учение какого богослова известно как томизм

Томизм

Истоки томистской философии

Что же касается того своеобразного типа построения философствования, которое именуется «схоластическим», то парадигмальным для Фомы (как и для многих его современников) были в первую очередь «Сентенции» Петра Ломбардского и традиция их комментирования, а также труд Иоанна Дамаскина «Основы православной веры», представляющий один из наиболее авторитетных сводов христианской веры, и опирающийся в огромной мере на Аристотеля.

На вопрос о степени оригинальности философской позиции Фомы даются различные ответы. Сильнейшие систематизаторские способности Фомы очевидны для всех, но многие исследователи, а в первую очередь составители учебников, стремятся ограничить достоинство философии Фомы только этим. С точки зрения других исследователей, томизм представляет собой не только систему, новаторскую для его времени, но и до сих пор актуальный стиль философствования, в рамках которого можно искать ответы и на вопросы, которые ставит перед нами XX век; некоторые видят в нем даже философию будущего.

Метод иследования и основные проблемы томизма

Пожалуй исходной точкой построения томистской системы является различение сущности (чтойности) вещи и акта ее существования и анализ их связи. Вполне очевидно, что в вещах, окружающих нас сущность вещи не соответствует ее существованию. Вымышленные вещи, такие как кентавр, сколь бы наглядную и четкую сущность они не имели, не обладают совсем актом существования, кроме как в мысли. Но и те вещи, которые существуют на самом деле, имеют несовершенное существование, будучи изменчивыми и подверженными гибели. Но коль скоро эти несовершенные вещи существуют, должен быть источник, наделяющий их актом существования, который бы обладал бытием в абсолютной степени; в таком существе совпадали бы его сущность и бытие (а также с бытием совпали бы и истина, и благо, и красота).

Одним из наиболее важных результатов томистского богоучения является выведение пяти доказательств бытия Бога, а вернее пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств. Таким образом наш чувственный, материальный мир связан с Богом, свидетельствует о Нем, и является достойным предметом размышления теолога. Бог, являясь творцом, бесконечной причиной мира, позволяет действовать другим существам, как конечным причинам, в том числе и как существам, обладающим свободой воли. В противоположность августиновской традиции Фома не склонен видеть прямое вмешательство Бога там, где могут действовать вторичные причины, в том числе своевольные. Действия такого рода вторичных причин, имеющих своим источником первую причину, могут, как кажется, противоречить в отдельных случаях изначальному замыслу Творца, и приводить ко злу, однако Его благость и всемогущество как раз и заключается в том, что позволяя действовать своевольным существам свободно, Он может обращать содеянное ими зло ко благу. Таким образом в рамках томизма можно найти решение столь сложных проблем, как наличие в мире зла, которое может показаться противоречащим либо всеблагости либо всемогуществу Творца, или как кажущееся противоречие между божественным предопределением и свободой воли.

Современный томизм. Философия Фомы и по сей день сохраняет актуальность и имеет отнюдь не только исторический интерес. Последователи Фомы рассматривают его наследие как живое богатство мысли, на основании которого можно не только осмыслять «вечные» философские проблемы, но и продуктивно решать проблемы современности. Открытость томизма к чужой мысли, возможность вести конструктивный диалог, позволяют многим неотомистам находить синтез томизма с другими течениями мысли, учитывать современную научную картину мира, творчески развить томизм. Такой подход кажется вполне оправданным, если учесть огромный внутренний потенциал философии самого Фомы, направленный на творческую ассимиляцию достижений мировой философии, готовность к диалогу и стремление к охвату самой широкой проблематики. Среди многочисленных современных последователей Фомы следует прежде всего назвать французских томистов Э. Жильсона (1884-1978) и Ж. Маритена (1882-1973), видного немецкого теолога Карла Ранера (1904-1984), обращающегося также и к августиновской традиции, и к философии Канта и Хайдеггера. С другой стороны к наследию Фомы обращаются и многие нетеологически ориентированные философы, как к интреснейшей логической и онтологической системе. Это относится прежде всего к онтологически ориентированным представителям аналитической философии, таким как Э. Энском, Э. Кенни, П.Т. Гич.

Источник

ТОМИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ТОМИЗМ» в других словарях:

Томизм — – ортағасырлық батысеуропалық философияның көрнекті теологы, доминикиандық монах, схоластиканы жүйеге келтіруші Фома Аквинскийдің (лат. Томас Аквинат) көзқарастарының жүйесі, кейін ол (жүйе) католиктік шіркеудің ресми доктринасына… … Философиялық терминдердің сөздігі

ТОМИЗМ — ТОМИЗМ, учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля (смотри также Аристотелизм). В 13 в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив… … Современная энциклопедия

ТОМИЗМ — учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В 13 в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя… … Большой Энциклопедический словарь

ТОМИЗМ — основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась… … Новейший философский словарь

ТОМИЗМ — То же, что Фомизм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

ТОМИЗМ — англ. Thomism; нем. Thomismus. Направление в схоластической философии и католической теологии, порожденное влиянием Фомы Аквин ского. Для Т. характерно соединение философии Аристотеля с католическим мировоззрением, ортодоксальной позиции в… … Энциклопедия социологии

Томизм — Статья является частью цикла о Схоластике … Википедия

томизм — а; м. Направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с идеями Аристотеля ● Названо по имени основателя богослова Фомы Аквинского. ◁ Томистский (см.). * * * томизм учение Фомы Аквинского и основанное им направление … Энциклопедический словарь

Томизм — учение Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский)(Thomas Aquinas) и основанное им направление католической философии, характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения. В 13 в. занял… … Большая советская энциклопедия

Источник

Учение какого богослова известно как томизм

ТОМИЗМ

учение какого богослова известно как томизм. . учение какого богослова известно как томизм фото. учение какого богослова известно как томизм-. картинка учение какого богослова известно как томизм. картинка

ТОМИЗМ – философское течение, основывающееся на учении Фомы Аквинского; реже этим термином обозначается сама философия Фомы. Учение Фомы Аквинского встретило противодействие со стороны представителей традиционного августинианства. Парижский архиепископ Этьен Тампье в 1277 по поручению папы Иоанна XXI (Петра Испанского) подверг осуждению 219 положений, среди которых около десяти можно отнести к томистским (П.Мандонне насчитывает 12: о материи как принципе индивидуации, о единстве субстанциальной формы, о примате разума над волей и др.). В том же году доминиканец Роберт Килуордби, архиепископ Кентерберийский, осудил ряд положений учения Фомы в Оксфорде (прежде всего о единстве субстанциальной формы); это осуждение поддержал затем и его преемник Джон Пеккам. Доминиканцы, официально признавшие томизм на собраниях ордена в 1278 и 1279 (хотя не все из них следовали ему), встали на его защиту: учитель Фомы Альберт Великий в 1277 посетил Париж для обоснования ортодоксальности томизма, трактаты в защиту единства субстанциальной формы были написаны Эгидием Римским (1243–1316), Эгидием Лессинским (ум. 1278), Гарвеем Наталисом (из Неделлец, ум. 1323), Томасом Суттоном (ум. 1300) и др.

После того как произведения Фомы получили широкое распространение, возник особый жанр «Корректив», авторы которых стремились исправить отдельные, неверные, по их мнению, положения Фомы. «Коррективы» английского францисканца Уильяма из Ла Маре (ум. ок. 1285), полемизировавшего с учением Фомы о природе ангелов, были официально приняты в 1282 францисканским орденом, вызвав ответную полемику со стороны доминиканцев Ричарда Клепвилля, Т.Суттона, Жана Квидорта (Парижского, ум. 1306, автора политического трактата «О власти королевской и папской») и др. Томизм укрепил свои позиции после того, как экуменический совет в Вьенне (1311–12) утвердил положение о единстве субстанциальной формы, а в 1323 в понтификат Иоанна XXII был канонизирован Фома. Влияние томизма можно проследить и вне собственно томистской школы – на Данте (через его учителя, томиста Ремигия де Джиролами), на немецких мистиков (в частности, Мейстера Экхарта и Г.Сузо). Существовали и особые течения внутри томизма – напр. альбертино-томизм, испытавший сильное влияние неоплатонизма, к которому относились ученики Альберта Великого Ульрих Страсбургский (ум. 1277), Дитрих Фрейбергский (ум. 1310). Среди томистов 15–16 вв. наиболее известны Иоанн Капреол (1380–1444), названный princeps thomistarum (князем томистов), автор «Защиты теологии Фомы Аквинского», Петр Бергамский, составивший указатель трудов Фомы (в Tabula aurea, 1473), Франческо ди Сильвестро Феррарский (1474–1528), составивший классический комментарий к «Сумме против язычников», и Томмазо де Вио (Каэтан, 1469–1534), составивший комментарий к «Сумме теологии», а также написавший труд «Об аналогии имен» – De nominum analogia, в котором он систематизировал и развил учение Фомы об аналогии. Согласно Каэтану, такие предикаты, как «мудрый», «благой» и т.д., приписываются Богу и тварным вещам в соответствии с «пропорциональной аналогией»: как мудрость человеческая относится к человеку, так мудрость божественная – к Богу. По повелению папы Пия V, объявившего Фому «Учителем Церкви», во 2-й пол. 16 в. было предпринято издание трудов Фомы (т.н. «Пиана»).

Критика схоластики в период Возрождения и Реформации привела к уменьшению влияния томизма. Однако томистская традиция, имевшая сильные позиции на Пиренейском полуострове, переживает расцвет в 16–17 вв., в трудах представителей второй схоластики: Ф. де Виториа (1483–1546), основателя международного права, Доминго де Сотто (1494/5–1560), автора трактата «О справедливости и праве» (De iustitia et iure), Габриеля Васкеса (1550–1604), Доминго Банеса (1528–1604), автора комментария на первую часть «Суммы теологии», и Ф.Суареса (1548–1617). Доминго Банес наиболее известен своей полемикой с концепцией Л. де Молины: согласно Банесу, человек не может принять благодать, если он заранее «физически» не подвигается к этому Богом (отзвуки полемики молинистов и последователей Банеса можно обнаружить, напр., у Вольтера). Янсенисты полемизировали с доктриной пробабилизма Б.Медины, выдвинутой в его комментарии к «Сумме теологии» (1577).

Философия Суареса представляет собой попытку творческого переосмысления томизма с учетом его критики со стороны оккамистов и скотистов. Согласно Суаресу, сущность и существование – не различные вещи, как полагали многие томисты, но мысленные различия, имеющие, однако, основание в вещи (Disputationes metaphysicae, 31, 6, 23). Равным образом и универсалии существуют «благодаря интеллекту с основанием в вещи» (там же, 6, 5, 1). Считая избыточной концепцию «этости» Дунса Скота, Суарес выдвигает в качестве начала индивидуации «само единство этой формы и этой материи». Решая проблему соотношения свободы воли, предопределения и благодати, Суарес отходил от учения Фомы, склоняясь к молинизму. Во Франции выходит монументальный труд А.Гудина «Философия в согласии с догматами Фомы» (Philosophia juxta Thomae Dogmata, 1676), в Италии – «Сумма философии» (Summa Philosophiae, 1777) Сальвадора Роселли. Влияние томизма (и прежде всего Суареса) можно проследить в работах Декарта, Спинозы, Лейбница и Хр.Вольфа.

В середине 19 в. иезуиты обращаются к томизму как к учению, способному дать ответ на актуальные вопросы эпохи (Philosophia Christiana в 5 т. Неаполь, 1853; периодическое издание «Civiltá cattolica», деятельность Маттео Либераторе и Йозефа Клейтгена). Поворотным пунктом в развитии томизма явилась энциклика Aeterni patris папы Льва XIII (4 августа 1879), в которой Фома был объявлен наиболее авторитетным католическим теологом; по постановлению Льва XIII вышло издание работ Фомы – «Леонина», с конца 19 и в 20 в. ведется активное изучение и интерпретация его трудов (М.Грабманн, П.Мандонне, М. де Вульф и др.). К аутентичному прочтению Фомы стремились Ж.Маритен и Э.Жильсон (т.н. палеотомизм). См. Неотомизм.

1. Grabmann M. Mittelalterisches Geistesleben. Münch., 1926;

2. Mandonnet P., Destres J. Bibliographie thomiste. P., 1921;

3. Wulf M. de. Histoire de la philosophie médiévale. P., 1925;

4. Sertilanges A.G. Les grandes theèses de la philosophie thomiste. P., 1928;

5. Wyser P. Der Thomismus. Bern, 1951;

6. Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. L.–N.Y., 1955;

7. Roensch F.J. The Early Thomistic School. Dubuque (Iowa), 1964;

8. Steenberghen F. v. Le thomisme. P., 1983;

Источник

учение какого богослова известно как томизм. 220px Thomas Aquinas in Stained Glass crop. учение какого богослова известно как томизм фото. учение какого богослова известно как томизм-220px Thomas Aquinas in Stained Glass crop. картинка учение какого богослова известно как томизм. картинка 220px Thomas Aquinas in Stained Glass crop

учение какого богослова известно как томизм. 25px Emblem of the Papacy SE.svg. учение какого богослова известно как томизм фото. учение какого богослова известно как томизм-25px Emblem of the Papacy SE.svg. картинка учение какого богослова известно как томизм. картинка 25px Emblem of the Papacy SE.svg
Часть серии о
Католическая философия
учение какого богослова известно как томизм. 68px Polittico del 1476%2C s. tommaso d%27aquino. учение какого богослова известно как томизм фото. учение какого богослова известно как томизм-68px Polittico del 1476%2C s. tommaso d%27aquino. картинка учение какого богослова известно как томизм. картинка 68px Polittico del 1476%2C s. tommaso d%27aquino учение какого богослова известно как томизм. 68px JohnDunsScotus full. учение какого богослова известно как томизм фото. учение какого богослова известно как томизм-68px JohnDunsScotus full. картинка учение какого богослова известно как томизм. картинка 68px JohnDunsScotus fullучение какого богослова известно как томизм. 78px William of Ockham. учение какого богослова известно как томизм фото. учение какого богослова известно как томизм-78px William of Ockham. картинка учение какого богослова известно как томизм. картинка 78px William of Ockham

СОДЕРЖАНИЕ

Томистическая философия

учение какого богослова известно как томизм. 100px Medieval university. учение какого богослова известно как томизм фото. учение какого богослова известно как томизм-100px Medieval university. картинка учение какого богослова известно как томизм. картинка 100px Medieval university

Обзор

24 томистических тезиса

Онтология

Космология

Психология

Метафизика

Предрасположенность

Существование

Причинно-следственная связь

Таким образом, и Аристотель, и Аквинский приходят к выводу, что должен быть беспричинный первичный двигатель, потому что бесконечный регресс невозможен.

Доброта

Комментируя вышеизложенное, Фома Аквинский говорит, что «нет проблемы в том, что некоторые люди желают зла. Потому что они желают зла ​​только в аспекте добра, то есть в той мере, в какой они считают его добром. Следовательно, их намерение в первую очередь направлено на то, чтобы добро и лишь случайно касается зла ».

Существование Бога

Несмотря на это, Фома Аквинский также думал, что священные тайны, такие как Троица, могут быть получены только через откровение ; хотя эти истины не могут противоречить разуму:

Существование Бога и другие подобные истины о Боге, которые могут быть познаны естественным разумом, не являются догмами веры, а являются предисловиями к этим статьям; ибо вера предполагает естественное знание, так же как благодать предполагает природу, а совершенство предполагает нечто, что может быть усовершенствовано. Тем не менее, ничто не мешает человеку, который не может усвоить доказательство, принять на веру то, что само по себе может быть научно известно и продемонстрировано.

Взгляд Бога

Фома Аквинский также понимает Бога как трансцендентную причину вселенной, «Первопричину всего сущего, превосходящую все, что вызвано Им», источник всего творения и причину всех остальных причин. Следовательно, причинность Бога не похожа на причинность любых других причин (все другие причины являются «вторичными причинами»), потому что Он является трансцендентным источником всего сущего, вызывающим и поддерживающим все остальные существующие вещи в каждый момент. Следовательно, причинность Бога никогда не конкурирует с причинностью созданий; скорее, Бог даже вызывает некоторые вещи через причинность созданий.

Фома Аквинский был сторонником «пути аналогии», согласно которому, поскольку Бог бесконечен, люди могут говорить о Боге только по аналогии, поскольку некоторые аспекты божественной природы скрыты ( Deus absconditus ), а другие раскрыты ( Deus revelatus ) ограниченному человеческому разуму. Философия томизма утверждает, что мы можем узнать о Боге через Его творение (общее откровение), но только аналогичным образом. Например, мы можем говорить о благости Бога, только понимая, что благость применительно к людям подобна благости Бога, но не тождественна ей. Далее он утверждает, что Священное Писание использует образный язык : «Теперь для человека естественно постигать интеллектуальные истины через чувственные объекты, потому что все наши знания происходят из чувства. Следовательно, в Священном Писании духовные истины должным образом преподаются под подобием материальных вещи.»

Антропология

учение какого богослова известно как томизм. 220px SummaTheologiae. учение какого богослова известно как томизм фото. учение какого богослова известно как томизм-220px SummaTheologiae. картинка учение какого богослова известно как томизм. картинка 220px SummaTheologiae

Этика

Фома Аквинский подтверждает определение счастья, данное Аристотелем, как «действие в соответствии с совершенной добродетелью », и что «счастье называется высшим благом человека, потому что это достижение или наслаждение высшим благом». Фома Аквинский определяет добродетель как хорошую привычку, то есть хорошее качество человека, демонстрируемое его действиями и реакциями в течение значительного периода времени. Он пишет:

Закон

Томизм признает четыре различных вида законов, которые он определяет как «постановление разума для общего блага, созданное тем, кто заботится о сообществе, и провозгласил»:

Фома Аквинский утверждает, что завет с Моисеем был божественным, хотя по праву был дан только евреям до Христа ; тогда как Новый Завет заменяет Старый Завет и предназначен для всех людей.

Свободная воля

. точно так же, как, двигая естественные причины [Бог] не препятствует тому, чтобы их действия были естественными, так, двигая добровольные причины, Он не лишает их действия добровольности: но, скорее, Он является причиной того самого в них; ибо Он действует в каждой вещи в соответствии с ее собственной природой.

Эпистемология

«Все, что есть в нашем интеллекте, должно быть ранее было в наших чувствах ».

Влияние

учение какого богослова известно как томизм. 200px Benozzo Gozzoli Triumph of St Thomas Aquinas WGA10334. учение какого богослова известно как томизм фото. учение какого богослова известно как томизм-200px Benozzo Gozzoli Triumph of St Thomas Aquinas WGA10334. картинка учение какого богослова известно как томизм. картинка 200px Benozzo Gozzoli Triumph of St Thomas Aquinas WGA10334

Влияние на еврейскую мысль

Доктрины Фомы Аквинского из-за их тесной связи с доктринами еврейской философии пользовались большой популярностью среди евреев. Иуда Романо (родился в 1286 г.) перевел идеи Аквинского с латыни на иврит под названием « Маамар ха-Мамшалим» вместе с другими небольшими трактатами, извлеченными из «Contra Gentiles» («Neged ha-Umot»).

Эли Хабилло (1470) перевел без еврейского названия «Qustiones Disputatæ», «Quæstio de Anima», его «De Animæ Facultatibus» под названием «Ma’amar be-KoḦot ha-Nefesh» (под редакцией Jellinek ); его «Де Универсалибус» как «Бе-Инян а-Колель»; «Шаалот Маамар бе Нимха ве-биМехут».

Связь с еврейской мыслью

Научные перспективы

Индивидуальные мыслители

Рене Декарт

Но между тем я очень удивляюсь, когда замечаю [слабость моего ума и] его склонность к ошибкам. Ибо, хотя я вовсе не выражаю то, что я думаю, я рассматриваю все это в собственном уме, слова, тем не менее, иногда препятствуют моему продвижению, и термины обычного языка почти вводят меня в заблуждение. Мы говорим, например, что видим один и тот же воск, когда он находится перед нами, а не что мы считаем его таким же, потому что он сохраняет тот же цвет и форму: откуда я должен немедленно заключить, что воск известен актом зрения, а не одной лишь интуицией разума, если бы не аналогичный случай, когда люди проходили по улице внизу, наблюдаемые из окна. В этом случае я не могу не сказать, что вижу самих людей, точно так же, как я говорю, что вижу воск; и все же что я вижу из окна за шляпами и плащами, которые могут прикрывать искусственные машины, движение которых может определяться пружинами? Но я сужу, что есть люди, по этим явлениям, и, таким образом, я постигаю только благодаря способности суждения, которая находится в уме, то, что, как мне казалось, я видел своими глазами.

Г.К. Честертон

Описывая томизм как философию здравого смысла, Г.К. Честертон писал:

История

JA Weisheipl подчеркивает, что в Доминиканском Ордене история томизма продолжается со времен Аквинского:

Томизм всегда был жив в Доминиканском Ордене, каким бы маленьким он ни был после разрушительных действий Реформации, Французской революции и наполеоновской оккупации. Неоднократные законы Общих глав, начиная с момента смерти Св. Фомы, а также Конституции Ордена требовали от всех доминиканцев преподавать доктрину Св. Фомы как в философии, так и в богословии.

Вне доминиканского ордена томизм имел разные состояния, что привело некоторых к его исторической или тематической периодизации. Вейшейпль отличает «широкий» томизм, который включает тех, кто утверждает, что следует духу и основным взглядам Аквинского и демонстрирует очевидную зависимость от его текстов, от «эклектического» томизма, который включает тех, кто готов допустить влияние других философских и богословских взглядов. систем, чтобы релятивизировать принципы и выводы традиционного томизма. Джон Холдейн дает историческое разделение томизма, включая 1) период Аквинского и его первых последователей с 13 по 15 века, второй томизм с 16 по 18 века и неотомизм с 19 по 20 века.

Можно с полным основанием сформулировать другие исторические подразделения на основе сдвигов во взглядах на работу Фомы Аквинского, включая период сразу после канонизации Фомы Аквинского в 1325 году, период после Тридентского собора и период после Второго Ватиканского собора. Романус Сессарио считает, что лучше не определять интервалы времени или периоды в более широкой истории томизма, потому что томисты обращались к такому широкому кругу вопросов и в слишком многих географических областях, чтобы допускать такие разделения.

Первая томистическая школа

1325 г. до Трентского совета

После канонизации Фомы Аквинского количество комментариев к Аквинскому возросло, особенно в Кельне, который ранее был оплотом мысли Альберта Великого. Генрих Горкумский (1386-1431) написал, возможно, самый ранний комментарий к Summa Theologiae, за которым в свое время последовал его ученик Денис Картезианец.

Совет Трента к Аэтерни Патрис

Aeterni Patris на Ватикан II

В то время как Второй Ватиканский собор проходил с 1962 по 1965 год, Корнелио Фабро уже в 1949 году мог написать, что век возрождения с его неотложной необходимостью обеспечить синтетическую систематизацию и защиту мысли Аквинского подходит к концу. Фабро надеялся на более конструктивный период, когда будет исследован исходный контекст мысли Аквинского.

Последние школы и интерпретации

Нео-схоластический томизм

Нео-схоластический томизм отождествляется с философской и теологической традицией, уходящей корнями во времена святого Фомы. В девятнадцатом веке такие авторы, как Томмазо Мария Зильяра, сосредоточились не только на толковании исторических фактов Аквинского, но и на формулировании строгой системы ортодоксального томизма, которая будет использоваться в качестве инструмента критики современной мысли.

Краковский круг томизм

Томизм Краковского кружка (названный в честь Кракова ) был назван «самым значительным выражением католической мысли между двумя мировыми войнами». Круг был основан группой философов и теологов, которые в отличие от более традиционного нео-схоластического томизма приняли современную формальную логику как аналитический инструмент для традиционной томистской философии и теологии.

Экзистенциальный томизм

Речной лес томизм

Трансцендентальный томизм

Люблинский томизм

Аналитический томизм

Критика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *