ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато какое это предложение
Ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато какое это предложение
Каштанка уже привыкла к тому, что ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к своим новым сожителям. Жизнь потекла как по маслу.
Все дни начинались одинаково. Обыкновенно раньше всех просыпался Иван Иваныч и тотчас же подходил к Тетке или к коту, выгибал шею и начинал говорить о чем-то горячо и убедительно, но по-прежнему непонятно. Иной раз он поднимал вверх голову и произносил длинные монологи. В первые дни знакомства Каштанка думала, что он говорит много потому, что очень умен, но прошло немного времени, и она потеряла к нему всякое уважение; когда он подходил к ней со своими длинными речами, она уж не виляла хвостом, а третировала его, как надоедливого болтуна, который не дает никому спать, и без всякой церемонии отвечала ему: «рррр».
Федор же Тимофеич был иного рода господин. Этот, проснувшись, не издавал никакого звука, не шевелился и даже не открывал глаз. Он охотно бы не просыпался, потому что, как видно было, он недолюбливал жизни. Ничто его не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, всё презирал и даже, поедая свой вкусный обед, брезгливо фыркал.
Проснувшись, Каштанка начинала ходить по комнатам и обнюхивать углы. Только ей и коту позволялось ходить по всей квартире; гусь же не имел права переступать порог комнатки с грязными обоями, а Хавронья Ивановна жила где-то на дворе в сарайчике и появлялась только во время ученья. Хозяин просыпался поздно и, напившись чаю, тотчас же принимался за свои фокусы. Каждый день в комнатку вносились П, бич, обручи, и каждый день проделывалось почти одно и то же.
Ученье продолжалось часа три-четыре, так что иной раз Федор Тимофеич от утомления пошатывался, как пьяный, Иван Иваныч раскрывал клюв и тяжело дышал, а хозяин становился красным и никак не мог стереть со лба пот.
Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. Обыкновенно вечерами хозяин уезжал куда-то и увозил с собою гуся и кота. Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик и начинала грустить. Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой. Начиналось с того, что у собаки пропадала всякая охота лаять, есть, бегать по комнатам и даже глядеть, затем в воображении ее появлялись какие-то две неясные фигуры, не то собаки, не то люди, с физиономиями симпатичными, милыми, но непонятными; при появлении их Тетка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила. А засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигурок пахнет клеем, стружками и лаком.
Когда она совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса, однажды перед ученьем хозяин погладил ее и сказал:
— Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать. Ты хочешь быть артисткой?
И он стал учить ее разным наукам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось.
— Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
И Тетка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было ее кличкой.
Ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато какое это предложение
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Синтаксис сложного предложения Печатается по решению Ученого совета Елабужского государственного педагогического университета от 2004 года.
Утверждено на заседании кафедры русского языка в национальной школе 1 декабря 2004 года.
Составитель: кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры РЯНШ Ибрагимова Э.Р.
Рецензенты: кандидат филологических наук, преподаватель кафедры языкознания Татарского государственного гуманитарного института Фаттахова Р.Ф.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры РЯНШ Елабужского государственного педагогического университета Ахметзакиева Л.А.
ПРЕДИСЛОВИЕ Пособие предназначено для студентов 5 курса дневного отделения филологического факультета педагогических вузов.
Цель данного пособия – помочь студентам филологических факультетов в деле формирования и совершенствования теоретических знаний, в формировании необходимых профессиональных навыков по синтаксису современного русского литературного языка.
Материал предлагаемого пособия охватывает все основные вопросы раздела синтаксиса сложного предложения по современному русскому языку для педагогических институтов. Тема «Пунктуация» не выделена в особый раздел, основы русской пунктуации рассматриваются в связи с соответствующими синтаксическими темами.
Сборник может быть использован как в период экзаменационной сессии, так и в межсессионный период: для усвоения и отработки навыков грамматического анализа текста и для проведения четырех контрольных работ. Наличие вариантов текстов дает возможность индивидуализировать задания для студентов. Для облегчения работы над упражнениями имеются образцы выполнения заданий.
Выполнению заданий должно предшествовать изучение соответствующего теоретического материала рекомендуемых учебных пособий и справочников.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Схема анализа сложносочиненного предложения 1. Подчеркнуть грамматическую основу предложения, обозначить границы предикативных единиц.
2. Тип предложения по функции и эмоциональной окраске (однофункциональное/разнофункционаьное ).
3. Доказать, что предложение сложное, союзное.
4. Доказать, что предложение сложносочиненное.
5. Тип предложения по характеру смысловых отношений между предикативными единицами: соединительное, разделительное.
противительное. Их частные значения.
6. Грамматический способ выражения этих отношений (союзы и их типы, видовременные формы глаголов сказуемых, порядок следования частей (в соединительно-результативном, соединительно-распространенном), синтаксический параллелизм, неполнота одной из частей, лексические элементы).
7. Тип предложения по структурному составу (открытой или закрытой структуры).
8. Схема предложения.
9. Характеристика составляющих предикативных частей как простых предложений.
1) Я хмелею от ветерка, и 2) мне чудится еле уловимый аромат горных лютиков.
Предложение однофункциональное, повествовательное, эмоционально не окрашенное. Оно является сложным, так как состоит из двух предикативных единиц, и сложноподчиненным, так как части связаны сочинительным союзом и. Смысловые отношения между предикативными единицами – причинно-следственное. Данные смысловые отношения выражаются одиночным союзом и,строгим порядком следования предикативных единиц (а первом месте – причинное, на втором – следствия), дополнительный оттенок одновременности выражается общими видовременными формами глаголов-сказуемых (несов. вид, наст. время).
Это сложносочиненное предложение закрытой структуры, так как здесь структурно и семантически возможны лишь 2 части.
1. Грамматическая основа первого простого предложения – я хмелею.
2. Структурная схема предложения – N – V (местоимение – спрягаемый глагол).
3. По цели высказывания повествовательное, т.к. заключает в себе сообщение о факте действительности, имеет интонацию конца.
4. По эмоциональной окраске невосклицательное, т.к. не имеет дополнительной, восклицательной интонации.
5. Грамматическое значение предложения – сообщение о реальном состоянии, имеющем место до момента речи.
6. Предложение двусоставное, т.к. имеет подлежащее и сказуемое.
7. Распространенное, т.к. в нем, кроме главных членов, имеются и второстепенные.
8. Полное, т.к. в нем все структурно обязательные члены налицо.
9. По отношению к действительности предложение утвердительное, т.к.
10. По наличию осложнения предложение не осложнено.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 1. Какими признаками характеризуется сложносочиненное предложение 2. Какие вы знаете классификации сложносочиненных предложений Назовите имена лингвистов.
3. Назовите грамматические и лексические средства выражения отношений между частями сложносочиненных предложений.
4. Чем обусловлены различные отношения, выражаемые в сложносочиненных предложениях с союзом и 5. Какие отношения выражаются союзом а но 6. В чем заключается своеобразие разделительных союзов по сравнению с другими группами союзов Упр.1. Перепишите данные ниже сложносочиненные предложения, укажите, какими союзами они соединены и каков характер отношений между частями сложных предложений. Расставьте недостающие знаки препинания.
Образец выполнения задания Либо рыбку съесть, либо на мель сесть (Посл.) Грамматическая основа предложения – съесть и сесть. Предложение сложное. Предикативные единицы соединены разделительным союзом либо.
Значит, это сложносочиненное предложение разделительного типа.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Задание. 1) Подчеркнуть грамматическую основу предложения. 2) Указать, какими союзами соединены предикативные единицы и каковы отношения между частями ССП. 3) Расставить недостающие знаки препинания.
1. Глаза Степана Аркадьича весело заблестели и он задумался улыбаясь (Л.Н.Т.).
2. Луна взошла сильно багровая и хмурая звезды также хмурились (Ч.).
3. Я ничего не отвечал да и зачем мне было отвечать (Т.).
4. Месяца не было но звезды ярко светили в черном небе (Л.Н.Т.).
5. То падал как будто туман то вдруг припускал косой крупный дождь (Л.Н.Т.).
6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою (В. Короленко).
7. В те времена еще не было пенициллина а то бы спасли (Пан.).
8. Яркие солнечные лучи отражались от снега и от этого день казался еще светлее (Арс.).
9. Она была в высшем смысле музыкальна т.е. не только сама хорошо пела но и роли строила музыкально (А. Гладков).
10. На торфяном болоте поднялась утка и вслед за ней выбрался из кустов селезень (Пришв.).
11. Брак приносит много огорчений однако безбрачие не дает никаких радостей (Самюэль Джонсон).
12. Всю книгу слабостей чужих ты прочитал до точки а в книге слабостей своих сам не прочел ни строчки (Аухади).
13. Но кажется с этой стороны полицая не было или может он уже успел скрыться в ольшанике (Быков).
14. Она не то чтобы не знала привычек своей хозяйки и особенно ее сестрицы но в ней самой было много от наблюдаемого в этих женщинах (В. Щербаков).
15. Тропинка была очень заметной в этом нагромождении скал но все же они сразу увидели ее и обрадовались (Федос.).
1. Ты цветешь одиноко да и мне не вернуть этих снов золотых этой веры глубокой.
2. Пел в садах малиновых соловей-соловушка да шумели листьями в рощах тополя (Сафр.).
3. Мы простились еще раз и лошади поскакали (П.).
4. Окна во всех корпусах были ярко освещены и оттого на громадном дворе казалось очень темно (Ч.).
5. Степан Степанович не то недоволен чем-то не то он чем-то обижен (Ч.).
6. Искусство – ноша на плечах зато как мы, поэты, ценим жизнь в мимолетных мелочах! (Бл.).
7. Усы Михеича молодецки закрученные вверх еще перед войной теперь обвисли и выцвели до ржавого цвета да и весь вид у Михеича был измученный безнадежный… (Расп.).
8. Иди из последних сил а не то убьют (Шол.).
9. Дед мой любил пить чай с полотенцем т.е. он вешал на шею полотенце и пил вытирая обильный пот стаканов по пятнадцати (Сол.).
10. Или у немцев вкус таков или денег на хорошие вещи пожалели (В.Суриков).
11. Давно занял грош на перевоз да некуда ехать (Посл.).
12. Не то чтобы лейтенант не знал рассказываемого старшим по званию но просто из-за уважения к нему он терпеливо удивлялся и даже казался наивным (Б. Любченко).
13. На дороге было жако и пыльно а в роще прохладно и весело (Ушинский).
14. Бортники настолько овладели искусством управляться с пчелами на высоких деревьях насколько этого требовали нелегкие условия расселения диких пчел (А. Клименко).
15. Одна сторона поля загромождена возами сена дегтем ободьями лесом колесами также торгуют тут коровами и всяким скотом (Григорович).
1. Она торопилась и потому расспросы и разговоры пришлось отложить до вечера (Пауст.).
2. Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь (А.Н.Т.).
3. Она дочь лесника да и ее муж, отец Марии Трофимовны, был тоже лесным объездчиком (Пауст.) 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне особняком и ел кашу из деревянной чашечки (Ч.).
5. То ли он не выспался то ли ему не нравилась эта поездка в сорону Бобруйска (Сим.).
6. Не обижайся ради праздника а то весь год ссориться будем (Сим.).
7. Пол был усыпан мочальной трухой и на ней виднелись следы сапог (Фед.).
8. Ни один звук не выдал охотника ни одна веточка не треснула под его ногами (Г. Николаева).
9. Сказка – вымысел и все же она учит правде (Маршак).
10. На заре то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блистали на солнце травянистые поляны то темнели прорези ущелий или краснели скалы с орлиными гнездами (Бабаевский).
11. В скользящей стеклянной зыби плавала не то утка не то грачонок еле держался на распластанных крыльях (А.Н.Т.).
12. На дороге было жарко и пыльно а в роще прохладно и весело (Ушин.).
13. Ночь быстро надвигалась на землю туман сгущался все больше и больше но я не боялся заблудиться (Арс.).
14. Пускай мы врозь зато душою вместе (Посл.).
15. Осталась одна только бледно-багровая полоска да и та стала подергиваться мелкими облачками как уголья пеплом (Ч.).
1. И все эти люди прекрасны да и сам я прекрасен как бог… (Окудж.).
3. То ль она думала то ль она пела песню о женской судьбе… (Исак.).
4. День насыщенный событиями и впечатлениями пролетает быстро но зато потом в воспоминаниях он кажется огромным (Сол.).
5. Муж и жена Сытины были интересной парой и очень привлекательной притом они абсолютно ни в чем не были похожи друг на друга ни внешне ни внутренне (З.Прибыткова).
6. Пусть искра зависти не вспыхнет в нас не станет пламенем в недобрый час не то мы этим пламенем сожжем и дом врага и свой родимый дом (Бинои).
7. Были открыты все окна с правой стороны и все-таки было душно (Арс.).
8. Или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Пауст.).
9. Богатства нужны человеку для жизни а не жизнь нужна для собирания богатства (Саади).
10. Разговор никак не выходил и было нам всем очень нудно (Куприн).
11. Ты женишься или я тебя прокляну… (П.).
12. Странный старичок говорил очень протяжно звуки его голоса также изумили меня (Тург.).
13. Друзья опять повздорили разошлись во мнениях т.е. как и не раз до этого остались каждый при своем мнении по-петушиному разошлись врозь (Б. Любченко).
14. К утру не только потеплело но и ветер утих (Лерм.) 15. То они (женщины) в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль то они не понимают самых ясных намеков (Лерм.).
1. Корень учения горек да плод его сладок (Посл.).
2. К полудню ветер затих но зато солнце принялось вовсю гнать долой снега (Буб.).
3. На озерце глубоко спрятанном в крутых берегах лежала зеленая илистая тень и в этой тени серебрились от росы сами по себе серебряные ракиты (Пауст.).
4. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою (Старш.).
5. Скрипят полозья саней или хлопают двери магазинов или кричат.
6. Долгое сидение в лодке наскучило и потому всем хотелось выйти и размять онемевшие члены (Арс.).
7. Он тут же попытался подняться но ноги его странно отяжелели к тому же мешали скрестившиеся при падении лыжи (Бык.).
8. Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе (Арс.).
9. Не легли еще тени вечерние а луна уж блестит на воде (Бл.).
10. Ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато (Ч.).
11. То парус задремлет то чайка закружит то песня замолкнет то сам запоешь (А. Прок.).
12. То ли девушка поет то ли лермонтовский ангел продолжает свой полет (Уткин).
13. Последние тени сливались да мгла глядела слепая необъятная да за курганом тускнело мертвое зарево (Сераф.).
14. В своей родной стране старик столетний молод а в стране чужой и юноша – старик (Посл.).
15. Брод был мелкий но течение очень быстрое (Арс.).
1. На небе лежала мгла и сквозь нее чуть-чуть виднелись только круглые звезды (Арс.).
2. Ты ребенок в этом спора нет да и я ведь разве поэт (Ес.).
4. Ни журавли не кричали ни гусиных кликов не было слышно (В. Коч.).
5. Да поживей а то нам время не терпит (Шол.).
6. Вода в реке начала прибывать и потому надо было торопиться с переправой (Арс.).
7. Ему не хотелось встречаться с сестрой жены, и всё же он, пересилив себя, поехал в Осташино (И. Кононов).
8. Но зверь шёл всё медленнее, и это обнадёживало охотника (Федос.).
9. Василисе не о чем было говорить, Терентию же ни о чём говорить не хотелось (Шимков).
10. Поблизости никого не было, однако собака упрямо тянула меня вправо (Федос.).
11. То запылит он (ветер) дорогой вечернею, то он помчится совсем без дорог, то подгоняет ручей по течению, то его воду рябит поперёк (Старшинов).
12. Тропинка была не очень заметной в этом нагромождении скал, но всё же они сразу увидели её и обрадовались (Федос.).
13. Дождь перестал, но с веток продолжают падать на нас тяжёлые капли влаги (Федос.).
14. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд (Л.Н.Т.).
15. В 13 лет Даша не только сносно пела в семейном хоре но и знала немало в музыке говорила с дядей на немецком языке пробовала, потаясь отца, писать стихи больше из четырех строчек (А. Чумак).
Схема разбора сложноподчиненного предложения 1. Подчеркнуть грамматические основы, обозначить цифрами предикативные единицы.
2. Тип предложения по функции и эмоциональной окраске (однофункциональное: вопросительное, побудительное, повествовательное; разнофункциональное: восклицательное, невосклицательное).
3. Тип предложения по количеству предикативных единиц и основному средству связи (сложное, союзное, бессоюзное).
4. Сложносочиненное или сложноподчиненное предложение (почему).
5. Главная и предикативная часть.
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.