разъяснения Минобрнауки по принятым НПА — Письмо Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 «О направлении вопросов-ответов».
Отличие практической подготовки от практики
До июля 2020 года в Законе об образовании присутствовало понятие «практика»:
В новой редакции практику заменили на практическую подготовку:
Практическая подготовка как форма организации образовательной деятельности включает в себя практику как вид учебной деятельности. Это становится понятно, если мы обратимся к пунктам 6, 7 и 9 Приказа 885/390 «О практической подготовке обучающихся»:
6. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
7. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
9.Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Таким образом, к практической подготовке относится непосредственно практика, а также практические занятия, практикумы, лабораторные занятия и даже занятия лекционного типа, если их цель — сформировать, развить, закрепить практические навыки и компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Программы, по которым образовательная деятельность обязана организоваться в форме практической подготовки
В соответствии со ст. 13 частью 6 Закона об образовании, практическая подготовка обязательна для основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) или их отдельных компонентов.
К ОПОП относятся (ст. 12, часть 3, пункт 2 Закона об образовании):
Для остальных программ практическая подготовка факультативна.
Практическая подготовка в программах ДПО и ПО
Мы выяснили, что обязательность практической подготовки не распространяется на программы ДПО и профессионального обучения (ПО), по которым организуется обучение в учебных центрах.
Но на ДПО и ПО продолжают распространяться остальные требования Закона об образовании. В частности, закон обязывает разрабатывать программы ДПО и ПО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
В профстандартах перечислены конкретные умения и навыки, которыми должен обладать специалист определенной квалификации.
А навыки и умения формируются только в практической деятельности.
Анализируя процесс обучения, С. Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии», отмечал:
«Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как „техническими“ компонентами той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучения какой-либо деятельности, человек достигает, не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность».
Приходим к выводу, что полное освоение профессии невозможно представить без практической подготовки, когда специалист в «боевых» условиях применяет полученные знания.
При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций.
Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций. При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.
Итак, новые изменения, касающиеся практической подготовки, формально не затронули область ДПО и ПО. Но фактически практика при реализации программ профобучения была и остается частью образовательного процесса.
Как организовать практическую подготовку на дистанционных курсах
Законодательных ограничений по использованию дистанционных технологий в сфере профессионального образования и профобучения нет. Об этом мы писали в статье «Дистанционное обучение в России».
Однако понятно, что если у образовательной организации стоит цель обучить, а не выдать итоговые документы об обучении, без организации практики на месте не обойтись. И тут уже надо руководствоваться новыми требованиями к практической подготовке по 273-ФЗ.
Непосредственно в учебном центре;
В организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, на основании договора.
Если практика организуется в профильной организации, то мы получаем эффективную дуальную модель обучения, когда теорию дает образовательная организация, а умения и навыки отрабатываются непосредственно в процессе профессиональной деятельности.
Есть программы, которые можно реализовать исключительно с использованием дистанционных технологий (ДОТ). Для этого, по требованиям Закона об образовании, нужно создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
В рамках таких программ практическую подготовку можно организовать с помощью интерактивных практических заданий и виртуальных тренажеров.
Если вы используете курсы Учи.Про
Если вы используете в обучении готовые курсы Учи.Про, организация практической подготовки остаётся зоной вашей ответственности как учебного центра. Мы добавляем в курсы интерактивные задания, однако их недостаточно для формирования профессиональных навыков.
То есть, вы можете использовать курсы Учи.Про в качестве теоретической подготовки, а практику вы организуете сами — очную в профильной организации или дистанционную с помощью виртуальных обучающих систем.
Подытожим:
Понятие «практическая подготовка» шире понятия «практика». Практическая подготовка включает в себя практику, наряду с лабораторными работами, семинарами и прочими видами учебной деятельности.
Практическая подготовка обязательна для основных профессиональных образовательных программ, то есть, для СПО и вузов. Для остальных факультативна.
Программы ДПО и ПО разрабатываются на основе профстандартов. Цель профессионального обучения — приобретение знаний, формирование умений и навыков для выполнения профессиональной деятельности. А получить умения и навыки невозможно без практики. Фактически практическая подготовка при реализации программ профобучения была и остается частью образовательного процесса.
Практическую подготовку можно организовать в профильной организации (не ИП) или непосредственно в образовательной организации.
Дистанционная практика возможна, если у вас созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, например, есть виртуальные тренажеры для отработки навыков.
Готовые курсы Учи.Про могут содержать интерактивные задания, но их недостаточно для практической подготовки. Вы можете использовать курсы Учи.Про для теоретического обучения, а практику проводить в профильной организации или в учебном центре при наличии электронных систем обучения.
Программа практики: что это и для чего?
Прохождение практики – один из важнейших обязательных этапов профессиональной подготовки студентов СУЗов и ВУЗов. Количество и объем практики определяется администрацией Вуза с учетом особенностей образовательной программы профессиональной подготовки специалистов.
Прохождение практики – один из важнейших обязательных этапов профессиональной подготовки студентов СУЗов и ВУЗов. Количество и объем практики определяется администрацией Вуза с учетом особенностей образовательной программы профессиональной подготовки специалистов.
Чаще всего студенты ВУЗов проходят три вида практики: учебная (ознакомительная), производственная и преддипломная. Каждая из указанных разновидностей призвана предоставить учащимся конкретные знания и навыки, поэтому тщательно планируется. Сегодня мы расскажем о документе, регламентирующем процесс прохождения практики.
Программа практики: что это такое?
Программа практики – это официальный документ, формируемый в СУЗе или ВУЗе в целях конкретизации: что должны делать студенты во время прохождения практики на предприятии, какие навыки и знания они обретут, закрепят, как должны продемонстрировать их куратору.
Что такое программа практики?
Данный документ формируется с учетом особенностей специализации, направления подготовки. Он должен помогать учащимся получить реальные представления о будущей работе и профессии, освоить основные профессиональные навыки, чтобы по мере выпуска они могли незамедлительно приступить к выполнению своих прямых должностных обязанностей.
Что включает в себя программа практики?
Программа практики должна учитывать общие направления подготовки учащихся и индивидуальные возможности каждого студента. В частности, общим является обретение студентами конкретного набора навыков (сбор информации, обработка данных, формирование отчетности). Индивидуальный подход проявляется в выполнении так называемого «индивидуального задания», которое поручается куратором от ВУЗа каждому подопечному с учетом его специализации, направления деятельности и характеристики предприятия и пр.
Из чего состоит программа практики студента?
Для студентов программа практики предстает в виде методических рекомендаций по оформлению отчета по практике. В ней обязательно выделяют:
Также программа практики должна подчеркивать обязательные аспекты профессиональной подготовки практикантов: что им могут доверять, основные права и обязанности практикантов, описание аттестации по результатам практики (защита отчета, что он должен содержать) и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Программа практики должна учитывать производственные возможности компании, способности учащегося, а также временные рамки: сколько часов на что отводится. Нередко документ содержи писание действий студентов по неделям. При оценке результатов прохождения практики куратор должен сопоставить данные из дневника практики и программой.
Программа практики: какие документы обязательны для практикантов?
Программа практики учитывает все аспекты затрагивающие жизнь учащегося. В ней прописываются основные аспекты получения реальных профессиональных навыков за пределами ВУЗа:
Программа практики формируется на основе учебного плана, учитывая пройденные дисциплины и имеющиеся знания студентов. Она должна быть посильной для каждого учащегося. Также при разработке файла учитывают разновидность практики: учебная – для получения первых представлений о профессии и будущей работе, производственная – для получения реальных профессиональных навыков, преддипломная – совершенствование знаний и навыков, сбор материалов для выполнения ВКР.
Для чего нужна программа практики?
Данный документ призван конкретизировать действия практиканта, наметить цель – что он должен постичь и достичь, каким образом.
Чтобы студент бессмысленно и бездумно не слонялся по предприятию, программа практики позволяет тщательно спланировать все его действия: что он обязан выполнить, что ему могут поручать доверять, какими качествами и навыками он должен овладеть и пр.
Программа практики является своего рода инструкцией для практикантов и их наставников. Она позволяет понять, что учащийся должен изучить, какую самостоятельную работу выполнить, за чем он должен наблюдать, оценить степень готовности принимать самостоятельное решение, делать выводы в каждой конкретной ситуации, научить грамотно формировать отчетность согласно заявленным требованиям и пр.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!