укажите какие факторы стимулируют конкурентные преимущества предприятия тест
Анализ конкурентов
Бизнес в условиях рыночной конкуренции требует продуманной стратегии для успешного развития. Анализ конкурентов позволяет получить преимущество, существенно уменьшить риски. В статье вы найдете подробный разбор, получите рабочие инструменты. Поймете внешние факторы, влияющие на успех компании.
Что такое конкурентный анализ?
Конкурентный анализ — комплекс методов создания бизнес-стратегии, учитывающей сильные и слабые места не только вашего, но и конкурирующих предприятий. Прием применяется как для решения кратковременных задач, так и для составления долгосрочных планов.
Анализ конкурентной среды рынка нужен для:
Важно:
Исследование компаний — это не разовая акция, а системный подход, при котором используется комплекс инструментов, разрабатываются схемы и сравнительные таблицы. Частота проведения зависит от динамичности вашей ниши на рынке.
Методы конкурентного анализа
Маркетинговое исследования бизнеса использует эффективные методы анализа конкурентов.
SWOT
SWOT — комплекс для успешного развития проектов, учитывающий сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weakness), возможности (Opportunities), угрозы (Treats).
Способ простой и действенный, из-за чего используется чаще других.
Достоинства:
Недостатки:
Способ Портера
Способ Портера — методика исследования рынка с целью оценки появления пяти внешних сил
Текущих конкурентов, поставщиков, покупателей, товаров, их заменителей, новых конкурирующих предприятий.
Достоинства:
Недостатки:
PEST — глобальное изучение влияния макросреды на конкретный бизнес через изучение отраслей и тенденций их развития.
Такой метод анализа конкурентов используют для долгосрочных стратегий и планирований пятилеток.
Достоинства:
Недостатки:
SPACE
SPACE — схема предполагает акцент на товар предприятия и его финансовые перспективы, как главные факторы развития бизнеса.
Достоинства:
Недостатки:
Этапы анализа
Проводить качественный анализ конкурентной среды рынка необходимо в несколько этапов:
Пример анализа
Рассмотрим вкратце шаги анализа конкурентной ситуации методом SWOT на примере интернет-магазина.
Найдите главных соперников в вашем направлении с аналогичными или схожими предложениями. Соберите доступную информацию о динамике посещаемости, отзывы покупателей, сведения о товаре, акциях, рекламных кампаниях. Структурируйте данные в удобный формат графиков и таблиц.
Проанализируйте всю доступную информацию. Составьте таблицу с характеристиками других организаций, результатами опросов, узнайте их методы продвижения, отдельно выделите успешные.
Создайте форму для каждого интернет-магазина с кратким описанием каждого пункта. Эта таблица станет первым шагом для создания стратегии продвижения и развития.
Как добиться конкурентного преимущества?
Конкурентное преимущество компании — это набор свойств, определяющих ее превосходство на потребительском рынке. Основная задача — разработка плана, повышающего экономическую прибыль, предполагает уникальность и качественный рост перспектив.
Конкурентный анализ — это главный шаг в завоевании лидирующих позиций, важный инструмент для набора, а также сохранения преимущества. Но это лишь начальный этап для формирования модели продвижения на пути к успеху. Для укрепления позиций вам нужно создать индивидуальный бизнес-план, который позволит извлечь конкурентное преимущество из уже существующих компонентов бизнеса или внешних факторов.
Анализ конкуренции, конкурентов и движущих сил в отрасли
В ходе анализа конкуренции используется набор концепций и методов, которые позволяют уловить изменения условий производства и определить характер и мощь конкурентных сил. На основе анализа принимается решение о сложившейся в отрасли ситуации и выносится заключение о привлекательности отрасли для инвестирования фондов компании. Суть анализа производства и конкуренции сводится к решению семи основных вопросов:
Экономические условия отрасли меняются под действием особого рода сил, которые вызывают или сдерживают развитие того или иного изменения. Наиболее влиятельные из этих сил носят название движущих, потому что они определяют природу происходящих изменений макросреды отрасли.
Анализ движущих сил состоит из двух этапов:
Изменения многолетнего темпа развития отрасли. Резкое увеличение долговременного спроса, как правило, притягивает новые фирмы на определенный рынок товаров и услуг, и наоборот. Таким образом, изменения спроса в сторону роста или падения являются причиной для отраслевых изменений, потому что они воздействуют на следующие факторы:
Внедрение новых товаров. Обновление продукта может расширять рынок, стимулировать рост спроса, увеличивать степень дифференциации среди соперничающих продавцов. Когда рынок характеризуется быстрым распространением нового или улучшенного товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой.
Изменения технологий. Частые и важные технологические новшества в методах производства могут сильно изменять единичные издержки производства, размер инвестиций, минимальный эффективный размер производств, вызывать склонность к вертикальной интеграции, увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара.
Внедрение новых методов торговли (маркетинга). Если фирмы внедряют новые эффективные методы торговли, то их усилия вознаграждаются взрывом покупательского интереса, увеличением спроса на продукцию отрасли и т.д., что может существенным образом повлиять на условия конкуренции и позиции фирм-соперников.
Приход или уход крупных фирм. Приход крупного новичка может вылиться не только в игру с новыми ключевыми игроками, но и в игру по новым правилам. Уход крупной фирмы из данной отрасли также приводит к изменению отраслевой структуры за счет уменьшения ведущих компаний и раздела потребителей.
Распространение технологических ноу-хау. Если не существует сильной патентной защиты новых технологий, возможная быстрая диффузия собственных достижений фирм в области технологий становится важной движущей силой и конкуренции.
Растущая глобализация отрасли. Глобализация является одной из основных движущих сил в отраслях:
Возникновение потребительского спроса на дифференцированный продукт (или наоборот — на более стандартизированный продукт). Двигателем изменений в этом случае является борьба между фирмами, кто кого «передифференцирует». Конкурентные силы развиваются (проявляются) по-разному в зависимости от того, в каком направлении действуют рыночные силы: в сторону усиления или уменьшения дифференциации продукта.
Влияние регулирующих положений и изменений государственной политики. Любые действия государства через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменение государственной политики вообще, могут коренным образом повлиять на рынок и конкурентные условия.
Изменение общественных взглядов и образа жизни. Появление волнующих общество проблем, изменение общественных взглядов и образа жизни могут привести к большим переменам в отрасли.
Снижение степени неопределенности и предпринимательского риска. Новые отрасли характеризуются высокой степенью неопределенности и риска, но с течением времени ситуация проясняется и риск снижается, что приводит к притоку новых фирм. Фирмы, которые выросли вместе с отраслью, должны быть готовы защитить себя от потенциальных новых крупных конкурентов и модифицировать конкурентные стратегии.
Анализ движущих сил имеет практическое значение для разработки стратегии компании.
Несмотря на существующие отраслевые различия, собственно процесс конкуренции мало чем отличается от одной отрасли к другой. Конкуренция в отрасли может быть представлена в виде равнодействующей пяти сил конкуренции по Портеру:
Таблица 1. Модель пяти сил конкуренции (основное средство анализа). 1 — силы конкуренции, вызванные угрозой прихода на рынок новых конкурентов, 2 — силы конкуренции, вызванные влиянием покупателей, 3 — силы конкуренции, вызванные попытками компании других отраслей расширить круг потребителей своих продуктов-заменителей, 4 — силы конкуренции, вызванные влиянием поставщиков
1. Потенциальные новые компании отрасли | ||
3.Поставщики основных факторов производства | Соперничество среди конкурирующих продавцов. Силы конкуренции, вызванные попытками соперников всеми средствами завоевать лучшую позицию на рынке и конкурентное преимущество | 2. Покупатели |
4. Фирмы других отраслей, производящие продукты-заменители |
Стратегия конкуренции компании является частью стратегии бизнеса и состоит:
Конкурентные войны между продавцами могут принимать различные формы и оттенки. На вооружении конкурентов состоят цена, качество, особенности предлагаемых товаров и услуг, гарантии и гарантийное обслуживание, реклама, распределительная и дилерская розничная сеть, восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса и т.п.
Исключительное значение имеют два основных принципа ведения конкурентной борьбы:
Чтобы справиться с силами конкуренции, стратеги-руководители разрабатывают подходы, которые позволяют:
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
тесты для проведения самостоятельного контроля знаний
1. Стратегический менеджмент–это:
а) процесс принятия решений;
б) наука об управлении сложными объектами;
в) наука и технология стратегического управления;
2. Стратегический менеджмент содержит следующие функции:
а) планирование, организация, руководство и контроль;
б) прогнозирование, планирование, организация, координацию, учет, контроль, анализ и мотивацию;
в) социальное планирование, координация, контроль и мотивацию.
3. К основным понятиям стратегического менеджмента относятся:
а) структура организации;
4. Высшим уровнем стратегического менеджмента является:
б) корпоративный уровень;
в) функциональный уровень.
5. Объектами стратегического менеджмента являются:
а) исследование и развитие;
д) различные виды стратегий организации.
6. Существуют следующие виды стратегий по уровням управления:
7. Основной целью портфельной стратегии является:
а) разделение труда;
б) определение специфики и особенностей товара конкурента;
в) расширение и укрепление портфеля ценных бумаг;
г) выявление конкурентных преимуществ.
8. Основной целью деловой стратегии является:
а) достижение устойчивых конкурентных преимуществ в организации;
б) расширение портфеля ценных бумаг;
в) определение работ в подразделениях организации;
г) совершенствование структуры управления.
9. Основной целью функциональной стратегии является:
а) разработка миссии организации;
б) разработка целей и задач в подразделениях организации;
в) определение сроков реализации продукции;
г) выявление потребностей персонала.
10. Стратегия низких издержек особенно успешна, если:
а) эластичность спроса по цене высока;
б) эластичность спроса по цене низка;
в) эластичность спроса по цене нулевая;
г) издержки в основном состоят из издержек на заработную плату.
11. Стратегия дифференциации особенно успешна:
а) в условиях массового спроса;
б) когда многие покупатели заинтересованы в особых характеристиках товара;
в) когда предпочтения покупателей сильно отличаются в зависимости от половозрастной принадлежности;
г) когда дифференциация рыночных ниш сочетается с высокой эластичностью спроса по доходу.
12. Стратегия сегментации особенно успешна при:
а) торговле однородным товаром;
б) производстве товаров массового спроса;
в) оказании элитных услуг;
г) организации торговли в маленьком городе.
13. Главной целью стратегического анализа внешней среды организации является:
а) информация, которую надо учитывать при формулировании миссии организации;
б) информация об угрозах, которую надо учитывать при разработке конкретной стратегии организации;
в) изучение специфики товара конкурента.
14. Организация, использующая стратегическое управление, планирует свою деятельность исходя из того, что:
а) окружение не будет изменяться;
б) в окружении не будет происходить качественных изменений;
в) в окружении постоянно будут происходить изменения.
15. Различия STEP- и SWOT – анализа состоят в том, что:
а) SWOT-анализ позволяет синтезировать результаты STEP-анализа как внешней, так и внутренней среды организации;
б) предметом SWOT-анализа выступает как внешняя, так и внутренняя среда организации, а предметом STEP-анализа – только ее внешняя макросреда;
16. SWOT-анализ включает:
а) анализ возможностей организации и вероятных угроз;
б) анализ сильных и слабых сторон в деятельности организации,
в сравнении с конкурентами;
в) анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков;
17. К основным видам деятельности в цепочке ценностей относят:
а) материально-техническое обеспечение;
г) управление людскими ресурсами;
е) все вышеперечисленное.
18. Конкурентные преимущества, связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья, относятся к конкурентным преимуществам:
19. Конкурентную силу поставщика организации определяют следующие факторы:
а) уровень специализации поставщика;
б) концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
в) темпы инфляции и нормы налогообложения;
г) все перечисленные факторы.
20. Конкурентная среда организации определяется:
а) только внутриотраслевыми конкурентами;
б) внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию;
в) фирмами, производящими замещающий продукт;
г) только фирмами, которые могут выйти на рынок с тем же
продуктом.
21. Соотношение, в котором находятся стратегическое планирование и стратегический менеджмент:
а) стратегический менеджмент – составная часть стратегического планирования в организации;
б) стратегическое планирование – элемент стратегического менеджмента;
в) стратегический менеджмент и стратегическое планирование объединяются в стратегическом маркетинге;
г) стратегический менеджмент – это разработка стратегического плана и управление стратегическими изменениями;
д) эти понятия означают на практике один и тот же процесс.
22. Ключевыми компонентами стратегического планирования являются:
а) цели планирования;
б) разработка этапов планирования;
в) структура управления.
23. Процесс стратегического планирования включает:
в) формулировку целей и задач;
г) определение уровней иерархии;
д) оценку возможностей и альтернативных вариантов;
ж) реализацию плана.
24. Соотношение понятия «стратегический план» и «долгосрочный план»:
а) стратегический план – это разновидность долгосрочного плана;
б) долгосрочный план – это разновидность стратегического плана;
в) стратегический и долгосрочный план – близкие, но в то же время различные понятия;
г) долгосрочный и стратегический план – это одно и то же.
25. Результатом системы стратегического планирования является:
а) определение миссии целей, выбор стратегий, распределений ресурсов для будущих программ;
б) определение планов маркетинга, производства, бизнес-план;
в) определение финансового плана, стратегий сбыта;
г) определение финансового плана и плана закупок.
26. Из приведенных ниже утверждений верно:
а) составление стратегического плана – это функция руководства;
б) составление стратегического плана – это дело внешних консультантов по стратегическому планированию;
в) составление стратегического плана – это функция планового отдела;
г) составление стратегического плана – это процесс, в котором обязательно должны участвовать люди, которые будут впоследствии его выполнять.
27. Стратегии, которые образуют «стратегическую пирамиду» крупной диверсификационной компании – это:
а) корпоративная стратегия;
б) стратегия горизонтальной интеграции;
в) функциональная стратегия;
г) стратегия фокусирования;
е) операционная стратегия.
28. К факторам, формирующим стратегию, относятся:
а) социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;
б) ориентация коллектива предприятия на стратегию;
в) привлекательность продукции, отрасли;
г) конкурентоспособность фирмы;
д) корпоративная культура.
29. К данной группе стратегии относятся стратегии, связанные в основном с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивающие отрасль, положение фирмы внутри отрасли и технологию:
а) концентрированного роста;
б) интегрированного роста;
30. Данный тип стратегии (из группы стратегии концентрированного роста) выбрала фирма, прилагающая большие усилия в области маркетинга и стремящаяся завоевать лучшие позиции с данным продуктом на данном рынке:
а) стратегию развития рынка;
б) стратегию развития продукта;
в) стратегию проникновения на рынок.
31. Реализация стратегии предусматривает:
а) активизацию менеджеров всех уровней;
б) выделение средств на реализацию стратегии;
в) введение передового опыта и достижений науки в процессе реализации стратегии;
г) стимулирование выполнения стратегического замысла;
д) формирование корпоративной культуры;
е) периодическую отчетность о выполнении стратегии.
ж) все вышеперечисленное
32. Основные условия выполнения стратегии–это:
а) формирование квалификационных и перспективных кадров;
б) подбор и эффективное использование персонала;
в) усиление конкурентных преимуществ фирмы;
г) приведение организационной структуры в соответствие со стратегией развития фирмы;
д) повышение роли первого руководителя фирмы.
33. Организационные изменения встречают наибольшее сопротивление вследствие:
а) неправильной последовательности действий при их проведении;
б) консервативности людей;
в) воздействия внешних обстоятельств;
г) недостатка ресурсов для осуществления изменений.
34. К основным факторам, определяющим выбор той или иной организационной структуры относятся:
а) степень разнообразия деятельности фирмы;
в) географическое размещение фирмы;
г) технология фирмы;
д) отношение со стороны руководителей и сотрудников;
е) динамизм внешней среды;
ж) все перечисленные факторы.
35. Определяющим фактором эффективности стратегического менеджмента является:
а) система мотивации персонала;
Укажите какие факторы стимулируют конкурентные преимущества предприятия тест
ТЕСТЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ строительных организаций»
1. Тест. Объектом конкуренции являются:
a) товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя;
b) фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели;
c) потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка;*
d) группа потребителей, входящих в один сегмент рынка.
2. Основными объектами управления конкурентоспособностью являются:
a) продажная цена товара и полезный эффект от его использования;
b) издержки производства и сбыта;
c) полезный эффект и цена потребления;*
d) потребительская новизна товара.
3. Расширение компании за счет поглощений и слияний с фирмами своей отрасли, поставляющими сырье и полуфабрикаты – это:
a) регрессивная вертикальная интеграция;*
b) прогрессивная вертикальная интеграция;
c) горизонтальная интеграция;
d) дополняющая диверсификация.
4. Кто разделил конкурентные стратегии фирмы на стратегию ценового лидерства, стратегию дифференциации и стратегию концентрации?
5. Одним из вариантов поведения фирм-коммутантов является выполнение функций субпоставщика несложных деталей или полуфабрикатов для более крупной компании (виолента или патиента). Какие меры предосторожности предпринимают мелкие фирмы, чтобы не потерять свободу и не превратиться в придаток монополии:
a) увеличивают размеры своей фирмы;
b) стремятся поставлять товары нескольким крупным корпорациям таким образом, чтобы доля каждой из них в общих продажах фирмы не превышала 20% оборота;*
c) уходят из своей ниши на рынке и приходят туда, где создаются более благоприятные для фирм-коммутантов условия;
d) ни один ответ не является верным.
a) производственным факторам конкурентоспособности;
b) рыночным факторам конкурентоспособности;
c) сбытовым факторам конкурентоспособности;*
d) сервисным факторам конкурентоспособности.
7. Кто использует стратегию компиляции или стратегию адаптации?
8. Удельный вес фирм-челенджеров (по Ф. Котлеру) в общей емкости определенного рынка составляет:
9. К наследственным конкурентным преимуществам персонала относится:
b) умение формулировать личные цели и цели коллектива;
c) умение управлять своими эмоциями;
d) общительность коммуникабельность.
10. Фирма – это:
a) управление всеми факторами, обеспечивающими достижение законным путём экономических и социальных преимуществ или выгод;
b) организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли;
c) предприятие, способное получать необходимый результат, позволяющий осваивать за определённые сроки закономерное количество изделий без коренного изменения основных производственных фондов;
d) главное действующее лицо конкурентных отношений на рынке.*
11. Фундаментальная рыночная ниша – это:
a) сегмент рынка продавца определённого товара или услуги;
b) ниша фирмы, которую ей удалось удержать в борьбе с конкурирующими предприятиями;
c) совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары (услуги), производимые данной фирмой;*
d) ни один ответ не является верным.
12.Конкурирующие фирмы – это:
a) фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу;*
b) борьба между фирмами на одном рыночном сегменте;
c) взаимодействие фирм на рынке за получение наивысшей прибыли.
d) фирмы, находящиеся на одной стадии жизненного цикла и в одной отрасли.
a) степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя;*
b) способность фирмы, производящей этот товар, достигать законным путём экономических и социальных преимуществ по сравнению с другими;
c) закономерность, состоящая в том, что стремление придать товару наилучшие характеристики в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступиться его достоинствами в других отношениях.
14. Максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодным заплатить за данный товар – это:
a) запас конкурентоспособности товара;
b) потребительская ценность товара;*
c) цена продажи товара;
d) себестоимость товара.
15. Какой метод ведения конкурентной борьбы состоит в том, что конкурирующие фирмы стараются привлечь потребителя с помощью повышения потребительской ценности товара:
a) ценовая конкуренция;
b) неценовая конкуренция;*
c) недобросовестная конкуренция;
d) прямая конкуренция.
16. Стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества:
a) виолентная стратегия;
b) коммутантная стратегия;
c) патиентная стратегия;*
d) экплерентная стратегия.
17. Конкурентная стратегия, ориентированная на радикальные нововведения – это:
a) виолентная стратегия;
b) коммутантная стратегия;
c) патиентная стратегия;
d) экплерентная стратегия.*
18. Фирмы-виоленты, отличающиеся особо крупными размерами; средним по темпу, но очень устойчивым ростом; широкой диверсифицированностью и наличием сети зарубежных филиалов – это:
c) «неповоротливые бегемоты»;
19.Тест. Олигополия – состояние рынка, при котором на нём господствует:
a) небольшое число крупных фирм;*
b) одна крупная фирма;
c) небольшое число средних фирм;
d) большое число крупных фирм.
20. Факторы, характеризующие виолентную стратегию конкурентной борьбы:
b) экономия на снижение постоянных издержек;*
c) ставка на радикальные нововведения;
d) дифференциация продукта.
21. Дифференциация продукта – это:
a) универсальный приём ценовой конкуренции;
b) процесс создания разновидностей продукта, отличающихся по качественным и сервисным характеристикам, по рекламно-маркетинговому обеспечению, и ориентированных на разные слои потребителей;*
c) процесс проникновения фирмы в смежные отрасли (подотрасли) производства;
d) закономерность, состоящая в том, что две или более фирмы никогда не занимают полностью совпадающую рыночную нишу.
22. Рисковые вложения в деятельность фирм-пионеров (эксплерентов) ради получения сверхвысокой прибыли называют:
a) резервным капиталом;
b) оборотным капиталом;
c) венчурным капиталом;*
d) внеоборотным капиталом.
23. Если темпы роста ниши и нишера уменьшаются, то применяется:
a) стратегия поддержки позиций;*
b) стратегия интеграции;
c) стратегия лидерства в нише;
d) стратегия выхода за пределы ниши.
24. Какие варианты поведения не соответствует фирмам-коммутантам:
a) деятельность в сферах традиционно обслуживаемых только мелким бизнесом;
b) выполнение функций субпоставщика несложных деталей или полуфабрикатов;
c) выпуск товаров или услуг, копирующих чужие изделия;
d) выпуск товаров массового спроса?*
25. Естественная монополия – это:
a) состояние рынка, при котором на нём господствует небольшое число крупных фирм;
b) состояние рынка, при котором на нём господствует одна фирма, производящая товары или услуги более эффективно, чем это делали бы несколько компаний-конкурентов;*
c) состояние рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей;
d) состояние рынка, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт.
26. Фирмы, ведущие производственную деятельность в нескольких странах, называют:
a) финансово-промышленными группами;
c) транснациональными корпорациями;*
27. Какой тип фирмы играет решающую роль на первом этапе научно-технического прогресса (изобретение и внедрение новшества):
28. Совокупность свойств и характеристик продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, называют:
a) качеством продукции;*
b) уровнем качества продукции;
c) показателем функциональной пригодности;
d) показателем совместимости.
Тест. 29. К сырью и природному топливу не применяются следующие показатели качества товаров:
30. Показатели, характеризующие соответствие изделия типичным размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей, называются: