учиться ни в каком возрасте не поздно говорил
Учиться ни в каком возрасте не поздно говорил
1. «. Детский сад следует признать необходимым воспитательным учреждением в ряду других. Настоящая система воспитательно-образовательных учреждений не имеет начала, она начинает дело с середины, нет связи между семьей, переход детей из семьи в школу крут, резок. Детский сад заключает в себе элементы семьи и школы», — писал великий педагог:
• П.Ф. Каптерев
2. «В действительной жизни дитя — не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями», — писал:
• К. Ушинский
3. «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой», — писал:
• К.Д. Ушинский
4. «Воспитание, которое всегда и везде гладит ребенка по шерстке только потому, что боится погладить против шерстки, оказывает развитию личности самую медвежью услугу и в большинстве случаев может дать только жалких и средних субъектов — жалких развинченностью воли и вредных необузданностью своего себялюбия», — писал(-а):
• Е.И. Конради
5. «Действительно гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя», — читаем мы в книге:
• «Здравствуйте, дети!»
6. «Задача воспитателя — следить, чтобы ребенок не смешивал добра с неподвижностью и зла с активностью, чем нередко грешила старая дисциплина. Наша цель — дисциплинировать для деятельности, для труда и добра, а не для неподвижности, пассивности и послушания», — писал(-а):
• М. Монтессори
7. «Как для всякого рода человеческого весь мир — это школа от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь — школа, от колыбели до гроба. », — писал:
• Я.А. Коменский
8. «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни», — писал:
• А.С. Макаренко
9. «Теория свободного воспитания» в России начала XX в. ярче всего была представлена:
• К.Н. Вентцелем
10. «Учиться ни в каком возрасте не поздно», — говорил:
• Сенека
11. «Человек как предмет воспитания» — так определял содержание педагогики:
• К.Д. Ушинский
12. «Школа радости» для шестилетних детей была организована:
• В. Сухомлинским
13. Автор книги «Исповедь матери»:
• Е.И. Конради
14. Автор книги «Человек как предмет воспитания»:
• К.Д. Ушинский
15. Автор программы «Музыкальные шедевры»:
• О.П. Радынова
Никогда не поздно. Почему взрослым просто необходимо учиться
Надя Макова
Тезисов в пользу непрерывного обучения становится все больше. И если молодые люди уже согласны с концепцией Lifelong Learning, то многие представители старшего поколения все еще считают, что им поздно учиться дальше. Надя Макова, издатель медиа «Теории и практики» и CEO LXP платформы K-AMPUS в авторской колонке разбирается, почему продолжать обучение никогда не поздно, в чем особенности обучения для взрослых, и как вернуть человека на образовательный трек даже после долгого перерыва.
Зачем взрослым нужно обучение?
Вопреки стереотипам, чем старше люди становятся, тем чаще они используют новые технологии для обучения чему-то новому или поддержанию своих знаний в актуальном состоянии. Так международная компания Reuters провела исследование о том, как представители различных поколений слушают подкасты.
Доля опрошенных, использующих подкасты для обучения новым вещам:
Поколение Z намного больше внимания уделяет развлекательным и музыкальным подкастам, чем познавательным и обучающим. В то время как поколение Х (35+) больше всех использовало подкасты для обучения. Так что не стоит недооценивать стремление этой группы к обучению и освоению новых форматов. К тому же, более взрослые люди осознанно и добровольно выбирают обучение чаще, чем развлечение.
К тому же непрерывное обучение поможет оставаться востребованным специалистом. В конце 2019 года консалтинговая компания BCG и международный альянс ведущих онлайн-платформ по поиску работы The Network (в России представлен компанией hh.ru) опубликовали результаты опроса 366 тыс. сотрудников из 197 стран, включая Россию. Более 60% респондентов убеждены, что их текущая работа изменится под влиянием таких трендов, как автоматизация, роботизация, распространение технологий искусственного интеллекта.
Какие креативные профессии сегодня могут освоить люди во взрослом возрасте?
Если есть мотивация и вовлечение, то взрослый человек может освоить любую креативную профессию. Творческий рынок сейчас по миру растет более чем на 8% каждый год и является одним из самых динамичных.
В результате опроса 9,2 тыс. человек по всей стране, СберНПФ и Rambler&Co выяснили, что более трети россиян (36%) ждут пенсию, чтобы начать заниматься творчеством. Каждый второй респондент мечтал о творческой профессии с детства.
Почти половина (42%) респондентов признались, что в детстве мечтали о творческой профессии. Каждый десятый хотел стать актером, каждый 17-й — музыкантом, каждый 20-й — певцом, писателем, поэтом или художником.
К тому же возможностей для этого сейчас гораздо больше: сейчас относительно стабильное время, и людям старшего возраста на сегодняшний день представлены большие перспективы, не только образовательные, но и карьерные, досуговые. В настоящее время людям предоставляется в том числе и большая свобода — уже не нужно выбирать профессию раз и навсегда, никто не ждет, что вы проработаете всю жизнь на одном заводе. Гораздо больше поощряется наличие хобби, личных достижений за пределами работы и семьи.
Чем старше респонденты, тем реже они соглашаются осваивать абсолютно новые для себя профессии и чаще высказывают готовность к повышению квалификации и освоению смежных профессий.
Как работодатели сейчас относятся к более взрослым сотрудникам?
Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Стоит ждать роста конкуренции за кандидатов в целом. У приверженцев эйджизма конкуренция будет особенно острой.
В 2020 году компания Headhunter провела Опрос среди работодателей о преимуществах сотрудников старшего возраста. Большинство респондентов выделили следующие качества:
люди старшего возраста наиболее заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве (невысокая текучесть кадров среди работников в возрасте 45+) — 69%;
они имеют ценный багаж знаний и опыта — 67%;
у них широкий круг профессиональных связей, контактов, полезных компании, — 47%;
у них невысокие зарплатные притязания — 44%;
они готовы передавать опыт молодым, они хорошие наставники — 38%;
они знают, чего хотят в работе, и умеют этого добиваться — 29%;
они — авторитет в компании, к ним прислушиваются партнеры и клиенты — 9%;
затрудняюсь ответить — 2%.
Вот что еще говорят рекрутеры о сильных сторонах представителей более взрослых сотрудников:
свобода от родительских обязательств и связанных с детьми форс-мажоров (таких как больничные, утренники и школьные турслеты), поскольку дети уже выросли;
удовлетворенность горизонтальным типом карьеры;
эмпатия и устойчивость к конфликтам;
лояльность к компании.
У хороших работодателей нет предубеждения против пожилых или юных сотрудников, тем более что Трудовой кодекс запрещает дискриминацию по возрасту.
Как правильно выбрать образовательные программы и курсы?
Если вы решили начать учиться, вы уже сделали существенный шаг вперед. Но одного решения недостаточно, нужно выстроить образовательную траекторию. Чтобы это сделать, ответьте на следующие вопросы:
Какая у вас цель?
В это выходит на первый план. По данным экспертов Массачусетского технологического института, только 3–5% учащихся массовых открытых дистанционных курсов проходят их полностью.
Поэтому мотивация и самодисциплина — именно то, что поможет не остановиться на первой лекции и дойти до конца.
Узнать новое или провести время с пользой — это не цель и не мотивация. Важно очень четко сформулировать свои ожидания от обучения. Например, «хочу владеть английским языком на уровне C1» или «стать сильным оратором, свободно выступать перед аудиторией свыше 500 человек».
Зачем вам нужен этот навык?
Даже если образовательная цель звучит достойно, проверьте ее применимость. Если вы поймете, что ни в работе, ни в личной жизни английский, особенно на таком высоком уровне, вам, скорее всего, не пригодится, стоит задуматься, тратить ли ресурсы. Аналогично с публичными выступлениями: возможно, вы просто поддались всеобщему тренду «без этого сейчас никуда», а на практике у вас не будет случая выступить перед столь многочисленной аудиторией. Мотивация, подкрепленная конкретными планами «зачем», вырастет быстрее.
Когда вы хотите достичь своей цели? Какие существуют ресурсы и ограничения?
Например, крупнейший международный форум, который пройдет в конце года, может стать тем самым временным ориентиром, перед которым нужно основательно подготовиться: поднять свой английский до уровня С1 или же привыкнуть к большому скоплению людей в зале. Ограничением может стать неготовность выходить из зоны комфорта во время урока — в случае с публичными выступлениями таких ситуаций может быть много во время тренировок и выполнения нестандартных заданий перед другими участниками курса. Также речь может идти о денежных ресурсах — стоимость некоторых онлайн-курсов, увы, иногда не вписывается в бюджет.
С кем и у кого вы хотите учиться?
Обратите внимание на психологические ресурсы, ценности и установки, которые могут помочь или, наоборот, выступить препятствием на пути к обучению. Ими могут стать правила и формат обучения (индивидуальный или в группе), личные предпочтения к тому, кто будет вашим преподавателем и сокурсниками.
Качество программы можно определить, изучив следующие параметры:
Техническая поддержка курса
Обратная связь и трекинг прогресса
Экономическая целесообразность обучения
Информации о курсах на сайте и в социальных сетях
Всю информацию можно смотреть на страницах курса, исключение — отзывы: на официальном сайте они могут быть необъективными или даже фальшивыми, а в социальных сетях нелицеприятные комментарии иногда стирают. Впечатления прошедших обучение студентов лучше смотреть в тематических группах или сообществах.
Изучите краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения, предъявляемые к учащимся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.
Обратите внимание на удобство платформы или сервиса, насколько все понятно в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями.
Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.
Проверьте, какие требования и умения предъявляются к практикующим специалистам области или профессии, которую вы планируете освоить: в некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты создаются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться несколько раз в год.
Соотнесите это с тем инструментарием и умениями, которым обещает научить школа или онлайн-платформа после прохождения программы.
Что может насторожить
Устаревшие архивные видеолекции
Нерелевантный практический опыт преподавателя по предмету/навыку, которые он помогает получить
Отсутствие обратной связи с учителем и способов коммуникации с однокурсниками
Нерелеватная учебная программа.
Отсутствие трекинга прогресса
Плохие отзывы в тематических группах или сообществах
Несоответствие цены и ожидаемой выгоды от курса
Какими должны быть курсы для взрослых?
Взрослые идут учиться только тогда, когда возникает потребность в конкретном знании или навыке, и изучают преимущественно то, что можно применить «здесь и сейчас», а не учатся просто так, «на будущее».
У взрослого человека немного свободного времени, поэтому обучение воспринимается как «сверхзадача». Главное правило — в начале курса обучающийся должен убедиться, что здесь он точно найдет решение проблемы. В описании курса должно быть сразу видно, для кого он предназначен, какие вопросы снимает, что потребитель получит после его прохождения.
Два главных барьера, которые встают на пути эффективного обучения взрослых — вовлечение и мотивация. Эти барьеры проявляются не только в процессе обучения, но и на этапе применения полученных знаний.
Основные принципы андрагогики
Андрагогика — это теория, которая описывает особенности обучения взрослых людей. В 1984 г. Малкольм Ноулз, которого считают основателем андрагогики, предложил четыре принципа, на которых должно строиться обучение взрослых людей:
Взрослые должны участвовать в планировании и оценке собственного обучения.
Взрослые, как правило, готовы взять на себя ответственность за свое обучение и развитие. Дайте им такую возможность. Предложите множество вариантов обучения, чтобы слушатели курсов могли выбрать то, что отвечает их запросу. Программы обучения взрослых должны быть максимально гибкими.
Кроме того, важны равные отношения с ведущим тренинга (не вставайте в менторскую позицию и не общайтесь сверху вниз: это раздражает) и ненавязчивая, но постоянная поддержка.
Обучение взрослых должно строиться на практике.
Взрослые заинтересованы в знаниях, которые они немедленно смогут применить на практике. Они негодуют, слушая длинные теоретические рассуждения, поскольку их задача — улучшить навыки, облегчить работу и повысить уверенность в себе. Применимый на практике, полезный контент — то, что нужно.
Взрослые хотят учиться тому, что связано с их работой или личными задачами.
Взрослые связывают новые знания с тем, что им уже известно, и новые концепции кажутся им куда убедительнее, если они согласуются с их предыдущим опытом. Поэтому так важно, чтобы вашу аудиторию составляли люди со схожим жизненным опытом.
Обучение взрослых ориентируется на решение проблем, а не на приобретение знаний как таковых.
Знания, которые вы сообщаете взрослому не должны быть оторваны от контекста его повседневной профессиональной реальности. Не стоит забывать и о том, что взрослый человек сам принимает решение брать или не брать знание, и как бы не был хорошо подготовлен материал, он возьмет ровно то, что посчитает нужным, в отличие от детей и подростков, которые учатся всему подряд.
МнениеПочему сейчас самое время учиться, сколько бы вам ни было лет
Боремся с предрассудком, что учёба — удел молодых
Афоризм «учиться никогда не поздно» приписывают Квинтилиану — ритору Римской империи, жившему около двух тысяч лет назад. В наше время уже никого не удивляет, что прописные истины, понятные даже нашим предкам в далёком прошлом, всё ещё ставятся под сомнение. Человечество, определённо, идёт путем самосовершенствования, однако какие-то вещи, причём самые банальные, приходится проговаривать из раза в раз. Особенно остро этот вопрос стоит для женщин. Нам всё время пытаются навязать идею, что мы делаем что-то слишком поздно: поздно взялись за свой внешний вид, поздно задумались о детях, поздно нашли своё призвание. А ведь в конечном счете мы никому ничего не должны, кроме себя, и, значит, всё делаем вовремя.
В сентябре идея учебы начинает давить со всех сторон: детишки идут на каторгу в школу, студенты радуются освобождению от последней, учителя и преподаватели то разделяют радость от возвращения в стены учреждений, то жалуются в приватной беседе на то, как всё надоело. Каждый год мы спрашиваем себя, не записаться ли на курсы, не возобновить ли учебу в брошенном когда-то университете или, в конце концов, не пора ли сдать на права. Печально признавать, что ответ «уже поздно» или, в лучшем случае, «может быть, потом» звучит куда чаще, чем противоположный. Если речь заходит о «большом» образовании, которое неизбежно растянется на несколько лет, мы сразу начинаем считать: если я начну сейчас, то когда я закончу, мне будет 30; а что если у меня будут дети и я всего не успею, и так далее. Что же делать в, казалось бы, патовой ситуации?
В первую очередь — перестать считать. Цифры — это всего лишь цифры. Их придумали люди для упрощения своих дел, это не мрачные молчаливые судьи нашим удачам и неудачам. Цифра сама по себе ничего не значит, кроме собственно количества некоторых условных единиц. Все ярлыки, что навешивает общество, все ассоциации, что сложились исторически, — это все продукты культуры, которые мы имеем полное право не учитывать. В наших силах просто перестать думать о том, что значит в обществе «20», «30», «40», «50» и так далее — и начать думать, что же это означает для нас.
В конечном счёте мы никому ничего не должны, кроме себя, а значит,
всё делаем вовремя
Бытует мнение, что мозг с течением времени становится уже не тот: куда нам до бессоновской Люси, если после 20 память ухудшается, становится тяжелее запоминать и легче забывать. Ученые также говорят, что у современного поколения из-за обилия информации в моментальном широком доступе ухудшилась оперативная память. Соответственно, чтобы хоть что-нибудь запомнить, теперь нужно приложить куда больше усилий, чем когда-то требовалось от наших бабушек. Сразу оговоримся: не делайте поспешных выводов — всё устроено гораздо сложнее, чем кажется, а в некоторых вещах память работает с возрастом только лучше.
Журналист Малкольм Гладуэлл продвигает идею о том, что чтобы достичь мастерства в какой-либо области, необходимо 10 000 часов на ее освоение. Таким образом, за свою жизнь можно получить, грубо говоря, не меньше семи профессий — и вот наглядная тому иллюстрация. Семь профессий на одного! Такой подход отлично перекликается с другой очевидной тенденцией мобильности. Молодые люди по всему миру стремятся не к пожизненной работе на большую фирму, а, наоборот — к раскрытию своих способностей, не боятся переездов ради работы и внешней «нестабильности».
Вопреки тому, что нам вбивают с детства, жизнь — это не прямая. В лучшем случае это кривая, а чаще всего — сумасшедший удав, бьющийся в конвульсиях. Очень важно также решить, что «успех» значит лично для вас. Нужно перестать сравнивать себя с ровесниками (или, не дай бог, теми, кто младше) и честно себе ответить — чего вы хотите. Желание учиться — не оттягивать выход во взрослую жизнь, а именно получать желанное знание — наше право и даже привилегия. Женщины по всему миру выигрывают от возможности получить образование. В странах Африки, например, Судане или Эфиопии, активистки активно борются за права девушек, и в частности, их право на школьное образование. Это даст им возможность обеспечить себя в будущем, а значит, и избежать вынужденного брака и последующего насилия в семье — печальная, но широко распространенная практика даже в наше время.
102-летняя Ма Шиушиэн в Китае пошла в школу, чтобы получить образование, на которое у неё не было времени в молодости — ей нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Теперь у неё наконец-то есть время на то, чем бы ей действительно хотелось заниматься. Такими историями полнится интернет и местные газеты даже в не самых благополучных странах, потому что желание развиваться ограничено не рамками нашего возраста, а исключительно желанием становиться лучше, умнее и быстрее.
С высоты возраста многие вещи воспринимаются куда легче, а значит, и многими делами заниматься проще. Вспомните, как в школе проваленная контрольная казалась концом света — всем этим страхам хочется теперь рассмеяться в лицо. Преимущества образования в зрелости очевидны. Во-первых, скорее всего, вы можете сами обеспечить его финансово. Во-вторых, ко всему процессу наконец-то можно подойти спокойно, без истерик и без восприятия происходящего как садистской обязаловки. Ну и, в-третьих, наконец-то можно выучить то, что действительно хочется, а не то, что выбрали за вас мама/папа/бабушка или же банальное непонимание, что вообще вам интересно в жизни.
Идея, что большинство вещей нужно делать быстрее, пока время не ушло, во многом устарела. Биологически мы можем заниматься всем подряд до самой смерти. Пожилым людям также показаны физические нагрузки, как и молодым — с поправкой на возрастные особенности. Люди всех возрастов одинаково нуждаются в социализации и интеллектуально стимулирующем общении. Всё то же — про учебу. Даже при условии, что с возрастом память будет ухудшаться, чем больше она используется, тем крепче она становится. В итоге между желанием чему-то научиться и его реализацией как всегда стоит одно — отговорки. Проведите мысленный эксперимент, будто вы вернулись из собственного будущего: если ваши сожаления о недополученном вполне реальны, почему бы не сделать с этим что-то прямо сейчас?
Дети, брак, работа, ипотека — все эти удобные отговорки даже придуманы не нами. Всегда можно распланировать всё в соответствии со своими приоритетами, если обучение один из них. Если вы действительно хотите учиться или даже получить новую профессию, не стоит пугаться всего перечисленного, и главное — не бойтесь нового. В наших руках сломать устоявшиеся представления о том, что всем, кто старше, дорога в «молодые» профессии закрыта. Только собственным примером мы сможем изменить сложившуюся парадигму.
Фотографии: cover photo via Shutterstock
Эссе «Мое представление о системе непрерывного образования педагога»
Елена Петровна Шашкова
Эссе «Мое представление о системе непрерывного образования педагога»
Эссе «Мое представление о системе непрерывного образования педагога»
«Только те знания прочны и ценны,
которые вы добыли сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами».
Шашкова Елена Петровна
Вопрос о том, можно ли выучиться, получить образование один раз в жизни не является новым для общества. Что же такое непрерывное образование для педагога?
Оно не зависит от возраста, первоначально приобретенной профессии или специальности, места жительства, но обязательно учитывает индивидуальные способности человека, мотивы, интересы, установки. По моему мнению, образование должно продолжаться на протяжении всей сознательной жизни человека, ведь чем выше уровень развития общества, тем выше его требования к обязанности его членов.
Существуют разнообразные формы непрерывного образования, но я считаю, что активной формой для педагога является самообразование. Оно позволяет педагогу совершенствоваться как специалисту, расти как профессионально, так и личностно.Как говорил Сенека: «Учиться ни в каком возрасте не поздно».
В своей профессиональной деятельности личному непрерывному образованию я уделяю очень большое значение. Ежегодно принимаю участие в различных конкурсах педагогического мастерства различного уровня, прохожу обучение на курсах повышения квалификации по интересующим меня темам, посещаю мастер-классы, открытые занятия коллег, принимаю участие в работе педагогического коллектива, являюсь членом методического совета ДОУ.
Важным в непрерывном образовании считаю использование всех имеющихся возможностей для получения знаний, умений и навыков. Это значит – отслеживать новое в профессиональной сфере, читать специализированную литературу, участвовать в мероприятиях городских сообществ т. д.
Мой девиз: Делать добрые дела, открывать, что то новое для себя, быть полезным и нужным!
Моими жизненными принципами являются: «Каждый день узнавать что-то новое», «Возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай!», «Кто спит, и ленится, тот ничего не добьется».
Вся наша жизнь это большая школа, в которой мы продолжаем учиться от рождения до смерти. Каждую ситуацию, каждого человека, с которым мы встречаемся в жизни по праву можно назвать нашим учителем, и от того, насколько хорошо мы выучим их уроки, зависит наше благополучие.
Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов Консультация на тему: «Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов» Подготовила: ст. воспитатель МБДОУ.
Презентация проекта «Осень, осень, в гости просим!» Каждый ребенок неповторим и уникален, а значит, если создать условия для его развития, у него обязательно откроются способности, заложенные.