ученики с нарушением слуха рассаживаются в каком ряду
Ученики с нарушением слуха рассаживаются в каком ряду
Уже ни для кого не секрет, что современная образовательная среда может оказывать негативное влияние на формирование костно-мышечной системы растущего организма детей. При этом среди традиционных факторов, связанных с гиподинамией и длительными статическими нагрузками, не последняя роль принадлежит несоответствию школьной мебели росту учащихся.
Каждый учащийся должен быть обеспечен удобным учебным местом. Оптимальные условия обеспечения правильной рабочей позы достигаются при соблюдении требований индивидуального подбора, расстановки мебели и контроля рабочей позы.
При оборудовании классных помещений мебелью необходимо учитывать ряд существенных требований. Перечислим их:
1. Наличие цветовой и цифровой маркировки школьной мебели.
Парты, столы и стулья (кроме демонстрационных столов и столов для учителей) должны иметь цифровую и цветовую маркировку. Первая содержит номер мебели и средний рост детей, а вторая (она нужна для подбора мебели соответственно росту учеников) наносится на видимую наружную поверхность мебели в виде круга или горизонтальной полосы.
3.Правила рассаживания детей.
Рассаживание учащихся следует проводить с учетом состояния их здоровья. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами и простудой, нужно сажать как можно дальше от наружной стены. Для учащихся с нарушением слуха и зрения парты (столы), независимо от их номера, ставят первыми, причем учеников с пониженной остротой зрения следует размещать в первом ряду от окон. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее двух раз в год менять местами школьников, сидящих в первом и последнем ряду.
4.Правильная рабочая поза.
Уважаемые руководители образовательных учреждений и педагоги! Если вы заметили, что в классах не соблюдаются требования, о которых шла речь, проведите корректировку, переставьте мебель, пересадите учеников. Впереди еще целое учебное полугодие, и его результаты во многом будут зависеть от того, насколько внимательно вы отнесетесь к этим вопросам.
Рабочее место ученика в классе: требования к организации
Здоровье школьника зависит не только от правильного питания и достаточного количества сна, но и от правильной организации учебного процесса. Рабочее место ученика в классе: требования к организации.
Требования к режиму дня, учебной нагрузке
Режим дня для ребенка обязательно должен быть подобран в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, учебной нагрузкой, увлечениями.
Образовательную недельную нагрузку школьника необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Расписание его уроков должно быть раздельным для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Требования к освещению, помещениям
Учебный класс в обязательном порядке должен иметь естественное освещение. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. Световые проемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Помещения начальных классов, лаборантских, специализированных учебных кабинетов (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетов домоводства оборудуются умывальными раковинами.
Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
Площадь на 1 обучающегося в классе должна составлять не менее 2,5 м2 при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 м² при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Требования к учебной мебели
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и др.) в соответствии с его ростом.
В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безвредных для здоровья детей материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Кабинеты физики и химии оборудуются специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.
Наиболее оптимальным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования является школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.
Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.
Таблица
Размеры мебели и ее маркировка
(в мм)
маркировки
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17◦.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий. При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина – иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30 см выше локтя опущенной руки.
Требования к расстановке мебели в учебном классе
Расстановка мебели в учебном классе должна выполняться с учетом следующих требований расстояний в см:
Требования к классной доске
Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.
Помните, соблюдение данных требований является гарантией сохранения и укрепления здоровья Вашего ребенка, профилактикой заболеваний, связанных с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата, таких как миопия, сколиоз, кифоз.
Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Определение рабочего и резервного расстояний у слабослышащих школьников (практическое занятие)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся
с нарушениями слуха г. Черемхово»
«Определение рабочего и резервного расстояний
у слабослышащих школьников»
Выполнила учитель слуховой работы: Петрушова Н. Н.
Современная сурдологическая наука основывается на трёх важнейших направлениях: определение остаточного слуха; его использование; его развитие.
В конце 70-х гг. Международная конференция врачей-сурдологов, аудиологов в Париже приняла следующую медицинскую классификацию нарушения слуха.
Слуховое восприятие при различной степени снижения слуха.
Степень снижения слуха
Средние пороги слуха, дБ
Восприятие разговорной и громкой речи
Восприятие шепотной речи
Громкая речь у уха
Исследование слуха речью проводится шепотной, разговорной и громкой речью (голосом). Однако в практике работы школы шепотная и громкая речь используются редко, т.к. разговорная речь является адекватным раздражителем. Именно разговорным голосом ведется учебный процесс. Разговорная речь используется в том случае, когда исследование проводится без звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА). Шепотной речью исследуется слух у слабослышащих детей I отделения с высоким уровнем речевого развития и большими потенциальными резервами для восприятия речи на слух. Учителю важно знать, каковы слуховые возможности ученика для восприятия речи в учебном процессе, т.е. на общеобразовательных уроках и индивидуальных занятиях, где дети воспринимают речь не только с помощью ЗУА, но и без нее. Целью исследования является определение максимального расстояния, на котором дети с нарушением слуха воспринимают 70-80% объема речевой информации. Л. В. Нейман (1961) считает, что порогом восприятия речи является наибольшее расстояние, на котором различается 50% предъявляемого речевого материала. При организации исследования слуха речью следует учесть ряд условий: собрать анамнестические данные, определить, в каком помещении проводить исследование, подготовить речевой материал.
Таким образом, в условиях школы целесообразно исследовать слух в помещении, которое относительно изолировано от посторонних шумов и позволяет удлинять расстояние до 10-15 метров, особенно для исследования слуха у слабослышащих детей. Если же помещение не позволяет удлинять расстояние, то Л. В. Нейман рекомендует повернуться спиной к испытуемому, находящемуся в конце комнаты, и произносить речевой материал. Звуковая волна доходит до органа слуха испытуемого, отразившись от противоположной стены, удлиняя приблизительно вдвое расстояние до уха испытуемого. Есть несколько точек зрения по поводу того, с какого расстояния следует начинать исследование слуха.
Одни специалисты считают, что нужно начинать исследование с наибольшего расстояния, постепенно его сокращая. Этот прием наиболее удобен для исследования слуха у взрослых людей, впервые попавших на обследование, имеющих хорошую степень сохраненности слуха. Л. В. Нейман предлагает исследовать слух у детей с нарушенным слухом с наименьшего расстояния, постоянно его увеличивая для определения порога восприятия или оптимального восприятия речевой информации на слух
Для исследования слуха у слабослышащих детей целесообразно использовать таблицы слов, разработанные Л. В. Нейманом (1961), которые сбалансированы по частотному спектру, мощности, фонетическому и слоговому составу, соответствуют уровню развития речи детей
Список слов для исследования слуха у детей
Важным обстоятельством при исследовании слуха является «заглушение» неисследуемого уха. Есть несколько способов заглушения: вложить в ушной проход ватку с вазелином, ввести в ушной проход палец, смоченный водой, вдавить в слуховой проход козелок уха, потирать тыльную сторону ладони, закрывающей ухо, другой рукой
Выдвигается ряд методологических требований.
2. Голос должен быть одинаковой громкости, разборчивая дикция исследователя – обязательна.
3. Исследование проводится на одно ухо, второе закрывается ватой. Ребёнок поворачивается к исследователю.
4. В процессе обследования нельзя менять слова, если ребёнок их не воспринимает, то необходимо повторить одно и тоже слово 1 – 3 раза.
5. Исследование проводится с учётом возраста, интеллекта, словарного запаса, уровня речевого развития исследуемого; для этого нужно знать анамнестические сведения о времени нарушения слуха, факторах, приведших к потери слуха, о динамике слуховой способности.
Очень важно знать, на каком расстоянии ученику можно предъявлять на слух речевой материал на самых первых тренировочных занятиях, а также, на каком удалении от диктора сможет ребенок слышать предъявляемый ему речевой материал в ближайшей перспективе — через 1—2 года слуховой тренировки. Поэтому при самом первом знакомстве с ребенком определяется исходное оптимальное, «рабочее» расстояние, на которое удален диктор от ученика, воспринимающего речевой материал на слух как со слуховым аппаратом, так и без него.
Исходное, «рабочее» расстояние (условно обозначим его Вⁿ) определяется так
Исследование слуха по таблицам Л.В. Неймана (1961) начинается со вступления в контакт с ребенком, выясняется, знает ли ребенок слова таблицы. Для этого перед ним в беспорядке раскладываются картинки. Ребенок их называет и прослушивает звучание с голоса учителя. После предварительного знакомства со списком слов начинается восприятие этих слов в определенном, а потом в произвольном порядке. Сначала слова различаются у уха или на расстоянии 0,5 метра, затем расстояние увеличивается. При этом ведется протокол исследования, где отмечается расстояние, на котором воспринимался список слов и количество распознанных слов на слух. Так определяется порог восприятия и оптимальное расстояние, позволяющее воспринимать 70-80% речевой информации.
Резервное расстояние L2, к которому мы должны стремиться проверяется двумя группами слов с картинками:
— сначала предъявляем слово из 1 группы с рабочего расстояния L1 и кладём картинку. Так все 5 слов: бабушка, корова, карандаш, курица, шапка;
— далее с большего расстояния произносим 5 слов из 1 группы вразбивку, а ученик показывает картинку (они лежат перед ним): карандаш, шапка, корова, курица, бабушка.
— затем по той же методике работаем с 5 словами 2 группы: мяч, нос, доска, чулки, санки (кладём картинки), потом произносим слова в разбивку: доска, санки, нос, чулки, мяч.
Затем тренируем ученика по всем словам с опорой на картинки. После тренировки картинки убираем и произносим без них эти 10 слов из двух групп с целью выяснения резервного расстояния. Для определения лучше слышащего уха нужны другие слова: голова, глаза, окно, рубашка, булка, тетрадь, шуба, мальчик, кошка, муха.
Очень важно знать, на каком расстоянии ученику можно предъявлять на слух речевой материал на самых первых тренировочных занятиях, а также, на каком удалении от диктора сможет ребенок слышать предъявляемый ему речевой материал в ближайшей перспективе — через 1—2 года слуховой тренировки. Поэтому при самом первом знакомстве с ребенком определяется исходное оптимальное, «рабочее» расстояние, на которое удален диктор от ученика, воспринимающего речевой материал на слух как со слуховым аппаратом, так и без него.
1.Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.,1990. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М., 2004.
2. «Выявление детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный, школьный возраст)» (под ред. Г.А.Таварткиладзе., Н.Д.Шматко) // Издательство «Экзамен» М., 2004.
3. И.Г.Багрова Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух – М., Просвещение, 1990.
3. М.Я.Козлов Детская сурдоаудиология – Л., Медицина, 1989.
Ученики с нарушением слуха рассаживаются в каком ряду
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность.
Статья:
Введение
В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах, для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших составляющих успешности их обучения и не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется преподавателем. В течение всех лет обучения необходимы медицинская профилактика и лечебные мероприятия (включающая специфическую медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).
Психолого-педагогическая коррекционная работа с такими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.
Характеристика и психофизические особенности детей с нарушениями слуха.
Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:
Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.
Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.
В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:
слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);
слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).
Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.
Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.
Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.
Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.
Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:
несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;
преобладание письменной речи над устной;
недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);
изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.
Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.
Особенности познавательной сферы.
Особенности внимания.
сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;
меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора;
низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;
трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.
Особенности памяти.
образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);
уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.
Особенности мышления.
у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;
уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.
Особенности личностной сферы.
Особенности развития эмоциональной сферы.
плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не может сопереживать им;
ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.
Межличностные отношения.
для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов;
у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;
возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны учителя и одноклассников;
приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;
“неагрессивная агрессивность” – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.
Особенности коммуникации с окружающими людьми.
плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;
нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;
при ответе на вопрос: “Все ли понятно?” ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;
ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;
испытывает значительные трудности в ситуации диалога;
у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.
Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей.
Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений.
Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.
Список литературы
Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.
Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
Сороки, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.