учитель это какое социальное положение
Социальный статус педагога. Реабилитация невозможна?
Истоки проблемы
Одним из самых любимых аргументов «аналитиков» школьного образования являются воспоминания о собственной молодости, когда учителя были окружены чуть ли не ореолом исключительности. И тому было несколько причин. Во-первых, учителя в окружении детей были одними из немногих носителей знаний и умений, которые больше неоткуда было взять. Если учитель в школе чему-то не научит, то «загуглить инфу» не получится — в лучшем случае придется мучительно искать информационный родник в библиотеке. С родителями тоже все было не так просто: большинство из них не имело высшего образования и с определенным пиететом относились ко всем, у кого оно было. Именно поэтому в семье воспитывалось уважительно отношение к учителям и методам их работы. Во-вторых, школьники в Советском Союзе находились в определенном информационном поле и школа в нем занимала очень значимое место. В среднем учебном заведении не только давали образование, но и воспитывали в соответствии с буквой социалистической педагогики. Мало того, в школе могли и профессию выпускнику дать. Улица как один из мощных инструментов формирования подростка по возможности замещалась различными кружками, секциями, домами детского творчества и много чем еще другим. Не было тлетворного влияния телевидения, всемирной сети и круглосуточного доступа к телефонной линии.
Что же произошло сейчас? Сформировалось очень неприятное противоречие, при котором значимая для общества профессия в последние десятилетия потеряла весь свой социальный статус. То есть педагоги обществу нужны, но никто в педагогическую профессию идти не хочет. В среднем, по данным ВЦИОМ, не более 20-25% россиян считают, что профессия учителя престижна, а всего 14-16% готовы отдать своих детей в педагогические вузы. Прежде всего вопрос упирается в заработную плату педагога. Недаром таким резонансным оказалось предложение Владимира Путина увеличить на 5 тыс. рублей оплату за классное руководство с наступающего учебного года. Сейчас классное руководство многими в школе рассматривается как одна из самых тяжелых обязанностей. С учетом последних требований к классным руководителям (к примеру, мониторинг социальных сетей детей и постоянная осведомленность о их местонахождении) они должны быть на связи чуть ли не круглосуточно. Есть еще подобные примеры в других профессиональных областях? И до сентября 2020 года этот труд будет оплачиваться в пределах 1,5-2 тысяч рублей. Хорошо, если педагогу дадут образцово-показательный класс с мотивированными родителями, за успехи которого можно получить дополнительную премию. А если класс несет литеру в диапазоне «Г-И» и сплошь наполнен детьми из неблагополучных семей?
Справедливости ради стоит отметить, что проблема низкого социального статуса учителей актуальна не только для России. Престиж педагогического труда падает и в других странах. Так, в Великобритании проанализировали динамику отношения самих учителей к собственной профессии с 1967 года по 2003 год. Оказалось, что в самом начале исследования по пятибалльной шкале учителя оценивали статус профессии на 4,2 балла, в 1979 году – уже на 3,7 балла, в 1988 году – на 2,4 балла, в 1997 году – 2,4 балла, и наконец в 2003 году – всего на 2,2 балла.
При этом и в мире профессия учителя по-разному непрестижна. В соответствии с результатами исследования «Глобальный индекс статуса учителя» британцы построили рейтинг социального статуса педагогов в 21 стране мира. Полученные данные показали, что самый высокий статус педагога – в Китае, а самый низкий – в Израиле и Бразилии. Россия, к сожалению, в данный мониторинг не вошла, но вряд ли результаты тяготели бы к верхним строчкам списка. Во всех странах, где наблюдается низкий уровень социального статуса педагога, выделяют две основные причины: депрофессионализация и экономическое давление со стороны рынка. И здесь наше школьное образование, как говорится, в числе мировых трендов.
Ищем хороших учителей
Во многом неправильная политика государства в последние десятилетия в отношении школьного образования стала причиной того, что мы сейчас наблюдаем. Что вообще ждет педагога, когда он впервые переступает порог школы? Прежде всего отсутствие карьерного роста. Практически формальное разделение уровня квалификации на категории не оказывает существенного влияния на уровень оплаты труда. В отличие, к примеру, от системы оплаты в президентских кадетских, суворовских и нахимовских училищ, где разрыв в уровне заработной платы существеннее. И получается, что учитель может десятилетиями работать на одной должности, ожидая повышения заработной платы только в рамках очередной индексации. Далеко не каждый учитель может даже претендовать на должность заместителя директора и даже директора – просто потому, что этих ставок на всю школу не больше четырех-пяти. Вот и получается, что адекватного карьерного роста у педагога в современной школе нет, и решения этой проблемы пока не предвидится.
Следующей ошибкой, которую государство само создало и до сих пор не устранило, стало падение уровня образованности молодых учителей. Все дело в многочисленных педагогических институтах, уже много лет выпускающих из своих стен бакалавров. В школу идут люди, в уровне профессионализма которых до сих пор очень сложно разобраться. Нередко возникают вопросы к способности молодых учителей подготовить выпускников школы к Единому государственному экзамену. О том, что государство не самым внимательным образом относится к уровню подготовки педагогов, говорит факт того, что многим техническим вузам разрешили сохранить 5-летний специалитет, а будущих педагогов в большинстве своём готовят всего 4 года. Удивительно, но сейчас для поступления на физико-математический факультет педагогического вуза выпускнику не требуется сдавать ЕГЭ по физике! Из профильных экзаменов достаточно только обществознания. А через четыре года свежеиспеченный бакалавр пойдет в школу детей физике учить. Естественно, все вышесказанное ни в коей мере не может поднять престиж педагогической профессии в социуме.
В годы разнузданной рыночной экономики и отголосков высокой рождаемости начала 80-х годов педагогические вузы набирали по 5-6 групп студентов на один курс. Делали это не только пединституты, а подавляющее большинство остальных вузов: ЕГЭ еще не был обязательным в школах. Нередко в вузы, готовившие будущих учителей, набирали студентов по остаточному принципу. Кто был способнее или богаче, заняли бюджетные и платные места в более престижных вузах. При этом все отлично понимали, что такое огромное количество учителей не найдет себе работу после окончания вуза. Что в итоге получилось? Во-первых, на 5 лет из рынка труда выдернули массу молодежи – эти люди могли работать на экономику страны и над развитием собственного потенциала. Во-вторых, появилось большое количество «профессиональных» учителей, которые никогда не хотели и не будут работать в школе. В лучшем случае, они в дальнейшем получили второе высшее образование типа «юрист», «экономист» или «менеджер» и стали худо-бедно трудиться по новой своей специальности. А окончившие педагогические вузы устраивались куда угодно, но только не в школы. О каком престиже профессии педагога можно говорить после такой дискредитации?
Следующей проблемой, проистекающей из предыдущей, стало поголовное высшее образование современной родительской общественности. Сейчас человек, закончивший педвуз и много лет проработавший учителем, не вызывает у родителей особого уважения, ибо они сами с дипломами красными или, на худой конец, синими. Поэтому они сами очень хорошо знают, чему и как учить собственное чадо. Из этого часто рождаются конфликты, бросающие тень на авторитет учителя в глазах детей.
И последнее. Современный ребенок – это далеко не школьник советской эпохи, воспитанный на идеалах коммунистического строя и родившийся в большой и дружной семье. Все больше становится единственных в семье детей, да еще и появившихся у мамы в возрасте «далеко за тридцать». Естественно, это чадо с самого рождения получает карт-бланш на удовлетворение всех своих потребностей, и никакой авторитет учителя не сможет этому помешать. Тем более что со стороны семьи ребенок получает безусловную и категоричную поддержку. Родители посообразительнее и побогаче догадались, что гораздо умнее будет отправлять такую молодежь в учебные заведения с круглосуточным пребыванием учащихся. Это упоминаемые суворовские, нахимовские и кадетские училища Министерства обороны либо редкие школы-интернаты для одаренных (читай: и обеспеченных). Здесь и амбиции родителей будут подальше, и тлетворное влияние средств массовой информации с Интернетом на пару проще будет контролировать.
Разрушенный за многие годы авторитет учителя в одночасье поднять будет очень непросто. Но начать можно с банального – кратного увеличения финансовых вливаний в систему школьного образования. Создать ситуацию, когда учителю с большим стажем и серьезным авторитетом будет невыгодно уходить с работы ради заработка репетиторством. Большая заработная плата учителя позволит директору выбирать среди кандидатов на работу самых достойных. Наконец, высокие социальные гарантии поднимут конкурс на педагогические специальности в вузах. Начнем с простого, а уже потом можно будет вести разговор о полноценном повышении социального статуса педагогической профессии.
Учитель это какое социальное положение
Профессионализм педагога – фактор, определяющий развитие человеческого капитала. От квалифицированных педагогических кадров зависит успешность, готовность к постоянным изменениям будущего поколения. Профессионализм работников образования во многом детерминирован современным социальным статусом педагога.
Привлекательность профессии педагога, ее популярность в социуме, место в иерархии других сфер деятельности зависит от сложившихся традиций, общественного мнения, позиции СМИ, условий труда, уровня доходов и других факторов. Осознание педагогами значимости своего труда, получение уважения и признания со стороны общества стимулирует их на профессиональное развитие и совершенствование.
Данные регионального исследования «Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью» свидетельствуют о ценностном отношении работников образования к таким аспектам профессиональной деятельности, как непрерывное самообразование, профессиональное совершенствование и личностное развитие, стремление к реализации своего профессионального потенциала. Предположительно, во многом это связано с приверженностью педагогов профессии, обусловлено содержанием профессиональной деятельности, пониманием своей роли в системе образования. Поэтому для 35,58 % педагогов значим авторитет профессии в социуме. При этом 40,69 % работников образования оценили престиж профессии в современном российском обществе как «Высокий» и «Довольно высокий», всего 37,03 % педагогов Кузбасса отмечают положительную динамику престижа профессии.
Педагоги рассматривают свою профессию как творческую и дающую возможность самореализации личности, поэтому при определении факторов престижности чаще выделяют «Любовь и признательность обучающихся и родителей» (46,19 %), «Возможность проявить способности» (41,73 %), «Нестандартность, творческое содержание работы» (40,99 %).
Содержание и специфика профессиональной деятельности позволяют сохранять увлеченность профессией, стремление к самореализации и саморазвитию, поэтому, несмотря на то, что лишь половина опрошенных готова рекомендовать свою профессию детям, родственникам, друзьям, около 76 % респондентов выбрали бы профессию педагога снова, если бы появилась такая возможность.
При наличии приверженности профессии работники образования Кемеровской области указывают на необходимость совершенствования деятельности по повышению репутации педагога в обществе. В первую очередь, по мнению 70,49 % респондентов, со стороны государства должны быть предприняты действия по повышению заработной платы. Около 64 % респондентов считают, что важно вести пропаганду позитивного образа педагога в СМИ, популяризировать значимость педагогической деятельности в современном обществе.
Работники образования Кузбасса полагают, что и от них в том числе зависит повышение педагогического авторитета. Около 68 % опрашиваемых выражают мнение, что они могут изменить социальный статус своей профессии за счет систематического повышения своего профессионального уровня, мобильности и предоставления качественных образовательных результатов в соответствии с запросами общества.
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении следующих вопросов:
Правовой статус педагогических работников
Педагог и его квалификация в правовом поле
Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей. До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Должности в новых профессиональных стандартах:
Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).
Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.
Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:
Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Академические права и свободы педагога
Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).
Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.
Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).
Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).
Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.
Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.
Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.
Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.
Право на участие в управлении образовательной организацией.
Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.
Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).
Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).
Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).
Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
Трудовые права и социальные гарантии педагога
Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.
Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.
Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.
Право на длительный отпуск сроком до одного года.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Право на предоставление вне очереди жилых помещений.
Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.
Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.
Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.
Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.
Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.
Систематически повышать свой профессиональный уровень.
Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.
Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.
Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.
Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
Распределение времени педагога
Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.
Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.
Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.
Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).
Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.
Другие способы регулирования времени педагога:
Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.
Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.
Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.
Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.
Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.
Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.
Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.
Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников
Постановление Правительства России от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».
Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года».
Постановление Правительства России от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“».
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».