учение каких философов оказало большое влияние на символистов

СИМВОЛИЗМ

Направление в искусстве последней трети XIX – начала ХХ веков, в основе которого лежит выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа. Реальный мир в символизме мыслится как смутное отражение некоего потустороннего истинного мира, и творческий акт – единственное средство познания истинной сущности вещей и явлений.

Термин «символизм» впервые прозвучал в одноимённом манифесте Ж. Мореаса (Le Symbolisme // Le Figaro. 18.09.1886), где автор указал на отличие его от декадентства, а также сформулировал основные принципы нового направления, определил значение главных понятий символизма – образа и идеи: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними»; образ – способ выражения идеи.

Среди крупнейших европейских поэтов-символистов П. Валери, П. Клодель, Лотреамон, Э. Верхарн, Р.М. Рильке, Г. Гофмансталь, С. Георге, черты символизма присутствуют в творчестве У.Б. Йейтса и О. Уайльда и т.д.

Символизм нашёл своё отражение не только в поэзии, но и в других видах искусства. Драмы М. Метерлинка, Г. Гофмансталя, позднего Г. Ибсена внесли вклад в становление символистского театра. Для символизма в театре характерно обращение к драматическим формам прошлого: древнегреческим трагедиям, средневековым мистериям и т.д., усиление роли режиссёра, максимальное сближение с другими видами искусства (музыка, живопись), вовлечение зрителя в спектакль, утверждение т.н. «условного театра», стремление подчеркнуть в драме роль подтекста. Первым символистским театром стал парижский Theatre d’Art, возглавляемый П. Фором (1890-1892).

Символизм в живописи развивался в то же время, что и в других видах искусства, и был тесно связан с постимпрессионизмом и модерном. Во Франции развитие символизма в живописи связано с группировавшейся вокруг П. Гогена «понт-авенской школой» (Э. Бернар, Ш. Лаваль и др.) и группой «Наби» (П. Серюзье, М. Дени, П. Боннар и др.). Сочетание декоративной условности, орнаментальности, с чётко прописанными фигурами первого плана как характерная черта символизма свойственны Ф. Кнопфу (Бельгия) и Г. Климту (Австрия). Программным живописным произведением символизма является «Остров мёртвых» А. Бёклина (Швейцария, 1883). В Англии символизм развивался под влиянием школы прерафаэлитов 2-й половины XIX века.

Символизм в России

Русский символизм возник в 1890-е годы как противопоставление преобладающей в обществе позитивистской традиции, ярче всего проявившей себя в т.н. народнической литературе. Помимо источников влияния, общих для русских и европейских символистов, на отечественных авторов оказала влияние классическая русская литература XIX века, в особенности творчество М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского. Особую роль в становлении символизма сыграла философия В.С. Соловьёва, в частности его учение о Софии, при этом сам философ к произведениям символистов относился довольно критически.

Принято разделять т.н. «старших» и «младших» символистов. К «старшим» относятся К. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб. К младшим (начали печататься в 1900-е годы) – А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, И.Ф. Анненский, М. Кузмин, Эллис, С.М. Соловьёв. Многие «младосимволисты» в 1903-1910 годах входили в литературную группу «Аргонавты».

Программным манифестом русского символизма принято считать лекцию Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (СПб., 1893), в которой символизм был позиционирован как полноправное продолжение традиций русской литературы; тремя основными элементами нового искусства объявлялись мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. В 1894-1895 годах В.Я. Брюсов издаёт 3 сборника «Русские символисты», где большинство стихотворений принадлежат самому Брюсову (опубликованы под псевдонимами). Критика встретила сборники холодно, усмотрев в стихах подражание французским декадентам. В 1899 году Брюсов при участии Ю. Балтрушайтиса и С. Полякова основал издательство «Скорпион» (1899-1918), издававшее альманах «Северные цветы» (1901-1911) и журнал «Весы» (1904-1909). В Санкт-Петербурге символисты печатались в журналах «Мир искусства» (1898-1904) и «Новый путь» (1902-1904). В Москве в 1906-1910 годах Н.П. Рябушинский издавал журнал «Золотое руно». В 1909 году бывшие участники «Аргонавтов» (А. Белый, Эллис, Э. Метнер и др.) основали издательство «Мусагет». Одним из главных «центров» символизма принято считать квартиру В.И. Иванова на Таврической улице в Санкт-Петербурге («Башню»), где бывали многие выдающиеся деятели Серебряного века.

В 1910-е годы символизм переживает кризис и перестаёт существовать как единое направление, уступая место новым литературным течениям (акмеизм, футуризм и т.д.). О кризисе свидетельствует и расхождение А.А. Блока и В.И. Иванова в понимании сущности и целей современного искусства, его связи с окружающей действительностью (доклады «О современном состоянии русского символизма» и «Заветы символизма», оба 1910). В 1912 году Блок считал символизм уже не существующей школой.

Развитие символистского театра в России тесно связано с идеей синтеза искусств, которую развивали многие теоретики символизма (В.И. Иванов и др.). К символистским произведениям неоднократно обращался В.Э. Мейерхольд, наиболее удачно – в постановке пьесы А.А. Блока «Балаганчик» (СПб., Театр Комиссаржевской, 1906). Имела успех «Синяя птица» М. Метерлинка в постановке К.С. Станиславского (М., МХТ, 1908). В целом же идеи символистского театра (условность, диктат режиссёра) не встретили признания в русской театральной школе с её сильными реалистическими традициями и ориентированностью на яркий психологизм актёрской игры. Разочарование в возможностях символистского театра происходит в 1910-е годы, одновременно с кризисом символизма в целом. В 1923 году В.И. Иванов в статье «Дионис и прадионисийство», развивая театральную концепцию Ф. Ницше, призвал к театральным постановкам мистерий и других массовых действ, но его призыв не был реализован.

В российской музыке наибольшее влияние символизм оказал на творчество А.Н. Скрябина, ставшее одной из первых попыток связать воедино возможности звука и цвета. Стремление к синтезу художественных средств воплотилось в симфониях «Поэма экстаза» (1907) и «Прометей» («Поэма огня», 1910). Задумка грандиозной «Мистерии», объединяющей все виды искусства (музыка, живопись, архитектура и т.д.) осталась нереализованной.

В живописи влияние символизма наиболее отчётливо прослеживается в творчестве М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова, А. Бенуа, Л. Бакста, М. Добужинского, Н. Рериха. Символистскими по характеру являлось художественное объединение «Алая Роза» (П. Кузнецов, П. Уткин и др.), возникшее в конце 1890-х. В 1904 году в Саратове состоялась одноимённая выставка участников группы. В 1907 году после выставки «Голубая роза» в Москве возникла одноимённая группа художников (П. Кузнецов, Н. Сапунов, С. Судейкин и др.), просуществовавшая до 1910 года.

Источник

Тест «Символизм» по литературе на тему «Серебряный век»литературы» (11 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1.Когда сформировался символизм в России?

а) в 1890-1900-е годы;

б) в 1903-1904-е годы;

в) в 1910-1912-е годы.

2.Каковы были три главных элемента нового искусства?

а) мистическое содержание;

в) расширение художественной впечатлительности;

г) передача мимолетных впечатлений.

3. Назовите старших символистов.

4. Кто относился к младосимволистам?

а) Андрей Белый (Б.Бугаев);

д) Эллис (Л.Кобылинский).

5. В каком году вышла книга Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»?

6. Какие литературные журналы имели символисты?

7. Кто представлял символизм в живописи?

8. Учение каких философов оказало большое влияние на символистов?

9.Кого причисляли к «соловьёвцам»?

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. placeholder. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-placeholder. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. placeholder. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-placeholder. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. placeholder. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-placeholder. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. a loader. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-a loader. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка a loader

Номер материала: ДВ-568329

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. 12ca 000988a9 e32712b1. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-12ca 000988a9 e32712b1. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка 12ca 000988a9 e32712b1

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. placeholder. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-placeholder. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка placeholder

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. placeholder. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-placeholder. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка placeholder

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. placeholder. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-placeholder. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка placeholder

МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий

Время чтения: 1 минута

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. placeholder. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-placeholder. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. placeholder. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-placeholder. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка placeholder

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. placeholder. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-placeholder. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русский символизм как литературное течение

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. 95e13fae6705cdad024c9c9978c0fd7e. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-95e13fae6705cdad024c9c9978c0fd7e. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка 95e13fae6705cdad024c9c9978c0fd7e

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 23.10.2017 2017-10-23

Статья просмотрена: 14619 раз

Библиографическое описание:

Кучеренко, М. В. Русский символизм как литературное течение / М. В. Кучеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46062/ (дата обращения: 11.11.2021).

Период конца XIX — начала XX вв. в русской литературе был назван «серебряным веком», временем ее яркого расцвета. Как и для всей русской жизни того времени, культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия. В этот период в русской литературе появилось множество модернистских течений, самым первым и значительным из которых является символизм.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже 20-го столетия, сосредоточенное на художественном выражении идей, которые находятся за пределами чувственного восприятия посредством символов. Представителей данного течения назвали символистами, они выражали тоску по духовной свободе, стремились прорваться сквозь видимую реальность к реальностям скрытым, пытались постичь идеальную сущность мира, его подлинную и вечную красоту [1, c. 26].

Возникновение русского литературного символизма происходило под влиянием западной поэзии: французской (Верлен, Рембо, Малларме), а также английской и немецкой, где символизм проявил себя десятилетием раньше. Кроме того, в произведениях русских символистов можно заметить отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Тем не менее, следует подчеркнуть, что представители русской символистской школы решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы, желая отыскать свои корни в русской поэзии — в произведениях Фета, Тютчева и Фофанова [4, c. 43].

Значительное влияние на русских символистов оказал философ и поэт Владимир Соловьев, в учении которого было заложено представление, сложившееся под влиянием трудов древнегреческого философа Платона, о существовании двух миров: здешнего (земного) и потустороннего (высшего, совершенного, вечного). Идея поэта-философа о двух мирах — “двоемирии”, была глубоко усвоена символистами, в связи с этим среди них утвердилось представление о поэте как о маге, который обладает способностью приобщаться к потустороннему миру, ему дана сила прозрения, и все полученные тайные знания он стремится выразить в своем искусстве [2, c. 38].

Символистами была выработана собственная философию искусства и эстетические принципы, которые не были едиными, а представляли собой эклектическую смесь из различных дуалистических и субъективно-идеалистических концепций.

В России символизм развивался по двум основным направлениям, а именно:

Необходимо подчеркнуть тот факт, что оба этих направления часто переплетались и перекликались между собой в поэзии многих крупнейших символистов. Особенно сложным переплетение этих линий было у Вячеслава Иванова и Андрея Белого с явным преобладанием второй линии [2, c. 39].

По особенностям мировоззренческой позиции и времени формирования в русском символизме принято выделять два основных этапа:

Русский символизму было свойственно наличие широкой периферийной зоной, так как немало крупных поэтов, не числясь ортодоксальными адептами и не исповедуя ее программу, тем не менее, примыкало к символистской школе. К таким поэтам относились в частности Максимилиан Волошин и Михаил Кузмин. Воздействие символистов было заметно и на молодых стихотворцах, входивших в другие кружки и школы.

В 1910 году между мастерами символизма разгорелся спор, породивший ряд существенных теоретических формулировок, после которого символизм разделился на два лагеря — «эстетов» и «философов» («теургов»). Символизм изжил себя самого, и распад данного течения происходил по двум основным идеологическим причинам:

Дискуссия, произошедшая между символистами в 1910 году, была воспринята не только как кризис, но и распад символистской школы, в которой произошла перегруппировка сил, ее расщепление. В 1910-х. годах ряды молодое поколение покинуло символистов, образуя объединение акмеистов, которые противопоставили себя символистской школе. Футуристическое течение также обрушило на символистов град насмешек и издевательств, шумно выступая на литературной арене. Кроме того, протест против символизма нашел свое выражение в творчестве поэтов, не примыкавших ни к акмеизму, ни к футуризму, но выступавших своим творчеством в защиту ясности, простоты и прочности поэтического стиля. Позднее Брюсов писал, что в те годы символизм лишился динамики, символистская школа “застыла в своих традициях, отстала от темпа жизни”, пришла в упадок и не давала новых имён. Среди историков литературы нет единого мнения на счет даты окончательного падения символистской школы, одни обозначают его 1910 годом, другие — началом двадцатых [3, c. 16].

Несмотря на противоречивые взгляды со стороны множества критиков, следует отметить, что символизм обогатил русскую поэтическую культуру, привнес в нее множество новшеств. Благодаря символистской школе для русской поэзии стала характерной способность открытия в слове дополнительных оттенков и граней смысла, поэтическое слово приобрело прежде неведомую подвижность и многозначность, расширились ритмические возможности русского стиха, строфика стала более разнообразной. Особенно плодотворными оказались поиски представителей символистского течения в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый.

Таким образом, символизм как течение дало множество превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.

Источник

Символизм в русской литературе: отличительные черты, представители

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

История появления и развития символизма в русской литературе

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. earth. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-earth. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка earth

Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.

Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. 2. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-2. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка 2Д. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. 3 1. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-3 1. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка 3 1В. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. earth. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-earth. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка earth

В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень».

Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».

Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».

«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

учение каких философов оказало большое влияние на символистов. 4 1. учение каких философов оказало большое влияние на символистов фото. учение каких философов оказало большое влияние на символистов-4 1. картинка учение каких философов оказало большое влияние на символистов. картинка 4 1А. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.

Концепция символизма «старших» символистовКонцепция символизма «младших» символистов
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог)Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане)
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я»Миссия искусства – спасение мира
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием)Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение
Невозможность изменения реальностиИскусство может и должно изменять реальность
Религиозно-мистическое содержание произведенийРелигиозно-нравственное содержание произведений

Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *