учебник является каким средством обучения
Учебник как основное средство обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учебник как основное средство обучения
Цель: охарактеризовать учебник как основное средство обучения
Неизменным, действенным и самым распространенным средством обучения остается учебник.
В широком смысле учебник есть книга, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету. Содержание учебника представляет собой дидактически обоснованную систему сведений и заданий различного характера, выражающих основное содержание той или иной науки, отобранных с учетом цели обучения, возрастных особенностей обучающихся, закономерностей протекания учебного процесса в этом возрасте, уровня учебно-образовательной подготовки учащихся.
В структуре учебника принято выделять две основные группы компонентов: текст и внетекстовые компоненты. Текстовый материал может быть основным (определения, законы, свойства арифметических действий), дополнительным (обращение, справочный материал) и пояснительным (примечание, словари). Внетекстовые компоненты представлены в учебниках математики для начальной школы в гораздо большем объеме, чем текст. Они направлены на усвоение определенной информации, организацию познавательной деятельности, формирование математических умений и навыков. Среди внетекстовых компонентов можно выделить:
1. Аппарат организации усвоения (вопросы и задания, упражнения, памятки, инструктивный материал и др.).
2. Иллюстративный материал (предметные, сюжетные иллюстрации, чертежи, схемы, графики и др.).
Среди видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе по предмету. Учебник относят к основным средствам обучения математике.
В настоящее время в начальной школе используется не только учебник по математике, а целый учебно-методический комплекс (УМК). Последний включает в себя базисный учебник, методические пособия для учителя, тетради на печатной основе, пособия разного рода, например, «Для тех, кто любит математику», «Карточки с математическими заданиями и играми», пособия контрольного характера и т. д.
Учебник или УМК должны выполнять в образовательном процессе следующие основные функции.
1. Информирующая функция, т.е. возможность использования учебника (УМК) как источника той или иной информации. В современных учебниках по математике для начальных классов это материал, обеспечивающий овладение определенной системой математических понятий и общих способов деятельности по ведущим содержательным линиям: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными»; овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании; формирование обобщенного умения решать задачи и целого ряда универсальных учебных действий.
2. Развивающая функция, т.е. возможность использования учебника (УМК) в целях формирования необходимых навыков и умений, а более широко – вообще стимулирования и поддержки интеллектуального и личностного развития учащихся. В курсе математики это:
развитие основ логического мышления и соответствующего им языка;
формирование способности к продолжительной умственной деятельности;
развитие математической речи и аргументации;
развитие умений оперировать знаково-символическими средствами, выражать содержание (объекты, явления, признаки, отношения, действия, преобразования) в разных символических формах, переходить от одного языка к другому, отделять содержание от формы его представления;
развитие начал творческой деятельности (пространст-венного воображения, способов решения задач, форм представ-ления информации и т. д.).
3. Систематизирующая функция по отношению к системе математических понятий и в целом к материалу, обеспечивающему реализацию программы по математике.
4. Контролирующая функция. Она обеспечивается, встроенным в учебник и (УМК) инструментарием для оценки планируемых результатов освоения программы по математике для начальной школы.
5. Мотивирующая функция, особенно связанная с развивающей функцией, в частности с развитием личности. Реализация этой функции обеспечивается особым материалом, который возбуждает и поддерживает у учащихся интерес к предмету, обеспечивает у них возникновение и стабильное существование внутренней мотивации работы с этим учебником.
Современные учебники математики, используемые в начальной школе, должны обязательно входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ, который ежегодно публикуется на соответствующем сайте. Они проходят экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и санитарным требованиям.
В настоящее время разработаны дидактические требования, предъявляемые к написанию учебников:
содержание должно излагаться на научной основе, отражать основные положения математики (законы, свойства, правила);
материал необходимо излагать в доступной форме от простого к сложному, в соответствии с возрастными возможностями младших школьников;
учебный материал должен быть расположен в системе, последовательно и представлен на наглядной основе .
1) Какие основные функции реализует школьный учебник?
2) Какова структура учебника, его основные компоненты?
3) Каким требованиям должен удовлетворять современный учебник математики для начальной школы?
Эссе на тему: Учебник как основное средство обучения в начальных классах
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Джуманиязова Т.А. студентка гр. 3 ДН-1
Тема: Учебник как основное средство обучения в начальных классах
Работа с книгами стала одним из важнейших методов обучения, с момента ее появления в школе. Главным достоинством данного метода является то, что ученик имеет возможность многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебники успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. A для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Следует помнить, что материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только тогда учебник, как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может вызывать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании. Ведь знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс, включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий в работе и с учебной литературой. В данном конкретном случаи в работе с учебником.
По моему мнению сегодняшние учебники практически соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Система изложения в учебнике теоретического материала и вопросов практического характера определяется требованиями программы. В соответствии с этими требованиями при раскрытии в учебнике каждого вопроса предусматривается подготовка к введению нового материала, ознакомление с новым материалом, его закрепление. На каждой из этих ступеней предусматривается система специальных упражнений, выполнение которых учащимися должно обеспечить осознанное и прочное усвоение теоретических знаний, выработку умений и навыков. Каждый блок изучения нового материала сопровождается наглядностью, как изобразительной, так и схематической.
Упражнения предлагаются в различных формах, с использованием иллюстраций, чертежей, схем, таблиц, что стимулирует активность детей, возбуждает интерес. Часто задания носят занимательный характер. Многие упражнения, предлагаемые в учебниках, носят комплексный характер.
B учебных книгах содержится много дополнительной информации, в качестве которой используются загадки, сказки, поговорки, пословицы, рассказы и т. п. Зачастую эта информация носит нравственный характер и выполняет воспитательную функцию. Эта информация, чаще всего, дается в виде отдельных сообщений под различными рубриками, например » Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных». В конце темы (урока) учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых — обобщение материала. В некоторых учебниках они даны под названием «Выводы», в других — выделены цветом, шрифтом и т. д. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшие понятия.
По мнению Д.Д.Зуева, при помощи вопросов и заданий «достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе самостоятельного усвоения знаний».
На мой взгляд учебник является не только ведущим средством обучения, он является верным соратником, который помогает делать ему его первые открытия.
Учебник как ведущее средство обучения
Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по экономике и предназначенная для достижения учебных целей.
В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом содержание материалов направлено на воспитание экономической культуры учащихся, умение самостоятельно и верно оценивать экономические факты действительности, творчески использовать экономические знания в жизни (воспитательная функция).
Основными компонентами содержания учебника являются:
Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения и иллюстраций (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
Репродуктивная компонента предназначена для общеучебных, предметно-познавательных и практических действий.
Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, эстетическую и другие направленности.
В учебнике дается теоретический материал, трактовка экономических понятий, уточняется их содержание, идет формирование экономического лексикона учащихся.
Кроме того, в учебнике даются практические задания, которые способствуют систематизации, обобщению изученного, направляют деятельность учащихся на формирование у них умений и навыков.
Аппарат организации усвоения материала (вопросы, задания, памятки, инструкции, подписи к иллюстрациям, упражнения) помогает четко и правильно усваивать изучаемый материал.
Иллюстративный материал учебника (рисунки, схемы, таблицы, графики и т.д.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, дополняет, конкретизирует изучаемый материал, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом.
Аппарат ориентировки учебника (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.д.
Учебник предназначен для учащихся и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя учебник – источник методической системы. С помощью учебника педагог определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.
Приемы работы с учебником
Этапы работы с книгой: установление связи с ранее изученным материалом, умение выделить главное в тексте, объяснение непонятных слов самостоятельно и с помощью словаря, составление плана и опорных конспектов по прочитанному, ответы на вопросы в конце параграфа и т.д.
Для работы с учебником можно использовать различные приемы, позволяющие пополнить, систематизировать знания учащихся, приучать их к последовательному, самостоятельному освоению знаний.
Составление справки. Справка – это сведения о чем-либо после полученных поисков. Справки бывают биографическими, статистическими, географическими, экономическими, терминологическими и т.д.
Составление формально-логической модели – это составление словесно-схематического изображения прочитанного.
Составление тематического тезауруса – это комплекс базовых понятий по теме, разделу, всей науки экономики.
Составление матрицы идей – составление в виде таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Пиктографическая запись – бессловесное изображение экономических явлений и закономерностей. Например, рисунок.
Разнообразие работы с учебником помогает ученику с интересом изучать теоретический материал, видеть его практическое применение, учитель при этом демонстрирует свое методическое мастерство в подаче и контроле знаний учащихся.
Учебник как основное средство образовательного процесса
Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс, включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий в работе и с учебной литературой. В данном конкретном случае в работе с учебником.
Какое место школьный учебник занимает среди других компонентов образовательной системы? Каковы его функции в условиях современной школы? Как он влияет на поведение ученика и учителя, а также на качество образовательного процесса? Ответы на эти вопросы, на мой взгляд, взгляд учителя начальных классов, составят представление о школьных учебниках нового поколения, принципах их конструирования и оценки их эффективности как основного средства обучения на уроке.
Учебник был и остается основным средством организации образовательного процесса в школе, тем не менее имеет свое обоснование.
Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения.
Учебники содержат изложения основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются дидактические, психологические, эстетические, гигиенические требования. В учебнике материал изложен с высокой степенью обобщения и вместе с тем очень конкретно с фактическим материалом. Изложение подлинной науки подчинено принципу доступности для детей, учета особенностей их интересов, восприятия, мышления, памяти, развитию познавательного и практического интереса, потребности в знаниях и практической деятельности. Таким образом – учебник обучает ребенка постановке учебной задачи.
Пробуждая познавательный интерес учащихся и заставляя их думать, учебник стимулирует интерес к предмету, будит исследовательский азарт. Современный учебник открывает школьнику путь для новых вопросов, творческого исследования заинтересовавших проблем. С этой позиции учебник способствует организации проектной деятельности учащихся.
Современный школьный учебник является носителем некоторого множества базовых функций, которые, собственно говоря, и превращают некоторую книгу в книгу учебную. Принципиально важным представляется то обстоятельство, что в учебной книге все ее функции реализуются одновременно. Иными словами, современный школьный учебник рассматривается как многофункциональная система.
ООП НОО (п.2.1.5.) определяет учебник не только в качестве носителя информации, «готовых» знаний, подлежащих усвоению, но и как носитель способов «открытия» новых знаний, их практического освоения, обобщения и систематизации, включения обучающимися в свою картину мира. В законе об образовании говорится, что без учебника (учебник на печатной основе либо электронный учебник) обучение проводиться не может. Все остальные средства обучения, предлагаемые издательствами учебной литературы: тетради на печатной основе, тесты, контрольно-измерительные материалы, хрестоматии, являются учебными пособиями.
Работа с учебной книгой – важнейшее умение самообразования, которым в совершенстве должен овладеть каждый школьник. Учебник ориентирует учащихся на овладение системой научных знаний, формирует их когнитивный опыт и предлагает определенный объем необходимой научной информации. И очень важно для эффективного осмысления учебного материала школьниками, чтобы учитель правильно организовал работу с учебником в процессе обучения. От этого зависит качество освоения нового материала и умение школьниками в будущем применять полученные навыки на практике.
Какие же функции школьного учебника можно выделить? Прежде всего это информационная (учебник дает информацию, которая должна быть научной, доступной для ребенка, хорошо иллюстрированной). Но если раньше мы рассматривали учебник как сборник задач и упражнений и учебник использовался на уроке для закрепления некоего материала, то на сегодняшний день информационная составляющая в меньшей степени представлена в любом учебнике, потому что сегодня встает другая важная серьезная функция учебника – это обучающая, т.е. учебник должен обучать. Сегодня по любому учебнику можно простроить весь урок, начиная от постановки целей и задач, введения нового понятия, закрепления этого понятия, заканчивая системой диагностики. Т.е. в рамках урока мы можем, пользуясь только учебником, выстроить весь урок.
Образовательная функция обеспечивает движение познания ученика от незнания к знанию, от простого к сложному на основе относительно точного отражения предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у школьников.
Еще одной важной функцией учебника является систематизирующая функция. Если мы рассматриваем весь УМК в целом, то все представлено в определенной системе. Если мы не пользуемся учебником, то отсутствует система учения ученика. Учебник дает знания в системе. Одно знание включается в другую тему, в другое знание и это дает возможность выйти на запланированный результат.
Важными функциями учебника являются трансформационная и интегрирующая функции. Т.е. знания, полученные на одном предмете, мы можем использовать и применять на другом предмете.
Важная функция учебника – это функция закрепления и контроля. В любом учебнике представлен материал для организации контрольно-оценочной деятельности. Контрольно-оценочная деятельность учебника соотносится с формированием тех умений, которые формируются и которые будут связаны с теми результатами, на которые мы должны будем выйти при достижении планируемых результатов, в соответствии с теми требованиями, которые представлены в Стандарте. Учитель, используя учебник, может выстроить систему контроля самим учащимся: контроль результата (контролирую вместе с другими/других/себя; нахожу ошибку/определяю причину; определяю /предполагаю возможные трудности; оцениваю возможности выполнения заданий) и контроль процесса (различаю способ и результат выполнения; формирую способ выполнения; оцениваю способ выполнения; разрабатываю/подбираю иной способ выполнения).
Перечисленные функции учебника представляют собой определенный комплекс, вне которого ни одна из них не может в полной мере (не деформируясь) выполнять свое назначение.
Итак, давайте посмотрим, как же реализованы в учебнике те требования, которые предъявляются к ним в документах. Рассмотрим на примере учебника на печатной основе учебник по литературному чтению (УМК «Школа России», 2 класс, авторы Климанова Л.Ф, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина).
Хочу обратить внимание на то, что для многих учителей неимоверно сложным остается постановка учебных задач и определение планируемых результатов в начале изучения курса. В учебниках УМК Школа России есть так называемые шмуц-титулы, которые сразу ориентируют учителя на понимание того, что он должен будет отработать на уроках в обязательном порядке, что будет предметом осмысления в разделе «Проверь себя». Шмуц-титул в учебниках УМК «Школа России» это то главное, определяющее над чем нам, учителям, нужно работать, что станет предметным результатом.
На страницах учебников УМК «Школа России» представлены проекты. Предложенные учебником проекты дают возможность научить детей работать вместе. В свою очередь мы должны научить детей работать в паре или группе, потому что чаще всего, представленные в учебниках проекты, предполагают не индивидуальную работу ученика. Мы должны научить отбирать материал для создания своего проекта, должны будем научить анализировать этот материал, преобразовывать этот материал в другие виды (формы) текста и презентовать этот текст. Поэтому, если данная система будет отсутствовать в учебнике, то, соответственно, мы не выйдем на тот результат, на который мы должны выйти.
Нет ни одного учебника, где не был бы представлен материл «Проверим себя и оценим свои достижения». Что заложено на шмуц-титуле учебника, то дальше и отрабатывается в материалах «Проверь себя», что дает возможность оценить, выстроить логику, ответить на вопрос, вышли ли мы на тот результат, на который нам необходимо выйти. Либо существуют проблемы, и мы должны будем возвратиться и отработать те сведения, которые не были отработаны до конца. Учебник помогает учителю организовать и провести итоговый урок по какой-либо теме (разделу), задания «Проверь себя» помогают определить умения, которые мы формировали, дает возможность организовать и провести контрольную работу.
Я уже говорила о том, что учебник должен быть дидактическим, поэтому в содержание учебника должны быть заложены различные материалы, различные сведения, различная справочная литература, которая даст возможность ребенку понять, как он будет выполнять то или иное задание. Это однозначно те материалы, с которыми будет работать учитель на уроках, но также эти материалы помогут ребенку и дома.