учитель какой он на страницах отечественной литературы

Исследовательский проект Образ учителя в произведениях русской литературы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ

«Образ Учителя в произведениях русской литературы»

Авторы: Патхулаева Айшат,

ученику 10 «б» класса

Далгатова Анжела Шагимардановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №8» г. Кизилюрт

О проекте: тема, цель и задачи проекта; материал и предмет

исследования; актуальность и новизна, реализация проекта

III . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Учитель XXI века. Каков он?

2. Образ учителя в произведениях русской литературы

2.2. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

2. 3. В. Распутин. «Уроки французского»

2.5. А. Иванов. «Географ глобус пропил»

2.6. Е. Гришковец. «Начальник»

V . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Каждый твой поступок, учитель,

отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек».

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА:

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность нашего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю, но во все времена именно учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. И литературный образ Учителя – этому подтверждение.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным, ибо любые его действия оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д.

Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. А настоящий Учитель (с большой буквы) должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Нам захотелось обратиться к произведениям русской литературы, раскрывающим нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учениками.

Цель исследовательской работы – раскрыть нравственный образ Учителя на примере произведений русской литературы.

Понимая, что «объять необъятное» мы не сможем, мы определили несколько главных, на наш взгляд, задач.

Задачи исследовательской работы:

ü Проанализировать произведения русской литературы, раскрывающие образ учителя.

ü Рассмотреть нравственный аспект профессии учителя в развитии и формировании личности ребёнка.

ü Определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.

ü Понять, нужны ли изменения в образовании (и в этом новизна нашей работы).

Мы не случайно делаем акцент на нравственном аспекте. Нельзя не согласиться с высказыванием Н. Г. Чернышевского, что «воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере, должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми силами к тому стремиться».

Настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.

МАТЕРИАЛ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материал исследования – произведения русской литературы.

Предмет исследования – нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учащимися.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ü знакомство с материалами литературоведов по данной теме;

ü изучение изменений взаимоотношений учителя и общества в реальной действительности на материале источников о профессии педагога.

ü «погружение» в текст – исследование текстов произведений;

ü встречи со специалистами;

М етодика обработки полученных данных:

ü сбор материала по теме;

ü выделение главного и второстепенного;

ü построение круговой диаграммы;

ü написание автореферата;

ü создание презентации;

ü оформление проекта.

III . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ,

ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Выбор темы проекта не случаен. В конце 2015 года нам было предложено поучаствовать в городском социальном проекте «Здравствуй, учитель XXI века!»

Прежде чем обратиться конкретно к произведениям литературы, мы хотели бы очень коротко рассказать об этом проекте.

ü показать образ идеального современного учителя (с учётом мнений старшеклассников, родителей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации образовательного учреждения);

ü соотнести мнения всех участников образовательного процесса с требованиями Профстандарта педагога;

ü оформить результат исследования в форме стендового доклада.

На основе опроса участников образовательного процесса и в соответствии с требованиями Профстандарта педагога, мы «нарисовали» образ Учителя XXI века.

Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе. Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Именно от его деятельности во многом зависят результаты обучения и воспитания. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учеб­ных программ и норм, определяемых образовательными стандартами.

Учитель – это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.

Основные требования, которые предъявляет XXI век к учителю:

ü Любовь к своей профессии. Учителю должен нравиться сам процесс обучения кого-либо.

ü Активная гражданская позиция. Учитель должен быть готов к активной деятельности в современном мире, должен отстаивать свои позиции.

ü Мобильность. Учитель должен быть способен быстро и успешно переключаться с одного вида деятельности на другой.

ü Ответственность. Учитель должен быть ответственным, ведь от него зависит будущее детей, которых он обучает.

ü Компетентность. Учитель должен серьёзно и тщательно готовиться к урокам, ибо одной из главных задач учителя является знание своего предмета. Он должен хорошо знать материал, уметь его правильно преподнести и объяснить ученику.

ü Самосовершенствование. Каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться, ведь именно от этого зависит его профессиональный рост. Он должен не только отлично знать свой предмет, но и быть эрудированным в других областях.

ü Толерантность (терпимость). Учитель работает с детьми (подростками), поэтому он должен находить подход к каждому ученику, относиться ко всем одинаково, а также должен позволять им высказывать своё мнение.

ü Организованность. Современный учитель должен уметь организовывать свою деятельность, своё время.

ü Ориентирование в реалиях современного времени. Современный мир не стоит на месте, он развивается. В нем огромное значение имеет технический прогресс. Так учитель должен уметь пользоваться технологиями, различными методиками, получать знания из разных источников, использовать современную терминологию. То есть идти в ногу со временем.

ü Умение работать с информацией. Учитель должен уметь выбирать, обрабатывать, систематизировать информацию, правильно использовать.

ü Патриотизм. Очень важно для учителя знать историю России, уважать и любить свою Родину и воспитывать патриотизм в детях.

Мы провели устный опрос учителей начального, среднего и старшего звена (3, 7 и 5 человек соответственно приняли участие в опросе):

(80% процентов опрошенных учителей, ответили, что они не только готовы измениться в соответствии с новыми требованиями, но уже давно работают в данном направлении. Они активно используют информационные технологии, постоянно расширяют свои знания.

15 % наших учителей ответили, что они не совсем уверены в том, что необходимо кардинально изменить своё отношение к преподаванию.

И только 5% опрошенных преподавателей вообще не готовы измениться, считая, что «старые» методы преподавания более эффективны.)

Проанализировав наши наблюдения и неоднозначные результаты опроса, мы задумались.

А нужны ли изменения в образовании? Что говорит нам об этом литература? Статичен или динамичен образ учителя? Каков нравственный облик учителя? Каковы его взаимоотношения с учениками?

И чтобы найти ответы на вопросы, мы обратились к произведениям, раскрывающим образ учителя и отражающим разные периоды нашей жизни.

2. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» (1968)

Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Автор подчёркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах».

В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника.

Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…».

2.2. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964)

В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей.

События в рассказе происходят в военные годы. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда её результатом может стать конфликт ученика и учителя.

В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину.

Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».

Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.

2.3. В.Г.Распутин. «Уроки французского» (1973)

Так происходит в рассказе «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. События происходят в послевоенное время.

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу.

Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.

Проанализировав эти значимые, на наш взгляд, произведения об Учителе, можно сказать, что образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

К сожалению, в литературе встречаются и другие образы учителей. И это тоже отражение реальной действительности.

2.4. Л.Е. Нечаев. «Ожидание друга, или признание подростка» (1987)

В повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка» учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат, прежде всего, средством подъёма по карьерной лестнице.

Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она не считается с мнением ребят. Ученик не интересует её как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями.

Особенно ярко эта особенность проявляется в эпизоде подготовки к 23 февраля: «Пусть папы придут не двадцать третье февраля с наградами, орденами и медалями. Мы будем их славить». Так сказала она, а я подумал: «Что-то она не то говорит.… Как же она не подумала, что у половины класса нет пап! Папы – в разводе…» Мало того. Тот же Рудой встал и сказал: «А у моего папы нету наград». Тогда она заявила: «Что же это за папа – без наград!».

Подобное отношение к детям вызывает у них сначала недоумение, а затем неприятие учителя.

2.5. А.Иванов. «Географ глобус пропил» (1995)

Отношения ученика и учителя в наше время подчас характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Ученик сосредоточен лишь на собственных правах и желаниях, это вызывает соответствующую реакцию учителя. Отражение такой действительности можно увидеть в современном романе «Географ глобус пропил» Алексея Иванова.

События происходят в 90-годы прошлого века. Главным героем романа является Виктор Служкин. Для нас этот образ интересен, прежде всего, тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности.

Из-за отсутствия опыта работы в школе, знания методического и психологического характера он не может грамотно построить отношения с учениками. Причиной этого также служит нежелание со стороны учащихся признать авторитет учителя: «Служкин ждал, пока все рассядутся. Школьники орали, деля парты. Наконец сплошной гвалт перешёл в сдержанный гомон, и весь класс ожидающе уставился на учителя. Служкин поднялся:

Отсутствие взаимоуважения приводит к постоянным конфликтам с учащимися, а также с завучем.

2.6. Е. Гришковец. «Начальник» (2007)

В другом современном произведении, рассказе «Начальник» Евгения Гришковца, центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель фотокружка.

Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берёт не каждого, а детей с определёнными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть.

Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник». Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение и право называться «дядей»:

— Ты что сделал? Дядя! – почти кричал он. – Ты же угробил такой кадр! У тебя руки откуда растут, а? Ты же его поцарапал! Всё! Ты же погубил его!

— Да ладно, Владимир Лаврентьевич! Не ругайтесь! – бубнил юный фотограф. – Это же мой кадр.

— Твой, да? А я тут на фига бьюсь? Твой?! Он не твой! Это был просто хороший кадр!

Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.

IV . ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В соответствии с целью и задачами, поставленными нами, мы постарались раскрыть образ Учителя на примере конкретных произведений русской литературы, написанных в разное время и отражающих события разных исторических эпох.

Мы увидели, что личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с учениками зависят от условий исторической действительности, что и нашло своё отражение в литературе.

Мы доказали верность гипотезы, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. А это означает, что изменения в образовании и в отношении учителя к педагогической деятельности просто необходимы!

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить её, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.

Считаем, что наш проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

V . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

1. Астафьев В.А. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.

2. «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности», Педагогика. № 4,1997 г.

3. Гришковец Е. Начальник/ Гришковец Е. Следы на мне. М., 2007. 75с.

4. Иванов А. Географ глобус пропил. М., 2004. – 306с.

5. Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. – 221с.

6. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.

7. Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или признания подростка/Школьные годы. Выпуск 2. – М.:»Детская литература», 1990.

8. В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.

9. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.

10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Источник

Проект»Учитель на страницах русской литературы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучение отдельных предметов

«Учитель на страницах литературы ХХ века»

Выполнил: Константинова Анна,

ученица 10 «А» класса

Руководитель: Коржова Ольга Захаровна

Исследовательская часть ………………….………………………..8-9

В. Быков «Обелиск»….. ….………. 10-11

А. Лиханов «Благие намерения»………..……..……………. 12-13

2.3 В. Распутин «Уроки французского».………………….……. 14-15

Сравнительная таблица героев произведений…………………. 18-21

Список использованных источников……………………………. …24

В этой исследовательской работе я попыталась раскрыть образ учителя в произведениях русской литературы на примере следующих произведений: «Уроки французского» В. Распутина, «Обелиск» В. Быкова, «Благие намерения» А. Лихачева.

Судьбы учителей волнуют писателей, они понимают важность и серьезность их профессии, отражают эти проблемы в своих произведениях.

Цель исследовательской работы:

глубже изучить произведения, посвященные учителю, раскрыть глубину образов, показать, какую роль играет учитель в жизни каждого человека; доказать мастерство писателей в раскрытии образа учителя.

Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ учителя.

Проанализировать образы учителей, показанных в данных произведениях.

Выяснить, почему именно эти герои стали центральными в произведениях.

Подтвердить влияние учителя на формирование личности ученика.

Раскрыть мастерство писателей, сумевших заинтересовать читателей образами учителей.

Актуальность работы заключается в том, что профессия учителя не имеет временных рамок, эта профессия продиктована временем. Основная цель работы состоит в том, чтобы современное общество прониклось уважением к Учителю, приняло его важную роль в этапах взросления и формирования личности человека. Общество не должно забывать, какие трудности преодолели представители профессии в процессе работы над собой, прежде чем пришли к осмыслению, что учитель – человек творческий, не менее, чем писатель и не менее творящий, чем художник. Учитель-личность с нетривиальным мышлением, способный принимать быстрые решения, не боящийся трудностей.

Д. С. Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Во время работы над данным проектом было проведено два опроса. Они позволили проанализировать результаты и прийти к выводу, какими личными и профессиональными качествами должен обладать учитель. Результаты опросов приведены в виде диаграмм.

Многие отметили такие качества, как ответственность и чуткость учителя. И все же все решающими факторами все возрастные группы назвали доброту и справедливость. Именно этими качествами должен обладать идеальный учитель, по мнению наших респондентов. Мы попросили их назвать еще по одному качеству, которое, обязательно должно присутствовать у совершенного, по их мнению, педагога и объяснить, почему они назвали именно их. Были названы такие качества как:

Активная гражданская позиция. Учитель должен быть готов к активной деятельности в современном мире, должен отстаивать свои позиции.

Мобильность. Учитель должен быть способен быстро и успешно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Компетентность. Учитель должен серьёзно и тщательно готовиться к урокам, ибо одной из главных задач учителя является знание своего предмета. Он должен хорошо знать материал, уметь его правильно преподнести и объяснить ученику.

Самосовершенствование. Каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться, ведь именно от этого зависит его профессиональный рост. Он должен не только отлично знать свой предмет, но и быть эрудированным в других областях.

Толерантность. Учитель работает с детьми (подростками), поэтому он должен находить подход к каждому ученику, относиться ко всем одинаково, а также должен позволять им высказывать своё мнение.

Ориентирование в реалиях современного времени. Современный мир не стоит на месте, он развивается. В нем огромное значение имеет технический прогресс. Так учитель должен уметь пользоваться технологиями, различными методиками, получать знания из разных источников, использовать современную терминологию. То есть идти в ногу со временем.

Патриотизм. Очень важно для учителя знать историю России, уважать и любить свою Родину и воспитывать патриотизм в детях.

Как оказалось, именно такими чертами наделены герои исследуемых нами произведений.

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе.

Каждому человеку на его жизненном пути встречается учитель, который становится для него добрым другом, мудрым наставником. Учитель – одна из благороднейших профессий. Именно он является «капитаном на мостике корабля!» (Р. Рождественский).

Мне посчастливилось познакомиться со многими замечательными педагогами и все школьные годы работать с ними. Большинство из них – это люди, преданные своей профессии, удивительно мудрые, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям. Для них профессия учитель не просто выбор, а настоящее призвание. Они не признают работы «по часам», они отдают ей все свои силы и время. Без сомнений, такие люди всегда оставляют глубокий след в душе ребенка, поэтому многие писатели и поэты обращаются к образу своего учителя и посвящают ему лучшие произведения. Поскольку я родилась в семье учителей, эта тема всегда привлекала меня.

Так какой же он, учитель, на страницах отечественной литературы?

Автор «Обелиска» не скрывает причин и мотивов, заставивших Мороза разделить участь своих учеников. Учитель знает, зачем идет, он понимает и то, что ждет его в случае явки к немцам. На этот счет ни у кого, даже у самого Алеся Ивановича нет никаких иллюзий. Стоит вспомнить, как командир партизанского отряда Селезнев яростно убеждает Мороза не поддаваться на фашистскую провокацию. «Ты с ума сошел,— срывается он на крик,— ты дурак, псих, идиот!». И в ответ читатель слышит хотя и спокойные и непоколебимые внешне, но так трудно дававшиеся герою слова, окончательные в своем решении: «Это верно. Но все-таки надо идти».

Вот она, кульминация образа, даваемая писателем без какой бы то ни было рисовки. Кульминация, свидетельствующая о том, что выбор свершился. Автор подчеркивает это выразительнейшей деталью: «А Мороз стоит у дверей и понуро так смотрит в землю». В этом «понуро» все и заключено. То есть Мороз уже знает и решил для себя, что идти придется, он уже смирился с необходимостью того, что должен будет совершить. Он слушает, но не слышит, что толкуют ему командир и Ткачук, он весь ушел в себя, он уже с теми, кто в беде, с теми, кто так остро нуждается в нем. В его выборе молчаливо существует всё, что определяет его самого и дальнейшую судьбу, все, что определяет отношение читателей к нему. Его судьба и жизнь уже не зависят от его собственной воли, он весь во власти силы, которая не способна смириться сама и смириться под воздействием внешнего окружения.

