укажите какие действия нужно предпринять при выявлении лекарственного препарата не соответствующего

Правах потребителей при покупке лекарственных препаратов и медицинских изделий

Как вернуть в аптеку лекарства, если по законодательству Российской Федерации возврат и обмен лекарственных препаратов в аптеку запрещен. Однако есть ряд случаев, когда вы можете его вернуть. Чаще всего работники аптеки отказывают вам в возврате, пользуясь юридической неграмотностью покупателей в данной сфере. В этой статье мы разберем случаи, когда лекарство вернуть невозможно, и случаи, когда вы можете возвратить его в аптеку.

Итак, статья 18 закона «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель имеет право на возврат товара с видимыми или скрытыми недостатками. Об этом говорится и в «Правилах отпуска лекарственных средств в аптечных организациях». Из этого следует, что если вы приобрели товар ненадлежащего качества, в том числе и лекарственные средства, то вы имеете полное право возвратить его и вернуть уплаченные деньги.

На основании п. 1 статьи 18 вышеупомянутого закона известно, что потребитель в случае приобретения некачественного лекарственного товара может потребовать:

— заменить купленный товар аналогичным без указанных недостатков;

— заменить на товар схожего действия другой марки;

— потребовать компенсацию, разницу между прежним товаром и его заменой;

— потребовать вернуть деньги, затраченные на данный товар.

Аптечный ассортимент, не подлежащий возврату

Если к качеству товара у потребителя нет существенных претензий, то вернуть товар не получится. Сотрудник аптеки имеет все основания не принимать купленный товар обратно.

Существует перечень аптечных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Этот список законодательно закреплен Правительством Российской Федерации Постановлениями № 55 от 19.01.98 и №1222 от 20.10.98. В данном списке присутствуют:

-лекарственные препараты, которые используются для домашнего лечения;

-предметы личной гигиены (зубная паста, зубные щетки, расчески);

-косметические средства и парфюмерия (крема для кожи, средства для волос);

-медицинская аппаратура, приборы для контроля показателей здоровья;

-материалы для единоразового применения (шприцы, пластыри и т.п.).

В чем проявляется недостаток лекарств?

Если истек срок годности препарата;

Если имеет место дефект маркировки (не указаны серия и сроки годности, или же серия и сроки годности на упаковке и препарате не совпадают);

Если отсутствует инструкция по применению препарата (либо она от другого лекарства);

Если описание препарата в инструкции не соответствует реальному цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата.

Если есть брак в упаковке: есть сколы, отсутствует герметичность, пробка или крышка, коробка порвана или же смазана полиграфия.

Если имеет место недостаток, описанный в п. 2, то это веское основание для изъятия всей партии лекарства из оборота, а изготовителю грозит не маленький штраф.

Лекарство не подлежит обмену или возврату, если оно надлежащего качества. Лекарственные препараты входят в список непродовольственных товаров, не подлежащих обмену в надлежащем качестве на аналогичный товар другого размера, габарита, расцветки, фасона, формы или комплектации.

Даже если вы еще не вышли из аптеки, но передумали на счет правильности своего выбора относительно купленного препарата, вы не можете вернуть его назад. Как только вы пробили чек, возврат невозможен. Однако есть некоторые нюансы, ссылаясь на которые вы можете вернуть лекарство в аптеку.

Как вернуть лекарственный препарат надлежащего качества?

Например, вы приобрели препарат, отпускающийся по рецепту врача, а вам его продали без рецепта. В этом случае вы можете требовать его замены или возврата, поскольку работник аптеки совершил правонарушение. В случае отказа в возврате, изложите в книге жалоб и предложений суть ситуации, обязательно указав, что вас не предупредили о том, что препарат отпускается по рецепту врача и имеет массу побочных эффектов.

Если имела место ошибка фармацевта при продаже вам препарата. Например, он ошибся в дозировке, или продал вам вместо крема — мазь, и т.п. В этом случае вам обязаны обменять товар с перерасчетом цены.

Если вы приобретаете препарат, отпускающийся без рецепта врача, и вас не предупредили о противопоказаниях, а сам препарат рекомендовали, как безопасный. Ознакомившись с инструкцией и списком противопоказаний, вы обнаружили, что вам категорически нельзя его применять по состоянию здоровья и имеющимся заболеваниям. Вы можете обменять или вернуть лекарство, взяв у врача заключение об имеющихся у вас заболеваниях, а также привести свидетеля того, что вас не предупредили работники аптеки о противопоказаниях препарата.

Если вам отказали в обмене или возврате препарата, а у вас есть основания это требовать

Если вам отказано в обмене или возврате товара, то вы можете пожаловаться в Росздравнадзор, Общество по защите прав потребителей, Роспотребнадзор.

На информационном стенде аптеки указаны все данные: Ф.И.О. руководителя, фактический и юридический адрес аптеки, а также телефоны организаций, борющихся с нарушением прав потребителей. Перепишите себе все данные.

Попросите у продавца книгу жалоб и предложений. Укажите свои Ф.И.О., контактные данные, изложите всю ситуацию в подробностях. В конце обращения пригрозите, что если в течение 5 дней ваши требования не удовлетворят, вы обратитесь в надзорные организации и суд.

Если ответа не последовало от руководства аптеки, то напишите подробные письма во все надзорные организации, приложив копии всех имеющихся у вас подтверждающих документов (чеки, инструкция препарата, фотографии, письменный отказ руководителя аптеки в удовлетворении ваших требований и т.п.)

В России с возвратом лекарственных средств в аптеку сложно, и работники аптеки редко идут навстречу покупателю. Их можно понять, ведь данная группа товаров находится под особым надзором. Может иметь место подмена лекарственного средства, и тогда следующий покупатель может купить подделку и нанести вред своему здоровью.

Будьте предельно осторожны при покупке лекарственных препаратов, чтобы не создавать проблем ни себе, ни работникам аптеки.

Что понадобится и в какие сроки можно вернуть покупку? Если покупатель выявил после приобретения недостатки у лекарственного препарата или товара, ему следует собрать следующие документы для возврата: заявление в свободной форме с просьбой вернуть или обменять товар; упаковка, инструкция лекарственного средства (или их копии), в зависимости от того, где дефект или несоответствие имело место быть; кассовый или товарный чек; рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту; показания свидетелей (если имеют место быть); гарантийный талон (если есть в наличии). Покупатель имеет право обратиться с подобным требованием в любое время до окончания гарантийного срока товара. Когда у товара отсутствует гарантийный срок, в течение первых двух лет с даты приобретения. Порядок возврата или обмена Составление претензии Когда потребитель сталкивается с бракованным товаром, первое, что он должен сделать — написать заявление в свободной форме на имя организации (в частности, на имя заведующего аптекой), где был приобретен товар. В претензии обязательно указываются следующие аспекты: Реквизиты организации, где был приобретен товар. Важно уточнить уставное название организации, должность и ФИО руководителя, на чье имя будет написано заявление. Эту информацию можно получить либо на сайте компании, либо в уголке потребителя в самой аптеке. ФИО и данные паспорта покупателя. Описание товара (серийный номер, артикул, модель, марка и т.д.) с указанием на его недочеты. Описание ситуации, при которой произошла покупка, а именно: дата, время, адрес торговой точки, ФИО работника аптеки. Описание, как именно и когда были обнаружены недостатки в товаре покупателем. Если покупатель не сохранил чек, то в заявлении необходимо сослаться на п. 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей», которая определяет, что чек не является основанием лишения покупателя возможности возврата недоброкачественного товара после покупки. Если же чек есть — важно указать это в заявлении, это может ускорить процесс получения денежных средств. В конце документа проставляется дата и подпись покупателя с расшифровкой. Претензия оформляется в 2-х экземплярах. На одном из них проставляется отметка продавца о том, что тот принял данную претензию к рассмотрению.

Вернуть денежные средства за некачественный товар продавец должен в течение 10 дней с момента обращения покупателя. Если покупатель желает заменить товар на другой, то аптека обязана удовлетворить просьбу об обмене не позднее, чем через 7 дней с момента обращения покупателя с заявлением.

Что делать при отказе?

Если после подачи заявления в аптеку покупатель получил отказ в удовлетворении своей просьбы, то с этим письменным отказом можно обратиться в дальнейшем в следующие государственные и общественные организации в своем регионе: Росздравнадзор. Роспотребнадзор. Общество по защите прав потребителей. Вышеперечисленные организации могут помочь потребителю отстоять свои права, поспособствовать санкциям в сторону аптеки за правонарушение. Если требование потребителя не было удовлетворено и таким образом, то он может обратиться в суд.

Источник

О возврате, обмене или замене товара в аптеке

В сложившейся ситуации, вызванной новой коронавирусной инфекцией, покупки в аптеке стали наиболее востребованы.

В настоящее время в аптеках продаются разнообразные товары. Однако основной группой товаров в аптеке, конечно же, являются лекарственные препараты, товары для профилактики и лечения заболеваний.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, утвердившим Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат обмену (далее — Перечень), а соответственно и возврату.

Также согласно указанного Перечня обмену не подлежат товары надлежащего качества, которые относятся к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), к предметам личной гигиены (зубные щетки и другие аналогичные товары), к парфюмерно-косметическим товарам, к изделиям и материалам, контактирующим с пищевыми продуктами, из полимерных материалов.

Если товар оказался некачественным (с недостатками или существенными недостатками), то такой товар подлежит, в том числе, замене или возврату.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Например, недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать:

· отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;

· истекший на момент продажи срок годности или оставшийся срок годности, настолько мал, что не позволяет применить лекарство в соответствии с назначенными рекомендациями врача;

· несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;

· отсутствие инструкции по применению препарата;

· несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;

· наличие в упаковке брака – помятость упаковки, сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.

Вернуть лекарство возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, т.е. если потребителю продано рецептурное лекарство без рецепта. У рецептурных препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, которые могут ухудшить течение заболевания покупателя.

При выявлении недостатков в товаре необходимо обратиться к продавцу с одним из вышеперечисленных требованием (п.1 ст. 18 Закона). Лучше всего, к продавцу оформить письменную претензию.

Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается продавцу, другой остается у потребителя), на экземпляре потребителя продавец должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения требований). Обращаем внимание, что продавец в понимании законодательства о защите прав потребителей – это хозяйствующий субъект (ИП, ООО), а не продавец, стоящий за прилавком.

Продавец обязан принять товар для проведения проверки качества товара, а в случае возникновения спора провести экспертизу товара.

В случае непринятия продавцом претензии, потребитель может направить ее на адрес продавца по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения требований).

В случае отказа продавцом добровольно удовлетворить требования потребителя, он вправе обратиться в суд за защитой своих прав, дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Подводя итог, Управление рекомендует потребителям при покупке товара в аптеке наиболее внимательно проверять его, не отходя от кассы: посмотреть наименование товара, его срок годности, его дозировку, наличие инструкции, целостность упаковки, попросить проверить приборы в его присутствии и уточнить интересующие вопросы.

Источник

Алгоритм действий потребителя в случае нарушения его прав при приобретении приборов и изделий медицинского назначения, лекарственных средств и биологически активных добавок к пище (БАДов)

I. При приобретении приборов и изделий медицинского назначения:

1). Наличие необходимой информации при заключении договора купли-продажи изделий медицинского назначения (стр. 1);

2). Если товар медицинского назначения не подошел по причинам, указанным в ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» (стр. 3);

3). Если товар медицинского назначения не подошел по противопоказаниям или иным подобным причинам, о которых потребитель не был проинформирован при приобретении изделия (стр. 3);

4). В случае обнаружения потребителем недостатка в товаре, в том числе существенного недостатка (стр. 5).

II. При приобретении лекарственных средств и БАДов:

1). Об особенностях продажи лекарственных средств и БАДов: информация о них, обязательные условия продажи и запреты (стр. 9);

2). Если лекарственные средства и БАДы не подошли по медицинским показаниям или иным подобным причинам. (стр. 11)

I. При приобретении приборов и изделий медицинского назначения:

1). Наличие необходимой информации при заключении договора купли-продажи изделий медицинского назначения

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать:

фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену и условия приобретения товара.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Изделия медицинского назначения до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (поставщике).

Предпродажная подготовка изделий медицинской техники включает при необходимости также удаление заводской смазки, проверку комплектности, сборку и наладку.

2). Если товар медицинского назначения не подошел по причинам, указанным в ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Согласно ст. 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.

В Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» содержится такой перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

В частности, не подлежат возврату товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты)

Данный перечень является исчерпывающим.

3). Если товар медицинского назначения не подошел по противопоказаниям или иным подобным причинам, о которых потребитель не был проинформирован при приобретении изделия

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать:

фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену и условия приобретения товара.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.

Чтобы зафиксировать дату и факт обращения потребителя к продавцу, потребителю необходимо подать заявление (претензию) продавцу в двух экземплярах.

В случае если продавец отказывается принять претензию, ее необходимо отправить в адрес продавца по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Уведомление о вручении будет впоследствии служить доказательством получения адресатом требований потребителя.

При отказе в удовлетворении требований потребителя, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ст. 17 Закона).

Кроме того, потребитель имеет право потребовать в судебном порядке компенсации морального вреда.

4). В случае обнаружения потребителем недостатка в товаре, в том числе существенного недостатка

В случае обнаружения потребителем в товаре недостатков потребитель вправе обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в 2-х экземплярах с обоснованием своих требований (замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы; полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (п. 1 ст. 18 Закона).

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации (автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы).

Кроме того, в п. 47 Правил продажи отдельных видов товаров размещен перечень товаров, относящихся к технически сложным товарам бытового назначения: бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие.

В случае если продавец отказывается принять претензию, ее необходимо отправить в адрес продавца по почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. Уведомление о вручении будет впоследствии служить доказательством получения адресатом требований потребителя.

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона).

Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

При отказе в удовлетворении требований потребителя, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ст. 17 Закона).

Следует обратить внимание, что в Управление Роспотребнадзора по Тверской области в последнее время поступает большое количество жалоб граждан, особенно пожилого возраста, о нарушении их прав при продаже физиотерапевтических аппаратов «Лотос» АМ-114, аппаратов для рефлексотерапии «Унистим» DM-IIA.

При рассмотрении обращений граждан Управлением установлено, что реализация таких приборов населению производится вне стационарных мест торговли по месту проживания граждан (на дому, на улице), т.е. в форме разносной торговли, которая осуществляется через систему распространителей (продавцов) или непосредственно индивидуальными предпринимателями.

Разносная торговля такими видами товаров законодательством не запрещена. Необходимые документы на эти изделия, как правило, имеются (сертификат соответствия, регистрационное удостоверение и т.п.).

Однако, в своих письмах граждане указывают на то, что продавцы вводят потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара. Покупателям не предоставляется возможность ознакомиться с особенностями применения прибора до заключения договора купли-продажи, дается недостоверная информация о наличии противопоказаний по конкретным заболеваниям (например, у «Лотоса»: онкологические заболевания, системные заболевания крови, склонность к кровотечениям, беременность, тромбофлебит и ряд других) из-за чего потом возникают проблемы с использованием аппарата: после консультации с врачом запрещается или не рекомендуется его применение; ухудшение самочувствия после его использования, что наносит вред жизни и здоровью граждан, и т.д. Потребители в такой ситуации не имели возможности сделать правильный выбор.

В ряде случаев в действиях лиц, реализующих такие изделия, усматриваются признаки мошенничества, принятие мер по которым входит в компетенцию органов внутренних дел.

Необходимо также отметить, что граждане в указанных случаях дееспособны, приобретают указанные товары по своей доброй воле, о чем имеется их подпись на соответствующих документах.

В рассматриваемой ситуации, следует очень осторожно относится к предложениям, поступающим от сторонних лиц о приобретении подобных изделий и воспользоваться следующими разъяснениями и рекомендациями:

1. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства № 55 от 19.01.1998 г., при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (разносная торговля) представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

3. Необходимо знать, что информация об изделиях медицинского назначения должна содержать также сведения о номере и дате разрешения на применение таких изделий в медицинских целях, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в установленном порядке (Регистрационное удостоверение), а также, с учетом особенностей конкретного вида товара, сведения о его назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения.

4. Вместе с товаром покупателю должен передаваться товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.

Данная информация размещена на сайте Управления Роспотребнадзора по Тверской области: http://www.69.rospotrebnadzor.ru/press/release/14810/

II. При приобретении лекарственных средств и БАДов:

1). Об особенностях продажи лекарственных средств и БАДов: информация о них, обязательные условия продажи и запреты

фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену и условия приобретения товара.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Маркировка и оформление лекарственных средств должны соответствовать требованиям Федерального закона «О лекарственных средствах»

Лекарственные средства поступают в обращение, если на внутренней и внешней упаковках хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны:

1) название лекарственного средства и международное непатентованное название;

3) номер серии и дата изготовления;

4) способ применения;

5) доза и количество доз в упаковке;

8) условия хранения;

9) меры предосторожности при применении лекарственных средств.

Необходимо отметить, что согласно п. 4 Правил не допускается продажа лекарственных препаратов, продовольственных товаров, к которым относятся БАДы, при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (разносная торговля).

Пунктом 7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» установлено, что «розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и др.), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски)».

Согласно п. 32 Правил информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 Правил, должна содержать:

наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;

сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;

назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);

способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);

условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);

дату изготовления и дату упаковки товара;

противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);

сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).

По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.

Следует обратить внимание на участившиеся случаи приобретения БАДов дистанционным способом, т.е. после консультации и размещения заказа по телефонным номерам (в основном московским), указанным в рекламном объявлении в средствах массовой информации (газетах, по радио и телевидению), с доставкой товара потребителям курьером. Это является нарушением вышеуказанных норм законодательства.

2). Если лекарственные средства и БАДы не подошли по медицинским показаниям или иным подобным причинам

В Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» содержится перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

В частности, не подлежат возврату товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты)

Данный перечень является исчерпывающим.

Возврат продовольственных товаров, в том числе БАДов, надлежащего качества Правилами не предусмотрен.

В случае, если во время приобретения товара потребителю была предоставлена надлежащая информация предусмотренная действующим законодательством, то такой товар возврату не подлежит.

Если же потребителю предоставлена ненадлежащая или не полная информация о товаре, то он вправе потребовать от продавца возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Кроме того, потребитель имеет право потребовать в судебном порядке компенсации морального вреда.

В случае нарушении прав граждан при продаже лекарственных препаратов, можно обратиться в следующие контролирующие (лицензирующие) органы:

1. Управление Росздравнадзора по Тверской области: г. Тверь, пр-т Победы, д. 27; тел. 35-85-88; 32-89-17; 32-89-18.

2. Департамент здравоохранения Тверской области: 70100, г.Тверь, ул.Советская, 23; тел.: 32-04-82, факс: 32-04-82.

укажите какие действия нужно предпринять при выявлении лекарственного препарата не соответствующего. s. укажите какие действия нужно предпринять при выявлении лекарственного препарата не соответствующего фото. укажите какие действия нужно предпринять при выявлении лекарственного препарата не соответствующего-s. картинка укажите какие действия нужно предпринять при выявлении лекарственного препарата не соответствующего. картинка s

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *