училище какое заканчивал в шестом
Как правильно: закончить или окончить университет?
Русский язык славится на весь мир богатством и многогранностью. В дебрях его правил и исключений легко запутаться. К примеру, закончить или окончить университет – какой вариант выбрать? Считаются ли эти глаголы взаимозаменяемыми? Или между ними все же есть разница?
Закончить или окончить университет: как правильно говорить
На первый взгляд, между этими глаголами не существует разницы. Употребляет ли человек приставку «за» или «о», он вкладывает в свои слова одинаковый смысл. Однако это не так, глаголы «закончить» и «окончить» не являются взаимозаменяемыми. Каждая приставка подчинена определенной цели.
Предположим, что нужно рассказать о том, что девушка получила высшее образование. Она закончила или окончила университет? Как правильно говорить и писать? В данной ситуации используется глагол «окончить». Этот вариант считается единственно правильным.
Чтобы не путаться, необходимо понять разницу между двумя глаголами.
Глагол «окончить»
Школа, техникум, колледж, вуз – все эти учебные заведения человек может только окончить. Глагол с приставкой «о» всегда используется тогда, когда речь идет о завершении процесса обучения. Также его следует применять, когда рассказывается о прохождении кем-то тех или иных курсов. Подразумеваются ли курсы экстремального вождения, домоводства, ораторского мастерства, иностранных языков – не имеет никакого значения.
Итак, человек может закончить или окончить университет? Допускается только второй вариант. Использование первого будет считаться ошибкой.
Примеры с глаголом «окончить»
Примеры помогают закрепить в памяти пройденный материал. Они нужны для того, чтобы не колебаться в том, университет окончен или закончен.
Глагол «закончить»
Можно закончить или окончить университет? Ответ на этот вопрос уже дан выше. Однако полезно будет узнать и о том, в каких ситуациях актуальна приставка «за». Это поможет сделать свою речь правильной.
Глагол «закончить» используется тогда, когда нужно сообщить о завершении действия. Речь может идти о выполнении определенной работы (или ее части). Труд может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Также приставка «за» помогает поведать о завершении процесса, который не связан с человеческой деятельностью.
Примеры с глаголом «закончить»
На примеры, в которых фигурирует глагол «закончить», также рекомендуется обратить внимание.
О взаимозаменяемости
Окончила или закончила университет – как пишется и говорится? Ошибается тот, кто считает эти глаголы взаимозаменяемыми. Только приставка «о» может использоваться тогда, когда речь идет о завершении процесса обучения. Закончить школу (колледж, институт и так далее) нельзя, можно только окончить.
Однако правила русского языка, которые действуют в наши дни, все же оставляют определенный простор для фантазии. Если нужно рассказать о завершении процесса или действия, можно обратиться и к приставке «о». Скажем, фраза «строительство дома окончено» не считается грубой ошибкой.
Устаревший глагол
Когда-то в русском языке активно употреблялся глагол «кончить». Он встречался как в письменной, так и в разговорной речи. К примеру, можно вспомнить о беседе двух персонажей рассказа «Зрячий посох» Виктора Астафьева. Один из героев говорит другому о том, что «школу он кончил».
Получается, что университет закончить нельзя, зато его можно не только окончить, но и кончить? Нет, такая фраза будет считаться грубой ошибкой. Глагол «кончить» в современном русском языке не используется, он давно признан устаревшим. Его применение недопустимо для грамотного человека. Однако глагол до сих пор встречается в речи старшего поколения, когда ведется речь о завершении процесса обучения. Тогда как молодое поколение уже находит подобное сочетание неестественным и странным.
Выводы
Мужчина или женщина может закончить или окончить университет? Правильным будет только второй вариант. Также высшее учебное заведение нельзя кончить. Завершение учебного процесса всегда предполагает глагол «окончил».
Тем не менее, вместо приставки «за» может использоваться приставка «о», это допускается в любой ситуации. Такая замена не будет считаться ошибкой. Скажем, работу над романом можно как закончить, так и окончить.
Интересный факт
Всем известно, что правила русского языка время от времени меняются. Этот процесс длится уже долгие годы. В последнее время актуальным является вопрос о том, чтобы признать взаимозаменяемыми глаголы «закончить» и «окончить». Некоторые лингвисты полагают, что такое нововведение станет благом. Другие же категорические настроены против него. Обе стороны высказывают свои аргументы.
Какие аргументы выдвигают противники перемен? В первую очередь эти лингвисты указывают на то, что сочетание «университет окончен» является более удобным с фонетической точки зрения. Во фразе «университет закончен» на стыке оказываются две согласные. Также они указывают на то, что человека традиционно поздравляют с окончанием вуза (школы, техникума и так далее), а не с «закончанием».
Какие же доводы приводят те, кто настаивает на признании глаголов взаимозаменяемыми? В первую очередь они заботятся об удобстве людей. Если признать слова взаимозаменяемыми, не придется каждый раз размышлять о том, какому из них отдать предпочтение. Сторонники перемен полагают, что нововведение сэкономит время.
Наконец, есть и те, кто предлагает вовсе отказаться от глагола «закончить», в пользу глагола «окончить». У этого нововведения меньше всего сторонников.
Дебаты ведутся давно, однако серьезные действия в этом направлении пока не совершены. Нельзя исключать, что когда-нибудь правильными станут обе версии. Тогда можно будет закончить или окончить университет. Однако правило, регулирующее этот вопрос, может и остаться прежним.
МсСВУ. Интервью суворовца 1972-74 Потапова Е. Ч. 1
ВЕДУЩИЙ. Итак. Московское Суворовское военное училище.
Потапов Евгений Дмитриевич, суворовец 1972-74 годов.
ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Судьбы?!
Т. е. с того:
— как Суворовское училище счастливо отразилось на всей моей жизни?
— как я обрел надежных друзей на всю жизнь.
— как полезны оказались мудрые уроки моих первых наставников?
Или в традициях все того же медийного шаблона, с амбиционным самодовольством рассказать панегирик: какой неоценимый вклад внесли суворовские училища в воспитании гениев современного высшего военного командования?
ВЕДУЩИЙ. Иронизируете? Почему?
ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Навязчиво лезет в голову фраза Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»
ВЕДУЩИЙ. Все же вы уклоняетесь от конкретного вопроса. Ничего из того, о чем пишут медиа и в чем клянутся на юбилеях выпускники не было? Ни обретения надежных друзей на долгие годы, ни мудрых уроков офицеров-наставников, ни зарождения на глазах товарищей замечательных военных талантов, которые затем достигли высших военных чинов?
ВЕДУЩИЙ. В традиционных военных училищах, пехотных, артиллерийских, танковых, летных срок обучения составлял 3-4 года. Туда суворовцев принимали без экзаменов. А что было с теми, которые проваливались на экзаменах в инженерные и иные пятилетние училища.
ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
В высших военных училищах, общевойсковых, т. е. пехотных, и других вами перечисленных, срок обучения был 4 года. В средние военные училища суворовцев не направляли. Суворовец, который проваливался на экзамене в инженерное военное училище или академию, направлялся назад в СВУ, где ему давали новое направление, но уже в 4-х летнее военное училище. В МсСВУ такой резерв составляли высшие общевойсковые и танковые училища, расположенные на Кавказе и в Средней Азии.
ВЕДУЩИЙ. Вы упомянули академии?
ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Некоторым, в основном отрокам с хорошей успеваемостью, подкрепленной связями, выдавалось разрешение на поступление в академию им. Дзержинского (ракетных войск и ГУКОСА), в Ленинградскую академию (военный институт) им. Можайского (в которой, как в политехнических институтах, было понапичкано всего, от управления космическими объектами до коммунального строительства) и, видимо, в академию тыла, военно-медицинскую и в академию химзащиты (10). Три последние не были у нас популярны (11).
==============================================
(10) Из нашего 3 взвода в академию поступил один чел, сын первого секретаря Чеховского райкома (или горкома) партии. И еще парень из 2 взвода, сын преподавателя дзержинки (полковника). Других не помню. Я по оценкам и иным заслугам имел право просить направления в академию, но, вбросив единожды пробный камень (о том, в какое военное учебное заведение мы желаем получить направление после окончания СВУ, мы писали рапорта ежемесячно на протяжении всего второго курса), решил не настаивать. Андрей Мохунь, будущий известный командир-десантник второй Чеченской войны, посоветовал мне пойти в харьковское пятилетное ракетное инженерное училище, имеющее приблизительно тот же статус, что и дзержинка, при явно большем количестве личной свободы.
(11) Когда учились на первом курсе, пару раз заходили курсанты из академии химзащиты. Позже об этой академии у нас не было слышно.
==============================================
ВЕДУЩИЙ. Теперь обратимся к самому началу. Откуда взялась у вас мысль поступить в Московское суворовское училище? Были увлечены военной романтикой? Манила столица? Мечтали скоро стать генералом? Вы же не являлись сиротой
ВЕДУЩИЙ. Что за контингент собрался в коммуникативно-психологическом плане? Что бросилось сразу в глаза?
ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Перед экзаменами обстановка напоминала мне общение приехавших на областную или межрегиональную олимпиаду. Все очень корректны. Кто-то охотно делает выкладки на доске, объясняет. Его внимательно слушают.
После мандатной комиссии и формирования учебных взводов, посадили по тридцать человек в класс, за каждым закрепили стол и стул. Стулья тут же подписали. Офицер-воспитатель, сорокапятилетний майор Звягин, прочитал всех по списку, поднял и оглядел и велел сидеть и учить статьи устава внутренней службы.
Сразу выяснились неприятные свойства некоторых товарищей. Они до этого либо учились очень мало, либо не учились совсем (13), поэтому не были склонны к умственному сосредоточению. Они болтали, шутили, бесконца бегали к двери, выглядывая, нельзя ли выйти из класса. Вопреки устоявшемуся мнению, что многие люди все хватают на лету и не нуждаются в кропотливом учении, эти ребята впоследствии учились гораздо хуже тихих и усидчивых.
ВЕДУЩИЙ. Дальше что? Начались занятия, как в школе?
— Как офицеры и сержанты к вам обращались? Как вы обращались друг к другу в официальном порядке?
ВЕДУЩИЙ. Обычно в такие моменты рождаются концепции всей жизни
ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Не рождались. Во-первых, еще не тот возраст, во-вторых, невнятные, деградирующие политические режимы у многих нравственных, прямых, квалифицированных и трудолюбивых людей, настроенных на служение Отечеству, меняли взгляды на противоположные. Кстати, вот для чего нельзя давать засиживаться на высших государственных должностях: это вызывает деградацию общества и катастрофическое уменьшение числа хороших людей
ВЕДУЩИЙ. Наверно, в тот момент определялись природные вожаки? Выявлялись интересные яркие личности, которым хотелось подражать?
ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Вожаки выделялись, но какого-то криминального толка. Ротное начальство их быстро выявило и отчислило. В этой части, и наш майор Звягин, и ротный командир майор Ежков оказались на высоте. Остальные в вожаки не лезли, да и трудно без принуждения, угроз и нечестных манипуляций утвердиться вожаком среди людей, которые прошли такой же мощный отбор, как и ты. Ярких и красивых людей, которым хотелось подражать, тоже не было. Хотя чем-либо выделяющиеся люди имелись: призер союза по бальным танцам, кандидат в мастера спорта по плаванью, четверо длительное время жили за границей. Я тоже выделялся, ибо в свои предыдущие поездки в Москву (с родителями, на олимпиады, в пионерский лагерь) исхитрился просмотреть значительную часть репертуара старейших московских театров, имел по вопросу большую начитку и легко манипулировал фамилиями и постановочными терминами, вызывая ироническое уважение.
ВЕДУЩИЙ. А из старшекурсников?
ВЕДУЩИЙ. Завершая наше несколько сумбурное введение, прошу еще рассказать о месте и времени: где располагалось тогда МсСВУ, как был устроен военный городок, какой период переживало училище в своем развитии