У Алеся Мороза правда одна, она предопределена его гражданским сознанием и собственной совестью. Он никогда не торговал принципами, не искал выгоды, не выклянчивал льгот. Он просто жил той жизнью, которую считал верной, в которой нашел себя и которой подходил и он сам. И то, что он поступил так, а не иначе — это ведь тоже от жизни идет, от того, что он был Учителем.

Поступком своего Мороза писатель говорит о том, что закон совести всегда в силе. У этого закона есть свои строгие притязания и свой законченный круг обязанностей. Хотя, с другой стороны, в него и не вошло многое из того, что почитается непременным долгом. Но если человек, оказавшийся перед выбором, добровольно стремится выполнить то, что сам считает внутренним долгом, ему нет дела до общепринятых представлений.

Герои В. Быкова, самые что ни на есть обыкновенные люди, далеки от того, чтобы ставить свои действия в зависимость от реакции окружающих. Не для того Мороз очутился в Сельце, чтобы имя его было высечено на обелиске, а просто потому, что «надо», как односложно отвечает он старосте Бохану, когда тот, тихо говорит Морозу, что не надо было приходить. И если говорить о главной причине добровольного прихода Мороза к немцам, то она, думаю, не только в чувстве осознанного долга перед детьми и не только в личном мужестве учителя, его характере, и даже не только в человечности его побуждений. Главное в том, что Мороз — нравственный максималист, образно говоря, не может «наступить себе на горло», предать самого себя, свои ценности и убеждения, не может переступить в себе ту грань, что именуется человеческой совестью, не может поступиться собственными моральными принципами.

А. Лиханов «Благие намерения».

У сердца нет ученых степеней

Впервые повесть А. Лиханова «Благие намерения» была опубликована в журнале «Знамя» в 1980 году. Сам Лиханов так говорит о произведении:

«Это повесть о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых».

«Благими намерениями выстлана дорога в ад» — красной нитью проходит это крылатое выражение через всю книгу. Повесть представляет собой воспоминания молодой учительницы Надежды Георгиевны. Она окончила институт, став учителем-словесником, из-за болезни матери опоздала к началу учебного года, а когда приехала в город, куда ее распределили, место было уже занято. Вчерашнюю студентку берут работать воспитателем в школу-интернат, где дают ей особую группу первоклашек, где среди трех десятков учеников 22 детдомовские. Героиня в подробностях вспоминает первую встречу, первую неделю с ее малышами, первые и дальнейшие победы и поражения.

Нравственный образ педагога – современника привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию.

Самоотверженность, самоотдача, сила духа, любовь к детям, своему делу – вот они, основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года по распределению. Она должна была воспитывать ребятишек – первоклашек из детского дома. А это значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и наставником, и другом, и доброй и заботливой мамой.

Окунемся в сюжет повести и представим интернатскую лестницу перед началом занятий, стайку растерянных «малышей, прижавшихся к перилам. На каждой ступеньке – маленький человек с удивленными, печальными, непонимающими глазами». И новую их воспитательницу, почти ещё девочку, Надю, Надежду Георгиевну, тоже растерянную (готовилась преподавать литературу в старших классах, а попала к «первакам» в няни), не имеющую, понятно, ни материнского, ни учительского опыта, но потрясенную бедой этих детишек, может, и не вполне осознаваемой ими самими.

Надежда Георгиевна к середине книги становится для детей просто Надев-ной или Надюшей, а в конце – мамой Надей. Большое впечатление оставляет не столько лаконичный сюжет и кратко прописанные судьбы детей, сколько от мысли и замечания главной героини – ее вечного поиска себя в профессии и профессии в себе. Быть педагогом непросто, но быть Педагогом – намного труднее.

С самых первых строк она пишет об «искуплении своей вины». Лишь спустя неделю после начала работы, Надежда Георгиевна узнает, что в ее группе большая часть детей из детского дома. Остальные же немногие днем в субботу уходят домой, а возвращаются в интернат лишь в воскресенье вечером. И тогда она придумала найти своим малышам взрослых друзей – людей за пределами интерната, которые могли бы дарить внимание мальчишкам и девчонкам: не по обязанности, а от души. Решение педсовета, заметка в газете, комиссия-собеседование – и вот у каждого ребенка появляется взрослый друг.

С первых строк повести Надежда пишет, что «искупает вину» и после этого читатель, конечно, ждет, когда же она совершит ошибку, когда ее планы не увенчаются успехом? Страница за страницей, а ошибки-то нет. Да, она нашла своим подопечным взрослых – кому-то одиноких женщин и мужчин, кому-то супружеские пары, кому-то крепкие и сложившиеся семьи. Да, не все смогли в дальнейшем забрать детей в семью. Но это жизнь. Почему молодой воспитатель берет на себя вину за то, что кто-то из взрослых переоценил свои силы или разочаровался в себе или в ребенке? Каждый человек имеет право на ошибку, но почему ответственность за это несет педагог?

«Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. Я думаю, и дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными»

Современный педагог достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.

В. Г. Распутин «Уроки французского».

В повестях и рассказах Валентина Распутина особое внимание всегда уделяется исследованию человеческих характеров, психологии героев, их нравственным поискам. Наибольшую известность получил рассказ «Уроки французского», в котором рассматриваются важные проблемы школы и образования.

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского»- одно из лучших произведений писателя о школьных годах, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, сострадании, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности. Рассказ «Уроки французского» не оставляет ни одного человека равнодушным к этой животрепещущей истории, произошедшей между учительницей и ее учеником. В настоящее время возникает множество споров и вопросов по поводу этого произведения. Права ли Лидия Михайловна? Педагогичен ли поступок молодой учительницы? Поступок или Проступок?

Классная руководительница, умная, отзывчивая и чуткая женщина, стала для мальчика не только наставницей, но и преданным другом. Девушка смогла пробудить в ученике интерес к изучению французского языка, таким образом, выполнив задачу в качестве педагога. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест и непонимание со стороны школьного руководства, ведь чтобы спасти своего ученика от голода, Лидия Михайловна отважилась играть с ним на деньги.

«Урок», вынесенный Распутиным на всеобщее обсуждение заключается в том, что на пути к добру человек часто оступается, совершает ошибки и дорого платит за них, но в истинной доброте и добром отношении к окружающим заключается смысл человеческого бытия. Добро – главная драгоценность в мире, способная указать человеку дорогу к счастливому и светлому будущему. Оценивая действия преподавателя, необходимо выявить причину, побудившую учительницу сделать такой шаг. Если вглядеться глубже, можно понять, что под поступком Лидии Михайловны скрывается материнское стремление помочь мальчику.

Жертву учительницы ребёнок никогда не сможет забыть. Он сохранит в своем сердце на всю жизнь благодарность Лидии Михайловне за самые лучшие уроки, не просто французского языка, а уроки нравственности и доброты.

Так учителя в ХХ веке приобретают новую роль в становлении человека. Главными и отличительными качествами и способностями учителей сегодня остаются нравственность, толерантность, готовность прийти на помощь и направить на истинный путь.

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшаву. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Педагог отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и необходимые медикаменты.

Он отклонил все предложения вывести его из Варшавы и спрятать на «арийской» стороне. Соратник Корчака Игорь Неверли рассказывал:

«На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица — техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?»

Эммануэль Рингельблюм, сам позже расстрелянный, оставил такое свидетельство:

Общеизвестно, что Валентин Распутин посвятил рассказ «Уроки французского» матери драматурга Александра Вампилова – Анастасии Прокопьевне, которая напоминала ему его учительницу. Распутин рассказывал: «Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй, мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».

Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней рассказа «Уроки французского». Это та самая Лидия Михайловна Молокова. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью. Лидия Михайловна вспоминала: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в «чику» и «замеряшки» не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы». В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Сравнительная таблица героев произведений.

Авторитетный, альтруистичный, благородный, добрый,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *