учитывает и возможности и потребности учащихся какой подход
« Индивидуализация обучения с учетом потребностей и возможностей обучающихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Индивидуализация обучения с учетом потребностей и возможностей обучающихся»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Появление нового социального заказа на развитие личности выпускников выдвигает новые требования к организации индивидуального образования. Данная задача может быть решена только с помощью индивидуализации и дифференциации обучения с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Индивидуализация предполагает новый подход к образованию, при котором обучающийся становится субъектом, а не объектом образования.
Индивидуализация – это не построение особой, исключительной для каждого ребёнка системы работы, а умение применять общие закономерности возрастного развития в конкретной ситуации. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика.
Преподаватель, взаимодействуя с обучающимся, опирается не только на его знания и особенности учебных навыков, но и на его психологические особенности. Учитывается не только темп работы, характерный для обучающегося, но и такие качества личности обучающегося, как уверенность в себе, открытость или замкнутость. То есть, задача преподавателя – найти «ключик» к каждому обучающемуся, создать атмосферу доброжелательности на занятие. Хоть это и кажется очевидным, достичь этого не всегда бывает просто.
К особенностям обучающихся, которые в первую очередь учитываются при индивидуализации учебной работы, относятся: –обучаемость, как общие умственные способности, а также специальные способности; –учебные умения; –обученность, которая состоит, как из программных, так и внепрограммных
знаний, умений и навыков;
– познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации).
Через индивидуализацию обучения возможна реализация следующих целей:
– формирование у обучающихся универсальных учебных действий (далее
– УУД) на уровне «выпускник получит возможность научиться»;
– расширение и углубление знаний обучающихся, исходя из их интересов и специальных способностей;
– формирование и развитие логического мышления, креативностии умений учиться;
– создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей ребенка;
– обеспечение учета познавательных интересов обучающихся и побуждение новых;
– повышение и поддержание учебной мотивации;
– воспитание личности в широком значении этого понятия.
На уровне образовательного учреждения обеспечивается:
– выявление индивидуальных особенностей обучающихся, которые будут учитываться при организации образовательного процесса;
– формирование и удовлетворение социального заказа образовательному учреждению на индивидуальные образовательные потребности;
– разработка и реализация индивидуальных образовательных программ;
– разработка локальных актов по организации образовательного процесса с учетом необходимости реализации индивидуальных образовательных программ
Индивидуальный подход в обучении
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на наш взгляд:
как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.
Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями.
Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.
Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.
Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.
Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.
Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне.
Одним из вариантов реализации данного подхода может стать индивидуально-ориентированная система обучения (в дальнейшем – ИОСО). Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
При разработке данной технологии обучения мы не фиксировали свое внимание на критике классно-урочной системы обучения, не покушались на дидактические постулаты, считая, что в них имеются мощные резервы индивидуально-ориентированного обучения.
Смысл названия предлагаемой технологии обучения мы видим в том, что она, во-первых, ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качества перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Поэтому наша технология называется индивидуально-ориентированной.
Во-вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.
В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.
В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.
В-пятых, она ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей учителя.
Несколько слов о том, почему мы в названии и освещении излагаемого материала используем термины «система», «технология», «способ».
Когда мы говорим о том, что предлагаемая вашему вниманию новая технология является системой обучения, то имеем в виду, что она содержит в себе множество психологических и педагогических закономерностей, принципов, методов и приемов организации процесса обучения, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
Когда мы используем понятие «технология обучения», то подразумеваем наличие алгоритма (процессуального описания) проектирования, организации и проведения учебного процесса в рамках индивидуально-ориентированной системы обучения.
Когда мы используем понятие «способ обучения», то имеем в виду основной прием (метод), используемый нами в данной технологии обучения.
При разработке ИОСО мы хорошо понимали, что успешность любой методики обучения зависит от того, насколько ясно и четко в ней прописана технология организации учебного процесса как для учителя, так и для ученика. Чем меньше вопросов возникает у организаторов учебной деятельности, чем конкретнее требования к учащимся, тем эффективнее результаты внедрения любой системы обучения.
Вот почему при разработке индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО) мы большое внимание уделили технологии ее осуществления и решили представить ее вашему вниманию в виде ответов на вопросы.
Что является основой ИОСО?
Основой разработанной нами технологии обучения является индивидуально-ориентированный учебный план по предмету. Он составляется по следующей форме.
В первой графе указываются номера заданий.
Во второй графе указываются номера параграфов, наименование тем или разделов курса.
В третьей определяются временные рамки изучения параграфов, тем или разделов.
В четвертой обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать.
В шестой определяются по мере необходимости индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития.
В седьмой и восьмой графах отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.
Источники изучения
Необходимо повторить, знать, уметь
Индивидуальное задание
План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.
План задает четкие и ясные правила деятельности как для учителя, так и для каждого ученика, что делает его доступным для реализации в любой школе.
Как организуются занятия
При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока – лекционный и лабораторный.
На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки. Посещение лекционных занятий является обязательным.
На лабораторных занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации как у учителя, так и у одноклассников – консультантов по предмету. Допускается свободная форма посещения занятий, выполнение задания по другому, не связанному с расписанием, предмету или чтение непрофильной литературы.
В начале учебного года каждому ученику выдаются учебные планы по предметам. Классные руководители и учителя проводят инструктирование учащихся о том, как организовать работу по их выполнению, знакомят с правилами, обязательными для выполнения каждым.
После первых лекционных занятий по предмету ученик приступает к реализации своего индивидуально-ориентированного учебного плана.
Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на лабораторном занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано, прежде всего, с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашние задания.
Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося как на все, так и на отдельные вопросы, выбранные им непосредственно при приеме задания, а также поручить процедуру контроля за исполнением своим консультантам из числа учащихся.
Ученик может одновременно сдавать не более двух тем или параграфов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, то есть нельзя сдавать, к примеру, третий параграф, если не сданы задания по первому и второму параграфам.
Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то между ним и учителем могут состояться следующие варианты договоренностей:
о повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий;
о выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной.
Но во всех случаях при ответах учащихся не используется оценка «неудовлетворительно», так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.
Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то между учителем и учащимся может быть заключен контракт, в котором определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки.
При выполнении плана ученик имеет возможность опережающего обучения по предмету, вне зависимости от выбранного им уровня заданий. Самостоятельно выполнив определенное количество заданий, установленных планом на месяц, четверть, он может продолжать изучение материала последующих календарных сроков.
Опережающее обучение позволяет ученику использовать сэкономленное при изучении одного предмета время на изучение учебных материалов других предметов.
Данная технология предоставляет возможность экстерната по отдельным предметам. Порядок экстерната определяется педагогическим коллективом самостоятельно. Это может быть экзамен по учебному курсу за год или досрочная сдача всех тем, предусмотренных индивидуально-ориентированным планом. В результате отдельные учащиеся могут, обучаясь по возрасту, например, в 8-м классе, изучать один или несколько предметов за последующие классы.
Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану позволяет организовать углубленное или коррекционное изучение учебных курсов на индивидуальном уровне. Зная возможности и способности того или иного ученика, учитель, задавая дополнительные задания и отмечая их в графе «индивидуальное дополнительное задание», может стимулировать работу ученика в том или ином направлении.
Каковы обязательные требования?
Работа по ИОСО не предусматривает проведения коллективных контрольных и практических работ, кроме годовых или инспекторских. По мере личного выполнения плана ученику выдается индивидуальная карточка с текстом диктанта или контрольных заданий.
При ИОСО не практикуется проведение экзаменов при переводе учащихся из класса в класс. Оставление учащегося на повторный курс обучения практикуется только в исключительных случаях, так как технология позволяет исправлять пробелы в знаниях по одному или трем предметам за предыдущий курс обучения в последующем классе.
Учащимся, успешно справившимся с учебным планом по всем предметам за четверть или полугодие, предоставляются дополнительные недельные каникулы.
Обязательным условием работы школы по ИОСО является включение в учебное расписание консультационных часов, которые проводятся после основных занятий в строго установленное время. Каждый учитель по утвержденному администрацией графику не менее двух раз в неделю ведет консультации и прием выполненных заданий у учащихся. Так как на этих занятиях могут присутствовать учащиеся из различных классов, учитель может поручить старшим школьникам проверку выполнения заданий младшими школьниками. Оплата учителю консультаций осуществляется за счет предусмотренных базисным учебным планом часов на проведение факультативных, индивидуальных или групповых занятий. Эти часы включаются учителем в тарификацию, а учащимся – в объем их максимальной учебной недельной нагрузки. Тем самым создается возможность перевода школы, занимающейся по ИОСО, на пятидневную учебную неделю. Если в школе не хватает оплачиваемых часов на проведение консультаций, то в качестве выхода из создавшейся ситуации могут использоваться сорокаминутные уроки, а сэкономленное на этом время используется на вышеуказанные цели.
Каждая учебная четверть в школах, занимающихся по ИОСО, может завершаться зачетной неделей, когда все предусмотренное расписанием время используется на приемку у учащихся выполненных заданий.
Как видно из таблицы, доля учебного времени, отводимого на лекционные занятия, от класса к классу уменьшается, а доля на лабораторные занятия, наоборот, увеличивается. Это связано с поэтапным формированием у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ И САМОРАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ, РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ И САМОРАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ, РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА»
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Формирование потребности в обучении без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач . (слайд 3) Учащиеся с повышенной мотивацией к предметам являются двигателем прогресса.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И мы педагоги задаемся вопросами: почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы обучение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению.
Мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Тысячекратно цитируется, применительно к школе, древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.
Приоритет творчества предопределяет изменение сущности учебно-воспитательного процесса, актуализируя проблему развития самостоятельной творческой личности, выявления и раскрытия ее творческого потенциала.
Современная педагогика, обращѐнная к исследованию проблем становления и развития творческой личности, неизменно решает вопросы создания педагогических условий для успешного осуществления работы в данном направлении .( слайд 5) Педагогические условия это совокупность организованных обстоятельств и направлений педагогической деятельности, обусловливающих достижение эффективного результата в развитии детей. К вопросу разработки педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, за последнее время, обращалось особенно много ученых.
В содержании исследований указанного периода выявился ряд педагогических направлений.
Наиболее крупными направлениями можно считать следующие: ( в скобках не читать)
2 ) изучение личности школьника в целом .( слайд 7) (рассматривает педагогические условия формирования личности учащихся младших классов; развития и управления эмоциональной сферой; тенденции развития познавательной активности; воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста; особенности формирования рефлексии в учебном процессе; вопросы саморазвития учащихся.)
3 ) исследование творческого развития учащихся; .( слайд 8) (выявляет педагогические условия творческого развития детей в целом; предполагают анализ художественно-творческого мышления младших школьников; творческого воображения; литературных способностей, а также возможности художественно-творческой деятельности учащихся; преемственности в развитии данных процессов);
4) формирование учебной деятельности. .( слайд 9) (выявлению педагогических условий развития познавательной активности младших школьников; формирования стиля учебной деятельности и развитие индивидуально-познавательных стилей деятельности; предрасположенности к овладению знаниями младших школьников; формирования положительной мотивации учения и положительного отношения к изучаемым предметам; факторы, формирующие образовательный статус школьников).
Анализ деятельности по проблеме выявления педагогических возможностей
в различных направлениях учебно-воспитательного процесса показал, что условия достаточно традиционны и часто повторяются в тех или иных сочетаниях. Все они группируются вокруг трех составляющих образовательной среды: .( слайд 10) Учитель. Урок. Ученик. Ведущим и значимым компонентом в этой триаде является Учитель, обеспечивающий педагогические условия благодаря а) осознанию значения современных задач воспитания и творческого развития; б)личным качествам; в) методике преподавания.
Во второй составляющей педагогической среды – Урок – учитель обеспечивает ряд педагогических условий, ведущими из которых являются: .( слайд 11) а) творческая атмосфера; б)творческое взаимодействие участников деятельности; в) наличие различных форм и видов деятельности.
Третья составляющая образовательной среды – Ученик. Именно на него, собственно, и ориентирована реализация педагогических условий. Мы полагаем, что в результате формирования предыдущих компонентов ученик должен обрести и проявить ряд качеств, по которым современная педагогика и оценивает значимость существования педагогических условий, обеспечивающих процесс обучения и воспитания. Определены следующие качества, которые должен обрести ученик в процессе обучения: .( слайд 12) а) интерес к познавательной деятельности; б) удовлетворение познавательной активности; в) потребность к самовыражению; г) потребность в общении со сверстниками; д) ощущение радости от успехов в учебной и творческой деятельности и др.
Обретение вышеперечисленных качеств невозможно без формирования потребностей в обучении и саморазвитии учащихся, т.е. формирования мотивации обучения.
Мы провели исследования среди учащихся нашей школы и выявили, насколько сформирована у них потребность в обучении.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет необходимость включения каждого ученика в творческую деятельность, обеспечивающую формирование и развитие его познавательных потребностей.
Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.
Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя.
Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической.
Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.
Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка. .( слайд 13)
1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.
2 . Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет, выбирает материалы для работы он решает истинно творческую задачу.
4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.
Существует огромное разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала учащихся.
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи. В этом направлении хорошо работает технология критического мышления, которую широко используют в своей практике учителя начальных классов
Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.
Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач. Естественно, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Я. Корчак (1979) сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью (недоличностью) и созданием условий для личностного развития, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к решению рискованных задач – одна из фундаментальных черт творческой личности.
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину.
Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником. Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов.
В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к труду.
Использование данных методов привело к нестандартным подходам организации учебных занятий, используя инновационные технологии.
( слайд) (не читать) Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Нестандартные занятия — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Существует несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
— уроки с групповыми формами работы
— уроки творческие отчеты
Практика показывает, что постигая язык творчества, дети учатся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Театральная и ролевая игра способствует снятию напряжения, помогает освободиться от утомляемости за счет переключения обучающихся на разнообразные виды деятельности в ходе урока или занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.
Целью работы над вышеназванной проблемой является создание условий для подготовки ученика к непрерывному образованию в современных условиях, обеспечение конкурентоспособности выпускника на рынке труда. В поисках средств активизации творческих способностей мы руководствуемся требованиями, выдвинутыми в документе “Концепции модернизации российского образования ”. Ориентируемся на потребность современного общества в образованной, нравственной, предприимчивой личности, которая сможет самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Решение проблемы формирования потребности в обучении лежит в использовании на уроках системы эффективных методов и приемов организации совместной творческой деятельности, в возможности готовить к жизни творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном развитии и познании. Развитие творческого потенциала дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, почувствовать себя умелым, талантливым, смелым, тем самым повышает его мотивацию к учению.
Цель нашей работы: раскрыть роль совместной творческой деятельности в повышении учебной мотивации школьников.
Практика показывает, что постигая язык творчества, дети учатся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Театральная и ролевая игра способствует снятию напряжения, помогает освободиться от утомляемости за счет переключения обучающихся на разнообразные виды деятельности в ходе урока или занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.
Подводя итог, хочу обратить внимание на следующее. Если мы хотим действительно формировать потребность у учащихся в обучении, хотим видеть на уроках неравнодушных творческих учеников, мы должны проводить уроки, формирующие творчество, а тем самым формирующим потребность в обучении, в системе. Это позволит учащимся привыкнуть к творческим заданиям, поможет не стесняться представлять свои творения на суд одноклассников и учителя, облегчит понимание ими предмета, сделает уроки интересными и разнообразными. И, конечно же, самим постоянно развивать свой творческий потенциал.
( слайд) Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение помогут в современном мире возродить интерес к обучению.
В заключение хочется сказать, что в нашей школе формированием потребности в обучении у учащихся занимаются не только учителя. .( слайд) Все мы, в той или иной степени, участвуем в процессе обучения, т.к. являемся для них семьёй. Психологи утверждают, что в семье, в которой доброжелательная, комфортная обстановка, в которой родители действуют сообща, а возникающие разногласия в воспитании и обучении решают не в присутствии детей, дети намного успешнее в обучении, нежели в противоположной семье.